Выпуск 102, 2023
Вестник АмГУ
89
Лингвистика. Филология
УДК 070
Арчакова Оксана Борисовна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Рыбай Ядвига Яковлевна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Archakova Oksana Borisovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected] Rybai Jadwiga Yakovlevna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected]
ЛОНГРИД КАК ФЕНОМЕН МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ LONGRID AS A PHENOMENON OF MULTIMEDIA JOURNALISM
Аннотация. В статье на основе российского Интернет-издания «Лента.ру» описано своеобразие лонгрида как жанра современной журналистики. Анализируются основные содержательные и композиционные особенности спецпроектов данного СМИ.
Abstract. The article describes the originality of the longread as a genre of modern journalism based on the Russian Internet edition «Lenta.ru». The main content and compositional features of special projects of this media are analyzed.
Ключевые слова: лонгрид, мультимедиа, Интернет-СМИ, жанр, журналистика, контент, «Лента.ру».
Key words: longread, multimedia, online media, genre, journalism, content, Lenta.ru.
DOI: 10.22250/20730284_2023_102_89
В современном мире все большую популярность в Интернете набирают мультимедийные лонгриды, которые постоянно видоизменяются и предоставляют аудитории новые возможности при их использовании. Кроме того, для подачи информации с визуальным контентом просто необходимы большие форматы, дающие пищу для размышления. Этот факт подтверждает исследование популярности новостных материалов в Интернете, проведенное компанией «Newswhip» в декабре 2013 г. Выяснилось, что пользователи предпочитают журналистские материалы до 500 слов (короткие заметки)
и более объемные аналитические статьи от 1200 слов (лонгриды) [1].
В печатных изданиях формат, аналогичный лонгриду, существует на Западе с середины прошлого века, но имеет другое название - long form journalism (журналистика длинных форм). Первые лонгформы появились на страницах таких изданий как The New Yorker, Esquire в 1960-х гг. Впервые о лонгридах в современном понимании этого слова заговорили в 2012 г. Именно тогда американское издание «The New York Times» опубликовало материал «Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek» («Снегопад: лавина в туннеле Крик»). В основе материла - длинный текст, превышающий 10 000 слов, который сопровождался мультимедийными элементами (видео, фотогалереями, графикой, аудиозаписями и т.д.). После этого публиковать подобные материалы начали различные Интернет-СМИ. Многие российские онлайн-издания также стали делать ставку на этот жанр, - например, «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Лента.ру» активно использует лон-грид для того, чтобы рассказать своим читателям глубокие и объемные истории, которые просто не приживутся в традиционных СМИ.
Мультимедийный лонгрид является относительно новым понятием в современной журналистике, и пока исследователям не удалось выработать единый понятийный аппарат и устойчивую классификацию. Авторы учебника «Мультимедийная журналистика» утверждают, что для лонгрида даже не существует единого названия: «Если вы спросите, как в редакциях «The New York Times» или «The Guardian» называют свои мультимедийные проекты, то тоже не получите однозначного ответа. Сейчас - спустя 4-5 лет после запуска первых из них - журналисты и продюсеры объединяют их под общими названиями: «мультимедийные истории», «визуальные истории», «интерактивный сто-рителлинг», «лонгрид» (длинное чтение)» [5, с. 132].
Исследователи расходятся во мнении о том, чем является лонгрид - жанром, форматом или методом. Д.П. Чигаев характеризует лонгрид как «формат подачи медиатекстов большого объема, характеризующийся высокой степенью креолизации вербальных и медийных элементов. Основными признаками лонгридов, таким образом, являются продолжительное время прочтения и креолизован-ный характер» [6, с. 5].
Д.В. Шпилева описывает лонгрид как «метод создания конвергентного журналистского материала, включающего аудио, видео, фото, интерактивные и гипертекстуальные элементы» [7, с. 103]. Д.К. Воробьева относит лонгрид к «жанру Интернет-журналистики, который представляет собой текст, историю, рассказанную с использованием полноэкранных фотографий, аудио- и видеоматериалов, анимации, 3D-моделей, инфографики» [2, с. 3066].
В нашем исследовании лонгрид рассматривается как жанр современной журналистики, имеющий большой объем и подразумевающий наличие мультимедийных элементов - видео, фотографий, аудио, инфографики и т.д.
Предметом нашего анализа являются лонгриды, размещенные на сайте Интернет-издания «Лен-та.ру». На сегодняшний день в издании опубликовано 205 лонгридов (в период с 2013 г. по 2023 г.). Они подразделяются на четыре категории:
коммерческие - проекты, которые были подготовлены редакцией на платной основе; некоммерческие - спецпроекты, публикуемые не с целью извлечения прибыли, а, скорее, для увеличения числа просмотров;
выбор редакции - лонгриды, которые, по мнению редакции, являются лучшими и пользуются популярностью у читателей;
нативные материалы - спецпроекты, не продвигающие продукт напрямую (т.е. скрытая реклама).
Выпуск 102, 2023
Вестник АмГУ
9 1
Для анализа мы выбрали спецпроект из категории некоммерческих на политическую тематику - «Красная сеть» (о том, как создавалась и как работает самая мощная в мире Интернет-цензура). Лонгрид опубликован в 2019 г.
А.В. Колесниченко определил основные жанровые характеристики спецпроектов: системность темы, глубокое исследование темы журналистом с большим количеством источников информации, большой объем текста [3].
Чтобы выявить содержательные и композиционные особенности лонгрида, его соответствие заявленным жанровым характеристикам, мы провели анализ лонгрида «Красная сеть» по параметрам, которые выделил А.В. Колесниченко: объем лонгрида (количество лексических единиц); характер темы; количество источников информации; количество примеров, историй или случаев в публикации; доля репортажных вставок; количество циклов перехода от частного к общему (т.е. переход от конкретного случая к общему явлению); количество комментариев от журналиста [3]. Нами получены следующие результаты:
объем лонгрида - 4834 слова. Отметим, что для подобных спецпроектов минимальный объем 1500-2000 слов. Значит, анализируемый нами лонгрид в полной мере соответствует данному критерию;
характеристика темы - лонгрид посвящен китайской Интернет-цензуре: рассказывается, как она создавалась и работает сегодня. Исходя из этого параметра, можно сказать, что тема достаточно уникальна и подобных спецпроектов в других СМИ мы не встречали;
количество источников информации - 28. В основном это цитаты правительства из документов, законов и т.д. Например, цитата правительства: «Только государство имеет право на планирование, национальную стандартизацию, развитие и контроль всех сфер, связанных с Интернетом» [4], - провозгласило Правительство КНР в 1996 г., попутно обязав каждого китайца подключаться к сети только с разрешения Министерства коммуникаций. Также можно привести в пример цитату из государственного документа: «Поддерживать доверие - хорошо, подрывать доверие - позорно» [4], -указано в государственном документе. Отметим, что в лонгриде автор должен использовать как можно больше источников информации (несколько десятков), наш лонгрид соответствует заявленному критерию;
количество примеров, историй или случаев в публикации - 13. Исходя из этого параметра, можно заключить, что журналист провел тщательный сбор эмпирического материала по теме. Автор описывает различные частные случаи людей, которые подверглись Интернет-цензуре. В пример можно привести историю о китайском журналисте, который пытался бороться с Интернет-цензурой, но в итоге подвергся санкциям со стороны государства. В лонгриде приводится следующая цитата о герое: «Лю Ху - один из немногих журналистов, пытающихся говорить о цензуре и коррупции в стране. Из-за своих материалов он был арестован и оштрафован, а позднее обнаружил себя в черном списке «неблагонадежных» граждан. Ему внезапно оказались недоступны кредиты, покупка билетов на самолет, путешествие на поезде по нескольким направлениям и приобретение недвижимости» [4]. Или, например, историю о 17 китайцах, которые отказались проходить военную службу, и после этого не смогли поступить в вуз;
количество репортажных вставок - отсутствует. Стоит отметить, что данный параметр в лон-гриде приветствуется ввиду своей наглядности, однако он необязателен;
количество циклов перехода от частного к общему - 12. Этот показатель говорит, что материал многоаспектный, а сам текст достаточно информативный;
количество комментариев от журналиста - 10. Достаточный объем, свидетельствующий, что
автор глубоко проник в тему и достиг способности свободно анализировать, интерпретировать, трактовать эмпирический материал. Например, журналист своими словами объясняет, как работает «50-центовая армия»: <Блогеры на зарплате, по сути, оказались глазами и ушами правительства. Они не пытаются атаковать оппозиционеров и не изобличают их. Государство придумало нечто получше -с помощью «50-центовой армии» власти просто вычисляют всех инакомыслящих и призывают их к ответу в рамках закона. Только законы в Китае весьма суровые» [4].
Таким образом, мы рассмотрели лонгрид как жанр современной журналистики, проанализировали конкретный случай и выяснили, что рассмотренный спецпроект имеет свои содержательные и композиционные особенности, которые соответствуют заявленным жанровым характеристикам.
Лонгрид представляет довольно широкое поле для изучения в российской медиасфере, так как исследователи не могут прийти к единому мнению о его понятии и характеристиках. Однако сегодня журналисты выработали определенные технологии работы и имеют уникальные технические площадки для публикации лонгридов. И поэтому мы предполагаем, что в будущем этот жанр приобретет большую популярность.
1. I thought long form was dead - then I saw these awesome stats [Электронный ресурс] // «NewsWhip»: офиц. сайт. 12.12.2013. URL: https://www.newswhip.com/2013/12/article-length/ (дата обращения: 21.04.2023).
2. Воробьева, Д.К. Жанрово-композиционные особенности лонгрида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.11. - С. 3066-3070.
3. Колесниченко, А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс]: Медиаскоп: офиц. сайт. URL: http://www.mediascope.ru/1691 (дата обращения: 21.04.23).
4. «Красная сеть» [Электронный ресурс] // lenta.ru: офиц. сайт. URL: chinanet.lenta.ru (дата обращения: 06.06. 2023).
5. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 418 с.
6. Чигаев, Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста // Медиаскоп. - 2017. - №1. - С.1-10.
7. Шпилева, Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. - 2019. - №15. - С. 103-107.