УДК 37.014.54:339.18
Н. Г. Филонов, В. А. Деремешко
ЛОГИСТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Представлен анализ процессов формирования и использования различных ресурсов как в целом в сфере образования, так и в конкретном образовательном учреждении. Показано, что естественный путь повышения эффективности всех потоковых процессов в образовательном учреждении является логистизация образовательной деятельности. Полученные математические выражения дают возможность выделить источники затрат на формирование основного потока - потока человеческих ресурсов, что позволяет оптимизировать совокупных издержек данного процесса. Показано, что в образовательном учреждении в результате образовательной деятельности происходит преобразование входного потока человеческих ресурсов (претендентов на получение образовательных услуг) в выходной (различного уровня специалистов).
Ключевые слова: образование, образовательный процесс, логистика, потоки полезных ресурсов, логистизация образовательной деятельности.
Сегодня образовательные услуги становятся более значимыми в экономике, так как они создают многочисленные рабочие места и вносят существенный вклад во внутренний национальный продукт. В целом услуги вышли на передний план в результате демографических сдвигов. Люди больше работают, имеют меньше свободного времени, благосостояние семей растет, что позволяет им покупать больше услуг для экономии времени, в том числе и образовательные. Сам процесс предоставления образовательных услуг постоянно усложняется, что ведет к поиску новых методов управления образовательным учреждением (ОУ). Поэтому на данный момент времени становится наиболее актуальным применение принципов логистики в образовательной деятельности.
Логистизация образовательной деятельности представляет собой процесс последовательного внедрения приемов, методов и методик, относящихся к логистической науке, и может одновременно рассматриваться как комплексная технологическая и управленческая инновация, внедрение которой в реальную практику ОУ следует считать необходимым фактором.
Поскольку ОУ представляет собой систему, состоящую из множества элементов (подсистем), находящихся в определенной связи и взаимодействии между собой и внешней средой, оно может формироваться под воздействием принципов, присущих структуре логистической системы.
Формирование логистических систем основывается на использовании определенных методологических принципов и подходов. Как уже было отмечено, задача формирования логистической системы решается с точки зрения минимизации общих затрат ресурсов ОУ. В этой связи применение принципов системного анализа является одним из наиболее эффективных путей решения актуальных задач обслуживания.
Для проведения исследований структуры потока человеческих ресурсов в ОУ, как логистической
системе, необходимо ввести базовые понятия логистического анализа [1].
В работах [1-3] показано, что логистический анализ различных систем (в частности ОУ) осуществляется на основе трех понятий: «логистическая система» (ЛС), «потоки полезных ресурсов» (ППР) в ЛС и «логистические операции с ППР в ЛС».
Понятие логистической системы является одним из основных в логистике. Поэтому процессу формирования и функционирования логистических систем посвящено большое количество работ.
Одной из важнейших характеристик логистических систем являются потоки полезных ресурсов: материальный (М), финансовый (Р), информационный (I), энергетический (Е), поток транспортных средств (Т ), поток трудовых ресурсов (Ж), поток услуг (и), поток инноваций (N). Полезность ресурсов определяется степенью реализации управляющих функций и обеспечения эффективности функционирования логистической системы
[3, 4].
При рассмотрении потоковых процессов ОУ с логистических позиций необходимо проведение анализа содержания, особенностей и характеристик системы, в которой они существуют, т. е. образовательной логистической системы. Образовательная логистическая система может быть определена как совокупность взаимно упорядоченных элементов, расположенных с точки зрения иерархии управления по вертикальным и горизонтальным линиям, которые в результате использования приемов и методов логистики обеспечивают реализацию функций и задач ОУ с наибольшим образовательным эффектом, превращает образовательное учреждение в организацию более высокого уровня управления. Данной системе присущи практически все свойства логических систем материальной экономики, в том числе изменчивость,
Налоги Долги
Кредит Инвестиции Бюджет
2
Рис .1. Потоки ресурсов образовательного учреждения
сложность, адаптивность, устойчивость, структурированность, целенаправленность (как это было рассмотрено выше).
На рис. 1 представлены потоки различных ресурсов в образовательном учреждении.
^ На рисунке введены следующие обозначения: М - поток материально-технических ресурсов; к данному виду ресурсов относятся школьная мебель, здание, машины, техника и технология, мультимедийное оборудование, компьютеры и т. д.; ^ - поток финансовых ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс; ^ - поток финансовых ресурсов, сформированный после реализации образовательных услуг; I - поток информационных ресурсов; 11 - поток информации по взаимодействию с рынком; 12 - поток управленческой информации; Ж - поток трудовых ресурсов, обеспечивающих педагогический процесс; Ж1 -поток учащихся, поступающих в образовательное учреждение; Ж2 - поток специалистов; Е - поток энергетических ресурсов; N - поток инноваций, обеспечивающий новизну и современность образовательного процесса.
Как известно, современная система высшей школы перешла на качественно новую ступень развития. Государственные вузы перестают рассматриваться как учреждения, финансируемые только
за счет федерального бюджета. Наблюдается тенденция преобразования вуза в предприятие, создающее и продающее на рынке продукт интеллектуального труда его сотрудников - образовательные, научные и инновационные услуги. Проведение логистического анализа всей деятельности ОУ -весьма сложная задача, выходящая за рамки данной работы. Поэтому дальнейшие исследования посвятим деятельности ОУ по подготовке специалистов, т. е. деятельности, связанной только с человеческими ресурсами.
Исходя из предложенных выше представлений можно сказать, что фактически в образовательном учреждении происходит качественное преобразование входного потока обучающихся в выходной поток высококвалифицированных специалистов.
Как показано в работе [3], сам процесс преобразования представляет собой как некоторое воздействие на поток с целью придания ему новых свойств, при этом вводится понятие вектора преобразующих воздействий (ВПВ), обозначенный через . Для процесса преобразования в ОУ При этом в ВПВ будут входить следующие обеспечивающие преобразование потоки: материальный М^ - оборудование, на котором происходит преобразование; финансовый - все виды оплат, связанные с преобразованием; энергетический
ЕФ - энергия, затрачиваемая на преобразование; информационный - информация о преобразовании потоков трудовых ресурсов, осуществляющих преобразование ЖФ , поток инноваций Й^ и сервисных услуг .
В общем случае процесс преобразования для ОУ можно представить следующим образом (рис. 2).
Ж
Ж Ж2
Т
ДЖ
ф = ж ■ уф
(1)
Ф = Е • Ф = I • Ф = Ж
1Ш3 ^ФЖ ■> *Ж4 1ФЖ ■> 1Ж5 "ФЖ
Ф = N
1Ж7 1УФЖ?
преобразования; ифЖ - составляющая услуг;
- инновационная составляющая преобразования. Тогда
(2)
Рис . 2 . Процесс преобразования ППР в общем случае
На рис. 2 введены следующие обозначения: Ж - входной поток (поступающие, абитуриенты), Ж2 - выходной поток (окончившие, в процессе обучения).
В общем случае, математическое выражение, описывающее поток человеческих ресурсов, следующее [4]:
Швх = / (ш1,Ш1,1Лгли),
где 1,Ж,Е,Е,Т,и - соответственно обеспечивающие потоки.
Однако, как это было показано в работе [3], обеспечивающие потоки не участвуют в процессах преобразования. Можно записать входной поток в его элементарном представлении: Жвх = Ж1 ■Ж1 .
Вектор преобразующих воздействий для потока человеческих ресурсов (ПЧР) ФЖ имеют следующие обеспечивающие потоки:
ФР = /(мФ Лт Л Е Ш N иФ).
Математическое выражение, описывающее преобразование скалярной составляющей ПЧР имеет вид
Ф = Ж ■ (М +Р +Е +
Ж " 0 \ ФЖ ФЖ ФЖ
+1 + Ж +Й +и )
ФЖ ФЖ ФЖ ФЖ/•
Раскроем скобку и подставим в (2) элементарные представления для каждого из обеспечивающих потоков, получим
Ф = жМ + ж Р +жЕ +Ж1 +
1 Ж ''</г± ФЖ "о1 фж " О^ФЖ "01ФЖ
+ЖЖ +ЖЙ +жи =ЖМ М +
^"о" ФЖ ' ' О1 УФЖ ' ' 0и ФЖ " О/У1 ФЖ01У1 ФЖ0
+Ж Р Р +Ж Е Е +ЖI I + +жж Ж +жй N +жи и
В данной работе анализируется процесс преобразования человеческих ресурсов в образовательном учреждении. Входным потоком, как показано выше, является Ж . Тогда для данного конкретного случая введем следующие обозначения:
Ж ■ М =М • Ж ■ Р = Р •
"о 1У1ФЖ0 1У1ФЖ1 , "О ФЖ0 1 ФЖ1 5
Ж ■ Е = Е • Ж ■ I = I •
"о ? "о ФЖ0 ±ФЖ1 5
Ж ■Ж =Ж • Ж ■ N = N Ж ■и =и
1'
Вектор преобразующих воздействий 0Рт) имеет следующие составляющие, обеспечивающие процесс преобразования: Фж1 = МФж ; Фж2 = РФж ;
Ф =и •
где - МФЖ - материальная составляющая преобразования; Е¥Ж - финансовая составляющая преобразования; ЕЧЖ - энергетическая составляющая преобразования; !ФЖ - информационная составляющая преобразования; ЖФЖ - трудовые ресурсы
Также необходимо заменить обозначения в векторах, например: ^и т. д.
Тогда выражение (2) имеет вид
Ф =М М +Р Р +Е Е +
Ж 1У±ФЖ11У±ФЖ1 1 ФЖ^ ФЖ1 ^ФЖ^ФЖ1 (3)
+1 I +Ж Ж +N N +и и
Отметим, что такое суммирование в (3) имеет право на существование, так как это вектора. Однако имеется некоторая неопределенность в понимании реальной сущности записанного в связи с разнокачественным содержанием составляющих потока (материальная составляющая, информационная, финансовая и т. д.). Понять смысл данного выражения можно, если перейти в плоскость издержек, т. е. выражение (3) есть суммарные затраты (структура затрат) при преобразовании ПЧР. Издержки - это единственный параметр, который позволяет объединить составляющие потока в данном выражении и снять неопределенность. Тогда МТЖ^ - затраты, связанные с оборудованием, которое используется в процессе преобразования (ма-
¡=1
териальные ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс);
РУШ^ - затраты, связанные с финансовым обеспечением процесса преобразований (финансовые ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс);
ЕУШ - затраты, связанные с энергетическим обеспечением процесса преобразований (энергетические ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс);
1Ущ - затраты, связанные с информационным обеспечением преобразований (информационные ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс);
ШуШх - затраты, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами процесса преобразований (персонал, обеспечивающий образовательный процесс);
N
У = (М + Р + Е + 1 + Ш
\1у1УШ, 1 УШ. ^УШ, 1УШ, "УШ,
+N +и )■У
Т1 V у щ, ^ УШ^> 1 Ш •
в работе [3], каждый из вышеперечисленных обеспечивающих потоков в логистической системе имеет свой вектор общих затрат при формировании. Следовательно, для расчета общих совокупных издержек необходимо учитывать не только затраты на формирование основного потока (процесса преобразования УШ ), но и затраты, связанные с формированием обеспечивающих процесс преобразования потоков (Му ,1У ,ЕУ ,иу ). Тогда выражение вектора совокупных издержек (йШу) (кроме затрат, связанных с самим процессом преобразования) для данной ситуации можно представить следующим образом:
Йшу =Му +1
, . Е +Ш + и
у 1 ± у 1 ± у 1 1 Г Г у 1 у .
затраты, связанные с инновационным
обеспечением преобразований (инновационные ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс);
иущ - затраты, связанные с сервисным обслуживанием процесса преобразований (сервисные услуги, обеспечивающие образовательный процесс).
Кроме того, анализ выражения (3) позволяет сделать, с некоторой долей условности, следующее предположение: так как вектора Fу ,Му ,1у ,Еу у,
,иу обеспечивают только ПЧР, то вектора
МУШ1 ,Е'уШ1 ,Еуш1 ,1уш1 , WУWl , ■^УШ1 иуш1 , являются
коллинеарными, значит Можно ввести обобщающий вектор направления для ПЧР УШ^ , тогда
Причем в формуле в обозначениях обеспечивающих потоков для однозначности необходимо добавить индекс, указывающий на преобразование Ш, а также добавить член, связанный с транспортом, так как он входит в M,E,W,U . То есть
й
ШУ - МШУ + + 1щу + ЕШУ + ТШУ
+ш +и
~ГГШУ ШУ'
где
(5)
1М =(М М +11 +Д Д +
1. ±У±щгу \± у±жу±у± 0ШУ ¿Шу! ОШУ 1 ШУ1 ОШУ
+Т Т + Ш Ш +Е Е +и и )
ШУ ОШУ "ШУ ОШУ ШУ^ОШУ ШУ ОШУ )•
2. РшУ (Д0ШУД0ШУ
Т + Ш
■ШУ1ОШУ "{
+М М )
^1У± ЕШУ2" 0ШУ >■
I I + Е Е
1 дшу ошу ^ту^ ошу
+Т Т +Ш Ш +и и
^1ешу1 ошу "ту" ошу ^ ешу ошу
Также можно ввести еще одно обозначение:
(4) 3 1 = ( I 1 + Д Р + Е Е +
->• 1ШУ У10ШУ10ШУ 1ШУ ошу ^му^ошу
+Т Т +Ш Ш +и и + М М )
т±1ШУ± ошу "му" ошу ^ 1шу ошу 1У1му1У1 ошу >
(МУШ, + РУШ, + ЕУШ,
1 + Ш
1 ±УШ1 "уш1
+N
и ) = У
^УШ, / 'ш/
Ущ - общие затраты, связанные с преобразованием ПЧР в образовательном процессе, тогда
У =у ■У
1 Ш 1 Ш1 1 Ш1 •
Можно провести более глубокий анализ структуры совокупных издержек при преобразовании Ш.
Вообще говоря, (3) есть вектор общих затрат на преобразование ПЧР. Однако кроме затрат, связанных непосредственно с процессом преобразования, существую затраты, обусловленные формированием обеспечивающих векторов. Как показано
4. Е
(Г
" (Е0ШУЕ0ШУ
Р Р
ЕШУ 0WУ
" 1 ЕШУ1 ОШУ
+Т Т +Ш Ш +и и
ЕШУ ОШУ "ЕШУ ОШУ ЕШУ ОШУ
+МЕШУМОШУ).
5. ТШУ (Т0ШУТ0Ш
' РТШУ РОШУ
' 1ТШУ10ШУ
+Е Е +Ш Ш +и и
^^ТШУ^ОШУ "ТШУ ОШУ ТШУ ОШУ
+М М )
ТШУ ОШУ ) •
6 Ш =(Ш Ш
"шу \"ошу" о
+ТШШУТ0ШУ
ОШУ ОШУ ' ЕШШУЕ0ШУ
Р Р ГШШУГ ОШУ
1ШШУ10ШУ
' ишшуиОШУ
+М М '
^1У1ШШУ1У1 ОШУ >
7. (^ожш^жш
' ЕижшЕожш
" -Гижш Ешш
+Е Е + ж Ж +Т Т
^^ижш1^ ожш "ижш" ожш ±ижш± ожш
+м м
1У1тгш1У1 ожш
Ожш М0ЖШ
(М0ЖШ + МШш +МЖШ +МЕЖШ
+М +М +М ) + Е (Е +Е
^1У±тш 1У±пжш 1У±ижш ) 1 ожш\* ожш 1 жш
+Еж +^ожш (1(
Е + Е + Е
ЕЖШ Гтш ГЖЖШ
Е )
1 ижш )
ожш\А ожш -'
+^ижш ) + Тожш (Тожт
Т
+Т
" Тижт ) + Еожш (Еожш
Т +Т +Т
±ЕЖТ ±1ЖТ
4- Е + Е +
+Ежш + Етжш + Ежжш
Еижш ) + Жожш (Жожш
ж
' * гг74/ 1 "а
ж,
жш жш
ж
Ежт Ежш
ж
'' 1
тжш
ж )
" ижш )
+ ИОжШ (ИГОжШ + И'и/Ч/ + ПХ/и/ +И\
Введем следующие обозначения:
Мш = Можш +Мжш +М„ш +МЕ
+Мтжш + Мжжш + Мижш ),
ижш > Ежт
Е
1 хш
+Е
(Е
Еж
Е )
1 ижш >1
' Ежш + ЕЕжШ + Етжш
1
+1т
Т
1 хш
Ехш = (Еож'
+Е + Е
1 ' ^ Г Г "Г Г / ' 1 —' 7
(Тожш Т
-*■ тп.
т +т
-*- ШШ 1 П1
т
т
т
(6)
(Еожш + Ежш
ж = (ж +ж +ж
''хш ожш "жш ''Л
ж
'' ти
ж
гг т
ИИ ГЧ/
"ижшь (Иожш +ижш
и
" ижш +иЕжш
+итжш +ижжш
).
Тогда
^гш =Мшж оМхш + Ешж о Ех
~ о1хшш
(7)
+т т +Е Е ж +и и
о1 хш ^шж о^хш "шж о" хш ^ шж о^ хш ■
I W и т
±шж о' ' ' шж о' ^ шж о> ±шж о
коллинеарные, и ввести
обобщающий вектор направления процесса преобразования , тогда
Подставляем выражения в (5), раскрываем скобки и группируем по одноименным векторам. Тогда
Qwш (М хш + Ехш
+и )ш
-ГГГ хш ^ хш > 1 WQ
Е +т
хш ± хш
"1хш +
Или ^ш YWQ ' YWQ ,
где
Ч*
WQ
: (Мхш +Ехш + и хш ).
Е +т +
хш 1 хш
(8)
- совокупные издержки, связанные с процессом преобразования материального потока.
При рассмотрении конкретной ситуации в логистической системе параметры в (8) указывают на источники издержек.
Результаты исследований можно представить в виде табл. 1, где приведены источники затрат, связанные с преобразование ж, согласно формуле (6).
Таблица 1
Структура издержек при преобразовании потока человеческих ресурсов
Так как все вектора преобразующих воздействий имеет достаточно жесткую пространственную направленность (преобразование в основном происходит на одном предприятии), то можно сделать предположение, что вектора Мшжо, Ешжо, Ешжо,
Показатель затрат Виды и источники затрат
Мхш Можш Затраты, связанные с материальной составляющей, обеспечивающей процесс преобразования
Мшш Затраты, связанные с материальным обеспечением ФП при преобразовании ПЧР
Мжш Затраты, связанные с материальным обеспечением ИП при преобразовании ПЧР
МЕжш Затраты, связанные с материальным обеспечением ЭП при преобразовании ПЧР
Мтжш Затраты, связанные с материальным обеспечением ПТС при преобразовании ПЧР
Мжжш Затраты, связанные с материальным обеспечением потока трудовых ресурсов при преобразовании ПЧР
Мижш Затраты, связанные с материальным обеспечением потока услуг при преобразовании ПЧР
1 хш Е 1 ожш Затраты, связанные с финансовым обеспечением процесса преобразований ПЧР
Е 1 жш Стоимость материальной составляющей, обеспечивающей преобразование
Е 1 жш Затраты, связанные с финансовым обеспечением ИП при преобразовании ПЧР
1 Ежш Затраты, связанные с финансовым обеспечением ЭП при преобразовании МП
Е 1 тжш Затраты, связанные с финансовым обеспечением ПТС при преобразовании ПЧР
Е 1 жжш Затраты, связанные с финансовым обеспечением потока трудовых ресурсов при преобразовании ПЧР
Е 1 иш Затраты, связанные с финансовым обеспечением ПУ при преобразовании ПЧР
Продолжение табл. 1
1ЕГ 1 0ЖГ Затраты, связанные с информационным обеспечением процесса преобразований ПЧР
1 ЖТ Затраты связанные с информацией о материальной составляющей процесса преобразования ПЧР
1РЖТ Затраты, связанные с информационным обеспечением ФП при преобразовании ПЧР
1 ЕЖГ Затраты, связанные с информационным обеспечением ЭП при преобразовании ПЧР
1 ТЖГ Затраты, связанные с информационным обеспечением ПТС при преобразовании ПЧР
^ЖЖТ Затраты, связанные с получением информации о потоке трудовых ресурсов при преобразовании ПЧР
^ЦЖГ Затраты, связанные с информационным обеспечением ПУ при преобразовании ПЧР
Е ЕТ Е Затраты, связанные с энергетическим обеспечением процесса преобразований ПЧР
Е Затраты связанные с энергетическим обеспечением материальной составляющей процесса преобразования
Е Затраты, связанные с энергетическим обеспечением финансового потока при преобразовании ПЧР
Е Затраты, связанные с энергетическим обеспечением информационного потока при преобразовании ПЧР
Е Затраты, связанные с энергетическим обеспечением потока транспортных средств при преобразовании ПЧР
Е Затраты, связанные с энергетическим обеспечением потока трудовых ресурсов при преобразовании ПЧР
Е Затраты, связанные с энергетическим обеспечением потока услуг при преобразовании ПЧР
Ж ЕГ Ж " 0ЖГ Затраты, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами непосредственно процесса преобразований
Ж "ЖТ Затраты связанные с трудовыми ресурсами, обеспечивающих материальную составляющую преобразований
Ж " РЖГ Затраты, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами ФП при преобразовании ПЧР
Ж 1ЖТ Затраты, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами ИП при преобразовании ПЧР
Ж ЕЖГ Затраты, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами энергетического потока при преобразовании ПЧР
Ж ТЖГ Затраты, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами ПТС при преобразовании ПЧР
Ж иЖГ Затраты, связанные с обеспечением трудовыми ресурсами потока услуг при преобразовании ПЧР
и Г и0ЖГ Затраты, связанные с сервисным обслуживанием процесса преобразований
иЖГ Затраты связанные с сервисным обслуживанием материальной составляющей процесса преобразований
Затраты, связанные с сервисным обслуживанием ФП при преобразовании ПЧР
и1ЖТ Затраты, связанные с сервисным обслуживанием информационного потока при преобразовании ПЧР
иЕЖГ Затраты, связанные с сервисным обслуживанием ЭП при преобразовании ПЧР
иТЖГ Затраты, связанные с сервисным обслуживанием ПТС при преобразовании ПЧР
иЖЖГ Затраты, связанные с сервисным обслуживанием ПТР при преобразовании ПЧР
Т 1дт Т 0ЖГ Затраты, связанные с обеспечением транспортными средствами непосредственно процесса преобразований
Т Затраты связанные с транспортным обеспечением материальной составляющей процесса преобразований
Т ± РЖГ Затраты, связанные с обеспечением транспортными средствами ФП при преобразовании ПЧР
Т ± 1ЖТ Затраты, связанные с обеспечением транспортными средствами ИП при преобразовании ПЧР
Т ЕЖГ Затраты, связанные с обеспечением транспортными средствами ЭП при преобразовании ПЧР
Т ЖЖГ Затраты связанные с транспортным обеспечением трудовых ресурсов, обеспечивающих процесс преобразования ПЧР
Т Затраты связанные с транспортным обеспечением сервисных услуг процесса преобразований ПЧР
Для более удобной записи полученных результатов табл. 1 можно свернуть в виде матрицы (табл. 2).
Таблица 2
Гмд мег рег !ег ЕЕТ ТЕГ жег иЕГ
ме М0ЖГ МрЖГ М1ЖГ МЕЖГ -мтжг МЖЖГ МиЖГ
ре Р0ЖГ РЖТ Р1ЖТ РЕЖГ РТЖГ РЖЖГ РиЖГ
1е 1ожг 1рЖГ 1жг 1ежг 1тжг 1жжг 1цЖГ
ее Е0ЖТ ЕрЖт Е1ЖГ ЕЖГ ЕТЖГ ЕЖЖГ ЕиЖГ
те Т0ЖГ ТРЖГ Т1ЖГ ТЕЖГ ТЖГ ТЖЖГ ТиЖГ
же Ж0ЖТ ЖРЖГ Ж1ЖГ ЖЕЖГ ЖТЖГ ЖЖГ ЖиЖГ
ие и0ЖТ ирЖГ ишт иЕЖГ иТЖГ иЖЖГ иЖГ
В данной таблице ГМд есть сумма членов как по строке, так и по столбцу, т. е. Г = М + Р +1 + Е + Т + Ж +и (8)
Мд ЕГ ЕГ ЕГ ЕТ ЕГ ЕГ ЕГ V"/
и
Гмд = Ме + РЕ +1Е+ЕЕ +ТЕ+^Е +иг. (9)
Причем в (8) каждый член есть сумма по столбцам, а в (9) - по строкам.
Естественно, необходим тщательный анализ полученных результатов: показатели (табл. 1) необходимо точно привязать к реальным источникам за-
трат и раскрыть методы и способы оптимизации издержек; показатели в таблице имеют, естественно, различные весовые значения (например характеризует затраты, связанные с перемещением в пространстве финансовых средств каким-либо транспортом (инкассация), и, по всей видимости, затраты на данный процесс будут минимальные), необходимо ввести критерии оценки весов и т. д.
1. 2 .
3.
4.
Деремешко В. А., ассистент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Однако данный анализ не входит в рамки данной работы.
Таким образом, проведенный анализ образовательного процесса с логистических позиций позволяет выявить и классифицировать общие издержки, что дает возможность достаточно точно контролировать источники затрат, а также оптимизировать издержки с целью их минимизации.
Описок литературы
Коваленко Л . В ., Филонов Н . Г . Позиционирование логистического анализа в управленческом анализе // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 12 (114) . С . 166-172 .
Бобко И . М . , Гринь А . М . Система ресурсов в вузе как фактор его эффективного функционирования и развития // Экономика образования . 2007 . № 1 (38) . С . 23-29 .
Филонов Н . Г . Анализ структуры совокупных издержек при формировании потока инноваций в логистических (экономических) системах // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2012 . Вып . 12 (127) . С . 133-140 .
Бауэрсокс Д . Дж ., Клосс Д . Дж . Логистика: интегрированная цепь поставок . 2-е изд-е . / пер . с англ . М . : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006 . 640 с
Филонов Н. Г., доктор физико-математических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
N. G. Filonov, V A. Deremeshko LOGISTIZATUON OF EDUCATIONAL PROCESS
An important instrument of the increase of educational activity is its logistization. In the article we offer a logistic model, where an educational institution is considered as a micro-logistic system, and educational activity - as a set of various flows of useful resources, which interact, influence each other, depend upon the current market conditions and evolve, corresponding to the change of inner and outer conditions. Using the logistic approach, we bring out the research of structure of the basic element of the system - the flow of human resources. The flow is represented as a certain function, having two components: scalar W0- the concrete appearance of useful resources and vector W0 (t,z) -the orientation of the flow in space (z) and time (t). Thus, the flow is W = W0 ■ W0 (t,z) . The special attention is paid to the process of forming the human resources flow and to its providing components. We show that in an educational establishment the educational activity results the conversion of the input flow of human resources (claimers for getting some educational services) into the output flow (specialists of various levels). Besides, for stable functioning of the conversion process the educational establishment requires the following vector components: material, financial, informational, of power (energetic), of manpower (personnel) and of service. We work out the mathematical expressions, describing this process. They give us the opportunity to define the sources of expenses and to optimize the total costs in order to minimize them.
Key words: education, educational process, logistics, useful resources flows, logistization of educational activity.
References
1. Kovalenko L . V. , Filonov N . G . Pozitsyonirovanie logisticheskogo analiza v upravlencheskom analize [Positioning of the logistic analysis in the management analysis] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no . 12 (114), pp . 166-172 (in Russian) .
2 . Bobko I . M . , Grin' A . M . Sistema resursov v vuze kak factor ego effektivnogo funktsyonirovaniya i razvitiya [The system of resources in higher educational establishment as a factor of its effective functioning and development] . Ekonomika obrazovaniya - Economy of education, 2007, no . 1 (38), pp . 23-29 (in Russian) .
3 . Filonov N . G . Analiz struktury sovokupnykh izderzhek pri formirovanii potoka innovatsiy v logisticheskikh (ekonomicheskikh) sistemakh [Analysis
of accumulative expenses structure in forming of innovations' flow in logistic (economic) systems] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no . 12 (127), pp . 133-140 (in Russian) .
4 . Bauersoks D . J ., Kloss D . J . Logistics: the integrated chain of supply [Russ. ed .: Logistika: Integrirovanaya tsep postavok. Moscow, ZAO
"Olympus - Business" Publ . , 2006 . 640 p . ]
Filonov N. G.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Deremeshko V. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]