УДК 340.132.8
А. А. Кашкаров
Д. Г. Заброда
ЛОКАЛЬНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассмотрен вопрос формирования корпоративной антикоррупционной политики посредством локального нормотворчества субъектов хозяйственной деятельности. Обобщены мнения теоретиков права относительно содержания корпоративных локальных нормативных актов. Проведен контент-анализ ряда локальных нормативных актов в сфере противодействия коррупции субъектов хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: коррупция, нормотворчество, локальный нормативный акт, антикоррупционная политика.
В современном мире реклама играет важную роль. Необходимость преодоления влияния коррупции на экономические процессы, снижения давления власти на российский бизнес, устранение коррупционной составляющей из внутренней и международной систем коммерческих отношений определены руководством государства в качестве одного из приоритетных заданий для органов государственной власти всех уровней [1].
Однако, несмотря на значительные усилия государства и общества, тенденцию по декриминализации сферы управления негосударственным сектором экономики, в госкорпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях ситуация в области противодействия преступлениям коррупционной направленности и коррупционным правонарушениям в коммерческих организациях остается сложной.
Так, по данным МВД России, в 2015 году на учет поставлено 2,6 тыс. (- 30,4 %) преступлений,
предусмотренных главой 23 УК РФ, из них органами внутренних дел - 2,3 тыс. (- 28,7 %). В суд направлены уголовные дела по 1,5 тыс. (- 43,7 %) преступлениям. Размер причиненного материального ущерба составил 12,0 млрд рублей, приняты меры к его возмещению на сумму 6,8 млрд рублей. В структуре противоправных деяний данной категории 60,3 % связано с коммерческим подкупом (1,5 тыс. - 21,5 %). Средний размер подкупа по пре -ступлениям, выявленным сотрудниками органов внутренних дел, составил 154,3 тыс. рублей [2].
Несмотря на то, что статистика свидетельствует о снижении противопрованых деяний данной категории, обращают на себя внимание следующие факторы: 1) недостаточное количество выявленных преступлений, которые могут квалифицироваться как совершенные в крупном либо особо крупном размере (около 5 % среди должностных преступлений (995; 2013 г.: 4 %); 2) существенный ущерб, причиняемый этими преступлениями
Кашкаров Алексей Александрович, начальник кафедры уголовного права и криминологии Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, e-mail: kashkarov79@ yandex.ru Заброда Дмитрий Григорьевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент © Кашкаров А.А., 2016 © Заброда Д.Г., 2016 Статья получена 27.10.2015
(более 40 млрд. рублей); 3) выявление коррупционных деяний, совершенных чиновниками, преимущественно на местном уровне власти; 4) достаточно большое количество фактов коммерческого подкупа в негосударственном секторе экономики.
Кроме этого, данные о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», свидетельствуют о тенденции к их увеличению. Так, в 2011 г. суды с вынесением решения о наложении административного наказания рассмотрели 65 дел о таких правонарушениях, в 2012 г. - 101, в 2013 г. - 83, в 2014 г. - 367. Основным наказанием в данном случае выступал административный штраф. За рассматриваемый период сумма штрафов составила 802 879 136 руб. [3].
Таким образом, актуальность проблемы противодействия коррупции в коммерческих организациях подтверждается как показателями статистики, так и содержанием приоритетных направлений антикоррупционной политики российского государства, предусматривающей расширение механизмов минимизации влияния коррупции на экономические отношения.
Необходимость предотвращения коррупции в негосударственном секторе обусловливается развитием международной коммерции, а также потребностью приведения национальной антикоррупционной системы к требованиям международных стандартов.
Среди таких стандартов необходимо выделить комплекс правовых, организационных, экономических, воспитательных и других мер, направленных на недопущение коррумпирования коммерческих организаций. К ним можно отнести: установление уголовной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных деяний должностными лицами коммерческих организаций, существенное усиление ответственности взяткодателей, внедрение корпоративных антикоррупционных норм для предотвращения коррупции на предприятиях, в учреждениях и организациях.
По нашему мнению, комплекс таких стандартов представляет собой корпоративную антикоррупционную политику, под которой предлагается понимать «... базирующуюся на международном и национальном антикоррупционном законодательстве, урегулированную локальными нормативными правовыми актами систему мер, которые формируются и реализуются корпорациями (предприятиями, учреждениями, организациями) с целью предотвращения коррупционных проявлений, как в середине соответствующих организаций, так и при возможном участии их ра-
ботников (сотрудников), а также восстановления корпоративных интересов, нарушенных в результате коррупционных правонарушений» [4, с.158].
Данная разновидность антикоррупционной политики характеризуется:
а) субъектом формирования и реализации -корпорации (холдинги, банки, союзы), предприятия, учреждения, организации и подчиненные им структурные подразделения и сотрудники, политические партии, движения и др.;
б) целью - предотвращение коррупционных проявлений как в середине соответствующих организаций, так и при возможном участии их работников (сотрудников), а также восстановление интересов корпораций, нарушенных в результате коррупционных правонарушений;
в) источниками формирования - индивидуальные и коллективные решения руководителей, а также органов управления субъектов корпоративных структур;
г) средствами реализации - корпоративные нормы, регулирующие меры дисциплинарного воздействия, определенные ограничения и запреты, которые применяются к сотрудникам (членам);
д) формой нормативного регулирования - издание локальных нормативных правовых актов, базирующихся на антикоррупционном законодательстве [4, с.160-161].
Для углубленной характеристики содержания корпоративной антикоррупционной политики предлагается рассмотреть локальное нормотворчество как средство ее формирования и обеспечения реализации.
Основными задачами нашей публикации является систематизация научных подходов к определению роли локальных правовых актов в системе правового регулирования антикоррупционной деятельности корпораций; формулирование понятия «локальный антикоррупционный акт»; анализ практики локального антикоррупционного нормотворчества российский корпораций, выделение этапов разработки антикоррупционной политики организации как разновидности локального акта, и их характеристика.
Для решения этихзадач намиизучена литература и научные публикации по теме, где рассматривалась проблематика локального нормотворчества, более 100 антикоррупционных документов российских и зарубежных организаций, проведен сравнительный анализ их разновидностей (антикоррупционных программ, политик, руководств и т.д.).
Раскрывая сущность корпоративной антикоррупционной политики, необходимо констатировать ее сложный характер и обратить внимание на ее правовую природу. При этом мы отстаиваем тезис о не-
возможности ее существования вне правового поля.
Комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации, реализуется в локальном нормативном акте - антикоррупционной политике (программе, руководстве).
Рассматривая вопрос о нормотворчестве организаций, следует исходить из сущности корпоративных норм и особенностей разработки нормативныхактоворганизаций,втомчислесодер-жащих положения о противодействии коррупции.
Учеными-юристами под локальными (корпоративными) правовыми нормами понимаются нормы, «...регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения, принимаемые на предприятии и действующие в его пределах, и конкретизирующие общую норму применительно к специфике предприятия» [5, с.382; 6, с. 102-103].
Отмечая значение локальных правовых актов в механизме правового регулирования, Г.В. Хныкин указывает, что «.принятие локальных правовых актов, содержащих соответствующие управленческие решения, направлено на регулирование определенных видов общественных отношений, стремительно изменяющихся в современных условиях. Кроме того, они помогают снять многочисленные неточности и упущения законодателя, устранить дефекты законодательства в некоторых вопросах, восполнить его пробелы» [7, с.8].
По мнению В.К. Самигуллина, «социальная ценность локального нормативного регулирования в том, что оно, во-первых, позволяет на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений позитивно регулировать общественные отношения применительно к их специфике. Во-вторых, способствует преодолению противоречий в правовом регулировании, связанных с динамичностью общественных отношений, громоздкостью законодательства, имеющимися в нем неувязками» [8, с. 38-40].
При этом сфера действия локальных норм права прослеживается достаточно четко: указанные нормы распространяются только на лиц, состоящих в юридической связи с субъектом локального правотворчества. Зачастую локальные (корпоративные) нормы принимаются теми субъектами, в отношении которых они действуют (органы управления предприятия, трудовой коллектив и др.). Таким образом, в одном лице соединяется субъект нормотворчества и реализации.
Правовой характер корпоративных норм, содержащихся в локальных антикоррупционных нормативных актах, подтверждается закреплением в нормах общего действия возможности кол-
лектива регулировать свое поведение, ориентированием корпоративного регулирования на цели, задачи общества и государства; соответствием природе и принципам права. Нормы, изданные государством, в определенных случаях определяют и процедуру принятия корпоративных норм; их непротиворечивостью нормам общегосударственным; обеспечиваются государственным принуждением, носящим опосредованный и дополнительный характер [9, с. 227-228].
При определении сущности локальных антикоррупционных нормативных актов необходимо ориентироваться на положения ст. 13 ТК РФ, в соответствии с которыми «.локальные нормативные акты - документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Эти документы действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы» [10].
В то же время следует согласиться с позицией Э.А. Рубайло, согласно которой «... понимание локальных актов не следует сводить исключительно к сфере действия трудового права. Дело в том, что рассматриваемая разновидность правовых документов не ограничивается только отношениями между работником и работодателем (что составляет прерогативу трудового права), часто она направлена на решение более широкого круга внутриорга-низационных вопросов - от определения в уставе целей деятельности организации как таковой до закрепления перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, и т.д. При этом понятием локального нормотворчества, как правило, охватывается и процесс создания корпоративных актов, которые не ограничиваются решением вопросов, входящих в сферу только трудовых правоотношений. Таким образом, предпочтительным видится использование словосочетания «локальный акт» как наиболее устоявшегося в правовой доктрине, признанного законодателем и в наибольшей степени соответствующего цели и функциям локального нормотворчества и многообразию форм его проявления» [11, с. 72-74].
Локальный антикоррупционный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации и регулирующий внутриорганизаци-онные отношения. Основным предназначением локального акта является детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учетом особенностей и специфики трудовых отношений,
образовательного процесса и иных условий.
Локальный антикоррупционный акт должен воплощать в себе следующие признаки: регулирует отношения только внутри отдельной организации и не может регулировать отношения, складывающиеся вне её; разрабатывается с учетом законов и подзаконных актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления; должен иметь все необходимые реквизиты: (наименование, дату издания, регистрационный номер (по необходимости), подпись уполномоченного лица, виды согласования (по необходимости), печать организации (по необходимости); для разработки и принятия локального акта необходимо привлекать всех субъектов образовательных отношений, что позволяет сформировать высокую культуру их соблюдения; разграничение полномочий между участниками корпоративныхотношенийопределяетсяуставом [12].
Локальные акты, обладая общими свойствами юридических документов, имеют и собственные черты. В числе общих признаков локальных нормативных актов называются: нормотворческий характер; издание органами компании в пределах своей компетенции; документальная форма; соответствующие реквизиты; непротиворечие законодательству и локальным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу [13, с.34]. Это вполне соотносится с выводом Ю. А.Тихомирова о появлении нового типа норм - актов самоуправления, обладающих свойствами самообязанности, добровольности и заинтересованности в принятии и реализации решения; коллегиальной основой принятия; формированием и выражением общей воли на основе согласования публичных и частных интересов; самоответственностью [14, с. 89]. Локальные акты, как правило, принимаются в со-гласительно-договорном порядке при обеспечении комплексного сочетания принципов государственного и договорного правового регулирования [8, с. 42; 15, с.2]. Ответственность за неисполнение предписаний локальных актов устанавливается на низовом внутриорга-низационном уровне, а также в необходимых случаях и с учетом тяжести нарушений обеспечивается мерами государственного принуждения.
Анализируя имеющиеся нормативные правовые акты российских и зарубежных организаций, можно сделать вывод об их локальном характере и наличии в них корпоративных норм, направленных на урегулирование внутриорганизационных отношений в области противодействия коррупции.
Следует также обратить внимание на тот факт, что наиболее структурированно основные поло-
жения антикоррупционной политики организаций отображены в одноименном документе, имеющем, как правило, характер локального нормативного акта.
С целью формирования целостного представления о сущности локального антикоррупционного правотворчества предлагается : рассмотреть основные этапы разработки и реализации антикоррупционной политики, раскрыть порядок определения лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, охарактеризовать основные антикоррупционные меры, принимаемые в корпорации.
Разработка антикоррупционной политики и других документов организации, регулирующих вопросы предупреждения и противодействия коррупции, в форме локальных нормативных актов, позволит обеспечить обязательность их выполнения работниками организации.
Анализ нормативных документов организаций позволяет выделить следующие этапы в её разработке и реализации: 1) подготовка проекта антикоррупционной политики; 2) обсуждение проекта, его согласование и утверждение; 3) информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике; 4) реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер; 5) мониторинг выполнения антикоррупционной политики; 6) корректировка, пересмотр и внесение изменений.
Охарактеризуем указанные элементы.
Подготовка проекта антикоррупционной политики. Разработчиком данного документа выступают, как правило, должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции. Крупные корпорации к разработке и последующей реализации антикоррупционной политики привлекают и внешних экспертов.
Например, антикоррупционная политика ОАО «Прибой» предусматривает, что проект антикоррупционной политики разрабатывается совместно с кадровым и юридическим отделом организации, с учетом предложений и замечаний, поступающих от иных служб организации. Проект антикоррупционной политики подлежит утверждению генеральным директором акционерного общества. Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Все вновь принимаемые на работу работники должны быть ознакомлены с антикоррупционной политикой под роспись начальниками отделов. Работники и иные лица имеют возможность беспрепятственного доступа к тексту ан-
тикоррупционной политики на корпоративном сайте организации. Все изменения и дополнения в антикоррупционную политику утверждаются генеральным директором предприятия и вступают в силу со дня их утверждения [16].
А в Положении о порядке разработки и принятия в АО «ЦНИИРЭС» локальных нормативных актов, принятом на заседании Совета директоров АО «ЦНИИРЭС» от 3 июня 2002 г., указано, что проекты локальных нормативных актов разрабатываются по инициативе органа, компетентного утвердить соответствующее Положение, а также по предложению других органов и должностных лиц акционерного общества в соответствии настоящим Положением. Совет директоров вправе разработать и включить в повестку дня общего собрания акционеров вопрос о принятии необходимого, по его мнению, для оптимизации деятельности организации локального нормативного акта, регулирующего круг вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров.
При этом генеральный директор вправе ставить вопрос о разработке и принятии локальных нормативных актов только перед Советом директоров. Совет директоров обязан рассмотреть внесенные предложения и принять по ним мотивированные решения в 5-дневный срок с момента обращения соответствующего исполнительного органа. Решение доводится до сведения инициатора в 3-дневный срок после принятия [17].
Так, разработчиками проектов антикоррупционных актов выступают: генеральный директор (ОАО «РТИ»), начальник департамента внутренней безопасности (ООО «БСК»), ведущий ревизор (ОАО АНК «Башнефть»).
На первом этапе издания локальных нормативных актов выделяется стадия, связанная с возникновением идеи локального акта, его общего замысла (концепции). Должны быть найдены аргументы, обосновывающие его издание (изменение). Для этого необходимо провести отбор, обобщение и анализ имеющейся информации, прежде всего, норм, установленных антикоррупционным законодательством и подзаконными актами федерального, регионального и муниципального уровней. При разработке концепции локального акта необходимо иметь в виду последствия его применения в организации, оценить возможные риски.
Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется привлекать к его обсуждению работников организации, обеспечив информирование работников о возможности участия в подготовке проекта (размещение проекта политики на корпоративном сайте),
проводить очные обсуждения и консультации.
Согласование проекта и его утверждение. Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с кадровым и юридическим подразделениями организации, представителями работников, после чего представить руководству организации.
Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством организации. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры в качестве обязанности работников.
Информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике. Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись.
Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту политики, например, разместить его на корпоративном сайте организации.
Используют и другие формы информирования. Так, антикоррупционной политикой ОАО «МРСК Урала» предусмотрено, что:
- создается и совершенствуется работа раздела «Антикоррупционная политика» на интернет-сайте общества, в рамках которого размещается информация о принятых документах, направленных на борьбу с коррупцией, о проводимых мероприятиях по противодействию коррупции, ее профилактике, правовому просвещению и формированию основ законопослушного поведения работников;
- размещается информация о мероприятиях по реализации Антикоррупционной политики в корпоративной газете, во всех средствах массовой информации в свободном доступе;
- декларируется необходимость проведения периодических семинаров и тренингов в очной и/или дистанционной форме по вопросам формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции;
- проводится вводный инструктаж по положениям антикоррупционной политики и связанных с ней документов - для всех вновь принятых работников, а также анкетирование и тестирование сотрудников по вопросам отношения к коррупционным проявлениям;
- применяется практика использования социальной рекламы и средствнагляднойагитации -информационных стендов по формированию негативного
отношения ко всем коррупционным проявлениям и морального осуждения коррупционеров [18].
Обращается внимание на целесообразность введения «переходного периода» с момента принятия антикоррупционной политики и до начала ее действия, в течение которого необходимо провести обучение работников организации внедряемым стандартам поведения, правилам и процедурам.
Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер. Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности организации. При этом следует обеспечить поддержку антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации. Руководитель организации, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил и процедур.
Так, в соответствии с практическим руководством по разработке Программ антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий ООН в обязанности руководства входит обеспечение осведомленности каждого сотрудника и соответствующего делового партнера о ценностях и нормах, в том числе о последствиях несоблюдения условий политики абсолютной нетерпимости компании к коррупции.
Руководство несет общую ответственность за принятие и постоянное совершенствование программы антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований. Как сказано выше, в крупных компаниях высшее руководство может не иметь возможности заниматься повседневной деятельностью компании.
В связи с этим оно может передать обязанности ключевому персоналу компании (например, руководителю отдела обеспечения соответствия требованиям). Передаваться должны не только рабочие обязанности по внедрению и текущей поддержке программы антикоррупционных этических норм и обеспечению соблюдения антикоррупционных требований, но и обязанности по контролю за реализацией программы.
Основным способом подтверждения значимости программы и серьезности намерений высшего руководства является предоставление достаточного количества ресурсов для ее осуществления и постоянного совершенствования. К ним относятся соответствующие людские ресурсы, обладающие необходимым уровнем подготовленности, и финансовые ресурсы. Для обеспечения высокого качества программы
высшее руководство может рассмотреть возможность найма и/или привлечения профильных специалистов в качестве консультантов [19].
Мониторинг выполнения антикоррупционной политики. Организации осуществляют регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики. В частности, должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, может ежегодно представлять руководству организации соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, необходимо внести в антикоррупционную политику изменения и дополнения.
Например, в Антикоррупционной политике ОАО «БЭСК» указывается, что рамках процедур внутреннего контроля проводятся проверки выполнения ключевых бизнес-процессов, включая выборочные проверки законности осуществляемых платежей, их экономической обоснованности, целесообразности расходов, в т.ч. на предмет подтверждения первичными учетными документами и соответствия требованиям политики [20].
В рамках антикоррупционного мониторинга в компании ОАО «ЭССК ЕЭС» выделяют мониторинг антикоррупционных мер и мероприятий, проводимых в рамках реализации соответствующей политики и мониторинг выявленных фактов коррупции и способов их устранения. При этом их основными направлениями являются: обобщение и анализ результатов антикоррупционной экспертизы проектов документов компании; изучение мнения трудового коллектива о состоянии коррупции в компании и эффективности антикоррупционных мер; анализ исполнения антикоррупционных мероприятий; изучение и анализ статистической отчетности о выявленных в компании фактах коррупции; изучение и анализ принимаемых в компании мер по противодействию коррупции; анализ публикаций о коррупции в компании в средствах массовой информации [21].
В ОАО «МРСК Урала» также проводится анализ «.жалоб и обращений физических и юридических лиц о коррупционных проявлениях» [18].
Корректировка, пересмотр и внесение изменений в антикоррупционную политику может проводиться в случаях: изменения в национальном, международном законодательстве или законодательстве отдельных государств о противодействии коррупции; изменения бизнес-процессов или организационно-правовой формы организации; выявления недостаточно эффективных положений политики или связанных с ней антикоррупционных процедур.
Как правило, внесение изменений организует руководитель организации путем выработки и реализации плана действий по актуализации ее антикоррупционной политики.
Как локальный нормативный акт антикоррупционная политика может быть изменена путем внесения в нее дополнительных норм, признания утратившими силу отдельных норм, утверждения новой редакции существующих только по решению соответствующего компетентного органа, принявшего (утвердившего) данный правовой документ.
Предложениеовнесенииизмененийможетисхо-дить от любого органа, которыйимеетправо ставить вопрос о разработке и принятии соответствующего локального акта либо утверждать этот документ.
Таким образом, российские компании включают в антикоррупционную политику следующие стандарты и процедуры: организация работы компании по предотвращению коррупции; взаимодействие с филиалами, дочерними и зависимыми компаниями; процедура идентификации и изучения контрагентов, их представителей и бенефициарных владельцев; процедура оценки риска и критерии присвоения уровня риска; подарки и прием партнеров; расходы на промоушен; расходы на благотворительность; расходы на поддержку политических партий (если компания в принципе поддерживает или планирует поддерживать какие-либо политические партии); процедура контроля финансовых операций на предмет возможной связи с коррупцией; применение антикоррупционной оговорки в договорах с контрагентами; процедура поведения сотрудников и деятельности компании в случае, если она сталкивается с вымогательством или, наоборот, предложением взятки; антикоррупционные процедуры при приеме на работу; положения по предотвращению конфликта интересов; программа обучения сотрудников; программа анализа и оценки эффективности политики.
Данное положение соответствует выводу Э. А.
Иванова, проведшего анализ правового регулирования антикоррупционного комплаенс-контроля в странах БРИКС [22, с.29-34; 23].
Нами также установлено, что в качестве составной части или приложения к антикоррупционной политике могут утверждаться план или программа реализации антикоррупционных мероприятий. В плане указываются сроки проведения мероприятий, и определяется ответственный исполнитель.
Таким образом, данная публикация позволят сформировать представление о сущности и роли локального нормотворчества в системе средств противодействия коррупции в корпорациях. Проведенная нами характеристика основных этапов подготовки локальных антикоррупционных актов свидетельствует о существовании в организации общих подходов к структурированию и содержанию антикоррупционных документов (политик, программ, руководств). В то же время изучение опыта разработки таких актов в различных корпорациях позволило выделить специфику их нормотворческой работы в этой области, обусловленную как особенностями рода деятельности этих организаций, так и качеством подготовки отдельных составляющих.
При этом наиболее качественными являются локальные антикоррупционные акты корпораций, осуществляющих свою деятельность за рубежом, а также российских компаний с зарубежным участием.
В связи с этим предлагается: продолжить научную разработку проблем формирования и реализации корпоративной антикоррупционной политики, обобщить и распространить опыт локального антикоррупционного нормотворчества, в том числе имеющийся в зарубежных корпорациях, изучить возможность включения положений о корпоративной антикоррупционной политике и локальном антикоррупционном нормотворчестве в содержание учебных дисциплин, формирующих у обучающихся компетенции в областипротиводействия коррупции.
список литературы
1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Государственного Совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7 апреля 2015 года. URL: http: //www.kremlin.ru/events/president/ news/49214.
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. М.: МВД России, 2015. 135 с.
3. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2011,2012, 2013, 2014 г.: Свод показателей всех судов общей юрисдикции, включая Верховный Суд Российской Федерации, с учетом военных судов. М.: Верховный Суд Российской Федерации, 2015.
4. Заброда Д.Г. Антикоррупционная корпоративная политика: понятие и содержание // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности : теория и практика : материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции, 29 мая 2015 г. / редкол. В.В. Грицай, В.В. Денисенко, О.В. Шкеля, М.Е. Труфанов, А.С. Шиенкова. Краснодар: Краснодарский университет МВД
России, 2015.
5. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000.
6. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права: курс лекций. Вып. 2. Свердловск, 1964.
7. Хныкин Г.В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: автореф дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.05. М., 2005. 50 с.
8. Самигуллин В. К. Локальные нормы и их виды // Правоведение. 1976. № 2.
9. Кашанина Т. В. Корпоративное право. М.: НОРМА-ИНФРА • М, 1999.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.
11. Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. №5.
12. Методические рекомендации по разработке образовательными организациями локальных нормативных актов в условиях реализации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» / сост. Э.Р.Лукманова. Казань: ИРО РТ, 2014. 93 с.
13. Химичук Е.В., Соколов А.Ю. Роль локального нормотворчества в деятельности компании // Право и экономика. 2008. № 7.
14. Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. № 9.
15. Подвысоцкий П.Т. Локальное нормативное регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений: дис... канд. юрид. наук: 12.00.05. М.,2002.
16. Антикоррупционная политика ОАО «Прибой»: утверждено приказом ОАО «Прибой» от 16 декабря 2014 г. № 260 [Электронный ресурс]. URL: http: www.priboi.ru/wp-content/uploads/2015/01
17. Положение о порядке разработки и принятия в АО «ЦНИИРЭС» локальных нормативных актов, принято Советом директоров АО «ЦНИИРЭС» от 3 июня 2002 г. URL: http: // www.tsniires.ru/files/Ло-кальные нормативные акты/Pologenie o lokalny akty.doc.
18. Антикоррупционная политика ОАО «МРСК Урала»: утверждена решением Совета директоров ОАО «МРСК Урала» от 14 марта 2014 года (протокол № 139 от 17.03.2014 г.). URL: http: //www.mrsk-ural.ru/company/documents/
19. Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий: практическое руководство. Управление ООН по наркотикам и преступности: Организация Объединенных Наций, ноябрь 2013 г. 132 с.
20. Антикоррупционная политика ОАО «БЭСК»: утверждено протоколом Совета директоров ОАО «БЭСК», протокол № 4(1) от 24.01.2013 г.: приказом № П-23 от 01.02.2013 г. URL: http: www. bashkirenergo.ru/upload/iblock/3d9/3d9db72cc4d46a767bdc0bea51b7962a.PDF.
21. Антикоррупционная политика ОАО «ЭССК ЕЭС» : утверждена решением Совета директоров ОАО ОАО «ЭССК ЕЭС», протокол № 87 от 08 ноября 2012 г. URL: http: //www.essk.ru/anticorruption/
22. Иванов Э. А. Правовое регулирование антикоррупционного комплаенс-контроля в странах БРИКС // Евразийский юридический журнал. 2015. № 1.
23. Иванов Э.А. Влияние антикоррупционного законодательства Великобритании на деятельность российских компаний. URL: http: //www.eurasialaw.ru/index.php?Itemid=1&catid=390%3A2013-08-06-08-47-59&id=4613%3A2013-08-06-08-52-03&option=com_content&view=article.