Научная статья на тему 'Логопедическая ритмика в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи'

Логопедическая ритмика в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2707
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкина Рената Леонидовна

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения патогенетического механизма общего недоразвития речи, разработанная автором оригинальная система логоритмического воздействия. Анализируется эффективность использования логопедической ритмики в комплексе коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкина Рената Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the results of theoretical and empirical research into the pathogenetic mechanism of general speech underdevelopment and covers the new logorhythmic intervention approach invented by the author. The study is focused on the effi ciency of application of the logorhythmic intervention together with remedial and developing treatment for general speech underdevelopment of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Логопедическая ритмика в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи»

Р. Л. Бабушкина

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа представлена кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Г. А. Волкова

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения патогенетического механизма общего недоразвития речи, разработанная автором оригинальная система логоритмиче-ского воздействия. Анализируется эффективность использования логопедической ритмики в комплексе коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, общее недоразвитие речи, коррекция речевых и неречевых функций, младший дошкольный возраст.

R. Babushkina

LOGOPAEDIC RHYTHMICS IN REMEDIAL AND DEVELOPING WORK WITH YOUNGER PRE-SCHOOL CHILDREN SUFFERING FROM GENERAL SPEECH

UNDERDEVELOPMENT

The article represents the results of theoretical and empirical research into the pathogenetic mechanism of general speech underdevelopment and covers the new logorhythmic intervention approach invented by the author. The study is focused on the efficiency of application of the logorhythmic intervention together with remedial and developing treatment for general speech underdevelopment ofpreschoolers.

Key words: logorythmic intervention, speech disorder, speech underdevelopment, preschoolers.

В современной специальной литературе общее недоразвитие речи у дошкольников рассматривается как сборная группа состояний, неоднородная по степени выраженности

речевого дефекта, его структуре и механизму возникновения.

Несовершенство сенсорной и психомоторной сфер детей с общим недоразвитием речи

объясняется как возрастными особенностями, так и последствиями органического поражения коры головного мозга, в том числе рече-слуховых и речедвигательных зон (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина [11], Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева [9]).

Отечественными исследователями наиболее изучены проявления общего недоразвития речи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Сведения же о специфике развития неречевых и речевых функций и методов их коррекции у младших дошкольников с таким диагнозом практически отсутствуют.

Вместе с тем углубленное изучение детей младшего дошкольного возраста необходимо, так как именно в этот период формируется внеситуативно-познавательное общение: с одной стороны, речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с другой стороны, средством регуляции психических функций (Л. С. Выготский [6]).

Полимодальные трудности коммуникации и обучения, с которыми сталкиваются младшие дошкольники с недоразвитием речевой функции, обусловливают необходимость комплексного воздействия в коррекционно-воспитательной работе.

Одним из звеньев комплексного метода является логопедическая ритмика, представляющая собой синтез средств кинезетерапии, логопедической коррекции и музыкально-ритмической деятельности (В. А. Гринер, Н. С. Самойленко [8], Г. А. Волкова [4]).

Целесообразность применения логопедической ритмики как неспецифического средства коррекции речевых и неречевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена следующими причинами:

• Речевая система онтогенетически, анатомически и функционально тесно связана с двигательной (И. П. Павлов [12], П. К. Анохин [1], Н. А. Бернштейн [2], А. В. Запорожец [10]).

• Музыка является дополнительным стимулятором психического развития, в особенности психомоторного и речевого. Взаимосвязь в развитии музыкального и речевого слуха

объясняется единой интонационной природой музыки и речи (В. Н. Бехтерев [3]).

Нами было организовано исследование, целью которого являлось изучение патогенетического механизма общего недоразвития речи и разработка системы логоритмического воздействия, направленной на преодоление коммуникативно-речевых трудностей детей, путем развития и коррекции нарушенных сенсорных и психомоторных функций у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В исследовании приняло участие 190 воспитанников детских садов Санкт-Петербурга в возрасте от 3 до 4 лет.

Экспериментальную группу констатирующего эксперимента составили 87 воспитанников детского сада компенсирующего вида, из них 26 девочек и 61 мальчик, средний возраст 3 года 6 месяцев. У всех детей имело место общее недоразвитие речи первого, второго и третьего уровней речевого развития (по классификации Р. Е. Левиной [11]), нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Контрольную группу составили 83 воспитанника детского сада общего вида, из них 44 девочки и 39 мальчика, средний возраст 3 года 6 месяцев, речевое развитие в пределах возрастной нормы (А. Н. Гвоздев [7]).

На момент обследования все дети обучались в группах детского сада первый год.

Методика констатирующего эксперимента имела комплексный и системный характер. Нами были исследованы следующие функции: восприятие (тактильное, зрительное, слуховое); зрительно-пространственные представления; моторика (общая, мелкая, артикуляционная); неречевое дыхание; им-прессивная речь (импрессивный словарный запас, понимание грамматических форм слов, фонематическое восприятие); экспрессивная речь (общий характер речи, экспрессивный словарный запас, употребление грамматических форм слов, звукослоговая структура, звукопроизношение, голосовая функция, тем-по-ритмические характеристики речи); строение артикуляционного аппарата; коммуникативная компетентность (характер игровой деятельности, личностные коммуникативные особенности, средства коммуникации, доми-

нирующая форма общения), также изучался анамнез воспитанников.

При выборе приемов обследования неречевых и речевых функций у детей младшего дошкольного возраста использовались методические рекомендации Г. А. Волковой [5].

Подбор неречевого и речевого материала заданий осуществлялся с учетом онтогенетических особенностей вербального и невербального развития, мотивационно-потребностной сферы детей 3 лет - 4-го года жизни.

Для количественной обработки данных мы использовали критерии оценки овладения детьми неречевыми и речевыми психическими функциями в направлении от высшего к низшему, получившие выражение в условных баллах: 3, 2, 1, 0.

Достоверность межгрупповых различий и внутригрупповых корреляций доказывалась при помощи математических расчетов критических значений коэффициентов линейной корреляции Пирсона, ранговой корреляции Спирмена, /-критерия Стьюдента со степенью вероятности р < 0,001 (значения рассчитывались по программе Б1а1181;юа).

В процессе сравнительного анализа неречевых и речевых функций младших дошкольников с нормальным и нарушенным ходом речевого развития по каждому блоку заданий на основе бальных показателей были определены средние суммарные значения для каждой из групп. В соответствии с распределением ответов выделены четыре уровня овладения исследуемой функцией: высокий (3-2,3 балла), средний (2,2-1,6 балла), низкий (1,5-0,8 балла), критический (0,7-0 баллов).

При анализе полученных данных подтвердилась гипотеза статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по большинству параметров.

Наиболее низкие результаты, по сравнению с контрольной группой, дети экспериментальной группы показали в сфере коммуникативно-речевых способностей.

Высокая степень корреляции (р < 0,001) неречевых и речевых функций свидетельствует о имеющемся у испытуемых симптомокомплек-се соответствующих нарушений вследствие сочетанной патологии развития.

Сбор анамнестических данных об интеллектуальном, неврологическом, соматическом, раннем речевом, психомоторном развитии проводился на основе изучения медицинских карт воспитанников, а также бесед с родителями. Негативным лидером анамнестических особенностей в экспериментальной группе стал показатель раннего речевого развития. Кроме того, у детей экспериментальной группы отмечались практически все варианты патологии; существенных отличий между группами не выявлено только по офтальмологии и отоларингологии.

Корреляционный и многофакторный анализ позволяет утверждать, что к наиболее тяжелым и стойким отклонениям в коммуникативно-речевой и психомоторной деятельности приводят повреждения или нарушения созревания мозговых структур под влиянием различных патогенных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Выявленные корреляционные зависимости между отклонениями в коммуникативно-речевом развитии и наличием неблагоприятных особенностей среды и семейного воспитания свидетельствуют о том, что потребность в коммуникации, темп наращивания вербальных средств общения в младшем дошкольном возрасте напрямую зависят от становления отношений привязанности, поддержки в раннем возрасте.

Сочетание недостаточности коммуникативного аспекта речевой функции младших дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, с отклонениями в поведении, с задержкой в формировании сенсомоторной деятельности, неоднородность экспериментальной группы по степени выраженности речевого дефекта, его структуре и механизмам возникновения обусловливает необходимость комплексного подхода к коррекции их моторной, когнитивной, эмоционально-коммуникативной сфер.

По завершении констатирующего эксперимента был организован обучающий эксперимент. Экспериментальную группу составили 56 человек: 22 девочки, 34 мальчика, из числа 87 детей, входивших в экспериментальную группу констатирующего эксперимента.

Эти дети получали психолого-педагогическую и медицинскую помощь, предусмотренную в детских садах компенсирующего вида, а также посещали в течение учебного года логоритмические занятия по системе, разработанной автором.

Для коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в занятия по логопедической ритмике были включены следующие разделы: музицирование, речедвигательные игры и упражнения, танцевально-ритмические упражнения, эмоционально-коммуникативный тренинг.

Раздел 1. Музицирование. Нацелен на активизацию зрительного, слухового и тактильного восприятия. Вокальное музицирование представляет собой игры для развития голосового аппарата (фонопедические упражнения), пение с движением и тональным аккомпанементом. Инструментальное музицирование предполагает игру на музыкальных инструментах и их заместителях, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов, выражение настроения музыкальных и литературных произведений с помощью характерного звучания инструментов.

Раздел 2. Речедвигательные игры и упражнения. Способствуют продуктивности вербального запоминания, конкретизации слуховых образов, развитию связной речи. Дыхательно-артикуляционный тренинг служит основой для воспитания правильного физиологического и речевого дыхания, базой для артикуляционного компонента речевой системы. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика развивают мелкую, речевую моторику и пространственную координацию, помогают снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, интонационной выразительности.

Раздел 3. Танцевально-ритмические упражнения. Позволяют расширить представления занимающихся о пластических возможностях своего тела, ритмических способностях. Игрогимнастика способствует

ориентации в собственной схеме тела, развитию определенных групп мышц, координации, зрительно-пространственных представлений, регуляции мышечного тонуса. Игроритмика воспитывает пластичность, координирован-ность движений, ритмические способности, учит тонко чувствовать и передавать в движении характер музыкальных произведений.

Раздел 4. Эмоционально-коммуникативный тренинг. Включает в себя игровые упражнения, имеющие своей целью осознание и выражение невербальными и вербальными средствами основных эмоций (страха, радости, печали, гнева, злости, интереса, спокойствия), а также развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Коммуникативные игры и упражнения с использованием хороводов, парного массажа способствуют переходу ребенка на новый этап в развитии коммуникации. Этюды с использованием мимики, пантомимики, вокальной мимики расширяют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения направлены на снятие мышечного, эмоционального напряжения и позволяют лучше контролировать деструктивные эмоции и действия, участвуют в формировании навыка саморегуляции.

По окончании учебного года проводился контрольный эксперимент в виде повторного тестирования младших дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным ходом речевого развития с целью определения эффективности предложенной автором методики логоритмического воспитания.

Помимо экспериментальной группы, участвовавшей в обучающем эксперименте, были сформированы две контрольные группы.

Первую контрольную группу (КГ-1) составил 31 человек - 12 девочек, 29 мальчиков, страдающих общим недоразвитием речи, ранее входивших в состав экспериментальной группы констатирующего эксперимента, получавших в течение учебного года психолого-педагогическую и медицинскую помощь, предусмотренную в детских садах компенсирующего вида, но не посещающих занятия по логопедической ритмике.

Вторую контрольную группу (КГ-2) составили воспитанники младшего дошкольного

возраста детских садов общего вида - 83 человека: 44 девочки, 39 мальчиков.

В ходе контрольного эксперимента детям всех групп давались те же тесты, в точности с такими же инструкциями, что и в начале учебного года.

Дети экспериментальной группы значительно превзошли сверстников из 1-й контрольной группы по таким показателям, как слуховое восприятие, зрительно-пространственный гнозис и праксис, общая, мелкая, артикуляционная моторика, неречевое дыхание, импрессивный словарь, звукопроизно-

шение, темпо-ритмические характеристики речи.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказали эффективность применения методики, предложенной автором.

Однако дети экспериментальной группы не смогли за один учебный год преодолеть разрыв с детьми с нормальным ходом речевого развития.

Это свидетельствует о сложности коррекции расстройств с органической почвой и сочетанным патогенезом и о необходимости более длительного комплексного воздействия в течение 2-3 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 399 с.

2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.

3. Бехтерев В. Н. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. 13 с.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003. 272 с.

5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 144 с.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2004. 224 с.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 471 с.

8. Гринер В. А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. М.: Учпедгиз, 1941. 80 с.

9. ЖуковаН. С., МастюковаЕ. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. 240 с.

10. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. II. 286 с.

11. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи: характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной М.: Просвещение, 1968. С. 67-166.

12. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР. Изд. II. Т. III. Кн. 2. 1951. 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.