5. Мовсесян А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 444 с.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
7. Портной К. Правовое положение холдингов в России: Научно-практическое пособие. — М.: Волтерс Клу-вер, 2004. — 278 с.
8. Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения. Теоретические и методические аспекты. — М.: Высшее образование и Наука, 2003. — 304 с.
9. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. — М., Издательский дом «Альпина», 2000. С. 200.
10. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. — М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 15.
УДК 330.4 : 339.18
логистическая координация материальных потоков в условиях промышленно-торговой интеграции
Гришаева О.Ю.,
Коломенский филиал МГОУ Шумаев В.А.,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Market reforms, the global economic relations, and the international producers in the Russian market are the factors, which demand qualitatively new skills and abilities. This innovative situation should result in the reform of suppliers and manufacturers logistics. Manufacturers cooperate with suppliers and sales force to retain positions in the markets; therefore, the article examines the management of the materialflow based on the logistics system.
Рыночные реформы, развитие внешнеэкономических отношений, приход на рынок иностранных производителей требуют качественно нового поведения, заставляют увеличивать требования к логистике поставщиков и производителей. Для удержания позиций на рынках производители интегрируются с поставщиками и сбытовиками. При этом появляется необходимость в координации действий всех структур и материальных потоков на основе логистической системы.
В настоящее время в Российской Федерации имеет место недостаточно цивилизованный уровень рыночных отношений, не четкое законодательно-правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, слабо развитая инфраструктура товарных рынков, высокий уровень транспортных издержек, большая доля монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.
На товарном рынке России действуют около 700 тыс. организаций (юридических лиц), оказывающих деловые услуги и участвующих в товародвижении от производителя до конечного потребителя. В ходе экономических реформ произошло нарушение процесса товародвижения и существовавших между хозяйствующими партнерами взаимосвязей, увеличение звенно-сти в процессе движения товаров, возрастание издержек, цен, объемов нерациональных перевозок, неупорядоченное осуществление оптовой и торгово-посреднической деятельности.
Способы оптимизации товародвижения, снижения затрат на каждом этапе и процессе в целом ещё не стали обязательными элементами хозяйствования, логистика ещё не нашла должного применения на российском рынке и слабо используется в управлении конкретным предприятием.
Работа предприятий в настоящее время пока осуществляется обособленно, еще не носит системный характер.
В условиях ужесточения конкуренции имеется необходимость интеграции производственных предприятий и торговых организаций в единую сеть. Интеграция участников в единую логистическую сеть, оптимизация материальных потоков и минимизация затрат позволят повысить конкурентоспособность интегрированной структуры и всех её составляющих как на российском рынке, так и на международном.
Переход к рынку обусловил главенствующую роль спроса: именно он является движущей силой развития производства. Логистическая координация сбыта продукции является главной для предприятия и распространяется на обеспечивающее его производство и снабжение ресурсами.
Нерешенность ряда проблем координации единого процесса снабжения, производства и сбыта продукции, а также совершенствования управления на основе логистики, обусловили актуальность разработки организационноэкономических инструментов координации сквозного материального потока и на этой основе — модернизации управления интегрированным предприятием.
Постоянный рост издержек, усиление конкуренции за рынки сбыта, ужесточение требований потребителей к качеству товаров, их ценам, качеству обслуживания предопределили признание главной, стратегической роли сбыта, управления процессом товародвижения в логистике. Использование логистики в сбытовой деятельности необходимо рассматривать как ключевой элемент рыночной стратегии предприятия, как сферу деятельности по обеспечению конкурентного преимущества.
Сбыт служит своеобразным индикатором деятельности предприятия, от которого зависит успешное функционирование хозяйствующего субъекта.
В современных условиях предприятию необходимо самостоятельно разработать си-
стему реализации продукции с учетом запросов потребителей на основе логистической концепции сбыта. Указанная концепция рассматривает сбыт как систему, состоящую из элементов, взаимодействующих между собой и внешней средой.
Концепция логистики сбыта рассматривается с позиций функциональной, институциональной и товарной. Функциональный аспект концепции базируется на функциях сбыта с учетом логистической оптимизации: поставка товара в нужное место, в заданное время, нужного количества и качества по приемлемой цене. Институциональный аспект характеризуется элементами системы сбыта, которыми являются производители, сбытовые посредники, потребители. Товарный аспект характеризуется разбивкой товаров по номенклатуре.
Особенности логистического подхода к координации материального потока, и на этой основе построения хозяйственной деятельности предприятия, заключаются в следующем:
• управление процессом товародвижения становится наиболее приоритетным и занимает ведущее место в деятельности предприятия;
• логистика предполагает комплексный (сквозной) подход к управлению материальным потоком, его оптимизации, что предопределяет согласование процессов снабжения, производства, сбыта в единый процесс;
• использование теории компромиссов, отражающих функциональные интересы подразделений предприятия и всех структур — участников движения материальных ценностей.
Реализация готовой продукции характеризуется наличием конфликтов между функциональными подразделениями, возникающих в результате рассредоточения функций по разным подразделениям. Различные интересы подразделений предприятия сопровождаются соответствующими затратами. Логистическая координация направлена на преодоление конфликтов путем оптимизации затрат по отдельным направлениям и минимизацию затрат в целом материального потока. Эффективное выполнение функций управления на основе логистики определяется конечной целью рыночной стратегии предприятия — наиболее полное удовлетворение потребителей за счет
поставки необходимого им продукта заданного качества в определенном количестве в нужное место и время по приемлемой цене.
В условиях рыночной экономики главной задачей является удовлетворение спроса клиентов на определенные товары и услуги по приемлемым для них ценам. Наличие соответствующих спросу товаров на рынке вызывает реализацию покупательской способности агентов. Идеальным является соответствие спроса и предложения. В целях обеспечения рынка необходимыми товарами организуется их производство. Для обеспечения производственного процесса осуществляются закупки сырья, материалов, комплектующих изделий и ингредиентов, то есть формируется сфера снабжения исходными веществами. Исходные вещества, проходя через производство, преобразуются на выходе в готовую продукцию, которая после упаковки, маркировки, затаривания, транспортировки поступает на рынок в виде товара.
Предприятие следует определять и рассматривать, в первую очередь, как участника процесса товародвижения, и уже во вторую — как самостоятельную хозяйственную единицу. Для реализации цели своего существования и обеспечения своей конкурентоспособности предприятие должно искать резервы не только внутри себя, а, прежде всего, в сфере взаимосвязи с другими участниками процесса товародвижения. Источником повышения конкурентоспособности для предприятия является результат синтеза этих двух направлений деятельности.
С точки зрения практического применения логистика — это инструмент поиска и выбора лучшего (по сравнению с существующим) варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе метода сквозной организационноаналитической оптимизации.
В настоящее время развитие рыночных отношений за рубежом характеризуется глобализацией, вертикальной интеграцией, созданием новых информационных технологий.
Концепция интегрированной логистики, обусловленная глобализацией экономики, предусматривает не только интеграцию видов логистической деятельности внутри компании, но и вне ее, объединяя компанию с ее поставщиками и потребителями. Рассматривается общая логистическая цепь, в которую
включены звенья из множества поставщиков, производителей и потребителей. Концепция распространяется на все типы предприятий: производителей, оптовую и розничную торговлю, предприятия услуг, организации государственной сферы. Концепция интегрированной логистики получила широкое распространение за рубежом и представляет собой реализацию цели логистики как управление процессом товародвижения путем объединения участников этого процесса.
С присоединением России к ВТО следует ожидать массового прихода иностранных логистических сетей на российский рынок. Зарубежные сети — это единые закупки, ассортимент, контроль, минимальное количество персонала. За счет этого делаются огромные обороты и поддерживаются невысокие торговые надбавки. Отечественным торговым предприятиям предстоит конкуренция с западными зарубежными сетями, которые работают с разрекламированными брендами и приходят на рынок со своими производителями. Поэтому местные производители могут значительно пострадать. Крупнейшие компании выживут, если проведут реорганизацию в соответствии с использованием имеющегося зарубежного опыта.
Эффективным путем противостояния иностранным конкурентам в период интеграции торговли в мировом масштабе является создание российских комплексных промышленно-торгово-транспортных логистических объектов и сетей.
Предлагаются следующие основные принципы и направления интеграции в логистические интегрированные предприятия:
• организационная (системная) интеграция — обеспечение взаимодействия и согласованной сопряженности всех элементов системы интегрированного предприятия;
• управленческая интеграция — создание единого управления интегрированным предприятием и материальным потоком на основе логистической координации;
• логистическая интеграция — координация всех процессов материального потока, сформированного по единой сквозной технологии (начиная от закупки исходных сырья и материалов и кончая поставкой готового товара потребителю);
• комплексная интеграция — интеграция по всем указанным выше направлениям.
С точки зрения институциональной необходимо отметить следующие направления интеграции, которые могут быть использованы предприятиями: внутрифирменная; внутриотраслевая; горизонтальная; межотраслевая; вертикальная; комбинированная; международная.
Аналогично интеграции в международные системы финансового обращения, передачи информации, транспортировки электроэнергии, Россия нуждается в интеграции в международную сеть перемещения товаров с соответствующими институциональными механизмами и информационными подсистемами.
Социально-экономический эффект полной «логистизации» экономики, которую уже достигли индустриально развитые страны, соизмерим с эффектом таких этапов научнотехнического прогресса, как электрификация, индустриализация, химизация, информатизация. Логистическая сеть может быть уподоблена энергетической сети или Интернету, однако, если в первых передаётся энергия и информация, то в логистике — материальные потоки.
На основе анализа используемых за рубежом инструментов логистической координации выявлено следующее. Чтобы предприятие выжило на рынке и составило конкуренцию, в том числе и западным компаниям, необходима комплексная логистизация управления. За рубежом имеется положительный опыт применения информационных технологий для логистического управления предприятием и материальным потоком.
Так, MRPII (Manufactory Resource Planning) — методология управления производственным предприятием, планирования производственных мощностей и потребностей в материалах. MRPII представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д.
Дальнейшим функциональным развитием MRP II стало появление систем планирования ресурсов предприятия (ERP, Enterprise Resource Planning). В сфере производства система позволяет контролировать выпуск продукта, управление производством, учет расходов сырья. Предусмотрены средства управления рабочими мощностями, сроками и
трудовыми ресурсами, расширенные возможности планирования и анализа, предоставление управленческой информации в максимально наглядной форме. Система класса ERP ориентирована на бизнес, но в отличие от MRP и MRPII, для которых имеются строгие определения и формализованные перечни требований, не имеет четких критериев и описана только на уровне концепции.
В последние несколько лет широкое распространение получили следующие концепции. CRM (Customer Relationship Management) — управление взаимоотношениями с клиентами. Система позволяет консолидировать всю информацию о клиенте, сделав её доступной всем подразделениям предприятия, а также упорядочить все стадии взаимоотношений с клиентами от маркетинга и продаж до послепродажного обслуживания. SCM (Supply Chain Management) — системы управления логистическими цепочками. Управление цепочками поставок — это планирование и контроль потоков материалов, информации и денежных средств в процессах снабжения, производства, сборки, хранения на складах и доставки товаров и услуг конечным потребителям. При этом особое внимание уделяется объединению всех компаний, принимающих участие в снабжении, производстве и дистрибуции товаров, в единую интегрированную систему (Extended Enterprise) и эффективному взаимодействию ее элементов.
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — концепция, нацеленная на сферу взаимодействия предприятия с его заказчиками, проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика; гарантийное и сервисное обслуживание.
Таким образом, указанные инструменты (информационные продукты) применяются за рубежом (в первую очередь в США) и обеспечивают систему управления снабжением, производством и реализацией. Однако российские условия отличаются от зарубежных своей неупорядоченностью и недостаточной формализованностью функций и технологии потока. Недостаточно четко также сформирована структура управления. Поэтому для организации логистической координации сбыта, производства и закупок в России целесообразно заново спроектировать систему управления предприятием и материальным потоком с учетом использования имеющегося информационного инструмента обеспечения оптимиза-
ПРОИЗВОДСТВО у Преобра-
ПОСТАВЩИК
зователь
потока
МАТЕРИАЛЬН
эсм
Е1ЧР, М1ЧР II, АСУ, АСУТП
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ы й поток
Рис. 1. Схема организации управления материальным потоком с учетом использования информационных программных инструментов.
ции и логистической координации или такой инструмент надо разработать под российского потребителя.
Схема организации управления с учетом использования информационных программных инструментов представлена на рис. 1.
Характерной особенностью экономической деятельности является организация потоково-распределительных процессов: материальных, финансовых, информационных или их сочетаний. Постепенно они приводятся к совершенствованию, т.е. в той или иной степени к оптимизации за счет развития процесса логистизации.
Логистизация работы предприятия — процесс совершенствования работы за счет использования инструментов логистики, направленных на оптимизацию потоково- распределительных процессов и способствующих повышению эффективности.
Однако достигнуть оптимальных результатов можно лишь, используя маркетинг во взаимосвязи с логистикой.
В соответствии с принципами логистики предприятие в качестве объекта управления следует рассматривать как совокупность потоков различного характера. Учитывая этот подход, современное интегрированное предприятие — это система, включающая организованную определенным образом сеть из материальных, финансовых, информационных потоков и систему управления сетью, ориентированную на достижение цели (обозначенной маркетингом) путем оптимизации потоков предприятия.
В нашей стране имеются отдельные разработки в области оптимизации процессов, например, планирование, САПР, АСП, АСТПП, а также опыт централизованной организации процесса снабжения и сбыта продукции. Од-
нако эти разработки являются элементами разрозненной неупорядоченной деятельности и далеко не всегда могут быть составной частью управления в условиях рыночной экономики.
Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования управления предприятием и экономикой страны в целом является логистизация управления. Проектирование предприятий должно осуществляться комплексно с учетом проектов оптимизации по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, самого производства и реализации продукции. Головным звеном в управлении логистикой должно быть производственное предприятие по выпуску продукции. Относительно его формируется логистическая сеть поставщиков и потребителей.
Использование зарубежного опыта и отечественных разработок позволит сократить сроки повсеместного использования концепции логистики, формирования логистических сетей и систем.
Рассмотрение предприятия в качестве преобразователя потока является основой методологического подхода организации управления предприятием и в целом материалопо-током. Требуемый выходящий поток может быть определен в результате деятельности маркетинга, возможные варианты входящего потока (ресурсы) могут быть рассчитаны и определены поставщики, неизвестным пока остается преобразователь (система предприятия), который затем проектируется с ориентиром на выпуск необходимой потребителю продукции. В соответствии с указанным подходом предлагается организация управления предприятием и материальным потоком через специальную службу логистической координации (см. схему на рис. 2).
В качестве инструмента, используемого логистической службой, рекомендуется применение нормативного метода ограничения затрат для достижения конкурентоспособности продукции по стоимости. Поддержание конкурентоспособности необходимо проводить постоянно и периодически разрабатывать и включать в бизнес-план мероприятия по снижению себестоимости всей цепочки «снабжение—производство—сбыт».
Модель этого метода имеет следующий вид.
Целевая функция:
З + З + З + З + З б = З < Н, (3)
смк сн ск пр сб о Зу ' 7
где
Зсмк — затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий; Зсн — затраты на снабжение с учетом транспортных расходов; Зск — затраты на складирование, хранение, подготовку; Зпр — затраты на производство; Зсб — затраты на сбыт готовой продукции; Зо — общие затраты; Н — норматив затрат, установленный руководством фирмы по предложению маркетинговой и логистической служб, обеспечивающий конкурентоспособность продукции.
З =Ц х В + Цх В + Ц х В = З <Н (4)
смк с с м м к к смк смк
З = Т+П+О+С+З+У+ М= З <Н (5)
сн з сн сн ^ '
З =Ц х Рх t + З д = З < Н (6)
ск под ск ск ' /
З = К + А + З + Н = З < Н
пр тр р пр пр
(7)
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЫХОДНОГО ПОТОКА:
- количество товара;
- качество товара;
- время поставки; цена ____________________________
2. УСТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРВДПРИЯШЯ
_______________________
3. ЭТАПЫ фИЖЕНИЯ
МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА ВНУТРИ ПРЕДПРИЯТИЯ
4. ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
5. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА
6. ОПРВДЕГЕНИЕ ФАКТУНЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ,
ИХ КОРРЕКТИРОВКА
______________________
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВХОДНОГО ПОТОКА РАС-ЕТ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ
8. РАСЧЕТ ЗАТРАТ ПО ВСЕЙ ЦЕПОЧКЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ БОЛЕЕ ЗАТРАТНЫХ ЗВЕНЬЕВ
9. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ, КООРДИНАЦИЯ
СЛУЖБА
МАРКЕТИНГА
ПРЕД-
ПРИЯ-
ТИЕ-
ПРОИЗ-
води-
ТЕЛЬ
СНАБ-
ЖЕНИЕ
Рис. 2. Схема управления предприятием и материальным потоком с учетом логистики
Зо = Т + З + З + З = Зо < Н, (8)
со зап ск реал со со"7 ' /
где Ц — цена; В — объём сырья (с), материалов (м), комплектующих изделий (к); Т — расходы собственно на транспортировку; П— расходы на погрузочно-разгрузочные операции; О — расходы на перегрузочное и складское оборудование (обработка грузов); С — затраты на связь, информацию и обработку документов; Зз — процент за кредит под запасы; У — расходы на расфасовку и упаковку; М — затраты на управление снабжением (менеджмент); Цу — цена единицы площади склада в единицу времени; Р — площадь; t — время; К — затраты, связанные с капиталовложениями; А — амортизационные расходы; Зтр — затраты труда; Нр — накладные расходы; Ззап — затраты, связанные с содержанием запасов сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции; Зреал — затраты, связанные с реализацией продукции.
Решение системы уравнений (4—8) с учетом минимизации затрат позволяет добиться выполнения неравенства (3).
Использование нормативного метода снижения затрат показано на рис. 3. Выполнение установленных нормативов затрат каждой службой или подразделением позволяет сни-
Рис. 3. Схема применения нормативного метода минимизации затрат
зить общие затраты и повысить конкурентоспособность продукции.
Для избежания потерь вследствие неверной оценки уровня спроса со стороны клиента предприятия-производителя целесообразно применять логистическую концепцию «реагирования на спрос».
Совершенствование управления необходимо осуществлять исходя из цели выпуска определенной маркетинговыми службами продукции с заданными параметрами и характеристиками, позволяющими быть конкурентоспособной. Ставится цель — организация производства данной продукции с наименьшими затратами. Для этого разрабатываются и устанавливаются каждой службе предельные (отражающие максимальную величину) нормативы затрат (общие и каждого звена), выполнение которых обеспечивает конкурентоспособность продукции по стоимости.
Рассчитываются затраты каждого звена прохождения потока и общие затраты, выявляются наиболее затратные этапы, разрабатываются мероприятия по ресурсосбережению, которые включаются в бизнес-план и реализуются. Затем рассчитываются затраты полной цепочки движения и сравниваются с нормативом. Если затраты получаются выше норматива, то разрабатываются дополнительные мероприятия по их минимизации. Полученный на выходе предприятия заданный продукт реализуется по разработанным заранее логистическим схемам в расчете на определенного потребителя.
Реакцию рынка на уровень логистического обслуживания предприятия можно определить через потери части покупателей, вызванные ухудшением сервиса. Чтобы определить, хорошо ли сработало предприятие в плане уровня логистического сервиса, есть ли изменения негативного характера, необходим инструмент выявления проблемы и экономический механизм ее устранения. Для этого используют показатель, определяющий качество потока на выходе, в области распределения товара предприятия — коэффициент полноценности выходного потока.
Коэффициент полноценности выходного потока предприятия — показатель, характеризующий качественную сторону поставок и отражающий фактический уровень удовлетворения заявленного спроса клиентов на продукцию нужного объема, ассортимента и качества в нужное время.
Коэффициент полноценности определяется как отношение объема фактических продаж к объему потенциальных продаж и измеряется в процентах.
Коэффициент полноценности потока (Кп) можно рассчитать по формуле:
Qф
К =......х 100%, (9)
П й„
где Qф — объем продаж фактический, руб.; Цп —потенциальный объем продаж, руб.
Потенциальный объем продаж определяется по формуле:
йп = Qф + йв + йн , (10)
где 00е — возврат товара, руб.; 0н — невыполненные заказы товара, руб.
Рассчитывать коэффициент полноценно -сти рекомендуется по группам покупателей, выделенным в результате сегментирования, и в целом по всей клиентской базе. Расчет коэффициента по группам покажет картину адекватности действий предприятия установкам, принятым им в соответствии с необходимостью обеспечения конкурентоспособности на рынке, и даст информацию менеджменту для принятия управленческих решений.
Предлагаемый показатель призван быть индикатором, определяющим появление проблем или подтверждающим, что уровень работы предприятия приемлем в рамках необходимого ей диапазона для успешной деятельности в рыночных условиях. В случае, если показатель выявил отклонения от него или предыдущих значений, или значений соответствующих периодов с учетом сезонности, то далее проводится подетальный анализ, призванный выявить причины изменений. При таком подходе экономится время: быстрый результат без предварительного проведения анализов, что позволяет принимать решения более своевременно.
Качество потока могут ухудшить следующие факторы:
• невыполнение заказанного объема товара: в разрезе по клиентам и по ассортименту;
• несоблюдение заказанного ассортимента — пересортица;
• несоблюдение срока выполнения заказа — даты и времени доставки;
• наличие возврата товара в связи с низким качеством его или/и истечением срока годности непроданного товара в результате недостаточного на него спроса.
Для выявления и устранения дефектов качества можно использовать ряд дополнительных практических мероприятий, усиливающих контроль качества продукции за пределами предприятия.
1. Ежедневное ведение журнала контроля качества, в котором фиксируется качество постоянного ассортимента продаж, дополнительно к проводимому контролю на каждом технологическом этапе производства продукции на предприятии.
2. Проведение анализа ассортимента возвратов и их динамики, выявление позиций, требующих особого внимания.
3. Проведение мониторинга качества продукции в рознице:
• путем выборочных закупок продукции по наиболее беспокойным с точки зрения качества ассортиментным позициям в клиентской рознице;
• путем постоянного контроля внешнего качества продукции в розничной сети клиентов и собственной.
4. Изучение жалоб и претензий клиентов о качестве продукции в специальных журналах торговых представителей в каждом регионе, а также жалоб и претензий торгового персонала фирменной сети.
5. Оформление дополнительных книг отзывов и предложений в местах продаж продукции предприятия для рядовых покупателей и непосредственных потребителей в рознице (дополнительно к стандартным книгам жалоб и предложений).
Для модернизации управления и организации службы логистики на предприятии предлагается метод рассредоточения функций логистики (рис. 4). Все службы и подразделения предприятия должны быть пропитаны идеей логистического подхода к управлению, то есть логистику надо применить как направление мышления для всего персонала предприятия.
Отличие от предыдущих управленческих решений состоит в том, что для перевода деятельности предприятия на логистическую основу необходимо рассредоточить функции логистики по всей оргструктуре предприятия, т.е. включить дополнительные логистические функции в уже созданные структуры управления на всех его уровнях. В перечень задач, наряду с привычным анализом хозяйственной деятельности, нужно внести задачу оптимизации как основную цель управления на основе логистики. Принципы логистики будут реа-
ГЕН. ДИРЕКТОР
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
ЗАМ. ГЕН. ДИР-РА ЗАМ. ГЕН. ДИРЕКТОРА ПО ЛОГИСТИКЕ И МАРКЕТИНГУ
СВОДНО -
СТРУКТУРЫ АНАЛИТИ-
ЧЕСКИИ
УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛ
ЛОГИСТИКИ
ПРОИЗВОД-
СТВОМ
ыж
ОТДЕЛ
ТРАНС-
ПОРТА
УПРАВЛЕ-
НИЕ
СКЛАДАМИ
Рис. 4. Схема формирования логистической службы головного предприятия интегрированной структуры
(по принципу рассредоточения функций)
лизовываться на трех логистических уровнях: оперативном, тактическом и стратегическом. Кроме того, на головном предприятии в структуре управления необходимо предусмотреть отдел, подразделение, отдельное лицо (в зависимости от размера предприятия), выполняющее аналитическую и организационную функцию в области логистики.
Положительные последствия предлагаемой структуры организации логистики следующие: исключается дублирование функций; повышается квалификация персонала за счет знания технологий, методов и приемов
Литература
логистики в каждой сфере деятельности; выполняется оптимизирующая функция работниками со специализированными знаниями; сохраняется большая часть существующей организационной структуры; обеспечивается соединение горизонтальной и вертикальной интеграции управления; повышается устойчивость системы.
По нашему мнению, использование приведенных предложений будет способствовать совершенствованию организации управления материальным потоком на основе логистики.
1. Брыкин А.В., Шумаев В.А. Формирование промышленной политики на основе логистики: Монография. — М.: МосгорЦНТИ, 2007. С. 232.
2. Гришаева О., Шумаев В. Логистическая координация материальных потоков как конкурентное преимущество. — РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 2005. — № 2. С. 22—27.
3. Gourdin K.N. Global Logistics Management, Blackwell Publishers Ltd 108 Cowley Road Oxford UK, 2001.