Научная статья на тему 'Локальные депутаты в восприятии населения (пример Сосновского района Тамбовской области)'

Локальные депутаты в восприятии населения (пример Сосновского района Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛИТЕТ / СУБРЕГИОН / SUBREGION / ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС / MUNICIPAL POWER / DEPUTY CORPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смыкова О. А.

В статье, на основе анализа интервью, реконструируется образ субрегиональной власти (на примере одного из районов Тамбовской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL DEPUTIES IN PERCEPTION OF THE POPULATION (ON THE EXAMPLE OF THE SOSNOVKA REGION OF THE TAMBOV REGION)

Image of subregional authority is modernized on the basis of the interview analysis (on the example of one of the regions of the Tambov region).

Текст научной работы на тему «Локальные депутаты в восприятии населения (пример Сосновского района Тамбовской области)»

ЛОКАЛЬНЫЕ ДЕПУТАТЫ В ВОСПРИЯТИИ НАСЕЛЕНИЯ (ПРИМЕР СОСНОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

СМЫКОВА Ольга Александровна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, студентка 4-го курса направления подготовки «Политология», e-mail: [email protected]

В статье, на основе анализа интервью, реконструируется образ субрегиональной власти (на примере одного из районов Тамбовской области).

Ключевые слова: муниципалитет, субрегион, депутатский корпус.

Смыкова О.А. Локальные депутаты в восприятии населения (пример Сосновского района Тамбовской области) // PRO NUNC. Современные политические процессы. № 1(13): Вновь об элитах. Тамбов, 2014. С. 180-186.

Сегодня местное самоуправление находится в фокусе внимания российских интеллектуальных кругов. С одной стороны, нынешний год обозначился как юбилейный, так как ровно 150 лет назад Александр II начал проводить земскую реформу. С другой стороны, современное состояние муниципальной власти требует пристального внимания в силу ряда проблем ее функционирования. Еще в декабре 2013 г. президент В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию отметил необходимость модернизации местной власти. Главная цель преобразований -сближение власти с народом. Действительно, одно из деструктивных воздействий на местное самоуправление (МСУ) оказывает разобщенность населения и муниципальных структур. Так, например, в ходе эмпирического исследования на тему «Взаимодействие власти и общества на местном уровне», проводимого Всероссийским советом местного самоуправления (ВСМС) в 2010 г., выяснилось, что высшие муниципальные должностные лица видят одним из главных препятствий на пути продуктивного функционирования МСУ «низкую социальную активность граждан».

Тема мало исследована в литературе. Есть лишь эпизодические работы, как-то проявляющие проблему, да и те скорее от-

носятся к портретам районных советов Тамбовской области середины - второй половины 1990-х гг. [1]. Применительно к этому же времени исследованы портреты первых лиц советов Тамбовской области [2]. Вышла и фундаментальная монография, где одна из глав посвящена теме статьи [3].

Нами было проведено авторское социологическое исследование с целью выявления образа представительной власти в сознании населения как фактора, обуславливающего степень развития взаимодействия муниципальных структур и народа. Акцент был сделан на восприятие муниципальных депутатов, так как подлинное местное самоуправление должно опираться именно на них как посредников, осуществляющих власть от имени народа. «Именно депутаты должны быть главными в реализации местного самоуправления», - отмечает председатель Всероссийского совета местного самоуправления В.С. Тимченко [4].

Пилотное исследование охватило Сосновский район Тамбовской области. Выборка составила 100 человек, распределенных по трем возрастным группам: «18-30», «31-55», «56 и выше». Сосновский район представляет типичное муниципальное образование, поэтому полученные результаты могут быть экстраполированы на всю Россию. Местные властные структуры состоят, во-первых, из Совета народных депутатов, председатель которого одновременно исполняет обязанности главы района. Совет является представительным органом власти, формируется из избираемых путем прямых выборов депутатов, которые из своего числа выдвигают главу района. Во-вторых, МСУ включает исполнительный орган - администрации, глава которого определяется по конкурсу. Если в круг полномочий депутатов входит решение общих вопросов, таких как выбор вектора развития района, то муниципальные чиновники занимаются хозяйственными делами. Итак, для решения каких задач было проведено исследование? Во-первых, определить, каков уровень участия населения в жизни района; во-вторых, установить, как люди относятся к местным депутатам, проанализировать, почему такое отношение; в-третьих, как на основе полученных результатов совершенствовать МСУ.

В процессе анкетирования были получены следующие данные. Респонденты весьма апатично настроены по отношению к изучаемому объекту в частности и анкете в целом. Был довольно высокий процент отказа у групп «18-30 лет» и «56 и выше». Причем основания являлись диаметрально противоположными. Если группа «18-30» отмечала, что ничего не знает и просто не имеет никакого желания отвечать, то группа «55 и выше» указывала на то, что интервьюер и так все знает, главное, чтобы всю правду писал. Ответы довольно легко объяснить. Молодые люди в силу ряда причин практически оторваны от жизни в районе, в то время как старшее поколение довольно хорошо знакомо с протекающими местными процессами и не видит смысла их разъяснять.

Начнем с анализа позиций молодых людей. На вопрос: «Какие, по Вашему мнению, преследуют цели люди, идущие в народные депутаты?» большинство ответило: «высокую зарплату». Отметим, что кроме как заблуждением это не назовешь. Дело в том, что в районе практикуются депутаты на непостоянной, т.е. неоплачиваемой основе. Из 24 депутатов только 2 работают постоянно: глава района и его заместитель. Однако причины такого мнения можно весьма просто объяснить. Исследование показало, что более половины состава Сосновского районного Совета народных депутатов приходится на «директоров», в то время как представители рабочей профессии отсутствуют. Но при этом их материальное положение обычно связывают с депутатской деятельностью. 28% опрошенных посчитали, что все-таки «престиж» является мотивом, подталкивающим людей идти в депутаты. С этим можно согласиться отчасти, начиная с вторичного (районного) уровня, так как на первичном (поселковом) - о народных избранниках обычно мало знают, не придают им особого значения. Сами молодые люди не хотят баллотироваться в депутаты, лишь стремление к развитию района могло бы заставить это сделать 57%. Типичному депутату давали отрицательные характеристики, например «бездельник». Само слово «депутат» вызывало у молодых людей ассоциации с «коррупционером». В идеале опрашиваемые видели своего представителя честным и занимающимся проблемами народа (59%). Де-

путат для респондентов слуга, но никто ему не доверяет. Больше половины придерживается позиции, что в выборах народных депутатов нет нужды, объясняя это бездейственностью, пассивностью избранников, которых нет смысла избирать. В основном депутатов знают только по фамилии. Вообще, образ весьма стереотипирован, так как никто не знаком с деятельностью представительной структуры, но оценивают ее весьма отрицательно.

Более приближена к действительности позиция людей среднего возраста. Дадим общую характеристику на основе полученных результатов. Избранник народа - обычный человек, который хочет высокую зарплату, из-за чего идет во власть. У кого-то он вызывает положительные, у кого-то отрицательные ассоциации. Но доверия никто к нему не имеет. Идеальный депутат честный, занимающийся народными проблемами. Такой образ формируется исходя из реальной оценки обстановки. Местных депутатов здесь знают много, оценивая их, приходят к выводу, что есть и хорошие, и наоборот. Однако необходимости в местных выборах люди не видят и депутатам не доверяют. Видимо на протяжении долгого времени ситуация в районе не меняется, несмотря на получаемые обещания. При этом очевидно респонденты понимают, что от местных депутатов многое не зависит, и, следовательно, потребность в них отсутствует.

Пожилые люди очень плохо шли на контакт. Многие вопросы, особенно связанные с ассоциациями, остались без ответа. Респонденты считают, «люди идут в народные депутаты из-за денег и престижа». Доверия к ним нет. Народных депутатов из списка никто не знает. Возможно, просто не захотели отвечать.

Для того чтобы получить наиболее полную информацию о народных депутатах, была проведена еще одна анкета, в которой акцентировалось внимание на психологическом восприятии. Респондентам предлагалось, используя предложенные фотографии, ответить на вопросы, связанные с ассоциативным мышлением. Вначале расположились общие вопросы, связанные со знанием человека на фотографии. Это позволяло, во-первых, сделать вывод об известности представленных депутатов, а во-вторых, проследить, как влияет знание человека на его восприятие.

Было предложено 6 фотографий народных депутатов. Результаты были следующими. Те, кто знают людей на фотографии, оценивали их весьма положительно. Но при этом отказывались отвечать на ассоциативные вопросы. Это касается групп «31-55» и «55 и выше». Молодые люди практически не знали людей на фотографии, но легко давали ответы на вопросы, связанные с ассоциациями.

Итак, «пропасть» между народом и представительными структурами очевидна. Люди не нуждаются в представительных органах. Они готовы отказаться от местных выборов, от депутатов и, как следствие, от МСУ. Попытаемся разобраться с причинами. Во-первых, это низкий уровень политического участия. Наибольшей пассивностью обладают молодые люди. Большинство из них покидает район, отправляется в город в поисках работы. Молодые люди ставят собственные интересы превыше районных. Отсюда вытекает вторая причина: неразрешенные проблемы муниципалитета, виновником которых считаются все местные властные структуры. В-третьих, стереотипированное представление о местном депутате. О его деятельности практически не знают, но относятся весьма отрицательно. В-четвертых, ситуативный характер взаимодействия населения и муниципальной власти, когда люди обращаются в местные структуры за разрешением конкретных проблем. Например, в результате анализа обращений граждан в районный совет, было установлено, что в основном взаимодействуют с депутатами пенсионеры, многодетные, малообеспеченные и безработные. Основные вопросы -трудоустройство, обеспечение транспортом и т.п. Не менее важное препятствие в установлении диалога между населением и представительной структурой состоит в том, что люди часто связывают местное самоуправление именно с муниципальными служащими, а не своими избранниками. Дело в том, что с конкретными проблемами люди обращаются именно в администрацию. В силу же ограниченности ресурсов и невозможности большинством муниципалитетов исполнять эффективно свои полномочия, в МСУ видят «контору по выписке справок». Однако людей, «выписывающих справки», обычно и считают реальной властью, в то время как депутата воспринимают как абстрактный образ.

Для сближения местных властных структур и населения государство решило модернизировать систему муниципальной власти. Первоначально предполагалось создать одноуровневую систему МСУ только в поселках, в то время как район передать в руки государства. Однако от данной идеи отказались. Одной из причин называли бюрократическую волокиту, как одну из следствий реформы. В результате решили, что регионы самостоятельно будут определять модель устройства муниципалитетов (объем полномочий, способ формирования властных структур) в зависимости от их состоятельности. Повысится эффективность и, как следствие, поддержка со стороны населения.

На наш взгляд, сократить отчужденность населения от депутатов можно следующими способами. Во-первых, ввести систему наказов от народа для их представителей, регулярную отчетность по исполнению перед людьми, возможность отзыва за бездеятельность, т.е. перейти на императивный мандат. Это позволит напрямую контролировать работу депутатов; видеть ясно, что сделано; решать именно конкретные проблемы. Во-вторых, оставить выборы только на поселковом уровне. Своих представителей люди должны знать хорошо. В-третьих, районный депутатский корпус должен формироваться из поселковых депутатов. Это позволит быть в курсе ситуаций самых отдаленных муниципалитетов. В-четвертых, проводить регулярные встречи с населением для ознакомления с обстановкой. В-пятых, использовать современные технологии, создать «сайты народных депутатов» и т.п. В-шестых, проводить обучение народных избранников.

Таким образом, мы выяснили, что население дистанцировалось от своих представителей. Причин тому много. В основном людей интересует решение собственных проблем, носящих, как правило, хозяйственный характер. Потому граждане более приближены к администрации, в то время как о депутатах говорят как о чем-то абстрактном и ненужном. «Фундамент» местного самоуправления рушится. Необходимость реформ не вызывает сомнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сельцер Д.Г., Юдин А.Н. Выборы в районные и городские Советы 1995-1996 гг.: избирательные коллизии и трансформация местной элиты // Власть, политика и выборы в регионах: вопросы истории, законодательства и практики: сборник статей / под ред. Н.И. Воробьева, Д.Г. Сельцера. Тамбов: Пролетарский светоч, 2002. С. 53-64.

2. Сельцер Д.Г., Хабаров И.А. Председатели субрегиональных Советов: к проблеме трансформации института в 1990-е гг. // Пермский вариант-2: Политическое развитие Прикамья и России в 1990-е годы: материалы второй гуманитарной интернет-конференции Прикамья / под ред. В.П. Мохова. Пермь: Западно-Уральский институт экономики и права, 2004. С. 82-88.

3. Сельцер Д. Г. Взлеты и падения номенклатуры. Тамбов: Там-бовполиграфиздат, 2006.

4. Тимченко В. Новые полномочия и большие деньги: Местную власть ждут серьезные перемены // RG.RU. URL: http://www.rg.ru/ 2014/06/10/munizipali.html

LOCAL DEPUTIES IN PERCEPTION OF THE POPULATION (ON THE EXAMPLE OF THE SOSNOVKA REGION OF THE TAMBOV REGION)

Smykova Olga Alexandrovna, Tambov State University named after G.R. Der-zhavin, Fourth-Year Student of Specialty «Political Science», e-mail: olga.smykova. [email protected]

Image of subregional authority is modernized on the basis of the interview analysis (on the example of one of the regions of the Tambov region).

Key words: municipal power, subregion, deputy corps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.