Научная статья на тему 'ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕАТРЫ: СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ'

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕАТРЫ: СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1004
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕТОД / СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Злотникова Татьяна Семеновна, Гиршон Светлана Валерьевна

В работе предложен обзор источников, посвященных любительскому театру как социокультурному феномену, существовавшему на территории Советского государства и в постсоветской России. Поскольку любительский театр как социокультурный феномен имеет сложную природу, к изучению его деятельности целесообразно применение междисциплинарного подхода. Деятельность любительских театров рассмотрена в историко-культурном и социокультурном контекстах. Авторы рассматривают социологический, педагогический, организационный аспекты деятельности любительских театров, а также их вклад в культурные практики регионов. На протяжении существования Советского государства любительские театры рассматривались как средства пропаганды и воспитания артистов-любителей и их аудитории в духе советской идеологии. В отличие от профессиональных театров, любительские коллективы в 60-е гг. мгновенно реагировали на смену идеологических парадигм, задавали острые, неудобные вопросы, отражали активную гражданскую позицию. Период «оттепели» отмечен творческим расцветом любительских театров-студий, закончившимся столкновениями с советской цензурой. В 90-е гг. после распада СССР и отмены руководящей роли КПСС в жизни государства любительские коллективы вступили в период экспериментов как в организационном, так и в эстетическом плане. Определенной границей данного периода стала профессионализация одних любительских коллективов и прекращение деятельности других. Авторы рассматривают культурные практики любительских театров в период с 2000-х гг., когда был завершен процесс передачи части любительских коллективов из ведомственного подчинения в муниципальное. Также уделяется внимание условиям существования любительских театров на территории Ярославской области в наши дни. Самодеятельные театры позиционируют себя, прежде всего, как способ организации активного творческого досуга взрослого населения. Педагогическая составляющая в их деятельности занимает незначительную часть, репертуар носит развлекательный характер. При наличии двух-трех коллективов, известных за пределами региона, основная часть любительских театров Ярославской области осуществляют культурно-просветительскую функцию в небольших населенных пунктах, где нет профессионального театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMATEUR THEATERS: SOVIET PAST AND CURRENT PRACTICES

This work offers an overview of sources devoted to amateur theater as a socio-cultural phenomenon that existed on the territory of the Soviet state and in post-Soviet Russia. Since amateur theater as a socio-cultural phenomenon has a complex nature, it is advisable to apply an interdisciplinary approach to the study of its activities. The activities of amateur theaters are considered in historical, cultural and sociocultural contexts. The authors consider the sociological, pedagogical, organizational aspects of the activities of amateur theaters, as well as their contribution to the cultural practices of the regions. Throughout the existence of the Soviet state, amateur theaters were considered as means of propaganda and education of amateur artists and their audiences in the spirit of Soviet ideology. Unlike professional theaters, amateur groups in the 60s instantly reacted to a change in ideological paradigms, asked sharp, uncomfortable questions, and reflected an active civic position. The thaw period was marked by the creative heyday of amateur studio theaters, which ended in clashes with Soviet censorship. In the 90s, after the Soviet dissolution and the abolition of the leading role of the CPSU in the life of the state, amateur groups entered the period of experiments both organizationally and aesthetically. A certain boundary of this period was the professionalization of some amateur groups and the cessation of the activities of others. The authors consider the cultural practices of amateur theaters since the 2000s, when the process of transferring part of amateur groups from departmental subordination to municipal was completed. Attention is also given to the conditions for the existence of amateur theaters in the Yaroslavl region nowadays. Amateur theaters position themselves mainly as a way of organizing active creative leisure of the adult population. The pedagogical component in their activities has an insignificant part, the repertoire is entertaining in nature. In the presence of two or three groups known outside the region, the main part of amateur theaters in the Yaroslavl region carry out a cultural and educational function in small settlements where there is no professional theater.

Текст научной работы на тему «ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕАТРЫ: СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ»

КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ

УДК 008

Т. С. Злотникова https://orcid.org/0000-0003-3481-0127 С. В. Гиршон https://orcid.org/0000-0001-8382-2031

Любительские театры: советское прошлое и актуальные практики

Выполнено Т. С. Злотниковой по гранту РНФ 20-68-46013)

Для цитирования: Злотникова Т. С., Гиршон С. В. Любительские театры: советское прошлое и актуальные практики // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 202-209. DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-202-209

В работе предложен обзор источников, посвященных любительскому театру как социокультурному феномену, существовавшему на территории Советского государства и в постсоветской России. Поскольку любительский театр как социокультурный феномен имеет сложную природу, к изучению его деятельности целесообразно применение междисциплинарного подхода. Деятельность любительских театров рассмотрена в историко-культурном и социокультурном контекстах. Авторы рассматривают социологический, педагогический, организационный аспекты деятельности любительских театров, а также их вклад в культурные практики регионов. На протяжении существования Советского государства любительские театры рассматривались как средства пропаганды и воспитания артистов-любителей и их аудитории в духе советской идеологии. В отличие от профессиональных театров, любительские коллективы в 60-е гг. мгновенно реагировали на смену идеологических парадигм, задавали острые, неудобные вопросы, отражали активную гражданскую позицию. Период «оттепели» отмечен творческим расцветом любительских театров-студий, закончившимся столкновениями с советской цензурой. В 90-е гг. после распада СССР и отмены руководящей роли КПСС в жизни государства любительские коллективы вступили в период экспериментов как в организационном, так и в эстетическом плане. Определенной границей данного периода стала профессионализация одних любительских коллективов и прекращение деятельности других. Авторы рассматривают культурные практики любительских театров в период с 2000-х гг., когда был завершен процесс передачи части любительских коллективов из ведомственного подчинения в муниципальное. Также уделяется внимание условиям существования любительских театров на территории Ярославской области в наши дни. Самодеятельные театры позиционируют себя, прежде всего, как способ организации активного творческого досуга взрослого населения. Педагогическая составляющая в их деятельности занимает незначительную часть, репертуар носит развлекательный характер. При наличии двух-трех коллективов, известных за пределами региона, основная часть любительских театров Ярославской области осуществляют культурно-просветительскую функцию в небольших населенных пунктах, где нет профессионального театра.

Ключевые слова: театр, любительский театр, свободное время, междисциплинарность, социокультурный метод, советская и постсоветская действительность.

CULTURE CONFORMABLE PRACTICES

T. S. Zlotnikova, S. V. Girshon

Amateur theaters: soviet past and current practices

This work offers an overview of sources devoted to amateur theater as a socio-cultural phenomenon that existed on the territory of the Soviet state and in post-Soviet Russia. Since amateur theater as a socio-cultural phenomenon has a complex nature, it is advisable to apply an interdisciplinary approach to the study of its activities. The activities of amateur theaters are considered in historical, cultural and sociocultural contexts. The authors consider the sociological, pedagogical, organizational aspects of the activities of amateur theaters, as well as their contribution to the cultural

© Злотникова Т. С., Гиршон С. В., 2021

practices of the regions. Throughout the existence of the Soviet state, amateur theaters were considered as means of propaganda and education of amateur artists and their audiences in the spirit of Soviet ideology. Unlike professional theaters, amateur groups in the 60s instantly reacted to a change in ideological paradigms, asked sharp, uncomfortable questions, and reflected an active civic position. The thaw period was marked by the creative heyday of amateur studio theaters, which ended in clashes with Soviet censorship. In the 90s, after the Soviet dissolution and the abolition of the leading role of the CPSU in the life of the state, amateur groups entered the period of experiments both organizationally and aesthetically. A certain boundary of this period was the professionalization of some amateur groups and the cessation of the activities of others. The authors consider the cultural practices of amateur theaters since the 2000s, when the process of transferring part of amateur groups from departmental subordination to municipal was completed. Attention is also given to the conditions for the existence of amateur theaters in the Yaroslavl region nowadays. Amateur theaters position themselves mainly as a way of organizing active creative leisure of the adult population. The pedagogical component in their activities has an insignificant part, the repertoire is entertaining in nature. In the presence of two or three groups known outside the region, the main part of amateur theaters in the Yaroslavl region carry out a cultural and educational function in small settlements where there is no professional theater.

Keywords: theater, amateur theater, free time, interdisciplinarity, socio-cultural method, Soviet and post-Soviet reality.

Введение

Проблематика деятельности любительских театров в Советском Союзе (прежде в России) носит интегративный характер и нуждается в актуализации междисциплинарной методологии для своего изучения. Поскольку феномен любительского театра многогранен, заключает в себе и социокультурную, и эстетическую компоненты, столь же многогранной должна быть и методология.

Для решения вопроса о значении и содержании культурного опыта данного типа театральных коллективов мы сочли, прежде всего, необходимым исследовать историко-культурную динамику и социокультурные интенции, характеризующие деятельность любительских театральных коллективов.

Методы (теоретико-методологические основания) изучения любительских театров

Среди методов, которые необходимо привлечь для изучения любительских театров, - историко-культурный.

История любительских театров охватывает значительный период: с XIX в. до начала XXI в. Процесс зарождения и развития любительских театров подробно рассмотрен

И. Е. Честнодумовым [Честнодумов, 2010], частично Н. И. Слободянюк [Слободянюк, 2005]. Сведения о деятельности, репертуаре, анализе спектаклей молодежных, в частности студенческих и - шире, как это называлось в СССР, народных театров в конце 1960-х и в 1970-х гг. содержатся в работах А. Д. Силина [Силин, 1978], М. Князевой, Г. Вирена, В. Климова [Князева, 1984]. Работы названных авторов в основном относятся к 80-м гг. прошлого века и представляют собой попытку осмысления практик любительских театров «здесь и сейчас». Достаточно глубокий, хотя и не лишенный субъективности, анализ

и самоанализ феномена студенческого театра в 70-е гг. XX в. дан в работах основателя студенческого театра МГУ «Наш дом» М. Розовского [Розовский, 2008], написанных в начале XXI в. и представляющих собой не только мемуары, но и осмысление деятельности с точки зрения тридцатилетнего опыта работы как в самодеятельном, так и в профессиональном театре.

Проделанный нами анализ не слишком обширной мемуарной литературы, а также работ, посвященных самодеятельному (любительскому) театру периода 70-80-х гг. прошлого века, позволил отметить такое важное явление, как создание любительских студий в качестве эстетической альтернативы существующим штампам и ограничениям, отмечавшимся в профессиональных театрах. Этот импульс был характерен для любительского движения вне зависимости от времени или места возникновения объединения; так, любительский театр как источник обновления театра профессионального рассматривался в работе Д. В. Байдиной [Байдина, 2019].

Обращаясь к социокультурным и художественным практикам, существовавшим в последние десятилетия XIX и в начале XX в. и давшим толчок театральному любительству ХХ в., напомним: французский режиссер Андре Антуан в Свободном театре (Театр Либр), русский актер и режиссер К. С. Станиславский в Художественном общедоступном вели поиски новых выразительных средств в сходном русле: отказались от устоявшейся системы амплуа, стремились к созданию психологически достоверных образов, ввели понятие актерского ансамбля. Впоследствии их опыт рассматривался как предвестие широкого любительского движения в Европе. Студийное движение в СССР в годы первых пятилеток дало широкий спектр форм политического театра: ТРАМы,

политтеатры, агиттеатры. Театры-студии, появившиеся во времена «оттепели», в 70-х гг. XX в., дали такие формы, как театры студенческих миниатюр, ввели понятие «интеллектуальной эстрады», как определяет его в своих воспоминаниях Марк Розовский [Розовский, 2008, с. 24].

Помимо творческих поисков новых форм, театрального эксперимента, любительские театры в выборе репертуара делали ставку на наиболее острые, волнующие современников вопросы. Любительские театры-студии, самодеятельные театральные коллективы, в отличие от профессиональных театров, мгновенно и остро реагировали на происходящие изменения в социальном окружении, на смену идеологических парадигм, что было характерно уже для 1920-1930-х гг. [Миронова, 1977]. Примером тому стало студийное движение в СССР во времена «оттепели» и позднее, в 70-х гг. XX-го в. Новый всплеск движения театров-студий приходился на конец 80-х - времена смены государственного строя и новой России. Далее в связи с экономическим кризисом происходит прекращение деятельности любительских объединений даже в качестве клубных объединений Дворцов культуры. Часть любительских театров-студий перешла в статус профессиональных и вошла в систему управления профессиональными театрами.

Обозначенная нами необходимость междисциплинарного изучения любительских театров подразумевает выход на новые горизонты исследования в плане комплексного изучения культуры, позволяет делать, наряду с широкими обобщениями, изучение отдельных сфер культуры на основе анализа в контексте компаративистики, с учетом функций и структуры меняющегося социума. Таким образом, междисциплинарный подход позволяет соотнести на теоретическом и методологическом уровнях различные контексты изучения культуры. Вопросам междисциплинарного изучения культурных феноменов посвящены работы Т. С. Злотниковой [Злотникова, 2016; Злотникова, 2008], Л. П. Киященко [Злотникова, 2015], Т. И. Ерохиной и др. В исследовании, посвященном философии творческой личности, формулируется авторская концепция изучения творческой личности как философски, эстетически, социально-психологически и социокультурно осмысливаемого феномена. Автор дает пример соединения философских, социально-психологических и социально-культурных методов.

Из сказанного выше следует, что историко-культурный метод предполагает соотнесение конкретных явлений с происходящим в общекуль-

турной сфере, с явлениями в социальной, политической сферах.

Социокультурный же метод соединяет представления об индивидуальной деятельности человека и социальном контексте, в котором это происходит [Ефимов, 2009, с. 269]. Личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм. Одной из таких попыток является «культурный анализ» (или «социокультурный анализ»), согласно мысли Л. Г. Ионина [Ионин, 2018]. По мнению автора, это не столько особая научная дисциплина, «сколько направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений» [Цит. по: Резник, 2016, с. 305].

При использовании социокультурного метода мы обращаем внимание на публикации, отражающие различные аспекты деятельности любительских театров в период с 2000-х гг. Данный период выбран с учетом новой социально-экономической и управленческой тенденции: мы имеем в виду изменения в организационно-правовой принадлежности любительских коллективов, отмечавшиеся в 1990-х гг. (в частности, передача Дворцов культуры из ведомственного подчинения, когда они были опекаемы крупнейшими предприятиями регионов, в муниципальное и областное), в целом завершены. Любительские коллективы в этот недавний период действуют относительно стабильно - как клубные формирования Дворцов и Домов культуры либо как коллективы во вновь созданных культурно-досуговых центрах.

В настоящее время многие самодеятельные театры создаются в основном для обеспечения досуга населения. Социокультурный метод позволяет уделить внимание особенностям организации работы любительского театрального коллектива как клубного формирования в системе дворцов культуры или культурно-досуговых центров.

Поскольку любительские театры-студии предполагают не только создание предназначенного публике художественного, часто художественно-публицистического продукта, но и обучение участников навыкам актерского мастерства, ряд исследований, созданных на границе между социокультурным и социально-педагогическим методами, посвящен педагогическим аспектам. Авторы в этом случае рассматривают понятие любительского театра в узком смысле - как доброволь-

ное творческое объединение, коллектив любителей театрального искусства, которые занимаются творческим самовыражением, выявлением талантов участников. Следует согласиться с исследователями, которые полагают, что в любительском театре происходит упрощение принципов обучения, опускается теоретическая часть, на первый план выдвигается воспитательно-творческий путь участников, им важен сам процесс постановки спектакля, взаимодействие с режиссером, отношения между участниками театрального коллектива. К достоинствам любительского театра авторы справедливо относят возможность эксперимента и ухода от шаблонов, заинтересованность в процессе; к недостаткам, среди прочих, - сложности в организации деятельности, «текучку», необязательность/дисциплинарные проблемы участников, авральность или нестабильность репетиционного процесса.

Отдельные работы посвящены социокультурному контексту деятельности любительских коллективов. Так, Н. А. Зелинская [Зелинская, 2017] и Н. И. Гришкина [Гришкина, 2009] рисуют социокультурный портрет зрителя любительского театра в малых городах России. Авторы утверждают, что для успешного формирования собственной зрительской аудитории театру необходимо знать, какой зритель ходит в театр, поэтому составление социокультурного портрета зрителя театра способствует изучению и развитию такого явления, как театр любительский.

Ряд работ посвящен вкладу любительских театров-студий в создание культурной среды в регионах. При всей значимости этого аспекта социокультурной проблематики, она не нашла значительного по объему отражения в исследованиях. Отметить можно лишь немногие публикации. Так, М. В. Подкорытова [Подкорытова, 2012] рассматривает социальные аспекты театрального «любительства» на примере молодежных театров в Иркутской области. С. Н. Басалаев [Басалаев, 2019], оценивая вклад любительских студий в формирование культурной среды Кузбасского региона, рассматривает понятие театрального пространства. Автор констатирует, что в настоящее время наблюдается снижение экспериментальной театральной деятельности в любительских коллективах. Анализируя результаты опроса руководителей местных самодеятельных театров, автор обозначает проблемы, которые объективно тормозят развитие коллективов.

Результаты исследования

Результаты исследования представлены через обобщенный нами тезаурус и краткую характери-

стику практической работы любительских коллективов.

Теоретические основы актуализации тезуаруса, необходимого для изучения любительских театров

Мы полагаем полезным обозначить (не останавливаясь детально) некоторые понятия, используемые при обсуждении работы любительских театров: досуг [Толковый словарь русского ... , 1935-1940], свободное время [Национальная философская энциклопедия, 1983], а также - в самом обще виде - театр [Гуревич, 2012; Гуревич, 2002]. В качестве важного, хотя и не первостепенно понятия мы обозначаем и театральное пространство как форму всех явлений социально-культурной деятельности, связанных с театральным творчеством, лежащим в основе данных явлений, как ровный невзрачный однородный фон, определяющий систему взаимоотношений, а также принципы, правила, способы театрального творчества в контексте определенной эпохи [Басалаев, 2009, с. 110].

Одно из основных понятий, которое используется в данной работе, - «любительский», «любительство» [Толковый словарь ... , 1935-1940], учитывается, в числе прочего, использование понятия «любительский» как синонима «дилетантский». Учитывается принятое в разное время представление о любительских объединениях (аналоги - клубные объединения или клубы по интересам). В силу сложившей во второй половине ХХ в. традиции мы отмечаем, что самодеятельное художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм; имеется в виду также процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналогов в других пластах художественной культуры [Зелинская, 2017].

В качестве важного, хотя и не первостепенного в данной проблематике понятия мы обозначаем и театральное пространство как форму всех явлений социально-культурной деятельности, связанных с театральным творчеством, лежащим в основе данных явлений как ровный невзрачный однородный фон, определяющий систему взаимоотношений, а также принципы, правила, способы театрального творчества в контексте определенной эпохи [Басалаев, 2019, с. 99-111].

При изучении актуальных практик любительских театров мы, прежде всего, отмечаем, что исследований современного состояния любитель-

ских театров в Ярославской области в целом крайне мало. (Отметим еще раз, что под современным состоянием мы имеем в виду период с начала 2000-х, когда процесс передачи ведомственных учреждений культуры в муниципальное управление фактически был завершен.) Публикации в местных СМИ в основном касаются освещения работы одного-двух коллективов либо итогов областных фестивалей любительских театров. Основная информация о коллективах содержится на официальных сайтах ДК или страницах любительских театров в социальных сетях. Тем не менее целостной картины положения любительских театров региона до сих пор представлено не было.

Объектом эмпирического исследования стали взрослые, смешанные и молодежные любительские театральные коллективы, действующие на территории Ярославской области. Детские коллективы имеют свою специфику существования (с акцентом на дидактическую составляющую), поэтому в данной работе не рассматриваются. Любительские объединения высших и средних учебных заведений Ярославского региона существуют в формате команд КВН, а не театров, поэтому также не рассматриваются в качестве объекта изучения.

По данным областного центра народного творчества, на октябрь 2018 г., в Ярославском регионе действует 197 взрослых театральных коллективов, из них 36 театров имеют звание «народных» (образцовых).

По составу участников любительские театры разделяются на взрослые (от 18 лет), смешанные, молодежные. В регионе существуют такие виды любительских театров, как драматические, ТЮЗы, музыкальные, один театр эстрадных миниатюр.

По системе управления народные театры Ярославской области являются коллективами муниципальных Домов или Дворцов культуры, а также Культурно-досуговых центров, которые финансируются учредителем из муниципального бюджета. Данных о независимых любительских театральных коллективах, существовавших вне муниципальной системы управления культурой, нет.

Анализ данных, предоставленных Областным центром народного творчества, позволяет выделить следующие социокультурные функции, которые осуществляют местные любительские театры.

Во-первых, это особенно актуальная в современном социуме коммуникативная функция. Многие любительские коллективы региона объединяют несколько поколений, возраст участников - от 18 до 70 лет.

Во-вторых, что соответствует давней традиции работы аналогичных коллективов, это культурно-просветительская функция. Часть любительских коллективов существует в маленьких населенных пунктах, где нет своего театра, с гастролями профессиональные театры практически не приезжают. Так, заслуженный коллектив народного творчества театр «Левый берег» (г. Тутаев) практически взял на себя функцию профессионального городского театра. Пречистенский драматический народный театр является центром культурной жизни поселка Пречистое Первомайского муниципального района на протяжении уже 100 лет. Он основан энтузиастами Сергеем и Марией Красногорскими в 1918 г.

Говоря об условиях существования самодеятельных коллективов в театральном пространстве региона, следует отметить, что часть коллективов работают в крупном областном центре (Ярославль), где фактически вынуждены вступать в конкурентную борьбу за зрителя не только с профессиональными театрами, но и с другими многочисленными предложениями по организации досуга (кино, клубы, концертные площадки, цирк, организация квестов и прочее). Часть любительских театров действуют в некрупных районных городах или сельской местности и фактически являются единственными театрами для местных жителей.

В-третьих, культурно-досуговая функция. Любительские театры являются формой досуга, которая способствует культурному и духовно-нравственному развитию личности не только участников коллективов, но и зрителей.

Наряду с названными функциями, необходимо отметить широкое социокультурное значение любительских театральных коллективов, что проявляется через их участие в областных и городских фестивалях.

Так, в Ярославском регионе только в 2018 г. проводились такие фестивали любительских театров, как «Мышкинские театралинки», «Мы играем сказку», III Межрегиональный театральный фестиваль памяти Юрия Любимова «Рассказы старого трепача», «Мартовские премьеры», «Театральный саквояж». Заслуженный коллектив народного творчества РФ народный театр «Левый берег» (г. Тутаев, руководитель С. Асафьева) неоднократно становился победителем не только областных, но и российских фестивалей любительских театров (Крым, Москва). В 2020 г. он получил звание лауреата Всероссийского фестиваля любительских творческих коллективов в номинации «Культура - это МЫ!», диплом лауреата

XX Всероссийского фестиваля любительских театров «Успех», стал участником Международного фестиваля в г. Махачкале. «Городской центр» г. Тутаева, в состав которого входит театр, выиграл грант в размере 2 млн рублей в рамках национального проекта «Культура малой родины». Затем, в 2019 г., который в России был объявлен Годом театра, в Ярославле был проведен областной фестиваль любительских театров в рамках проекта «Творческие люди». В нем приняли участие 20 любительских коллективов из различных муниципальных районов. Финалистами стали Народный молодежный театр ДК Добрынина (г. Ярославль) с мюзиклом В. Вербина «Призрак замка Кентервиль»; Пречистенский народный драматический театр и театр «Левый берег» (г. Тутаев), каждый из которых представил свое прочтение пьесы О. Богаева «Марьино поле»; Брейтовский народный театр с комедией В. Гуркина «Прибайкальская кадриль». По мнению одного из членов жюри фестиваля актера Волковского театра Руслана Халюзова, любительский театр в регионе представляет собой настоящее движение. В личной беседе с авторами статьи эксперт так оценил результаты фестиваля: «В малых городах, в деревнях находятся настоящие подвижники, которые занимаются тем, что им интересно, в условиях, когда профессиональные театры к ним никогда не доедут. Спектакли театров "Левый берег" и Пречистенского драматического народного театра вполне уровневые по режиссуре и исполнению, несмотря на то, что сыграны любителями, тем не менее дают предмет для профессионального разговора».

Репертуарные поиски любительских коллективов - это особая социокультурная и художественно-эстетическая проблема, которую здесь мы только обозначим. Значительную часть репертуара местных самодеятельных театров составляют спектакли развлекательной направленности: комедии, водевили, сказки. В репертуаре преобладают произведения классической русской, советской драматургии (А. Н. Островский, В. Соллогуб, В. Розов, А. Дударев), современные авторы представлены произведениями на военно-патриотическую тему или комедиями (О. Богаев, Р. Куни, В. Гуркин). Исключение - редкие обращения к драматургии М. Макдонаха, произведениям Г. Гарсиа Маркеса - скорее подтверждают правило. Так называемый «социальный заказ», то есть необходимость обязательного участия коллективов в общегородских, сельских, районных праздниках, который «спускается» управлениями культуры ДК и КДК, приводит к увеличению в

репертуаре любительских театров аниматорских программ, концертных номеров. На наш взгляд, это смещает акценты от собственно драматических постановок в сторону массовых зрелищных мероприятий. Экспериментальные поиски театрального языка, своего художественного направления в настоящее время в местных любительских коллективах практически не представлены.

Социокультурный парадокс заключается в том, что стремление коллективов ориентироваться, прежде всего, на досуговую деятельность привело к ослаблению педагогической составляющей в деятельности взрослых любительских коллективов. Занятия по обучению азам актерского ремесла (мастерству, сценической речи) ведутся далеко не во всех театральных коллективах. Среди тех, кто уделяет внимание подготовке самодеятельных актеров до включения их в работу над спектаклями, можно отметить ярославские коллективы (Молодежный театр «Undergraund», ДК «Магистраль», театр-студия «Балаган», молодежный театр «Тема (ДК «Строитель»). Общераспространенная практика - только постановка спектакля с самодеятельными актерами. Педагогическая составляющая традиционно сильна в детских или школьных самодеятельных коллективах, которые зачастую дают участникам возможность профессионального определения. (Благодаря школьному театру «Новая волна» в г. Переславле-Залесском нашел свой путь в профессию популярный ныне актер театра и кино А. Петров.)

Заключение

Обобщая изученные теоретико-

методологические материалы и полученные сведения о практической работе современных любительских коллективов, делаем следующее заключение. К проблемам любительских театров Ярославской области, как по нашему мнению, так и по мнению руководителей коллективов, можно отнести нехватку материальных средств на постановки, затянутость или, наоборот, спешку репетиционного процесса, возникающую из-за нерегулярного посещения членами коллективов репетиций.

Изученная проблематика и эмпирический материал позволяют сделать вывод, что палитра любительских театральных коллективов Ярославской области в настоящее время представлена двумя-тремя яркими лидерами, известными за пределами региона, и остальными коллективами, выполняющими в основном функцию обеспечения досуга его участников.

Библиографический список

1. Байдина Д. В. Особенности любительского театрального искусства // Диалог цивилизаций: Восток-Запад : материалы XIX научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под редакцией

B. Б. Петрова, О. В. Филатовой, В. А. Цвыка. Москва : РУДН, 2019. С. 153-160.

2. Басалаев С. Н. К вопросу о понятии театральной любительской студии в провинции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 9. С. 99-111.

3. Бирюкова Н. С. Воспитательный процесс в любительском театральном коллективе / Н. С. Бирюкова, А. О. Куликова // Научные тенденции: Педагогика и психология : сборник научных трудов по Материалам XIV международной научной конференции. Международная объединенная академия наук, 2018. С. 9-11.

4. Гришкина Н. И. Социокультурный портрет публики современного любительского театра // Вестник БГУ. 2009. № 6. С. 259-262.

5. Гуревич П. С. Культурология : учебник для средних проф. учеб. заведений. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 328 с. : ил.

6. Гуревич П. С. Словарь по культурологии. Москва, 2002. URL: https://www.studmed.ru/gurevich-ps-slovar-po-kulturalogii_4d1bffe2f4d.html (Дата обращения 10.04.2020 г.)

7. Ефимов Е. Г. Социокультурный подход как методологическое основание исследования современного социально-экономического развития России // Условия, ресурсы и факторы развития России в XXI веке : сб. науч. ст. по итогам всерос. науч. конф., 20-22 окт. 2009 г. / ВолгГТУ [и др.]. Волгоград : ВолгТУ, 2009. C. 269-272.

8. Зелинская Н. А. Социальный портрет театрального зрителя любительского театра в малых городах // Наука, образование и культура. 2017. URL https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnyy -portret-teatralnogo-zritelya-lyubitelskogo-teatra-v-malyh-gorodah/viewer (Дата обращения 20 декабря 2019 г.)

9. Злотникова Т. С. «Там, за нигде, за его пределом» (попытка диалога с философами) // Философия и культура. 2016. № 4.

10. Злотникова Т. С. Трансдисциплинарная парадигма изучения творческой личности: от конфронтации к интеграции искусствоведения и культурологии // Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. Т. 1 . Теория культуры. Санкт-Петербург : АЛЕТЕЙЯ, 2008. С. 187-202.

11. Злотникова Т. С. Русская провинция в философском дискурсе: концептуализация метафоры / Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина, Н. Н. Летина, Л. П. Киященко // Вопросы философии. 2014. № 11.

C. 126-136.

12. Злотникова Т. С. Диалог о методологии социокультурного исследования массовой культуры в России / Т. С. Злотникова, Л. П. Киященко // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 211-219.

13. Ионин Л. Г. Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры / 5-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2018. 333 с.

14. Князева М. Театр студентов сегодня / М. Князева, Г. Вирен, В. Климов. Москва : Знание, 1984. 64 с.

15. Миронова В. М. Трам: Агитационный молодежный театр 1920-1930-х годов. Ленинград : Искусство, 1977. 127 с.

16. Национальная философская энциклопедия : сайт. URL https://terme.ru/termin/svobodnoe-vremja.html. (Дата обращения 08.04.2020)

17. Подкорытова М. В. Молодежное театральное пространство Иркутской области: социальные аспекты театрального «любительства» // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 9. С. 387-391. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/molodezhnoe -teatralnoe-prostranstvo-irkutskoy-oblasti-sotsialnye-aspekty-teatralnogo-lyubitelstva/viewer (Дата обращения 04/04/2020)

18. Резник Ю. М. Социокультурный подход как методология исследований // Вопросы социальной теории. 2008. Том II. Вып. 1(2). С. 305-328. URL https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2008/reznik_2.pdf. (Дата обращения 08.04.2020 г.)

19. Розовский М. Г. Поймали птичку голосисту. Москва : Zebra, 2008. 356 с.

20. Силин А. Д. «Потому что не могут не выйти». Из опыта работы молодежных любительских театров 1967-1977. Описания и размышления. Москва : Советская Россия, 1978. 94 с.

21. Слободянюк Н. И. Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 3. С. 1-5.

22. Толковый словарь русского языка / ред. Д. Н. Ушаков (1935-1940). Фундаментальная электронная библиотека. URL http://feb-web. ru/feb/ushakov/ush-

abc/12/us210304.htm?cmd=0&istext=1. (Дата обращения 08.04.2020)

23. Честнодумов И. Е. Народный театр в русской культуре XX века. Москва : Книжный дом «Либро-ком», 2010. 120 с.

Reference list

1. Bajdina D. V. Osobennosti ljubitel'skogo teatral'nogo iskusstva = Features of amateur theater art // Dialog civilizacij: Vostok-Zapad : materialy XIH nauch-noj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchen-yh = Dialogue of civilizations: East-West: materials of the XIX scientific conference of students, post-graduate students and young scientists / pod redakciej V. B. Petrova, O. V. Filatovoj, V. A. Cvyka. Moskva : RUDN, 2019. S. 153-160.

2. Basalaev S. N. K voprosu o ponjatii teatral'noj ljubitel'skoj studii v provincii = To the question of the concept of a theater amateur studio in the province //

Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2009. № 9. S. 99-111.

3. Birjukova N. S. Vospitatel'nyj process v ljubi-tel'skom teatral'nom kollektive = Educational process in amateur theater group / N. S. Birjukova, A. O. Kulikova // Nauchnye tendencii: Pedagogika i psihologija : sbornik nauchnyh trudov po Materialam XIV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Mezhdunarodnaja ob#edinennaja akademija nauk, 2018. S. 9-11.

4. Grishkina N. I. Sociokul'turnyj portret publiki sov-remennogo ljubitel'skogo teatra = Sociocultural portrait of the public of modern amateur theater // Vestnik BGU. 2009. № 6. S. 259-262.

5. Gurevich P. S. Kul'turologija = Culturology : uchebnik dlja srednih prof. ucheb. zavedenij. Moskva : JuNITI-DANA, 2012. 328 s. : il.

6. Gurevich P. S. Slovar' po kul'turologii = Dictionary of culturology. Moskva, 2002. URL: https://www. studmed. ru/gurevich-ps-slovar-po-kulturologii_4d1bffe2f4d.html (Data obrashhenija 10.04.2020 g.)

7. Efimov E. G. Sociokul'turnyj podhod kak metodo-logicheskoe osnovanie issledovanija sovremennogo so-cial'no-jekonomicheskogo razvitija Rossii = Sociocultural approach as a methodological basis for the study of modern socio-economic development of Russia // Uslovija, resursy i faktory razvitija Rossii v XXI veke : sb. nauch. st. po itogam vseros. nauch. konf., 20-22 okt. 2009 g. / VolgGTU [i dr.]. Volgograd : VolgTU, 2009. C. 269-272.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zelinskaja N. A. Social'nyj portret teatral'nogo zritelja ljubitel'skogo teatra v malyh gorodah = Social portrait of a theater audience of amateur theater in small towns // Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2017. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnyy -portret-teatralnogo-zritelya-lyubitelskogo-teatra-v-malyh-gorodah/viewer (Data obrashhenija 20 dekabrja 2019 g.)

9. Zlotnikova T. S. «Tam, za nigde, za ego predelom» (popytka dialoga s filosofami) = «There, nowhere, beyond its limits» (an attempt of dialogue with philosophers) // Filosofija i kul'tura. 2016. № 4.

10. Zlotnikova T. S. Transdisciplinarnaja paradigma izuchenija tvorcheskoj lichnosti: ot konfrontacii k inte-gracii iskusstvovedenija i kul'turologii = Transdisciplinary paradigm of the study of the creative personality: from confrontation to the integration of art history and cultur-ology // Fundamental'nye problemy kul'turologii : v 4 t. T. 1. Teorija kul'tury. Sankt-Peterburg : ALETEJJa, 2008. S. 187-202.

11. Zlotnikova T. S. Russkaja provincija v filosof-skom diskurse: konceptualizacija metafory = Russian province in philosophical discourse: conceptualization of metaphor / T. S. Zlotnikova, T. I. Erohina, N. N. Letina, L. P. Kijashhenko // Voprosy filosofii. 2014. № 11. S. 126-136.

12. Zlotnikova T. S. Dialog o metodologii soci-okul'turnogo issledovanija massovoj kul'tury v Rossii =

Dialogue on the methodology of sociocultural research of popular culture in Russia / T. S. Zlotnikova, L. P. Kijashhenko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 3. S. 211-219.

13. Ionin L. G. Sociologija kul'tury = Sociology of culture : uchebnik dlja bakalavriata i magistratury / 5-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2018. 333 s.

14. Knjazeva M. Teatr studentov segodnja = Student theater today / M. Knjazeva, G. Viren, V Klimov. Moskva : Znanie, 1984. 64 s.

15. Mironova V. M. Tram: Agitacionnyj molodezhnyj teatr 1920-1930-h godov = Tram: Agitation Youth Theater of the 1920-1930s. Leningrad : Iskusstvo, 1977. 127 s.

16. Nacional'naja filosofskaja jenciklopedija : sajt. URL: https://terme.ru/termin/svobodnoe-vremj a. html. (Data obrashhenija 08.04.2020)

17. Podkorytova M. V Molodezhnoe teatral'noe prostranstvo Irkutskoj oblasti: social'nye aspekty teatral'nogo «ljubitel'stva» = Youth theater space of the Irkutsk region: social aspects of theatrical «amateur» // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2012. № 9. S. 387-391. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoe-teatralnoe-prostranstvo-irkutskoy-oblasti-sotsialnye-aspekty-teatralnogo-lyubitelstva/viewer (Data obrashhenija 04/04/2020)

18. Reznik Ju. M. Sociokul'turnyj podhod kak metodologija issledovanij = Sociocultural approach as research methodology // Voprosy social'noj teorii. 2008. Tom II. Vyp. 1(2). S. 305-328. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2008/reznik_2.pdf. (Data obrashhenija 08.04.2020 g.)

19. Rozovskij M. G. Pojmali ptichku golosistu = Caught a bird voice. Moskva : Zebra, 2008. 356 s.

20. Silin A. D. «Potomu chto ne mogut ne vyjti». Iz opyta raboty molodezhnyh ljubitel'skih teatrov 1967-1977. Opisanija i razmyshlenija = «Because they can't help but get out». From the experience of youth amateur theaters 1967-1977. Descriptions and reflections. Moskva : Sovetskaja Rossija, 1978. 94 s.

21. Slobodjanjuk N. I. Dinamika razvitija ljubi-tel'skogo teatra v Rossii s 60-h godov do nastojashhego vremeni = Dynamics of amateur theater development in Russia from the 60s to the present // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2005. № 3. S. 1-5.

22. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka = Explanatory dictionary of the Russian Language / red. D. N. Ushakov (1935-1940). Fundamental'naja jelektronnaja biblioteka. URL: http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/12/us210304.htm?cmd=0&istext=1. (Data obrashhenija 08.04.2020)

23. Chestnodumov I. E. Narodnyj teatr v russkoj kul'ture XX veka = People's Theater in Russian culture of the XX century. Moskva : Knizhnyj dom «Librokom», 2010. 120 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.