Научная статья на тему 'ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, КАК НОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ВУЗАХ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, КАК НОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ВУЗАХ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовые средства / локальные правовые средства / кадровые ресурсы вуза / механизм правового регулирования управления кадрами. / legal means / local legal means / university staff / human resources legal management mechanism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осмонбаева Камелия Маликовна

В статье рассматривается роль и значение локальных правовых средств (правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений об оплате труда и других) в реализации управления кадровыми ресурсами вузов, делаются выводы об их значимости и необходимости внесения изменений в действующее трудовое законодательство. Учитывая, что введение локальных актов остается на сегодняшний день на усмотрение работодателя, необходимо на законодательном уровне обязать его принять и исполнять указанные локальные акты. Это можно сделать, дополнив главу 35 Трудового кодекса Кыргызской Республики статьей 378-1 «Иные акты в образовательных организациях высшего профессионального образования» следующего содержания: «В образовательных организациях высшего профессионального образования должны быть в обязательном порядке разработаны и утверждены правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции профессорско-преподавательского, должностные инструкции административно-управленческого и вспомогательного персонала, положения об оплате труда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL LEGAL MEANS THAT REGULATE THE ACTIVITIES OF TEACHERS AND ADMINISTRATIVE STAFF AS NORMS OF IMPLEMENTATION OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN HUMANITARIAN UNIVERSITIES

In the article considers the role and importance of local legal means (internal labour rules, job descriptions, pay provisions and others) in the implementation of the management of university staff, it draws conclusions about their importance and the necessity to make changes in the current labour legislation. Considering that the introduction of local acts remains at the discretion of the employer today, it is necessary at the legislative level to oblige it to adopt and execute the indicated local acts. This can be done by supplementing Chapter 35 of the Labor Code of the Kyrgyz Republic with Article 378-1 "Other acts in educational institutions of higher professional education" with the following content: "In educational institutions of higher professional education, the internal labor regulations, job descriptions must be developed and approved without fail. teaching staff, job descriptions of administrative and managerial and support personnel, regulations on remuneration".

Текст научной работы на тему «ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, КАК НОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ВУЗАХ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

6. Устав Автономии Каталонии 2006 [Электронный ресурс] // Женералитат Каталонии. - URL: http://www.parlament.cat/document/cataleg/150268.pdf (дата обращения: 30.03.2020)

7. Чем завершился опрос о независимости Каталонии? [Электронный ресурс]. - URL: https://aif.ru/dontknows/actual/1377992 (дата обращения: 02.04.2020)

8. Неофициальные референдумы о независимости Каталонии [Электронный ресурс]. - URL: https://m.wikipedia.org/wiki/НеофициaльньIе_референдумьI_о_незaвисимости_Кaтaлонии (дата обращения: 02.04.2020)

9. Референдум о независимости Каталонии (2017) [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум_о_незaвисимости_Кaтaлонии_(2017) (дата обращения: 03.04.2020)

10. Статистика регионов Испании [Электронный ресурс] // Экономика Испании. -URL: http://www.terravision.ru/country/view/25/2 (дата обращения: 06.04.2020)

11. ВВП Каталонии [Электронный ресурс]. - URL: https://visasam.ru/emigration/economy/vvp-katalonii.html (дата обращения: 06.04.2020)

12. Данилевич И.В. Испанский опыт федерализма// Проблемы федерализма: Российский и мировой опыт. 2003. №5. С.219-250

13. Костюк Р.В. Левые республиканцы Каталонии - твёрдые сепаратисты [Электронный ресурс] // Sensus Novus. - URL: http://www.sensusnovus.ru/policy/2016/02/17/22832.html (дата обращения: 03.04.2020)

14. Кокошин А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М.: Европа, 2006. 180 с.

15. Конвенция о правах и обязанностях государств (Межамериканский), 26 декабря 1933 года (Конвенция Монтевидео) [Электронный ресурс]. - URL: http://parliament-wa.info/ru/archives/1719 (дата обращения: 05.04.2020)

References and Sources

1. Ispanskaya Konstituciya [Elektronnyj resurs] // Posol'stvo Ispanii v Rossijskoj Federacii - URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (data obrashcheniya: 26.03.2020)

2. Larionova M.V. Yazyk i politika v kommunikativnom prostranstve ispanskogo politicheskogo diskursa [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.vestnik. mgimo.ru/fileserver/17/29_Larionova.pdf (data obrashcheniya: 27.03.2020)

3. Hiner S. Yazyki Ispanii // Ispaniya - Kataloniya. Imperiya i real'nost': sb. st. / sost. E. Visens. M., 2007. 46 s.

4. Bromlej Yu.V. Sovremennye problemy etnografii. M.: Nauka, 1981. 393 c.

5. Kirsanova N.V. Katalonskaya avtonomiya: istoriya i perspektivy razvitiya // Regiony i centr: kak stroit' otnosheniya? Ispanskij variant: materialy nauchnoj konferencii (Institut Evropy RAN, 23 aprelya 2008 g.). Doklady Instituta Evropy. M., 2008. № 216. S. 130-136.

6. Ustav Avtonomii Katalonii 2006 [Elektronnyj resurs] // ZHeneralitat Katalonii. - URL: http://www.parlament.cat/document/cataleg/150268.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2020)

7. Chem zavershilsya opros o nezavisimosti Katalonii? [Elektronnyj resurs]. - URL: https://aif.ru/dontknows/actual/1377992 (data obrashcheniya: 02.04.2020)

8. Neoficial'nye referendumy o nezavisimosti Katalonii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Neoficiarnye_referendumy_o_ nezavisimosti_Katalonii (data obrashcheniya: 02.04.2020)

9. Referendum o nezavisimosti Katalonii (2017) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Referendum_ o_nezavisimosti_Katalonii_(2017) (data obrashcheniya: 03.04.2020)

10. Statistika regionov Ispanii [Elektronnyj resurs] // Ekonomika Ispanii. -URL: http://www.terravision.ru/country/view/25/2 (data obrashcheniya: 06.04.2020)

11. VVP Katalonii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://visasam.ru/emigration/economy/vvp-katalonii.html (data obrashcheniya: 06.04.2020)

12. Danilevich I.V. Ispanskij opyt federalizma // Problemy federalizma: Rossijskij i mirovoj opyt. 2003. №5. S. 219-250.

13. Kostyuk R.V. Levye respublikancy Katalonii - tvyordye separatisty [Elektronnyj resurs] // Sensus Novus. - URL: http://www.sensusnovus.ru/policy/2016/02/17/22832.html (data obrashcheniya: 03.04.2020)

14. Kokoshin A. Real'nyj suverenitet v sovremennoj miropoliticheskoj sisteme. M.: Evropa, 2006. 180 s.

15. Konvenciya o pravah i obyazannostyah gosudarstv (Mezhamerikanskij), 26 dekabrya 1933 goda (Konvenciya Montevideo) [Elektronnyj resurs]. -URL: http://parliament-wa.info/ru/archives/1719 (data obrashcheniya: 05.04.2020)

ДАОВА МИЛАНА ХАЗРЕТАЛИЕВНА - студентка Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова ([email protected]).

БОГАТЫРЕВ АЛИМ ЗАБИДОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова ([email protected]).

DAOVA, MILANA K - student of the Institute of Law, Economics and Finance of the Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov ([email protected]).

BOGATYREV, ALIM Z. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Institute of Economics and Finance Law, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov ([email protected]).

УДК 349.23/24 DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-199-204

ОСМОНБАЕВА К.М.

ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, КАК НОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ВУЗАХ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ключевые слова: правовые средства, локальные правовые средства, кадровые ресурсы вуза, механизм правового регулирования управления кадрами.

В статье рассматривается роль и значение локальных правовых средств (правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений об оплате труда и других) в реализации управления кадровыми ресурсами вузов, делаются выводы об их значимости и необходимости внесения изменений в действующее трудовое законодательство. Учитывая, что введение локальных актов остается на сегодняшний день на усмотрение работодателя, необходимо на законодательном уровне обязать его принять и исполнять указанные локальные акты. Это можно сделать, дополнив главу 35 Трудового кодекса Кыргызской Республики статьей

37B-1 «Иные акты в образовательных организациях высшего профессионального образования» следующего содержания: «В образовательных организациях высшего профессионального образования должны быть в обязательном порядке разработаны и утверждены правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции профессорско-преподавательского, должностные инструкции административно-управленческого и вспомогательного персонала, положения об оплате труда».

OSMONBAEVA, K.M.

LOCAL LEGAL MEANS THAT REGULATE THE ACTIVITIES OF TEACHERS AND ADMINISTRATIVE STAFF AS NORMS OF IMPLEMENTATION OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN HUMANITARIAN UNIVERSITIES

Key words: legal means, local legal means, university staff, human resources legal management mechanism.

In the article considers the role and importance of local legal means (internal labour rules, job descriptions, pay provisions and others) in the implementation of the management of university staff, it draws conclusions about their importance and the necessity to make changes in the current labour legislation. Considering that the introduction of local acts remains at the discretion of the employer today, it is necessary at the legislative level to oblige it to adopt and execute the indicated local acts. This can be done by supplementing Chapter 35 of the Labor Code of the Kyrgyz Republic with Article 37B-1 "Other acts in educational institutions of higher professional education" with the following content: "In educational institutions of higher professional education, the internal labor regulations, job descriptions must be developed and approved without fail. teaching staff, job descriptions of administrative and managerial and support personnel, regulations on remuneration".

В советское время локальными нормативными актами считались акты, действующие внутри одной организации. Сегодня юридическая наука говорит уже о пространственных критериях действия локальных актов, не сводя их к внутриорганизационным. Так, сейчас к локальным нормативным актам относят ведомственные акты, корпоративные акты и даже акты органов местного самоуправления (последнее утверждение нами не разделяется, однако не представляется нужным в рамках нашего исследования вступать в научную полемику на этот счет).

Специфика локальных актов состоит в распространении их не на всех, а только на «своих», на сотрудников той или иной организации или определенного ведомства. В законодательстве Кыргызской Республики понятие «локальные акты» содержится в Трудовом кодексе, и как подзаконный акт, они не могут противоречить закону, должны приниматься в пределах трудового законодательства и коллективного договора.

Рассмотрим локальные правовые средства: правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и иные документы вуза, на основании которых субъекты реализуют свои права. К важнейшим локальным актам вуза относятся, помимо коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - это свод правил-предписаний, устанавливающий порядок приема и увольнения, права и обязанности, режим работы, меры поощрения и взыскания и иные вопросы регулирования трудовых отношений в вузе. Как правильно заметил А.А. Татаринов: «по своей природе правила внутреннего трудового распорядка - это управленческий акт» [1, с.63]. Правила создаются тогда, когда руководство желает ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение работы. В соответствии со ст. 144 ТК КР, эти правила утверждает работодатель после согласования их с представительным органом работника.

Как отмечается в научной литературе, роль правил внутреннего трудового распорядка - это не только забота регламентировать трудовую дисциплину сотрудников и их ответственность (О.М. Крапивин и В.И. Власов). Их роль гораздо шире - прописать правила организации труда в различных условиях, в нашем случае - в вузе. М.Э. Дзарасов соотносит дисциплину труда и внутренний трудовой распорядок как часть и целое. По его мнению, несмотря на то, что «понятие внутреннего трудового распорядка охватывает дисциплину труда, сама дисциплина труда, понятие куда более широкое» [2, с.5].

Правила внутреннего трудового распорядка одинаково ограничивают и профессорско-преподавательский состав, и администрацию вуза. Каждой из сторон приходится взаимодействовать с другой, согласовывая поведение. Следование правилам сотрудниками ведет к их дисциплинированности, ожидаемости их действий и, в конечном итоге, к стабильности работы профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала вуза. Администрация вуза заинтересована в четком закреплении обязанностей профессорско-преподавательского состава, что позволяет внести строгую определенность в трудовые отношения, делает процесс привлечения к ответственности прозрачным и понятным.

Как отмечает Е.С. Мироненко, «правовой основой для такого локального акта как правила внутреннего трудового распорядка должно являться содержание трудового правоотношения» [3,

с.6]. То есть работник, исходя из содержания трудового договора, должен выполнять работу, на которую он принят, соблюдая правила внутреннего трудового распорядка, а работодатель должен создать условия для выполнения работником своей работы, а также должен разработать правила внутреннего трудового распорядка, которым будет подчиняться работник.

Основой правил внутреннего трудового распорядка в вузе гуманитарной направленности должны быть принципы правового регулирования труда. С одной стороны, это должны быть общие права и обязанности работника и работодателя, а с другой стороны должна быть учтена специфика гуманитарного вуза, а права и обязанности сторон должны быть урегулированы под этим углом зрения. Разумеется, правила внутреннего трудового распорядка не должны противоречить нормам Трудового кодекса, Закона «Об образовании» и т.д., но вместе с тем они и не должны просто дублировать их. Правилам внутреннего трудового распорядка подобает, с учетом специфики гуманитарного вуза, развивать, дополнять, конкретизировать правила, установленные законом для наилучшего результата работы профессорско-преподавательского состава.

На наш взгляд, правила внутреннего трудового распорядка в вузе представляют собой форму самозащиты прав администрации, поскольку предусмотреть законом все ситуации, которые могут возникнуть в вузе просто невозможно.

Предлагается в вузах гуманитарной направленности выстраивать структуру правил внутреннего трудового распорядка по следующей схеме: общие положения (описание документа и лиц, на которые он распространяется); порядок проведения конкурса и приема на работу; условия труда (продолжительность рабочего дня, максимальная учебная нагрузка, обязанности по воспитательной работе и т.д.); основные права и обязанности членов профессорско-преподавательского состава; основные права и обязанности членов административно-управленческого персонала; поощрения за успехи в работе (материальное поощрение, нематериальное поощрение: грамоты, присвоение званий «лучший преподаватель года», «лучший методист года» и т.д.); ответственность за нарушение трудовой дисциплины (описание нарушений и взысканий, которые могут быть применены к профессорско-преподавательскому составу); основания изменения и прекращения трудового договора. Такая схема позволит детально урегулировать правила работы в высших учебных заведениях гуманитарной направленности.

На сегодняшний день не во всех вузах гуманитарной направленности в Кыргызской Республике имеются надлежащим образом составленные и утвержденные правила внутреннего трудового распорядка, не все сотрудники осведомлены об этих правилах, что негативным образом сказывается на качестве работы и управлении кадровыми ресурсами в целом. Полагаем, что такая ситуация является недопустимой. В этой связи, разделяем мнение М.А. Драчук о том, что «в случае отсутствия правил внутреннего трудового распорядка практически невостребованными становятся такие дисциплинарные взыскания, как замечание и выговор, а также увольнение за неоднократное нарушение трудовых обязанностей» [4, с.101].

Итак, правила внутреннего трудового распорядка - важнейший, после коллективного договора, локальный нормативный акт, являющийся основанием для возникновения актов реализации права.

Следующим, не менее важным, на наш взгляд, документом являются должностные инструкции. Должностная инструкция, как ее определяет, А.А. Татаринов, - это «нормативный документ, определяющий сущность, содержание и условия деятельности работника в организации». Е.Р. Веселова отмечает, что «должностные инструкции - это документы длительного применения, которые способны поддерживать четкость трудовой деятельности работника, распределяя различные виды работ между разными работниками и по горизонтали, и по вертикали» [5, с.29].

Официальное законодательство не упоминает прямо такого нормативного документа, как должностная инструкция, в Трудовом кодексе КР есть нормы, указывающие на выполнение работником работы по определенной трудовой функции. Так, например, ст. 13 Трудового кодекса при определении понятия трудовых отношений, указывает, что это отношения между работником и работодателем о личном выполнении работником за оплату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности). Ст. 53 ТК КР устанавливает, что трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работодатель

обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Таким образом, законодатель связывает работу с определенной трудовой функцией, но не указывает нормативного документа, в котором должна быть закреплена эта функция. Полагаем, что нормативное закрепление трудовой функции работника, особенно работника вуза гуманитарной направленности, в связи с его специфичностью, должно содержаться именно в должностных инструкциях.

Должностные инструкции решают целый комплекс управленческих задач в вузе: производят уточнение, конкретизацию прав и обязанностей профессорско-преподавательского состава; определяют взаимодействие сотрудников, условия замещения временно неработающих сотрудников; устанавливают нормативную основу контроля ППС; повышают личную ответственность членов профессорско-преподавательского состава; облегчают рассмотрение трудовых споров по поводу выполнения трудовой функции.

Сегодня многим руководителям вузов гораздо проще осуществлять руководство профессорско-преподавательским составом на общих началах подчинения, которые дают возможность давать любые указания, распоряжения, даже не предусмотренные какими-либо актами. Поэтому должностные инструкции в вузе должны стать средством защиты работников от неправомерных требований администрации, от необоснованного привлечения к ответственности, от несправедливого увольнения за несоответствие занимаемой должности. С другой стороны, должностные инструкции должны защитить руководителя вуза от чрезмерной свободы профессорско-преподавательского состава, предоставленной ему Законом «Об образовании».

На наш взгляд, необходимо внести в Трудовой кодекс Кыргызской Республики норму, обязывающую работодателя утверждать и применять должностные инструкции для таких категорий работников как педагогические кадры вуза. Целесообразнее всего это сделать в главе 35 ТК КР, устанавливающей особенности регулирования труда педагогических работников.

На наш взгляд, еще одним немаловажным документом, необходимым для управления кадровыми ресурсами в вузах гуманитарной направленности, является Положение об оплате труда. Как справедливо отмечает А.А. Татаринов: «оплата труда - коренной интерес работника, вопросы заработка - главное звено и самих трудовых отношений, и отношений по управлению трудом». Известный юрист-трудовик А.И. Процевский отмечал, что заработная плата - это вознаграждение, выплачиваемое работнику, поэтому право на заработную плату это субъективное право, которому соответствует субъективная обязанность работодателя ее выплачивать, однако эти права возникают только при надлежащем выполнении работником обусловленной трудовой функции. Н.А. Абузярова считает, и мы разделяем ее точку зрения, что «для стимулирования и мотивации педагогических работников назрела необходимость введения новых систем оплаты труда педагогических кадров» [6, с.45].

Действительно, едва ли не самым главным вопросом в вузах гуманитарной направленности является оплата труда. Установленная в вузе система вознаграждения влияет на качество преподавательской деятельности, желание работать, текучесть персонала, состояние трудовой дисциплины. А самое главное она дает администрации возможность привлекать наиболее квалифицированные кадры (кандидатов и докторов наук), либо, наоборот, довольствоваться неквалифицированными кадрами. Приближенная к современным реалиям политика в области оплаты труда - это компромисс между максимальной эффективностью труда и явлениям социального и политического порядка. Нахождение компромисса в части оплаты труда - одно из главных условий развития университета во всех его направлениях, одна из самых сложных задач управления кадровыми ресурсами.

Н.М. Саликова предлагает при создании локальных актов по оплате труда учитывать следующие обстоятельства:

- положение на рынке кадров в определенной отрасли, количественные показатели эффективности труда;

- мотивацию работников к более производительному труду;

- установление определенной денежной суммы, которую бы могли распределять сами работники, в зависимости от участия каждого из них в достижении результатов общей деятельности;

- вклад каждого сотрудника в общее дело;

- составление заработной платы из двух частей: основной и дополнительной [7, с.220]. Все эти факторы также следует учитывать при составлении Положений об оплате труда в вузах гуманитарной направленности. Как отмечает А.А. Татаринов, «Положение об оплате труда должно стать системой стимулирования, и она должна побуждать работника вести себя так, как нужно работодателю» [1].

Мы считаем, что члены профессорско-преподавательского состава вуза должны четко понимать, какие требования к ним предъявляются, на что они могут рассчитывать при качественном выполнении своих трудовых функций, а также за что они могут быть наказаны и в каком размере. Мы разделяем мнение Н.М. Саликовой, что самым эффективным методом наказания работника является понижение зарплаты, удержания из нее. Этот способ гораздо эффективнее, чем применение дисциплинарного взыскания, но применять его можно только в рамках закона [7].

На основании вышеизложенного, считаем необходимым в 35 главе ТК КР установить норму, предписывающую работодателя иметь соответствующий локальный нормативный акт. Такой акт позволит иметь точную определенность у администрации вуза и профессорско-преподавательского состава относительно оплаты труда, сделает процесс определения заработной платы более открытым.

В вузах гуманитарной направленности могут быть использованы и иные локальные правовые акты в качестве норм реализации управления кадровыми ресурсами, такие как: Инструкции по охране труда; Положения о персональных данных работников; Программы вводного и первичного инструктажа и т.п.

Подводя итог, можно констатировать, что важнейшими локальными правовыми средствами, регламентирующими деятельность педагогических работников и административно-управленческого персонала, в качестве норм реализации управления кадровыми ресурсами в вузах гуманитарной направленности, помимо коллективного договора, являются: Правила внутреннего трудового распорядка; Должностные инструкции профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала; Положение об оплате труда. Именно эти локальные акты позволяют сделать процесс управления кадровыми ресурсами гуманитарного вуза не хаотичным, а лишенным субъективизма, нормативно-обоснованным и справедливым. Локальные нормативные акты являются нормами реализации управления кадровыми ресурсами вузов гуманитарной направленности. От самого их наличия, качества и практики применения зависит эффективность механизма управления кадровыми ресурсами вуза.

Поскольку введение локальных актов в жизнь остается на сегодняшний день на усмотрение работодателя, необходимо на законодательном уровне обязать его принять и исполнять указанные локальные акты. Это можно сделать путем внесения дополнений в главу 35 Трудового кодекса Кыргызской Республики. Например, ТК целесообразно дополнить статьей 378-1 «Иные акты в образовательных организациях высшего профессионального образования» следующего содержания: «В образовательных организациях высшего профессионального образования должны быть в обязательном порядке разработаны и утверждены правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции профессорско-преподавательского, должностные инструкции административно-управленческого и вспомогательного персонала, положения об оплате труда».

Литература и источники

1. Татаринов А.А. Управление персоналом: соотношение трудового права и кадрового менеджмента: дисс ... канд. юрид.наук. Киров, 2004.

2. Дзарасов М.Э. Правовые аспекты внутреннего трудового распорядка: дисс ... канд. юрид. наук. М., 2002.

3. Мироненко Е.С. Правила внутреннего трудового распорядка как локальный нормативный правовой акт // Вопросы территориального развития. 2014. № 6(16).

4. Драчук М.А. Правила внутреннего трудового распорядка в системе управления трудом // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2008. №1 (1).

5. Веселова Е.Р. Локальные нормы трудового права: автореферат дисс ... канд. юрид. наук. Томск, 2008.

6. Абузярова Н.А. Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере // Журнал российского права. 2012. № 5.

7. Саликова Н.М. Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации (вопросы теории и практики): дисс ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.

References and Sources

1. Tatarinov A.A. Upravlenie personalom: sootnoshenie trudovogo prava i kadrovogo menedzhmenta: diss ... kand. yurid.nauk. Kirov, 2004.

2. Dzarasov M.E. Pravovye aspekty vnutrennego trudovogo rasporyadka: diss ... kand. yurid. nauk. M., 2002.

3. Mironenko E.S. Pravila vnutrennego trudovogo rasporyadka kak lokal'nyj normativnyj pravovoj akt// Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2014. №2 6(16).

4. Drachuk M.A. Pravila vnutrennego trudovogo rasporyadka v sisteme upravleniya trudom // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2008. №1 (1).

5. Veselova E.R. Lokal'nye normy trudovogo prava: avtoreferat diss ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 2008.

6. Abuzyarova N.A. Pravovoe regulirovanie zarabotnoj platy v byudzhetnoj sfere // Zhurnal rossijskogo prava. 2012. №2 5.

7. Salikova N.M. Pravovoe regulirovanie oplaty truda v Rossijskoj Federacii (voprosy teorii i praktiki): diss ... dokt. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2003.

ОСМОНБАЕВА КАМЕЛИЯ МАЛИКОВНА - кандидат юридических наук, декан факультета «Дипломатии и международного права» Учебно-научно-производственного комплекса «Международный университет Кыргызстана». OSMONBAEVA, KAMELIYA M. - Ph.D. in Law, Dean of the Faculty of Diplomacy and International Law of the Educational-Scientific-Production Complex "International University of Kyrgyzstan" ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.