Эксперимент в школе
Ценностное отношение студентов педколледжа к самообразованию (на начальном этапе эксперимента)
3 на самообразование нужны сила воли и настойчивость
а занятия самообразованием ет достаточного времени
3 самообразованием целесообразно заниматься в процессе внеклассной деятельности ] самообразованием заниматься необязательно
Рис.1
Ценностное отношение студентов педколледжа к самообразованию (на заключительном этапе экспериментальной работы)
□на самообразованиенужш сила воли и настойчивость
■на занятия самообразованием нет достаточного времени
□ самообразованием целесообразно заниматься в гроцессе внеклассной деятельности
□заниматься СО естественный и постоянный виц учебнопрофильной деятельности
■ самообразов а ни ем зан и шть ся необязательно
Рис.2
Высказанные оценки довольно противоречивы: от признания значимости самообразования, до отрицания его особой необходимости. Хочется отметить, что на заключительном этапе экспериментальной работы отношение учащихся к самообразованию заметно изменилось. 12% студентов педагогического колледжа отметили, что заниматься самообразованием это естественный и постоянный вид учебно-профессио-нальной деятельности, также, что самообразованием целесообразно заниматься в процессе внеклассной деятельности.
Основным условием развития самообразовательной деятельности учащейся молодежи является педагогическое стимулирование. В процессе приобщения учащегося к самообразовательной деятельности участие преподавателя в совместной работе с учениками, студентами, уменьшается. От планирующей и контролирующей роли на начальном этапе стимули-
рования самообразования, в действия согласования, носящие рекомендательный, ориентирующий характер. При этом деятельность учащегося приобретает все большую активность - от воспринимающей, переходя постепенно к активным самостоятельным действиям по организации, планированию, контролю, самоопределению.
Таким образом, значение всестороннего мониторинга в вопросах развития гуманитарно-педагогического самообразования учащейся молодежи, действительно, создает базу для эффективного управления этим процессом, так как позволяет измерить исходный уровень самообразовательной готовности личности; следить за динамикой происходящих изменений; выявлять недостатки педагогического руководства и на основе этого обоснованно продумывать стратегическую и тактическую основу участия педагогов в развитии этого важного направления.
Литература
1. Закиров Г.С. Организация самообразования учащейся молодёжи. - 2-е изд.; дополн. -Казань: КГПУ, 2000.
2. Назарова О.Л. Модель самообразовательной деятельности студентов //Специалист. -1998. - №7. - с. 15—18.
3. Педагогический мониторинг качества образования. Под науч. ред. В.И.Андреева. Казань: Изд-во КГУ, 1999.
4. Свирина И.О. Формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения: Автореф. дис. к.п.н., Казань, 1983. - 19 с.
5. Смирнов С.И., Захаровский С.Ю. Мониторинг качества образования как индикатор профессиональной компетентности выпускника // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. - с. 50-55.
6. Тараносова Г.Н., Лисачкина Ю.С. Концептуальные положения современной профессиональной гуманитарной подготовки специалиста //Среднее профессиональное образование. - 2009. - №5. - с. 9-11.
7. Фоменко С.Л. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива // Педагогика. - 2005. - №5. - с. 59-64.
8. Ковылева Ю.Э. Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов // Эксперимент и инновации в школе. -2010.- №2.
9. Деденко НИ, Эргардт О.И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2.
В статье представлен опыт развития учебно-логиче-ских умений учащихся начальных классов, в частности, формирования целостного представления об анализе и синтезе как способах познания, служащих для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. Развитие происходит на основе использования учителями «логических пятиминуток».
Воровщиков Сергей Георгиевич
доктор педагогических наук профессор кафедры управления образовательными системами декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МП ГУ
«Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов
Как эффективно развивать у младших школьников представления о способах познания: анализе и синтезе?
Ключевые слова: «логические пятиминутки», учебно-логические умения, анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий, доказательства, опровержения, логическое мышление, объекты анализа и синтеза, способы познания.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [6, с. 3]. Сами разработчики стандарта признают: «Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным» [7].
В стандартах универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; общепознаеателъные, включая общеучебные, логические, постановка и решение проблем; коммуникативные действия. Классифика-
ции общеучебных умений школьников, разработанная Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым [3, с.291-312], конкретизирует рамочную по своей сути программу универсальных учебных действий, общеучебные умения объединены в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения.
«Логические пятиминутки» могут стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познаватель-ной компетенции. Ежедневно проводимые «пятиминутки», с нашей точки зрения, могут выступить в роли своеобразного интеллектуального тренажера четвероклассников. На наш взгляд, «логические пятиминутки», как малая форма организации процесса обучения, позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с учащимися, не изменяя учебный план, не увеличивая нагрузку на малышей. Несомненным достоинством данной формы развития учебно-логических умений является то, что «пятиминутки» не требуют разработки и последующего легитимного утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.
Предлагаемые «пятиминутки» могут быть разнообразными по своему назначению:
Во-первых, это «стартовая пятиминутка», объясняющая учащимся что, зачем и как будет изучаться, и «финишная», побуждающая детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы. Кстати, в данном пакете материалов заключительная пятиминутка отсутствует.
Во-вторых, «вводные пятиминутки», открывающие изучение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учеб-но-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся.
В-третьих, «инструктивные пятиминутки», представляющие учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-ло-гического умения. Без данной группы «пятиминуток» все остальные «пятиминутки», по большому счету, теряют смысл.
В-четвертых, «тренинговые пятиминутки», последовательно формирующие и развивающие отдельные учебно-логических умения в соответствии с классификацией обще учебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство «пятиминуток».
В-пятых, «мониторинговые пятиминутки», направленные в первую очередь на изучение сформиро-
ванности ключевых учебно-логических умений. Роль этих «пятиминуток» могут выполнить «тренинговые пятиминутки», когда учитель воочию убеждается, что со всеми заданиями учащиеся успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений.
Содержание «пятиминуток» должно включать не только учебное содержание математики, русского языка, природоведения, но и эмпирический материал, взятый из повседневной жизни учащимся - их увлечения, игры, моды. Дети, благодаря этой форме обучения, должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь. Учитель постоянно должен подчеркивать важность познавательной составляющей «пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят. И в то же время формат «пятиминуток» исключает «организационную жесткость» комбинированного урока, так традиционно привычного для учащихся начальной школы.
Классификация общеучебных умений Д.В. Тать-янченко и С.Г. Воровщикова выступает в качестве несущей конструкции выстраивания пакета «пятиминуток». Посредством «пятиминуток» формируется и развивается не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которым ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. Формирование и развитие учебно-логических умений предполагает обязательное целостное и доступное изложение минимума теоретико-инструк-тивных знаний корректного осуществления того или иного умения. В связи с этим еще раз подчеркнем важность именно «инструктивных пятиминуток» для эффективного формирования учебно-логиче-ских умений.
«Логические пятиминутки» предполагают целенаправленное формирование учебно-логических умений у учащихся 4 класса на основе ранее сформированного эмпирического опыта логического мышления. Четвероклассникам предлагаются задания, предусматривающие владение умениями читать и писать в соответствии с нормами начальной школы. Однако фрагментарно материалы «пятиминуток» могут быть использованы в 3 классе.
Итак, представим лишь некоторые «логические пятиминутки», созданные учителями начальных классов школ г. Москвы: А.В.Соколовой, Е.А. Евдокимовой, Е.В. Терениной, В.П.Ролдугиной, Г.Л.Сафроновой, Е.В. Сапрыкиной.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
«Логическая пятиминутка» № 1 (стартовая)
Цель: Способствовать пониманию учащимися сути и назначения «логических пятиминуток».
В мультфильме «Зарядка для хвоста» Мартышка, Слонёнок, Попугай, и Удав занимались зарядкой, гимнастикой. Для чего они это делали? (чтобы быть сильными, ловкими, здоровыми).
Мы с вами учимся в гимназии. Как вы думаете, гимнастика, гимназия - это родственные слова? Кто знает, что означает слово «гимназия»?
Гимназия (от древнегреческого гимназио - упражняю в гимнастике, тренирую) - среднее учебное заведение. Этот термин также употреблялся в значении «место для упражнений». То есть в первом значении слово «гимназия» употреблялось для спортсменов. Приблизительно с конца V века гимназии стали образовательными учреждениями: в них вели свои беседы философы, риторы, учёные и др.
И мы с вами в гимназии тренируемся, тренируем свой ум. В этом учебном году мы постараемся каждый день на различных уроках проводить «логические пятиминутки». Они станут своеобразной гимнастикой для нашего ума.
Во время этих «логических пятиминуток» мы будем с вами учиться правильно, последовательно мыслить: анализировать и находить в изучаемом самое главное, уметь сравнивать окружающие нас вещи так, чтобы понять их суть, уметь доказывать, отстаивать свою точку зрения и многое, многое другое.
Существуют разные высказывания выдающихся людей, крылатые выражения, в которых заключена в сжатом виде умная мысль. О чём угодно: об учении и увлечении, о здоровье или недугах, о любви, о зависти и т.д.
На доске написаны некоторые высказывания. Прочитайте их и определите те, которые можно отнести к тому, чем мы занимаемся на уроках; а также найдите похожие высказывания.
1. Уча других, мы учимся сами;
2. Вся ценность монеты заключается в том, что человек знает, что с ней делать;
3. Кузнец обучает своему делу, куя;
4. Капля камень точит;
5. Лишь когда мы действуем, мы действительно есть мы сами;
6. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними;
7. Действие является самым ясным и выразительным раскрытием человека;
8. Хорошую работу чужими руками не сделаешь.
Учитель просит объяснить значение высказываний, помогая детям. № 1 и 3; № 5 и 7 похожи. № 6 не подходит по смыслу.
Я предлагаю вам дома найти пословицы и поговорки об учении, о значении ума. На следующей «пятиминутке» завтра мы выслушаем и обсудим найденные вами поговорки.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ гимназия N9 1527 Соколовой Анжеликой Валентиновной.
«Логическая пятиминутка» № 2 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Сегодня мы начинаем овладевать инструментами правильного логического мышления - анализом и синтезом.
Вы все хорошо помните произведение Валентины Осеевой «Плохо». Вам необходимо вспомнить его основное содержание и составить план (после коллективной работы на доске появляется план рассказа).
В данном случае рассказ Валентины Осеевой выступил в качестве объекта нашего анализа. Что мы с ним сделали? Действительно, мы разделили его на две части, выделив в каждой части существенное (о чем и что говориться), мы эти части озаглавили.
Теперь вы услышите имена героев из произведений Валентины Осеевой, определите названия этих произведений:
- Девочка, петушок, курочка, уточка, щеночек. Конечно, это многими из вас знакомая сказка «Добрая хозяюшка».
- Мальчик, девочка, старушка. Опять правильно вы вспомнили и определили название рассказа «Просто старушка».
- Мальчик Витя, мальчик Коля, мальчик Миша, мальчик Володя. Молодцы, это рассказ «Три товарища».
Что помогло вам дать правильный ответ, правильно определить названия произведений? Вы мысленно объединили персонажей, героев рассказов и сказок в одно целое. Такое мысленное объединение частей в одно целое называется синтезом.
Молодцы, вы успешно справились с заданиями. Научившись правильно осуществлять анализ и синтез, вы в дальнейшем сможете успешно разрешить многие проблемы.
Итак, мы должны запомнить: синтез - объединение составных частей в целое с целью изучения объекта, а анализ - разложение целостного объекта на составные частис целью его изучения, познания.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 549 Евдокимовой Еленой Александровной.
«Логическая пятиминутка» № 3 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Сегодня мы с вами продолжим учиться владеть такими важными инструментами правильного, логического мышления как анализ и синтез.
Анализ - это разделение, разложение, расчленение чего-либо на составляющие части (т.е. компоненты) с целью его изучения. Изучить - это значит познать самое главное, основное, существенное. Это главное можно иногда понять, рассматривая составляющие части объекта.
Например, алфавит русского языка состоит из 32 букв. Все буквы мы можем разделить две группы: на гласные и согласные. В свою очередь гласные буквы делятся на части: гласные, смягчающие согласные звуки; гласные, не смягчающие согласные звуки; гласные, обозначающие два звука и т.д. Согласные буквы разделяем на следующие группы: согласные звонкие и глухие, парные и непарные, всегда звонкие, всегда глухие, всегда мягкие, всегда твердые согласные звуки, шипящие. Зная характеристики гласных и согласных букв по звукам, мы развиваем фонематический слух, орфографическую зоркость, правильное написание слов, из слов составляем предложения, из предложений - тексты.
Но иногда главное, основное можно понять, объединяя части в целое. Объединение частей (т.е. компонентов) в целое с целью изучения объекта называется синтезом. Например, выполняя задания по звукобуквенному разбору, в котором написаны звуки и указаны их характеристики, мы сможем записать слово, предложение и текст.
Итак, мы должны запомнить: Если мы хотим понять сложный объект, изучить его, нам подчас необходимо провести его анализ и синтез. Чтобы правильно осуществлять анализ и синтез, необходимо научиться осуществлять мелкие умения, которые входят в эти сложные умения.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 549 Евдокимовой Еленой Александровной.
«Логическая пятиминутка» №4 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Ребята, кто из вас хочет научиться правильно, думать? А что нужно для того, чтобы научится что-нибудь делать? (.Выполнять нужные правила, использовать определённые мыслительные инструменты и т.д.) Оказывается, для того, чтобы эффективно и правильно думать, человек тоже использует «инструменты». В ближайшее время мы познакомимся с некоторыми из них. Это анализ и синтез.
Анализ - это разделение, разложение, расчленение чего-либо на составляющие части (т.е. компоненты) с целью его изучения. Изучить - это значит познать
самое главное, основное, существенное. Это главное можно иногда понять, рассматривая составляющие части объекта.
На уроке литературного чтения мы познакомились с произведением В. Беспалькова «Совушка». Текст произведения очень большой. Для того, чтобы лучше понять, какую идею хотел донести до нас автор, я предлагаю вам разделить текст на части и озаглавить каждую часть. Перечитайте первую часть текста. Что здесь самое главное? О чём (или ком) и что говорится? Подтвердите ваше мнение словами текста. Дайте название этой части (Аналогичная работа с остальными частями текста). У нас получился план литературного произведения:
1. Как Федотка совушку обидел.
2. Все припасы пропали.
3. Как Федотка совушку искал.
4. Совушка вернулась.
Для того, чтобы лучше понять идею литературного произведения, выделить самое главное, выяснить, что хотел нам сказать автор, мы с вами разделили текст на части и подробно поработали с каждой из них, т.е. осуществили анализ текста.
Итак, анализ - это разделение, разложение, расчленение чего-либо на составляющие части с целью его изучения.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ гимназия N9 1527 Терениной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка» № 5 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
На прошлом уроке мы говорили о том, что человек использует специальные «инструменты» для того, чтобы хорошо и правильно думать. Это анализ и синтез.
Анализ - это разделение, разложение, расчленение чего-либо на составляющие части (т.е. компоненты) с целью его изучения. Изучить - это значит познать самое главное, основное, существенное. Это главное можно иногда понять, рассматривая составляющие части объекта.
На прошлом уроке мы делили текст на части и находили главное, существенное в каждой части. Это главное мы записывали в названии части. Таким образом, мы провели анализ.
Но иногда главное можно понять, объединяя части в целое. Объединение частей (т.е. компонентов) в целое с целью изучения объекта называется синтезом. Мы воспользуемся планом, который получился у нас на прошлом уроке:
1. Как Федотка совушку обидел.
2. Все припасы пропали.
3. Как Федотка совушку искал.
4. Совушка вернулась.
План поможет вам объединить части произведения в целое для того, чтобы суметь сделать пересказ (Дети пересказывают произведение, используя план).
Что помогло вам правильно пересказать произведение, восстановить в памяти порядок событий? Используя план, вы мысленно объединили части в одно целое, т.е. осуществили синтез.
Работая с текстом, вы провели анализ произведения (разделили его на части, выделили главное в каждой части) и синтез (пользуясь составленным планом, восстановили целостный объект - текст).
Итак, главное, что нужно понять и запомнить: Для изучения сложного объекта нам нужно провести анализ и синтез. Эти два умения являются противоположными, но не могут существовать одно без другого. Только в одних случаях для решения каких-либо мыслительных задач мы больше обращаемся к анализу, а в других - к синтезу.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ гимназия N9 1527 Терениной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка» №6 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Мы конструировали игрушечный подъемный кран. У Маши при поднятии груза кран переворачивается. Попробуем выяснить причину неудачи. Для этого вспомним, из каких деталей (частей) он состоит:
1. Платформа - это основа, то на чем держится весь кран.
2. Рельсы и ось с колесами - это то, с помощью чего движется наш объект.
3. Башня с кабиной - это место работы крановщика.
4. Стрела - это, то чем поднимаем груз.
5. Крюк - это то, чем цепляем груз.
6. Противовес - это то, что не дает крану переворачиваться при поднятии груза. Все из перечисленных деталей есть у собранного крана. Вот мы и нашли причину Машиной неудачи! У ее крана отсутствует противовес. Добавив, его мы устраним неполадку.
Что же мы с вами делали? Мы анализировали -разбирали на детали (части) и определяли, для чего нужна каждая из них, установив отсутствие одной из деталей, нашли ошибку. Анализ - это разделение, разложение чего-либо на составные части с целью его изучения.
Конечно, с игрушечным краном все получилось очень легко, но в дальнейшем это умение анализировать поможет нам изучать более сложные объекты, выяснять причины различных проблем, которые сразу установить не удается.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 1280 Ролдугиной Валентиной Петровной.
«Логическая пятиминутка» № 7 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Сегодня мы будем продолжать учиться овладевать инструментом правильного логического мышления -синтезом. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
1. По щучьему велению, по моему хотению.
2. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
3. Раз, два, три. Горшочек, вари!
4. И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
5. Креке, фекс, пеке.
Ответы: 1. Емеля. Русская народная сказка «По щучьему велению». 2. Иванушка-дурачок. Русская народная сказка «Сивка-бурка». 3. Девочка. Братья Гримм. Горшок каши». 4. Мойдодыр. Корней Чуковский. «Мойдодыр». 5. Буратино. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Что помогло отгадать название сказки, автора и героя? Вы мысленно соотнесли слова и героя сказки, вспомнили персонажей этой сказки и объединили их в одно целое. Так вспомнились название и автор сказки. Такое мысленное объединение частей в одно целое называется синтезом.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ N9 1726 Сафроновой Галиной Леонидовной.
«Логическая пятиминутка» № 8 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Мы продолжаем с вами учиться эффективно (правильно, корректно) применять умения анализировать объекты.
На доске вы видите картинки: арбуз, линейка, ластик, актер. Если мысленно объединить первые буквы слов, которые называют эти предметы, то какое имя девочки вы можете написать? Правильно, «Алла». Вот такое объединение компонентов в целое и можно назвать синтезом.
Однако сегодня мы просто играли. Однако в дальнейшем вам это умение поможет познавать неизвестное в изучаемом объекте. Так, например, для того чтобы изучить автомобиль, надо вначале внимательно познакомиться с каждой его деталью. Но одного анализа мало. Автомобиль - это механизм, в котором части действуют как одно целое. Этозначит, что изучать составные части необходимо во взаимодействии, в единстве. Это достигается благодаря синтезу.
Помните, что анализ и синтез нерасторжимы подобно верху и низу, левому и правому. Так, когда мы
начинаем устанавливать составные части объекта (анализ), мы уже помним о нем, как едином целом (синтез). Так, что анализ и синтез сочетаются друг с другом.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 1280 Ролдугиной Валентиной Петровной.
«Логическая пятиминутка» № 9 (инструктивная)
Цель: Способствовать овладению функциональными знаниями умения. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Ребята, кто из вас был в лесу? Сегодня мы совершим заочное путешествие в лес. Но сначала нужно отгадать загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
Что это? Верно, это гриб (Появляется картинка). Вот какую историю он рассказал.
Жил в лесу гриб. Пошёл он гулять и повстречал зверька с пушистым хвостом.
«Ты кто?» - спросил гриб.
«Я лисичка», - ответил зверёк.
«Вот здорово, - обрадовался гриб, - я тоже лисичка».
Ребята, что за лисички встретились? Встретились гриб, который называется «лисичка», и дикий зверёк, которого тое зовут «лисичка». Они живут в лесу и ходят в одежде рыжего цвета.
Вывод: Слово одно, а значений два. Это многозначное слово. При изучении объекта важно его ограничить от других объектов, схожих с ним.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка» № 10 (тренинговая)
Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Сегодня мы будем определять объект нашего внимания. Объект - это общее название любого предмета, живого существа, явления, процесса.
Рассмотрите предметы, изображённые на рисунке, который лежит у вас на парте. Назовите каждый предмет словом. На рисунке изображены воробей, снегирь, синица.
Верно, слова «воробей», «снегирь», «синица» - это слова, называющие предметы, которые нас окружают. Будем обозначать слова-предметы прямоугольником розового цвета.
Как можно назвать одним словом воробья, снегиря, синицу? Верно, это птицы. Покажите это слово с помощью схемы. Как вы это сделали? Положили на парту прямоугольник розового цвета, т.к. это слово-предмет.
розовый
Каких ещё птиц вы знаете, назовите. Попугай, ласточка, голубь,...
Вывод: Если мы хотим понять какой-либо объект, мы должны его точно определить.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка» № 11 (тренинговая)
Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Сегодня начнём занятие с того, что определим объект анализа и синтеза. Предлагаю отгадать загадку:
Маленький мальчишка
В сером армечишке
По полям шныряет,
Крохи собирает.
Кто это? Верно, воробей. Рассмотрите пару картинок про воробья. Что делает воробей на картинке слева? Он летит. Что делает воробей на картинке справа? Верно, он клюёт. Слова «летит» и «клюёт» - это слова, называющие действия воробья. Слова-действия будем обозначать прямоугольником синего цвета.
Прочитайте пары слов под каждым рисунком: воробей летит, воробей клюёт.
Составьте схемы. Прокомментируйте. На первом месте прямоугольник розового цвета - это слово-предмет. На втором месте прямоугольник синего цвета - это слово-действие.
розовый | синий |
(Рисунки учитель сам приготовит для своей работы).
Вывод: Необходимо запомнить, изучая объект важно точно его определить, т.е. отграничить от других объектов.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка» № 12 (тренинговая)
Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
На предыдущем занятии мы узнали о словах-предметах, словах-действиях. Вспомните, как схематично мы обозначаем слова-предметы? Прямоугольником розового цвета. Как обозначаем слова-действия? Прямоугольником синего цвета. Верно.
Слова-предметы и слова-действия были объектами нашего внимания.
Рассмотрите объекты на рисунке слева. Что изображено? Изображены две берёзы. Что вы можете сказать о первой берёзе? Какая она? Она низкая, невысокая. Какая вторая берёза? Высокая. Слова «высокая, низкая, невысокая» - это слова, называющие признаки предметов, в данном случае берёз. Слова-признаки будем обозначать прямоугольниками жёлтого цвета. Покажите условный знак. Прочитайте пары слов под рисункамиб берёза низкая, невысокая. Берёза высокая.
Составьте схемы. Что у вас получилось?
На первом месте прямоугольник розового цвета, т.к. слово-предмет, на втором месте прямоугольник жёлтого цвета, т.к. слово-признак.
розовый | жёлтый
Вывод: Мы учились определять объект анализа и синтеза.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка» № 13 (тренинговая)
Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Сегодня вы услышите интересный рассказ, после чего вам предстоит ответить на вопрос КТО ЭТО? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо внимательно слушать и запоминать опорные слова, называющие предметы, признаки и действия, по которым легко узнать объект.
Итак, слушайте:
Гуляло по лесу Болыпое-лохматое.
Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.
Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое-лохматое.
Жара его разморила, в речку загнала.
Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет - карасей пугает.
Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое-лохматое.
Медком лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.
А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
Итак, вы догадались, кто это? Верно, это медведь (Появляются две картинки). Но медведи бывают белые и бурые. О каком именно медведе вы слушали рассказ? О буром. По каким словам-предметам, признакам и действиям вы это определили?
Предметы: по лесу, малинник, пчёлы, мёдом. Признаки: большое, лохматое. Действия: гуляло, залезло, лакомится, рычит. Соединим всё вместе - получим медведя.
Вывод: Устанавливая существенные признаки изучаемого объекта, мы легко определяем сам объект.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка»№ 14 (тренинговая)
Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Ребята, сегодня мы продолжим определять объект анализа и синтеза. Анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей. Синтез - это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Угадайте слово, которое будет объектом внимания, переставив буквы местами. Ь О К Н
Это слово? Конь. Нам предстоит определить, о каком именно коне идёт речь.
1. Он и стройный, и красивый.
У него густая грива!
Жаль нельзя на нём промчаться,
Только можно покататься.
Что за конь? Это игрушка - конь-качалка. Верно (Появляется картинка).
2. Обитает в сельской местности, ржёт, помогает перевозить грузы и пассажиров верхом и на телеге.
Что за конь? Это конь - домашнее животное, синоним - слово лошадь (Появляется картинка).
3. Это фигура на чёрно-белом поле в клеточку с изображение головы лошади.
Что за конь? Шахматная фигура (Появляется картинка).
4. Используется на уроках физкультуры для прыжков.
Что за конь? Спортивный гимнастический снаряд на подставках (Появляется картинка).
Молодцы! Слово «конь» - многозначное, у него несколько значений.
Вывод: При определении объекта анализа и синтеза важно отграничивать объект от других объектов, схожих с ним.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.
«Логическая пятиминутка» № 15 (тренинговая)
Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Ребята, сегодня у нас в гостях сказочные герои (на доске рисунки). Назовите их. Пьеро, Мальвина, Буратино.
Из какой сказки они пришли, и кто их создал? Сказку написал Алексей Толстой и называется она «Приключения Буратино». Эти герои приготовили для вас сказочную задачу. Послушайте.
Пьро, Мальвина и Буратино спрятались от Кара-баса в доме папы Карло. Один под кроватью, другой в шкафу, а третий в печке. Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Кто где спрятался? Давайте ответим на вопрос, пользуясь таблицей.
КРОВАТЬ ШКАФ ПЕЧКА
Мальвина - + -
Пьеро +
Буратино + -
Итак, рассуждаем. Известно: Во-первых, Буратино в печку не полез, поставим -. Во-вторых, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке, поставим -.
Получается: Мальвина спряталась в шкафу, поставим +; Пьеро спрятался в печке, поставим +; и соответственно, Буратино спрятался под кроватью.
Таким образом, пользуясь таблицей и рассуждениями, мы смогли точно определить объект.
Использовано: Материалы к учебнику Петерсон Л.Г. 2 класс. - М. : «ВАКО», 2005.
«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.
Литература
1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления. - М.: «5 за знания», 2007. - 352 с.
3. Воровщиков С.Г. Логичное мышление и его назначение // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. -№ 5.
4. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010.
6. Караванова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.prosv.ru/mnk/ регерекйуа/шй). а8рх?оЬ_по-12250
7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987.
8. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. -1982. -№10.
9. Татъянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. - 2003. - № 8.
10. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - № 7.