ниях, в оборотном капитале, возможен риск окончания срока годности (продовольственная группа товаров) или устаревания товара (непродовольственная группа товаров). Проблемы также могут возникнуть по причине поломки оборудования, что бывает относительно часто, в силу внешних (отключение электроэнергии) или внутренних причин (по вине персонала).
В связи с небольшими по площади подсобными помещениями на АЗС (примерная площадь составляет 8 кв.м.) компания, выражаясь словами Д. Баурсокса и Д. Клосса, «выталкивает» запасы на предыдущие уровни маркетингового канала, требуя от поставщиков быстрой доставки мелких партий товара [2].
Для минимизации рисков на данном этапе нефтяной компании необходимо уделять большое внимание выбору поставщиков, усилить контроль за состоянием запасов. Для этого ответственным на АЗС (администраторам или товароведам) необходимо вести учет наличных запасов на конкретном складе и регулярно отслеживать реализацию товаров, используя специализированное техническое обеспечение с целью поддержания оптимального уровня запасов.
Рассмотрим более подробно взаимодействие с потребителями (участок 3). Торговая сеть федеральных нефтяных компаний располагается в нескольких субъектах РФ, которые сильно отличаются по экономическому и социальному развитию. Для поддержания своего имиджа компания стремится к унификации предлагаемых товаров и услуг на всех АЗС. Здесь возникают противоречия. По данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации средний уровень дохода жителя Санкт-Петербурга составляет 27189,5 рублей, Пскова — 18012,6 и ЯНАО — 45248,5 рублей [3]. Соответственно менеджеры компании должны проводить гибкую политику в области ценообразования, учитывая регион ответственности.
Вкусы и предпочтения жителей различных субъектов также могут отличаться. В связи с этим необходимо уделять должное внимание поставщикам и управлению ассортиментом.
Для интеграции цепи поставок необходимо, чтобы планирование и координация всех видов деятельности осуществлялись на основе единого прогноза. Прогнозирование повышает эффективность цепи поставок, поскольку создает возможности для обмена информацией, а не запасами.
Задача прогнозирования — предсказать где, сколько, что и когда необходимо произвести и поставить для того, чтобы обеспечить полное удовлетворение конечных потребителей и доход всем участникам цепи поставок.
Для расчета прогноза на следующий месяц можно использовать метод экспоненциального сглаживания:
Рис.3. Цепь поставок непрофильных товаров одной из российских нефтяных
компаний
п О
ti п
где Ft — прогнозная скользящая средняя на период t;
SM — объем продаж за период (¡-1);
n — число периодов.
При прогнозировании, следующего за отчетным, года необходимо учитывать инфляцию (исходя из данных Федеральной службы государственной статистики) и процент роста сети.
Даже небольшие погрешности прогнозирования могут привести к большим отклонениям на последующих участках цепи. Данное явление получило название эффекта хлыста (или Bullwhip эффект).
Bullwhip эффект может быть вызван также следующими причинами:
• создание предприятиями дополнительных страховых запасов;
• произвольное увеличение размеров партий поставок;
• колебания цен;
• запаздывания в получении необходимой информации о потребностях;
• отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок.
В связи с удаленностью многих АЗС возникают сложности с контролем качества обслуживания потребителей и получением от них обратной связи. Для решения данной проблемы необходимо использовать развитые информационные технологии, позволяющие оперативно получать от потребителей обратную связь (Интернет-технологии, sms-оповещения и др.).
В части реверсивной логистики также возникают трудности (участок 4). Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального Закона № 381-Ф3 от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия «о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации» [4]. Таким образом, возникают сложности с возвратом просроченного товара или товара с подходящими сроками реализации. По причине низких норм списания расходы по просроченной продукции ложатся на
персонал АЗС, что ведет к снижению трудовой мотивации. Данный факт, в свою очередь, влияет на общие финансовые показатели компании. Увеличение норм списания продукции находится в компетенции руководства организации.
Ключевым фактором эффективности цепей поставок является качество и своевременность информации. Данный участок (5) на рисунке не изображен в силу того, что информационные потоки протекает между всеми участниками цепи поставок в различных направлениях.
Некачественная или не вовремя предоставленная информация может привести не только к срыву поставок, но, в крайнем случае, к прекращению договорных отношений и потери клиентов.
Для предотвращения таких ситуаций необходимо использование информационных систем, позволяющих менеджерам следить за бесперебой-
S
О
5
и
6
о
с
«
и у
и и о
и
2
Пример расчета зависимости роста выручки от реализации НТУ от разных показателей
Таблица 1
Год 1 II III IV
Показатель Прирост Прирост Прирост Прирост
Инфляция A=Y% А^1% A3=Y2% A4=Y3%
Количество АЗС X В=Х0/Х*100%-100% Х1 В1=Х1/Х*100%-100% Х2 В2=Х2/Х1*100%-100% Х3 В3=Х3/Х2*100%-100%
% изменения за счет инфляции и количества АЗС А+В А1+В1 А2+В2 А3+В3
Выручка от реализации НТУ Z C=Z1/Z0*100%-100% Z1 С^1^*100%-100% Z2 C2=Z2/Z1*100%-100% Z3 C3=Z3/Z2*100%-100%
А — инфляция, %; X — количество АЗС в год, шт.; В — прирост количества АЗС, %;
А + В — прирост выручки за год за счет инфляции и количества АЗС, %; Z — выручка от реализации НТУ; С — прирост выручки за год, %.
ностью логистических процессов в режиме реального времени. Современные информационные технологии позволяют в разы сократить время обработки заказов, обеспечить интеграцию всех видов логистической деятельности.
Грамотное управление цепью поставок служит источником стратегических преимуществ компании. Должным образом скоординированная деятельность участников цепи с использованием информационных технологией приведет к уменьшению издержек и повышению доходности всех ее участников.
На практике право и даже обязанность налаживать взаимодействие лежит на тех участниках логистической цепочки, которые обладают большей влиятельностью [2]. С этой точки зрения нефтяные компании могут оказывать воздействие на всех контрагентов внутри цепи поставок.
В статье представлен пример расчета зависимости роста выручки от сопутствующего бизнеса от увеличения количества
АЗС (экстенсивный путь развития) и принятых мер по улучшению взаимодействия в цепи поставок (интенсивный путь развития) (табл.1).
При положительной тенденции роста реализации НТУ £3 > Z2 > Z1 >
если Сп > Ап + Вп, то рост выручки от реализации НТУ можно назвать интенсивным, т.е обусловленным, в основном, отдачей от принятых мер по улучшению взаимодействия в цепи поставок;
если Сп < Ап + Вп, то рост выручки от реализации НТУ можно назвать экстенсивным, т.е. обеспеченным за счет увеличения количества АЗС.
В современной рыночной экономике топливный оператор должен стремиться к интенсивному пути развития посредством координации и согласованности действий в цепи поставок.
Литература
1. Интересы продуктовых ритейлеров и топливных операторов не могут пересечься: рынок еще не развит [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.au92.ru/msg/20070821_7082114.html (дата обращения: декабрь 2011 г.)
2. Баурсокс Доналд Дж., Клосс Дейвис Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
3. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов — 2011 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main (дата обращения: февраль 2012г.)
4. Федеральный Закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
факторы и детерминанты региональной
инвестиционной политики (на примере республики татарстан)
С.Н. Гусев,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук [email protected]
В статье анализируются итоги развития инвестиционной сферы Татарстана на этапе рыночных трансформаций 1990-2000-х гг., в том числе в сравнении со значениями аналогичных показателей российской экономики, рассматриваемой в целом. Выявлены факторы, оказывавшие решающее влияние на динамику инвестиционной активности в хозяйственной системе страны, сформулированы предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Ключевые слова: Инвестиции в основной капитал, капитальные вложения, инвестиционная деятельность, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, норма накопления и сбережения, приватизация, экспорт и импорт капитала, офшорные и спарринг-офшорные юрисдикции, инфляция
УДК 332 ББК 65
Как известно, Татарстан относится к числу наиболее развитых в инвестиционном отношении регионов страны. Перечислим ключевые конкурентные преимущества инвестиционной сферы республики, позволившие ей занять место одного из стабильных полюсов инвестиционного роста российской экономики.
Первое. В настоящее время в различных отраслях народного хозяйства Татарстана — от автомобилестроительной промышленности до транспортной инфраструктуры — реализуется ряд приоритетных проектов, претендующих на общенациональный статус. Среди таковых — вложения, связанные с развертыванием конгломерата нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в городе Нижнекамске, организацией и подготовкой XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года, возведением в Менделеевском муниципальном районе интегрированного комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида, а также строительством Свияжского межрегионального муль-тимодального логистического центра.
По данным интернет-сайта «Инвестиционный портал Татарстана», в экономической системе республики на различных стадиях находится более 400 инвестиционных проектов федерального, субнационального и местного значения общей стоимостью — свыше 1,1 трлн рублей [1].
Второе. В экономике региона на протяжении последних лет поддерживается достаточно высокая норма накопления, величина которой в период 2004-2011 годов сложилась на уровне
28,9% ВРП. Значение аналогичного показателя инвестиционной сферы России не достигало на означенном временном интервале и 20% ВВП.
Опираясь на данные, приведенные в табл. 1, можно констатировать, что народное хозяйство Татарстана еще в 2004 г. превысило 25%-ю отметку величины нормы накопления, недавно обнародованную в качестве целевого ориентира для отечественной экономики, достижение которого запланировано к 2015 г. [2]. Значение данного индикатора во многом задает темпы роста инвестиций и увеличения объемов выпуска в длительном периоде. Таким образом, долгосрочные перспективы социально-экономического развития республики ныне выглядят более оптимистичными, чем у страны, рассматриваемой в целом.
Третье. Что касается отраслевой структуры капиталовложений, то их конфигурация в разрезе видов экономической деятельности в хозяйственной системе республики в большей степени отвечает требованиям и установкам стратегии модернизации, чем в отечественной экономике в среднем. В период 2007-2010 гг. в России в добычу полезных ископаемых направлялось 14,1%, а в обрабатывающие производства — 14,5% общего объема инвестиций, в то время как в Татарстане доли этих секторов равнялись 10,8% и 33,9%, соответственно.
Подобное различие говорит о наличии весомых предпосылок для дальнейшей консервации сырьевого сценария развития народного хозяйства страны в общем, и, наоборот — о
Таблица 1
Норма накопления в экономике Российской Федерации и Республики Татарстан (в % ВВП, ВРП)
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 В среднем за 2004-2011 годы
Россия 17,1 16,7 17,5 20,2 21,3 20,6 20,4 19,8 19,2
Татарстан 25,5 28,9 26,5 28,3 29,5 31,4 30,3 30,9 28,9
Источник: Росстат, Татарстанстат © ПСЭ, 2012 199
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
возникновении устойчивого тренда к диверсификации воспроизводственной структуры экономической системы республики, в частности.
Четвертое. В экономике Татарстана функционирует плотная и насыщенная инфраструктура стимулирования капиталовложений. Так, в республике осуществляют экономическую деятельность все известные разновидности инвестиционных площадок, включая сравнительно небольшие бизнес-инкубаторы, более крупные технологические и индустриальные парки, технополис «Химград» и особую экономическую зону промышленно-произ-водственного типа «Алабуга».
Последняя, благодаря фискальным и таможенным преференциям, комфортному административному режиму, а также широким возможностям в плане оперативной локализации производств, стала центром притяжения для российских и иностранных инвесторов. К настоящему времени на территории ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 24 резидента из числа отечественных и зарубежных компаний, суммарный объем инвестиций которых достиг 2,5 млрд долл. США [3]. Поскольку на формирование административной, деловой, инженерной и транспортно-логистической инфраструктуры зоны с 2006 г. было направлено около 450 млн долл. США бюджетных средств, каждый рубль государственных расходов генерировал почти 5,6 рубля частных капиталовложений.
Пятое. Республиканская модель государственной экономической политики оперирует разнообразным набором прямых и косвенных методов стимулирования инвестиционной деятельности. В частности, учрежденный Правительством Татарстана «Инвестиционно-венчурный фонд» применит различные формы поощрения инвестиционной активности. Среди них — взносы в уставные капиталы хозяйственных обществ, выдача льготных кредитов, грантов, гарантий, а также субсидий на компенсацию части процентной ставки по привлекаемым займам.
Кроме того, достаточно востребованным стимулом инвестиционной политики явились предоставляемые за счет средств республиканского бюджета преференции по налогам на прибыль и имущество организаций. К концу 2011 г. этими налоговыми послаблениями на сумму — свыше 3,2 млрд рублей воспользовались более 30 предприятий.
В целях дальнейшего повышения эффективности функционирования инвестиционной сферы Государственным Советом Татарстана принят закон «Об инвестиционном налоговом кредите». Ожидается, что он позволит задействовать этот положительно зарекомендовавший себя в зарубежной практике [4] метод содействия капитальным вложениям.
Шестое. Международное экспертное сообщество позитивно оценивает предпринимательский климат и инвестиционную привлекательность экономики республики. Специалисты одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний «KPMG» указали в своем исследовании, выполненном в 2010 году, на наличие высокого инвестиционного потенциала у народного хозяйства Татарстана. Его сильными сторонами, согласно результатам диагностики, являются зрелая транспортная инфраструктура, квалифицированные трудовые ресурсы, мощная научно-техническая база, а также значительная емкость внутреннего рынка товаров конечного и промежуточного потребления.
Сотрудники рейтингового агентства «Ernst&Young» в аналитическом обзоре «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», опубликованном в феврале 2011 г., поставили республику на первое место среди 10 субъектов Федерации по уровню развития бизнес-среды. При этом в поле зрения экспертов попали также Иркутская, Калужская, Томская, Воронежская, Ростовская и Тверская области, Пермский край, города Москва и Санкт-Петербург [5].
В мае месяце 2011 г. авторитетное издание «Forbes» подтвердило лидирующие позиции Татарстана в листинге 30 субнациональных административно-территориальных образований России по интегральному показателю комфортности экономико-правового режима для осуществления предпринимательской деятельности [6]. Таким образом, благодаря усилиям, направленным на активное международное позиционирование, республика играет роль одного из наиболее узнаваемых и позитивно воспринимаемых в глобальном инвестиционном сообществе субъектов Федерации.
В то же время, вопреки описанным отличительным особенностям, народное хозяйство Татарстана в инвестиционном отношении, фактически, повторило тот сложный путь, который проходила экономика России на этапе рыночных трансформаций последних двадцати лет. Республике не удалось избежать ни глубокого инвестиционного спада 1990-х гг., единственным аналогом которого является «Великая депрессия» в США [7], ни лишь частичного восстановления инвестиционной активности в период 1999-2008 гг. Что же касается последствий острой фазы глобальной экономической нестабильности 2008-2009 гг, то процессы накопления в народном хозяйстве региона также, как и в целом по стране, оказались чувствительными в негативным внешним «шокам». В результате валовые размеры капиталовложений на пике кризиса сократились на 3,3% в годовом измерении.
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации и Республике Татарстан
(в % от уровня 1990 года)