Драфт: молодая наука
Л.Ю. ПАРАМОНОВА (г. Екатеринбург, Россия)
УДК 821.161.1.1 (Бальмонт Д.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,445
ЛИТУРГИЯ КРАСОТЫ В ПОЭЗИИ К.Д. БАЛЬМОНТА
Аннотация. В данной статье рассматривается поэма Бальмонта «Фата Моргана» как наи более показательное произведение для рассмотрения особенностей цветового символизма автора. В ней приведен не только полный анали з всех си мволов прои зведения (цветов - камней - растени й), но и проведен фоносемантический анализ нескольких стихотворений, что позволяет прослед ть спользован е цвета поэтом на разных уровнях текста.
Ключевые слова: Бальмонт, Фата Моргана, цвет, символ, Солнце, ми -фолог я.
«Фата Моргана» - своеобразная поэма цветовосприятия, наиболее характерно отражающая цветовую мифологию Бальмонта. Эта поэма (или цикл стихотворений: чётких жанровых границ тут нет) входит в сборник поэта «Литургия красоты». Основная тематика книги - воспевание красоты мира, её отражение в душе поэта. «Фата Моргана», в свою очередь, как часть этой кн г , воспевает красоту, неповтор -мость и уникальность красок и цветов природы. Поэма состоит из 21 ст хотворен я, каждое з которых представляет собой характер -ст ку того л ного цвета в поэт ческом м ровоспр ят Бальмонта. Он углубляет понят е цвета, пр вод т ассоц ат вные ряды, связанные с природной стихией. Для творчества Бальмонта этот цикл является немаловажным. Бальмонт писал: «В своей поэме «Фата Моргана» я попытался свест в художественное целое сво ощущен я от разл ч-ных красок» [Бальмонт 1992: 195]. В данной статье мы рассмотрим своеобраз е семант к цвета в творчестве Бальмонта, на более ярко выраженной менно в поэме «Фата Моргана».
1905 - год выхода в печать книги «Литургия красоты» - для самого Бальмонта был годом возвращен я домой после трёхлетнего отсутствия. Поэт ездил по странам, с 1902 г. он побывал в США, практически во всех городах Европы, в Мексике. Именно тогда и собираются им яркие впечатления для воспевания жизни и мира. Красота для поэта - и цель, и смысл жизни. Главный философский принци п - мимолётность. И эт два тез са находят своё отражен е в поэме «Фата Моргана».
В Италии существует предание: Fata Morgana - фея Моргана -ж вёт на морском дне обманывает путешественн ков пр зрачным
8 i
Драфт: молодая наука
ложными видениями. Фата Морганой называют редко встречающееся оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких миражей, когда отдалённые предметы видны искажённо, раздвоенно или несколько изображений накладываются друг на друга. В поэтической же символике фата моргана - это мираж, видение, прекрасная мечта. Здесь - характерная черта поэзии Бальмонта, поэзии мига. Человек и пр рода существуют только мгновен е, как м раж, но менно в нём -вся с ла сточн к ж зн .
Бальмонт в своей статье «Любовь и ненависть» [Бальмонт 1911] писал: «Влияние каждого отдельного цвета на возникновение отдельных, совершенно определённых душевных состояний есть факт несомненный...» и указывал свои личные ощущения, вызываемые каждым из главных цветов спектра: «Ярко-красный цвет и золотисто-жёлтый вызывают во мне л кующую радость ж зн , пр чём алый тревож т, а золотистый умиротворяет в волнени и. Зелёный цвет доставляет тихую радость, счастье длительное. Голубой - вызывает уходящую мечтательность. Тёмно-синий подавляет. Лиловый производит гнетущее впечатлен е, даже светло-л ловый связан с чем-то зловещ м. Белый чёрный про зводят однородное впечатлен е - зысканной красоты, благородства и стройности. Их одежда различна, а душа одна.» [Бальмонт 1992: 429]
Фата Моргана - есть комплекс тех пс холог ческ х состоян й, вызываемых у поэта тем л ным цветом. Бальмонт располагает цвета в поэме, как в спектре, уделяя одному цвету по нескольку ст хотво-рений, он приводит его в смешениях, в оттенках, как на палитре художника, тем более расширяя круг значений и ассоциати вных связей.
Он уподобляет цвета стихиям, цветам, камням, звукам музыки, пр роды, чувствам человека. Всё это, соб раясь вместе, даёт ярк й слепок вселенной автора, его мифа о мире. Поэма звучит как гимн красоте, м ру в его цвете вел колеп .
Теперь рассмотр м особенност каждого цвета.
Красный. Красным цветом открывается поэма Бальмонта. Красный - первый цвет спектра, радуг , од н з трёх основных цветов. Цвет агрессивный, яркий, активный. У Бальмонта он тоже символизи -рует воплощение жизни, горения. «О, кровь, много таинств ты знаешь!» - восклицает поэт. Центральный образ в стихах о красном цвете - кровь и страсть. Красный - это кровь, мечта, красота, «красочный намёк», «безгласно-цветочные крики». Поэт словно играет со звуками, подб рая слова, бл зко звучащ е, созвучные со словом «красный»: капли крови, розы, страстность, альков. Это и влюблённость, ослеп-лённость красотой, и юность «страстная, желающая ласк», и упоение
Драфт: молодая наука
любовью. Не менее важную окраску несут на себе цветы и камни, символизирующие этот цвет: «Кораллы, рубины, гранаты...»
В м нералог камн красного цвета - это воплощен е энерг , страст , дв жен я, с мволы Марса, во нствующего с льного. Гранат сам по себе вбирает в себя всю семантику своего цвета - в Древнем Египте он считался камнем жизни, приносящим счастье, рождаю-щ м с льные страст , подобно руб ну, ол цетворяющему пышную страстную любовь. Читаем у Бальмонта: «и любишь опять горячо красоту», «капли алые крови живой», «красный цвет - горячий цвет». Даже Солнце в семантике красного - опьянённое, всё словно во сне, в огне: здесь же «капли крови в гвоздике». Гвозди ка - цветок французской революц , знак любв преданност . И снова смысловые оттенки: горение, кровь, бои, благочестие; розы - как символ страсти, любв , пожара в душе:
Я хочу и не смею
Сорвать эту розу, сорвать и познать упоенье,
Любовь.
Оттенками красного выступают розовыш и предрассветно-л ловый, алый. В нём у Бальмонта ещё сквоз т мот в красного, но он словно лишь предвосхищает тот пожар страсти. Розовый - это юность, какие-то первые чувства, чистота и непорочность. Это и «румянец яблока», и «румянец девушки, когда горит заря». И за ним, этим розовым, пробивается уже пламя Огня, крови и Солнца: «Горицветный, жёлтый, красный». Красный - страсть, жёлтый - цветы, Солнце, всё это вместе даёт огонь, пламя, ж в тельное оч ст тельное. Но огонь может и сжигать, ранить: «Лепестки горицвета, оранжево-огненнокрасные.». Горицвет - цветок, символизирующий грустные воспоми -нан я о прошлом, об ушедш х прелестях ж зн . Это с мвол страст , разгула ж зн , но всему рано л поздно пр ход т конец:
Веселимся, пьянимся мы, любимся, жаркие, страстные, —
Темный отстой неразлучен со дном [Бальмонт 1992: 197].
Жёлтый. Это, несомненно, цвет Солнца, радости и весны у Бальмонта - «ликующая радость жизни». Это цвет звёзд, первых весенних цветов, это «подсолнечник, цветок из Перу». Хотя опять же подсолнечн к несёт двойную семант ку - это цветок счастья, солнечной доброй энерг - с мвол обманутого ож дан я, даже траура. Но в контексте бальмонтовского м роощущен я - ж знерадостного,
Драфт: молодая наука
лёгкого - отр цательный план ст рается. Вообще жёлтый у него есть символ жизни во всей её яркости, многоцветности. Желтый - второй основной цвет «тро чност цветов» после красного, это цвет пр роды и её благоухания - «жёлтый мёд», «вешняя трава», «голубые взоры детства золотого»... Жёлтый и золотой сплетаются у Бальмонта во-ед но - цвета дня, солнца, он существуют в пр роде незав с мо от времен года, пр сутствуют в ж зн каждый день час: «Лютик золотистый //Луч, и шелк цветистый», «светлый сон невест», «колос», «вечер позлащенный». Лют к - с мвол св дан я, колос - зоб л я ж зн ; от начала до конца, от зарожден я до вечера ж зн везде -как символ радости и полноты бытия — жёлтый и золотой. Жизнь, освещённая солнцем. И даже в смерт , в старост , в увядан не угасает эта краска. Бальмонт выделяет особый цвет - прощально-золот стый. И в нём - «тихий шелест сентября, улетающие птицы», «праздник Солнца золотого». Вроде бы прощание, но это не грусть, это «роскошь ярких угасаний, траур лета и весны». Жёлтый клён, как выражение прошлого, отзвеневшего, но выражает не печаль, а «праздник пышный янтаря». Янтарь - с мвол счастья, возрожден я. Даже сквозь смерть угасан е слыш тся весёлая песня ж зн - «умильный свист синицы». Да самого понят я смерт нет, это праздн к Осен , которая отшум т, но возрод тся снова, как з янтаря звлекают ма-леньк х насекомых, переж вш х много веков вновь ув девш х свет. Таково воспр ят е жёлтого у Бальмонта. Это вечный, вездесущ й цвет, с мвол радост ж зн полноты быт я.
Зелёный - следующий цвет радужного спектра, цвет жизни. У Бальмонта - цвет Земли, нашей планеты, о которой сказано: «Звезда, на которой сквозь небо мерцает трава». Зелёный - с мвол пр роды: трава, б рюзовые поля, остров. Но зелёный связывается у него с человеческими страстями. «Влюблённые смотрят на остров в небесных пустынях, в их снах изумрудно...» - здесь изумруд предстаёт как символ покоя, беспечност , отдыха для душ , возвращен я на лоно пр -роды. Этот зеленый цвет как скуплен е любовью, «водный свет», «воздушный цвет зелёных глаз». Зелёный вб рает в себя все ст х , как ж знь вообще, в нём есть вода, огонь воздух, в ф нале этот цвет оборач вается м ром, обращается в «изумрудную планету». Он всеобъемлющ, наряду с жёлтым. Только, в отличие от него, зелёный -цвет земной, жёлтый же - небесный: звёздно-солнечный.
Особое место Бальмонт уделяет голубому цвету. Он не помещает его после зелёного, как обычно бывает в радуге, он даже не посвящает ему отдельного ст хотворен я. Нет, голубой выступает вначале в тр -единстве с жёлтым и красным, как третий основной цвет палитры ху-
Драфт: молодая наука
дожн ка. Голубой даётся поэтом в сопоставлен с двумя эт м краскам как прот воположный м, ной по своему значен ю звучан ю. Бальмонт даёт ему следующ е характер ст к : «голубой - холодный», «в нём спокойный вечный вид, вечность не обманет», а также: «О покорности Судьбе//Голубой вещает» [Бальмонт 1992: 197].
Вспомн м слова самого поэта о том, что голубой вызывает уходящую мечтательность. Здесь он предстаёт спокойным: голубой - как небо, в котором рождается солнце, как вода, укрощающая огонь, как к слород, необход мый для ж зн . Это голубые сны, голубые оч , сказка, ласка, незабудка. Голубой как вечная ст на, спокойств е надежда. Голубая незабудка - с мвол верной любв , памят . Голубым дыш т сама ж знь. Он подготавл вает нас к с нему.
Синий у Бальмонта стоит на «своём» месте. И, несмотря на заявлен я поэта в статье «Любовь ненав сть», что тёмно-с н й подавляет, в поэме цвет предстаёт совсем в другом, косм ческом аспекте. Здесь с н й трактуется как цвет веры, надежды, какой-то высшей гармонии. Это простор, но простор не гнетущий, а «бесчисленность различно-светлых звёзд». Бальмонт создаёт образ сапф рной пустын , над которой прост рается мост в рай, в Эдем. Сапф р с мвол з рует небесное блаженство, верность скромность, небесные пут в рай окрашены у него в с н й. «Синий цвет - небесный цвет», - говор т поэт. Он указывает, что всё с нее обещает дост жен е желан й: «Дойдешь», - тебе вещает лен». Лён прочитывается как символ дорог постоянства, образ вас льков в ст хотворен воплощает простоту, нежность. Всё это по круп цам слагает образ с него цвета - постоянный, верный, косм ческ й, но простой бл зк й, вселяющ й веру ведущ й к высш м ступеням духовного пут : «. душою ощущается в Эдем ведущий мост». Сапфир, по своей символике, является наиболее «духовным» з всех камней, перенося это своё значен е на с н й цвет в воспр ят поэта.
Следующий - переход к нежно-лиловому и фиолетовому. Нежно-лиловый, ещё не фиолетовый, ещё не насыщенный - сиреневый туман. Бальмонт создаёт образ этого цвета, нан зывая ассоц ац одну за другой. «Колокольчик на опушке леса» - ввод т тему постоянства, радост , какой-то сказочност : колокольч к с нежным звонам , феи, лиловатые орхидеи создают впечатление доброй сказки. Тут же звуч т музыка: «в лепете романса» появляется цвет с рен - с мвола первой любв , «сад мечты» амет ст - камень скромност , душевного спокойств я, с мвол влюблённых. Так м образом, складывается карт на д лл ческого покоя, равновес я, реальност , гран чащей со сказкой. М р в с реневом дурмане, но этот дурман опьяняющей
Драфт: молодая наука
влюблённост музык несёт добро свет, что ещё раз подтверждает бальмонтовскую концепц ю ж знелюб я. С переходом с реневого в ф олетовый с туац я несколько меняется.
Фиолетовый у Бальмонта уносит в небесные дали, отгораживает от всего м ра. Звуч т мот в сна: поэт соб рает с н е лепестк , сны застывают в амет сты, а в выш не распускаются ф алк . Бальмонт не раз подчёрк вает ллюзорность, погружённость в сон ф олетового цвета: «снов застывших», «в призрачной картине», «в сновиденьи». Ф алк - цветы ноч , смерт печал , с другой стороны - с мвол скромност нев нност . Ф алкам украшал в древност мог лы молодых, безвременно ушедш х девушек. И у Бальмонта мы в д м «белый храм весталок». Покой беспредельный, их не тревожит мирская суета, «взор фиалковых очей» отражает бездонность, и только ночь м покров тель. Ф олетовый здесь - уход в себя, углублен е, покров ноч стремлен е дост гнуть какого-л бо совершенного предела «в лесной пустыне Бытия». Фиолетовый выступает у Бальмонта крайн м пределом с него, накалом страстей , в то же время, п ком отрешённост ухода вглубь себя. Ж знь почт уравнена со сном.
Казалось бы, предел достигнут, цветовой спектр пройден, круг человеческ х чувств охвачен, но поэт выделяет ещё два цвета - белый чёрный, разб вая первый ещё на несколько оттенков.
Итак, белый у Бальмонта начинается с хрустальносеребристого. Этот цвет словно отделяется от земли, улетает вдаль от затворничества фиолетового, он где-то в высших сферах, «в свете лунном». Этот мир пронзён музыкой - звуки лютни, «слёзы флейты звуковые», пр чём флейта внос т голубой оттенок в эту серебр стую сказку. (Бальмонт в статье «Светозвук и симфония Скрябина» указывает, что звуки флейты окрашены в зорево-голубой оттенок). Опять присутствует мотив сна, зеркал, «призрак ангелов, их крылий» - мир наполняется сказочно-божественным образам , хрустальным звонам , мелод ям , шуршан ем крыльев ангелов. Фантаст ческ й поэт ческ й м р дополняют «сон царевны в лунной саге» образы «сонных лилий». Образ лилии как символ невинности и чистоты можно истолковать и иначе: лилия - цветок Пресвятой Девы, но может выступать знаком мест , наряду со знаком прощен я скуплен я грехов. Хрустальные мот вы также связаны с разл чным та нствам , загадочным с лам .
Опалово-зимний развивает те же мотивы белого цвета, беломолочного, прозрачного. Опал символизирует надежду и переменчивость судьбы. Бальмонт продолжает мот в сказк , вплетая в него карнавальные сюжеты. Опаловый - это серп Луны, «кружевом на всем -
Драфт: молодая наука
воздушный иней». Появляются замок «духов серебристых», «сонмы фей», «танец блёсток» бал снеж нок: здесь белый как в хрь, метель, сказка; но не спокойная, ровная, а будоражащая, волнующая, в хрь ж зн со всем её чудесам .
И, наконец, собственно белый. Сама жизнь и сама смерть. Начало и конец. Жизнь и вечность. Образ Нарцисса, живущий в понятии белого цвета. Ж знь во всех её постасях. Любовь до смерт самовлюблённость, «загадка жизни, отражение, венчальный саван». В белом воплощена вся ж знь, вся гамма цветов бесцвет е. И белый у Бальмонта пр равн вается к чёрному: «Их одежда разл чна, а душа одна», - пишет он [Бальмонт 1990: 429]. Поэтому и чёрный, цвет, завершающий поэму «Фата Моргана», является цветом жизнеутверждающ м, поз т вным, что характерно только для поэз Бальмонта. Не зря мир - литургия красоты, и всё в нём прекрасно. «Мрак помощник прорастанию зерна», - п шет Бальмонт, - «В черной тьме биенье жизни».
Все цвета соб раются в чёрный з чёрного же выходят. Это, подобно белому, первородный цвет. Чёрная земля, порождающая колос - залог изобилия, дающая жизнь, рождающая. Огонь порожден чёрным углем. И даже «мировой цветок» Солнца набирает силы в глубине ночных морей, во мраке, чтобы выйти и засиять «ярче самых пышных роз».
Так м образом, по Бальмонту, все цвета входят в ж знь, он создают Красоту и Г армонию в мире, они не могут нести негатив в мир, потому что рождены самой пр родой. Каждый цвет воплощён в каком-л бо цветке, камне, пр родном явлен , времен года, каждый цвет окраш вает определённые чувства человека. И каждый цвет мгновенен в своём цветен , он вспых вает счезает, многократно отражаясь во времен , в сердцах людей, он оставляет там ярк е вспышк гаснет. «Фата Моргана» - поэма о красоте м ра, красоте ж зн , красоте чувств явлен й, которые проносятся перед нам счезают, как в -
ден я, которые мы должны сохран ть в памят .
Посмотр м теперь эт же ст хотворен я с точк зрен я цветозвуковой окрашенност ст ха на фонет ческом уровне. Сначала обрат мся к самому главному цвету в спектре Бальмонта, цвету солнца -жёлтому.
Жёлтый у поэта - цвет радост ж зн , упоенья ею, цвет л кования, яркого дня и, главное, цвет, наполненный положительной энерги -ей, позитивным, жизнеутверждающим звучанием. Какой же оттенок несёт на себе это стихотворение на фонетическом уровне?
Состав м табл цу ударных звуков:
Драфт: молодая наука
СпрошУ ли Ум, в чем жЁлтый цвЕт,
ДушА сейчАс поЁт отвЕт,
Я вИжу крУг, сиЯнье, сфЕру,
Не зОлото, не блЕск егО,
Не Эту тЯжкую хи мЕру,
Что нЫне стАла - вЕществО Для уни жЕнья моегО,
О, нЕт, и нОе торжествО: —
ПодсОлнечни к, цветОк и з ПЕру,
Где знАли, как лазУрь очЕй НежнА от сОлнечных лучЕй.
Заметно превалируют ударные Е и О (11 Цэ] и 13 [о], []о] из 37 ударных гласных), кроме того, на уровне общего количества гласных в стихотворении эти же звуки оказываются наиболее частотными в словах: подсолнечник, поёт, ответ, вещество, торжество, очей, солнечных.
Бальмонт определяет эти звуки так: О у него — звук восторга, пространства, простора, всё огромное, ясное, явное, яркое. Е и Ё - это «золотые блёстки песчинок», что-то лёгкое, краткое, мёд, лён.
Эт значен я звуков напрямую пересекаются с образам ст хо-творения - сиянье, золото, блеск, цветок из Перу, солнечные лучи. Что-то пронизанное светом, прозрачное, янтарное, как мёд, лёгкое, как воздух, О - это пространство, заполненное солнцем, солнечными лучам и, сиянием, льющее свет извне.
Таким образом, Бальмонт и на звуковом уровне аккомпанирует тому цвету, о котором пишет. Если же посмотреть семантику этих звуков, приведенную в кни ге Ю.В. Казари на, то окажется, что О - жёлтый либо белый, Е - ярко-жёлтый или оранжевый [Казарин 2004: 286].
Обратимся к другому стихотворению, например, «Красный». Здесь очев дна дом нанта звука [а]:
ВнутрИ, в лепесткАх,
КАпли Алые крОви жи вОй,
Юной, стрАстной, желАющей лАск.
ЗнАю Я, кАк бесконЕчно-богАты устА,
ПоцелУи, сближЕнье, алькОв,
КАк первоздАнно-богАты два ртА В краснорЕчье без слОв.
Я гляжУ и терЯюсь, робЕю,
Я хочу не смЕю
СорвАть эту рОзу, сорвАть познАть упоЕнье, любОвь.
О крОвь, сколько тАи нств и счАсти й скрывАешь ты,
крОвь!
Драфт: молодая наука
Значение А - Я в современной фоносемантике обычно обозначаются так: А - красный/чёрный; Я []а] - ярко-красный/тёмно-красный [Казарин 2004: 286].
Бальмонт не пр даёт однозначного цвета звуку А: он, по Бальмонту, весна, страсть, кровь, пламя, Ад и Рай, алмаз, опал, вся гамма красок, но на уровне образов в ст хотворен можно прослед ть дом нанту красного - это цвет адского пламен , горен е страст , пылающее в любви сердце, и корАллы, гранАты - тоже красного цвета. Это и кровь, гвоздика, роза: сами звуки уже окрашивают стихотворен е.
Третий основной цвет - си ний. Это цвет верности, постоянства и надежды. Здесь не всё так единогласно. В общем, в стихотворении три доминирующих гласных звука: И-У-Е.
ПустЫнями эфИрными, эфИрными-сапфИрными Ски тАется бесчИсленность разлИчно-свЕтлых звЁзд...
Но сИни й цвет - небЕсный цвет, и грЁзою отвЕтною ПросЯщему сознАни ю даЁт он ряд при мЕт.
При мЕт лазУрно-рАдостных нам в бУднях много свЕти тся,
И пУсть как море сИнее, дорОги далекИ.
Е, как уже говорилось, простор, необъятное пространство, что-то лёгкое, блёстки. Здесь - на фоне синего простора - []э] читается как звёзды в бездонном небе. У и И - в фоносемантике: тёмно-с н й/ф олетовый с н й. У Бальмонта У - это шум, что-то грозное, как туча, как гул на морском берегу. И - взв хренная пуч на, которая волнует, беспоко т, это в хрь, море - всё это тоже обыгрывает образ синего цвета. К тому же, если прислушаться к аллитерации в стихотворении «Синий», можно выделить наиболее частые звуки: Р-Л-Щ.
Бальмонт п шет:
«Ш-Щ - истинно природный звук, он - он в шелесте листьев, песне ветра, которая заполняет м ровое пространство.
Р - горы, бури, пророчества.
Л - лепет волны, что-то влажное, нежное, влага, ласка» [Бальмонт 1990: 129].
Эти мотивы гор, пучины, волн подчёркивают «синий тон» стихотворен я, но всё же в нём цветовая окрашенность не так однозначна, как в «Красном» «Жёлтом».
Таким образом, можно сказать, что, создавая «Фату Моргану», Бальмонт хотел как можно на более полно отраз ть сво чувства, вызываемые тем л ным цветом. Он берёт од н цвет вмещает в него
Драфт: молодая наука
весь мир, охватывает все его ипостаси, сконцентрировав их в одном кратком м ге быт я. Поэт окраш вает сво ст хотворен я на всех уровнях - образном, контекстуальном фоносемант ческом. Через пр нят е цветов он выражает свое отношен е к ж зн , он поёт г мны красоте гармон . В его м ре нет отр цательных эмоц й, нет грубых, унылых тонов, это м р Солнца. И вся его поэз я - л тург я красоты.
ЛИТЕРАТУРА
Бальмонт К.Д. Светлый час: стихотворения и переводы. - М.: Республи-ка, 1992. - 589 с.
Бальмонт К.Д. Любовь и ненависть [Электронный ресурс] // БЯЬ: http://az.lib.rU/b/balxmont_k_d.
Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа: стихи, очерки / сост. предисл Н.В. Банникова. - М.: Детская литература, 1990. - 239 с.
Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республи ка, 1994. -528 с.
Драгоценные камни как символ. [Электронный ресурс] // иЯЬ:
http://simbolsbook.ru/article.aspx?id=208.
Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. - Екатеринбург: Деловая кн га, 2004. - 432 с.
Символика цветов. [Электронный ресурс] // БЯЬ: http://lukor.e-^loryon. шт/2755835085.
© Парамонова Л.Ю., 2013