Научная статья на тему 'ЛОГИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ЛОГИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1809
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИКА / ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Н. П.

Высокие технологии меняют ландшафт повседневности, конкурентным преимуществом человека становится умение нешаблонно и критически мыслить. В статье акцентируется внимание на поливариантности в исследовании феномена критического мышления и выстраивается взаимосвязь критического и логического. Показываются формальнологические ориентиры критического мышления, лежащие в основании рефлексивного отношения к собственным идеям и навыков работы с понятиями и высказываниями, структурирования полученных знаний. Современное образование в условиях неопределенности будущего мира профессий рассматривается устремленным к развитию пластичности интеллекта. Размышление о программе обучения мыслить критически предпринимается сквозь призму понятия логической культуры, проявляющей себя в культуре письменной и устной речи. Для анализа механизма когнитивной работы критического мышления используется конкретная учебная ситуация с обращением к логической характеристике вопроса. Делается вывод о том, что отдельные курсы, направленные на формирование способности критически мыслить, малоэффективны, поскольку логика является необходимым фундаментом действенных навыков критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGIC AS A TOOL FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING

High technologies are changing the landscape of everyday life, the ability to think outside the box and critically becomes a competitive advantage of a person. The article focuses on poly-variety in the study of the phenomenon of critical thinking and builds up the relationship between the critical and the logical. It shows the formal-logical guidelines of critical thinking, which underlie the reflexive attitude to one's own ideas and skills of working with concepts and statements, structuring the knowledge gained. Modern education in the context of the uncertainty of the future world of professions is considered to be aimed at the development of the plasticity of the intellect. Thinking about the program for teaching the art of critical thinking is carried out through the prism of the concept of Logical culture, which manifests itself in the culture of written and oral speech. To analyze the mechanism of the cognitive work of critical thinking, a specific educational situation is used with an appeal to the logical description of the question. It is concluded that individual courses aimed at developing the ability to think critically are ineffective, since logic is a necessary foundation for effective critical thinking skills.

Текст научной работы на тему «ЛОГИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

► ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

УДК 160.1; 37.01 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-19-26

ББК 87.4; 74.4

ЛОГИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

LOGIC AS A TOOL FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING

Суханова Наталья Петровна

Доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», кандидат философских наук, доцент E-mail: [email protected]

Sukhanova Natalia P.

Assistant Professor at the Department of Philosophy and Humanities, Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM), PhD in Philosophy, Associate Professor E-mail: [email protected]

Аннотация. Высокие технологии меняют ландшафт повседневности, конкурентным преимуществом человека становится умение нешаблонно и критически мыслить. В статье акцентируется внимание на поливариантности в исследовании феномена критического мышления и выстраивается взаимосвязь критического и логического. Показываются формальнологические ориентиры критического мышления, лежащие в основании рефлексивного отношения к собственным идеям и навыков работы с понятиями и высказываниями, структурирования полученных знаний. Современное образование в условиях неопределенности будущего мира профессий рассматривается устремленным к развитию пластичности интеллекта. Размышление о программе обучения мыслить критически предпринимается сквозь призму

Abstract. High technologies are changing the landscape of everyday life, the ability to think outside the box and critically becomes a competitive advantage of a person. The article focuses on poly-variety in the study of the phenomenon of critical thinking and builds up the relationship between the critical and the logical. It shows the formal-logical guidelines of critical thinking, which underlie the reflexive attitude to one's own ideas and skills of working with concepts and statements, structuring the knowledge gained. Modern education in the context of the uncertainty of the future world of professions is considered to be aimed at the development of the plasticity of the intellect. Thinking about the program for teaching the art of critical thinking is

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Суханова Н. П., 2021

понятия логической культуры, проявляющей себя в культуре письменной и устной речи. Для анализа механизма когнитивной работы критического мышления используется конкретная учебная ситуация с обращением к логической характеристике вопроса. Делается вывод о том, что отдельные курсы, направленные на формирование способности критически мыслить, малоэффективны, поскольку логика является необходимым фундаментом действенных навыков критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, логика, логическая культура, знание, образование, информация.

Реальность такова, что процессы автоматизации и цифровизации затрагивают практически все сферы деятельности, а искусственный интеллект осуществляет невероятные успехи, делая нашу жизнь совершеннее и комфортабельнее. В обществе создается, как утверждает Э. Хайнс, «новый ландшафт, меняющий отношение к работе» [1, с. 23].

Судить о наступлении эры высоких технологий еще рано, но вместе с тем человеку остается все меньше и меньше конкурентных преимуществ, и на первый план выходит такая человеческая способность, как умение эффективно и нешаблонно мыслить, находить креативные решения, выстраивать аргументированные умозаключения, критически оценивать свои и чужие мысли [2]. Каждый день мы попадаем в огромные информационные потоки, и здесь очень значимо умение человека отделять важную информацию от неважной и второстепенной, помочь в этом могут навыки критического мышления, вопросам развития которых и посвящена данная статья.

В современном мире в принципе невозможно обойтись без критического мышления, поскольку знания перманентно обновляются и пересматриваются, идеи и мысли непрерывно реконструируются, информационное пространство требует постоянной и адекватной оценки. Существование в динамичном и непредсказуемом мире требует выработки таких качеств, как внимательность, точность, тщательность и умение постоянно учиться и развиваться. Практико-ориентированное критическое мышление, известное еще со времен Сократа, имеет тесную связь с формальной логикой и предполагает осуществление рефлексии по отношению к собственному сознанию, умение работать с терминами, высказываниями, умозаключениями, вопросными ситуациями [3].

Необходимо отметить, что проблема развития навыков критического мышления учащихся находит отражение в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых, среди которых М. Липман, Д. Дьюи, Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер,

carried out through the prism of the concept of Logical culture, which manifests itself in the culture of written and oral speech. To analyze the mechanism of the cognitive work of critical thinking, a specific educational situation is used with an appeal to the logical description of the question. It is concluded that individual courses aimed at developing the ability to think critically are ineffective, since logic is a necessary foundation for effective critical thinking skills.

Keywords: critical thinking, logic, logical culture, knowledge, education, information.

Д. Клустер, Д. Халперн, В. А. Болотов, Н. С. Юлина, А. В. Коржуев, Г. В. Сорина, А. В. Федоров, И. В. Муштавинская и др. Однако «критическое мышление» как феномен понимается исследователями достаточно вариативно, например, в отождествлении с философией и прикладной эпистемологией оно может рассматриваться как мышление о мышлении, «как мыслительный навык, который позволяет определенным образом перерабатывать информацию» [4, с. 202], «как разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения, чему доверять и что делать... интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации» [5, с. 228-229].

По мнению таких авторов, как Н. В. Ронжина, Б. К. Турчевская, И. В. Брылина, критическое мышление имеет множество характеристик, ключевыми из которых являются точность, ясность, релевантность, достоверность, объективность, доказательность. Критическое мышление предполагает обладание человеком такими умениями, как анализ задач и возможных способов их решения, выявление причинно-следственных связей, структурирование полученных знаний по изучаемой теме, построение логически верной цепочки действий, выработка собственной позиции относительно решения проблемы и способность изменить эту позицию при нахождении более удачной альтернативы [6; 7].

В условиях интенсивной мобильности современной жизни ограничиваться единым взглядом на все происходящее невозможно, и это справедливо для каждой сферы жизни и деятельности человека, начиная от мировоззренческих представлений и заканчивая отношением к разрешению глобальных проблем. Успешное существование предполагает наличие сформированной собственной позиции и способности адекватно оценивать как свои, так и чужие действия, давая объективную оценку происходящим событиям.

Следование шаблонным алгоритмам уже не дает эффективных результатов. Формирование критического мышления становится актуальной проблемой на современном этапе. Каким образом это находит отражение в системе образования? Стратегически важно для современного образования предугадывать то, что преподнесет будущее, а значит, необходимо готовить новых специалистов к обретению навыков самостоятельности в мышлении, инициативности и самообучению. «Преподавание должно быть ориентировано на формирование нестандартно и критически мыслящего учащегося, здесь педагог и ученик выстраивают субъект-субъектное взаимодействие, а главная педагогическая задача состоит в обучении искусству учения» [8, с. 12]. Если старая информационная модель образования была нацелена на передачу и накопление знаний, то современное образование, ориентированное на развитие критического мышления, делает упор на пластичности интеллекта, что позволит человеку чувствовать себя увереннее в условиях неопределенности будущего.

Критическое мышление, рассматриваемое как рефлексивное образование или как обучение через исследование, интерактивное обучение, формирует субъекта образовательного процесса таким образом, чтобы он был нацелен на решение следующих задач: свободное обращение с изучаемым материалом и умение давать объективную оценку; конструктивное ведение диалога и отстаивание собственной позиции, а также готовность к ее пересмотру в том случае, если оппонент приводит весомые подкрепляющие

аргументы; принятие и инициирование нестандартных решений разнообразных сложных и простых проблем; интеллектуальная и моральная грамотность, осознание своих мировоззренческих позиций и философских установок, отстаивание собственных убеждений и ответственное отношение к ним; нацеленность на постоянную модернизацию приобретенных знаний; осуществление рефлексии в отношении траектории своего образования и обоснованное принятие решения с целью совершенствования умений в контексте их заданного назначения [9].

Отправной точкой для формирования навыков критического мышления должна быть логика. Являясь наукой о правильном мышлении, логика и есть тот фундамент, на который опирается программа развития критического мышления. В чистом виде логика не учит тому, как работать с меняющимся контекстом, как следует применять ее к предметным реалиям разнообразных дисциплин, однако такие характеристики, как конкретность, точность, ясность, обоснованность, доказательность, являются ключевыми для этой науки.

Именно через логику раскрываются базовые принципы мышления, именуемого критическим, объясняются правила аргументации и определения, выявляются заблуждения и ошибки. «Критическое мышление в учебном процессе не формируется автоматически» [10, с. 16], ему нужно обучать, и органично это делать на базе логики - науки, благодаря законам которой человек и приобрел возможность мыслить критически. Поэтому вполне правомерно рассмотрение логики как инструмента развития критического мышления.

Несмотря на неоднозначность термина «критическое мышление», обнаруживается его тесная связь с понятием логической культуры. Логическая культура - это культура мышления, и проявляет она себя в культуре речи, как письменной, так и устной. Когда мы размышляем о логической культуре, мы акцентируем внимание на тех умениях, которые человек использует в конкретной мыслительной практике. Речь идет о логически грамотном оперировании понятиями, верных логических операциях с высказываниями, четко построенных умозаключениях, аргументации и доказательстве [11]. Мы можем судить о сформированной логической культуре, когда человек обретает навыки последовательного анализа чужих и собственных рассуждений, умеет находить логические ошибки, обнаруживает заблуждения и языковые ловушки.

Логическая культура формируется постепенно и, конечно, значение логики здесь будет велико, но было бы не совсем правильно считать, что человека логика может научить мыслить. Подобно тому, как физиология не учит переваривать пищу, также и логическая наука не сможет человека научить мыслить, что в свое время отмечал еще один из творцов философии немецкого идеализма Г.В.Ф. Гегель: «Предрассудок, будто логика научает мыслить, - в этом раньше видели ее пользу и, стало быть, ее цель (это похоже на то, как если бы сказали, что только благодаря изучению анатомии и физиологии мы научаемся переваривать пищу и двигаться)» [12, с. 18].

Отсюда следует то, что для квалифицированного использования логики человеку необходимо иметь логические знания и определенную способность к мышлению. Логика открывает новые возможности для надежного контроля мышления с позиции

его формы, структуры и строения. Мышление дисциплинируется логикой, логическая культура, как и всякая другая культура, требует овладевания ею в упорном труде.

Механизм когнитивной работы критического мышления может запустить проблемная ситуация. Упорядочивание и превращение проблемной ситуации в более определенную и ясную есть одна из задач, решаемых на учебном занятии по дисциплине «Логика и критическое мышление». Реализация поставленной задачи осуществляется в виде поэтапного исследовательского процесса. Рассмотрим последовательность такого занятия на примере темы «Вопрос и его логическая характеристика».

• Студентам предлагается набор из вопросов, не соотносимых друг с другом и взятых из различных областей науки и практики.

• Необходимо зафиксировать близость вопроса к суждению по его формальной организации. В вопросных конструкциях выделяются понятия и распознается связь, напоминающая субъектно-предикатную связь атрибутивного высказывания. Устанавливается специфическая форма вопроса как мысли, имеющей направленность на получение соответствующего ответа. Педагогическая поддержка заключается в том, чтобы студенты осознали связь суждения и вопроса и поняли, что суждение можно рассмотреть в качестве полученного ответа на какой-то вопрос.

• Обсудив вопросы и рассортировав их, учащиеся приходят к определению своего понимания того, что такое вопрос и на что он направлен.

• Разбирается логическая характеристика вопросов относительно обсуждаемой темы, семантической характеристики, познавательной функции и структуры. Выносятся для обсуждения виды вопросов (вопросы по существу темы и не по существу; корректные и некорректные вопросы; уточняющие и восполняющие вопросы; сложные и простые вопросы), которые необходимо распределить на четыре заданные группы.

• Демонстрируется необходимость во всех сферах деятельности при обсуждении проблем использовать вопросы по существу темы. Показывается деструктивный характер вопросов не по существу, уводящих дискуссию в другом направлении и не сопутствующих разрешению проблемы. Приветствуется использование студентами профессиональной лексики в ходе выявления конкретных вопросов.

• Студентам рекомендуется сконструировать и критически осмыслить корректные и некорректные вопросы. Определяется фундамент корректных вопросов в виде истинных предпосылок. Объясняется базис некорректных вопросов, основанных на ложных допущениях. Учащиеся на собственном опыте представляют дезориентирующий характер некорректных вопросов.

• На конкретных примерах обнаруживается отличие уточняющих «ли-вопросов» от восполняющих «что-вопросов». Эффективному нахождению отличительных свойств данных вопросов способствует обращение к их грамматическим конструкциям.

• Изучая простые по своей структуре и сложные вопросы, студенты разбирают положение: «Каков вопрос, таков и ответ». На сложный вопрос нельзя дать простой ответ, состав простого и сложного вопроса различен.

• Дискуссия по поводу роли вопроса в коммуникации и познания в целом приводит к пониманию того, что в обществе, где информация играет исключительную роль, значение вопроса огромно, поскольку от его правильности зависит результат информационного поиска. Учащиеся приходят к пониманию более глубоких истоков процесса познания, который невозможен без вопросно-ответных ситуаций, являющихся показателями динамики критического мышления и представляющих стимулятор в развитии нового знания.

• Завершающий этап работы может быть представлен в качестве пострефлексивной ситуации. Производится разграничение информационных и исследовательских вопросов. Осознается направленность исследовательских вопросов на получение нового знания в отличие от информационных вопросов, цель которых в передаче уже известных сведений. На первом плане информационных вопросов фиксируются коммуникативные функции, в исследовательских вопросах - познавательные. Задается понятие проблемы как особого вида исследовательского вопроса. Внимание учащихся акцентируется на понятии проблематики как совокупности разрешенных и неразрешенных вопросов, которые объединены определенной проблемой.

Итак, развитие навыков критического мышления представляется продуктивным в сочетании с изучением логики и приоритетным в современном образовательном процессе [13]. Формирование критического мышления трудно представить в отрыве от повышения логической культуры человека, которая дает ему прочное основание для понимания сущности природы критического мышления. Логика способствует оттачиванию навыков рационального анализа, критическому оцениванию поступающей информации. Логические знания помогают организации более грамотной устной и письменной речи. Логика есть необходимый инструмент развития критического мышления человека, однако отождествлять их нельзя. Логика - это отдельная самостоятельная наука, в то время как критическое мышление является особым методом рассуждения, опирающимся на логические правила. По этой причине обособленные курсы по выработке критического мышления сложно назвать эффективными. Действенные навыки критического мышления требуют наличия прочных логических знаний.

Список литературы

1. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему // Форсайт. 2019. Т. 13, № 1. С. 19-30. DOI: https://doi.Org/10.17323/2500-2597.2019.1.19.30.

2. Каку М. Будущее разума. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 457 с.

3. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7: Философия. 2014. № 6. С. 97-110.

4. Боброва А. С. Критическое мышление или логика? // Логико-философские штудии. 2018. Т. 16, № 3. С. 200-216.

5. Жогова И. Г., Кузина Е. В. Развитие критического мышления в контексте профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы // Язык и культура. 2017. № 38. С. 227-239. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/38/15.

6. Ронжина Н. В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2 (41). С. 116-121. DOI: https://doi.org/ 10.24411/2307-4264-2020-10235.

7. Турчевская Б. К., Брылина И. В. Логическая компетентность и критическое мышление // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 601.

8. Суханова Н. П. Антипедагогика в отражении философской рефлексии // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 9-14. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-2-9-14.

9. ЛауДжо У. Ф. Введение в критическое мышление и теорию креативности. М.: Эксмо, 2017. 368 с.

10. Суханова Н. П. «Логика и критическое мышление»: установки кампусного курса // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 15-20. DOI: https://doi. org/10.31862/2218-8711-2019-6-15-20.

11. Калашникова Н. А., Токарева С. Б. Критическое мышление, логическая культура личности и модели возможного мира // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 4 (34). С. 183-187. DOI: https:// doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.4.22.

12. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997. 800 с.

13. Виссема Й. Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 432 с.

References

1. Hines A. Kak podgotovitsya k "bezrabotnomu" budushchemu. Foresight andSTI Governance. 2019. Vol. 13, No. 1, pp. 19-30. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.1.19.30. (In Russian)

2. Kaku M. Budushchee razuma. Moscow: Alpina non-fikshn, 2015. 457 p. (In Russian)

3. Sorina G. V. Kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennyy status. Vestn. Moskovskogo unta. Ser. 7: Filosofiya. 2014, No. 6, pp. 97-110.

4. Bobrova A. S. Kriticheskoe myshlenie ili logika? Logiko-filosofskie shtudii. 2018, Vol. 16, No. 3, pp. 200-216.

5. Zhogova I. G., Kuzina E. V. Razvitie kriticheskogo myshleniya v kontekste professionalno-orientirovannogo obucheniya studentov vysshey shkoly. Yazyk i kultura. 2017, No. 38, pp. 227-239. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/38/15.

6. Ronzhina N. V. Rol universalnoy kompetentsii "sistemnoe i kriticheskoe myshlenie" v formirovanii professionalnogo myshleniya. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. 2020, No. 2 (41), pp. 116-121. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10235.

7. Turchevskaya B. K., Brylina I. V. Logicheskaya kompetentnost i kriticheskoe myshlenie. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, No. 2-2, pp. 601.

8. Sukhanova N. P. Antipedagogika v otrazhenii filosofskoy refleksii. Problemy sovremen-nogo obrazovaniya. 2020, No. 2, pp. 9-14. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-2-9-14.

9. Lau J. Y. F. Vvedenie v kriticheskoe myshlenie i teoriyu kreativnosti. Moscow: Eksmo, 2017. 368 p. (In Russian)

10. Sukhanova N. P. "Logika i kriticheskoe myshlenie": ustanovki kampusnogo kursa. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 6, pp. 15-20. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2019-6-15-20.

11. Kalashnikova N. A., Tokareva S. B. Kriticheskoe myshlenie, logicheskaya kultura lichnosti i modeli vozmozhnogo mira. Vestn. Volgogradskogo gos. un-ta. Ser. 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii. 2016, No. 4 (34), pp. 183-187. DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu7.2016.4.22.

12. Hegel G. W. F. Nauka logiki. St. Petersburg: Nauka, 1997. 800 p. (In Russian)

13. Wissema H. Universitet tretyego pokoleniya: Upravlenie universitetom v perekhodnyy period. Moscow: Olimp-Biznes, 2016. 432 p. (In Russian)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 19.08.2020 The article was received on 19.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.