Н. Ю. Григоренко, О. Н. Гнатюк
Логопедическая работа по развитию коммуникативных навыков
у воспитанников детского дома раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна
Для социализации и адаптации ребенка в обществе необходимо нормальное развитие его общения с окружающими как особого вида деятельности. В процессе общения передается социальный опыт, формируются коммуникативные (невербальные и вербальные) навыки, закладываются основы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Полноценное общение ребенка со взрослым является залогом его благополучного психического развития и условием успешного усвоения культурно-исторического опыта. Становление навыков общения тесно связано с психическим речевым и двигательным развитием ребенка. Благодаря коммуникации накапливается социально-эмоциональный опыт. Отсутствие или недостаточная потребность ребенка в общении тормозит процесс развития познавательных и речевых навыков. В первые годы жизни общение начинается с взгляда, телодвижения, позы, улыбки, крика, плача, вокализации, интонации (способность к продуцированию и чтению невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения). В раннем возрасте ребенок овладевает невербальными средствами: фиксацией взгляда, жестами различной направленности, мимическими движениями, выражающими эмоциональное состояние; а также вербальными средствами коммуникации: словами, фразами. Потребность в общении зависит от ряда факторов: социальных условий, в которых воспитывается ребенок; сохранности познавательной сферы. Важную роль играет характер взаимодействия малыша с окружающими его взрослыми, качество данного общения.
В условиях социальной депривации (снижения или отсутствия возможности общаться с другими людьми, невозможность установления необходимых близких связей, привязок к близким людям, уменьшение количества доступных ребенку социальных ролей и т. п.) у ребенка наблюдается снижение потребности в общении, выраженная задержка формирования коммуникативных навыков. Например, во многих приемных семьях отмечают такую интересную закономерность в развитии приемных детей первого года жизни. Попадая в семью, они в первые дни, а иногда и месяцы, не плачут, не требуют общения, так как в условиях социального учреждения они не получали ответной реакции со стороны взрослых на их невербальные призывы к общению (взгляд, крик, плач и т. п.). При отсутствии ответа со стороны взрослого инициатива (потребность) ребенка в общении не развивается, а попытки ребенка обратить на себя внимание окружающих угасают.
\ / V V
У определенных категории детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются отклонения в развитии общения вследствие их синдромологического состояния. Дети с синдромом Дауна представляют особую группу, имеющую специфический синдромокомплекс, включающий особенности соматического, неврологического, психологического состояния. Становление различных линий развития у таких детей происходит своеобразно, наблюдается выраженная, стойкая задержка познавательного, речевого, двигательного, социального развития. Формирование навыков общения у данной категории детей затруднено. Проблемы становления общения у детей с синдромом Дауна в своих исследованиях касаются такие специалисты, как О.И. Пальмов [6], Л.Ю. Панарина [7] и др. Особое место в процессе развития детей раннего возраста с синдромом Дауна отводится взаимодействию с близким окружением, и прежде всего с матерью. На формирование общения матери и ребенка с синдромом Дауна, с одной стороны, накладывают отпечаток психологический стресс матери при рождении такого ребенка, трудности принятия сложившейся ситуации, затяжное депрессивное состояние; с другой стороны, негативно влияют проблемы в познавательном развитии и коммуникации у самого ребенка.
С 2011 г. на базе ГКУ ДДИ № 15 Москвы была сформирована группа из детей раннего и младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна в количестве 16 чел. Сотрудниками детского дома, работающими с этими детьми, осуществлялось экспериментальное исследование состояния их коммуникативных навыков. Логопедическая диагностическая и развивающая работа проводилась в течение пяти лет. За это время контингент детей менялся: часть детей была переведена в другие социальные учреждения, на их место поступило несколько новых воспитанников с синдромом Дауна. В общей сложности было изучено 20 детей. Мы использовали несколько диагностических методик разных авторов, направленных на изучение различных линий развития (познавательного, двигательного) и подробное изучение невербальных и вербальных навыков коммуникации у детей с синдромом Дауна [1; 2; 4-8]. У детей с синдромом Дауна оценивались их коммуникативные навыки по следующим параметрам: потребность в общении, средства общения (сформированность невербальных и вербальных средств коммуникации), эмоциональное содержание контактов, устойчивость общения, принятие и удержание задачи в процессе игры. Также подробно рассматривалась линия речевого развития: особенности доречевого развития, уровень понимания обращенной речи, уровень собственной (экспрессивной) речи; дополнительно мы изучали состояние артикуляционной моторики. На основе медицинской и педагогической документации нами были проанализированы анамнестические данные детей. В результате диагностического исследования мы выявили, что для этих детей было характерно нарушение высших психических функций, выражающееся в недоразвитии познавательных процессов
(восприятия, внимания, памяти, мышления), выраженная недостаточность регуляции поведенческих реакций и деятельности; отмечались недоразвитие эмоционально-волевой сферы, нарушения формирование личности; было затруднено развитие речевой функции (в раннем возрасте определялась стойкая задержка речевого развития, в дошкольном - системное недоразвитие речи). Яркими проявлением симптомоком-плекса являлась эхолалия. Было выявлено недоразвитие компонентов двигательной сферы (в большей степени страдали функциональные возможности кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика). Для всех детей с синдромом Дауна были выявлены речедвигательные (ди-зартрические) расстройства, проявлявшиеся в спастико-паретическом синдроме в артикуляционной мускулатуре: нарушениях тонуса артикуляционных мышц, ограничении подвижности органов артикуляции; нарушении координации дыхания, голоса и артикуляции, значительном снижении разборчивости речи. У части воспитанников отмечались нарушения прикуса и укорочение уздечки языка, что в дальнейшем несколько затруднило логопедическую работу с этими детьми [4]. Социализация детей рассматриваемой категории зависела от раннего начала коррекционно-развивающей работы и социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Следует отметить, что у воспитанников детского дома с синдромом Дауна был крайне скуден объем невербальных средств общения, дети не умели адекватно их использовать.
Речевое развитие детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в социальном учреждении, осуществляется своеобразно и с запозданием. Детей с таким диагнозом долгое время практически не интересует звучащая речь, звуки окружающего мира. Для них характерно снижение потребности в речевом общении, узость представлений об окружающем мире, неразвитость интересов, инертность мыслительной деятельности. Все это значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие навыков коммуникации. С течением времени дети с синдромом Дауна овладевают элементарным речевым общением. Однако у детей, воспитывающихся в социальном учреждении, речевое развитие протекает медленно и дизгармонично. Дети редко проявляют инициативу в ситуации диалога, их социальная мотивация снижена, круг интересов уже, жизненный опыт беднее. Они застенчивы, им трудно начать беседу, понять вопрос или высказывание собеседника, тем более адекватно отреагировать на него. Воспитанникам дома ребенка с синдромом Дауна свойственно выраженное отставание в эмоциональном развитии, меньшая дифференцированность чувств, переживаний, что проявляется в монотонной, неэмоциональной речи.
Учитывая данные аспекты, мы начали свою работу с развития понимания у детей с синдромом Дауна обращенной речи, а также формирования и стимуляции к активному адекватному использованию жестов, отражающих указание, просьбу, отрицание и т. п.). Далее параллельно с
каждым жестом мы стали формировать у детей соответствующее звукоподражание или короткое слово. Например, к жесту-требованию добавлялось слово дай, и ребенок побуждался к одновременному показу жеста и проговариванию. При формировании речевых навыков мы опирались на рекомендации ряда специалистов, занимавшихся логопедической работой с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ [3; 7-9]. Нами проводились индивидуальные и фронтальные занятия. При этом на индивидуальных занятиях, которые проводил логопед-дефектолог, развитие речи осуществлялось в процессе формирования познавательной деятельности (мы учитывали, что у данной категории детей ведущее нарушение - это недоразвитие познавательной сферы). Фронтальные занятия проводились в основном воспитателями и были направлены прежде всего на социализацию детей, формирование у них навыков гигиены; на этих занятиях детей стимулировали к активному общению со взрослыми и своими сверстниками. Но даже при систематической работе навыки невербального и тем более вербального общения у этих детей формировались со значительной задержкой (по сравнению с их сверстниками - воспитанниками этого же социального учреждения, развивающимися в соответствии с возрастной нормой). На наш взгляд, трудности становления коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна были обусловлены не только их особым состоянием различных линий развития, но прежде всего социальной депривацией (отсутствием близкого взрослого - матери, обеспечивающей постоянный уход и контакт с ребенком, отсутствием социальных семейных связей).
Подводя итог, следует сказать, что логопедическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в условиях социального учреждения (детского дома), требует проведения комплексного коррекционно-развивающего воздействия, которое реализуется в тесном взаимодействии воспитателя группы и ло-гопеда-дефектолога. Эта работа требует терпения и значительной затраты времени.
Список литературы
1. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русская речь, 2014. - 95 с.
2. Безрукова О.А., Приходько О.Г. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русская речь, 2012. - 100 с.
3. Григоренко Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) / Н.Ю. Григоренко // Спец. образование. - 2011. - № 1. - С. 34-41.
4. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизноси-тельных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. - М.: Книголюб, 2005. Сер. «Развитие и коррекция». - 144 с.
5. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - 336 с.
6. Пальмов О.И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006.
7. Панарина Л.Ю. Особенности раннего развития детей сирот с синдромом Дауна // Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 42-46.
8. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной помощи детям с церебральным параличом: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Моск. гор. пед. ун-т Комитета образования Правительства Москвы, 2009.
9. Приходько О.Г., Югова О.В. Как научить малыша говорить / отв. ред. О.А. Безрукова. - М., 2010. - Сер. Наука - практике.
Г. С. Дарченкова, Н. Н. Китаева
К вопросу о нарушениях связной речи у дошкольников с заиканием
Связная речь - один из наиболее важных компонентов общения. Она позволяет устанавливать межличностные связи, координировать
V V п
свои действия с действиями других, выражать свои мысли и эмоции. В современном мире общение занимает одно из важнейших мест в жизни человека.
Одним из основных показателей правильности и успешности речевой деятельности является плавность воспроизведения звукоречевого ряда. Это достигается координацией работы мышц всех трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Отсутствие согласованности в работе отделов речевого аппарата приводит к скандированности речи, ускорению или замедлению произнесения и возникновению специфических запинок - основного проявления заикания.
Успешность человека во многом обусловлена способностью грамотно и доходчиво донести свои мысли и идеи до оппонента, поэтому важно обязательно своевременно исправить недостатки речи.
Согласно статистическим данным, представленным современными авторами, заиканием страдает около 2 % детей во всём мире. Исследованием этого речевого недостатка занимались такие ученые, как Г.А. Волкова [1], Л.Г. Парамонова [2], И.А. Поварова [3], Е.Ф. Рау [4], В.И. Селиверстов [5], И.А. Сикорский [6] и др.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №29 «Детский сад «Вишенка» г. Норильска в ноябре 2015 г. В исследовании принимало участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 12 детей с заиканием и 12 детей без речевых нарушений. Так как на наличие запинок в речи сильно влияет эмоциональное состояние, то для того чтобы снизить уровень стресса и успокоить ребенка, предварительно для налаживания контакта проводилась небольшая беседа. Потом ребенку
46