Научная статья на тему 'Логистический подход к оценке уровня развития региона'

Логистический подход к оценке уровня развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистический подход к оценке уровня развития региона»

Магомедов А.М.

Логистический подход к оценке уровня развития региона

Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического развития регионов используют, как правило, социально-экономические показатели, отражающие объем ВРП, темпы экономического роста, уровень научно-технического прогресса, средние размеры заработной платы, продолжительность жизни населения и др. При этом каждый регион в данной системе показателей выделяет в качестве приоритетных такие, которые очерчивают его острые социально-экономические проблемы и являются главной составляющей программ развития региона.

Рынок принципиально изменил общую систему целевых установок и приоритетов. Относительно высокие достижения в области экономики, которые получили своеобразный стимул в виде рыночных отношений и качественно изменили условия жизни значительной части населения, сопровождаются отсутствием форм устойчивого социального развития. Целые регионы оказались в бедственном положении и самое страшное в ближайшей перспективе не виден свет в конце туннеля. Так, в 2007г. доходы консолидированного бюджета на 1 чел. в нашей республике ниже чем в РФ в 2 раза, налоги, а также инвестиции в основной капитал соответственно в три раза, среднемесячная заработная плата в 2,7 раза. Социальный кризис дополняется серьезными угрозами экологической безопасности, связанные с загрязнением Каспийского моря, загрязнением атмосферы, вторичным засолением и опустыниванием почв, истощением и загрязнением рек и т.д.

В правительственных кругах и среди ученых идут дискуссии о стратегии развития республики, а опережающие темпы роста макроэкономических показателей чиновники готовы выдавать как результат своих усилий. Так за период 2000-2006 гг. ВРП на душу населения в республике рос в 1,5 раза быстрее, чем в среднем по РФ, промышленное производство соответственно - в 1,3 раза, сельское хозяйство - в 1,5 раза. Может быть, если правительство не «занималось» экономикой эти цифры были бы еще выше. Опережающий рост для нашей республики и так закономерен. Во-первых, экономика региона не является закрытой системой, а рост экономики в целом по стране и в соседних регионах инициирует его рост и в регионе. Во-вторых, логика развития национальной экономики такова, что быстрыми темпами развивается экономика в наиболее отсталых регионах, поскольку идет процесс выравнивания экономического развития по регионам. Однако наметившие тенденции приведут нашу республику к среднероссийским показателям не раньше, чем за 30-40лет.

Известны два альтернативных способа координации хозяйственной деятельности. С одной стороны - это рынок как объективная реальность, а с другой - противоположная ему социально-экономическая организация в виде искусственно созданной схемы взаимодействия с целью реализации определенных идей, являющая собой плод субъективных усилий. Поскольку ни один из них не является идеальным, проблема заключается в определении их оптимальных соотношений. На разных этапах исторического пути и с учетом сложившихся условий каждый регион может в текущем плане делать акцент на тот или иной способ, но в стратегической перспективе должна преобладать социально-экономическая организация хозяйственной деятельности, что еще раз подтвердил опыт мирового финансового кризиса.

Однако прежде чем определить масштабы социально-экономической организации хозяйственной деятельности, следует установить ее содержание. На что и акцентируется внимание в данной публикации.

Эффективной формой в рыночных условиях становится организация деятельности экономики на основе логистической концепции. Во второй половине прошлого столетия в странах Запада на потребность в интеграционных процессах получила развитие наука логистика -теория и практика системного управления потоковыми процессами в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистизация экономики начинается со сферы распределения. После развития логистики в сфере физического распределения параллельно и обособлено развивается логистика в сфере закупок и снабжения, а также в сфере производства в виде промышленной логистики. На третьем этапе своего развития (1980-1990 гг.) логистика достигает стадии зрелости. На этом этапе происходит интеграция всех логистических фрагментов, а именно физического распределения, управления снабжением и промышленной логистики в единую логистическую цепь, образуя тем самим на уровне предприятия логистическую систему.

Логистическая концепция стала применяться в последующем и на макроуровне. На наш взгляд, в развитии макрологистики также следует выделить три этапа. На первом этапе происходит логистическая интеграция различных предприятий в производственно-коммерческой сфере. На втором этапе эта концепция распространяется на отдельную территорию (район, регион, страна). Регион или страна рассматривается при этом как социально-экологическую экономическую систему. Третий этап развития макрологистики будет касаться мировой экономике в целом.

Если насчет микрологистики среди ученых имеется относительно сложившееся мнение, то этого не скажешь по поводу макрологистики. Мы предлагаем следующее определение макрологистической системы. Макрологистическая система образуется на основе двух и более микрологистических систем или других участников логистического процесса, расположенных на территории одного или нескольких регионов с целью получения прибыли и/или решения социально-экономических, экологических и других задач оптимизируя потоковые процессы методом системного подхода.

Мы считаем целесообразным использование данной концепции не только в хозяйственных системах, но и в масштабе региона. В макроэкономическом плане логистика заключается в первую очередь в сбалансированном развитии народного хозяйства. В условиях рынка уход государства из экономики должен быть скомпенсирован логистической организацией управления территории со всеми его природно-ресурсными, экономическими, социальными и институциональными составляющими. По своей сути территориальная (региональная) логистическая система - это новый уровень развития макрологистики.

Регион, выступая частью системы «национальная экономика» является в то же время сложной системой состоящей из различных подсистем. В составе региона в первую очередь следует выделить следующие подсистемы: «Население», «Экономика», «Природно-ресурсная среда», «Институциональная среда». Ни одна подсистема региона не в состоянии в отдельности выполнять функцию, которая выполняется системой в целом, т.е. для региональной экономики как системе характерны свойства эмерджентности. Таким интегративным свойством является обеспечение воспроизводства социальной жизни региона при эффективном функционировании экономики и рациональном использовании природно-ресурсной среды.

Таким образом, региональная экономика по всем признакам является логистической системой и ей присущи все виды потоков: материальные, финансовые, информационные, институциональные, трудовые и потоки услуг.

Поскольку регион не просто экономическая система, а социально-экологическая экономическая система, логистическая оптимизация на уровне региональной экономики имеет свои особенности и свой механизм управления. Управление региональной логистической системы - это обеспечение отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями региона. В особенности эта касается поддержания динамического равновесия между экономическими, экологическими и социальными компонентами развития региона. Оно предполагает равноправие всех факторов в системе, основанной на их синтезе и сбалансированности и в то же время приоритет социальных факторов. Чисто рыночными методами устранить конфликты не удастся. Нужны эффективные механизмы государственного регулирования. Механизм управления региональной логистической системой включает весь спектр методов государственного регулирования экономики. Кстати, логистика

не столько изобретает новые методы, сколько применяет существующие методы по-новому. Новый же подход заключается в том, что методы регулирования региональной экономики должны базироваться на логистической концепции.

Программа развития региона должна быть разработана на основе логистической методологии. Отсутствие такой методологии, которая рассматривает объект как единое целое, не только не устранит конфликтов в системе, но и воспроизведет их в большей мере. Вначале должны быть намечены стратегические ориентиры развития экономики на основе эффективного использования экономических, демографических и природно-ресурсных факторов, а затем определены стратегические зоны хозяйствования.

Логистика требует установления между элементами региональной системы устойчивых связей на основе соответствия их количественных и качественных параметров. О количественном диспропорции связей между подсистемами «Население» и «Экономика» в республике говорит уровень безработицы в 2007г. 23,3% (по методологии МОТ).

Наблюдается диспропорция между входным и выходным потоком подсистемы «Экономика». По оценке автора, с учетом замещения износа, капитальные вложения в основные средства составляют не более одной трети необходимых средств, т.е. лишь на одну треть согласованы финансовые потоки с количественными параметрами социально-экономического развития Дагестана.

Логистика требует не только количественного соответствия потоков между элементами системы, но и качественное соответствие характеристик элементов и потоков между ними. Качественную сторону финансовых потоков характеризует структура инвестиций. В распределении инвестиций должна проявиться стратегия развития региональной экономики. Основными стратегическими зонами хозяйствования в порядке их значимости должны выступать: виноградарство и садоводство; переработка плодоовощной продукции; рекреация; дорожное хозяйство; переработка шерсти и кожсырья.

Дотационность бюджета резко ограничивает поле инвестиционных маневров. Но и при этом финансовые потоки следует направлять не столько на пропитание «голодных», а созданию условий самим зарабатывать себе на жизнь. Но этого не видно в структуре расходов бюджета. На развитие промышленности и сельского хозяйства направляется не более одной пятой части всех средств. Содержание социальной сферы в ней составляет более половины. Доли расходов на государственное управление и правоохранительную деятельность имеют устойчивую тенденцию к росту.

Институциональная среда - это составляющая логистической системы региона и представляет собой совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют правовой базис для производства, обмена и распределения. Законодательные акты, нормы, правила, соглашения определяют потоковый процесс в экономике. Вероятность достижения парето-оптимального результата в экономике может быть повышена посредством ограничения набора альтернатив, доступных каждому участнику рынка. Такого рода ограничение осуществляется посредством правил, а точнее институтов, которые определены через правила и механизмы санкционирования. Институциональные потоки должны предшествовать товарно-материальным, финансовым и информационным потокам.

Связи между элементами, т. е. подсистемами региона системы, которые осуществляются в виде потоков, должны быть организованы как во времени, так и в пространстве. Программируя развитие региона необходимо согласовать задачи текущего и стратегического развития с учетом размещения элементов на территории региона. Это очень актуально для Дагестана. Производственные ресурсы и сельскохозяйственные угодья расположены в низменных районах республики, а в горных районах сосредоточена основная масса безработных. Отсутствие системы управления, адекватной совокупности задач, которые необходимо сегодня решать, не позволяет перейти к серьезным преобразованиям социально-экономической действительности. В итоге положительные завоевания во многих областях гасятся за счет накопления груды новых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.