Колесникова Татьяна Степановна - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
• Аннотация: В статье рассматривается локусность дуэли в традиционной культуре. На протяжении последних лет накопилось немало сведений, знаний о поведении дуэлянтов и секундантов. Долгое время считалось, что дуэль представляет собой зло, но эффективнее других методов способна исправить пороки, которые с избытком присутствуют в обществе. В статье анализируются ритуал дуэли и сопутствующие ей аспекты.
• Ключевые слова: дуэль, субъекты дуэль, ритуал дуэли, традиционная культура.
В любом обществе возникают ситуации, когда необдуманное поведение одного человека задевает чувства и интересы другого. Стремление защитить себя, свой образ жизни и свое положение подводит к разрешению естественным путем, который на протяжении человеческой истории становится привычным делом, обычным случаем и уступает место общественному мнению, сложившейся традиции, которую многие призирают. На протяжении последних лет накопилось немало сведений, знаний о поведении дуэлянтов и секундантов. Долгое время считалось, что дуэль представляет собой зло, но эффективно чем что-либо исправляет пороки, которые с избытком присутствуют в обществе. Однако в настоящее время слово «дуэль» употребляется в довольно противоречивых смыслах и ситуациях, поэтому остановимся более подробно на сути данного социокультурного феномена.
В современном мире существенно возрос интерес к традиционной культуре, ее характерным особенностям. В различных источниках специальной литературы понятие «традиционная культура» имеет множество различных формулировок трактований. И, прежде всего, это связано с определенными исследовательскими задачами, рассматриваемыми различные типы подходов, которые определяются для изучения проблематики данных аспектов явления. Культура, в которой основополагающим является сохранения и передача ценностей традиций последующим поколениям, в современных условиях многочисленного потока информатизации и глобализаций традиционная культура становится той необходимой функцией, помогающая сохранить исторический национальный колорит культуры.
Одно из уникальных явлений в традиционной европейской культуре, бесспорно, представляет собой феномен дуэли. Собирательный образ ее обычно опирается на синтез информации, полученной из кинофильмов, обрывков памяти из курса школьной истории и из произведений-шедевров известных классиков русской и европейской литературы. Все они утверждают, что дуэль - узаконенная форма убийства с целью восстановления норм общества, потому-то она так тщательно выстраивалась с точки зрения дуэльного кодекса, дабы не превратить ее в обычное уголовное преступление. Дуэль не может существовать независимо от понятия «чести». Именно дуэль является одним из основных процессов восстановления чести. В противном случае дуэль теряет смысл и превращается в простое ритуализированное убийство. Несмотря на запрет и уголовное наказания, отказ от дуэли был невозможен и означал потери достоинства, репутации в окружаемом обществе, изгнание. Честь - безоговорочный закон, регламентирующий поведение ее обладателя.
Для истинного дворянина личная и семейная честь, а также достоинство офицерского звания были почитаемы и дороже жизни. Оскорбление или обида, не может лишит его честного имени или уважение окружающих людей, если он докажет общественности способность защитить свою честь и достоинство звания, ценой своей жизни. Эти постулаты из «Дуэльного кодекса» характеризуют не только мировосприятие людей того времени, но и образ жизни, что повлекло за собой появление дуэльной лихорадки. Для того чтобы следовать данным заповедям, надо верить в правоту этих действий.
Корни дворянского кодекса чести уходит в далекое прошлое и кроется в обычаях, традициях, впитываемые в детстве через воспитание и образование будущего поколения, результаты которого направлены, в дальнейшем, на служение государству, Родине, Отчизне. Истинные ценности прививалась не только в семье, но и в учебных заведениях.
Все остальные сословия могли обладать достоинством, но не честью. Манеры, поведение, стиль одежды - все это включалось в образ жизни, в мировоззрение и мироощущение дворянина, где в совокупность черт характера, совмещались не только природные качества, но и приобретенные в своеобразном строго регламентированном обучении. Таким образом, этические
нормы, принятые и употребляемые в обществе тесно переплетались с этикетными. Нормы жизни и быта являлись своеобразным ритуалом, ограничивающиеся рамками приличия. Ключевыми позициями являлись почитание старших, защита слабых и униженных, оберегание чести и достоинства, присутствие сила духа и мужества, храбрость, честность, скромность, простота, непринужденность, уважение своих традиций, чувство долга и ответственности, переплетающие с чувством собственного достоинства. Вот этими качествами должен был обладать истинный дворянин.
Если рассматривать ход истории более детально, сопутствующие появлению дуэли, то можно наблюдать, что корни уходят в традиции проведения воинских сражений, рыцарских поединков, кулачных боев, драк, борьбы, как развлечения или приобретения определенного опыта, приемов единоборства, с целью реализации своих амбиций и достижения истины, справедливости, определения положения в обществе. Все эти формы поединков объединяет, прежде всего, испытанием физической силы, выносливости и одновременно необходимостью проявления обязательного превосходства, как своеобразный вызов обществу в своей исключительности.
Обычно с дуэлью ассоциируют эпохи, для которых первостепенно были понятия чести, честного слова, достоинства.
Значимость дуэли в культуре, несомненно, велика. В России это, прежде всего, занимает так называемый "золотой век". Век расцвета русской культуры и великих гениев мировой величины, внесших огромный вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений, но которых не обошел стороной рок судьбы, искушение проверить свою удачу на дуэли. Учёные до сих пор спорят, пытаются найти причину, факторы, способствующие потере гениев Пушкина, Лермонтова, так несвоевременно и так жестоко. Но, сколько непризнанных личностей испытали жизнь на прочность тем же путем. Мы можем судить только по мемуарам, отрывкам из дневников, дошедших до нашего времени и представленных на публику.
Если первоначально дуэль в России считалась прерогативой аристократии, её забавой и привилегией, то постепенно она стала распространяться и перениматься другими социальными группами. И не только мужчины, но и дамы рвались доказать обществу свои позиции и взгляды на ценности своей эпохи. Дуэль зарекомендовала себя действенным и быстрым способом разрешения споров, восстановления репутации и отмщение обидчику, хотя следует учесть, что во все времена считалась уголовным преступлением. Конечно, обычай с Запада на русской земле претерпел свои изменения и приобрел, нюансы характерные для русской души и русского менталитета.
Истоки появления дворянства, возникают из профессиональных слуг государства, состоящих главным образом из военных. Военная служба являлась привилегией, признаком благородства, доблести. Этому почету обязывает появление в России указа «Табеля о ранга», которое возводит военную службу в привилегированное положение. Статус дворянина провозглашал образец поведения высоко идеалистических морально-нравственных качеств, пронизывающих всю его жизнь. К середине XIX века постепенно стал меняться сословный облик дуэлянта. Его место начинают занимать разночинцы наряду с дворянами. Социальные слои, из которых выходили разночинцы, -духовенство, купечество мелкая бюрократия, крестьянство -исторически не были втянуты в ритуал дуэли. Представители из выходцев не дворянской среды в этот исторический период получают образование, меняют занятия, передающие из поколения в поколение по линии отца, на более свободные профессии и утверждают себя как ведущую культурную силу.
Большая часть кодекса дворянской чести возникли из неписаных правил средневекового мировоззрения рыцарства, а дуэль с большим видоизменением из рыцарского поединка. Следует учитывать, что перенимались основные постулаты из других культур и смешивались с национальными приоритетами, тем самым появлялась новая идеология понимания в стремлении воспитания идеала личности.
Большую роль в реформирования образования и настойчивого внедрения в сознания идеологии дворян, как элитарного слоя общества, соответствующих европеизированных норм светского воспитания сыграло правление Петра I в России. Благодаря его влиянию первостепенное значения стало уделяться получение достойного и разнообразного образования. Отныне к этому вопросу: подготовки отпрыска из дворянской семьи к жизни и процветанию в обществе среди себе подобных, стали подходить более осознанно.
«Сводом законов Российской империи» было четко закреплено, что дворянство - это сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели, начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в
заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены или монархами сим достоинством пожалованы». Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными в «Жалованной грамоте».
Дуэль считается прерогативой мужчин. Как правило, в большинстве случаев, слова и мнение женщин не воспринимались всерьез. И если женщина наносила оскорбление, вся ответственность за ее действия переносилась на мужчину, который мог быть либо муж, либо родственником или кавалером.
Однако, в истории известны случаи и дуэлей между женщинами, которые отличались своей изощренностью и кровавостью. На дуэлях дрались и женщины переодетые в мужчин. Конечно истоки подобных разрешений конфликтов между представителями так называемого «слабого» пола, уходит своими корнями в древность в период матриархата, где женщины занимали активную жизненную позицию.
В течение всей жизни каждый человек неизбежно сталкивается с конфликтными ситуациями, выяснения интересов в ссоре и т.д. И обязательно в подобных столкновениях существует определенный порядок действий, разрешения сложных отношений, для того чтобы выбрать более лояльный способ примирения конфликтующих сторон.
В истории человечества существует множество способов разрешение конфликтных ситуация при помощи физического воздействия, а именно через поединок. Подобные способы становятся своеобразным социальным и культурным наследием, которое передается от поколения к поколению и воспроизводится в определенным обществах и социальных группах с особой спецификой. Таким образом, данное социокультурное наследие имеет глубокие традиции. Следует учитывать, что дворянская культура более замкнутый, самостоятельно изолированный исторический и культурный феномен, который вбирает в себя воинские традиции Европы. Для аристократов дуэль была своеобразным обычаем наследия старинных традиций единоборств и представляла собой определенный ритуал.
Понятие «ритуал»1 представляет собой исторически сложившуюся форму символического поведения четко упорядочного правилами, повторяющихся обрядовых действий, позволяющее отобразить человеческий уклад жизни в различных культурах. С понятием «ритуал» тесно связаны понятие «церемония», «обряд», «обычай», «этикет». Формализованные обычаи, представляющие собой совокупность действий (установленные ритуалом), совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам, называют обрядами.
Дуэльный ритуал имеет определенный алгоритм построения: за нанесение оскорбления дворянин объявляет противнику вызов, который он принимает, затем секунданты обговаривают условия проведения дуэли и происходит поединок(бой), после чего конфликтующие стороны приходят к примирению.
В основе ритуала дуэли, как способа разрешения конфликта, затрагивающий личную честь, присутствует поединок - форма выражения своего мнения на конфликтную ситуацию. Конфликты существовали всегда и, попытка их осмысления относится к глубокой древности. Конфликт -постоянный спутник человека, суть которого заключается в внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет личность полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Человек может забыть, на определенном этапе осмысления, саму причину возникновения спора, но при этом желания победить преобладает над истинным смыслом. Остается одна важная причина -это выйти из ситуации победителем! Цивилизованной формой конфликта является спор, которая отличает поведение человека от проявления низменных свойств инстинкта животного. В отличии от драки, вооруженного столкновения, где в завуалированной форме предстает сущность животного свойства человека, раскрывается суть биологического механизма.
1 Ромах О.В. Мифология как первоначальная философия. Тамбов, Аналитика культурологии, 2007 - 3. Номер гос. Рег. 0420700022, ISSN 1990-4045.
В настоящее время дуэль запрещена законом. Она утратила свои былые позиции. Нельзя с полной уверенность сказать, что она искоренена полностью и безвозвратно. Лишь изредка всплывают случаи ритуального поединка, напоминающие по форме дуэль. Мы живем в другом, более просветленном обществе, с другими принятыми нормами поведения и доминируют противоположные ценности. Понятие "честь" в таком приоритетном варианте отступило на второй план, уступив свои позиции. Сейчас пропагандируются методы урегулирования своих отношений с помощью переговоров, объяснений, как в устной, так и письменной форме с использованием новейших достижений техники. Но, конечно, во все времена остается беспроигрышный вариант выяснения отношений с помощью кулаков, драки.
Тем не менее навсегда оставила свой след в истории человеческих страстей самое загадочное и таинственное явление культуры - Дуэль.
Литература:
1. Востриков А.В. Книга о русской дуэли. СПб., 2004
2. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1996
3. Кацура А. Поединок чести. Дуэль в истории России М.,1999
4. Кондрашин И. Кодекс светского поведения. М., 2006
5. Лотман Ю.М. Быт и традиции русского дворянства(ХУШ-Х1Х века). СПб.,1994
6. Муравьева О.С. «Во всем блеске своего безумия». ( Утопия дворянского воспитания)
Русские утопии(Альманах «Канун»). Вып.1. СПб.,1995
7.Рейфман И. Ритуализованная агрессия. Дуэль в русской культуре и литературе /Авториз.пер. с англ. Белоусовой Е.А.М.,2002.
8. Ромах О.В. Мифология как первоначальная философия. Тамбов, Аналитика культурологии,
2007 - 3. № гос. Рег. 0420700022, ISSN 1990-4045.