Сергеи АКОПОВ, «Ремедиум»
Локализация зарубежных фармацевтических производств:
АПРЕЛЬ
PEMffllUM
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ
ОТ КОНКУРЕНЦИИ К ПАРТНЕРСТВУ
Российский фармацевтический рынок переживает непростые времена. Снижение покупательной способности населения, изменения в структуре государственных закупок, истечение сроков патентной защиты и усиливающаяся протекционистская политика государства ухудшили позиции многих зарубежных производителей. В то же время ряд отечественных компаний демонстрирует устойчивый рост даже в условиях экономической турбулентности, отвоевывает новые сегменты рынка и наращивает объем производств. Такие предприятия становятся весьма привлекательными партнерами для представителей мировой фарминдустрии.
28
• КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА
Один из ярких примеров успешного развития современного фармацевтического производства в российских условиях — фармацевтическая компания «ФармФирма «Сотекс» — подразделение холдинга «Протек».
Завод «Сотекс», расположенный в Серги-ево-Посадском районе Московской области, был возведен «с нуля» в 2005 г. и с самого начала проектировался с учетом требований международных стандартов качества производства лекарственных средств (GMP EU). В настоящее время на предприятии осуществляются все этапы производства различных лекарственных форм. Все технологические процессы проходят в строгом соответствии с международными требованиями в помещениях классов чистоты Д B, C и D на
оборудовании ведущих европейских производителей.
Несмотря на ориентацию на выпуск собственных торговых марок, наличие мощного исследовательского подразделения и серьезного портфолио pipeline-проектов, «Сотекс» с самого начала своей деятельности тесно сотрудничает с ведущими зарубежными производителями. В течение многих лет на производственных мощностях компании выпускаются препараты зарубежных партнеров. Регулярные инспекции, которые несколько раз в год проводятся иностранными партнерами на предприятии, всякий раз подтверждают полное соответствие всех технологических стадий изготовления ЛС международным требованиям.
В конце прошлого года на заводе «Сотекс» состоялся запуск новой, третьей по сче-
ту линии по производству инъекционных препаратов. Необходимость увеличения мощностей назрела давно, причем во многом именно из-за большого количества заказов на контрактное производство. Линия, оборудованная по последнему слову техники, позволит увеличить объемы выпускаемых инъекционных ЛС более чем вдвое.
• ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Одним из основных драйверов развития отечественной фарминдустрии последних лет стала локализация производств зарубежных лекарственных препаратов в России, предусмотренная государственной программой развития фармпро-мышленности. Перечисленные выше факты делают «Сотекс» весьма привлекательным выбором для международных компаний, ищущих надежных партнеров по организации производства в России. Не менее значимо и то, что у компании уже имеется весьма солидный опыт совместных проектов с крупнейшими представителями мировой Big Pharma. С 2004 г. «Сотекс» осуществляет лицензионные проекты по выпуску препаратов компаний «Пьер Фабр» (Структум) и «Новартис» (Палин). Клафоран (цефотак-сим) компании «Санофи» выпускается на производственных мощностях российского фармпроизводителя с 2005 г.,
рисуно^1 Продажи Актовегина (все формы) в 2004—2015 гг.
| |— рубли, млрд | |— упаковки, млн
о о о о о о
оооооооооооо
Данные IMS Health
73
3,6
4
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ФАРМПРОИЗВОДСТВ: ОТ КОНКУРЕНЦИИ К ПАРТНЕРСТВУ
ршшиим
АПРЕЛЬ 2 0 16
29
рисуноЛ4 Продажи Хлорпротиксена Зентива в 2008—2015 гг.
сотрудничество с компанииями «Такеда» (Актовегин) и «Крома Фарма» (Сино-кром) продолжается с 2006 г., с компанией «Байер» (Урографин) — с 2008 г. Лицензионный выпуск препаратов под брендом Актовегин — самый впечатляющий по масштабам совместный проект. С момента переноса производств на мощности «Сотекса» продажи различных лекарственных форм Актовегина выросли почти в 2,6 раза в рублях и более чем на 20% в упаковках (рис.1). Впечатляющую динамику на протяжении всего периода сотрудничества демонстрирует и препарат Синокром компании «Крома Фарма» (рис. 2). В кризисный 2015 г. он достиг абсолютного максимума продаж в рублях (+16,7%) и серьезно вырос в упаковках (+6,2%).
• ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ
Разработанная компанией «Сотекс» бизнес-модель локализации производств зарубежных ЛС включает оказание зарубежным партнерам полного комплекса услуг — от регистрации, производства и дистрибуции до маркетинговой поддержки розничных продаж и содействия в работе с федеральными и региональными государственными заказчиками. Дополнительные возможности для реализации совместных проектов дают ресурсы ГК «Протек», имеющей диверсифицированную структуру и мощные подразделения во всех сегментах фармацевтического рынка. Все это позволяет «ФармФирме «Сотекс» не только гарантировать высочайшее качество выпускаемой в рамках партнерских программ продукции, но и в ряде случаев полностью взять на себя ответствен-
ность за ее маркетинговую поддержку и реализацию.
Примером многоуровневого сотрудничества на всех этапах производства, дистрибуции и продвижения продукта стала реализация соглашения о стратегическом партнерстве, заключенного между «Сотексом» и «Санофи Россия» в 2014 г. В результате соглашения в психоневрологический портфель «Сотекса» перешли 5 препаратов из группы нейролептиков: Солиан, Эглонил, Хлорпротик-сен-Зентива, Неулептил и Тиапридал. Мероприятия по продвижению этих ЛС осуществляются силами российской компании. Различные аспекты применения препаратов обсуждаются на специализированных мероприятиях — конгрессах, конференциях, круглых столах — для врачей-психиатров, наркологов и психотерапевтов.
Несмотря на общее падение сегмента нейролептиков в натуральном выражении, ряд препаратов «Санофи» продемонстрировал рост продаж как в рублях, так и в упаковках. Так, по данным IMS Health, продажи Неулептила в 2014 г. увеличились сразу на 11% в рублях и на 10% в упаковках, в следующем году прирост составил 0,8 и 0,3% соответственно (рис. 3). Хлорпротиксен Зентива в 2014 г. взлетел сразу на 37% в рублях, а в следующем году прибавил еще 19%. Объем продаж препарата в упаковках, несмотря на кризис, также держится на уровне максимальных значений за всю историю реализации в России (рис. 4). Еще один препарат «Санофи», переданный на промоцию «Сотекса», — ревматологическое средство Арава, применяемое в терапии ревматоидного и псориа-тического артрита. Несмотря на то что
Арава относится к препаратам высокого ценового сегмента, более других «просевшего» после начала кризиса, продажи препарата в II—IV кварталах 2015 г. увеличились сразу на 20% в упаковках по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (данные IMS Health). Компанией «Сотекс» ведется активная просветительская деятельность в среде профессионалов: преимущества применения Арава активно обсуждаются в специализированных изданиях, его значимость подчеркивается в последних Рекомендациях по ведению пациентов с ревматоидным артритом под редакцией Е.Л. Насонова.
Стратегия импортозамещения, реализуемая государством в течение последних нескольких лет, закономерно приводит к медленному, но необратимому усилению протекционистских мер в сфере фармацевтической промышленности. Сейчас для того, чтобы обрести все привилегии отечественного препарата, западным компаниям достаточно позаботиться о налаживании упаковочных линий на территории РФ, однако в ближайшем будущем необходимо будет решать вопрос о локализации всех стадий производства, включая наукоемкие и высокотехнологичные процессы. Сотрудничество с одним из ведущих российских производителей может значительно облегчить эту задачу. «ФармФирма «Сотекс», располагающая многолетним опытом успешного ведения фармацевтического бизнеса, собственными каналами дистрибуции и чрезвычайно эффективной системой продвижения, безусловно, может стать идеальным партнером для любого зарубежного производителя.
♦