УДК 32.019.51
Макарова Юлия Олеговна Yuliya Makarova
ЛОЗУНГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
SLOGANS AS A POLITICAL PROPAGANDA TOOL OF THE CHINESE STATE
Обоснована востребованность лозунгов, которые широко используются в Китае уже не одно столетие и несут в себе мобилизующую пропагандистскую функцию. Спецификой статьи является использование лингвистических приемов для обоснования инструментария политической пропаганды. Отмечено, что современное китайское государство активно привлекает инструментарий лозунгов для купирования существующих социальных и экономических проблем. Политические лозунги имеют явные преимущества перед экономическими и силовыми способами господства над политической волей масс, поскольку они реализуются постепенно и незаметно для управляемых, их реализация не приводит к прямым жертвам и насилию.
С точки зрения автора, наибольший интерес для исследования представляет современная политическая агитация Китая как субъекта наиболее частого применения лозунгов.
Отмечено, что ни одна страна в мире, кроме Китая, не смогла сформировать настолько гибкий и эффективный инструментарий манипулирования политическим сознанием при помощи достаточно простых лингвистических инструментов, таких как лозунги. По ним можно воссоздать картину давно минувших лет и проследить, против чего боролись и к чему стремились несколько поколений Поднебесной. В настоящее время лозунги и агитационные плакаты не утратили своей актуальности
Ключевые слова: Китай, пропаганда, лозунги, агитация, информация, эффективный инструмент манипулирования, политическая воля, актуальность
Significance of slogans that having been widely used in China for centuries as a mobilizing propaganda instrument is considered in the article. Linguistic techniques are used to justify political propaganda tools. Modern Chinese government is actively engaging slogans to facilitate vital social and economic problems. Political slogans have serious advantages over economic and powerful methods of domination over the political will of the masses, as they are implemented gradually and imperceptibly for people, implementation not leading to a direct casualties and violence.
Basing on this conclusion, we considered that the most interesting part of the study is a modern political propaganda in China, as the country where slogans are most frequently used.
No country in the world except China was able to form such a flexible and efficient tool to manipulate the political consciousness using relatively simple linguistic tools, such as slogans. They can be used to reconstruct a picture of bygone years and trace what generations of Chinese people fought and strove for. Nowadays, slogans and propaganda posters have not lost their relevance
Key words: China, propaganda, slogans, promotion, information, efficient manipulation tool, political will, relevance
Политическая пропаганда включает
феномен лозунга, т.е. призыва или обращения в лаконичной форме, выражающего руководящую идею или требование и используемого в таких областях, как политика, религия, экономика [9]. Силу их воздействия трудно переоценить: они не только символизируют сопричастность общества к какому-нибудь общему делу, как, к примеру, знамена и другие геральдические признаки, но и передают буквально семантическую квинтэссенцию этой причастности [1]. Цель статьи — обосновать востребованность лозунгов, которые широко используются не одно столетие и несут в себе мобилизующую пропагандистскую функцию. Спецификой статьи является использование лингвистических приемов для обоснования инструментария политической пропаганды.
В современном китайском государстве инструментарий лозунгов все чаще используется для разрешения существующих социальных проблем. Помимо решения экономических задач лозунги активно применяются в целях построения гармоничного социума, пропаганде здорового образа жизни, поддержке незащищенных слоев населения, популяризации многочисленных общественных организаций и фондов, борьбе с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды, а также многих других не менее серьезных целей.
Политические лозунги имеют явные преимущества перед экономическими и силовыми способами господства над политической волей масс, поскольку они:
1) реализуются незаметно и постепенно для управляемых;
2) их внедрение не приводит к прямым жертвам и крови;
3) не требуют больших материальных расходов, которые были бы неизбежны в случае подкупа или успокоения некоторых политических оппонентов [5, 7, 8].
Таким образом, большинство людей в массе своей склонны повторять и следовать тем политически ориентированным суждениям, которые они где-то слышали, им преподавали или о которых они узнали из прочих внешних источников [2, 12].
В современном мире Китай является едва ли не единственной страной, где лозунги играют настолько важную роль в жизни населения. Основываясь на этом, наибольший интерес для исследования представляет современная политическая агитация Китая как субъекта наиболее частого применения лозунгов.
Все без исключения правители Поднебесной — от первого императора Цин Ши-хуана до Сун Ятсена и Мао Цзэдуна — использовали лозунги. В современном Китае они встречаются повсеместно — в больших мегаполисах и маленьких глухих деревнях. Являясь преемниками Советского Союза в области лозунгов, китайцы расширили как идею, так и область употребления лозунгов. Они характеризуются широким распространением, большим количеством, ёмким содержанием, разнообразными формами и глубокой интеграцией в общественную жизнь.
Лозунги как особый поэтический жанр стали чрезвычайно распространенным явлением в Китае. Группы поэтов придумали ряд поэтических лозунгов, которые и сегодня призывают бороться с прогулами, поднимают дисциплину на фабриках и заводах, убеждают выполнять и перевыполнять план, агитируют за высокие достижения и ударные темпы работы [10].
В отличие от европейских государств, Китай использует все возможные способы агитации, в которой лозунгам отведена главенствующая роль «цемента общества». В китайском языке применяется следующий термин для обозначения понятия «лозунг»: ЫаоуикоиИао), что, согласно авторитетному толковому словарю китайского языка «Цы Хай», имеет следующее значение: <<Р^» (коиИао) — это краткое и четкое побуждающее к действию высказывание, выдвинутое для достижения определенных целей и выполнения определенных задач» [15; 1649 с.]. В сфере применения агитации Китай является уникальным государством. Угодные властям слоганы и лозунги вывешиваются на растяжках, на улицах и заводах, призывают к трудовым подвигам и прочим действиям, ими пол-
ны плакаты, радио и телевидение, а также речи звезд кино и политиков.
Говоря о Китае, необходимо учитывать ряд особенностей, присущих формированию политической пропаганды в этой стране.
К ним относятся:
— геополитические факторы, такие как географическое положение, население;
— структура органов власти, авторитарность управления;
— жёсткая цензура;
— степень влияния религиозного фактора на сознание китайцев;
— специфика религиозных концепций, распространённых в Китае;
— социальные проблемы (отношения между родителями и детьми, возможность получить высшее образование и т.д.), тенденция к смене социальных ролей между мужчиной и женщиной [6].
Важными факторами также являются отношение современных китайцев к окружающей их действительности, их самоидентификация, которая непосредственным образом влияет на внутреннее состояние индивидов и уровень социальной активности.
Естественно, что политическая идеология оказывает сильное влияние на политическую пропаганду. Сохранившаяся однопартийная система имеет практически неограниченные возможности такого влияния. В Китае усиленно следят за содержанием информации, особенно рассчитанной для внутреннего пользования. Основой осуществляемой в стране информационной деятельности являются идеологические установки КПК [4; С. 42]. До сих пор все новости и сведения, поступающие из средств массовой информации, подвергаются жесткой цензуре, а доступ на некоторые вебсайты, в частности, имеющие отношение к прежней идеологии, с такими ключевыми словами, как «Мао Цзэдун, Сталин, Троцкий», заблокирован для посещения. Информация о прежнем режиме, политике и идеологии преподносится современному поколению весьма в дозированных количествах и в выгодном современной ситуации ракурсе.
На современный Китай, безусловно, оказывают большое влияние западное мировоззрение и технологии. Однако, благодаря специфике китайского менталитета, западное мировоззрение и технологии не вытесняют традиционные китайские, а образуют в массовом сознании симбиотичес-кий конгломерат. При этом классическое и типичное для жителей Китая мировоззрение сохраняется. Они словно пропускают через себя западные принципы и воззрения, тщательно их фильтруют и выбирают из них только то, что конгруэнтно духу и восприятию китайцев. Все это свойственно менталитету и психологии обычного жителя Поднебесной, мировоззренческий стержень которого создается и существует через структуру языка, систему ценностей, иносказательные выражения, пословицы и поговорки [13].
Далекий родственник европейских лозунгов — девизы правления древнего Китая. Начиная приблизительно с 180 г. до н. э. императоры Поднебесной, приходя к власти, выбирали девизы своего правления, например, «Счастье и процветание». Вплоть до падения империи в 1911 г. ее жители отсчитывали «годы счастья и процветания». Китайцы пытались повлиять на ход истории, меняя девизы правления и объясняя неудачи неправильным выбором девиза [3].
Но лозунг, коммерческий и политический, в его прямом значении — это по большей части феномен XX в. Огромное китайское государство вошло в него с многочисленными политическими и социальными болезнями, поэтому среди народных масс того времени преобладали такие лозунги, как ( «Из искры может разгореться пожар»), "ФИАК («Китайский народ, восстань!»), " ( «Нужно опираться на свои силы!»), "^АКШ^" (Служить народу!) и др. В результате синьхайской революции (1911-1913) была свергнута династия Цин и создана Китайская Республика. В 1913 г. произошла «Вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Генерал Юань Шикай в центральных и южных провинциях подавил разрозненные и несо-
гласованные выступления. Таким образом, в Китае установилась военная диктатура во главе с Юань Шикаем, который был родоначальником группировки северных (бэй-янских) милитаристов. Сунь Ятсен вынужденно эмигрировал за рубеж. Юань Шикаю не без труда удалось подавить мятеж и он принялся формировать Китайскую империю, которая, на его взгляд, обеспечила бы единство, независимость, стабильность и процветание многострадальному Китаю. Однако нескончаемые репрессии, неумение своевременно разрешать насущные проблемы страны и появившаяся мания преследования обратили против самопровозглашенного императора все партии. Таким образом, чаяниям Юань Шикая не суждено было сбыться и он вынужден был отказаться от титула [11].
В начале Первой мировой войны правительство Китая объявило о своем нейтралитете и попросило державы, участвующие в войне, не осуществлять военные действия на китайской территории, подразумевая, в том числе, китайские земли, «арендованные» иностранными державами. В 1915 г. китайские принцы проголосовали за установление монархии в Китае с Юанем Шикаем во главе, что вызвало ряд восстаний в провинциях Поднебесной, которые проходили под лозунгом
(«Будьте решительны, не бойтесь жертв, преодолевайте все трудности, и тогда мы победим!»). Свою независимость от Пекина объявили провинции Гуйчжоу, Юньнань и Гуанси. Потом решили отделиться и Чжэцзян, Хунань, Сычуань и Гуандун. 22 марта 1916 г. была восстановлена республика, и Юань Шикай лишился своего титула.
В провинции Гуанчжоу в 1912 г. под руководством Чан Кайши создана партия Гоминьдан. Чан Кайши в качестве советников пригласил к себе офицеров из Германии. Гоминьдановцы усердно заимствовали опыт и навыки немцев по наведению и установлению порядка в стране. В данный период времени в Китае бытовал такой лозунг - «-^Х^ЙНК^!" (Все для партии Гоминьдана!).
К 1927 г. после нескольких военных операций под контролем войск Гоминьдана находилась большая часть территории Китая. Приблизительно в это же время, в 1921 г., основана и Коммунистическая Партия Китая. В тот период она была малочисленной и не пользовалась особой популярностью.
Однако осенью 1931 г. Япония напала на Китай и уже в марте 1932 г. на территории Поднебесной появилось марионеточное прояпонское государство Маньчжоу-Го. Перед Чан Кайши в сложившейся ситуации было уже три врага: внешняя японская агрессия, эпизодические бунты некоторых милитаристов на местах и вооружённые отряды Коммунистической Партии Китая, которые стали набирать силу и претендовать на захват власти в стране, поэтому китайский народ на каждом шагу видел лозунги, подобные («Дадим отпор врагам извне!»). В результате подписано соглашение о создании единого фронта между Гоминьданом и КПК.
7 июля 1937 г. началась война между Японией и Китаем. Повсеместно распространялись лозунги "^ЭДКШ" («За войну против японских агрессоров!») "М^К («Упорно сопротивляться и не сдаваться!»). В августе-сентябре 1945 г. милитаристская Япония была разгромлена. Вторая мировая война завершилась, страны Азиатско-Тихоокеанского региона были освобождены от японских войск.
В Китае полным ходом ожесточенно шла гражданская война, в результате чего была создана коммунистическая армия, обладавшая выучкой и дисциплиной, лозунг которой - следующий призыв
«Отстаивать единство и противостоять сепаратистам!»),
(«Игнорировать врага стратегически, тактически считаться со врагом»). 1 октября 1949 г. Пекин провозгласил создание Китайской Народной Республики, и произошло ее сближение с Советским Союзом, в результате — Китай подвергся экономической изоляции со стороны США и других стран НАТО [3, 11, 14].
Именно начиная с 50-х гг., лозунги становятся центральным орудием для формирования политического сознания китайского народа. В этот период времени появляется множество плакатов и транспарантов, которые вывешивались повсеместно, дабы каждый житель Китайской Народной Республики был информирован о политике партии и следовал намеченному курсу. Возьмем для примеров следующие лозунги: ( «Да здравствует Коммунистическая Партия Китая!»),
(«Без Коммунистической Партии нет Китая!), "ЭД^чй («Мир, Коммунизм, Солидарность!»),
"ФИЛКЛа^^!" («Да здравствует великое единение китайского народа!»)
( «Изо всех сил стремиться к лучшему, лучше и быстрее построить социализм») ,
(«Великий учитель, великий вождь, великий полководец и великий кормчий. Да здравствует председатель Мао!»).
Воодушевленный успехами первой пятилетки, Мао Цзэдун решился на демократизацию и предпринял попытку использовать городскую интеллигенцию для социалистического строительства. Под лозунгом ""^^Й, ^ЖФ^" («Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто школ») в 1957 г. проведена масштабная кампания по усилению гласности и критики. Названием движения явилась цитата из классического стихотворения. Лозунг "
был выдвинут в своё время императором Цинь Шихуаном, который объединил Китай примерно в 221 г. до н. э. Мао Цзэдун всегда сравнивал себя с Цинь Шихуаном, лелея мечту о едином и сильном Китае. Когда страной завладела предложенная им идея Большого Скачка, подменившая собой второй пятилетний план 1958-1962 гг., разработанный Чжоу Эньлаем, в стране появился лозунг
"ЛЕШ
(«Да здравствует Большой Скачок»).
В 1966 г. председателем Мао начата массовая кампания по поддерживанию революционного духа и настроя в массах,
фактическая задача которой заключалась в том, чтобы утвердить маоизм как единственную государственную идеологию и уничтожить политическую оппозицию. Рабочие, студенты и школьники, фанатично преданные «образу Председателя», были заняты поиском и разоблачением «классовых врагов» и атакой на более умеренных лидеров партии. Критически настроенная молодежь со всей своей необузданной энергией обрушилась на культурные памятники Китая, религиозные институты, интеллектуалов и других простых граждан, являвшихся носителями старых культурных ценностей. Вследствие этих действий общество оказалось идеологически дезориентировано.
Маоизм сохранил свое влияние лишь в качестве идеологического фасада, за которым развернулась борьба за наследование подлинной политической власти. Лозунги и агитплакаты оказались очень кстати, они позволяли руководящей партии просвещать, мобилизовать и агитировать народные массы. Различные призывы можно было увидеть и услышать абсолютно в любом районе страны.
Приведем следующие примеры:
образованную молодежь в сельских районах!»), ^^ , ^Ж^^ЖЙ^" («Добросовестно учиться, чтобы хорошо понимать марксизм!»), "Мда^МЛ^"(«Уважать знания, уважать талант!»
(«Наука и техника являются основой производительных сил») ,
За объединение интеллигентного и рабочего классов!),
(«Польза не для себя, а для окружающих!»),
(«Да здравствуют идеалы, нравственность, культура и дисциплина!») [3].
В 1978 г. Коммунистическую Партию Китая (КПК) возглавлял Дэн Сяопин. В стране начались реформы, которые продолжаются по сей день. Главная цель реформаторов — создание прибавочной стоимости, которой было бы достаточно для финансирования модернизации экономики Китая, которая после неудачной политики
«Большого скачка» и командных методов Мао Цзэдуна, находилась на грани катастрофы. Изначально основная задача реформ заключалась в решении проблемы с мотивацией рабочих и крестьян и ликвидацией экономических диспропорций, которые характерны для плановых экономик. Эти реформы, в основном, не представляли собой часть какого-либо четко сформулированного стратегического плана, но являлись незамедлительным ответом на насущные проблемы ( «Переходя реку, ощупываем камни» — Дэн Сяопин).
Экономические реформы в Китае восприняли на Западе как разворот к капиталистическому строю, и, во избежание вопросов и потенциальных идеологических противоречий о собственной легитимности, правительство Китая, не отрицая, что активно реализует различные экономические меры, характерные для капиталистических стран, продолжает отстаивать утверждение, что это всего лишь форма социализма.
Дэн Сяопин это противоречие объяснял своим знаменитым выражением: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика — главный критерий истины.
(«Вперед, к модернизации, миру и светлому будущему!») [11].
Исходя из сказанного, можно утверждать, что ни одна страна в мире, кроме Китая, не обладает такой гибкостью в манипулировании политическим сознанием
Литература-
1. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов. М.: Логос, 2006. 355 с.
2. Амелин В. Социология политики. М., 2002. 502 с.
3. Бажанов Е. П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. М.: Известия, 2007. 733 с.
4. Бейдина Т.Е., Макарова Ю.О. Национальные особенности пропагандистской деятельности в КНР // Известия иркутского государственного университета. Иркутск: Издательство ИГУ. 2014. Т. 8. С. 41-46.
при помощи достаточно простых лингвистических инструментов, таких как лозунги, являющиеся неотъемлемой частью ее пропаганды. Это явление настолько неоднозначное, что многие исследователи признают — китайцы довели технологию влияния на умы людей с помощью лозунга до совершенства. По ним можно воссоздать картину давно минувших лет и проследить, против чего боролись и к чему стремились несколько поколений Поднебесной. Однако и в настоящее время лозунги и агитационные плакаты не утратили своей актуальности. Благодаря краткости, броскости, общепонятности, они легко усваиваются китайским населением, что способствует формированию их политического сознания и выполнению ими политических установок. Именно благодаря сочетанию старых и новых лозунгов, неизменно обладающих невероятной красочностью и лаконичностью изложения вкупе с точностью формулировки, китайцы совершили и совершают незаметные для себя, но гигантские в масштабах страны изменения.
В результате таких изменений Китай превратился в подлинного лидера XX в., совершившего переход из коммунистического прошлого в капиталистический социализм. Данный политический строй не смог бы утвердиться ни в одном другом государстве мира, кроме Китая. Лозунги в Китае являлись и являются неотъемлемым элементом политической пропаганды и агитации.
_References
1. Altunian A.G. Analiz politicheskikh tekstov [Analysis of political texts]. Moscow: Logos, 2006. 355 p.
2. Amelin V. Sotsiologiya politiki [Sociology of politics]. Moscow, 2002. 502 p.
3. Bazhanov E.P. Kitay: ot sredinnoy imperii do sverkhderzhavy XXI veka [China: from the Middle Kingdom to the superpower of the XXI century]. Moscow: Izvestia, 2007. 733 p.
4. Beydina T.E., Makarov Yu.O. Nattsionalnye osobennosti propagandistskoy deyatelnosti v KNR [National characteristics advocacy in China]: Proceedings of the Irkutsk State University. Irkutsk: Publishing ISU. 2014 Vol. 8. P. 41-46.
5. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2004. 243 с.
6. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М., 2005. 176 с.
7. Воеводин А. Стратагемы — стратегии войны, манипуляции, обмана. Красноярск, 2000. 340 с.
8. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 2004. 340 с.
9. Воробьева О.И. Политическая лексика. Ее функции в современной устной и письменной речи. М.: БЕК, 2005. 240 с.
10. Иванов В.Н. Политическая социология. М., 2000. 503 с.
11. Крюгер Р. Китай: полная история Поднебесной / пер. с англ. Дм. Воронина, Ю. Гольдберга. М.: Эксмо, 2007. 840 с.
12. Московичи С. Социальная психология. СПб.: Питер, 2006. 592 с.
13. Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века. М.: Восточная литература, 2005. 490 с.
14. Усов В.Н. История КНР. В 2 т. // Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки, Ин-т дальнего Востока РАН; М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. Т. 2. 670 с.
15. Цы Хай. Шанхайское изд-во Цышу, 2009. Т. 1. 3537 с.
5. Vershinin M.S. Politicheskaya kommunikatsi-ya v informattsionnom obshchestve [Political Communication in the Information Society]. St. Petersburg, 2004. 243 p.
6. Vinogradov A.V. Kitayskaya model modern-izatsii. Poiski novoy identichnosti [Chinese model of modernization. The search for a new identity]. Moscow, 2005. 176 p.
7. Voevodin A. Stratagemy — strategii voiny, manipuliatsii, obmana [Stratagems — war strategy, manipulation, deception]. Krasnoyarsk, 2000. 340 p.
8. Woytasik L. Psihologiya politicheskoy propagandy [Psychology of political propaganda]. Moscow, 2004. 340 p.
9. Vorobyov O. Politicheskaya leksika. Ee funkt-sii v sovremennoy ustnoy i pismennoy rechi [Political lexicon. Its function in modern speech and writing]. Moscow: BEK, 2005. 240 p.
10. Ivanov V.N. Politicheskaya sotsiologiya [Political sociology]. Moscow, 2000. 503 p.
11. Kryuger R. Kitay: polnaya istoriya Podnebe-snoy [China: China full story]: Translated from English. D. Voronin, J. Goldberg. Moscow: Eksmo, 2007. 840 p.
12. Moscovichi S. Sotsialnaya psihologiya [Social Psychology]. Petersburg: Peter, 2006. 592 p.
13. Nepomnin O.E. Istoriya Kitaya: Epoha Tsin. XVII — nachalo XX veka [History of China: Period of Qing. XVII - the beginning of XX century]. Moscow: Eastern Literature, 2005. 490 p.
14. Usov V.N. Istoriya KNR [History of China]. In 2 volumes. Moscow. Moscow State Univ. named after M.V. Lomonosov, Institute of Asian and African Studies, Institute of Far Eastern Studies; Moscow: AST: East-West, 2006 Vol. 2. 670 p.
15. Tsy Hay. Shanhaiskoe izdatelstvo Tsyshu [Shanghai publiushing house Tsyshu], 2009. Vol. 1. 3537 p.
Коротко об авторе _
Макарова Ю. О., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия Mjulia222@gmail.com
Научные интересы: политические науки, психология, манипуляции, пропагандистские приемы и методики
_ Briefly about the author
Yu. Makarova, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: political sciences, psychology, manipulation, propaganda techniques