Научная статья на тему 'Логистика в системе управления молокоперерабатывающих предприятий'

Логистика в системе управления молокоперерабатывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1620
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прасолова Л. В.

В статье рассмотрена важность применения логистического подхода в системе управления молокоперерабатывающих предприятий. В качестве положительного примера применения данного подхода приведено крупное перспективное молокоперерабатывающее предприятие Тюменской области АО «Золотые луга»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистика в системе управления молокоперерабатывающих предприятий»

контроля РФ. В сборнике: инновационная наука и современное ОБЩЕСТВО Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 73-76. 5. Семидоцкий В.А., Раевский П.К. К вопросу эффективного государственного регулирования развития региональных социально-экономических систем. Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 3 (13). С. 38-41.

© Попова Е.В., Седых Н.В., 2015г.

УДК33

Л.В. Прасолова, к.э.н., старший преподаватель Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Г. Тюмень, Российская Федерация

ЛОГИСТИКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассмотрена важность применения логистического подхода в системе управления молокоперерабатывающих предприятий. В качестве положительного примера применения данного подхода приведено крупное перспективное молокоперерабатывающее предприятие Тюменской области АО «Золотые луга»

Ключевые слова

Логистика, материальный поток, функциональные области логистики

Логистика содействует успеху предприятия на основе обеспечения потребителей продукцией своевременно и в соответствии с потребностями. На молокоперерабатывающих предприятиях по ходу движения материального потока осуществляются различные логистические операции, которые в совокупности представляют процесс превращения исходного сырья в готовый продукт [2].

Логистическая цепочка молокоперерабатывающих предприятий состоит из двух частей, управление которыми осуществляется по двум диаметрально противоположным законам - управление поставкам и управление спросом. Поставка свежего молока является выталкивающим фактором и вынуждает предприятие в кротчайшие сроки переработать поступившее сырье. Спрос является вытягивающим фактором - ежедневно поступают тысячи заказов (с торговых точек или дистрибуторских площадок), и предприятие должно выполнить их вовремя. При этом оно не может хранить на складах достаточное количество запасов продукции из-за ограничений по срокам ее хранения, плюс ко всему логистика дистрибуции может быть многоэтапной. Необходимо в этой ситуации найти оптимальный баланс между выталкивающей и вытягивающей силами, в условиях ограничений по срокам хранения как сырья, так и готовой продукции.

Особенности логистики в системе управления нами были изучены на примере крупного молокоперерабатывающего предприятия АО «Золотые луга». АО «Золотые луга» - компания, являющаяся одним из крупнейших региональных производителей молочной продукции Тюменской области [3].

Как известно, объектом исследования в логистике является материальный поток [1]. Анализируя движение материального потока в АО «Золотые луга» (рисунок 1) можно отметить следующие его особенности: специфичность материального потока, которая выражается в скоропортящемся характере и в создании специальных условий для его хранения; сезонность его поступления в качестве сырья на

предприятие; материальный поток значительно изменяется при продвижении к конечному потребителю; при продвижении к конечному потребителю материальный поток расширяется по ассортименту.

Рисунок 1 - Движение материального потока в АО «Золотые луга»

Особенности материальных потоков требуют дополнительных усилий от специалистов АО «Золотые луга» для его логистической поддержки.

В АО «Золотые луга» используется логистический подход к функциональному планированию на предприятии. На предприятии выделена специальная логистическая служба, которая управляет материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Служба логистики в АО «Золотые луга» представлена отделом эксплуатации автотранспорта, отделом транспортной логистики, отделом материально-технического снабжения, отделом складской логистики.

Изучение функциональных областей логистики предприятия АО «Золотые луга» позволяет сделать следующие выводы:

Закупочная логистика в АО «Золотые луга» решает задачу минимизации общих затрат времени и ресурсов на обеспечение предприятия сырьем, оборудованием и комплектующими.

Как показывает практика, на молокоперерабатывающих предприятиях существуют два подхода к организации закупок: логистический и традиционный. При традиционном варианте организации движения материального потока происходит самовывоз, при логистическом - централизованная доставка. Для самовывоза характерно отсутствие единого координирующего органа, обеспечивающего оптимальное использование транспорта. Организации самостоятельно договариваются с транспортными компаниями и, получив машину, приезжают по мере необходимости за сырьем; на складах предприятий и при транспортировке применяются традиционно сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторая координация осуществляется лишь в местах передачи груза. Анализ самовывоза показывает, что у участников отсутствует такая цель, как рациональная организация материального потока.

Централизованная доставка, которая характерна АО «Золотые луга» характеризуется следующими признаками: разрабатываются схемы завоза сырья, устанавливаются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; определяются оптимальные маршруты и графики завоза сырья; создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать материальный поток. Анализ второго варианта организации закупок показывает его большую эффективность по сравнению с первым, так как для централизованной поставки участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока; изучаются требования, которым он должен удовлетворять; формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается

лучший. Второй вариант позволяет увеличить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских площадей; повысить качество и количество логистического сервиса; оптимизировать объемы закупок. Кроме того, важным фактором является рост экономической эффективности от использования логистического подхода. Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Правильная организация закупочной деятельности позволяет повысить эффективность предприятия.

Задачи производственной логистики:

- планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза продаж;

- разработка графиков выпуска продукции, согласованных со всеми подразделениями АО «Золотые

луга»;

- установление нормативов незавершенного производства и контроль за их выполнением;

- оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

- контроль себестоимости готовой продукции.

С внедрением модуля «Контроллинг» на Ситниковском и Абатском молочных комбинатах (филиалы компании) была достигнута цель - расчет бухгалтерской себестоимости согласно законодательству и учетной политике предприятия, в срок за 1 месяц. При этом решаются следующие задачи:

• Регистрация в системе актов на оказание внутренних (встречных) услуг вспомогательных и обслуживающих подразделений другим подразделениям в натуральных единицах измерения (транспорт, водоснабжение, отопление и др.);

• Регистрация в системе первичных документов на выпуск готовой продукции и списание сырья на производство данной продукции;

• Сформированы проводки по бухгалтерскому плану счетов:

• Передаче затрат с одних подразделений на другие (23/23, 25/23,26/23,20/23);

• Закрытие затратных счетов (20/23, 20/25, 20/29);

• Формирование оборотов по выпуску готовой продукции, внутреннему перемещению (43/20, 43/43);

• Прочие обороты (91/43).

Расчет стал более верным, выполняться проще и быстрее, а результаты стали нагляднее, по сравнению с прошлой технологией.

Так например, раньше расчет себестоимости, калькуляция затрат и закрытие счетов бухгалтерского учета занимал 5-6 дней на каждой производственной площадке (Ситниковский молочный и консервный комбинат, Абатский молочный завод, Комбинат маслосыр Ишимский), теперь этот процесс занимает 3-4 часа.

В ближайшие планы проекта входят: реализация расчета консолидированной - полной себестоимости по холдингу (с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов); реализация расчета экономических показателей реализованной продукции; реализация расчета маржинального дохода по каждому виду продукции, в целом и в разрезе центров финансовой ответственности (территориям).

В задачи сбытовой логистики АО «Золотые луга» входит:

- исследование конъюнктуры рынка и основных конкурентов на рынке производства молока и молочной продукции;

- создание сети товародвижения молока и молочной продукции;

- формирование логистической инфраструктуры для обеспечения своевременной доставки молочной продукции, сохранности его качества;

- повышение потребительских качеств продукции;

- оптимизация затрат в логистических цепочках, а, как следствие, адекватное ценообразование на товары и услуги.

В 2010 году в АО «Золотые луга» внедрена «Microsoft Dynamics CRM+ система Галактика ERP» автоматизирующая бизнес-процессы работы с партнерами.

Автоматизация бизнес-процессов работы с партнерами направлена на улучшение работы с каждым

оформленных заявок за всю историю, до проведения маркетинговых акций в торговых точках.

• Процессы взаимоотношения с Заказчиками реализованы в Microsoft Dynamics CRM+ система Галактика ERP: Заявки от магазинов (веб-интерфейс в Microsoft Dynamics CRM) собирают:

• Торговые представители, лично посещая торговую точку, проверяя остатки продукции и оформляя новую заявку по шаблону в нет-буке, подключенным к единой базе данных Microsoft Dynamics CRM через 3G-модем.

• Мерчендайзеры (этот функционал разрабатывается и будет включать фотоотчет о посещении торговой точки).

• Операторы торгового зала, к которым поступают устные просьбы/заявки от магазинов (т.е. магазины, которые не посещают ни торговые представители, не мерчендайзеры).

• В полную силу работает Тюменский филиал - около 1500 заявок в день.

• На основании заявок магазинов (и дозаявок, оформляемых торговым залом), созданных в Microsoft Dynamics CRM в 16-00 формируются накладные на реализацию для каждого магазина в системе Галактика ERP (более 1500 накладных, в перспективе -до 5000 будет).

• На основании заявок магазинов формируется заявка производству в Microsoft Dynamics CRM, планируется передавать заявку сразу в систему Галактика ERP.

• Microsoft Dynamics CRM и система Галактика ERP интегрированы в части справочников: контрагенты, ТМЦ, прайс-листы.

Таким образом, проведенное нами исследование (на основе данных АО «Золотые луга»), доказывает, что применение особо тщательного подхода к вопросам логистики, постоянное совершенствование процессов управления, внедрение систем автоматизации с целью итоговой централизации всех процессов способствует повышению эффективности деятельности молокоперерабатывающих предприятий. Список использованной литературы:

1. Ворожейкина Т.М. Логистика в АПК / Т.М. Ворожейкина, В.Д. Игнатов. - М.:КолосС, 2007. - 184 с.

2. http://biofile.ru/bio/33951.html

3. http://zolotie-luga.ru/company/

© Прасолова Л.В., 2015

УДК 330.1

Ф.С. Растегаева,

д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Финансовый Университет при Правительстве РФ, Уфимский филиал

Г.А. Зимина,

канд. техн. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Финансовый Университет при Правительстве РФ, Уфимский филиал

Т.Н. Шашкова

канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Финансовый Университет

при Правительстве РФ, Уфимский филиал

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Аннотация

В статье рассмотрена методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Определены цель и задачи аудита, этапы проведения аудита, оценка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.