Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
УДК 004.658
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Г. А. Галакова Научный руководитель - В. А. Федоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрено влияние информационных систем на логистические процессы, протекающие на предприятие. Приведены несколько определений логистических информационных систем, а также проанализированы существующие системы управления цепями поставок.
Ключевые слова: логистика, информационные системы, управление цепями поставок.
LOGISTIC INFORMATION SYSTEMS AS A FACTOR OF ENTERPRISE DEVELOPMENT
G. A. Galakova Scientific supervisor - V. A. Fedorov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The influence of information systems on the logistics processes occurring at the enterprise is considered. Several definitions of logistics information systems are given, and also existing supply chain management systems are analyzed.
Keywords: logistics, information systems, supply chain management.
В настоящее время роль высоких технологий возрастает с каждым днем. При этом развитие инноваций влечет за собой развитие и различных процессов, которыми сопровождается жизненный цикл наукоемкой продукции. Наша страна, несмотря на наличие одной из лучших научных баз, отстает от многих стран в освоении инновационных сфер. По мнению многих экспертов это происходит из-за разрыва в логистической цепочке: исследования и разработки (R&D) - внедрение - производство - зрелость (использование) - завершение цикла (утилизация). Одной из причин разрыва является слабое взаимодействие между производством и исследованиями из-за недостаточной синхронизации материальных и информационных потоков.
Рассмотрим схему управления материальными потоками на предприятии с использованием средств автоматизации (рис. 1). Предприятие является открытой системой, которая связана с поставщиками, потребителями, транспортными предприятиями не только материальными потоками, но и информационными. Принятие управленческих решений с учетом всех влияющих факторов невозможно без высокой степени информированности руководителей и менеджеров, которая достигается с помощью современных информационных систем.
Понятие логистической информационной системы (ЛИС) появилось относительно недавно, поэтому найти однозначное определение пока сложно. Тем не менее, многие ссылаются на определение Родкиной Т. А. [1]: ЛИС - это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используе-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
мым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
Товарный рынок
1
Сырье, материалы Готовая продукция
ПРЕДПРИЯТИЕ т
Маркетинг ► Закупки Производство Сбыт —
- CRM (учет клиентов, услуг, сделок, реклама) - BA, BMP (анализ спроса, прогнозы, бюджеты
- SRM (учет поставщиков) - ERP (план закупок, учет поставок) - WMS (управление складом поставок) - ERP (план производства, учет продукции) - MES (оперативное управление производством) - ВА (распределение ресурсов производства) - ERP (план поставок, учет запасов) - SCM (управление цепочками поставок) - ВА (выбор перевозчиков, маршрутизация)
Рис. 1. Схема управления материальными потоками с использованием средств автоматизации
Другие авторы - например, Пурлик В. М. [2] - предлагают содержание ЛИС, схожее с маркетинговой информационной системой. В такой интерпретации ЛИС содержит 4 подсистемы:
- подсистема управления процедурами заказов;
- подсистема научных исследований и связи;
- подсистема поддержки логистических решений;
- подсистема генерирования выходных форм и отчётов.
Итак, ЛИС можно определить как систему управления различными процессами на предприятии за счет создания каналов движения материальных и информационных потоков.
На сегодняшний момент ЛИС включает в себя такие информационные системы как: электронный обмен данными (EDI), система учета клиентов, услуг и рекламы (CRM), система планирования закупок и учета поставок (ERP), метод статистического контроля процесса (SPC), штрих-кодирование, сбор информации в точках продаж Point-of-sales (POS). Сочетание данных систем позволяет руководителям принимать быстрые и правильные решения, благодаря качественной и своевременно поступившей информации.
Из перечисленных систем следует отметить управление цепочками поставок - Supply Chain Management (SCM). Для организации бесперебойного производства следует регулировать процессы, связанные с товародвижением на предприятии. Система SCM как раз предназначена для автоматизации и управления всеми этапами, которые проходит товар, прежде чем, выйти на рынок. Данная система позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, по-
Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
ставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация [3]. Иными словами ЛИС, построенная на основе информационной системы SCM-типа позволяет обеспечить управление бизнес-процессами на предприятии за счет детальной информации о движении товаров по всей цепи поставок - от производителя до конечного потребителя, а также решить широкий круг задач учета, контроля, планирования и т.п.
По данным исследовательской компании AMR Research при успешной реализации SCM проектов логистическим компаниям удается добиться [4]:
- сокращения времени (стоимости) обработки заказа на 20-40%;
- сокращения издержек на закупки на 5-15%;
- уменьшения складских запасов на 20-40%;
- сокращения производственных затрат на 5-15%;
- увеличение прибыли на 5-15% (в РФ до 50% и более).
С каждым годом количество информации увеличивается и если раньше человек справлялся самостоятельно с поиском, распределением и использованием информации, то сейчас ему это не под силу. На помощь приходят информационные технологии, которые способны хранить и обрабатывать информацию с огромной скоростью. Внедрение информационных технологий позволяет предприятиям быстрее реагировать на рыночные изменения и не отставать от конкурентов.
Библиографические ссылки
1. Родкина Т. А. Информационная логистика / М.: «Экзамен», 2001. — С. 288.
2. Пурлик В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности / М.: Высшая школа, 1995 - С. 301.
3. Губич Л.В. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий машиностроения / Минск: Беларус. наука, 2010 - С. 286.
4. Подводные камни на пути цепочки поставок [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/66507/ (дата обращения 22.03.2017)
© Галакова Г. А., 2017