Научная статья на тему 'Лука Джордано'

Лука Джордано Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1210
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

ЛУКА ДЖОРДАНО Дата рождения: 18 октября 1634 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 января 1705 Место смерти: Неаполь Учеба: Хусепе де Рибера, Пьетро да Кортона Жанры: Исторический, мифологический, религиозный Известные работы: «Сотворение человека», «Триумф Медичи» фрески в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1684 – 1686), «Кающаяся Мария Магдалина» музей Прадо в Мадриде (1660 – 1665), «Святой Михаил, побеждающий сатану» Музей истории искусств в Вене (ок. 1666 года), «Оплакивание Христа» Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (1670 – 1675)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лука Джордано»

110 Персоналии

ЛУКА ДЖОРДАНО

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Дата рождения: 18 октября 1634

Место рождения: Неаполь

Дата смерти: 12 января 1705

Место смерти: Неаполь

Учеба: Хусепе де Рибера, Пьетро да Нортона

Жанры: Исторический, мифологический, религиозный

Известные работы: «Сотворение человека», «Триумф Медичи» - фрески в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1684 - 1686), «Кающаяся Мария Магдалина» - музей Прадо в Мадриде (1660 - 1665), «Святой Михаил, побеждающий сатану» - Музей истории искусств в Вене (ок. 1666 года), «Оплакивание Христа» - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (1670 - 1675)

Лука Джордано Автопортрет

Галерея Уффици, Флоренция

То, что Лука в будущем станет большим живописцем, было понятно уже в детстве. Его отец Антонио Джордано как несостоявшийся художник реализацию своих чаяний хотел видеть в сыне. С малых лет он приучал живописца к ежедневному продуктивному труду, причем чем быстрее Лука работал кистью, тем отец был довольнее. «Presto, presto, Luca!» («Быстро, быстро, Лука!») - подобные возгласы отца можно было часто слышать в доме художника. Более того, он даже не разрешал маленькому Луке долго засиживаться за едой, а иногда и сам кормил его из ложки, пока тот писал картины. Но подобные уроки отца не прошли для живописца напрасно. Он приобрел навыки буквально молниеносной работы и мастерского владения кистью, в

результате чего картины живописца сегодня есть во многих европейских и российских музеях (всего насчитывается около 3000 произведений художника). Под прозвищем «Fai presto» («Быстрый») Лука Джордано и вошел в историю изобразительного искусства.

Наиболее раннее из известных произведений Джордано «Христос и грешница» датируется 1653 годом, и в нем ощущается влияние неаполитанской школы, а также живописи Караваджо (1571 - 1610), недолгое время работавшего в Неаполе. Подобное влияние может быть объяснено тем, что отец часто отправлял Луку копировать лучшие живописные произведения в церквях и галереях Неаполя, а затем перебрался вместе с ним в Рим для изучения классического искусства древности.

В Риме Лука на протяжении девяти лет совершенствовал свое мастерство у Хусепе де Риберы (1591 - 1652), чье воздействие четко прослеживается на раннем этапе становления художника. Особенно это ощутимо в трактовке образов святых. Джордано, конечно же, был знаком с серией работ «Apostolado» (1630 - 1632, Прадо, Мадрид) и многочисленными изображениями святых Риберы, находившегося, в свою очередь, под влиянием искусства Караваджо. В частности, это взаимовлияние заметно в работах «Распятие апостола Андрея» Джордано (Национальный музей Канады) и картинах с изображениями мученичества апостола Варфоломея и Филиппа из музея Прадо (Мадрид) и Национальной галереи Вашингтона.

V

у

Лука Джордано Распятие апостола Андрея 1655 г.

Национальная галерея Канады

Хусепе де Рибера Мученичество святого Филиппа 1639 г.

Музей Прадо, Мадрид

Хусепе де Рибера

Мученичество святого Варфоломея 1634 г.

Национальная галерея, Вашингтон

Лука Джордано Святой Антоний Великий 1650-е гг.

Холст, масло. 170*119 см БСИИ ASG, инв. № 04-1933

Пир ыекуеетБ

№3 (15) 2016

Хусепе де Рибера Апостол Павел Около 1638 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Лука Джордано Святой Антоний Великий (фрагмент)

Хусепе де Рибера Апостол Павел (фрагмент)

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится ранний образец творчества Луки Джордано - «Святой Антоний Великий», исполненный также под влиянием творчества Риберы.

Антоний Великий (ок. 251, Кома, Египет - 356, Дейр-Мари) - христианский святой, отшельник, считающийся основателем монашеского образа жизни. После смерти своих родителей раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню, где долгие годы пребывал в полнейшем уединении. Во время одной из эпидемий в Европе, которая, как полагают, была рожистым воспалением, пострадавшие вымаливали лекарства с именем Антония на устах, поэтому болезнь эта получила название «антонов огонь». На картине Луки Джордано святой изображен бородатым старцем, совершающим молитву посреди пустыни, а закатный пейзаж с горами на заднем плане справа близок работе «Распятие апостола Андрея» из канадского музея.

Как и Рибера, Джордано изобразил Антония с подчеркнуто грубыми чертами лица простолюдина, одетого в домотканую рясу. Он пишет святого в момент духовного подъема. Тщательно прописанные старческие руки сложены на груди, а глаза устремлены к небу. Подобный молитвенный взгляд, направленный вверх, часто можно

ti

í

0 Л

ta

/

Хусепе де Рибера, последователь Святой Иероним Италия, XVII в. Холст, масло. 96*70 см БСИИ ASG, инв. № 02-1040

встретить и на картинах Риберы, например, у «Отшельника» (Художественная галерея в Абердине, Шотландия) или «Апостола Павла» (Художественный музей Уолтерса, Балтимор), который так же, как и Антоний, изображен с черепом и книгой.

Если Рибера часто изображал святых нагими, лишь слегка прикрытыми грубыми одеждами, то Антоний Луки Джордано одет в рясу с капюшоном, которая позволяет зри-

Хусепе де Рибера Святой Иероним 1637 г.

Галерея Дориа-Памфили, Рим

телям увидеть лишь голову и руки святого. Хотя в серии из одиннадцати работ испанца «Apostolado» все персонажи написаны одетыми. Рибера виртуозно владел средствами передачи анатомии человеческого тела, что вкупе с приемами тенебросо (особой манеры живописи, при которой темные краски значительно преобладают над светлыми, что дает очень выразительные и резкие контрасты тени и света) позволяло добиться дра-

Л

ш

г -

V V

I

Шг-

с

I

я

к

Лука Джордано Купание Вирсавии Около 1697 года Музей Прадо, Мадрид

матического эффекта. Несмотря на то, что художник являлся последователем искусства караваджизма, ему не чужд был чисто испанский аскетизм, в результате чего его образы отличаются большей строгостью и сухостью. Примером этому может служить полотно «Святой Иероним» последователя Риберы из собрания ASG.

Данная работа является повторением картины Хусепе де Риберы «Святой Иероним» из собрания До-риа-Памфили (Рим) и близка «Святому Иерониму» из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). При этом полотно все же отличается не только деталями, но и самим пониманием натуры. Подобная моделировка форм человеческого тела характерна для более позднего времени, что позволяет отнести полотно к работам итальянской школы конца XVII века.

Однако при всем влиянии на раннем этапе живописи Риберы на творчество Джордано уже в произведении «Святой Антоний Великий» из Большого собрания изящных искусств ASG ощущаются поиски собственного художественного языка. Джордано «смягчает» образ святого, делает его более покаянным и милосердным. Здесь нет воинственности и подчеркнутого натурализма Риберы. Антоний тихо и смиренно вымаливает грехи, а над его головой нимб. Типичным для художника станет и колорит

Лука Джордано Купание Вирсавии Конец XVII века Музей Прадо, Мадрид

данного полотна, основанный на сочетании теплых землистых тонов умбры и сиены.

После Риберы Джордано продолжил обучение в Риме у Пьетро да Кортоны (1596 - 1669) - выдающегося создателя фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Именно у него мастер постиг искусство монументальной росписи и в полной мере реализовал свой талант во фресках палаццо Медичи-Риккар-ди во Флоренции. Влияние Кортоны ощутимо и в станковой живописи, в частности в работах «Купание Вир-савии» из музея Прадо (Мадрид).

В обоих случаях примечательна повторяющаяся поза сидящей Вир-савии: она слегка подалась вперед, расставила согнутые в коленях ноги, а ее нагота прикрыта драпировкой. Аналогичную позу мы можем видеть и у Венеры на полотне круга Луки Джордано из Большого собрания изящных искусств ASG.

Венера и ее возлюбленный Адонис изображены сидящими в колеснице. Богиня любви обнимает Адониса, держащего в руке копье и уже готового отправиться на охоту. Над влюбленными парят спутники Венеры - амуры и голуби.

Парной к данному полотну является работа «Диана и Эндимион» - еще одна история любви, которой не суждено было иметь счастливый исход. Юпитер, желая сохранить вечную красоту юноши Эндимиона, погрузил его в сон. Покоренная его красотой,

Лука Джордано, круг Венера и Адонис Италия, XVII в. Холст, масло. 206*120 см БСИИ ASG, инв. № 04-3523 (1)

Лука Джордано, круг Диана и Эндимион Италия, XVII в. Холст, масло. 206*120 см БСИИ ASG, инв. № 04-3523 (2)

? с

>

Диана посещала грот, в котором он спал. Сквозь сон герой видел богиню и склонялся перед ней.

На картине круга Луки Джордано Диана с полумесяцем в волосах изображена в правой части. Эндимион с характерными крупными миндалевидными глазами (еще одна черта трактовки многих персонажей Джордано), преклонив колени и взирая на богиню, отирает ей ноги. В данном случае образ юноши можно соотнести с изображениями служанок, которые осушают ноги Вирсавии на картинах из мадридского музея Прадо.

Вскоре один лишь Рим перестал удовлетворять все возрастающие запросы живописца, и в 1664/1665 годах он оправился в Венецию, где получил свои первые заказы от маркиза Агостино Фонсеки и обучился знаменитому венецианскому

колориту. Кроме частных, Джордано работал и по церковным заказам. Так, в 1667 году для собора Санта-Мария делла Салюте он написал образ «Успения Богоматери».

Слава Джордано росла. В 1671 году он расписывает купол церкви Сан Грегорио Армено, в 1677/1678 годах - свод церкви в аббатстве Монтекассино, а в 1678 году - купол церкви святой Бригитты в Неаполе. В это же время картины мастера приобретались ценителями искусства в его родном городе, во Флоренции, а также были отправлены во Фландрию и Испанию.

В начале 1680-х годов Джордано получил крупный заказ на исполнение росписей палаццо Медичи-Рик-карди во Флоренции на сюжеты, прославляющие род Медичи. Данным фрескам суждено будет стать самыми известными в творчестве ху-

дожника, ведь в них соединятся все лучшие черты живописи мастера: пространственная свобода композиций, неудержимая яркость колорита, легкость и гармоничное соединение реальных и фантастических образов.

Цикл фресок в палаццо Меди-чи-Риккарди был не единственным в творчестве Джордано. Не менее знаменит и «Триумф Юдифи» из картезианского монастыря Неаполя Чертоза-ди-Сан-Мартино, а также фрески из Эскориала.

Как подготовительный эскиз для плафонной росписи можно рассматривать еще одну работу круга Луки Джордано из Большого собрания изящных искусств ASG. Работа эта, атрибутированная ранее французским экспертом Алексисом Борде как «Ангел в окружении муз», была, очевидно, обрезана, а потому понимание сюжета затруднено. Ярусный характер построения композиции, трактовка персонажей в свободных позах среди облаков, их развевающиеся одежды и задний план в виде серо-голубого неба роднят данную картину с фресковой живописью Джордано. Несмотря на то, что в результате утраты частей композиции она стала носить фрагментарный характер, заметна устремленность ее персонажей к единому образу, который некогда являлся смысловым центром кар-

Лука Джордано Фреска «Сотворение человека» 1684 - 1686 гг. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

Лука Джордано

Фреска «Триумф

Юдифи»

1703 - 1704 гг.

Монастырь

Чертоза-ди-

Сан-Мартино,

Неаполь

Лука Джордано, круг Триумф богов (?) Италия, конец XVII в. Холст, масло. Овал 61,5x50 см БСИИ АБС, инв. № 04-2420

тины. По атрибутам изображенных персонажей можно предположить и изначальный сюжет работы, с которой в будущем плани ровалось создание фрески «Триумф богов».

До нас дошли изображения верховной богини и жены Зевса - Геры, Ириды и Психеи. Гера - покровительница брака и материнства изображена в левой части. Она обнажена, ее тело обвивает золотистая драпировка. Рядом с ней ее верный спутник - павлин. В правой верхней части - крылатая богиня радуги Ирида в синем плаще, сбоку от нее - радуга. В нижней части композиции среди облаков мы видим Психею с крыльями бабочки - олицетворение души у древних греков. Она льет воду из кувшина, зачерпнутую из реки Стикс по заданию

Афродиты. Возле Психеи дуют ветры в виде детских головок, несущие облака вперед.

После исполнения крупных заказов у Луки Джордано появилось много учеников, а также целое поколение последователей и подражателей, причем не только среди молодых неаполитанцев, флорентийцев, венецианцев, но и иноземных живописцев (Жан Оноре Фрагонар (1732 - 1806), Франсиско Гойя (1746 - 1828). В

Лука Джордано

Пан и Сиринга

Италия, XVII в.

Холст, масло. 52*86 см

БСИИ ASG, инв. № 04-2151

череде громких имен итальянцев следует назвать Франческо Со-лимену (1657 - 1747), Себастья-но Риччи (1659 - 1734), Коррадо Джаквинто (1703 - 1766) и Паоло де Маттеиса (1662 - 1728). Последний работал в Неаполе в мастерской у Джордано, был его лучшим учеником и часто копировал картины своего учителя. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина Луки Джордано «Пан и Сиринга», которая, с некоторыми отступлениями, была повторена Маттеисом.

Полотно Паоло де Маттеиса проходило в апреле 2016 года на аукционе Sotheby's в Лондоне под лотом 872. Его эстимейт составил 6,000 - 8,000 £, однако продано оно не было. Картины практически идентичны по формату и в обоих случаях в центре изображена убегающая Сиринга - прекрасная лесная нимфа, не раз преследуемая богами и сатирами. Козлоногий и рогатый пан влюбился в Сирингу, но был отвергнут ею. Тогда он предпринял попытку взять ее силой. Он преследует нимфу до реки Ладона, которая преградила ей путь. Тут она взмолилась о том, чтобы ее облик изменился, и Пан неожиданно обнаружил, что держит в объятиях не возлюбленную, а тонкие трубки тростника. Звук ветра, дувший в них, был настолько красив, что он срезал несколько трубок и, соединив их, назвал свой инструмент именем нимфы - сиринга.

В правой части и на заднем плане работы Маттеиса мы видим персонажей, которых нет на картине Джордано. Гораздо тщательнее в композиции ученика прописан и пейзаж. Однако главные герои картин - Пан и Сиринга - исполнены идентично. То, что Джордано не стал прорабатывать фон и написал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Паоло де Маттеис Пан и Сиринга Холст, масло. 54*88 см 27 апреля 2016 г., Лондон аукцион Sotheby's, лот 872 Эстимейт 6,000 - 8,000 £

Лука Джордано, круг Борей, похищающий Орифию Италия, XVIII в. Холст, масло. 93,5*124 см БСИИ ASG, инв. № 04-2926

работу широкими мазками в манере a-prima, лишний раз свидетельствует о темпераменте мастера, который, начав одну картину, часто не дописывал ее и переключался на другую. Хотя данный факт не портит целостности художественного восприятия рассматриваемой композиции.

Лука Джордано не раз обращался к сюжету «Пан и Сиринга». Работа под этим названием, близкая полотну собрания ASG, находится в галерее Уолпол в Лондоне (Walpole Gallery, London, см. № A405, 248x322 см, холст, масло, около 1685 года) и воспроизведена в книге Оресте Феррари и Джу-зеппе Скавицци «Лука Джордано» (Т.1. - Неаполь: Электа, 2000).

Однако не только эти герои «Метаморфоз» Овидия (43 г. до н. э. -17/18 н.э.) становились объектами изображения Джордано. Борей и Орифия, не воспылавшая к богу северного ветра ответным чувством, - вот еще одни персонажи произведения круга Джордано из Большого собрания изящных искусств ASG.

Борей в аллегориях Четырех времен года является персонификацией Зимы. Он любил Орифию, дочь легендарного царя Афин Эрехтея. Против желания он унес ее, чтобы сделать своей женой («Мет.», 6:692 - 722). На картине художника из окружения Луки

Джордано Борей, согласно канону, изображен косматым старцем с седыми волосами и крыльями. В руках он держит Орифию, задрапированную в темный плащ. Дополняет сцену амур в правом верхнем углу холста.

В 1692 году Джордано по приглашению Карла II прибыл в Испанию для работы при королевском дворе, где он задержался на десять лет. Здесь он работал над оформлением монастыря Эскориал (изобразил Карла V и Филиппа II), Королевского дворца в Мадриде и Аранхуэсе, Церкви святого Антония в Мадриде и т.д. За свои заслуги живописец получил рыцарский титул («caballero»).

После возвращения Джордано в Неаполь в 1702 году творческий потенциал мастера нисколько не снизился, но напротив, словно предчувствуя принципы грядущего на смену барокко рокайльного искусства, он приобрел новую, более легкую и ритмичную манеру письма, которой впоследствии будет так восхищаться француз Фрагонар.

Мастерская Джордано в этот период была переполнена. Ученики оказывали помощь учителю в разработке больших эскизов, завершали некоторые его работы, а иногда и оставляли свои композиции мастеру для работы над ними. В результате часто возникает путаница в атрибуции автор-

ской живописи Джордано и его учеников. Несомненно, Джордано обладал значительным талантом с развитым чувством красоты и находчивостью воображения, однако даже в случае с композициями не достаточно высокого художественного уровня нельзя отметать вероятности их авторского исполнения. Еще с детства крепко отложив в сознании наставления отца, Лука считал бойкость исполнения и быстроту фактуры главными достоинствами живописного произведения. Вот почему в творческом наследии

Лука Джордано, Джузеппе Рекко Гераклит Около 1660 г. [1]

мастера так много картин, одни из которых прекрасно задуманы и написаны, а другие слабы по концепции и небрежны по исполнению,

что отнюдь не отменяет их создания самим Джордано.

Кроме того, художник часто создавал картины в сотрудничестве со своими талантливыми современниками. Например, редко обращаясь к портретному (за исключением автопортретов) и тем более натюрморт-ному жанрам, вместе с итальянским живописцем Джузеппе Рекко (1634 - 1695) около 1660 года он создал картину «Гераклит», где цветочное обрамление написал Рекко, а фигуру философа Джордано.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится превосходный натюрморт работы Джузеппе Рекко с изображениями цветов, яблок и птиц, а также картина последователя Луки Джордано «Христос во славе», где фигуры людей и обрамляющая их цветочная гирлянда, вероятно, тоже были написаны разными художниками.

В центре овальной композиции изображен Иисус Христос в рост как Небесный Царь и Судья. Облаченный в светлые одежды, он развел руки в стороны, и ангелы со всех сторон славят его. Данный сюжет расположен несколько в глубине, а на первый план выходит яркая и пышная цветочная гирлянда из лилий, роз, пионов и нарциссов, написанных очень тонко и правдиво. Их мажорное звучание подчеркивает радость и торжественность сцены прославления Христа.

В целом живопись Джордано всегда отличало жизнелюбивое и оптимистическое начало. В его

Джузеппе Рекко

Натюрморт с корзиной цветов,

птицей и яблоками

Италия, XVII в.

Холст, масло. 50*71 см

БСИИ ASG, инв. № 04-4091

творчестве, за исключением раннего этапа, редко можно встретить трагические сюжеты и сцены мученичества святых. И даже берясь за изображения драматических библейских событий, ему удавалось снизить напряжение путем привнесения в них жанровости и очеловечивания главных персонажей. Данная черта, столь не характерная для барочных мастеров, сближает Джордано с художниками следующего поколения эпохи Рококо, для которой живописец обладал всеми необходимыми качествами: быстротой, плодовитостью, ослепительностью цвета, уверенностью рисунка и неисчерпаемостью гения. Ведь не случайно Луку Джордано часто называют «прото-Тьеполо», поскольку именно он заложил в Италии основу для развития ро-кайльного искусства.

Ссылки:

Лука Джордано, последователь Христос во славе Италия, около 1700 г. Холст, масло. 95*69 см БСИИ ASG, инв. № 04-4203

1. https://en.wikis0urce.0rg/wiki/Fragments_0f_Heraclitus#/media/ File:Eraclito_by_Giordano_and_Recco.jpg

Пир ыекуеетБ

№3 (15) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.