детельствовать, что они очень серьезно относятся к этой теме, никто не собирается механически уменьшать число вузов. Получится как всегда на три с плюсом. А чтобы получилось лучше, это уже не тема образования, а тема .качества нашего госуправления в целом.
В. May: Реальное что-то удается в стране обществу, когда есть спрос на то, что должно удастся. У нас в последнее десятилетие есть спрос на массовое некачественное образование, будет спрос и на высококачественное профессиональное образование. На мой взгляд, он связан с резким понижением цен на нефть и уходом нефтяной ренты, значит, будет нормально и с образованием. Если у вас много денег, вам не нужно хорошее образование.
В. Фадеев: У нас большая страна, много нефти и много, в связи с этим, денег. В XIX в. были приняты очень серьезные решения: о развитии Бакинского месторождения, приглашение ведущих западных специалистов, западного капитала. Эта система образования дала выдающихся нефтяников, выдающихся геологов. Мы освоили Урал, потом Западную и Восточную Сибирь. Это абсолютно инновационные стратегические решения, за счет которых страна живет уже 130 лет.
А. Кутузов: Я верю и надеюсь, потому что то историческое время, в которое мы живем, оно же не конечно, историческое время подвижно. Историческое время опирается на исторический
опыт народа и те перспективы, которые он перед собой ставит и видит. Если эти перспективы будут осознаны обществом и будет достигнут консенсус, тогда будет прорыв, потому что есть база. Если консенсуса не будет, тогда прорыва не будет и будет уже другое историческое время.
И. Ященко: Я верю в перспективы, потому что у нас до сих пор есть достаточное количество хороших преподавательских кадров. Их надо правильно использовать: как только объявляешь качественную программу, народ валом валит.
О. Смолин: Омар Хайям в переводе Шалвы Амонашвили:
Пока на школу не назначена цена,
Просить у власти хлеб она должна. Наверно, школа плохо власть учила,
Коль милостынью жить принуждена.
Если образовательное сообщество научит власть правильной образовательной политике, у нас пойдет все более или менее нормально.
А. Архангельский: Мы часто подменяем формальными вопросами вопросы содержательные. Сколько вузов должно быть? Скажите, для чего? Сколько живу, столько наблюдаю за реформами школьного образования, и все время обсуждается вопрос: а сколько лет учить в школе? Вы скажите, подо что вы ставите задачу и мы подсчитаем сколько нужно... Я думаю все согласны, сначала содержательные задачи, а после определение механизмов, которые к этим задачам ведут.
WHY DOES RUSSIA NEED SO MANY UNIVERSITIES?
The article describes the materials the discussion on trends in the development of higher education in Russia. Keywords: discussion: V. Mau, V. Fadeev, L. Jacobson, A. Kutuzov, I. Yashchenko, O. Smolin.
УДК 371
«ЛОМОНОСОВЫХ У НАС МОЖЕТ БОЛЬШЕ НЕ БЫТЬ...»
В статье изложены основные направления ректорского сообщества над новой редакцией проекта Федерального закона «Об образовании».
Ключевые слова: проект Федерального закона «Об образовании», развитие образования в России.
В МГУ им. М. В. Ломоносова состоялось заседание Российского Союза ректоров с участием президента РСР В. САДОВНИЧЕГО, министра образования и науки РФ А. ФУРСЕНКО, советника Президента РФ В. ЯКОВЛЕВА, полномочного представителя Правительства РФ
в Госдуме А. ЛОГИНОВА, директора Департамента науки, высоких технологий и образования Аппарата Правительства РФ А. ХЛУНОВА, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л. ГЛЕБОВОЙ, членов Совета РСР.
Основные направления работы ректорского сообщества над новой редакцией проекта Федерального закона «Об образовании»
Ректор МГУ В. Садовничий отметил, что Союз ректоров проделал огромную работу по редакции Федерального закона «Об образовании».
- Всем известно, что в середине 90-х годов по инициативе Совета ректоров началась разработка тогда еще Кодекса об образовании. Этот документ в 1995 г. обсуждался в Комитете Госдумы по образованию и готов был к принятию. Мы рассматривали Кодекс как интегральный закон об образовании. Но затем по просьбе министерства и по другим обстоятельствам было решено накопить больше опыта, а работать по тем законам и их поправкам, которые уже приняты.
Таких законов и поправок было довольно много. В результате управление системой образования столкнулось с тем, что законодательство, регулирующее образование, стало довольно громоздким, многие поправки вступали в противоречие друг с другом, с Бюджетным и Гражданским кодексами. И вопрос о работе над Кодексом об образовании стал снова актуален. Министерство образования через конкурс определило группу, или фирму, и началась работа над новым проектом Федерального закона «Об образовании в РФ», который в результате был представлен на суд общественности. В обсуждении, по нашим сведениям, приняли участие более 600 вузов, каждый из которых представил свой анализ проекта. 5 октября 2010 г. Союз ректоров провел практическую конференцию, в рамках которой состоялось серьезное обсуждение этого документа. Конференция сделала вывод, что законопроект необходимо доработать. С этой целью целесообразно сформировать специальную комиссию с участием ведущих российских юристов для координации вопросов доработки проекта.
Надо сказать, что первое заседание специальной комиссии, которую возглавляет В. Ф. Яковлев, состоялось 9 декабря 2010 г. На нем был определен план дальнейшего совершенствования федерального закона. И кратко, по сути, я хочу сказать: надо постараться ввести в закон обязательность дошкольного образования, которого нет в законе. Довольно слабо представлена в законопроекте и система начального и среднего профессионального образования (отсутствие в системе уровне образования начального профессионального образования как самостоятельного
уровня образования, включение части программ НПО в программы СПО первого уровня и перевод оставшихся программ НПО в программы профессиональной подготовки).
В законе следует более четко прописать введение третьего уровня высшего образования - подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру, адъюнктуру Отнесение к этому уровню высшего образования ординатуры и ассистентуры-стажировки. В законе отсутствует также такой уровень структуры образования, как докторантура.
Следующее замечание, которое у нас возникло: из системы образовательных организаций высшего образования выпали академии и были введены в их число колледжи. Пятое замечание: это равноправие государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций различных видов на доступ к финансированию за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Далее. Кредитно-модульная система организации образовательного процесса по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам.
Я бы считал важным в законе очень бережно отнестись к тому, чтобы сохранить социальные гарантии профессорско-преподавательскому составу и студентам. В одной из редакций закона выпало понятие стипендии для малообеспеченных студентов. Об этом следует подумать, учитывая то, что сейчас происходит в наших соседних странах.
В закон вводится уведомительный порядок начала образовательной деятельности взамен лицензирования. Об этом подробно говорилось на заседании Ассоциации юридических вузов. Здесь также есть такие понятия, как институт страхования гражданской ответственности образовательных организаций, коммерческая концессия (франчайзинг) в сфере образования.
На мой взгляд, в законе очень слабо прописан принцип воспитания. Нам следует закрепить в документе принцип паритетности обучения и воспитания. Слабо также отражен принцип интеграции образования и науки. Необходимо четко прописать и принципы академической свободы наших университетов. Это неизбежный акт всех университетов мира на все времена.
Завершая свое выступление, Виктор Антонович попросил организовать широкое обсуждение второй редакции проекта закона «Об образовании» во всех регионах и представить итоговые рекомендации Союзу ректоров.
Выступающий далее В. Ф. Яковлев, председатель Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, сопредседатель Ассоциации юристов России, отметил, что отредактированный, обновленный текст законопроекта «Об образовании», который уменьшился по объему на треть, размещен на специальном сайте Министерства образования и по нему идет обсуждение.
- Правда, обращает на себя внимание то, что общественность не столь активно участвует в обсуждении, больше откликов со стороны специалистов, людей, так или иначе связанных с этой системой. И надо сказать, что озвученные В. Садов-ничим замечания удивительным образом совпадают с предложениями, которые идут в комиссию, в министерство. Но есть и достаточно острые моменты.
Это касается, в первую очередь, социальных вопросов образования и воспитания. Мне кажется, что нам придется привести закон в соответствие со ст. 43 Конституции, которая содержит очень четкие формулировки. Участники обсуждения обращают наше внимание на то, чтобы в законе не содержалось ничего, что вступало бы в противоречие с теми конституционными гарантиями, которые содержатся в нашем Основном законе: доступность образования и бесплатность дошкольного, общего школьного и среднего профессионального образования. То есть нам надо проанализировать все нормы именно с этих позиций. Причем в ст. 43 Конституции обращено внимание на то, что «бесплатность образования обеспечивается системой государственных и муниципальных учреждений». То есть бесплатное образование - это образование за счет бюджета. А государственные и муниципальные образовательные учреждения являются бюджетополучателями. Отсюда, естественно, возникает вопрос, а как это соотносится с принципом равноправия образовательных учреждений, если иметь в виду, что одни из них государственные (муниципальные), а другие частные? Возможно ли с позиций Конституции бюджетное финансирование частных учреждений? Это очень деликатный вопрос, и мы должны дать на него ответ. И вообще, социальные гарантии и светский характер образования подчеркиваются участниками обсуждения довольно часто.
Уделяется внимание и оптимальности содержания образования. Например, можно ли допускать многообразие школьных программ, или все-
таки школа должна готовить по типизированным программам с какой-то долей вариативности?
Далее. Права участников образовательного процесса, права учащихся, студентов, родителей, участие семьи в системе воспитания и образования, единство воспитания и образования.
Продолжает обсуждаться структура высшего образования, например, подготовка бакалавров, магистров и специалистов. Многие утверждают, что бакалавры - это скорее специалисты среднего уровня, чем высшего и т. д. А специалист - это нормальное высшее образование. Как видите, возникают действительно серьезные вопросы, которые нам надо проработать и терминологически, и по существу.
Ну и, конечно, вопрос положения образовательных учреждений. Этот вопрос надо проработать и согласовать с нашим общим законодательством о юридических лицах, о коммерческих и некоммерческих организациях. И вообще: может ли образовательная деятельность осуществляться в рамках предпринимательской деятельности? можно ли поставить знак равенства между тем и другим? На эти вопросы закон об образовании обязательно должен ответить. К примеру, адвокат оказывает услуги, но адвокатская деятельность не является предпринимательской, направленной на получение прибыли. Она не регулируется предпринимательскими законами. Почему? Потому что адвокат осуществляет свою деятельность, в частности, в сфере правосудия, а правосудие - это правовая сфера, сфера деятельности государства. И адвокат, будучи частным лицом, является неотъемлемой частью этого публичного процесса, публичных функций. Эти же вопросы возникают и в образовании, у которого есть функции предпринимательской деятельности. Или система образования - это сфера особой деятельности?
Особо острым является и вопрос расходования бюджета. Насколько расходование бюджета должно быть сопряжено с тем, что является государственным заказом? На недавнем заседании Ассоциации юристов мы обсуждали вопросы повышения качества юридического образования. Эти вопросы там тоже обсуждались. Почему? Потому что юристы работают в двух сферах: в государственной (это законотворчество, это правосудие, судебная деятельность и т. д.) и в частной, обслуживая частные интересы, интересы предпринимательства. Так, как должна быть поставлена подготовка юристов? Одинаково для этих
двух направлений? Или должна быть какая-то дифференциация? По содержанию она, конечно, должна отличаться. А по форме? Госзаказ должен касаться только юристов, которые будут работать в государственнык сферах, или же за государственный счет нужно готовить и частнык юристов? Или предпринимательство должно раскошелиться, чтобы получить хороших юристов, помочь системе образования средствами? Среди юристов преобладает мнение, что надеяться можно только на госзаказ. А госзаказ - это для сферы осуществления публичных функций, то есть государства, что не исключает широкомасштабной подготовки юристов для частных сфер, но немного на других основаниях. Вот на все эти вопросы нам предстоит ответить.
Г. П. Котельников, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Самарского государственного медуниверситета, акцентировал некоторые моменты поданному вопросу.
- Образование затрагивает, без всякого сомнения, интересы каждого гражданина нашей страны. И задача государства - обеспечить ситуацию, в которой граждане страны понимают, что их лечат бесплатно, как написано в Конституции, их учат бесплатно, как написано в Конституции, и их защищают. Под защитой я имею в виду не только армию и т. д., но и силу закона. Эти три составляющие позволят каждому гражданину в интересах государства решать любую задачу, даже проблему жилищно-коммунального хозяйства. Вот с этого надо, видимо, начинать. И, конечно, каждый гражданин должен быть патриотом своей страны. В законе вопрос о воспитании практически растворился. С 90-х годов прошло 20 лет, мы видим, что произошло: пришло новое поколение преподавателей, с которыми не работали в плане воспитания, теперь они не могут работать, учи-тытая этот аспект. Это проблема, заставить их достаточно сложно. Я думаю, что в законе это обязательно должно прозвучать.
И, конечно же, я за единство науки и образования. По факту, к сожалению, наукой в вузе занимаются 20-23 % преподавателей и студентов. Это же беда. Значит, надо сделать так, чтобы они были вышуждены заниматься наукой. Только единство образования и науки сможет обеспечить решение тех задач, которые стоят перед государством сегодня: модернизация и инновационное развитие. И когда мы говорим об инновациях, о модернизации надо подразумевать приток в выс-
шую школу молодых людей, которые хотят мотивированно заниматься наукой. Ведь многие из наших выпускников уехали за рубеж не за рублем, а ради условий для научной работы. Я много раз говорил: надо каким-то образом определить статус аспиранта. Ну, нельзя, чтобы взрослый человек в статусе аспиранта получал стипендию в 1500 рублей, это в несколько раз ниже прожиточного минимума. Все мы, естественно, любыми способами доплачиваем. Но это не выход. Рядовой хирург в больнице получает 15 тыс. рублей, а интеллектуально способный аспирант - 1500 рублей.
Мы провели замер по аспирантам в пяти крупный вузах Самарской области. И что мы увидели? Все аспиранты, обучающиеся в Самарских вузах, дети обеспеченных родителей. В итоге мы придем к тому, что Ломоносовых у нас больше не будет... И мне хотелось бы, чтобы в новом законе прозвучали не столько вопросы социальной защиты преподавателей, сколько вопросы социального статуса педагога, учителя. Если мы не поднимем авторитет учителя, нас ждут катастрофические последствия.
В законе также важно отразить и механизмы возвратного кредита, частно-государственного партнерства. Например, все фармфакультеты у нас в государственных вузах, даже есть фармфа-культет отдельно в академии. То есть они на государственном бюджете, но государственной системы аптек или заводов и фабрик в стране нет. То есть все наши выпускники уходят в частные конторы, в частные организации. И никакого возвратного механизма, ни финансового, ни экономического, ни морального, нет. Получается, что мы, с одной стороны, вроде бы бедные, так как денег не хватает, а с другой - богатые. Значит, надо думать, как включить этот механизм.
В. И. Теличенко, президент Международной ассоциации строительных высших учебных заведений, ректор Московского государственного строительного университета, подчеркнул, что при прочтении закона видно, что многие процессы, которые произошли в высшей школе и вообще в образовании, за последние годы формализуются и закрепляются.
- Это правильно. Жизнь не стоит на месте. Вузы, объединенные общими программами подготовки, и не только ведомственные, ведут работу по созданию новых форм объединения: называются консорциумами, стратегическими партнерствами. Мы считаем, что такие формы очень
полезны, но в проекте закона они не очень четко обозначены. Есть некоторые позиции, которые говорят, что да, это имеет место. Мне кажется, это должно быть сказано более четко потому, что само закрепление в законе этих новых форм - это перспектива, это развитие, это позволит принимать далее другие правовые документы, другие правовые нормы и развивать довольно важные и современные формы организации образовательной деятельности.
И еще одно. Я не нашел слова «инновации» в проекте закона. Может быть, оно слишком новое, но зато есть слово «франчайзинг»...
Министр образования и науки РФ А. А. Фурсе-нио уточнил, что вопрос выходить на кодекс или на закон был связан с тем, что ситуация в стране постоянно меняется. С одной стороны, хочется иметь интегрированный, квалифицированный закон, с другой - в такой быстро меняющейся ситуации это сделать непросто. С одной стороны, хочется иметь закон прямого действия, а с другой - в итоге сталкиваешься с довольно разбухшим фолиантом. Идея, что закон должен быть всеобъемлющим, прямого действия - это была идея Союза ректоров, но результатом стал довольно большой и сложный, и я бы сказал с трудом воспринимаемый неспециалистами труд, который вызвал определенное раздражение большого количества людей.
Кроме того, нужно понимать еще одну вещь, закон об образовании, если он не чисто популистский закон, который всем нравится и поэтому не может быть исполнен, это закон, который никогда не будет принят «на ура». Потому что есть очень много проблем, конфликтов интересов, противоречий той экономической ситуации, которая есть у нас в стране, и не только у нас; потому что запросы образования в любой стране всегда таковы, что они не могут быть обеспечены даже успешно развивающейся экономикой, особенно в условиях, когда экономика не очень успешно развивается, а не совсем успешно она развивается практически во всем мире.
И есть еще одна проблема. Какой бы закон об образовании не был, всегда будет страдать ситуация в образовании. Мы видим по обсуждениям, что они все практически уходят в тему того, почему у нас недофинансировано образование, почему у нас есть определенные несоответствия того, что делает образование, тому, что требует промышленность. И, конечно, почему у нас плохо воспитаны ребята. Но это не совсем закон об об-
разовании. Дело в том, что какой бы закон мы не приняли, эти проблемы мы не решим, это проблемы не только закона, а в большей степени реализации этого закона, причем не только людьми от образования, но и всем обществом. Поэтому я хочу сказать: чтобы мы ни делали, судьба обсуждения закона будет непростой.
Что касается конкретики по закону. Мы много говорим по названию, но мне кажется, что одна из развязок состоит в том, чтобы не связывать формальный статус с именем собственным. Потому что есть имена, которые в полной мере ассоциируются с названием, например, МИФИ есть МИФИ, МГТУ это МГТУ Думаю, что разделяя эти две вещи и сохраняя обязательно название, которое уже напрямую срослось с учебным заведением, мы могли бы решить многие вещи. Точно также важно, чтобы инновации, которые есть в законе, не противоречили имеющимся позитивным практикам. Позитивных практик у нас довольно много, и все в законе, наверное, не прописать, но важно, чтобы любые статьи закона не противоречили, не мешали этик практикам, по возможности помогали в реализации, но точно не мешали.
И несколько слов по поводу того, что прозвучало. По поводу общественно-профессиональной аккредитации. Это, я уверен, будет максимально реализовано, спасибо юристам, которые начали это первыми. В медицине, кстати говоря, это в той или иной степени уже присутствует. Абсолютно уверен, что это должно присутствовать и в педагогике, я имею в виду допуск к профессии. Но думаю, что однозначно должна быть указана такая возможность и желательность этого в законе. Насколько жестко это должно быть прописано, не знаю, потому что понятно, что по всем профессиям общественно-профессиональную аттестацию организовать непросто и, может быть, сразу не везде возможно.
В сфере воспитания с преподавателями надо работать. Это надо доработать и в законе. Как говорится: не надо бороться за чистоту, надо подметать улицы. Это очень серьезная ответственность - работать не на уровне законов, декретов, а на уровне живой работы с преподавателями, со студентами. Только это дает результат.
Модным стало у нас в последнее время слово «принуждение»: принуждение к инновациям, принуждение к науке. Принуждать мы можем только одним способом: четко определить некий статус, который неразрывно связан с тем, что
высшие учебные заведения занимаются наукой, инновациями. Но я сразу могу сказать, если в науку загонять палкой, высшие учебные заведения не смогут называться университетами. Для всех это очевидно. При этом ответственность университета - найти возможность заниматься наукой, но вот такое жесткое ограничение здесь должно быть поставлено.
По поводу аспирантов. Оплата аспиранта, на мой взгляд, это ответственность руководителя. У нас сегодня много возможностей привлекать средства. И здесь руководитель должен четко для себя понимать: если он не способен обеспечить аспиранту оплату, он не должен этого аспиранта брать. Это достаточно распространенный в мире опыт. Конечно, должно быть базовое финансирование по науке, гранты и т. д., но руководитель должен знать, на какие цели он эти средства может использовать.
Программы развития высших учебных заведений
Обсуждение второго вопроса повестки дня заседания началось с анализа В. Садовничий того, что есть в МГУ в плане развития вуза и о некоторых задачах на будущее. По мнению Виктора Антоновича, вуз - это интегратор общероссийского социокультурного и территориального пространства, это фактор инновационного развития и модернизации страны, а также хранитель и создатель уникальных научных знаний и образовательных школ России.
- Любой из ректоров может утверждать также, что вуз играет огромную роль в регионе, городе и т. д. То есть выполняет объединительную миссию, которая является наиболее важной миссией университета. Вуз всегда фактор движения вперед. Никогда он не был фактором торможения, даже тогда, когда университеты зачастую были связаны с религией и во многом контролируемы ею.
Что мы имеем на сегодня в государственных подходах к модернизации образования? Это, конечно, проект Федерального закона «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., национальная инициатива «Наша новая школа», приоритетный национальный проект «Образование», Федеральная программа «Русский язык», программа развития вузов, наделенных специальным статусом, и т. д.
Совсем недавно вышло распоряжение Правительства РФ, которое утвердило перечень государственных программ Российской Федерации,
было принято решение о подготовке единой интеграционной государственной программы «Развитие образования». Давайте обратимся к этому перечню. Из 41 государственной программы только 3 вуза МГУ, СПбГУ и Российская академия живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова являются соискателями трех государственных программ по двум направлениям: «Новое качество жизни» (государственные программы «Развитие здравоохранения» и «Развитие образования») и «Инновационное развитие и модернизация экономики» (государственная программа «Развитие науки и технологий»). Активизация нашего участия -это главное на сегодня в этой связи. То есть наша задача - проанализировать точки роста вуза и возможностей для их реализации в рамках государственных программ развития, понять, каковы конкретные ниши участия вуза в этих программах. Конечно, при разработке программ развития собственно университета их надо согласовать с выявленными нишами участия. И наша сила, которая мало сейчас используется, это межвузовское сетевое взаимодействие в рамках программ развития вузов различного профиля. Согласитесь, если каждый будет стараться быть самым-самым, но один, это не столь значительно, а вот в сотрудничестве с десятками, а то и сотнями университетов - это сила образования и в развитии науки, и в подготовке кадров.
Мы провели анализ программ развития вузов, который показывает, что программы разработаны и реализуются более чем 200 вузами; носят комплексный характер, как правило, согласованы с территориальными задачами, но при этом часть из них излишне локализованы. Программы в большинстве случаев направлены на формирование устойчивых профессиональных связей с бизнесом и содержат механизмы сетевого взаимодействия. Например, в Оренбургской области сформирована комплексная программа развития вузов и филиалов на основе 46 региональных программ. Особый интерес представляют международные проекты со странами Центральной Азии; в Тюменской области сформирована региональная концепция развития профессионального образования, согласованная с концепцией долгосрочного развития Тюменской области до 2020 г Особый интерес представляет предложение о введении института соучредительства вузов для диверсификации источников финансирования вузовского развития и т. д.
Теперь о вузах, наделенных специальным статусом. Основными задачами, решаемыми про-
граммами развития этих университетов, являются следующие: развитие образования и науки, развитие инфраструктуры вуза и его кадрового потенциала, развитие территориальных и отраслевых внутрироссийских и международных связей. Приоритетные направления, закрепленные в программах развития этих университетов: информационные технологии и управление, машиностроение, нанотехнологии и новые материалы, энергетика. К направлениям развития высшей школы, которые требуют дополнительной проработки, относятся: социально-гуманитарные исследования и технологии, биомедицинские технологии и исследования человека, а также международная и внутрироссийская интеграция с академической наукой, на уровне межвузовского сетевого взаимодействия - с учреждениями среднего и начального профессионального образования, с учреждениями общего образования и, конечно же, с бизнес-сообществом.
Хочу отметить, что опытом такого взаимодействия, очень удачным и заслуживающим внимания, является межвузовская интеграция под эгидой Российского Союза ректоров, на заседании которого в 2008 г. был учрежден Суперком-пьютерный консорциум университетов России. Ректоры - учредители этого консорциума. Сейчас в составе консорциума боле 40 университетов и институтов Академии наук. Это очень важно при современном состоянии супервычислений. Задачи, которые решаются во всех университетах на супервычислителях, очень нужны в регионах, важны для ведущих отраслей промышленности. Но главное сегодня - не покупка новых супервычислителей, а гибкие технологии, линии связи и сетевая координация всех имеющихся супервычислителей.
Второй пример интеграции - это развитие космоса. Предыдущие спутники «Татьяна-1» и «Татьяна-2» сбросили на землю огромную информацию, которая используется в практике почти 30-ти университетов России.
И третий яркий пример интеграции вузов -биомедицинские технологии и исследования человека. Если спросить любого ректора, то каждый скажет: «у нас есть хорошая медицина, новые биотехнологии». Практические это так, но мы настолько разрознены, что порой дублируем друг друга. Имеющиеся сетевые программы необходимо объединить и включиться в государственные программы.
Ну и, конечно, необходимо интегрироваться в сфере социогуманитарных наук. Это заслуживает того, чтобы создавать совместные центры. Я считаю, что мы полностью потеряли такую хорошую практику, как обмен грантами, стажерами, магистрами и перевод студентов на старшие курсы в те центры, где есть продвижение в данном направлении. Мы стали самодостаточными. Но на самом деле это нас сильно ослабляет. Если институты повышения квалификации будут тесно связаны с университетами, то это принесет меньший успех. Если преподаватели будут проходить повышение квалификации в научных школах, на кафедре, то они увидят, как делается наука, тогда в этом есть качество.
И несколько слов о программе развития Московского госуниверситета, который ориентируется не на самоудовлетворение своих потребностей, а на сетевые связи. В первую очередь, это рост совместных проектов с регионами, с зарубежными странами. Везде мы планируем существенный рост индикаторов.
Что мы предлагаем? Предлагаем новые механизмы вузовского взаимодействия в рамках учебного процесса и программ развития. Во-первых, просим оценить результативность уже существующих программ развития; во-вторых, выстроить их по единому принципу взаимодействия со всеми организациями-участниками; и третье, предлагаем и просим подключиться к формированию единой карты модернизации образования, матрица которой будет размещена на сайте Российского Союза ректоров.
Что это за матрица? Это наша интерактивная карта участия вузов в процессах модернизации образования. Выбрав любую диагональ, мы сможем координировать работу всей системы образования России, всю нашу работу, направленную на усиление сетевого взаимодействия. Я думаю, что в результате наших усилий мы, безусловно, получим определенные эффекты нашей сонсолидации. Это будет хорошим дополнением к тем задачам, которые решает Министерство образования, создавая линейки и ступеньки университетов. А задача Союза ректоров, объединяющего все университеты, состоит в том, чтобы поднимать на эти ступеньки всю систему образования. Единственный путь, который нам представляется правильным, это путь серьезной работы каждого университета по развитию науки, повышению качества образования, созданию про-
грамм развития собственных университетов, координации их с регионами. А наша задача - сетевая координация всей системы образования.
Руководитель Департамента науки, высоких технологий и образования аппарата Правительства РФ А. Хлунов отметил, что сейчас система высшего профессионального образования претерпевает изменения, связанные с тем, что правительство сделало акцент на развитии точек роста.
- Мы все понимаем, что программы развития целого ряда университетов обеспечены достаточными средствами из бюджета, и хотелось бы, чтобы эти программы явились источником изменений действительно в положительную сторону всей системы высшего профессионального образования. Недаром была введена система ответственности. В федеральных университетах, например, мы ушли от системы избрания ректоров. Это та самая степень ответственности за существенные средства федерального бюджета.
Сейчас развернута система мониторинга за программы развития. Это будет способствовать тому, что проблемы, возникающие при реализации программ, будут решаться совместно. И рассчитываем, что большая часть разработанных нами программ будет успешно внедряться. Миссия этих университетов - идти впереди, показывать пример всей системе высшего профессионального образования, обеспечить инновационные команды необходимыми кадрами для ее поступательного развития.
Б. Якимович, председатель Совета ректоров Удмурдской Республики, ректор ИжГТУ остановился На проблемах формирования программ развития региональных университетов, которые не являются исследовательскими, не являются федеральными.
- Главной проблемой для регионального университета является то, что сегодня руководство региональных вузов, как правило, не располагает оперативной информацией об изменении сроков и объемов финансирования бюджетных мероприятий. Представляется целесообразным, наряду с программой академического развития формировать перечень тактических среднесрочных программ, которые позволяют оперативно менять, в зависимости от бюджетной ситуации, по сути дела, стратегию развития университета. Кроме того, должны существовать программы краткосрочные, сам механизм реализации которых, на наш взгляд, должен основываться на проектном под-
ходе, четко увязывающем интересы федерального центра и регионов. И мы считаем, что задача успешности или неуспешности реализации того или иного проекта действительно показывает, насколько вуз мобилизован на решение поставленных долгосрочных задач. Принцип формирования программы, на наш взгляд, для региональных университетов должен основываться на учете интересов внешней среды. К внешней среде мы относим прежде всего проект нового Закона «Об образовании». Уже сегодня мы должны учитывать в программах развития высших учебных заведений те изменения, которые происходят и будут происходить.
Второй важный момент -это программы развития федеральных университетов. Сетевое взаимодействие необходимо, и в любой программе регионального вуза должны быть учтены направления и стратегические задачи федеральных университетов. Именно, эту работу мы проводим с рядом федеральных вузов.
Третье важное условие влияния внешней среды - это программа социально-экономического развития региона. Основные комплексные мероприятия университета согласованы с программой социально-экономического развития республики. И, наконец, очень важное внешнее воздействие, которое мы должны учитывать, - это приоритетные направления развития в облает образования, научных исследований, в международном сообществе. Мы тоже участвуем в ряде таких проектов, и хотя мы региональный вуз, но этот важный момент мы учитываем.
Еще одна важная составляющая, на которую я бы хотел обратить внимание, - это ответ на вопрос, кто формирует по сути дела на сегодняшний момент образовательную среду. Ее формирует социум, а его потенциалы аккумулируются, раскрываются благодаря наличию объединяющей людей цели развития страны, которая достигается, на наш взгляд, за счет реализации мегопроек-тов и развития макротехнологий. Что касается мегапроектов, а весь мир движется в этом направлении, это приоритетные проекты в области космоса, медицины, нано- и биотехнологий, когнитивных и информационных систем. И здесь, конечно, без сетевого взаимодействия региональных вузов с ведущими университетами России, мировыми университетами эти задачи не решить. Но, на наш взгляд, в России есть базовые макротехнологии, которые мы тоже должны использо-
вать, участвовать в их развитии в рамках программ развития университетов. Я перечислю некоторые из них: транспортный коридор Восток-Запад и Юг-Север, основанные на применении железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта; это комплекс технологий решения водно-энергетических проблем Сибири и Азиатского региона; это производственные мощности по хранению и реализации ядерных отходов и других опасных производств и т. д.
Для нашего университета характерно то, что в России сохранились уникальные технологии оборонно-промышленного комплекса. Сегодня на территории Удмурдской Республики 16 предприятий УПК, которые будут создавать современное оружие, мы готовим для них кадры, участвуем в научных исследованиях. Это тоже макротехнологии, о которых в своих программах развития мы не должны забывать. Очевидно, что в решении формирующих образовательную среду глобальных задач и создания в России конкурентных центров подготовки профессиональных кадров все должно быть взаимоувязано в единую систему долгосрочного планирования, которое служит основой принятия управленческих решений, и одним из таких системных решений может стать создание единой методологической базы формирования адаптивных программ развития вузов.
По утверждению В. А. Фадеева, председателя комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства, главного редактора журнала «Эксперт», выбрать направление, поставить задачу и сформулировать ее - это вещь социально-гуманитарная.
- И в этом у нас очень серьезное отставание. Нет образа будущего, нет видения того, что будет со страной через 20-50 лет. Это задача не только руководителей страны. Это задача гуманитарного сообщества, задача гуманитарного знания и задача, видимо, университетов в первую очередь, потому что других источников такого знания в стране немного. Необходимо осознать нынешнее состояние, трактовать историю и, основываясь на этом, двигаться дальше.
Два года назад мы решили провести в Петербурге конференцию на тему
«Революция 17-го года». Собрали историков и хотели организовать профессиональную беседу. К сожалению, профессиональные историки чуть не передрались, потому что тема 17-го года так сильно нагружена идеологически, что даже
историки не в состоянии вести профессиональный разговор. Он оказывается публицистическим, журналистским, каким угодно, но не профессиональным. И на такой основе невозможно двигаться дальше. Невозможно формулировать вектор развития страны. Слабость гуманитарного знания, в том числе в нашей стране, уже привела к тому, что случилось с нами 20 лет назад. Дискуссия, которая велась в 1985-1991 гг, была по большому счету глубоко непрофессиональной. И очень быстро мы догматику советского марксизма-ленинизма заменили новой, не менее вульгарной системой, в результате чего страна разрушилась. В том числе, я повторяю, в результате вульгарного и отсталого гуманитарного знания. Я не говорю, что не было выдающихся людей, но в целом это так.
Сегодня ситуация, к сожалению, очень похожая, потому что, как мне кажется, прорыва в части гуманитарных знаний не происходит. Мы видим, как много десятков тысяч наших специалистов (химиков, фи- ._ зиков, инженеров, математиков) работают за границей, и они востребованы. И давайте посчитаем, сколько наших специалистов в области гуманитарных знаний работают за границей. Десятки в лучшем случае, а то и единицы. Это, конечно, негативный пример. Этих людей надо возвращать. Но мы видим разницу в масштабе. Здесь нужна отдельная программа развития гуманитарного направления в российских университетах, сделать на этом акцент, как-то выделить в подпрограмму. Я не знаю, у меня конкретных предложений в этой части нет, но мне кажется, ситуация опасная.
А. Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, подчеркнул, что идея создания сетевой программы по гуманитарному знанию очень плодотворна.
- Дело в том, что эта идея имеет два измерения. С одной стороны, это структурная вещь -разные университеты, которые создают сеть; с другой - она может иметь содержательный характер. И в этом смысле гуманитарная составляющая может стать сетевой программой для всей страны. Я поддерживаю мнение, что у нас в стране есть недооценка и недопонимание того, чем должны заниматься гуманитарии. С одной стороны, очень высокие запросы, с другой - явная неудовлетворенность. Но в то же время есть и очевидные успехи, которые, может быть, недостаточно популяризируются. Сейчас необходимо подготовить проект содержательной, концептуальной программы по гуманитарному знанию.
Гуманитарное знание - это не только предметы, входящие в гуманитарную составляющую, это, в принципе, проблема будущего страны, это проблема осознания места государства, места общества, места человека. Я, например, уверен, что вся проблема модернизации в итоге приведет к тому, что будут поставлены проблемы человека как одного из решающих условий модернизации. Потому что модернизация без человеческого потенциала просто невозможна, а значит, должна потребовать каких-то новых программ в образовании и науке, которые шли бы в этом направлении, в понимании роли человека в этих процессах и во всей стране в целом. Поэтому я поддерживаю эту идею и готов объединить усилия нашей ассоциации, привлечь людей, которые могут это сделать.
Вице-президент Российского Союза ректоров, ректор Южного федерального университета В. Захаревич продолжил мысль о том, что у нас в образовании есть серьезные недостатки.
- При формировании документов, в том числе по образованию, нам нужно по крайней мере не говорить такую вещь, как быть академии или не быть. Массачусетский и Калифорнийский технологические институты лет 10 находятся в пятерке лучших вузов мира и ничуть не страдают оттого, что называются институтами. При этом Массачусетский институт хотя и называется технологическим, но там есть и психология, и архитектура, в его составе находятся лучшие в Америке школы экономики и 1ВМ подготовки. Не в названии, мне кажется, дело. У нас в большей степени проблемы в содержании. И я хотел бы на нескольких из них остановиться.
Специфика нашего вуза состоит в том, что 50 % студентов, научно-педагогических СНО, преподавателей и т. д. - это гуманитарные направления: философы, политологи, педагоги и т. д. И отсюда достаточно много проблем. Финансирования почти нет, или оно такое, что до Юга России не доходит. Ситуацию с поддержкой гуманитарных исследований, с поддержкой научно-педагогических школ, которые в этом направлении работают, безусловно, надо обсудить на предмет привлечения средств, подготовки аспирантов. На региональном уровне выделяют немного средств на инновации, но не в гуманитарной сфере, то есть это считается неважным, и последняя надежда только на федеральную поддержку, которая на сегодня не очень велика. Это я к тому, что не верю,
что можно составить некий трафарет, которому будут следовать все университеты.
Университет - это сложное социальное сообщество, со сложным управлением. Основами его управления считаются традиции, которые, если говорить о нашем вузе, сложились за 250 с лишним лет. Поэтому не учитывать эти традиции нельзя. И, исходя из того, что каждый университет уникален и хорош, то есть у каждого своя изюминка, не факт, что ее можно повторить, я не хочу подробно останавливать на нашей программе. Остановлюсь не некоторых, если хотите, теоретических, общих управленческих проблемах, которые сопутствуют осмыслению того, какой должна быть программа развития университета.
Перечислю 4 аксиомы, которые составляют основу построения федерального университета или его модели. Первая - это классика университетского образования, которая тысячу лет уже подтверждает свою правоту: учеба следует за наукой, научными исследованиями. И если под научными исследованиями понимать только публикации и защиту кандидатской и докторской диссертаций, то это не вся правда. Очевидно, что тысячу лет назад это были одни задачи, одни параметры. Сейчас, как мне представляется, одной из главных характеристик является объем привлеченных исследований со стороны. Если какая-то научно-педагогическая идея 10-15 лет не имеет спроса со стороны, то возникает вопрос: стоит ли готовить в этом направлении или на этой базе научно-педагогической школы специалистов? Поэтому приоритет тех или иных технологий в университете - это проблема №9 1.
Вторая аксиома - это право выбора студентами предметов, учебных курсов и синхронная система образования. Суть состоит в том, что даже в законе о высшем и послевузовском образовании, в задачах вуза отсутствует известная нам всем в советское время подготовка специалистов в интересах отрасли, предприятия, страны. Сейчас там однозначно законодательно прописано: вуз существует для того, чтобы удовлетворить потребность личности в получении высшего профессионального образования. Эта индивидуализация образовательной траектории, которая в ведущих университетах мира стандартно уже делается, у нас она, понятно, отсутствует, и просто так ее механически покрыть практически невозможно. Но тем не менее считаю, что это один из основных недостатков. Для федеральных университетов это очень важно.
Следующее - это способность студента-выпус-кника принимать решение, отвечать за это решение. Высшее образование в этом плане страдает. И одна из характеристик воспитания редкого аналитического мышления состоит в повышении уровня самостоятельной работы. Если посмотреть на университеты Скандинавских стран, то там студент много занимается самостоятельно, а преподаватель в электронном виде получает его результаты.
И последнее - это система управления. Наша система управления - это достаточно закрытая система. И введение сейчас наблюдательных советов, включение общества в управление университетом, назначение ректора, это важно и нужно. В принципе, с наблюдательным советом можно переговорить и поручить ему поиск специалистов высшего класса вплоть до уровня заведующего кафедрой и деканов. Я считаю, что это тоже одна из обязательных процедур, которые необходимо учитывать. Хочу пояснить, если кому-то попадались статьи о предпринимательской университетской среде, то смысл состоит в том, что стандартная схема «ректор - факультет - кафедра» на сегодня, в наш динамичный век, себя не оправдывает из-за замедленности, из-за проблем, связанных с междисциплинарными исследованиями. Поэтому кафедра может оставаться главным звеном любого университета, но параллельно нужно вводить иные структуры, которые могут стать центрами решения задач на местном, региональном уровне.
Ф. Прокопов, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, озвучил три момента по поводу программ развития вузов.
- Ожидалось увидеть в материалах, которые были представлены Виктором Антоновичем, колонку - связь с потребителями, с работодателями, с государством как работодателем. Много говорено на эту тему. Проводя опрос в любой аудитории, видим, например: связь с вузами есть?
- есть; научные есть? - есть; научные заказы размещаете? - размещаем; результаты размещения научных заказов есть? - нет! а точные результаты есть? - точные есть! а как сами компании оценивают эффективность взаимодействия в области НИОКР с учебными заведениями? - отрицательно. Вот такова система взаимодействия. И хотя не везде так, но это общее мнение.
Второй момент - по поводу общественных наук. В Пенсионном фонде РФ недавно обсуждались два вопроса - это будущая концепция пен-
сионной системы России до 50-го года и как решить проблему досрочных пенсий. Оказалось, что только 1,5 специалиста могут по этим вопросам разговаривать. Причем они могут разговаривать только с точки зрения самой пенсионной системы. Посмотреть на эту систему с точки зрения системы более высокого порядка никто не может. Знаете, до чего договорились? Пригласить специалистов Мирового банка, голландцев, южноафриканцев, чтобы обсудить с ними эти проблемы.
Вторая важная социальная, а скорее гуманитарная, социально-экономическая проблема -трудовые отношения, Трудовой кодекс. Понятие «труд» настолько у нас избыточно политизировано, ему придано общественно-популистское звучание. Но специалистов, которые владеют не только правом, но и способны новые трудовые отношения перевести на язык юридический, на язык законов, нет или чрезвычайно мало. Таких существенных примеров можно привести гораздо больше. Поэтому наравне с техническими науками считаю необходимым обратить внимание академического сообщества на перечисленные проблемы. Научных школ мало, они сжимаются, к сожалению, а не расширяются.
Ректор Российского университета нефти и газа им. И. Губкина В. Мартынов заметил, что представляет вуз, у которого программы развития есть давно.
- В ближайшее время мы будем утверждать третью уже по счету пятилетнюю комплексную программу развития вуза. В последнее время получается так, что есть программа развития как научноисследовательского университета и есть комплексная программа развития вуза. Конечно, они во многом близки, но есть и некоторые различия.
В первую очередь, комплексная программа развития вуза основывается на программах развития всех подразделений. И это очень важно и приоритетно. Практически мы ставим задачу, чтобы каждый преподаватель и, может быть, каждый студент видел свою роль в реализации программы. Второе заключается в том, что комплексная программа основана на энергетических стратегиях стран, это связь с нашими общими глобальными задачами. И последнее. Мы очень интенсивно внедряем в эту программу элементы взаимодействия с крупнейшими российскими компаниями нефти и газа в плане инновационного развития, что позволяет плотнее интегрироваться с отраслевой, академической и с корпоративной
наукой. Комплексная программа предусматривает и мотивационные механизмы, которые позволят запустить ее в действие.
И еще один элемент, о котором сегодня не говорилось. Любая программа, как бы хороша она не была, естественно, имеет риски выполнения. Анализируя выполнение предыдущей программы, мы смотрим на те риски, которые наиболее реальны. Видим их два: это, в первую очередь, комплексный кадровый риск и недостатки ресурсного обеспечения. Кадровый риск связан с мотивационными механизмами оставления молодых преподавателей в вузе. Как бы мы не старались, а мы не бедный вуз, тем не менее у нас очень большая разница между зарплатами. Объем науки у нас, наверное, самый большой на одного преподавателя. Но это наука, это не работа со студентами. В последние годы наблюдается картина: преподаватели за науку получают деньги, а преподавание становится общественной работой, то есть разрыв увеличивается. Это заставляет задуматься.
Следующее. Мы много говорим о престижности российского образования и по уровню науки, и по качеству программ развития. Но мы столкнулись с тем, что не можем обеспечить жилищные условия для студентов. То есть инфраструктурный вопрос мы сами быстро не решим. Тем более, что отрасли этот вопрос, так сказать, не очень интересен.
И достаточно высокие риски - это воспитательная внеаудиторная работа. Она фактически основывается на собственных ресурсах вуза. Поэтому, может быть, в каких-то общих задачах необходимо предусмотреть механизмы, которые бы помогали решать эти проблемы.
Е. Кудряшова, председатель Совета ректоров Архангельской области, ректор Северо-Ар-ктическогоуниверситета, рассказала об особенностях своего вуза, которые заключаются в том, что с самого начала определен основной вектор развития образовательных, научных и инновационных программ - это Северное измерение, Арктика и решение геополитических проблем, связанных с непростым регионом.
- Поскольку арктический регион - это все-таки регион международного сотрудничества и соперничества, то через все приоритетные направления развития вуза международная составляющая проходит красной нитью. И хотя в целом в программе развития около ста показателей эффективности деятельности университета, те, которые относятся
к международной деятельности, в принципе охватывают три составляющие: образовательную, научную и инновационную деятельность университета. Ресурсное обеспечение программ предусматривает и средства из федерального бюджета, и средства из внебюджетных источников. И на ближайшие пять лет общая сумма финансирования - 9 млрд 548 млн рублей.
В программе выделяются б основных разделов. Они же соответствуют пяти приоритетам развития: это образовательная деятельность в соответствии с мировыми тенденциями развития общества, модернизация научно-технической деятельности и создание высокотехнологичных разработок, обеспечение конкурентоспособного уровня профессорско-преподавательского состава и обучающихся, построение современной инфраструктуры обучения и инновационная деятельность, создание современной системы управления университетом. Хотя участниками программы являются учреждения среднего профессионального образования, вузы и институты РАН, расположенные на территории субъекта, мы рассматриваем себя как сетевой, как ресурсный центр компетенций, связанный с Арктическим регионом. Поэтому мы уже имеем взаимодействия с учреждениями профессионального образования, которые решают аналогичные проблемы, с институтами РАН, с работодателями, с бизнесом, с органами власти. Мы, в том числе, входим в сетевой Университет Арктики. И я бы хотела подчеркнуть, что при всей важности создания сети, будь то сети, связанные с космическими исследованиями, мы полагаем, что это должны быть и сети научно-образовательных центров, это должны быть сети элективного пользования. И, на мой взгляд, международное сотрудничество - это очень здорово, и Россия должна быть, конечно, сильным игроком на международном пространстве. Но особенно важно при создании новых типов инновационных вузов создавать мобильность внутри государства, чтобы была возможность взаимодействия. Я полагаю, этому нам надо уделить особое внимание.
Ректор Нижегородского госуниверситета им. И. Лобачевского Е. Чупрунов поделился своими впечатлениями о том, что стало понятно спустя полтора года нахождения в статусе научноисследовательского университета.
- Первое - это некие принципы, на которых основывается выполнение программы. Программа ведет к тому, что единственный в области
университет становится интегратором в области образования, во взаимоотношениях с промышленными предприятиями, с бизнесом и в какой-то степени с властью. Второе - программа, которую мы выполняем, является модельной. И не потому, что мы этого хотим, а потому, что она охватывает все важнейшие сферы деятельности любого вуза по частям. Третье. Я бы хотел сказать ключевое слово, которое необходимо для того, чтобы вуз развивался, - это интеграция. Во-первых, интеграция внутренняя. Очень любопытно, что все инновационные структуры, которые мы создали в 2006 г., с небольшими вариациями великолепно работают и сегодня. Далее - интеграция с Академией наук, с промышленными предприятиями и интеграция с хайтековскими фирмами. Во-вторых, наши исследования и просто наблюдения показали, что в настоящее время национально-исследовательский университет положительно воспринят обществом, научным сообществом, бизнесом и властью. Например, в этом году была тяжелая приемная кампания, но мы не просто выполнили план приема, у нас нижний балл по ЕГЭ поднялся на 30 пунктов, а количество внебюджетных студентов возросло на 200 человек. И это в жесточайших условиях демографического кризиса в Нижегородской области. Это означает, что такой вуз нужен, что такому вузу верят абитуриенты, родители. В-третих, работа по хоздоговорам, по научным деньгам и т. д. В этом году мы увеличили количество научных денег почти на 100 млн рублей. То есть предприниматели, промышленные предприятия идут к нам, они нам верят.
Мне кажется, что такая структура, которая принята обществом, сообществом, может служить, не создавая раздражения у общества, для того, чтобы обкатывать новые программы. Я бы хотел сказать об одной функции НИУ, которая обязательна, - это его инновационность. Я понимаю это слово так: использование результатов интеллектуальной деятельности для производства новых товаров, оказания услуг и образования. Но в стандартной линейной траектории интеллектуальной собственности есть большой пробел, который называется психологическим разрывом. Это проектирование, изготовление одиночного экземпляра, хороших чертежей, которые можно предложить промышленности. Такое ощущение, что сейчас кроме вузов, которые действительно занимаются этими вопросами, этого делать некому. Это означает, что в каждом вузе, где ведется
научная работа, нужно создать некий центр, где будут делаться грамотные чертежи, пробный экземпляр, который можно показать промышленникам, и некие расчеты. Все те деньги, которые мы получили по программе, касающейся совершенствования инновационной структуры, мы расходуем на то; чтобы создать такой центр на базе существовавших ранее мастерских и т. д.
И последнее. Я думаю, что пришла пора говорить о всеобщем бизнес-образовании. Если мы хотим быть инновационным вузом, можем что-то предложить, можем работать с интеллектуальной собственностью, то все наши студенты, тем более аспиранты, должны иметь такие навыки хотя бы на уровне ликбеза. Аспиранты у нас этому уже обучаются, студенты по желанию. На будущий год мы отобрали 80 преподавателей в различных областях для подготовки по этим вопросам (500 ч), для проведения элективных курсов среди студентов. Мы свято выполняем программу, которая нами утверждена. Но программа рассчитана на пять лет. Как известно, в целом ряде отраслей за пять лет революционно меняются технологии. Может быть, допустить некую степень свободы в связи с новыми задачами, ну хотя бы раз в год обновлять программы университетов?.. Я считаю, что это будет полезно.
Ректор Южноуральского госуниверситета А. Шестаков отметил, что система развития университета и система развития региона тесно взаимосвязаны.
- Успех развития того и другого зависит от того, как эти связи будут реализовываться. Южноуральский госуниверситет занимает на Южном Урале в какой-то мере монопольное положение, всегда был и на сегодня есть локомотив развития региона. Поэтому наша образовательная программа нацелена на то, чтобы решить основные региональные проблемы. И в этом плане мы имеем поддержку правительства и бизнеса Челябинской области. А как это реализуется, я хочу показать на одном примере по энергосбережению. Итак, основные наши партнеры - это приборостроительная корпорация, местные заводы и международный концерн. В результате взаимодействия создан Центр по энергосбережению коллективного пользования, который является средством для того, чтобы все сетевые вопросы, разработанные не только университетом, но и бизнесом, решались на базе университета. Такое взаимодействие приводит к тому, что предприятия-партнеры идут
на то, чтобы вместе обсуждать учебные планы нового поколения и создавать новые лаборатории. И я хотел бы отметить, что в этой ситуации существуют подвижки со стороны бизнеса и власти в сторону университета: это и закон об энергосбережении, который требует 3-процентного снижения потребления каждый год, и задачи, связанные с развитием инновационной экономики, в том числе региона. В этом плане создается довольно благоприятная ситуация для продвижения программы развития университета, которая основывается на базе научных исследований.
И о сетевом взаимодействии. Мы были одним из четырех учредителей суперкомпьютер-ного концерна, в этом плане мы работаем с МГУ достаточно плотно, и недавно обсуждали возможности, которые можем дать региону. И еще одно взаимодействие в рамках реализации программы развития университета - это возможности разработки учебной техники. В рамках реализации этой программы получились достаточно интересные результаты. За последний год мы поставили учебное оборудование в ИУ: в Московский государственный строительный, в Московский энергетический, в МГТУ им. Баумана, в МИСИС, в МАИ и т. д., а также в три федеральных университета. То есть за год мы поставили оборудование в 930 учебных заведений общего среднего, среднего специального и высшего образования. Мне представляется, что это тоже один из интересных результатов реализации программы НИУ, и если бы ее не было, то университет, естественно, средств не имел.
Н. Володин, ректор Российского государственного медицинского университета:
- Наш вуз пока единственный медицинский вуз среди научно-исследовательских. Мое твердое убеждение, что само проведение конкурса и участие в нем наших вузов позволило объединить усилия коллектива каждого вуза, подвести итоги и активизировать работу. И на примере нашего вуза, вне зависимости выиграли мы или проиграли бы, я могу рассказать, какие изменения в научном плане произошли за последние
два года. Индекс цитирования увеличился на 12 пунктов, число цитируемых тоже возросло, и по количеству опубликованных работ мы занимаем 7 место, по цитируемости 13 место. Программа развития университета, все ее пункты направлены на подготовку специалистов, которые могли бы самостоятельно принимать решения и использовать те возможности практического здравоохранения, которые из года в год становятся все более значимыми за счет огромных вложений правительства в здравоохранение и оснащение наших лечебных учреждений суперсовременной медицинской техникой.
Все приоритетные направления развития университета обусловлены тем, чтобы решить президентскую программу по улучшению демографической ситуации в нашей стране: это увеличение рождаемости, снижение младенческой смертности, уменьшение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни.
Инновационные технологии, увеличение живых систем - здесь у нас есть много позиций, совпадающих с другими вузами, которые в ближайшее время будут реализованы. Персонализированная медицина. Действительно, сегодня мы не можем лечить всех наших пациентов по одной схеме. Мы имеем такую научную составляющую, что для каждого пациента мы можем обработать определенный подход к диагностике и терапии.
Качество подготовки студентов. Мы обязаны в своих учреждениях создавать научные образовательные центры, которые оснащены суперсовременным оборудованием, и обучать не только наших студентов, но и привлекать к этому обучению преподавателей, чтобы система подготовки кадров распространялась на все университеты.
Информационная составляющая. На сегодняшний день мы можем предоставить нашим студентам возможность общаться в информационном пространстве не только библиотек в пределах России, но и международных библиотек...
«LOMONOSOV WE CAN NO LONGER BE ...»
The article outlines the main directions of the rector’s community on a new version of the draft Federal Law «On Education».
Keywords: draft Federal Law «On education», the development of education in Russia.