УДК 316.422 (571.122); 339.187.62 ЛИЗИНГ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГ А-ЮГРЫ
Хромцова Л.С.
В статье выявляются факторы стимулирования инновационной активности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, анализируются основные показатели и меры государственной поддержки инновационной деятельности предприятий региона, характеризуется инновационная инфраструктура округа и обосновывается роль лизинговых компаний в ее развитии. В качестве основной цели была поставлена разработка организационно-методических подходов к оценке преимуществ от использования лизинга в инновационном процессе.
В результате автором была предложена модель внедрения лизинга в инновационный процесс, посредством выявления основных направлений взаимодействия лизинговой компании с субъектами инновационной инфраструктуры региона. Разработана методика расчета совокупного эффекта от участия инновационного предприятия в лизинговой сделке при осуществлении инновационного процесса, формируемого в результате применения ускоренной амортизации объекта лизинга и налоговых льгот, предоставляемых регионом для организаций, осуществляющих инновационную деятельность и относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Предложенная методика расчета совокупного эффекта позволит инновационному предприятию в практической его деятельности оценить общую сумму налоговой экономии от использования лизинга оборудования. Лизинговая компания также может использовать данную методику при осуществлении кон-
сультационно-информационной деятельности с потенциальными лизингополучателями - инновационными предприятиями.
Ключевые слова: лизинг, инновационная деятельность, инновационное предприятие, инновационный процесс, инновационная активность, инновационная инфраструктура, совокупный эффект.
LEASING AS A FACTOR STIMULATING INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES OF KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA
Khromtsova L.S.
The article identifies the factors stimulating innovation activity in the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra, analyzes key performance indicators and measures of state support of innovation activities of enterprises in the region, the district is characterized by innovative infrastructure and justify the role of leasing companies in its development. As the main goal was set to develop the organizational and methodological approaches to the assessment of the benefits from the use of leasing in the innovation process.
As a result, the author proposed a model for implementation of leasing in the innovation process, by identifying the main areas of cooperation between the leasing company with the subjects of innovation infrastructure in the region. The method for calculating the cumulative effect of participation of innovative companies in the leasing transaction in the implementation of the innovation process, which is formed as a result of accelerated amortization of the leased object and tax incentives offered to the region for organizations engaged in innovation and relevant to small and medium businesses.
The proposed method of calculating the cumulative effect will allow innovative companies in its practical activity to estimate the total amount of tax savings from the use of equipment leasing. The leasing company may also use this technique in the implementation of advisory and information activities with potential lessees -innovative enterprises.
Keywords: leasing, innovation, innovative enterprise, innovation process, innovation activity, innovation infrastructure, the cumulative effect.
В условиях глобализации и международной конкуренции инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернативным. Актуальность инновационного развития регионов продиктована не только внешними вызовами, но и внутренними проблемами, а именно, необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны.
В настоящее время многие субъекты Российской Федерации осуществляют свое инновационное развитие через различные инструменты региональной политики, финансовую поддержку, налоговое и техническое регулирование. Не является исключением и основной нефтедобывающий регион нашей страны - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, необходимым условием сохранения в котором высоких объемов нефтедобычи на долгосрочную перспективу является разработка и внедрение инновационных и технологических решений.
Стимулирующими факторами инновационной активности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является государственная поддержка инновационных разработок в следующих формах:
- субсидирование для возмещения части затрат на патентование, консультации по вопросам охраны и использования интеллектуальной собственности, подготовку бизнес-планов, сертификацию новых видов продукции и услуг, аккредитацию, приобретение маркетинговой информации;
- компенсация банковской процентной ставки, лизинговых платежей;
- предоставление налоговых льгот;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации субъектов в инновационной сфере;
- грантовая поддержка начинающих предпринимателей для создания инновационной компании.
В 2010 году инновационные компании Ханты-Мансийского автономного округа - Югры получили субсидии на подготовку бизнес-планов в сумме более чем 6,5 млн. руб. [5].
Данные меры поддержки инновационной деятельности способствовали росту числа инновационных предприятий в округе, увеличению их затрат на инновации, росту доли инновационной продукции (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за период 2008-2010 гг. [6]
Показатель 2008г. 2009г. 2010г. Отклонение (2010г.- 2008г.)
Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, в общем числе организаций, % 5,2 7,0 7,5 2,3
Затраты на инновации, млн. руб. 18516,1 20182,9 21047,3 2531,2
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, % 0,7 0,5 0,9 0,2
При этом основные затраты на технологические инновации были произведены в сфере нефтедобычи (таблица 2).
В округе созданы организации, деятельность которых направлена на оказание поддержки субъектам инновационной деятельности, это:
- автономное учреждение «Технопарк высоких технологий»;
- некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Югры»;
- некоммерческая организация «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
- некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
- автономная некоммерческая организация «Югорский центр трансфера технологий».
Таблица 2
Затраты на технологические инновации организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по видам экономической деятельности
за период 2008-2010 гг. [6]
Виды деятельности 2008 г. 2009 г. 2010 г. Отклонение (2010г.- 2008г.)
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Добыча топлив-но-энергетичес-ких полезных ископаемых 17980,9 97,2 19865,1 98,6 20582,5 98,0 2601,6 0,8
Обрабатывающие производства 117,9 0,6 146,6 0,7 195,9 0,9 78 0,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 335,5 1,8 65,1 0,3 91,6 0,4 -243,9 -1,4
Предоставление прочих видов услуг 70,5 0,4 77,3 0,4 132,4 0,6 61,9 0,2
ИТОГО 18504,8 100,0 20154,1 100,0 21002,4 100,0 2497,6 0,0
Деятельность созданного в 2008 году автономного учреждения «Технопарк высоких технологий» направлена на содействие развитию малого и сред-
него предпринимательства в инновационной сфере, создание инновационной среды в округе. Основными отраслевыми приоритетами при решении Технопарком задачи содействия развитию малого и среднего инновационного предпринимательства являются базовые отрасли экономики автономного округа -нефть и газ, энергетика, строительство, а также высокотехнологичные направления - нано-, био-, информационные технологии [7].
Немаловажная роль, по нашему мнению, отводится и лизинговым компаниям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которые также призваны оказывать содействие в развитии инновационно-инвестиционной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
Лизинговая компания в процессе реализации финансирования инновационного проекта может осуществлять целый комплекс мероприятий:
- заключение сделок с субъектами малого и среднего предпринимательства на поставку необходимого оборудования для начала осуществления инновационной деятельности, в том числе поиск поставщиков зарубежного оборудования
- выполнение по прямым договорам с предприятиями нефтегазовой промышленности ряда инвестиционных программ по обновлению и модернизации основных фондов, внедрение в производство инновационных научнотехнических разработок и передовых технологий, созданных МИП;
- формирование специализированной сети, обеспечивающей возможность предоставления полного набора лизинговых услуг потенциальным лизингополучателям по всем регионам страны;
- привлечение к сотрудничеству всех заинтересованных субъектов инновационной инфраструктуры.
Лизинговая компания в системе инновационной инфраструктуры играет ключевую роль, взаимодействуя с субъектами на всех стадиях реализации проекта (рис.1).
Предварительный этап
Рыночный этап
Окружной бизнес- Центр трансфера технологий
Инновационные г~
инкубатор &
технологические
центры
Производитель - продавец имущества
Технопарк высоких
технологий
Производитель - продавец имущества (малые и средние инновационные предприятия)
Лизингополучатель (малые и средние инновационные предприятия)
О-*
© 0
Фонд поддержки предпринимательства
Лизинговая компания (лизингодатель)
<л>-»
Лизингополучатель (предприятия нефтяной и других отраслей промышленности)
Фонд микрофинансирования
Региональный бюджет
<^>
Рис. 1. Модель взаимодействия лизинговой компании с субъектами инновационной инфраструктуры региона
на основных этапах инновационного процесса
На предварительном этапе (до выхода на рынок) инновационного процесса, включающем фундаментальные, поисковые и прикладные исследования и разработки, субъекты инновационной инфраструктуры осуществляют следующее взаимодействие:
1 - выбор поставщика лизингового имущества для начала инновационной деятельности;
2 - заключение договора лизинга оборудования для начала инновационной деятельности;
3 - заключение договора с производителем (продавцом) лизингового имущества;
4 - привлечение банковских кредитов для финансирования лизинговой сделки;
5 - заключение договора страхования лизингового имущества;
6 - привлечение источников финансирования для первоначального взноса по договору лизинга;
7 - предоставление Фондом поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед лизинговой компанией;
8 - компенсация части затрат по уплате лизинговых платежей;
9 - предоставление офисных и производственных площадей по льготным ставкам; организация и проведение повышения квалификации и переподготовки специалистов в области инновационной деятельности; формирование условий для взаимодействия инновационных предприятий с органами государственной власти Ханты - Мансийского автономного округа -Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, научными и образовательными центрами;
10 - предоставление в аренду нежилых помещений для начинающих субъектов малого инновационного бизнеса на льготных условиях;
11 - оказание информационных, консалтинговых и образовательных услуг инновационным предприятиям при подготовке и реализации инновационных проектов.
На рыночном этапе инновационного процесса, когда начинается серийное производство инновационного оборудования (внедрение технологий в производство), расширение рынка сбыта, лизинговая компания также может являться ключевым звеном, позволяющим реализовать инновации в качестве объекта лизинга:
12 - проведение ЦТТ маркетинговых исследований; помощь в коммерциализации разработок;
13 - поиск потенциальных покупателей инновационного оборудования;
14 - выбор потенциального покупателя (заказчика) произведенного инновационного продукта;
15 - заключение договора инновационного оборудования, являющегося разработкой МИП, с лизингополучателем - предприятием нефтяной или иной отрасли;
16 - заключение договора поставки оборудования с производителем -инновационным предприятием;
17 - привлечение банковских кредитов для финансирования лизинговой сделки;
18 - заключение договора страхования лизингового имущества;
19 - предоставление налоговых льгот (снижение ставки по налогу на имущество для лизинговых компаний);
20 - предоставление налоговых льгот (снижение ставки по налогу на прибыль для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность на территории округа);
21 - оказание финансовой поддержки лизингополучателям - субъектам малого предпринимательства;
22 - предоставление в аренду нежилых помещений для субъектов малого инновационного бизнеса; предоставление конференц-зала для проведения переговоров, деловых встреч с заказчиками инновационной продукции; оказание услуг аутсорсинга;
23 - организация и проведение экспертной оценки, промышленнопроизводственного, лабораторного и полевого испытания инновационных технологий, новейших образцов техники и их внедрение; организация и проведение выставок, ярмарок, презентаций и других информационнопросветительских мероприятий в области продвижения инновационной продукции;
24 - разработка совместных программ, направленных на стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов в округе;
25 - заказ на разработку инновационной продукции (инновационных технологий).
Использование лизинговых схем в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ханты-мансийского автономного округа - Юг-ры позволит стимулировать их инновационную активность вследствие получаемого совокупного эффекта, складывающегося из возможности налоговой экономии в результате снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (в части уплаты в региональный бюджет) и налогу на имущество.
На предварительном этапе инновационного процесса, когда инновационное предприятие будет выступать в качестве лизингополучателя, возникнет снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество (Э1) за счет предоставления региональных льгот и применения ускоренной амортизации объекта лизинга - имущества, передаваемого инновационному предприятию:
— -¿-^, (1)
ы (1 + г) £(1 + г)г ’ ^ '
г
Э, =£
где: НИ/- сумма налога на имущество в 1-м периоде по оборудованию, приобретенному инновационным предприятием без использования лизинговой схемы финансирования;
НИ1 - сумма налога на имущество в 1-м периоде по оборудованию, приобретенному инновационным предприятием в лизинг; г - ставка дисконтирования; г - горизонт расчета;
- - номер шага расчета (- = 1, 2,.,г).
Снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль (Э2) для инновационного предприятия, являющегося участником лизинговой сделки, проявляется
на предварительной стадии инновационного процесса в связи с отнесением
сумм ускоренной амортизации по объектам лизинга на себестоимость инновационной продукции (работ) и определяется следующим образом:
' АО1 х СНП /100 ' АО х СНП /100
Э2 = У-------НП-.----У---------НП.--- (2)
2 £ (1 + г)- £ (1 + г)- ’ ^ ;
где АОг - амортизационные отчисления при лизинге оборудования в --м периоде (используется коэффициент ускорения амортизации);
АО/- амортизационные отчисления по оборудованию в --м периоде без применения механизма ускоренной амортизации;
СНП - ставка налога на прибыль в --м периоде.
На рыночном этапе, когда инновационное предприятие в рамках осуществления лизинговой сделки будет выступать в качестве поставщика имущества -объекта лизинга, налоговая экономия (Э3) проявляется в связи с предусмотренным в региональном законодательстве снижением ставки налога на прибыль на 4% для организаций, осуществляющих инновационную деятельность и относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [2]:
<НОЦ х СНП /100 <НОЦ х С / /100
э-у ;.+:; ■ (»
где НОП1 - сумма налогооблагаемой прибыли предприятия - поставщика лизингового имущества в -- м периоде;
СНЦ. - ставка налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет,
предприятиями ХМАО-Югры;
Снп! - ставка налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет,
предприятиями ХМАО-Югры, осуществляющими инновационную деятельность и относящимися к субъектам малого (среднего) предпринимательства.
Совокупный эффект (Эсов) от участия инновационного предприятия в лизинговой сделке при осуществлении инновационного процесса будет определяться так:
Э«. = Э.+ Э2 + Эз (4)
Предложенная методика расчета совокупного эффекта позволит инновационному предприятию в практической его деятельности оценить общую сумму налоговой экономии от использования лизинга оборудования. Лизинговая компания также может использовать данную методику при осуществлении консультационно-информационной деятельности с потенциальными лизингополучателями - инновационными предприятиями.
Таким образом, лизинг можно рассматривать в качестве одного из ключевых факторов развития и стимулирования инновационной деятельности предприятий на территории региона.
Список литературы
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 9 июля 2010 года №114-оз.
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 30 сентября 2011 года № 87-оз.
3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О формировании реестра приоритетных инновационных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 9 февраля 2010 года № 39-п.
4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Порядке предоставления субсидий организациям, осуществляющим деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, для возмещения части их затрат на патентование, консультации по вопросам охраны и использования интеллектуальной собственности, подготовку бизнес-планов, сертификацию новых видов продукции и услуг, аккредитацию, приобретение маркетинговой информации» от 23 декабря 2010 года № 370-п.
5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» от 9 октября 2010 г. N 241-п.
6. Наука и инновации. Основные показатели. URL: http:
www.khmstat.gks.ru (дата обращения: 30.10.2012)
7. Официальный сайт Автономного учреждения «Технопарк высоких технологий» URL: http: www.tp86.ru (дата обращения: 23.10.2012)
References
1. Zakon Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry «Ob innovacionnoj dejatel'nosti v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Jugre» [ The law of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra «On innovation in the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra» ] on July 9, 2010 № 114-oz.
2. Zakon Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry «O stavkah naloga na pribyl' organzacij, podlezhawego zachisleniju v bjudzhet Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry» [ The law of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug
- Yugra «On the rates of corporate income tax, subject to the budget of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra» ] of September 30, 2011 № 87-oz.
3. Postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga -Jugry «O formirovanii reestra prioritetnyh innovacionnyh proektov Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry» [ Resolution of the Government of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra «On the formation of the register of priority innovation projects of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra» ] of February 9, 2010 № 39-p.
4. Postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga -Jugry «O porjadke predostavlenija subsidij organizacijam, osuwestvljajuwim dejatel'nost' na territorii Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry, dlja vozmewenija chasti ih zatrat na patentovanie, konsul'tacii po voprosam ohrany i ispol'zovanija intellektual'noj sobstvennosti, podgotovku biznes planov, sertifikaciju novyh vidov produkcii i uslug, akkreditaciju, priobretenie marketingovoj informacii» [ Resolution of the Government of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra «On granting subsidies to organizations carrying out activities in the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra, to recover part of their costs of patenting, advice on the protection and use of intellectual property, business plans, certification of new products and services, accreditation, acquisition of market information» ] on December 23, 2010 № 370-p.
5. Postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga -Jugry «O celevoj programme Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry "Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Jugre na 2011-2013 gody i na period do 2015 goda» [ Resolution of the Government of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra «On target program of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra «Development of small and me-
dium enterprises in the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra for 2011-2013 and for the period up to 2015» ] on October 9, 2010 N 241-p.
6. Nauka i innovacii. Osnovnye pokazateli [Science and innovation. The main indicators]. http://www.khmstat.gks.ru (accessed: October 30, 2012).
7. Oficial'nyj sajt Avtonomnogo uchrezhdenija «Tehnopark vysokih tehnologij» [ Official site of the autonomous institutions «High Technology Park» ] http://www.tp86.ru (accessed: October 23, 2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Хромцова Лина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента
Югорский государственный университет
Ул. Чехова, 16, г. Ханты-Мансийск, 628000, Россия
lhrom@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Khromtsova Lina Sergeevna, PhD, Associate Professor, Head of the Department of Management
Yugra State University
16, Chekhov Str., Khanty-Mansiysk, 628000, Russia lhrom@rambler. ru
Рецензент:
Белов В.В., доктор экономических наук, профессор, Руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре