Уральский государственный горный университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30 Контактный телефон: (343) 257-41-91 e-mail: [email protected]
Доцент кафедры экономики и менеджмента
СОКОЛОВА Ольга Геннадьевна
КАРХ Дмитрий Андреевич
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции, логистики и экономики торговли
1\
7
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-10-44 e-mail: [email protected]
1
Логистическая иерархия как основание системного управления предприятием
Рассматриваются вопросы использования системного подхода к организации управления предприятиями путем формирования логистических систем. Представлена эволюция подходов к понятию «система», предложена авторская трактовка категории «логистическая система», показано ее отличие от существующих определений. С позиции субъектно-объектного и процессного подходов к управлению на примере горнодобывающего предприятия определены основные логистические бизнес-процессы, учитывающие особенности его функционирования. Выделены три уровня иерархии подсистем логистической системы. С целью совершенствования управления логистической системой и достижения стратегических и оперативных целей предприятия проведена классификация логистических бизнес-процессов на иерархических уровнях (межорганизационном, межфункциональном и внутрифункциональном), позволяющая определить границы допустимых параметров управления логистической системой предприятия.
JEL classification: L72, P41
Ключевые слова: логистика; система; логистическая система; системный подход; управление; управление цепями поставок; интеграция; бизнес-процессы.
Экономические интересы производителей требуют изыскания оптимальных вариантов производства и продвижения продукции. Происходящие в настоящее время интеграционные процессы приводят к формированию цепей поставок через объеди- ю нение различных организаций, совместные усилия которых направлены на более эф- ° фективное и экономичное удовлетворение требований потребителей. Одним из важ- < нейших условий успешного функционирования организаций является использование ^ логистического подхода к управлению. Логистический подход - это комплексное пред- ¿3 ставление потоковых процессов в экономической деятельности на основе построения логистических систем и цепей с целью ее оптимизации [18]. Логистика рассматривает « интеграцию функций и процессов хозяйствующего субъекта в качестве потенциала роста и развития, что ведет к необходимости использования системного подхода в управлении материальными и информационными потоками и внедрения логистического
Введение
4 (66) 2016
управления в корпоративную стратегию [7]. В связи с этим определение иерархии логистических бизнес-процессов как основание для применения системного подхода в управлении предприятием приобретает особую актуальность и без сомнения находится в сфере интересов предприятий.
Выделение логистической системы предприятия как звена цепи поставок
Традиционный системный подход разработан классиками общей теории систем Л. фон Берталанфи, У Эшби, Н. Винером, Дж. фон Нейманом и их последователями в 1930-1970-е годы. На основе этого подхода были выполнены многочисленные исследования, в том числе в экономической науке и сопряженных областях знаний. Важный вклад в становление системных представлений внес в начале XX века А. А. Богданов, предложивший всеобщую организационную науку - тектологию [2]. Последние два десятилетия развиваются новые направления системной теории, которые привели к постулированию системной парадигмы. Концептуальные основы системной формы организации отразили в своих трудах Д. Бауэрсокс, Г. Вунш, Д. Клосс, Д. Вуд, Д. Джонсон, Д. Вордлоу, Р. Робертсон, Ф. Уэбстер, Р. Хендфилд и др.
Разнообразие трактовок понятия «система» в настоящее время не ограничивается теоретическим аспектом, а является центральным элементом в прикладном плане. «Система» трактуется в очень широких пределах - от канонического «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и средой» [1] до «система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания» [20] или «система - структура фундаментальных элементов (единиц), способная к саморазвитию (автоэволюции) путем неограниченной последовательности чередующихся кризисов, полифуркаций и аттракций» [15]. Государственный стандарт Российской Федерации по системам менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000:2001 трактует систему в соответствии с каноническим определением Л. фон Берталанфи: «система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов»1. Несмотря на столь существенные различия в определении ключевого понятия, можно выделить некоторый инвариант, базирующийся на следующих утверждениях [14]:
• система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
• система образует особое единство со средой;
• любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка;
• элементы системы обычно выступают как системы более низкого порядка.
Системная форма организации реализуется посредством формирования логистических систем, основной целью которых является доставка продукции с заданными количественными и качественными характеристиками, с максимально возможной степенью подготовленных к производственному или индивидуальному потреблению при оптимальном уровне издержек. Логистическая система позволяет осуществлять интегрированное управление сферами снабжения, производства, складирования, управления запасами, транспортировкой, процессами распределения, что обеспечивает устойчивое положение компании на рынке и удовлетворение запросов потребителей [5].
Понятие «логистическая система» уточнялось в работах целого ряда авторов по мере развития логистики как науки [4-6; 8-12; 16; 18; 21; 22]. Общим в представленных определениях является характеристика логистической системы как системы, состоящей из отдельных взаимосвязанных элементов (звеньев, подсистем) или процессов, объединенных стремлением к достижению общих целей [5; 8; 11; 12; 16]. Этим подчеркивается адаптивный характер логистической системы с наличием обратной связи
1 ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М. : Госстандарт России, 2001.
и связями с внешней средой [3; 17]. Анализ представленных определений позволяет рассматривать логистическую систему организации как часть менеджмента предприятия, в которой выделяют подсистемы функциональных областей логистики (снабжение, производство и распределение), а в каждой функциональной области - логистические функции: транспортировка, складирование, управление запасами, управление закупками, возврат тары, отходов, защитная упаковка, грузопереработка и др. Логистическую функцию рассматривают как систему еще меньшего уровня и размера и делят ее на логистические операции. Обращается внимание на то, что логистическая система является подсистемой цепи поставок (на макроуровне) и одновременно подсистемой системы управления предприятием (на микроуровне). При этом логистическая система обладает всеми свойствами сложных систем, включая интегративное свойство системы.
На основе анализа существующих подходов к определению логистической системы, опираясь на общую теорию систем и методологические принципы логистики и объединяя объектный и процессный подходы к управлению, под логистической системой авторы понимают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих автономных саморегулирующихся систем, имеющих заданную структуру, выполняющих функции перемещения материальных и сопутствующих потоков, действующих в соответствии с определенным механизмом, интегрированных на принципах синхронизации и оптимизации потоковых процессов, объединенных общими целями по удовлетворению потребностей потребителей. В предлагаемом нами определении, в отличие от ранее используемых, объединены объектно-субъектный и процессный подходы к управлению логистической системой; отражены характеристики системы, определяющие состав, структуру, функции; учтен механизм функционирования отдельных подсистем и системы в целом; для более эффективного достижения цели управления логистической системой предложена интеграция элементов системы на принципах синхронизации и оптимизации потоковых процессов.
Производитель формирует цепь поставок своей продукции, представляющей совокупность взаимосвязанных звеньев, включающих поставщиков и потребителей разного уровня. В основу концепции управления цепями поставок положена идея интеграции и координации взаимодействия всех звеньев, обеспечивающая возможность повышения рентабельности и конкурентоспособности фокусной компании и всей цепи поставок. Концепция SCM (Supply Chain Management - управление цепями поставок) заключается в управлении не только внутренними, но и внешними бизнес-процессами предприятия. Использование данной концепции позволяет прогнозировать продажи товара, оптимизировать планирование всех видов запасов с учетом выбранной модели управления запасами для каждой товарной группы, оптимизировать функционирование логистической системы компании. Эффективность функционирования всей цепи зависит, в первую очередь, от эффективности деятельности ее основного звена - фокусной компании, формирующей данную цепь и имеющей иерархию логистических бизнес-процессов. Эффективность функционирования фокусной компании определяется эффективностью управления логистической системой предприятия. Количественная оценка эффективности управления логистической системой и ее влияние на эффективность фокусной компании представлены в работе [19].
В основе логистической системы промышленного предприятия лежит материальный поток, встроенный в модель бизнес-процессов, осуществляемых в рамках различных функциональных областей. В соответствии со стандартом ISO 9000:2001 под бизнес-процессом понимается устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующей «входы» в «выходы», результатом которой является создание ценности, как для внешнего, так и для внутреннего потребителя. Идентификация логистических бизнес-процессов осуществляется в соответствии с идеологией концепции управления цепями поставок SCM: на основе прогнозирования спроса разрабатывается план продаж, определяется производственное задание для
каждого подразделения предприятия, планируется процесс производства и составляется план закупок материально-технических ресурсов.
Каждый бизнес-процесс имеет руководителя («хозяина» бизнес-процесса) и организационную структуру по распределению ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. Руководитель процесса осуществляет планирование и контролирует (учет, анализ) бесперебойное движение материального потока. Усилие менеджмента направлено на постоянное улучшение функционирования логистической системы. Состав типовых логистических бизнес-процессов промышленного предприятия представлен в таблице.
Состав логистических бизнес-процессов промышленного предприятия
Функциональная область логистики Логистический бизнес-процесс
Закупочная Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Разгрузка и приемка ТМЦ на склад
Формирование запасов ТМЦ
Комплектование и отпуск ТМЦ со склада
Производственная Приемка и отпуск ТМЦ в производство
Производственно-технологическая обработка ТМЦ
Формирование запасов незавершенного производства
Приемка и поступление на склад готовой продукции
Распределительно-сбытовая Приемка готовой продукции от производства и складская переработка
Формирование запасов готовой продукции
Комплектование партий заказа готовой продукции
Отгрузка готовой продукции потребителям
Возвратная Выявление несоответствующей продукции
Возврат несоответствующей продукции поставщикам или утилизация
Повторное использование в собственном производстве
Транспортировка и утилизация несоответствующей продукции
Необходимо отметить, что состав логистических бизнес-процессов организаций отличается и определяется их спецификой.
Иерархия логистических бизнес-процессов горнодобывающего предприятия -фокусной компании цепи поставок
Горнодобывающая промышленность как первичный сектор производства представляет собой совокупность отраслей по добыче, переработке и обогащению полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых осуществляется открытым (карьеры, разрезы) и подземным (шахты) способами. Наиболее прогрессивным считается открытый способ, при котором себестоимость продукции в 2-3 раза ниже, а производительность труда в 5-6 раз выше, чем при подземном способе разработки месторождения. Специфика деятельности горнодобывающих предприятий обусловливается:
• характером предмета труда - географическим положением, размерами и качеством запасов полезного ископаемого, естественно-природными факторами его залегания;
• характером воспроизводственного процесса - время работы горнодобывающего предприятия определяется сроком отработки запасов шахтного или карьерного поля;
• необходимостью усреднения добываемой руды, выбора способов усреднения, места для усреднительных складов, обеспечения вскрытых, подготовленных, готовых к выемке запасов;
• наличием товарно-материальных запасов на складах предприятия, незавершенного производства и готовой продукции.
Особенность отрасли - объединение «толкающего» и «тянущего» механизмов управления, так как горные работы планируются согласно программе разработки месторождения, а готовая продукция отгружается под заказ клиента. Управление логистической системой горнодобывающих предприятий обеспечивает интеграцию процессов подготовки и планирования вскрышных, добычных работ, производства готовой продукции со сбытом, снабжением, оптимизацией погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
В логистической системе горнодобывающего предприятия можно выделить три вида логистических подсистем межорганизационного, межфункционального и вну-трифункционального уровней, которые, как «матрешка», связаны между собой. Логистические подсистемы неразрывно связаны с иерархией целей предприятия и характеризуются определенным составом логистических бизнес-процессов. Иерархия логистических подсистем позволяет определить границы допустимых параметров управления и эффективнее управлять логистической системой предприятия.
На рисунке представлена авторская классификация логистических бизнес-процессов в рамках выделенных логистических подсистем и их взаимосвязь на примере горнодобывающих предприятий.
1. Межорганизационный уровень логистической системы
11 11 12 £ О 2 —> й 1 18 о 2 —> & § о ° —> Горнодобывающее предприятие —> требитель :о уровня —> 53 = ° <и Е>> В* о —> л и Я § § н о
е-Й п<4 С 5 О "Г С
*
2. Внутриорганизационный (межфункциональный) уровень логистической системы
Снабжение —> Производственная логистика —> Сбыт
3. Внтрифункциональный уровень логистической системы
в а а .
Иерархия подсистем логистической системы горнодобывающего предприятия -фокусной компании цепи поставок
На первом, межорганизационном, уровне отражена взаимосвязь организаций, входящих в цепь поставок, действия которых нужно координировать и синхронизировать. На этом уровне оцениваются неопределенность и риск существующей цепи поставок [13]. Изучается возможность передачи на аутсорсинг отдельных видов деятельности, связанных с цепями поставок.
На втором внутриорганизационном (межфункциональном) уровне реализуются логистические бизнес-процессы: снабжение, производство и сбыт.
На третьем, внутрифункциональном, уровне представлены подпроцессы (основные и вспомогательные), реализующие конкретную функцию; определяются показатели эффективности выделенных бизнес-процессов и логистической системы в целом. На этом же уровне обосновывается величина запасов сырья, материалов, незавершенного производства и готовой продукции.
Отметим, что для повышения эффективности функционирования всей системы синхронизацию и координацию следует выполнять как на первом, так на втором и третьем уровнях.
Заключение
Логистическая иерархия позволяет децентрализовать процесс управления в рамках системы, более четко определить перечень решаемых задач, полномочия и ответственность на каждом уровне иерархии управления. Соблюдая принципы системного подхода, можно детально анализировать и оценивать эффективность и результативность оперативного управления каждой подсистемой логистики. Предлагаемая иерархическая трехуровневая модель выделения логистических бизнес-процессов учитывает необходимость управления не только внутренними бизнес-процессами организации, но и бизнес-процессами, обеспечивающими взаимодействие фокусной компании как звена цепи поставок на межорганизационном уровне. Данная модель является информационной базой при разработке автоматических систем управления логистической системой, ее оптимизации на основе синхронизации потоковых процессов.
Использование системного подхода в логистическом управлении обеспечивает сквозное управление потоковыми процессами, повышает качество управления фокусной компанией и способствует возникновению синергетического эффекта.
В условиях глобализации, экономического кризиса, санкционных аспектов, возрастающей роли логистических затрат (доля логистических затрат горнодобывающих предприятий достигает 70%) формирование логистических систем на методологической основе теории логистики и в рамках системной парадигмы при помощи сочетания процессного и объектного подходов является важным элементом повышения эффе-тивности управления современным динамично развивающимся предприятием.
Источники
1. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М. : Прогресс, 1969. С. 23-82.
2. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука : в 2 кн. М. : Экономика, 1989.
3. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд. М.: Институт новой экономики, 2008.
4. Гаррисон А., Ван Гок Р. Логистика. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок / пер. 2-го англ. изд. под науч. ред. К. В. Садченко. М. : Дело и Сервис, 2010.
5. Евтодиева Т. Е. Методические аспекты формирования логистических систем // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 281-285.
6. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
7. Кириллова Л. К. Глобальная конкуренция как фактор трансформации логистических решений // Вестник Самарского экономического университета. 2014. № 3 (113). С. 71-75.
8. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. В. И. Сергеева. М. : ИНФРА-М, 2008.
9. Кузменко Ю. Г., Калентеев С. В. О проблемах терминологии современной логистики в РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2012. № 30 (289). С. 156-160.
10. Лазарев В. А. Логистическая концепция управления предприятием // Известия УрГЭУ 2013. № 2 (46). С. 129-133.
11. Логистика: Полный курс МВА / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова; под ред. В. И. Сергеева. М. : Эксмо, 2008.
12. Лукинский В. С. Модели и методы теории логистики. СПб. : Питер, 2008.
13. Макарова С. В., Соколова О. Г. Оценка рисков цепи поставок горнодобывающего предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 94-99.
14. Матвеев А. Г. Философско-правовые основы понятия «система»: от конкретной к аналитической теории систем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7. Ч. 2. С. 105-109.
15. Мельниченко Н. Ю. От тектологии к синергетике, или Краткий философский обзор по истории теории систем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2. Ч. 2. С. 135-138.
16. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике : учебник. М. : Экзамен, 2004.
17. Родников А. Н. Логистика: терминологический словарь. М. : ИНФРА-М, 2000.
18. Савин Г. В., Карх Д. А. Проектирование логистических систем. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2015.
19. Соколова О. Г. Формирование системы показателей для оценки эффективности управления логистической системой фокусной компании цепи поставок // Логистика и управление цепями поставок. 2016. № 1 (72). С. 39-49.
20. Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. М. : Экономика, 1975.
21. Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Cost and Improving Service. L. : Financial Times Prentice Hall, 1998.
22. Terminology in Logistics. Terms and Definitions / Glossary of Logistics Terms. European Logistics Association, 2005. P. 100.
***
Logistic Hierarchy as a Basis for Systemic Management of a Company
by Olga G. Sokolova and Dmitry A. Karkh
The authors explore the issues of applying a system approach to company management to form a logistic system of management. The paper presents the evolution of approaches to the concept "system" and authors' treatment of the concept "logistic system" as well as specifies main differences of this treatment compared to other definitions. From the standpoint of subject-to-object and process approaches to management at the example of a mining enterprise the major logistic business processes, which take into account the specifics of the enterprise functioning, are identified. Three hierarchical levels of subsystems of logistic system are distinguished. Logistic business processes at corresponding hierarchical levels (inter-organizational, inter-functional and intra-functional levels) are classified to improve the management of the logistic system and achieve company strategic and operational goals. The hierarchy of logistic subsystems allows determining appropriate limits for management parameters and managing company logistic system more efficiently.
Keywords: logistics; system; logistic system; system approach; management; supply chain management; integration; business process.
References:
1. Bertalanffy L. Obshchaya teoriya sistem: kriticheskiy obzor [General system theory: A critical review] in Issledovaniya po obshchey teorii sistem [The study on the general system theory]. Moscow: Progress, 1969, pp. 23-82.
2. Bogdanov A. A. Tektologiya: Vseobshchaya organizatsionnaya nauka [Tektology: A universal organizational science]. Moscow: Ekonomika, 1989.
3. Azriliyana A. N. (ed.). Bolshoy ekonomicheskiy slovar [Big explanatory dictionary]. Moscow: Institute of New Economy, 2008.
4. Harrison A., van Hoek R. Logistika. Strategiya upravleniya i konkurirovaniya cherez tsepochki postavok [Logistics management and strategy: competing through the supply chain]. Moscow: Delo i Servis Publ., 2010.
5. Yevtodieva T. Ye. Metodicheskie aspekty formirovaniya logisticheskikh sistem [Methodological aspect of formation of logistic systems]. Izvestiya Altayskogogosudarstvennogo universiteta - The News of Altai State University, 2012, no. 2-1, pp. 281-285.
6. Ivanov D. A. Upravlenie tsepyami postavok [Supply chain management]. Saint Petersburg: Polytechnic University, 2009.
7. Kirillova L. K. Global'naya konkurentsiya kak faktor transformatsii logisticheskikh resheniy [Global competition as a factor behind transformation of logistic solutions]. Vestnik Samarskogo eko-nomicheskogo universiteta - Vestnik of Samara State University of Economics, 2014, no. 3 (113), pp. 71-75.
8. Sergeev V. I. (ed.). Korporativnaya logistika. 300 otvetov na voprosy professionalov [Corporate logistics. 300 answers to professionals' questions]. Moscow: INFRA-M Publ., 2008.
9. Kuzmenko Yu. G., Kalenteev S. V. O problemakh terminologii sovremennoy logistiki v RF [On terminological problems in modern logistics in Russia]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment - Bulletin of South Ural State University. Series "Economics and Management", 2012, no. 30 (289), pp. 156-160.
10. Lazarev V. A. Logisticheskaya kontseptsiya upravleniya predpriyatiem [Logistic concept of enterprise management]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2013, no. 2 (46), pp. 129-133.
11. Dybskaya V. V, Zaytsev Ye. I., Sergeev V. I., Sterligova A. N., Sergeev V. I. (ed.). Logistika: Polnyy kurs MVA [Logistics: Complete course MBA]. Moscow: Eksmo Publ., 2008.
12. Lukinskiy V.S. Modeli i metody teorii logistiki [Models and methods of logistics theory]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2008.
13. Makarova S. V., Sokolova O. G. Otsenka riskov tsepi postavok gornodobyvayushchego predpri-yatiya [Assessment of risks in supply chain of a state-owned enterprise]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and Abroad, 2015, no. 2, pp. 94-99.
14. Matveev A. G. Filosofsko-pravovye osnovy ponyatiya "sistema": ot konkretnoy k analiticheskoy teorii sistem [Philosophical and legal bases of the concept "system": from specific to analytical theory of systems]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2015, no. 7, Part II, pp. 105-109. Available at: http://www.gramota.net/ materials/3/2015/7-2/29.html.
15. Melnichenko N. Yu. Ot tektologii k sinergetike, ili Kratkiy filosofskiy obzor po istorii teorii system [From tektology to synergetics, or a Brief philosophical review on the history of system theories]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2012, no.2, Part II, pp. 135-138.
16. Mirotin L.B., Tashbaev Y.E. Sistemnyy analiz v logistike [System analisis in logistics]. Moscow: Ekzamen Publ., 2004.
17. Rodnikov A. N. Logistika: terminologicheskiyslovar [Logistics: terminology]. Moscow: INFRA-M Publ., 2000.
18. Savin G. V., Karkh D. A. Proektirovanie logisticheskikh system [Logistic system design]. Yekaterinburg: Ural State University of Economics, 2015.
19. Sokolova O. G. Formirovanie sistemy pokazateley dlya otsenki effektivnosti upravleniya logis-ticheskoy sistemoy fokusnoy kompanii tsepi postavok [Formation of scorecard to evaluate the efficiency of logistic system management of a focus company of a supply chain]. Logistika i upravlenie tsepyami postavok - Logistics and Supply Chain Management, 2016, no. 1 (72), pp. 39-49.
20. Chernyak Yu. I. Sistemnyy analiz v upravlenii ekonomikoy [System analysis in economy management]. Moscow: Ekonomika Publ., 1975.
21. Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Cost and Improving Service. L.: Financial Times Prentice Hall, 1998.
22. Terminology in Logistics. Terms and Definitions. Glossary of Logistics Terms. European Logistics Association, 2005, p. 100.
Contact Info:
Olga G. Sokolova, Associate Prof. of Econom- Ural State Mining University
ics and Management Dept. 30 Kyubysheva St., Yekaterinburg, Russia,
Phone: (343) 257-41-91 620144
e-mail: [email protected]
Dmitry A. Karkh, Dr. Sc. (Econ.), Associate Ural State University of Economics
Prof., Prof. of Commerce, Logistics and Trade 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,
Economics Dept. Russia, 620144
Phone: (343) 257-10-44
e-mail: [email protected]