ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТОВАРОДВИЖЕНИИ
ЛЯЛЮЕВ С.Ю.,
аспирант кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: [email protected]
Сформированы приоритеты логистической деятельности в системе товародвижения на мезоуровне, представлен ряд требований, которые необходимо учитывать в процессе формирования и функционирования модели информационной поддержки системы товародвижения, обосновано формирование и рациональное размещение полифункциональных логистических распределительных центров, разработана структура мезологистической системы информационно-финансового обеспечения в товародвижении.
Ключевые слова: система товародвижения; логистический распределительный центр; информационнофинансовое обеспечение.
Formed priorities logistics in the distribution system at the meso level, presents a number of requirements that must be considered in the formation and functioning model of information support system of goods, justified the formation and rational distribution of multifunctional logistics distribution centers, designed structure mezologisticheskoy system of information and financial support.
Keywords: distribution system; logistics distribution center; information and financial support.
Коды классификатора JEL: L81, L86.
В результате моделирования информационно-финансового обеспечения в товародвижении, а также его дальнейшего мониторинга, произойдет снижение инвестиционных рисков для финансовых вложений российских и зарубежных инвесторов в высокотехнологичные отрасли. Актуальным рыночным стимулом может стать и повышение конкурентоспособности экономики ЮФО на долгосрочную перспективу с учетом развития инфраструктурной составляющей, как части системы товародвижения. Для обеспечения эффективность функционирования логистических систем перемещения материальных потоков на мезоуровне, в процессе формирования логистической системы товародвижения региона, необходимо решить следующие основные задачи:
S сформировать приоритеты деятельности по инфраструктурному обеспечению материальных, информационнофинансовых, общеэкономических потоков в регионе;
S упрочить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности, поощрять и внедрять ее технико-экономические аспекты, способность сократить затратную часть функционала мезологистических систем товародвижения и увеличить их пропускную способность;
S в рамках мезологистической системы товародвижения целесообразно рациональное сочетание регулирующих рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;
S четкое разграничение полномочий и ответственности между различными уровнями взаимодействия федеральных и региональных систем товародвижения;
S формирование условий поэтапной модернизации технологической сферы распределения;
S обучение персонала, развитие кадрового потенциала работников, прямо или косвенно вовлеченных в процесс функционирования мезологистической системы товародвижения.
Оптимальная модель управления как в товародвижении, так и в других отраслях хозяйствования складывается из аналитики определенного числа рассматриваемых альтернатив или возможных вариантов функционирования исследуемой логистической системы.
Таким образом, появляется возможность определить предполагаемые препятствия (территориальные, географические, производственные, финансовые, транспортные, организационные, законодательные и т.д.), несовпадения, а также глубже исследовать многообразные аспекты рыночных отношений в области товародвижения готовой продукции. Логистическое моделирование предоставляет ученым и практикующим специалистам возможность обозначить варианты развития экономических процессов в рамках исследуемой системы.
Логистическое моделирование информационно-финансового обеспечения, в процессе управления цепями поставок в товародвижении способствует снижению времени оборачиваемости средств, минимизируя общие логистические
© С.Ю. Лялюев, 2012
затраты и увеличивая показатели оборачиваемости ресурсов. Стадии организации и движения материальных и сопутствующих потоков обладают собственной спецификой, а разработка оптимальной транспортной схемы, ее обслуживание, страхование, таможенное оформление, хранение и дистрибуция предполагают значительные капиталовложения. Применение аутсорсинга и логистического сервиса как «золотое правило логистики» в процессе функционирования логистических систем, построенных с применением последних направлений логистического инструментария, обеспечивает достижение значительных результатов.
Логистическое моделирование информационно-финансового обеспечения базируется на формировании и рациональном размещении полифункциональных логистических распределительных центров на территории Ростовской области, что в данный момент имеет стихийный характер.
В данный момент, следует констатировать, сеть распределительных центров расположена в пределах Южного федерального округа без учета развития промышленного производства, социальной инфраструктуры, а также выгодного геополитического месторасположения исследуемого региона, который находится на пересечении торгово-транспортных путей, выступая связующим звеном между Европой и Азией.
Рыночная трансформация информационно-финансового обеспечения в системе товародвижения выдвигает ряд требований или условий, которые необходимо учитывать в процессе формирования и функционирования модели информационной поддержки:
S для модернизации информационно-финансового обеспечения необходимо внедрение электронного документооборота с учетом специализации определенных звеньев движения готовой продукции от производителя к потребителю, развития рыночной инфраструктуры и др.;
S инновационное развитие мезологистической системы товародвижения предполагает мониторинг факторов рыночной конъюнктуры, способных отразить свое воздействие на объемах и структуре показателей исследуемой области, а также скорректировать производство и товародвижение адекватно запросам потенциальных потребителей;
S показатели привлекательности инвестиционно-финансового климата, которые создаются органами государственного федерального, регионального самоуправления и включают налоговое регулирование деятельности рыночных структур, условия лицензирования и сертификации, возможности поддержки малого бизнеса, решение специфических локальных проблем, уровень заработной платы в регионе, цены покупки и аренды земельных участков, условия кредитования и другие показатели;
S показатели, характеризующие уровень развития рыночной инфраструктуры товародвижения, и в частности, системы складирования и грузопереработки.
Важной отличительной чертой исследуемой мезологистической системы является ее поэтапная, постепенная интеллектуализация, которая актуализируется самонастраивающимися потоками.
В отношении транспортного сообщения услуги по предоставлению информации о ситуации на дорогах сейчас можно получить от специализированных компаний. По сути, первым в России поставщиком данных о состоянии движения для коммерческого и частного пользования является информационное Агентство СМИЛИНК, которое функционирует на рынке с 2004 г. Данная компания предлагает заинтересованным структурам пакет программы PocketGPS Pro, входящей в состав программы АВТОСПУТНИК. В настоящее время Агентство СМИЛИНК преобразовано в Аналитический центр Яндекс, входит в его состав и предлагает на коммерческой основе услугу «Свободные дороги», с перспективой полной замены сервисом Яндекс. Пробки в будущем.
Различные коммуникационные устройства (смартфоны, GPS- навигаторы, сотовые телефоны с соответствующими характеристиками) выступают в данном контексте в качестве необходимого технического оборудования для работы с информацией о движении, при этом существующие на рынке сервисы постоянно развиваются и расширяют спектр предоставляемых пользователям услуг, в соответствии с их запросами.
Ситуация в отношении информационного обеспечения обладает в системе товародвижения изначальной степенью неопределенности — энтропией, снизить уровень которой доступно только управляющему органу, в качестве которого в проектируемой мезологистической системе товародвижения выступает рассмотренный нами ранее поли-функциональный логистический центр. Снижение фактора энтропии, или неопределенности, подвластно принятию управленческих решений, так как информация как совокупность сведений и цифровых данных дает представление о системе и выявляет ее состояние. Энтропию мезологистической системы товародвижения можно связать с наличием факторов неопределенности функционирования элементов-звеньев системы, причем скорректировать ее уровень возможно благодаря созданию информационно-финансового обеспечения в товародвижении, путем повышения уровня информированности всех составных подсистем. Участники схем перемещения готовой продукции от производителя к потребителю по-разному принимают решение об изменении параметров своего движения в зависимости от изменения параметров предшествующих работ, транспортной ситуации или других причин и т. д.
В рамках логистического моделирования информационно-финансового обеспечения в товародвижении, повышение уровня информационного обеспечения каждого участника или подсистемы позволит снизить энтропию или поэтапно нивелировать уровень неопределенности. Но в процессе достижения заданного качества информационного обеспечения необходимо как совершенствование технических средств, так и уточнение содержания передаваемой информации. Мезологистический подход к организации и функционированию системы товародвижения повышает внимание к информационной компоненте и способствует развитию дополнительного информационного сервиса, который может выходить за рамки заданных параметров, вследствие чего поэтапно актуализируется роль динамической связки материальных и информационных потоков в мезологистической системе товародвижения.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
78
С.Ю. ЛЯЛЮЕВ
В отношении систем управления предприятием следует подчеркнуть, что на отечественном рынке представлены различные западные и российские информационные системы. В ракурсе рассматриваемых проблем нам интересна система управления складской логистикой. На настоящий момент в рамках российского рынка представлены различные вариации («R/3» (SAPAG), «Oracle», «1С: Предприятие», «Microsoft», «Галактика», «Парус», «Epicor-Scala» и др.). По объективным причинам, обусловленным объемом исследования, мы не сможем провести анализ всех представленных вариантов программного обеспечения. Но, основываясь на достоверной информации, что необходимый уровень техникоинформационного обслуживания содержится в комплекте программного обеспечения «1С: Предприятие», которое успешно конкурирует на рынке малых и средних предприятий, особенно с «Microsoft», с 2005 г.
В результате применения информационно-финансового обеспечения в системе товародвижения представляется реальная возможность не только уменьшить уровень неопределенности функционирования рассматриваемой системы, но и скорректировать общие временные и материальные затраты, так как наличие узких мест логистического взаимодействия в процессе организации и функционирования систем товародвижения по сути на инновационной основе на мезоуровне можно заранее определить и нивелировать (рис. 1.).
Рис. 1. Структура мезологистической системы информационно-финансового обеспечения в товародвижении 1
В отношении анализа и поэтапного проектирования мезологистической системы информационно-финансового обеспечения в товародвижении, логистическое моделирование можно свести к следующим действиям (рис. 2), представленным в виде алгоритма:
Рис. 2. Алгоритм проектирования мезологистической системы информационно-финансового обеспечения в товародвижении2
Логистическое моделирование информационно-финансового обеспечения в товародвижении представлено на основе имеющегося анализа, в результате которого образуется объективная информация, в необходимом объеме. По каждому
1 Составлена автором.
2 Составлена автором.
конкретному элементу мезологистической системы товародвижения определяются искомые значения, которые непосредственно характеризуют состояние материальных и сопутствующих потоков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордон М.П. Логистика товародвижения / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. 208 с.
2. Дармограй А.В. Логистическая координация процессов в системе товаропроводящих систем: автореф... канд. экон. наук. Саратов, 2003, с. 10.
3. Логистика. Базовый курс / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. 818 с.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2