В.Б. ВИНОГРОДСКАЯ
ЛЯО ТЯНЬ В КИТАЙСКИХ МЕДИА — UPDATE 2019
В этом обзоре прослеживаются текущие направления развития разговорных ток-шоу, ассоциирующихся с ляо тянь — неформальной, приятной и занимательной беседой. Творческие траектории авторов-ведущих, вопросы позиционирования, видоизменения форматов иллюстрируют место ляо тянь как непосредственной неформальной коммуникации в общемировых интернет трендах.
Ключевые слова: интернет, медиа, ток-шоу , ляо тянь, ведущий, Доу Вэньтао, Гао Сяосун, Ло Чжэньюй, Лян Вэньдао.
Этот обзор является продолжением темы, начатой в моей статье «Болтовня интеллектуалов: ляо тянь в китайских медиа»1 и небольшого блога «Брызги из китайской инфосферы (люди—мотивы—тренды— форматы)», посвященного этой растущей нише в китайском почти миллиардном интернете2. Ляо тянь Щ^ означает неформальный, приятный и занимательный разговор, а в приложении к современным медиа указывает на авторские ток-шоу, популярность которых в последние годы неизменно на подъеме.
30 декабря 2018 г. Юку запустила новогодний проект видеопоздравлений от «известных деятелей культуры» (вэньхуа минжэнь
1 Виногродская В.Б. Болтовня интеллектуалов: ляо тянь в китайских медиа // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2017—2018. М.: ИДВ РАН, 2018. С. 27—44.
2 ЦКЬ: https://weidehua.livejournal.com/ (дата обращения: 15.06.2019). По тэгу #брызгиизки.
А)3- Около ста самых разных медийных персонажей— актеры, режиссеры, олимпийские чемпионы, представители космической отрасли и образования, писатели, блогеры и т- п- записали коротенькие ролики-поздравления с Новым годом для аудитории популярного видеохостинга Юку- На рекламном постере этого проекта четыре человека — (слева направо) Доу Вэньтао, Гао Сяосун, Бай Яньсун и Ло Чжэньюй- Все они попадают под понятие минцзуй (букв- «знаменитые рты» которое
прежде всего относится к особо успешным и резонантым ведущим теле (и интернет) программ- Бай Яньсун Й^Ш (р- 1968) — яркая личность и замечательный оратор, один из самых авторитетных и любимых в Китае телеведущих и журналистов, но не работает в регистре программ ляо тянъ- Зато остальные трое прочно ассоциируются с ляо тянъ ток-шоу, при всех различиях в личном стиле и форматах их программ- И это красноречиво свидетельствует о том, что так называемые «пан-культурные программы Юку стали популярным трендом»5 — этих людей смотрят, они успешны в нынешней экономике внимания-Компиляция поздравительных обращений начинается:
Не знаю станет ли в 2019 году мир лучше, но он точно станет старше- И каким бы ни стал мир, постараемся стать лучше в том, что мы хотим сделать, и одновременно зафиксировать для истории становящийся старше мир- Я Гао Сяосун-
1 января 2019г- Гао Сяосун НШЙ' объявил у себя на Вэйбо, что этот сезон (январь-май) станет последним для его знакового, культового ток-шоу «Сяо шо» В^Ш (2014—2019)6- В 13-ти выпусках завершающего
3 Юку вэньхуа куанянь дацзя дуйбай 2019 [ÄMS^ft^^^lMÖ 2019]. URL: https://v.youku.com/v_show/id_XNDAxMzU5NDk2NA==.html?refer=seo_operation.liuxi ao.liux_00003311_3000_QfMVj2_19042900 (датаобращения: 15.06.2019).
4 Об этом слове подробнее см.: 3. «Знаменитые рты» vs «красные сети». URL: https://weidehua.livejournal.com/189138.html (дата публикации: 12.11.2018).
5 «Панкультурные программы» (фанъвэнъхуа цзему — термин, запущенный на платформе Юку, указывает на различные «нестрогие» форматы интеллектуальных ток-шоу. Подробнее: URL: http://www.whbc.com.en/j/201808/t20180831 _780628.shtml (датаобращения: 15.06.2019).
6 Подробнее о проекте см.: Виногродская В.Б. Болтовня интеллектуалов... С. 40—41; 4. Не как у людей. URL: https://weidehua.livejournal.com/189269.html (дата публикации: 22.11.2018).
сезона7, помимо привычного монолога в студии или «на натуре» на самые разные темы (мифы Древней Греции в связи с философией или о кинопремии «Оскар»), Гао Сяосун продолжил встречи на пересечении «глубинного интервью» (шэнъду фантанъ ЩЩШШ) и свободной беседы с несколькими именитыми гостями: писатель (блогер, автогонщик, певец, режиссер) Хань Хань ^^ (1982—), писатель-фантаст Лю Цы-синь ЩШШ. (1963—), пианист-виртуоз Лан Лан ЙЦВД (1982— ), японский кинорежиссер (документалист, видеохудожник, писатель) Сюндзи Иваи (1963—).
2-го мая на Юку был выложен «Последний выпуск: Спасибо всем» (Цзуйхоу щи: сесе гэвэй —'Ш: )• Этот 220-й выпуск «Сяо
шо» впервые записан с живой аудиторией в формате вопросы-ответы. В самом начале Гао Сясун обращается к собравшимся — вот наша последняя возможность поболтать (ляо тянъ), а в процессе, попутно, заодно с чем-то еще, в полном соответствии с духом ляо тянъ (лишней информации не бывает, если она интересна) рассказывает, что название для программы ему подкинул вышеупомянутый писатель Хань Хань, утонченный южанин, а не грубоватый пекинец, как сам Гао. Чем южнее, тем и топонимы, как известно, красивее. Благодаря Хань Ханю проект Сяосуна, суть которого состояла в том, чтобы выговориться, появился на свет в радуге смысловых оттенков: «Сяо говорит», или «Утренний зов», или «Ясно объяснить». А если его описать одним словом (вопрос из зала), то Гао Сяосун почти сразу отвечает: «совершенство» (ванъмэй Щ). В тот же день пользователь Picasso оставил на Доубань
коммент:
С тобой 7 лет, ни одного выпуска не пропустил, сколько девушек за это время сменилось, но каждую пятницу непременные 40 минут наедине с Ай Дацзинем («Низкий-Большой-Напряженный»)8. Им восхищался, в нем разочаровывался, и обманутый им считал, что он искренен в своих чувствах, и, насквозь увидев все его трюки, понимал, что этот человек — краснобай с холодным сердцем, а се-
1 иИЬ: https://v.sogou.com/tvshow/orЗhg2dpo5ptembyhaЗdmmijz77mxni.html (дата обращения: 15.06.2019).
8 Гао Сяосун сам так себя называет — Ш^Ж, букв. «Низкий Большой Напряженный» — , саркастически заменив каждый иероглиф собственного имени йЙЙ (букв. «Высокий Ясный Расслабленный») на более соответствующий действительности нелицеприятный «антоним».
годня, прощаюсь, все равно с наставником или с актеришкой — все мы живые смертные создания9, прохожие на общей дороге человеческой жизни — с большой благодарностью10-
Другой проект Гао Сяосуна в сфере ляо тянъ — платный (200 юаней) подкаст «Сяо няньцзянь» Й^Ж, «Ежегодник Сяо» или «Малые анналы» (в зависимости от стратегии перевода), который начинается и заканчивается в день его рождения: 14 ноября 2018г-— 14 ноября 2019 г-11- Это и подарок к собственному 50-летию (13-11-2018) и переход рубикона — «во вторую половину жизни после 50-ти», поэтому Гао Сяосун заявил «Ежегодник» как итоговую программу о вехах своей маленькой жизни на фоне великих вех исторических свершений- О том, что с рейтингами и этого подкаста — 9 из 10-ти на Юку — все в порядке свидетельствует заблокированный в КНР Ютуб, где почти все ценное, популярное или так или иначе кому-то интересное появляется либо мгновенно, либо чуть погодя- «Сяо шо» выходит на официальном канале Юку12, а «Сяо няньцзянь», с добавленными субтитрами и иллюстративным материалом, выкладывает инициативная группа фанатов из Северной Америки —Гао Сяосун Бэймэй чжиинъхуй йЙЙ'ЛЬ^^П^'^13-Новых ток-шоу Гао Сяосун не планирует: «пока отдохну, поучусь серьезно- Уже 50, торопиться некуда»14, хотя сейчас у него на Юку максимальное за 7 лет количество подписчиков15- Впрочем в последнем же выпуске «Сяо шо» он говорит, что не собирается в монахи или умирать, просто пока сказал все, что имел и хотел сказать, и переходит в оффлайн — будет дописывать книгу и организует две некоммерческие
9 Юнъюнъ чжуншэн ^^^^— буддистский термин, букв, «все живые существа».
10 ЦКЬ: ЬИрз://тоу1е^оиЬап.сот/зиЪ^ес1/30459656/соттеп1з?з1а1ш=Р (дата обращения: 15.06.2019).
11 В приложении «Стрекоза РМ» (Цинтин 4нЙ). ЦКЬ: £т/сЬаппек/271526 (дата обращения: 15.06.2019).
12 ШЬ: https://www.youtube.com/channel/UCYQPTeY3HOk0BprrGuCWCaA (дата обращения: 15.06.2019).
13 ЦКЬ: https://www.youtube.com/channel/UC_jz1_yuH0UaZPSCZziXFfQ (дата обращения: 15.06.2019).
14ЦКЬ: http://ent.people.com.cn/n1/2019/0103/c1012-30501797.html (дата обращения: 15.06.2019).
15 Юку с недавних пор не показывает информации о количестве подписчиков на своем сайте, верим на слово.
просветительские площадки — «Сяо-читальня» (Сяо шугуань В^^Ш)16 в Пекине и в Нанкине («Последний выпуск» снят в одной из них). В общем, с одной стороны, этот человек как всегда в тренде и как всегда выделяется из толпы, а с другой — самый востребованный ляотяньщик на пике своей популярности кидает свою аудиторию, которую между прочим, называет не просто «подписчики», «фанаты» (фэньсы ^ Ш) «друзья» (пэнъю ЯЯ^), но чжиинь ^П^— «по-настоящему понимающими». Это всем известная аллюзия на «Ле-цзы». Музыкант Боя говорил, что только Чжун Цзыци в полной мере понимал его игру на цине, будь то «мелодия нескончаемого дождя» или «звучание горного обвала»17, и после смерти друга больше не брался за инструмент.
Также называет своих слушателей и зрителей Доу Вэньтао Ш^Ш, буревестник и апологет принципа ляо тянь в телеэфире еще с прошлого века18, который в последние годы полностью ушел с телевидения в интернет. 17 июня 2019 г. начался 4-ый сезон19 «Круглозастольщиков» или «Фракции круглого стола» (Юаньчжо пай И^Ш, с октября 2016). В описании на Юку этот проект был заявлен как «разговорное реалити-шоу» (ляотянь чжэньжэньсю ИАЖА^), «идеальное под ужин»: «без сценария, в спонтанной беседе, на равных, делимся мудростью друг с другом», «общаемся про ценности, высекаем искры мышления, через границы и времена, еще моложе и плюралистичнее. Привлекательность слов — производительность» (Яньчжи цзю ши шэнчаньли и А, букв.: «Ценность слов — это и есть производящая сила»)20.
В этом неподатливом для перевода слогане по следам «Знание — сила» отражено актуальное противопоставление новой «разговорной» эпохи в развлекательном информационном пространстве — ляотянь шидай "ИА"^^, по определению из газеты «Гуанмин жибао» 0Ш от
16 URL: http://www.xiaoshuguan.cn/ (дата обращения: 15.06.2019).
17 Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит. В. В. Малявина. М.: Мысль, 1995. С. 346.
18 Виногродская В.Б. Болтовня интеллектуалов... С. 29—38; 1. Долгожитель медийного пространства. URL: https://weidehua.livejournal.com/188497.html (дата обращения: 15.06.2019); 2. Трансформации формата. URL: https://weidehua.livejournal. com/188883.html (дата публикации: 29.10.2018).
19 URL: https://listyouliu.com/show/id_zfdedd2bd7e974b899cc2.html (дата обращения: 20.09.2019).
20 2. Трансформации формата. URL: https://weidehua.livejournal.com/188883.html (дата публикации: 05.11.2018).
15 июня 2017г-21- Теперь повсеместная погоня за привлекательностью янъчжи ШШ (букв- «ценность облика», популярный сленг последних лет) уступает востребованности полностью омонимичного янъчжи ШШ (бук-«ценность речей»), что подтверждается и вышеописанным постером с четырьмя немолодыми мужчинами, из которых красотой отличался только Бай Яньсун, да и то лет 15 назад- Гао Сяосун недаром придумал себе прозвище Ай Дацзинь («Низкий-Большой-Напряженный»), Ло Чжэньюй также сам себя величает «толстяком Ло», а Доу Вэньтао всегда описывал себя как заурядного северо-восточного китайца- Между тем, текущий рейтинг 4-го сезона «Юаньчжо пай» на Юку — 9,5, а на Доубань, где рейтинги вообще ниже, — 8,7-22 Для сравнения, 1-сезон на Доубань — 8,9, 2-ой — 9,2, 3-й — 9,1- В 2016 и 2017 гг- «Круглозастольщики» входили в топ наиболее популярных программ Доубань, а в 2018 г- — в топ материковых программ с самой высокой оценкой- Еще один специфически китайский рекорд: первый сезон собрал более 60 тыс- «бегущих комментариев» (данъму — больше всего для культурно-просветительских программ- Общее число просмотров приблизилось к 700 млн-, что очень хорошо даже по китайским меркам23-
В 4-м сезоне стилистика остается неизменной- Традиционный китайский интерьер — фоном, в полумраке- В круге света и в центре действа— стол, как и в «Цянцян сань жэнь син» (ЩЩНА^Т букв: «Звучно втроем идем»), знаковой телепередачи Доу Вэньтао, долгожителе медийного пространства (1998—2017 гг, более 5000 выпусков), которая и вывела его в минцзуй и в признанные авторитеты в области ляо тянъ — поболтать на экране- Но на столе теперь не просто три кружки с жидкостью, как раньше, а целый мир предметов — изысканная чайная утварь, орешки-фруктики, курительница для благовоний, которые в самом начале зажигает ведущий, и рекламная модель машины от спонсора-Доу Вэньтао в пилотном выпуске «Юаньчжо пай» объяснял, что следует традиции литерати вэнъжэнъ ^А, неявно выделяя свой круг общения как из привычной интеллигенции нового и новейшего времени, так и из нынешних интеллектуалов всех мастей- И даже место съемки недвусмысленно указывает на родную традиционную культуру — спе-
21 иКЬ: http://media.people.com.cn/n1/2017/0615/c40606-29341216.html (дата обращения: 15.06.2019).
22 ЦИЬ: https://movie.douban.com/subject/30269908/ (дата обращения: 20.09.2019).
23 ЦИЬ: https://www.bilibili.com/read/cv2562697/ (дата обращения: 20.09.2019).
циализированная дизайнерская компания «Цзыцзаошэ» Пе-
кине и классическая чайная в Гонконге. Фон хорош, но еще сильнее образ — «чаепитие китайских литерати» —, который мгновенно настраивает на разговор не важно о чем (о поколенческих расхождениях, конце отношений, жизни в одиночку, еде и т.д.), главное в правильной компании и правильном состоянии. А у Гао Сяосуна знаковый атрибут — веер, с которым он является даже на пресс-конференции, хотя в наши дни веер в мужских руках воспринимается довольно двусмысленно. Подобное обращение к прошлому у людей, не подверженных ностальгии ни в каких ее видах, основным движущим импульсом которых, по их же собственным признаниям-рассуждениям, является любознательность25 и открытость ко всему миру, по моему мнению, не случайно и является естественной отсылкой к двухтысячелетней традиции активной неформальной коммуникации китайских литерати.
В контексте «эпохи ляотянъ» также имеет значение, что «Юаньчжо пай» начинался в рамках проекта «Кань лисян» ^ЩЙ (анг. Seeing ideal, «Смотря на идеал»)26, который появился как канал на Юку в 2015 г., а с октября 2018 г. ушел в свободное плавание в виде одноименного приложения, обзаведясь заодно трендовым английским переводом — Vistopia27, но с тем же «основным» составом: Доу Вэньтао, Лян Вэньдао, Чэнь Даньцин. Эти люди часто появлялись в гостях у Доу Вэньтао еще в телеэфире «Цянцян сань жэнь син», а в «Кань лисян» выступали как ведущие авторских программ «образовательной» разновидности ляо тянъ. Живописец, теоретик и популяризатор искусства Чэнь Даньцин (р. 195 3)28 с 2015 г. ведет программу о мировом изобразитель-
24 Self-made Company. URL: http://www.zizaoshe.com (дата обращения: 15.06.2019).
25 5. Ловцы душ. URL: https://weidehua.livejournal.com/189873.html (дата публикации: 03.12.2018).
26 URL: https://i.youku.com/i/UMjk00TQ40DIwMA==?spm=a2hzp.8244740.0.0 (дата обращения: 15.06.2019).
27 Слово лисян «идеал», входит в слово сочетании лисянго ЯШН, букв. «идеальное государство», что означает «утопия». Так называется издательский бренд Лян Вэньдао. А кань Щ «смотреть» можно переосмыслить через морфему «виз-», и получаем Vistopia. URL: https://www.vistopia.com.cn/ (дата обращения: 15.06.2019).
28 Также см.: Ван Ицюнь. Современный взгляд на сущность китайских классических произведений — к вопросу о методах искусствоведения в лекциях Чэнь Дань-цина/ пер. А.Ю. Блажкиной //Настоящее издание. С. 89—98.
ном искусстве «Цзюйбу» (букв, «фрагменты», «частности»), Лян Вэньдао с того же времени выпускает литературно-критическую и просветительскую программу «И цянь лин и е» ——(«Тысяча и одна ночь»), Приложение «Визтопия» позиционирует себя как «театр знаний» (чжиши дэ цзюйчан ^PiiWM®) и liberal arts College, предлагая значительно расширенный набор программ и авторов-ведущих в бесплатном и платном режимах, О коммерческих перспективах пока судить рано, но сделано качественно, дорогим разработчиком (Dine) и получает положительные отзывы,
Вдохновителем проекта был Лян Вэньдао (LEUNG Man tao ^^Ж, р, 1970 ), которого неизменно советуют, на вопрос о рекомендациях из разряда ляотянъ цзему и который кстати тоже поучаствовал в поздравительном проекте Юку, Он сам из Гонконга, и гонконгского настроения много в его видео, но предпочитает выпускать свои программы на нормативном в КНР путунхуа, По основному роду деятельности он литературный критик и издатель с собственным брендом — «Лисянго» ЩШ Н (букв, «идеальное государство», англ, Imaginist)29, так на китайский переводится диалог Платона «Государство», В 2015 г он придумал «Кань лисян» как расширение концепта «Лисянго» видео- и аудио- форматами в пространстве социальных сетей с тем же слоганом («представьте другую возможность» ШМй—и посылом: «продвигать повыше-
30
ние культурного уровня и зрелости в эстетике жизни»,
В своей «Тысяча и одной ночи» на пересечении «чтения классики» и «уличности» Лян Вэньдао стремится, по собственному определению, вернуть великие про изведения из храма литературы в современную реальность, Так в «первой ночи» четвертого сезона (июнь 2019)31 ведущий гуляет с книгой Джона Дьюи (1859~1952) «Демократия и образование» по Пекину и рассказывает о том, как американский философ и педагог приехал в Китай в 1920 г,, в разгар «Движения 4 мая» за новую культуру, и неожиданно задержался на два года, прочитав более 200 публичных лекций, В отличие от традиционных просветительских мероприятий здесь непременным требованием является не академичный характер изложения, а разговор с аудиторией буквально на фоне ны-
29 URL: http://www.ilixiangguo.com (дата обращения: 15.06.2019).
30 URL: https://www.vistopia.com.cn/ (дата обращения: 15.06.2019).
31 URL: https://movie.douban.eom/subject/33395140/episode/1/ (дата обращения: 20.07.2019).
нешней повседневности, привязка классики к контексту и современному восприятию, с яркими образами и неожиданными поворотами мысли. Хотя программа выкладывается в записи, создается атмосфера непосредственного взаимодействия со своей аудиторией. Академический и медийный опыт вместе с безупречным художественным вкусом позволяет Лян Вэньдао держать высокий уровень контента и сохранять привлекательность для зрителей. У текущего четвертого сезона на Доубань рейтинг 9,6.32
Третий герой постера Юку — Ло Чжэньюй ^Ш^ (р. 1973 ), который стал сенсацией новых медиа с интернет проектом «Лоцзи сывэй» ^ ШШ.Ш «ЛО-гическое мышление»33 (2012—), в еженедельных видеовыпусках которого он делился впечатлениями и идеями от прочитанного, позиционируя себя как толстяк Ло, который «читает за вас» Его программа, как и у Гао Сяосуна, была максимально проста с точки зрения оформления и обработки. Задник с книжными полками (даже не настоящими, просто картинка) и он сам за столом. На этом фоне он стал в2014 г. человеком года в интернете.
«ЛО-гическое мышление» идет 7-ой сезон, но уже не в формате часовых видео, а 10—15-ти минутных подкастов, но в целом центр внимания самого Ло Чжэньюя сместился, начиная с 2015 г., на «университет нового времени» в приложении Get (дэдао Ш31 )34. Как и у Лян Вэньдао, это просветительский проект (полностью платный), но более крупный, с большой командой и ближе к практике, с курсами лекций приглашенных профессоров ведущих университетов. И, в целом, «Дэдао» уже не ассоциируется с ляо тянъ. Другой резонантый проект, связанный с нашим западным Новым годом — «Друзья времени» (шицзянъ дэ пэнъю ЖШЯ№35 на платформе Юку и кабельном ТВ г.
32 URL: https://movie.douban.com/subject/33395140/ (дата обращения: 15.06.2019). Также см.: Доубань 9,8 фэнь гуйлай дэ «и цянь лин и е», чжуачжулэ вэньхуа цзему хэчжун цзиншэнь [Вернувшаяся на Доубань с рейтингом 9,8 «Тысяча и одна ночь», поймалакакая суть у культурныхпрограмм Я.Ш 9.8 —^^—
URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_3742509 (дата публикации: 08.07.2019).
33 ВиногродскаяВ.Б. Болтовня интеллектуалов... С. 42; 7. Ловля черных лебедей. URL: https://weidehua.livejournal.com/190912.html (дата публикации: 09.01.2019).
34 URL: https://www.igetget.com (дата обращения: 15.06.2019).
35 URL: https://www.youtube.com/watch?v=ugDu_T9wUGs (дата обращения: 15.06.2019).
Шэньчжэня (2016 — ). Это трех- четырех- часовые лекции-встречи Нового года (в реале, в прямом телеэфире и в интернете), которые начинаются 31 декабря, а заканчиваются 1 января. Про третий раз, по поводу ночи с 2017-го на 2018 г. в сети шутили, что Шэньчжэньское кабельное ТВ «одним толстяком «сделало» сотню звезд эстрады»36.
2019-ый Толстяк Ло встретил четвертой лекцией из планируемых двадцати, отсчет которых ведется в обратном порядке, то есть последняя встреча была 17-ая по счету, а следующая, заявленная в сентябре 2019 г.37— 16 -ая. Рейтинг у последних «Друзей времени» не высокий, критики много38 (фигура и проекты Ло Чжэньюя, вообще, вызывают много споров) — 6,7 на Доубань, но все 7880 мест в закрытом стадионе «Кокон» в Шэньчжэне были раскуплены сразу же на старте продаж и Юку (пока платформа не стала скрывать эту функцию) показывала более 20,5 млн просмотров. Успех был и остается настолько оглушительным, что подобные новогодние мероприятия теперь устраивают и другие «знаменитые рты» минцзуй.
Итак, на новогоднем постере Юку, представляющем видеопоздравления «известных деятелей культуры», нет ни актеров, ни политиков, ни спортсменов, ни блогеров, ни космонавтов и итд. Помимо пола и возраста (которые в данном случае можно вынести за скобки), всех их роднит то, что их представляют как ведущих (чжичижэнь ^^ А) и относят к неофициальной категории «знаменитых ртов». Кроме этого очевидного измерения они вполне знаково олицетворяют культуру вэнь-жэнь — гуманитарно образованных интеллектуалов, для которых, вне зависимости от их конкретной сферы профессиональной деятельности, их конкретного приложения в социуме, естественна реализация в пространстве культурной коммуникации, для которых рассуждения (не так
См.: 7. Ловля черных лебедей. URL: https://weidehua.livejournal.com/190912.html (дата публикации: 09.01.2019).
36 URL: https://kknews.cc/entertainment/p2lanoe.html; https://kknews.cc/zh-sg/enter tainment/p2lanoe.html (дата обращения: 15.06.2019).
37 URL: http://tech.ce.cn/cjzx/201909/24/t20190924_33215278.shtml (дата публикации: 24.09.2019).
38 Все большему количеству китайцев словесный водопад «Друзей времени» начинает казаться пустой болтовней, проникнутой «торгашеским духом» Ш^^, «вливанием старого вина в новые мехи» Ш ШШ IHM (переосмысление аллюзии на Евангелие), то есть бессодержательным жонглированием фразами и смыслами, пресловутым «куриным бульоном для души» вперемешку с рекламой спонсоров,
уж важно о чем) — это «режим по умолчанию», привычный способ реагировать на мир, и обыденный разговор ляо тянь которых легко переходит в измерение культуры и духовной жизни. Это те люди, которые, даже не получив признания на поприще служения государству (неудачники от Конфуция до Пу Сун-лина), тем не менее становились «лидерами мнений» (ицзянь линсю М.ЖМ-1Й) и оказывали огромное влияние на общество.
Ло Чжэньюй на своем выступлении в канун 2019 г. говорил: «Раньше изменения были частью жизни, теперь изменения стали самой жизнью» 39 Именно в этом общем контексте было объявлено в известной газете «Гуанмин жибао» 0Ш в 2017 г.40 наступление «разговорной эпохи» (ляотянь шидай "ИА"^^) в ток-шоу. Можно считать, и об этом пишут сами китайцы, что в последние годы это направление набрало моментум, вступило в пору зрелости, обнаружило свои характерные черты, сильные стороны и уязвимые места.
Когда подобных программ и проектов много, становится очевидным, что трудно сразу понять, что взлетит, а что нет, но опыт в традиционных СМИ, похоже, скорее мешает, чем помогает. Например, несомненно качественно и профессионально сделанные «глубинные интервью» в «Позиции» (личан 2019)41 от авторитетной журналистки И Лицзин Ш^-Ж с интересными и популярными (в том числе на мировом уровне) гостями, такими как Ли Кайфу ^^Ж42, были встречены тепло, но особого резонанса не получили и продолжения у нее судя по всему не будет. А совершенно «дикий» интернет-влог «Ли цзыжань шо» ^ Й («Говорит Ли Цзыжань»), снимаемый буквально на телефон в собственных руках во время прогулок по городу никому неизвестным типичным «ботаником», болтался с жалкими тремя сотнями подписчиков после 20-ти выпусков, пока вдруг не взлетел в 2018 г. на теме 50 и новейших стартапов — более 2 млн просмотров на Ютубе к осени 2019.
39 URL: https://www.youtube.com/watch?v=ugDu_T9wUGs (дата обращения: 15.06.2019).
40 0. Очередные переломы. URL: https://weidehua.livejoumal.com/188405.html (дата публикации: 22.10.2018).
41 URL: https://movie.douban.com/subject/30464579// (датаобращения: 15.06.2019).
42 Ли Кайфу — тайваньский предприниматель в области разработок программного обеспечения и искусственного интеллекта, занимавший высшие руководящие посты в китайских отделениях крупнейших американских фирм и ведущий широкомасштабные инвестиционные проекты в Китае. (Википедия)
Ныне Ли Цзыжань продолжает бродить по городу и анализировать стартапы без чтения-суфлера и монтажа, но уже со стабильно растущей базой подписчиков на всех возможных платформах и во всех доступных форматах, и также уже дает интервью где среди своих ориентиров называет Гао Сяосуна и Лян Вэньдао, а его в ответ называют «Гао Сяосу-ном коммерции»-
По выше приведенным примерам, помимо прочего, видно насколько размыты форматы «новой разговорности»- Под зонтик ляо тянъ попадают и разнообразные культурно-развлекательные ток-шоу, и «интервью» (фантанъ цзему @), и научно-популярный контент, но не смотря на размытость границ эта ниша в глазах потребителей и критиков не теряет единства и сохраняет собственную идентичность за счет создателей этого контента и регистра неформального коммуникации, не сливаясь с заполонившим интернет «бульоном для души»43, академичными лекциями, официальным дискурсом и традиционными телеформатами документалистики, интервью и ток-шоу-
В более широкой перспективе — это разговорные программы в пространстве социальных сетей- Именно здесь проходит водораздел между традиционными медиа и новыми СМИ- Из четырех человек с постера новогодних поздравлений от Юку только Бай Яньсун, телеведущий и известный публичный спикер журналист старой традиционной закалки не ассоциируется в глазах своей аудитории с ляо тянъ- На фоне соседей по картинке он выглядит почти консервативно, у него в 2019г-вышел проект совмещающий лекции с интерактивным ток-шоу — «Станет ли лучше этот мир?»44 — в нетипичном для него, но безнадежно «телевизионном» формате, который кажется скучноватым, несмотря на всю любовь китайцев к Бай Яньсуну-
Коренное отличие социальных сетей от традиционных СМИ состоит в том, что в социальных сетях все участники коммуникации одновременно являются и производителями и потребителями контента-Крайнее выражение это получает, с одной стороны, в сотворении собственного образа в публичном пространстве (к чему располагает Инста-грам), а с другой, — в воспроизведении норм неформальной непубличной коммуникации малой группы онлайн, что наиболее ярко и последо-
43 Виногродская В.Б. «Маленький монах Ичань» и «бульон для души» — концепты, запросы и контент в китайском интернете (в печати).
44 ЦКЬ: https://movie.douban.com/subject/30411739/ (дата обращения: 15.06.2019).
вательно отражается в формате интерактивного стрима, неограниченного жестко временными рамками, сценарием, темой, но напрямую зависящего от интенсивности интереса своей аудитории. В стриме становится очевидным изменение формата восприятия и производства контента, которое держится на энергии непосредственного общения в неформальной коммуникации. Это общение на ближней дистанции без жестких ограничений стало возможным в интернете благодаря новым технологиям, оказалось сверх востребованным и превратилось в поле эксперимента — от Дудя на русском и Джо Рогана на английском «из всем известных» с огромной аудиторией и до огромного количества откровенно нишевых стримов, влогов, подкастов.
Разумеется, прототипы были в традиционных СМИ , например Лар-ри Кинг или Доу Вэньтао еще в прошлом веке, но это скорее отдельные очаги, а в целом естественное общение в малой группе, было вынесено за рамки жестко организованной публичной коммуникации в СМИ. Разумеется, не любая повседневная коммуникация становится востребованным контентом. Но каждый ежедневно решает для себя, на какой ролик в рекомендациях кликнуть, какой досмотреть, поставить лайк или дизлайк, написать коммент, подписаться, поделиться. Благодаря всем этим мелким действия, из которых складывается экономика внимания, уже ясно — какая коммуникация нам нужна: свободная, межличностная, нетривиальная.
Именно эта интонация общения на ближней дистанции отразилась в концепте ляо тянь, который был осознан в «наивной картине мира» китайцев и основательно освоен традиционными литерати задолго до прихода интернета и наступления глобализирующей современности, и поэтому так органично идет развитие «разговорности» в нынешней китайской медийной среде, практически без оглядки в этом сегменте на западные образцы, с разнообразием и скоростью, гаантированной огромной интернет-аудиторией.