Научная статья на тему 'Логистические альянсы как современный инновационный инструмент укрепления мира на Корейском полуострове (Дальнем востоке)'

Логистические альянсы как современный инновационный инструмент укрепления мира на Корейском полуострове (Дальнем востоке) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
172
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / АЗИАТСКО ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / США / LOGISTICS / TRANSNATIONAL LOGISTIC SYSTEMS / INTERNATIONAL CONFLICTS / ASIA PACIFIC REGION / RUSSIAN FEDERATION / USA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич, Максимцев Игорь Анатольевич, Уваров Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются особенности кризисной ситуации, сложившейся на Корейском полуострове, и способной локальный конфликт превратить в глобальный. Предлагается решение проблемы с помощью инновационного экономического подхода с использованием методов инновационно логистического анализа и синтеза. Сущность предложений состоит в организации транснациональной логистической системы, координирующей политические и экономические интересы КНДР, Республики Корея, КНР, а также Российской Федерации, США и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич, Максимцев Игорь Анатольевич, Уваров Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC ALLIANCES AS A MODERN INNOVATIVE INSTRUMENT FOR STRENGTHENING THE WORLD IN THE KOREAN PENINSULA (FAR EAST)

The article examines the specifics of the crisis situation that has developed on the Korean peninsula, and is capable of turning a local conflict into a global one. The solution of the problem is proposed with the help of an innovative economic approach using the methods of innovative logistic analysis and synthesis. The essence of the proposals is to organize a transnational logistics system that coordinates the political and economic interests of the DPRK, the Republic of Korea, the PRC, as well as the Russian Federation, the USA and Japan.

Текст научной работы на тему «Логистические альянсы как современный инновационный инструмент укрепления мира на Корейском полуострове (Дальнем востоке)»

Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ МИРА НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ (ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности кризисной ситуации, сложившейся на Корейском полуострове, и способной локальный конфликт превратить в глобальный. Предлагается решение проблемы с помощью инновационного экономического подхода с использованием методов инновационно - логистического анализа и синтеза. Сущность предложений состоит в организации транснациональной логистической системы, координирующей политические и экономические интересы КНДР, Республики Корея, КНР, а также Российской Федерации, США и Японии.

Ключевые слова. Логистика, транснациональные логистические системы, международные конфликты, Азиатско - Тихоокеанский регион, Российская Федерация, США.

Grigoriev M.N., Maksimtsev I.A., Uvarov S.A.

LOGISTIC ALLIANCES AS A MODERN INNOVATIVE INSTRUMENT FOR STRENGTHENING THE WORLD IN THE KOREAN PENINSULA (FAR EAST)

Abstract. The article examines the specifics of the crisis situation that has developed on the Korean peninsula, and is capable of turning a local conflict into a global one. The solution of the problem is proposed with the help of an innovative economic approach using the methods of innovative logistic analysis and synthesis. The essence of the proposals is to organize a transnational logistics system that coordinates the political and economic interests of the DPRK, the Republic of Korea, the PRC, as well as the Russian Federation, the USA and Japan.

Keywords. Logistics, transnational logistic systems, international conflicts, Asia - Pacific region, Russian Federation, USA

Одним из наиболее нестабильных и опасных в свете возможности масштабного международного конфликта регионов планеты является Корейский полуостров. Причины тому не только политические, но, в значительной степени, экономические. Как показал опыт, в том числе и Российской Федерации, после разделения национальной экономики на несколько отдельных народнохозяйственных комплексов необратимо нарушается существовавшая ранее система специализации и кооперации производств и начинает действовать отрицательный синергетический эффект.

ГРНТИ 82.15.05

© Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А., 2018

Михаил Николаевич Григорьев - кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры Р-4 Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова (Санкт-Петербург). Игорь Анатольевич Максимцев - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Сергей Алексеевич Уваров - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Уваров С.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 260 50 17. Е-mail: s_uvarov@mail.ru. Статья поступила в редакцию 20.09.2018.

В полной мере это явление было проявлено после разделения Корейского полуострова на КНДР и Республику Корея: сложившаяся в колониальный период специализация экономических функций между севером и югом и адекватная кооперация оказались разрушенными. Развитый в промышленном отношении Север страны утратил связи с сельскохозяйственными южными районами, при этом Север оказался изолированным от рынка современных инновационных технологий. Юг Кореи вынужден был заново создавать промышленную базу национальной экономики (в чём, как мы знаем, весьма преуспел, не без зарубежной помощи новых политических союзников), но при этом пришлось выстраивать совершенно новые хозяйственные связи, так как основные месторождения полезных ископаемых сконцентрированы на Севере.

КНДР располагает большими запасами железа, золота, цинка, меди, известняка, молибдена, редкоземельных металлов и угля. Так, по запасам магнезита (применяется в химической промышленности, для изготовления огнеупорных материалов) КНДР занимает второе место в мире. По оценкам южнокорейских экспертов, суммарная стоимость полезных ископаемых, которые находятся в недрах Северной Кореи, превышает $6 трлн. Это в 22 раза больше, чем объём разведанных месторождений полезных ископаемых в Южной Корее. Но разработка северокорейских месторождений осложняется такими факторами, как недостаток современного оборудования, а также международные санкции. При этом Южная Корея располагает необходимыми технологиями и оборудованием, но нуждается в промышленном сырье - приходится импортировать большинство природных ресурсов. Улучшение межкорейских отношений не только ликвидировало бы угрозу военного конфликта, но и могло бы принести большие выгоды экономикам обоих государств [4].

Нагнетанию напряжённости в этом регионе в значительной мере способствовал приход к власти в США администрации под руководством президента Д. Трампа. Он, формально прокламируя «коммерческий подход» к организации международного взаимодействия, по существу использует применяемые в рамках логистики эмоционального воздействия технологии психологического давления [2, с. 130-133] для получения американской стороной экономических и политических преимуществ. Такие приемы, будучи использованы по отношению к КНДР, привели к тому, что это государство ускорило реализацию программ создания ракетного и термоядерного оружия.

Международное сообщество, желая уменьшить количество стран, обладающих ракетно-ядерным потенциалом, отреагировало на этот факт введением экономических санкций в отношении КНДР, что, как это быстро стало очевидно, только активизировало процесс взаимного запугивания. В конфронтацию помимо США и КНДР стали втягиваться Южная Корея и Япония. Происходящие события, с одной стороны, стимулировали продажу американского оружия, но, с другой стороны, породили стратегическую неуверенность на финансовых рынках, что в совокупности может отрицательно повлиять на перспективы развития мировой экономики. Таким образом, проблемы во взаимоотношениях небольшой группы стран начинают ставить под сомнение не только экономическую, но и чисто физическую безопасность всего человечества.

С точки зрения логистики экономические санкции в отношении одной стороны данного конфликта принципиально не способны гармонизировать отношения на Корейском полуострове. Взаимный страх и недоверие между КНДР, Южной Кореей и Японией может быть преодолен путем включения этих государств в логистическую систему, где каждая из сторон получит экономическую выгоду только при добром согласии других. Первым шагом в создании такой логистической системы может стать прокладка по территории КНДР и Южной Кореи транзитных газо- и нефтепроводов, перемещающих потоки углеводородов из России в Японию, а также транзитных линий электропередач для переброски энергии из КНР и России в Южную Корею и Японию. Трубопроводы и линии электропередач, в отличие от транзитных железных дорог и автомобильных магистралей, создают наименьшую угрозу использования такой инфраструктуры для вооруженной агрессии.

На прошедших переговорах между лидерами КНДР и Южной Кореи подробно рассматривался вопрос о полной денуклеаризации Корейского полуострова, при этом указывалось на необходимых международных гарантий, и даже затрагивалась идея объединения двух стран. Это означает, что повышается возможность для Российской Федерации не только выступить гарантом мира на Дальнем Востоке, но и реализовать масштабные проекты, экономически выгодные для неё. Проект строительства газопровода в Южную Корею через территорию КНДР обсуждался достаточно давно, но только сейчас складываются реальные предпосылки для его реализации.

Предполагалось, что ветка газопровода протянется через КНДР по суше. Южная Корея рассчитывала на импорт из России около 10 млрд куб. м природного газа в год. Для этого необходимо построить газопровод длиной в 1,1 тыс. км, из них 700 км должны пройти по северокорейской территории. Стоимость проекта оценивалась в $2,5 млрд. Пхеньян выразил готовность участвовать в проекте, хотя обстановка на этапе первоначальных переговоров была весьма напряжённая [4].

Южнокорейский рынок весьма перспективен для развития экспорта газа. Именно Южная Корея, а не Китай и не Япония, уже сейчас является крупнейшим импортером в Азиатско-Тихоокеанском регионе сжиженного природного газа (СПГ): всего за год через местные порты проходит порядка 36 млн тонн СПГ, то есть в 1,6 раза больше, чем в КНР, и это при том, что на долю природного газа в местной энергетической системе приходится всего 18% [9].

По мнению экспертов, в перспективе потребление газа вырастет в Южной Корее как минимум в два раза. Это значит, что экспортерам газа уже сейчас следует искать пути наращивания предложения. В этом аспекте интересы РФ в лице Газпрома напрямую сталкиваются с американскими. Противостояние этих интересов складывается как на политическом, так и на экономическом уровне. Южная Корея находится в зоне прямого политического влияния США, которые всячески будут препятствовать участию России в выстраивании диалога Пхеньяна с Сеулом; у них определённо нет желания делиться политическими дивидендами с кем бы то ни было.

По нашему мнению, в таких вопросах разделять политический и экономический аспекты в аналитическом плане нецелесообразно. Примером тому является попытка США призвать своих европейских партнёров к отказу от импорта более дешевого российского газа и к переходу на ввоз более дорогого американского СПГ. Трудно представить, что курс на жесткую конкуренцию США с РФ в лице Газпрома на всех перспективных рынках сбыта газа претерпит какие-то изменения. Это находит воплощение и в стратегической инвестиционной политике: если сейчас в США работает на экспорт всего одно крупное предприятие по производству СПГ, то за ближайшие пять лет планируется ввести в эксплуатацию еще шесть заводов СПГ.

Велики и политические риски: выход отношений двух корейских государств на новый уровень не воплотился пока в конструктивные решения, в международном аспекте КНДР по-прежнему остается страной - изгоем, да и позиция руководства США в отношениях с Пхеньяном и Сеулом не отличается постоянством. Тем важнее, по мнению авторов, реализация проекта строительства газопровода в Южную Корею через территорию КНДР. В конце марта 2018 года министр иностранных дел Республики Корея Кан Ген Хва заявила, что улучшение ситуации с безопасностью на Корейском полуострове позволит начать строительство этого трубопровода. Южная Корея заинтересована в получении природного газа с помощью наземного трубопровода - это наиболее рентабельный способ экспорта газа. Сейчас Южная Корея закупает только дорогой СПГ.

В свете развития в перспективе экономических российско-южнокорейских отношений, следует отметить, что в настоящее время Россия поставляет в Южную Корею в основном сырье: в 2017 году продажи нефтепродуктов (сырой нефти, легких и средних дистиллятов и проч.) составили 5,5 млрд долларов, угля - 2,6 млрд долларов, сжиженного природного газа - 711 млн долларов. На долю российского сжиженного природного газа приходится порядка 7% всех поставок.

Итак, поставки сжиженного природного газа в Южную Корею из России уже осуществляются. Но вопрос заключается в эффективном использовании главного конкурентного преимущества газодобывающей отрасли РФ - трубопроводных поставок газа. Реализация этого проекта в настоящее время, когда стала возможной прокладка трубопровода по территории КНДР (схема прокладки трубопровода в обход Северной Кореи экономически нецелесообразна), должна найти реальные черты воплощения. Возможны варианты продления «Силы Сибири» или прокладки нового маршрута - здесь необходимы четкие согласования не только на стратегическом, но и на технологическом, проектном уровне.

Для реализации этого проекта есть все необходимые (но пока не достаточные) условия. Они заложены как в корпоративной миссии, так и в стратегии развития ПАО «Газпром». Как известно, миссия фирмы формулирует предназначение бизнеса организации, её роль в обществе. Миссия фокусирует внимание на потребителе: какую пользу может принести фирма потребителям, достигая успеха на рынке. Корпоративная миссия ПАО «Газпром» сформулирована следующим образом: «Обеспечение максимально эффективного и сбалансированного газоснабжения потребителей Российской Федерации и выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа».

Стратегическая цель корпорации предусматривает становление ПАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. Глобальная миссия и стратегическая цель ПАО «Газпром» предопределяют содержание стратегий в ключевых бизнес-сегментах: разведке и добыче газа и газового конденсата; магистральной транспортировке и подземном хранении природного газа; поставках и распределении газа потребителям; электроэнергетике; нефтяном бизнесе; глубокой переработке углеводородов.

Основные направления рассматриваемого проекта находят отражение и в стратегических приоритетах ПАО «Газпром», среди которых следует выделить: освоение новых рынков; диверсификация видов деятельности и обеспечение надежности поставок; масштабное развитие добычных и газотранспортных мощностей; установление рыночных отношений на внутреннем газовом рынке; диверсификация маршрутов и географии поставок газа; диверсификация профильных видов деятельности с выходом в электроэнергетику. Газотранспортная (трубопроводная) система ПАО «Газпром» представляет собой современную инновационно-логистическую систему, характерными чертами которой являются:

• централизованное управление;

• высокая разветвленность и наличие параллельных маршрутов транспортировки создают существенный запас прочности, высокую маневренность и обеспечивают бесперебойную поставку газа даже при пиковых сезонных нагрузках;

• постоянная модернизация и развитие газотранспортных мощностей гарантирует надежное выполнение контрактных обязательств перед партнерами и значительные коммерческие преимущества;

• значительный срок эксплуатации требует обеспечения инвестиций для выполнения значительных объемов работ по реконструкции и капитальному ремонту (доставка газа - значительно более капиталоемкий процесс, чем сама добыча);

• лидирующие позиции по развитию системы подземного хранения газа (ПХГ);

• развитие новых маршрутов экспортных поставок сжиженного природного газа (СПГ). Организация ПАО «Газпром» как холдинга позволяет в каждом из стратегических подразделений

компании осуществлять создание совместных предприятий с другими фирмами по разработке новых газовых месторождений; а также обмен акционерным капиталом с зарубежными партнерами, уменьшающий предпринимательские риски по всей цепочке от добычи газа до доведения его до потребителя. Таким образом, российская экономика располагает возможностью реализации рассматриваемого масштабного проекта.

Для финансирования создания и эксплуатации такой логистической системы целесообразно учредить международный консорциум. Ее строительство и оперативное управление эксплуатацией можно вести каждой стороной на своей территории преимущественно на национальной основе. Плату за транзит государства Корейского полуострова должны использовать на невоенные цели. Продукция, созданная КНДР из/или с использованием транзитируемых ресурсов, должна обладать преференциями на мировых рынках. Доходы от ее продажи следует использоваться в течение 20 лет со дня заключения соответствующего соглашения только на улучшение материального положения трудящихся КНДР.

Условием такого соглашения должен стать отказ КНДР и Южной Кореи от испытаний ракетного и атомного оружия, прекращение военных маневров иностранных государств на Корейском полуострове, заключение мирного договора между КНДР и Южной Кореей, международные гарантии нерушимости границ на Корейском полуострове. Баланс интересов КНР и США на Корейском полуострове должен быть гарантирован равной доступностью вложений капитала, как в КНДР, так и в Южной Корее. Параллельно этот проект позволил бы решить вопрос энергообеспечения КНДР.

Проект газопровода в Южную Корею через северокорейскую территорию следует рассматривать и в контексте развития экономических отношений между Российской Федерацией и Южной Кореей в целом. Внутренний рынок Южной Кореи давно насыщен, и она развивается за счет активного маркетинга экспортной продукции. При этом масштабный российский рынок сбыта корейцы долго игнорировали. Но в последний год между Сеулом и Москвой наметился явный прорыв в отношениях. Корейские компании все больше интересуются российским рынком, а Россия делает активные шаги по привлечению корейских инвестиций.

Товарооборот между Россией и Республикой Корея уже начал серьезно расти. Если в 2016 году он составил 13,4 млрд долларов, то в 2017-м увеличился сразу на 41% - почти до 19 млрд долларов. Россия и Южная Корея активно развивают сотрудничество в сфере торговли, постоянно наращивая его потенциал, комментировал итоги прошлого года глава международного департамента южнокорейской Ассоциации международной торговли (KITA) Ким Кык Су. Южная Корея поставила перед собой цель нарастить товарооборот с Россией к 2020 году до 30 млрд долларов, говорил посол в Москве У Юн Гын [9].

Данный проект, который в последнее время стали называть «Корейский поток», в числе прочих вопросов, связанных с обеспечением безопасности на Корейском полуострове, стал предметом обсуждения на Восточном экономическом форуме (2018 г.) во Владивостоке. Москва и Сеул возобновили обсуждение проекта по прокладке газопровода из России в Южную Корею через КНДР и просчитывают возможные варианты его осуществления. Как пояснил заместитель председателя правления «Газпрома» А. Медведев, российский газовый холдинг и южнокорейская газовая корпорация Cogas совместно готовятся к этапу обоснования инвестиций. Для этого сейчас будут разрабатываться необходимые технические, экономические и коммерческие задания [6].

В контексте такой же постановки вопроса Россия предложила Японии построить газопровод по дну пролива Лаперуза из Сахалина на Хоккайдо. России этот проект интересен тем, что дает ей возможности увеличения экспорта газа в Японию. Япония в условиях, когда остановлены все атомные электростанции, а работающие на газе ТЭС обеспечивают до 40% потребностей в электроэнергии, стремится снизить цену на энергосырье, так как сейчас газ в Японию поступает в сжиженном виде и перевозится танкерами. По мнению экспертов, поставка газа по трубопроводу позволит снизить цену на газ на 40%.

Однако Япония вряд ли сможет откликнуться на это предложение без консультаций со своими западными партнерами по G7. Группа депутатов японского парламента «За продвижение газопровода между Японией и Россией» сформировала предложение правительству о создании газопровода длиной 1350 км от южной оконечности Сахалина по дну океана до японского острова Хоккайдо, а затем через северные регионы острова Хонсю до города Хитати префектуры Ибараки в 150 км от Токио. По оценкам депутатов, проект будет стоить 600 млрд иен (около 6 млрд долларов) и может быть осуществлен за пять лет. Как считают депутаты, газ, поступающий по газопроводу, окажется в два раза дешевле СПГ. В год по газопроводу можно будет доставлять в Японию около 20 млрд куб. м газа, что составляет 20% от годовых потребностей страны [7].

Заметим, что сегодня одной из приоритетных задач не только для Корейского полуострова, но и для стран ЕврАзЭС является формирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) единого экономического, информационного и инфраструктурного пространства логистического взаимодействия с целью обеспечения как национальной, так и международной безопасности [3, с. 106]. В этих условиях чрезвычайно выгодное геостратегическое положение стран ЕврАзЭС становится неисчерпаемым источником повышения конкурентоспособности и экономического роста, а, следовательно, и национальной безопасности [1, с. 201, 301].

В частности, представляется весьма эффективным и конкурентоспособным развитие транспортной инфраструктуры. Например, длительность доставки контейнеров морским путем по маршруту Иокогама - Роттердам через Суэцкий канал составляет 33 суток, и при этом подавляющее большинство перевозок из АТР в Европу осуществляется именно по этому маршруту. Следует отметить, что возможности этой трассы ограничены как пропускной способностью самого канала, так и габаритами проходящих через него судов. В результате современные крупные контейнеровозы вынуждены идти вокруг Африки, а это увеличивает продолжительность доставки до 70 дней.

Поэтому для стран АТР и ЕврАзЭС может иметь большое значение предложенная Южной Кореей еще в 2008 году масштабная программа развития пространства логистического взаимодействия -строительство скоростной железной дороги Пусан - Роттердам для организации контейнерных перевозок грузов из Азии в Европу за 7-10 дней. Протяженность этой магистрали только по территории России составит порядка 10 тыс. км, она пройдет через 23 субъекта страны, что позволит создать более 6 млн новых рабочих мест, существенно увеличить объем заказов для российской промышленности и получить значительные доходы от транзита грузов.

Целесообразно выполнение этого проекта сопрячь по пространству и времени со строительством нефте- и газопроводов из России в Республику Корею. Сформированная таким образом часть комплексного пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР будет не только обеспечивать эффективный товарообмен, но и способствовать разрешению внутрикорейского конфликта, связав оба корейских государства транспортными, нефте- и газопроводными магистралями и информационными каналами [3, с. 104-106].

Наряду с этим, существует проект соединения российского Транссиба с межкорейской железной дорогой, тем самым будет создан самый короткий и экономически эффективный путь в Европу. Соединить железные дороги двух стран предложил лидеру КНДР Ким Чен Ыну президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. Это внесло бы значительный вклад в экономическое сотрудничество, отметил южнокорейский лидер. В принятой совместной декларации по итогам переговоров двух лидеров - КНДР и Южной Кореи - говорится о том, что Юг и Север договорились принять практические меры для соединения железных и автомобильных дорог и их модернизации.

Когда представители корейских государств работали над этим проектом, предполагалось сделать выход на Транссиб. Соединение межкорейской железной дороги с Транссибом протяженностью 10 тыс. км делает доставку грузов быстрой и более экономичной, так как сводит к минимуму число пограничных переходов и сокращает время в пути по сравнению с альтернативным морским путем. Так, для перевозки контейнера из Южной Кореи до Финляндии потребуется всего 14-16 дней вместо 40-45 дней на морском маршруте, который идет через Суэцкий канал, огибая всю Европу. На востоке Транссиб обеспечивает выход на железные дороги Казахстана, Монголии, Китая через Китайско-Восточную железную дорогу и железные дороги Корейского полуострова. Это позволит нарастить грузовой контейнерный транзит из Южной Кореи. Поэтому в первую очередь Россия могла бы зарабатывать на транзите грузов из Южной, а в перспективе и из Северной Кореи, отобрав долю грузов у морского маршрута. Кроме того, железная дорога сделала бы более рентабельными перевозки южнокорейских грузов непосредственно для нужд самой России [9].

Строительство этих транспортных магистралей будет способствовать привлечению обоих корейских государств к сотрудничеству в рамках ЕврАзЭС. Данный подход укрепит как национальную, так и международную безопасность стран АТР и ЕврАзЭС.

Таким образом, реализация проекта «Корейский поток», связанного с поставкой российского газа по суше через Северную Корею в Южную может стать инновационным проектом развития конструктивного сотрудничества двух корейских государств, а также первым шагом на пути к возможной региональной экономической интеграции в Восточной Азии. Реализация проекта до сих пор откладывалась исключительно по политическим причинам. Но политическая обстановка на Корейском полуострове меняется, появляется идеологическая терпимость; все участники проекта смогут не только способствовать нормализации обстановке на Корейском полуострове, но и удовлетворить свои национальные интересы.

Российская Федерация в стратегической перспективе планирует диверсифицировать свой газовый рынок и сместить фокус с Европы на Азию. К 2030 году предполагается продавать в Азию 25% своего природного газа. Южная Корея сейчас получает только 1,5 млн тонн сахалинского газа в год, а с введением в эксплуатацию нового трубопровода поставка может увеличиться до 7 млн, что позволит снизить зависимость от нынешних поставщиков сжиженного природного газа, который значительно дороже трубопроводного. Северная Корея после строительства газопровода не только обеспечит свою энергетическую безопасность, но и сможет взимать транзитные сборы, что принесет ей доход около 150 млн долларов в год [5].

Другие дальневосточные державы также могут быть заинтересованы в строительстве «Корейского потока». Так, Китаю тоже нужна энергетическая безопасность. Сейчас он импортирует газ из Туркменистана на запад и из Сибири на север страны. И если этот трубопровод будет протянут по морскому дну до Китая, то он сможет получать газ и с востока, что весьма важно при его немалой площади.

Итак, при взвешенной политике стран АТР, проявлении сильной политической воли их лидеров, тесное сотрудничество при реализации масштабных проектов, аналогичных «Корейскому потоку», направленному на создание инфраструктуры для подачи газа в Китай, КНДР, Южную Корею и Японию, могло бы заложить основу экономической интеграции стран АТР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. М., 2015. 784 с.

2. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика эмоционального воздействия в современной экономике // Логистика: современные тенденции развития. Материалы IX Международной науч.-практ. конференции. СПб., 2010. С. 130-133.

3. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Евразийские транспортные коридоры в процессе формирования единого экономического пространства ЕврАзЭС // Логистика: современные тенденции развития: материалы XIII Меж-дунар. науч.-практ. конф. СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2014, С. 103-106.

4. Алексеева Н. Мирный поток: как Москва собирается соединить газопроводом Северную и Южную Кореи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/453786-korea-gazoprovod-konflikt (дата обращения 28.11.2017).

5. Енхун Давид Ким. А США оставят не у дел: Россия, две Кореи и Китай готовы связаться одной газовой трубой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rueconomics.ru/350648-a-ssha-ostavyat-ne-u-del-rossiya-dve-korei-i-kitai-gotovy-svyazatsya (дата обращения 20.09.2018).

6. Лекух Д. Будет ли построен газопровод «Корейский поток». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/analytics/20180913/1528426232.html (дата обращения 13.09.2018).

7. Нака К. Россия предлагает Японии провести газопровод через пролив Лаперуза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20141015/1028392805.html (дата обращения 15.10.2014).

8. Самофалова О. Новый российский трубопровод способен сильно навредить США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vz.ru/economy/2018/3/30/915147.html (дата обращения 30.03.2018).

9. Самофалова О. Россия заработает на примирении двух Корей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vz.ru/economy/2018/4/28/920162.html (дата обращения 28.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.