Логика решения проблем при поиске резервов городской мобильности
С.А. Ярков Тюменский индустриальный университет
Аннотация: В статье рассматривается решение научно-практической проблемы, связанной с необходимостью снижения интенсивности использования личного легкового транспорта и, соответственно, поиском резервов городской мобильности для решения этой задачи. Рассматриваются города с численностью жителей до одного миллиона человек, в которых система городского общественного транспорта представлена только автобусном транспортом. Предлагается практическая методика поиска резервов городской мобильности, в которой предполагается задействовать муниципалитеты, бизнес-сообщества, науку, производство, образование. Предлагаемые решения основаны на логистических методах. Примеры решений: развитие интернет-агрегаторов для аренды велосипедов и средств индивидуальной мобильности, организация мест хранения средств индивидуальной мобильности и другое. На основе этой методики можно создать модуль автоматизированного рабочего места специалиста транспортного подразделения администрации города.
Ключевые слова: система городского транспорта, городская мобильность, умная мобильность, резерв мобильности, городская логистика.
Разработка логики принятия управленческих решений при поиске резервов городской мобильности - актуальная прикладная научно-практическая задача [1, 2]. Необходимость поиска резервов мобильности возникает в случае возникновения заторных явлений на улично-дорожной сети по причине интенсивного использования гражданами личных легковых автомобилей [3, 4].
Цель исследования - разработка логики решения проблем при поиске резервов городской мобильности для создания программного модуля автоматизированного рабочего места (далее АРМ) специалиста по транспорту в транспортном подразделении администрации города.
Объект исследования - данные о городской мобильности.
Предмет исследования - данные о резервах городской мобильности.
Гипотеза исследования - разработка логики решения проблемы поиска резервов городской мобильности и разработка на ее основе программного модуля, после внедрения в АРМ специалиста по транспорту администрации
города будет способствовать снижению интенсивности использования личных легковых автомобилей населением города с минимальными затратами.
Ограничения исследования - рассматриваются города с численностью жителей до одного миллиона человек, где система городского общественного транспорта представлена только автобусном транспортом.
На рис. 1 представлены участники формирования мобильности в городе и вариант их основных целей.
Жители города
Муниципалитет
Здоровый образ жизни
Развитие городской инфраструктуры
Снижение затрат времени на передвижение
Снижение затрат из бюджета
Снижение денежных затрат передвижение
Повышение уровня привлекательности города и сбор налогов
Безопасность и комфорт при передвижениях
Бизнес-сообщество
Наука, производство, образование
Инвестирован ие бизнес-проектов
Бизнес-предложения
Реклама «Умной мобильности»
Прибыль
Разработка проектов и технологий «Умной мобильности»
Обучение технологиям «Умной мобильности»
Научные издания, конференции, форумы
Рисунок 1. - Участники процесса формирования мобильности в городе
Для оптимальной городской мобильности важно соблюдение интересов всех сторон [5, 6]. Условно оптимальным будет являться следующий случай: большинство передвижений совершается пешком или на общественном транспорте (далее ОТ), часть населения регулярно пользуется велосипедом и средствами индивидуальной мобильности (далее СИМ), использование личного легкового автомобиля большинством жителей эпизодическое [7, 8]. В условиях холодного климата использование СИМ ограничено [9].
Экономичными являются оперативные решения в сфере управления мобильностью, не требующие больших капитальных вложений, в первую очередь необходимо использовать их [10].
В таблице №1 ниже предложены мероприятия, снижающие интенсивность использования личных автомобилей жителями города -резервы городской мобильности.
Таблица № 1
Резервы городской мобильности
№ п/п Решаемая проблема Резервы городской мобильности (мероприятия) Субъекты
1 2 3 4
1 Пассивная жизненная позиция жителей города в части мобильности Популяризация здорового образа жизни, «умной» мобильности, предоставление гражданам информации о возможностях альтернативного передвижения всеми законными способами Муниципалитет, бизнес-сообщество, наука, образование
2 Отсутствие дошкольных учреждений в пешеходной доступности Организация в зоне пешеходной доступности остановочного пункта (далее ОП) ОТ Муниципалитет
Организация совместной доставки детей, информирование родителей об этой возможности Муниципалитет, бизнес-сообщество
Создание условий для функционирования в районе частных детских садов, услуг нянь
3 Отсутствие школы в пешеходной доступности Организация доставки школьников транспортом Муниципалитет
Организация в зоне пешеходной доступности ОП ОТ
Организация обустроенного маршрута для пешеходов, велосипедов и СИМ до ближайшего объекта
Создание системы параллельного дистанционного обучения в случаях невозможности доставки учеников или возможных сбоев доставки
Продолжение таблицы № 1
1 2 3 4
Организация обустроенного
маршрута для пешеходов на дальнее
Отсутствие растояние, велосипедов и СИМ до ближайшего объекта Муниципалитет
4 спортивных учреждений в пешеходной доступности Организация маршрута ОТ до
спортивных учреждений
Развитие интернет-агрегаторов для аренды велосипедов и СИМ Бизнес-
Создание центров для проката сообщество
велосипедов и СИМ
Организация обустроенного
5 Отсутствие розничных маршрута для пешеходов, велосипедов и СИМ до ближайшего объекта Муниципалитет
магазинов в пешеходной доступности Развитие пунктов выдачи товаров из
интернет-магазинов Бизнес-
Развитие служб доставки (пешей, на велосипедах, на СИМ) сообщество
Организация мест для хранения велосипедов и СИМ в Граждане:
6 Отсутствие мест для хранения многоквартирных домах, используя территории общедомового собрание собственников
велосипедов и имущества (подвалы, колясочные, жилья,
СИМ чердаки, коридоры, лифтерские комнаты), организация видеонаблюдения управляющие компании,
Брошенные в Четкое разграничение
неположенном ответственности между Законодательная власть региона
7 месте СИМ, пользователем, агрегатором,
угрожающие безопасности оператором, арендодателем, государственными органами
Споры по поводу использования арендованных СИМ Четкое разграничение Бизнес-сообщество,
8 ответственности на кратковременное использование между пользователем граждане: сообщества
и арендодателем пользователей СИМ
и
Продолжение таблицы № 1
2
3
4
9
Общие проблемы внедрения концепции MAAS (транспортное средство как сервис)
Организация в районах города мест для хранения автомобилей, велосипедов и СИМ для кратковременного пользования
Муниципалитет
Организация в районах города мест для зарядки аккумуляторов электротранспорта, СИМ
Развитие агрегаторов краткосрочной
аренды транспортных средств _(далее тс) и СИМ_
Развитие арендодателей краткосрочной аренды ТС и СИМ
Бизнес-сообщество
10
Неравномерный спрос на аренду ТС и СИМ
Организация бронирования ТС и СИМ, регулирование тарифной политики в зависимости от часов суток, своевременное перемещение _средств в места спроса._
Бизнес-сообщество
11
Полная занятость парковок перед
социально-экономическими объектами
Введение повременной оплаты за параллельную и (или) плоскостную парковку; формирование величины
тарифа за парковку, исходя из загрузки до 80% чтобы оставались свободные места
Муниципалитет, бизнес-сообщество
12
Низкий пешеходный трафик одновременно с заторами ТС на улицах
Создать оптимальную с логистической точки зрения и логически понятную пешеходную сеть и сеть для передвижения на СИМ. Предусмотреть указатели маршрутов движения, освещение, лавочки для отдыха, организовать поддержание чистоты, быструю расчистку от снега в зимнее время.
Муниципалитет
13
Поломка арендованного ТС в месте, где остановка запрещена с образованием затора ТС
Четкое разграничение ответственности между пользователем и арендодателем. Разработка четкого плана действий всех участников сделки с четким пониманием ответственности _участников._
Бизнес-сообщество, сообщества пользователей арендованных средств
1
Продолжение таблицы № 1
1 2 3 4
14 Потери времени граждан при посещении объектов только для передачи информации Организация передачи информации через Интернет. Муниципалитет, бизнес-сообщество
15 Малая грузовая провозная возможность велосипедов и СИМ, что приводит к снижению вероятности их выбора для передвижения Установка сертифицированных и безопасных корзинок для груза на СИМ, использование прицепов, популяризация рюкзаков. Бизнес-сообщество, производители, ГИБДД
16 Малая пассажирская провозная возможность велосипедов и СИМ Только если разрешено действующим законодательством: установка дополнительных сертифицированных и безопасных сидений, ремней, ручек на велосипеды, средства индивидуальной мобильности для перевозки детей взрослым. Использование сертифицированных прицепов. Бизнес-сообщество, производители, ГИБДД
17 Нехватка парковочных мест в жилых зонах Стимулирование пользования населения гаражами (стоянками), что дополнительно способствует снижению частоты использования личным легковым автомобилем Муниципалитет, граждане: собрание собственников жилья, управляющие компании
18 Временный приезд большого количества гостей города Привлечение подрядчиков -коммерческих перевозчиков на период приезда Муниципалитет, принимающая сторона
Продолжение таблицы № 1
1 2 3 4
19 Отсутствуют места для безопасного хранения СИМ в месте пересадки с одного вида транспорта на другой Организовать места для временного хранения электросамокатов и другого имущества в местах пересадки с одного вида транспорта на другой Муниципалитет, бизнес-сообщество
Не запрещать перевозку СИМ в ОТ с минимальным тарифом Муниципалитет
20 Высокая стоимость СИМ Выведение в массовое производство средств индивидуальной мобильности, разработка универсальных взаимозаменяемых узлов и агрегатов Наука, производители, бизнес-сообщество
21 Нет доверия к надежности СИМ для их постоянного использования вместо легкового автомобиля Организовать сервисы технического обслуживания и ремонта средств индивидуальной мобильности во всех частях города, в том числе, с выездом на место. Бизнес-сообщество
Публикация обзоров экспертов о реальной надежности и ремонтопригодности СИМ Научное сообщество, СМИ
22 Использование велосипедов и СИМ в зимний период Гидроизоляция, использование сезонных шин, смазок для СИМ и велосипедов; экипировка управляющего лица по сезону; информирование об особенностях сезонной эксплуатации СИМ, велосипедов Наука, производители, бизнес-сообщество
В качестве выводов следует отметить:
- предложенные в таблице выше варианты мероприятий предлагают решение с позиции транспортной логистики, перечень резервов городской мобильности необходимо совершенствовать с учетом реальной ситуации на момент времени;
- поиск резервов городской мобильности необходимо осуществлять всеми сторонами процесса городской логистики и регулировать тарифную политику в зависимости от часов суток;
- на основе предложенных выше данных можно создать модуль автоматизированного рабочего места специалиста (инженера) по транспорту в транспортном подразделении администрации города.
Литература
1. Allam Z., Sharifi A., 2022. Research Structure and Trends of Smart Urban Mobility. Smart Cities. 5(2). URL: mdpi.com/2624-6511/5/2/29.
2. Колесов В.И., Петров А.И. Функционал и структура эталонных систем в сфере управления городской мобильностью // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2020. №10. URL: doi.org/10.36535/0236-1914-2020-10-1.
3. Morozov V., Iarkov S., 2018. The application of lane occupancy parameter for solving tasks of traffic management. Transportation Research Procedia V.36. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S2352146518304964? via%3Dihub.
4. Spadon G., Gimenes G., Rodrigues-Jr J., 2017. Identifying Urban Inconsistencies via Street Networks, Procedia Computer Science, V.108. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050917306555.
5. Черевко С.Н. Строительство парковок в стесненных городских условиях // Инженерный вестник Дона, 2013, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1934.
6. Sarhan M., 2015. Transportation mobility management. Journal of Local and Global Health Science 55. URL: qscience.com/content/journals/10.5339 /jlghs.2015.itma.55.
М Инженерный вестник Дона, №12 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl2y2022/8064
7. Козорезова С.Н. Оценка времени поездки на основе моделирования транспортных потоков // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2184.
8. Salcedo-Sanz S., Manjarres D., Pastor-Sanchez A., Del Ser J., Portilla-Figueras J.A., Gil-Lopez S., 2013. One-way urban traffic reconfiguration using a multi-objective harmony search approach, Expert Systems with Applications, V.9. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S0957417412012845.
9. Yang B., Wang S. Yu S., Olofsson T., 2020. Soft mobility in a winterdominant city: A case study comparing Nordic and non-Nordic residents in Umea. Cities 102, 102727. URL: sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S026427 5119304597?via%3Dihub.
10. Ярков С.А. Автоматизация инженерного анализа данных систем городского транспорта // Инженерный вестник Дона, 2021, №11. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n11y2021/7298.
References
1. Allam Z., Sharifi A., 2022. Research Structure and Trends of Smart Urban Mobility. Smart Cities. 5(2). URL: mdpi.com/2624-6511/5/2/29.
2. Kolesov V.I., Petrov A.I. Transport: nauka, texnika, upravlenie. Nauchny'j informacionny'j sbornik. 2020. №10. URL: doi.org/10.36535/0236-1914-2020-10-1.
3. Morozov V., Iarkov S., 2018. Transportation Research Procedia V.36. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S2352146518304964? via%3Dihub.
4. Spadon G., Gimenes G., Rodrigues-Jr J., 2017. Procedia Computer Science, V.108. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050917306555.
5. Cherevko S.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n3y2013/1934.
6. Sarhan M., 2015. Journal of Local and Global Health Science 55. URL: qscience.com/content/journals/10.5339 /jlghs.2015.itma.55.
7. Kozorezova S.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n4y2013/2184.
8. Salcedo-Sanz S., Manjarres D., Pastor-Sanchez A., Del Ser J., Portilla-Figueras J.A., Gil-Lopez S., 2013. Expert Systems with Applications, V.9. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S0957417412012845.
9. Yang B., Wang S. Yu S., Olofsson T., 2020. Soft mobility in a winterdominant city: A case study comparing Nordic and non-Nordic residents in Umea. Cities 102, 102727. URL: sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S026427 5119304597?via%3Dihub.
10. Iarkov S.A., Inzhenernyj vestnik Dona, №11. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n11y2021/7298.