Научная статья на тему 'ЛОНГРИД КАК ФЕНОМЕН МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'

ЛОНГРИД КАК ФЕНОМЕН МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
470
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОНГРИД / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ЖАНР / ЖУРНАЛИСТИКА / КОНТЕНТ / «ЛЕНТА.РУ»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арчакова Оксана Борисовна, Рыбай Ядвига Яковлевна

В статье на основе российского Интернет-издания «Лента.ру» описано своеобразие лонгрида как жанра современной журналистики. Анализируются основные содержательные и композиционные особенности спецпроектов данного СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONGRID AS A PHENOMENON OF MULTIMEDIA JOURNALISM

The article describes the originality of the longread as a genre of modern journalism based on the Russian Internet edition «Lenta.ru». The main content and compositional features of special projects of this media are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЛОНГРИД КАК ФЕНОМЕН МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Выпуск 102, 2023

Вестник АмГУ

89

Лингвистика. Филология

УДК 070

Арчакова Оксана Борисовна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Рыбай Ядвига Яковлевна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Archakova Oksana Borisovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected] Rybai Jadwiga Yakovlevna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected]

ЛОНГРИД КАК ФЕНОМЕН МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ LONGRID AS A PHENOMENON OF MULTIMEDIA JOURNALISM

Аннотация. В статье на основе российского Интернет-издания «Лента.ру» описано своеобразие лонгрида как жанра современной журналистики. Анализируются основные содержательные и композиционные особенности спецпроектов данного СМИ.

Abstract. The article describes the originality of the longread as a genre of modern journalism based on the Russian Internet edition «Lenta.ru». The main content and compositional features of special projects of this media are analyzed.

Ключевые слова: лонгрид, мультимедиа, Интернет-СМИ, жанр, журналистика, контент, «Лента.ру».

Key words: longread, multimedia, online media, genre, journalism, content, Lenta.ru.

DOI: 10.22250/20730284_2023_102_89

В современном мире все большую популярность в Интернете набирают мультимедийные лонгриды, которые постоянно видоизменяются и предоставляют аудитории новые возможности при их использовании. Кроме того, для подачи информации с визуальным контентом просто необходимы большие форматы, дающие пищу для размышления. Этот факт подтверждает исследование популярности новостных материалов в Интернете, проведенное компанией «Newswhip» в декабре 2013 г. Выяснилось, что пользователи предпочитают журналистские материалы до 500 слов (короткие заметки)

и более объемные аналитические статьи от 1200 слов (лонгриды) [1].

В печатных изданиях формат, аналогичный лонгриду, существует на Западе с середины прошлого века, но имеет другое название - long form journalism (журналистика длинных форм). Первые лонгформы появились на страницах таких изданий как The New Yorker, Esquire в 1960-х гг. Впервые о лонгридах в современном понимании этого слова заговорили в 2012 г. Именно тогда американское издание «The New York Times» опубликовало материал «Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek» («Снегопад: лавина в туннеле Крик»). В основе материла - длинный текст, превышающий 10 000 слов, который сопровождался мультимедийными элементами (видео, фотогалереями, графикой, аудиозаписями и т.д.). После этого публиковать подобные материалы начали различные Интернет-СМИ. Многие российские онлайн-издания также стали делать ставку на этот жанр, - например, «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Лента.ру» активно использует лон-грид для того, чтобы рассказать своим читателям глубокие и объемные истории, которые просто не приживутся в традиционных СМИ.

Мультимедийный лонгрид является относительно новым понятием в современной журналистике, и пока исследователям не удалось выработать единый понятийный аппарат и устойчивую классификацию. Авторы учебника «Мультимедийная журналистика» утверждают, что для лонгрида даже не существует единого названия: «Если вы спросите, как в редакциях «The New York Times» или «The Guardian» называют свои мультимедийные проекты, то тоже не получите однозначного ответа. Сейчас - спустя 4-5 лет после запуска первых из них - журналисты и продюсеры объединяют их под общими названиями: «мультимедийные истории», «визуальные истории», «интерактивный сто-рителлинг», «лонгрид» (длинное чтение)» [5, с. 132].

Исследователи расходятся во мнении о том, чем является лонгрид - жанром, форматом или методом. Д.П. Чигаев характеризует лонгрид как «формат подачи медиатекстов большого объема, характеризующийся высокой степенью креолизации вербальных и медийных элементов. Основными признаками лонгридов, таким образом, являются продолжительное время прочтения и креолизован-ный характер» [6, с. 5].

Д.В. Шпилева описывает лонгрид как «метод создания конвергентного журналистского материала, включающего аудио, видео, фото, интерактивные и гипертекстуальные элементы» [7, с. 103]. Д.К. Воробьева относит лонгрид к «жанру Интернет-журналистики, который представляет собой текст, историю, рассказанную с использованием полноэкранных фотографий, аудио- и видеоматериалов, анимации, 3D-моделей, инфографики» [2, с. 3066].

В нашем исследовании лонгрид рассматривается как жанр современной журналистики, имеющий большой объем и подразумевающий наличие мультимедийных элементов - видео, фотографий, аудио, инфографики и т.д.

Предметом нашего анализа являются лонгриды, размещенные на сайте Интернет-издания «Лен-та.ру». На сегодняшний день в издании опубликовано 205 лонгридов (в период с 2013 г. по 2023 г.). Они подразделяются на четыре категории:

коммерческие - проекты, которые были подготовлены редакцией на платной основе; некоммерческие - спецпроекты, публикуемые не с целью извлечения прибыли, а, скорее, для увеличения числа просмотров;

выбор редакции - лонгриды, которые, по мнению редакции, являются лучшими и пользуются популярностью у читателей;

нативные материалы - спецпроекты, не продвигающие продукт напрямую (т.е. скрытая реклама).

Выпуск 102, 2023

Вестник АмГУ

9 1

Для анализа мы выбрали спецпроект из категории некоммерческих на политическую тематику - «Красная сеть» (о том, как создавалась и как работает самая мощная в мире Интернет-цензура). Лонгрид опубликован в 2019 г.

А.В. Колесниченко определил основные жанровые характеристики спецпроектов: системность темы, глубокое исследование темы журналистом с большим количеством источников информации, большой объем текста [3].

Чтобы выявить содержательные и композиционные особенности лонгрида, его соответствие заявленным жанровым характеристикам, мы провели анализ лонгрида «Красная сеть» по параметрам, которые выделил А.В. Колесниченко: объем лонгрида (количество лексических единиц); характер темы; количество источников информации; количество примеров, историй или случаев в публикации; доля репортажных вставок; количество циклов перехода от частного к общему (т.е. переход от конкретного случая к общему явлению); количество комментариев от журналиста [3]. Нами получены следующие результаты:

объем лонгрида - 4834 слова. Отметим, что для подобных спецпроектов минимальный объем 1500-2000 слов. Значит, анализируемый нами лонгрид в полной мере соответствует данному критерию;

характеристика темы - лонгрид посвящен китайской Интернет-цензуре: рассказывается, как она создавалась и работает сегодня. Исходя из этого параметра, можно сказать, что тема достаточно уникальна и подобных спецпроектов в других СМИ мы не встречали;

количество источников информации - 28. В основном это цитаты правительства из документов, законов и т.д. Например, цитата правительства: «Только государство имеет право на планирование, национальную стандартизацию, развитие и контроль всех сфер, связанных с Интернетом» [4], - провозгласило Правительство КНР в 1996 г., попутно обязав каждого китайца подключаться к сети только с разрешения Министерства коммуникаций. Также можно привести в пример цитату из государственного документа: «Поддерживать доверие - хорошо, подрывать доверие - позорно» [4], -указано в государственном документе. Отметим, что в лонгриде автор должен использовать как можно больше источников информации (несколько десятков), наш лонгрид соответствует заявленному критерию;

количество примеров, историй или случаев в публикации - 13. Исходя из этого параметра, можно заключить, что журналист провел тщательный сбор эмпирического материала по теме. Автор описывает различные частные случаи людей, которые подверглись Интернет-цензуре. В пример можно привести историю о китайском журналисте, который пытался бороться с Интернет-цензурой, но в итоге подвергся санкциям со стороны государства. В лонгриде приводится следующая цитата о герое: «Лю Ху - один из немногих журналистов, пытающихся говорить о цензуре и коррупции в стране. Из-за своих материалов он был арестован и оштрафован, а позднее обнаружил себя в черном списке «неблагонадежных» граждан. Ему внезапно оказались недоступны кредиты, покупка билетов на самолет, путешествие на поезде по нескольким направлениям и приобретение недвижимости» [4]. Или, например, историю о 17 китайцах, которые отказались проходить военную службу, и после этого не смогли поступить в вуз;

количество репортажных вставок - отсутствует. Стоит отметить, что данный параметр в лон-гриде приветствуется ввиду своей наглядности, однако он необязателен;

количество циклов перехода от частного к общему - 12. Этот показатель говорит, что материал многоаспектный, а сам текст достаточно информативный;

количество комментариев от журналиста - 10. Достаточный объем, свидетельствующий, что

автор глубоко проник в тему и достиг способности свободно анализировать, интерпретировать, трактовать эмпирический материал. Например, журналист своими словами объясняет, как работает «50-центовая армия»: <Блогеры на зарплате, по сути, оказались глазами и ушами правительства. Они не пытаются атаковать оппозиционеров и не изобличают их. Государство придумало нечто получше -с помощью «50-центовой армии» власти просто вычисляют всех инакомыслящих и призывают их к ответу в рамках закона. Только законы в Китае весьма суровые» [4].

Таким образом, мы рассмотрели лонгрид как жанр современной журналистики, проанализировали конкретный случай и выяснили, что рассмотренный спецпроект имеет свои содержательные и композиционные особенности, которые соответствуют заявленным жанровым характеристикам.

Лонгрид представляет довольно широкое поле для изучения в российской медиасфере, так как исследователи не могут прийти к единому мнению о его понятии и характеристиках. Однако сегодня журналисты выработали определенные технологии работы и имеют уникальные технические площадки для публикации лонгридов. И поэтому мы предполагаем, что в будущем этот жанр приобретет большую популярность.

1. I thought long form was dead - then I saw these awesome stats [Электронный ресурс] // «NewsWhip»: офиц. сайт. 12.12.2013. URL: https://www.newswhip.com/2013/12/article-length/ (дата обращения: 21.04.2023).

2. Воробьева, Д.К. Жанрово-композиционные особенности лонгрида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.11. - С. 3066-3070.

3. Колесниченко, А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс]: Медиаскоп: офиц. сайт. URL: http://www.mediascope.ru/1691 (дата обращения: 21.04.23).

4. «Красная сеть» [Электронный ресурс] // lenta.ru: офиц. сайт. URL: chinanet.lenta.ru (дата обращения: 06.06. 2023).

5. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 418 с.

6. Чигаев, Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста // Медиаскоп. - 2017. - №1. - С.1-10.

7. Шпилева, Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. - 2019. - №15. - С. 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.