Научная статья на тему 'Любительский фотопортрет в современной культуре'

Любительский фотопортрет в современной культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
562
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / ФОТОПОРТРЕТ / КУЛЬТУРА / CULTURE / СЮЖЕТ / ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / VISUAL SOCIOLOGY / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / АMATEUR PHOTOGRAPHY / PHOTO PORTRAIT / SUBJECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нетусова Татьяна Михайловна

Статья посвящена анализу функций любительского фотопортрета в XIX-XXI вв. Особое внимание уделяется определению понятий «любительская фотография» и «любительский фотопортрет» в рамках социологии культуры. Также рассмотрены ключевые различия в восприятии фотографии двух поколений (старшего и младшего), в частности основные сюжеты любительских фотографий и ключевые функции фотографии. Данные статьи подкреплены комплексным авторским социологическим исследованием, которое проходило в 2013-2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amateur photo portrait in contemporary culture

The issue is devoted to the analysis of key functions of amateur photo portrait in XIX-XXI centuries. The special attention is paid to the definitions of “amateur photography” and “amateur photo portrait” in the field of sociology of culture. In addition, the key differences in the perception between two generations (the younger and the elder) as well as main themes of amateur photographs and core functions of photography in general are examined. The issue is backed by author’s complex sociological research that was conducted in 2013-2014.

Текст научной работы на тему «Любительский фотопортрет в современной культуре»

Т.М. Нетусова

ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ФОТОПОРТРЕТ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена анализу функций любительского фотопортрета в Х1Х-ХХ1 вв. Особое внимание уделяется определению понятий «любительская фотография» и «любительский фотопортрет» в рамках социологии культуры. Также рассмотрены ключевые различия в восприятии фотографии двух поколений (старшего и младшего), в частности основные сюжеты любительских фотографий и ключевые функции фотографии. Данные статьи подкреплены комплексным авторским социологическим исследованием, которое проходило в 2013-2014 гг.

Ключевые слова: любительская фотография, фотопортрет, культура, сюжет, визуальная социология, поколение.

«Более ста пятидесяти лет фотография наблюдает за миром, но теоретические наблюдения за фотографией продвинулись недостаточно»1. Первоначально фотографию начали изучать в контексте антропологии (этнографии) в исследованиях культуры, затем ее уже стали рассматривать как акциональный феномен фольклора. И наконец, в конце XIX в. в рамках постмодернист -ского исследовательского метода институционализировалась визуальная социология, которая использовала качественные методы для интерпретации различных источников информации, таких как фотографии, видеофильмы, фильмы и т. д. К периоду «визуального поворота» (1960-1970 гг.) было накоплено большое количество визуальных документов, а фотография и кинематограф были уже настолько распространены, что люди начали фиксировать обычную жизнь. Вместе с тем следует заметить, что любительская фотография в целом пока еще редко выдвигается в качестве объекта социологического исследования, остаются неясными мотивы,

© Нетусова Т.М., 2015

ценностные ориентации, смысловое содержание, которыми наполняются любительские фотографические практики различных возрастных и тендерных групп.

На популярном информационном портале о фототехнике и фотографии «Фотокомок.ру»2 есть достаточно простое разделение фотографии на профессиональную и любительскую. Так, «во-первых, профессиональная фотография делается качественной дорогой аппаратурой. При этом неважно, аналоговая камера это или цифровая. Во-вторых, профессиональная фотография отличается высоким качеством изображения, так как фотограф при съемке учитывает множество факторов, таких как освещенность, расстояние и многие другие. При этом мастер умело пользуется всевозможными настройками фотоаппарата. В-третьих, профессиональная фотография, как правило, отличается выраженной сюжетной линией и художественностью. Любители чаще всего делают свои снимки спонтанно, а профессионалы тратят некоторое время на подготовку, обдумывая композицию и выставляя освещение. Любительское фото, как правило, просматривается зрителем быстро и без особого интереса, а вот профессиональная фотография останавливает на себе взгляд. Буквально у каждого дома лежат "килограммы" различных фотографий и еще больше их хранится мертвым грузом на компьютере. Но 99 % всего этого богатства - это любительская фотография, интересная только узкому кругу членов семьи и друзей. В основной своей массе это снимки невысокой художественной ценности и без сюжетного наполнения. Когда фотографии не только привлекают внимание, но и начинают приносить финансовую выгоду, это означает, что фотограф из любителя превращается в профессионала». Как мы видим, ключевыми характеристиками данной классификации являются «качество изображения и фотоаппаратуры», «художественность» и, что самое главное, - «финансовая выгода». Если первые два параметра являются достаточно дискуссионными, то третий не вызывает сомнений.

Следует заметить, что категорические оценки любительской фотографии как банального, недостойного внимания объекта проистекают из определенного круга профессиональных ценителей фотоискусства и вряд ли могут быть приняты социологами. Даже если отдельные изображения кажутся неинтересными посторонним, то для человека, который их сделал и для чего-то сохранил, они представляют определенную ценность, в том числе эстетическую. Кроме того, в отличие от искусствоведов социологи должны рассматривать не отдельные экземпляры фотографий, а их серии, объединенные тематически или хронологически. При таком рас-

смотрении выявляются смысловые отношения, делающие каждый отдельный снимок ценностно «нагруженным».

Выделим две группы характеристик для разделения фотографий на любительские и профессиональные, а именно специфические и неспецифические. К первой группе можно отнести характеристики, относящиеся ко всем фотографам-любителям без исключения: производство фотографий в личных целях, для показа их определенному узкому кругу людей (как правило, семье и друзьям), отсутствие мотива получения финансовой выгоды.

Ко второй группе характеристик любительской фотографии отнесем такие, которые могут вовсе отсутствовать или выражаться в разной степени. Они также важны для понимания ценностного отношения к любительской фотографии, но выступают как дополнительные: качество, функциональные возможности и рыночная цена используемой фотоаппаратуры; качество изображения (размер зерна, цифровой объем фотографии и т. д.); художественность изображения и продуманность во время процесса съемки; наличие специального образования в сфере фотографии (в том числе и различных дипломов и сертификатов), а также относительно большое количество сделанных фотографий в год. Важно отметить, что ни возраст, ни пол не имеют значения в данной классификации.

В результате проведения авторского социологического исследования в 2013-2014 гг., целью которого было выявить место и ключевые функции любительской фотографии в жизни москвичей двух поколений (18-25 лет и 45-52 года), была выделена особая роль любительского фотопортрета. При определении данного термина в настоящей работе мы основывались на общепризнанной в искусстве трактовке понятия «портрет», а именно «изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригина-лом)»3. Таким образом, под «любительским фотопортретом» в данной работе мы понимали фотографию, сделанную фотолюбителем, на которой изображен человек или группа людей.

В ходе исследования были выделены основные цели фотографирования, присущие младшему и старшему поколениям. Вероятно, с самых первых дней изобретения фотографии она в первую очередь ассоциировалась с памятью и закреплением важной информации. Так и сегодня респонденты младшего поколения считают ключевой целью фотографирования как на количественном, так и на качественном этапе исследования память (55,8 % респондентов),

сохранение эмоций и т. д. Вместе с тем есть еще одна точка зрения на мотивацию производства фотографий, а именно - эстетическое удовлетворение (25,7 % респондентов). «И4. Ну, я не знаю: увидел, вспомнил, порадовался, закрыл и положил и пускай дальше пылится. Все!»4, «И7. Ну, если делать с какой-то целью фотографии, тогда это будет какая-то работа. Мне кажется это для себя просто. Я же не работаю репортером, фоторепортером или фотографом. Я уже сказала, что это хобби»5.

Делая любительские фотографии для своего удовольствия, человек невольно дает объективную информацию о том, что ему интересно, что ему дорого в жизни. Для того чтобы определить ключевые сюжеты любительских фотографий, нам показалось недостаточным просто задать открытые вопросы в ходе интервью, в связи с чем мы использовали контент-анализ 310 личных фотографий респондентов. Основными критериями для отбора фотографий были следующие: они должны были быть их личного производства, а также наиболее полно характеризовать их фотоархив.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе интервью и подкрепленные результатами анкетного опроса. Самым популярным сюжетом любительской фотографии для младшего поколения стали портретные фотографии (20,5 % ответов), ключевым моментом которых являются эмоции и настроение. «И10. Либо какие-то эмоции на лице, ну, портретная съемка, либо красивые моменты, игра света, либо какие-то веселые запечатлившиеся... ассоциирующиеся с чем-то»6.

Стоит отметить важную характеристику любительских фотопортретов младшего поколения: на них, как правило, изображен непосредственно человек, нередко крупным планом, что свидетельствует о том, что младшим респондентам важно передать и запомнить красоту и образ человека.

Респондентам старшего поколения, как и респондентам младшего, было предложено самим сформулировать, что для них значит фотография. Первое, наиболее характерное и часто встречающееся у старшего поколения мнение, которое также совпадает с мнением младшего поколения, - это фотография как память. Здесь важно отметить, что в данном случае респонденты указывают на ключевую объективную функцию любой фотографии - фиксировать действительность в процессе ее изменения. То есть фотография для старшего поколения в первую очередь хроника жизни, которая для каждого своя.

В отличие от младшего поколения фотопортреты как сюжеты фотографий стоят у старшего поколения на втором месте (на первом - застолья, торжества и праздники). Однако если у первых в основном изображены друзья, то у респондентов старшего поко-

ления этот список намного шире, туда входят дети, семья, гости, родственники, коллеги и т. д. Здесь важно отметить, что у младшего поколения семья входит в список ключевых ценностей, но поскольку у них пока еще нет своей семьи, в любительских фотоархивах она встречается гораздо реже.

Кроме того, было выяснено, что в фотоархивах обоих поколений присутствуют фотографии людей, что также подтверждается интервью. Однако в отличие от младшего поколения старшее поколение фотографирует людей в различной обстановке, т. е. на вечеринках, на природе и т. д. Таким образом представители старшего поколения пытаются сохранить в памяти еще и важные события.

Любительская фотография и по сей день является неотъемлемой частью культуры повседневности. Фотография в целом уже давно находится в фокусе исследователей из различных областей, в том числе и социологов. Однако последние, как правило, изучают фотографию с точки зрения инструментального подхода, что оставляет внушительный пласт неотвеченных вопросов. В данной статье была предпринята попытка рассмотреть различия в восприятии любительского фотопортрета у двух поколений, в частности их предпочтения сюжетов и композиций, функций фотографии, а также основных целей производства фотографий. Таким образом, заложен «фундамент» для дальнейших исследований на пересечении визуальной социологии и социологии культуры, объектом которых могут стать любительские фотопортреты.

Примечания

Круткин В.Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 1. С. 172. Фотография любительская и профессиональная [Электронный ресурс] // Фотобарахолка. URL: http://www.fotokomok.ru/fotograflya-lyubitelskaya-i-pro-fessionalnaya (дата обращения: 15.10.2014).

Портрет [Электронный ресурс] // Информационный сайт «Академик». URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592/ %D0 %9F %D0 %BE %D1 %8

0 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D1 %82 (дата обращения: 15.10.2014).

И4. С. 3. Архив автора.

И7. С. 3. Архив автора.

И10. С. 3. Архив автора.

2

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.