Научная статья на тему 'Логика имагинативных форм постижения бытия'

Логика имагинативных форм постижения бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИЖЕНИЕ БЫТИЯ / ФОРМА ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ / ИМАГИНАТИВНЫЙ МИР / МИФОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / ИСКУССТВО / ЛОГИКА ОБРАЗА / ЛОГИКА ПОВЕСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хмелевская Светлана Анатольевна

В статье раскрывается понимание логического в имагинативных формах постижения бытия, формах, в которых создается свой особый мир, мир, построенный по законам воображения. Автор обосновывает идею, что и в этих формах постижения бытия (миф, религия, искусство) имеет место своя логика, логика образов, повествования, развития внутренней жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGIC OF IMAGINATIVE FORMS OF COMPREHENSION OF BEING

In the article reveals an understanding of the logical in imaginative forms of comprehension of being, forms, in which is created their own particular world, world, constructed according to the laws of imagination. The author justifies the idea that in these forms of comprehension of being (myth, religion, art) also has its own logic, logic of images, narrative, development of the inner life of man.

Текст научной работы на тему «Логика имагинативных форм постижения бытия»

Социально-политические науки

2'2018

26. ЛОГИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.07)

26.1. ЛОГИКА ИМАГИНАТИВНЫХ ФОРМ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ

Хмелевская Светлана Анатольевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии естественных факультетов философского факультета

Место работы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.ВЛомоносова»

xmelevsk@mail.ru

Аннотация: в статье раскрывается понимание логического в имагинативных формах постижения бытия, формах, в которых создается свой особый мир, мир, построенный по законам воображения. Автор обосновывает идею, что и в этих формах постижения бытия (миф, религия, искусство) имеет место своя логика, логика образов, повествования, развития внутренней жизни человека.

Ключевые слова: постижение бытия; форма постижения бытия; имагинативный мир; мифология; религия; искусство; логика образа; логика повествования.

LOGIC OF IMAGINATIVE FORMS OF COMPREHENSION OF BEING

Khmelevskaya Svetlana A., doctor of philosophical sciences, professor, professor of department of philosophy of natural faculties of faculty of philosophy

Place of employment: FSBEI of HE «Moscow state university named after M.V.Lomonosov»

xmelevsk@mail.ru

Abstract: in the article reveals an understanding of the logical in imaginative forms of comprehension of being, forms, in which is created their own particular world, world, constructed according to the laws of imagination. The author justifies the idea that in these forms of comprehension of being (myth, religion, art) also has its own logic, logic of images, narrative, development of the inner life of man.

Keywords: comprehension of being; form of comprehension of being; imaginative world; mythology; religion; art; logic of image; logic of narrative.

Человечество живет в мире, который постоянно меняется, и чтобы выжить в таких условиях, оно должно было вырабатывать ментальные сущности для использования их в бифуркационных состояниях общества. Данные ментальные сущности конституируются в разные формы постижения бытия.

Центральным понятием в таком подходе, исходящем из различных образов мира, является понятие «постижение», которое отражает культурно-исторический ракурс деятельности по приобретению знаний. Данный подход близок к гегелевскому пониманию процесса получения знания через вариативные формы духовных образований, объединяющих разные виды сознания и знаний (например, обыденное, мифологическое, религиозное, эстетическое, научное, философское). Постижение, таким образом, объединяет множественные формы получения знаний. При этом понятие «знание» трактуется здесь предельно широко как любая информация, полученная человеком или сообществом людей. Поэтому постижение относится, скорее, не к гносеологии, а к когнитивистике, фиксирующей различные способы рефлективного отношения к миру [5, с.113]. Однако к этому следует прибавить и фигурирование этого термина в аксиологии, когда речь идет о валюативном знании [5; 7].

Постижение бытия реализуется в определенных формах [6], каждая из которых по-своему раскрывает объект бытия, характеризуется своим способом его видения, удовлетворяет потребности, связанные с получением информации о данном объекте, что придает им устойчивость в социальном воспроизводстве. Отсюда, можно выделить такие формы постижения бытия, как мифология, искусство (художественные формы), наука, филосо-

фия, оккультизм (трактуемый предельно широко и включающий магико-оккультные знания, астрологию, алхимию, хиромантию и пр.), религия.

Каждая форма постижения бытия создает свой образ мира, отличающийся своими характерными чертами. Так как все формы постижения бытия образуют некую постижение-систему, то их можно структурировать по определенным основаниям, выделяя в каждой из них социологический, гносеологический, композиционный, психологический блоки. В данном случае интерес представляет гносеологический блок, куда включается и логическая составляющая - логика, используемая в конкретной форме постижения бытия. Более точно, логика отнесена к композиционному комплексу гносеологического блока каждой формы постижения бытия, так как именно указанный комплекс выражает способ построения знаний в единое целое.

В каждой форме постижения бытия могут разрабатываться и применяться своя логика концептуализации знания, а также правила и принципы преобразования и выведения новых знаний. Причем о логике в данных случаях возможно говорить только с допущениями, как о способе построения знания, задании его определенной структуры. Аксиомы, принципы, правила вывода, отдельные процедуры (доказательства), акты (обоснования) осуществляют удостоверение, уточнение, нормирование знания в конкретной форме постижения бытия.

Любая из перечисленных выше форм постижения бытия имеет качественную специфику, но между ними существует и качественное сходство. Поэтому на основе такого сходства возможна типологизация всех форм постижения бытия.

Анализируя данные формы, следует обратить вни-

Хмелевская С. А.

ЛОГИКА ИМАГИНАТИВНЫХ ФОРМ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ

мание на то, что в каждой из них создан свой образ мироздания. Причем в этом образе под мирозданием может подразумеваться как наличная реальность, обладающая всей полнотой существования, так и мир воображаемый, невидимый, но при этом воспринимаемый не менее действительным, чем мир материально-эмпирический. В последнем случае создается специфическая реальность - имагинативная реальность -со своими логикой, образами, законами.

В связи с этим условно все формы постижения бытия можно разделить на реалистические (рефлективные) и имагинативные. Если реалистические формы постижения бытия (например, наука, рефлективная философия) представляют репрезентацию наличного бытия, нацелены на получение рефлективных знаний о нем [5, с.113], то в имагинативных формах происходит духовное конструирование образа мира силами воображения, а валюативное (ценностно-смысловое) знание становится здесь преобладающим [7].

В чем специфика имагинативных форм постижения бытия, куда относятся мифология, религия, искусство (художественные формы)? В трактовке Я. Э. Голосовкера, имагинация - это способность воображения, отсюда, имагинативный мир - мир, созданный по логике и гносеологии воображения, где действуют свои специфические законы [4]. Здесь формируется особая имагинативная реальность, которая наделяется онтологическим статусом и играет специальную роль. Причем проекция имагинативных миров на мир реальный (неимагинатив-ный) малопродуктивна. Более того, отнесенность имаги-нативного мира к миру реальному в таких формах постижения бытия воспринимается неоднозначно.

Интерес представляет сравнение логики, как некой последовательности композиционных построений, в мифе, религии и искусстве (художественных формах).

Что касается мифологии, то она выступает в качестве первоначальной формы целостного видения бытия. Причем следует поддержать мнение тех исследователей, которые полагают, что главной задачей мифологии было не познание, а нормативное творчество, утверждение определенных образцов поведения, которым придавался характер обязательности. Так, Б.Малиновский писал, что «миф - это не интеллектуальное упражнение или воображение художественной фантазии, а практическое руководство первобытных верований и поведения» [9, с.21-22]. Однако такие утверждения не отрицают познавательного значения мифа, так как мифология фиксировала и накопленный жизненный опыт («именно само воображение служило как бы познавательным органом, выражая результаты этого познания в образах мифа» [4, с.12]), и догадки, которые нередко в дальнейшем становились объектом научного осмысления. И, тем не менее, знание в мифологии - знание преимущественно валюативное (ценностное), причем выраженное символически через определенные образы. Поэтому логика мифа - это логика построения и движения образов. Таким образом, в мифе знание выражается в форме художественных образов, которые наполнены определенным смыслом, являясь образами-символами.

Логика мифа - это не логика в ее привычном для рационального мышления понимании как логика форм и законов правильного мышления, а логика движения смыслов, образов. Логика мифа в известной степени выражает общую логику имагинативных форм постижения бытия. Его логика как логика чудесного в известной степени противостоит логике, которую мы

называем формальной логикой. В логике мифа отсутствует как таковой закон противоречия, в ней не действуют и иные законы абстрактного мышления.

Логика мифа проявляется в сфере фабулы, образа и смысла. При этом логика обыденного сознания здесь сохраняет свою видимость. Так, в одном древнегреческом мифе повествуется о том, что Афина Паллада рождается из головы Зевса (Зевс «при помощи Гефеста, расколовшему голову ему топором, сам произвел на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинствующим кличем» [2, с.75]). Но почему из головы Зевса? Логика здесь следующая: Зевс - воплощение мудрости, Афина - мысль Зевса, а голова - место в теле, где сосредоточена мысль. Значит, Афина как мысль Зевса могла появиться только из его головы. Логика рассуждения здесь якобы присутствует, но она противоречит здравому смыслу, ориентированному на то, что в реальной жизни так не бывает. Однако это именно логика имагинативного мира.

Такая логика оперирует образами так, как будто бы они, с одной стороны, являются реальными, но, с другой стороны, это движение образов имагинативного мира. Здесь тоже есть причинно-следственное объяснение, но оно свое, это объяснение в рамках имагина-тивного мира. Логика образа как исчерпывание смысла целокупного образа раскрывается в мифе последовательным рядом единичных конкретных образов как бы двигающихся по кривой до ее замыкания в круг [4]. В мифе существует полярность смыслов в пределах единого целого образа. Контраст своим отталкиванием стимулирует движение образа в разных смысловых направлениях, до полного его самораскрытия.

Своя логика присутствует и в религии как форме постижения бытия. У нее свои смыслообразы, которые связаны с эмоциональной насыщенностью. Образы эти яркие и, безусловно, сильно влияющие на духовный мир личности. Поэтому логика в религии как форме постижения бытия - это и логика религиозных образов, и логика построения, обоснования религиозных верований, и определенных литургических действий (в частности, таинств). Например, как можно приобщиться к духовным основам христианства? Прежде всего, приобщившись к самому Христу. Поэтому в одном из главнейших таинств христианства такое приобщение осуществляется в процессе евхаристии. Причем «по учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы» [8, с.523].

Теологи (богословы), философы не раз предпринимали и попытки доказательств бытия Бога (достаточно вспомнить аргументы Анаксагора, Сократа, Платона, Ф.Аквинского, Г.Лейбница и пр.), стремясь применить формальную логику для обоснования «веры, ищущей разумения». Вместе с тем такая логика вписана в логику имагинативного мира, хотя здесь уже используется не логика образа, а логика понятийной схемы. Например, в «Монологионе» Ансельм Кентерберий-ский развивает доказательство бытия Бога, которое вписано в его понимание мироздания, а именно как мироздания, построенного на иерархичности разных уровней бытия, различающихся степенями совершенства, отсюда, следует, что «есть совершенство всех совершенств - Бог» [1, с. 132-123].

Однако в полной мере логические рассуждения Ан-сельма представлены в его «Прослогионе» («РгоБЬдюп»): «сказал безумец в сердце своем: «нет

Социально-политические науки

22018

Бога» (Пс.13, 1)... Веруем же мы, что Ты нечто, более чего нельзя ничего помыслить. Но то, более чего нельзя ничего помыслить, никак не может иметь бытие в одном только разуме. Ведь если оно имеет бытие в одном только разуме, можно помыслить, что оно имеет бытие также и на деле; а это уже больше, чем иметь бытие только в разуме. Следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя ничего помыслить, существует как в разуме, так и на деле. Итак, воистину есть то, более чего нельзя ничего помыслить, и притом так, что его небытия и помыслить невозможно. И это Ты, Господи, Боже наш! Итак, столь воистину обладаешь Ты бытием, Господи, Боже мой, что небытия Твоего нельзя помыслить» [1, с.133-140].

Данная логика Ансельма базируется на предпосылках крайнего реализма (наиболее общее понятие обладает наибольшим существованием, поэтому, говоря о Боге, Ансельм пишет: «Ты нечто, более чего нельзя ничего помыслить» [1, с.133]). Вопрос о существовании Бога, таким образом, следует из самой трактовки понятия «Бог». Между тем, подобная трактовка определения понятий противоречит одному из принципов формальной логики - определение какого-либо понятия не может служить основанием для признания объективного существования денотата этого понятия.

В художественных формах постижения бытия также представлена логика имагинативного мира. Мир искусства - условный, даже если художник имеет интенцию на отображение реальности, как она есть. В любом случае это мир художественных образов, заключающих в себе как предметные характеристики, так и субъективные эмоциональные переживания. Поэтому искусство создает свою условную реальность, являющуюся, по сути, имагинативной реальностью. Проявления логического в искусстве реализуются через логику повествования, рассказа, образа, развития темы, экспрессии.

Например, применительно к музыке можно говорить о логике чувств: «музыка своим существованием нарушает привычное представление о том, что чувства по своей природе спонтанны и не укладываются какую-либо схему. Именно в музыке чувственная сторона внутренней жизни человека, окутанная тайной, оказывается выверенной с точки зрения определенных закономерностей» [3, с.7-8].

На примере персонажей произведений Л.Н.Толстого можно сделать вывод о том, что каждый их герой проходит некую логически заданную замыслом автора траекторию своего душевного и духовного развития. Логика повествования позволяет нам отслеживать вехи жизненного пути персонажей. Но одновременно просматривается и логика их духовной эволюции, которая ведет к преображению их душ. Это отчетливо проявляется, в частности, у героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» А.Болконского, П.Безухова, Н.Ростовой и др.

Вообще само выявление логики произведения или образа относится к способности зрителя, читателя, слушателя воспринимать данное произведение. Такая логика «уникальна и может быть очень далека от привычных представлений о логичном вообще, но это не лишает ее логичности как общего принципа, направленного на выявление сущности целого» [3, с.10].

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 92%.

Список литературы:

1. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М.: Канон, 1995. - 400 с.

2. Афина //Мифологический словарь /Под ред. Е.М.Мелетинского. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -С.75.

3. Бахтизина Д.И. Музыка как отражение интегративных процессов человеческого сознания //В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. - 2015. - №50. - С.6-11.

4. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987. -218 с.

5. Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельност-ный подход к анализу человека, общества, истории. Ч.1. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 400 с.

6. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия //Вопросы философии. - 1993. - №4. - С.89 - 106.

7. Хмелевская С.А. Искусство как форма постижения бытия (художественные формы постижения бытия) //Социально-политические науки. - 2015. - №2. - С.74-79.

8. Христианство. Энциклопедический словарь /Под ред. С.С.Аверинцева. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - С.523.

9. Malinovski B. Myth in primitive psychology. - L., 1926. -P.21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.