Литература:
1. Выготский Л.С. «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»/ Л.С. Выготский. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.
2. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М.: Издательство «ОСЬ - 89», 2001.
3. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение». Организационно-педагогические аспекты.М.: Владос, 2001.
Ключевые слова: дети, дошкольный, младший школьный возраст, образовательный уровень.
Key words: children, preschool, early school age, educational level.
О.Э. Евсеева, Ю.А. Ковалева
ЛОКОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ) СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ1
Аннотация. В работе показана возможность использования средств адаптивной физической культуры в реабилитации детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Комплексный подход направлен на реабилитацию детей с церебральным параличом в условиях городского центра восстановительного лечения детей.
Abstract. In work possibility of use of means of adaptive physical training in rehabilitation of children of younger school age with a cerebral paralysis is shown. The complex approach is directed on rehabilitation of children with a cerebral paralysis in the conditions of the city centre of regenerative treatment of children.
Для детей дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича и различной степенью тяжести двигательных нарушений необходим индивидуальный подход, который осуществляется с учетом особенностей, при-
1Evseeva O.E., KapitonovaYu.A. Impellent development in children's younger school age with a cerebral paralysis of means of adaptive physical training.
сущих конкретному ребенку. Индивидуализация педагогического процесса состоит в том, чтобы создать максимальные условия для его двигательного развития, исходя из способностей и возможностей каждого ребенка, с онтогенетическим подходом к двигательному развитию, дифференцированный и системный подходы с использованием костюма «Адели» при организации реабилитационного процесса в условиях центра восстановительного лечения.
Нами предложены комплексы упражнений для занятий АФК в костюме “Адели”, направленные на формирование вертикального положения головы, развитие реакции опоры рук и равновесия, преодоление сгибательно-пронационных установок верхних конечностей, сгибательно-приводящих установок нижних конечностей, формирование поворотов туловища, ползания, сидения, стояния и ходьбы. Включены упражнения на предметах и с предметами (фитбол-гимнастика, «сухой» бассейн, батут).
Комплексный подход в реабилитации достоверно улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей с церебральным параличом. Костюм «Адели» в короткие сроки достоверно улучшает равновесие и координацию движений, опороспособность, двигательные возможности ребенка, повышает его активность в повседневной жизни.
Параллельно с педагогическим экспериментом в течение восьми календарных лет проводилось педагогическое наблюдение. За указанный период времени у детей отмечались следующие изменения: повысилась заинтересованность детей к занятиям физическими упражнениями, улучшилось освоение детьми определенных двигательных действий и навыков в процессе занятий АФК, повысилось функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, улучшились двигательные навыки. Использование занятия в костюме “Адели”, в курсе восстановительного лечения детей с церебральным параличом приводит к изменениям в факторной структуре функциональных и манипулятивных способностей детей, что свидетельствует о процессах дифференциации, происходящих в центральной нервной системе под воздействием представленного комплексного подхода и методов реабилитации для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом - спастическая диплегия.
Литература:
1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) : метод. пособие / Под ред. А.А. Потапчука. С.-Петерб. гос. акад. физ.
культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 226 с.
2. Бортфельд, С.А. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. Л.: Медицина, 1986. 320 с.
3. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. - М. : Советский спорт, 2000. - 224 с.
4. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.
5. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972. - 329 с.
6. Фонарев, М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях / М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1981. - 138 с.
Ключевые слова: локомоторное развитие, детский церебральный паралич, младший школьный возраст, адаптивная физическая культура, костюм “Адели”.
Keywords: lokomotornoe development, a children's cerebral paralysis, younger
school age, adaptive physical training, “Adeli” suit.
Е.В. Захарчук, Е.Л. Доценко, А.Г. Немков, Е.В. Левитина
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ПОВТОРНЫХ ТРАВМ У ДЕТЕЙ1
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет. Институт психологии и педагогики»; ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития, Тюмень, Россия,
Десятки миллионов детей ежегодно нуждаются в медицинском уходе в стационарных клиниках в связи с не смертельными травмами [1]. В принятой в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка утверждается, что каждый ребенок
1Zaharchuk E.V., Dotsenko E.L., Nemkov A.G., Levitina E.V.Socio-psychological predictors of repeated traumas in children.