УДК 796.062
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СПОРТИВНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ В ВУЗЕ
Ольга Владимировна Калинина, доктор экономических наук, профессор, Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор, Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Рауф Азер Оглы Агаев, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье на основе логистического подхода раскрывается организация спортивных мероприятий со студентами, как объекта управленческой деятельности. Данный подход к управлению спортивной деятельностью основан на потоковом представлении системы связей в процессе организации спортивных мероприятий, как в рамках учебного заведения, так и в большем масштабе.
Ключевые слова: логистический подход, управление спортивной деятельностью учебного заведения, спортивные мероприятия, методика системы сбалансированных показателей.
LOGISTIC APPROACH TO SPORTS EVENTS MANAGEMENT AT THE
UNIVERSITY
Olga Vladimirovna Kalinina, the doctor of economical sciences, professor, Valery Petrovich Sushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Alexandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Rauf Azer Ogly Agayev, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Annotation
The article deals with organization of the sports events with students as an object of management activity based on the logistic approach. This approach to managing sports activities is based on the flow representation of the system of links in the process of organizing the sports events, both within the educational institution and on a larger scale.
Keywords: logistic approach, management of sports activities of educational institution, sporting events, methodology of balanced scorecard.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты исследования литературных источников свидетельствуют о том, что истоки существующих спортивных мероприятий можно увидеть в моделях, сформированных еще в античные времена. Такие спортивные события, как древние греческие игры (олимпийские игры), положили начало организованным спортивным мероприятиям, сыгравшим прогрессивную и позитивную роль в развитии мирового сообщества.
В настоящее время современная система спортивных мероприятий - это комплексная индустрия, которая имеет глобальное значение в экономическом, социальном, технологическом и политическом отношениях. Субъектами управления такого рода спортивных мероприятий, как правило, выступают несколько категорий участников.
Прежде всего, это спортсмены, которые являются главными действующими лицами, проводимых соревнований. Кроме них в организации непосредственно спортивных мероприятий участвуют менеджеры, спортивные судьи, тренерский состав, медицинский персонал, представители средств массовой информации, обслуживающий персонал, спонсоры, представители административных органов, зрители и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опираясь на методологию системного подхода, целесообразно разделить все многообразие спортивных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях высшего образования на две категории: в первую, можно включить спортивные мероприятия,
определяющей характеристикой которых является целостность. Как правило, такие мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными планами спортивных мероприятий вуза в виде внутренних спартакиад по различным видам спорта.
К другой категории следует отнести спортивные мероприятия, где они рассматриваются как множество отдельных самостоятельных соревнований по видам спорта, регламентированных планами внешних спортивных соревнований на первенство вузов страны, региона, международных спортивных мероприятий с участием студентов того или иного вуза.
Согласно О. С. Виханскому, в настоящее время разработка эффективных систем стратегического управления спортивной деятельностью становится одной из приоритетных задач учебного заведения [1]. Эффективность стратегического управления и ее успешная реализация требует вовлечения в этот процесс всех сотрудников организации.
Социально-значимая мотивация спортивных достижений у студентов учебных заведений может быть объектом научного познания и применения в целях поднятия престижа учебных заведений, увеличения притока студентов и, в частности, талантливых и успешных в спорте студентов.
В управлении спортивной деятельностью, как объекта научного познания в данном случае, могут применяться апробированные на практике, широко признанные и эффективные в других сферах деятельности методологические концепции управления и модели оперативного управления.
Обратимся к уже разработанной «Сбалансированной системе показателей» (ССП), предложенной на основе исследования, проведенного профессором Гарвардской школы бизнеса Р. Капланом и президентом консалтинговой фирмы «Renaissance Solutions» Д. Нортоном [3].
По их мнению, разработку системы показателей для оперирования в спортивном менеджменте учебного заведения целесообразно начинать с разработки общего плана спортивных мероприятий вуза, в котором кроме основных спортивных соревнований важно отразить:
- процедуру привлечения и мотивации человеческих ресурсов (студентов-спортсменов, педагогов, тренеров, врачей, инструкторов и т.д.);
- порядок финансирования спортивных мероприятий, согласованный с ректоратом и финансовыми службами;
- приемы мотивации по привлечению талантливых студентов путем финансовой и информационной поддержки администрации учебного заведения;
- организацию участия студентов-спортсменов в межвузовских соревнованиях высокого уровня, оказание содействия для участия отдельных высококлассных спортсменов-студентов в различных соревнованиях по их индивидуальному плану реализации спортивных достижений и т.д.
- PR-мероприятия, рекламу деятельности спортивного клуба, достижений студентов, условий труда педагогов, тренеров, творческой демократической социально-направленной атмосферы университета, программу содействия личным и коллективным достижениям студентов-спортсменов, сотрудников.
Комплексный план работы студенческого спортивного клуба является основой создания системы сбалансированных показателей его деятельности. Показатели, отвечающие за спортивные достижение, за участие в спортивных мероприятиях, которым присваивались соответствующие весовые коэффициенты экспертным методом оценки, могут быть определены основными KPI в соответствии с выбранной стратегией.
Согласно идеологии ССП система стимулирования студентов, тренеров, спортивных врачей направлена на следующие направления:
- управление мотивацией достижений в спортивной деятельности;
- стимулирование к наилучшим результатам по достижению целей в соответствии со спортивной стратегией;
- повышение личной и командной результативности всех спортсменов студентов;
- привлечение и сохранение работников спортивного направления деятельности.
Ключевые показатели эффективности спортивной работы учебного заведения служат для оценки достижения целей. Данные показатели в основном рассматриваются в динамике по отношению к предыдущему периоду.
Перечень показателей может быть гибко перенастроен в случае каких-либо внешних и внутренних изменений.
Вузы, где индивидуальная, командная спортивная реализация активно поддержана, могут использовать научные подходы и стратегии в управлении мотивацией талантливых студентов и мотивацией спортивных тренеров для эффективности этого вида деятельности.
Логистический подход к эффективному управлению спортивной деятельностью в учебных заведениях, методики достижения спортивных результатов в процессе движения информационных, материальных, финансовых потоков ставят целью развития спортивной деятельности учебных заведений:
- привлечение кадровых спортивных ресурсов;
- индивидуальная спортивная подготовленность студентов;
- достижение высоких спортивных показателей студентов и сотрудников;
- повышения спортивного престижа университета.
В дальнейшем возможно совершенствование рассматриваемой системы мотивации и транслирование ее на все подразделения с целью повышения эффективности управления учебным заведением в целом [2].
При определении ведущего фактора или критерия, образующего систему экономического обеспечения спортивных мероприятий, по нашему мнению, необходим подход приоритетного ранжирования, который мог бы стать общим направлением, обеспечивающим коммуникативную эффективность спортивных мероприятий и их иерархическое построение.
Важно также иметь ввиду, что спортивные мероприятия со студентами в качестве объекта управленческой деятельности характеризуются, как динамические системы, поскольку они функционируют в условиях изменчивости различных факторов внешнего окружения, а также перемены своих внутренних состояний под воздействием этих факторов.
По масштабу субъекта управления спортивными мероприятиями, можно выделить несколько уровней применительно к тематики настоящего исследования: государственный, ведомственный, вузовский, персональный.
Государственный уровень управления спортивными мероприятиями затрагивает всю спортивную отрасль и систему спортивной подготовки, как фактора их целенаправленного влияния на личность спортсмена, где в качестве субъекта спортивно-педагогического воздействия выступает общество в целом.
Ведомственный уровень обеспечивает управление спортивными мероприятиями в спортивных организациях (спортивных клубах, вузах, федерациях и др.).
Вузовский уровень характеризует способы непосредственного индивидуального или группового влияния на личность студента -спортсмена или студенческий спортивный коллектив со стороны тренерского или преподавательского состава.
Персональный уровень управления спортивными мероприятиями, направленными на спортивное совершенствование студентов, означает управление, при котором субъектом и объектом тренировочного воздействия может являться одно и то же лицо, т.е. сам студент-спортсмен.
В рамках оптимизации маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как объекта управления на основе метода ранжирования [4-5] выделим три уровня: уровень приоритетных направлений, уровень критериев, уровень направлений развития спортивной деятельности (рисунок 1).
-
>5
К
§ СВ
С
X
I
а >>
| |||
* 1| 8-I "я
й 3 я - а
Н X ? ,5; Я Ё
3 3 В К С
<ч в 2 х я ^
сЗ £ и = О.
Я Ъ £ 8 & а
¥ Э и к £ &
д Н П н О о
& 20 К и а.
4 Е О 2 ^ Я
д ч 2 ч г "
ей V К Си Л о? н 133 о
а. ЬЙ л - ^ з: = Си о %
у со о |
£
>1
Рисунок 1 Оптимизация маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как объекта управления на основе метода ранжирования
В ходе проведения спортивных мероприятий со студентами процесс повышения их спортивного мастерства осуществляется в условиях видоизменения организационно-управленческих целей и возникновения новых задач, постоянного обновления управленческой информации, на основе которой формируются новое содержание, новые формы и методы подготовки к спортивным мероприятиям различного масштаба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное исследование убедительно свидетельствует о том, что спортивные мероприятия, проводимые в условиях вуза, имеют свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при управлении образовательными спортивными системами [6-7].
В контексте настоящего исследования данный аспект имеет принципиальное значение, поскольку в качестве объекта спортивного совершенствования выступают спортсмены, с определенным уровнем спортивных достижений и опытом спортивной деятельности.
В заключении следует отметить, что популярность спортивных мероприятий привела к увеличению коммерческого интереса и большей конкуренции в этой области, что, в свою очередь, породило необходимость оптимизации и концентраций экономических ресурсов в управлении спортивным движением для того, чтобы оно оставалось в рамках социальных стандартов и ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виханский, О.С. Стратегическое управление : учебник / О.С. Виханский - М. : Экономист, 2006. - 293 с.
2. Коршунов, А.В. К вопросу повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов / А.В. Коршунов, А.О. Миронов, В.А. Щеголев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 4 (134). - С. 135-139.
3. Нортон, Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Д. Нортон, Р. Каплан. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.
4. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. -С. 91-100.
5. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
6. Физическая культура (Физическая подготовка) : учебник. / А.Ю. Чихачев, В.А. Щеголев, Р.М. Кадыров, С.А. Важенин, А.В. Широков, О.А. Савченко, О.Е. Артемов, А.В. Борисов, А.В. Пастушков, И.В. Шукшин, А.В. Стафеев, В.В. Лапин, Д.А. Дубровин, В.В. Бакаев // Санкт-Петербург : Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского., 2016. - 368 с.
7. Переходко, Ф.Г. Методика инновационного управления подготовкой студенческой молодежи к выполнению норм и требований ГТО с использованием интерактивных методов педагогического воздействия / Ф.Г. Переходко, В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 404-408.
REFERENCES
1. Vikhansky, O.S. (2006), Strategic management: textbook, Economist, Moscow.
2. Korshunov, A.V., Mironov, A.O. and Shchegolev, V.A. (2016), "To the issue of improving the professional skills of subjects of management of physical education of students", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 135-139.
3. Norton, D. and Kaplan, R. (2010), Balanced Scorecard. From strategy to action, Olympic-Business, Moscow.
4. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Prigoda, G.A. (2005), "The process of marketing activities in the field of physical fitness and health services as an object of management", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 18. pp. 91-100.
5. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of ranking methods in psychological and pedagogical studies", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
6. Chikhachev, A.Yu., Schegolev, V.A., Kadyrov, R.M., Vazhenin, S.A., Shirokov, A.V., Savchenko, O.A., Artemov, O.E., Borisov, A.V., Pastushkov, A.V., Shukshin, I.V., Stafeev, A.V., Lapin, V.V., Dubrovin, D.A. and Bakaev, V.V. (2016), Physical culture (Physical training), textbook, Mozhaysky Military Space Academy, St. Petersburg
7. Perehodko, F.G., Schegolev, V.A. and Kerimov Sh.A. (2017), "Methods of innovative management of the preparation of students for the implementation of GTO standards and requirements using interactive methods of pedagogical influence", Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them, Vol. 12, No 1, St. Petersburg, pp. 404-408.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2018