Касается каЖдого
ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРОДАЖУ - ЗАСЛОН ДЛЯ «ПАЛЕНОЙ», ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА
И. Р. ПАВЛОВ,
первый заместитель председателя Комитета лицензирования города Москвы
Как известно, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в столице осуществляет Комитет лицензирования. Проблем в работе у него хватает. Однако теперь появился новый, более совершенный и действенный инструмент для осуществления деятельности. С 1 января 2004 г. вступило в действие Положение о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в городе Москве (новая редакция), утвержденное постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2003 г. № 958-ПП. Новое Положение отвечает требованиям федерального законодательства, предусматривает выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям единой лицензии, действие которой распространяется на деятельность всех обособленных объектов, входящих в его состав. Не исключена, впрочем, возможность выдачи лицензии на каждый обособленный объект по желанию предпринимателя. Подробно о новом Положении рассказал на пресс-конференции в Информационном центре Правительства Москвы Игорь Рюрикович Павлов.
В пресс-конференции приняли также участие: заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг В.А. Слепак, представитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства H.H. Уткина, начальник Управления лицензирования в сфере потребительского рынка и услуг С.Ф. Попков, заместитель начальника Управления лицензирования в сфере потребительского рынка и услуг Т.П. Толстова, заместитель начальника Управления лицензионного контроля A.A. Щадрин, заместитель начальника юридического отдела Ю.Б. Козлова, главный специалист отдела лицензирования по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов JI.B. Красильникова.
ПАВЛОВ И.Р.: Тема нашей пресс-конференции известна, это три основных вопроса, которыми занят Комитет лицензирования в сфере потребительского рынка и услуг. Вышло постановление Правительства Москвы № 958-ПП «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции», есть с утвержденное Положение. И Комитет участвует в двух для нас важнейших мероприятиях. Это подготовка в Мосгордуме Закона «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и пива в городе Москве» и внесение изменений в Закон № 171 РФ «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Это вопросы, которые давно ждали ответа. К сожалению, эти вопросы задавали нам контрольно-надзорные и правоохранительные органы, и скажу почему. Казалось бы, Закон № 171 принят уже давно, была его редакция. Наконец, вышло постановление, которое говорит о части данного закона - о лицензировании алкогольной продукции. Эта та функция, которая делегирована Комитету лицензирования города.
Почему мы придаем такое большое внимание постановлению № 958? После выхода Закона № 171 РФ «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции» и через год после выхода редакции этого Закона № 18 ФЗ все равно этот закон был для нас непонятен, потому что перед ним было постановление № 1418 РФ, которое четко регламентировало порядок оборота алкогольной продукции. 171-й закон внес полную сумятицу даже в те понятия, которые были ранее у нас. Было выпущено 553-е постановление Правительства, по которому мы длительно действовали. Его действие - до конца 2003 г. Постановлением № 958 ряд законов отменен, оно в силе с 1 января.
Что главное для нас в этом постановлении? Мы наконец-то сумели договориться с
контрольными, надзорными органами, с Антимонопольным комитетом и с Министерством по экономике РФ по толкованию некоторых статей Закона № 171 в редакции Закона № 18 ФЗ, потому что отдельные статьи в нем противоречат друг другу и не дают возможности лицензионному органу четко определить порядок. Там были и понятия объектности неясны, и одной лицензии. Все эти вопросы на протяжении последних трех лет обсуждались нами в прессе. Было много разночтений. Наконец, совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг мы данное постановление разработали. Принимал участие и Департамент поддержки и развития малого предпринимательства, отстаивая ключевые позиции предпринимателей. К сожалению, постановление на все вопросы ответить не может, но дает четкое основное представление, что надо делать предпринимателю, и дает нам возможность четко толковать различные действия закона.
Второй закон у нас городской, тоже совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг. Для чего же он нужен, если есть закон федеральный, есть постановление, которым не должны противоречить законодательные акты субъектов Федерации? Об этом спрашивали нас даже в городской Думе. Не легче ли ограничиться ими? Нет. Постановлением РФ нельзя вводить различные нормы с точки зрения лицензионного сбора, тех или иных оплат. Это можно сделать только законом субъекта Федерации. Мы пытались законодательно четко совместить все эти понятия, закрепить законом города Москвы многие положения, касающиеся торговли и оборота алкогольной продукции.
И третий основной момент - внести изменения в Федеральный закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции». Минэкономразвития понимает прекрасно, мы обращались к ним за разъяснением положений, и у них тоже этот закон вызывал определенное недоумение. Назрела необходимость изменить его. Мы в проект по внесению изменений в этот закон вписали 38 страниц убористого текста. Мы постарались очень жестко и четко в определенные рамки вложить действие постановления. Будем надеяться, что федеральные органы, понимая важность этого закона, внесут серьезные изменения. Вот в общем я пытался обрисовать те направления, по которым ведется работа в этой области Правительством Москвы.
Добавлю еще, что теперь можно иметь лицензию и на каждый территориально обособленный
объект, и предприниматель сам это решает. Есть и в одной, и в другой позиции свои плюсы и минусы. Мы нашли ход, когда предприниматель сам решит, что же ему нужно.
ВОПРОС: В связи с изменение порядка взимания акцизов Министерством по налогам и сборам, ожидается ли рост цен на алкогольную продукцию?
ПАВЛОВ И.Р.: После отмены налога с продаж предполагается изменение ставок акцизов в алкогольной отрасли. Московский рынок работает устойчиво. Печатаются специальные региональные марки, выдаются производителям, то есть идет текущая работа.
ТОЛСТОВА Т.П.: Вот такой вопрос из Интернета: сколько в настоящее время организаций в Москве реализуют алкогольную продукцию, и сколько из них имеют лицензии, а сколько нет? Могу сказать, что в настоящее время в Москве действуют 14,5 тысяч лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, это как организации, так и частные предприниматели. Учитывая, что ряд предприятий имеет по несколько объектов, то получается примерно где-то около 10 тысяч предпринимателей и юридических лиц. Есть ли лица, торгующие без лицензии? Думаю, что есть. Это не наша задача, если мы выявляем такие случаи, передаем информацию в правоохранительные органы. За последние полгода таких организаций было выявлено 7.
Есть вопрос о том, что принципиально нового предусмотрено в постановлении № 958. Об этом уже говорил Игорь Рюрикович. В постановлении в первую очередь новое - это определение, что такое торговый объект, что такое обособленный объект. Уточнен перечень документов, которые должны представлять предприниматели при оформлении лицензии. Предусмотрена возможность получения единой лицензии, действие которой распространяется на деятельность всех входящих в его состав обособленных объектов. При этом Положение не исключает возможности выдачи лицензии на каждый обособленный объект. Учтены пожелания крупных предприятий, которые имеют разветвленную сеть розничной торговли. Кроме того, уточнены моменты продления и переоформления лицензии, выдачи дубликата, другие технические моменты.
ВОПРОС: Увеличивается ли количество лицензий?
ТОЛСТОВАТ.П.: Нет, общее количество лицензий, которые мы оформляем, постоянно снижается. Во-первых, это связано с тем, что мы постоянно переходим на более длительные сроки выдачи лицензий. Вначале лицензия выдавалась сроком не более чем на один год. С 1999 г. мы выдаем лицензии сроком на три года. Длительность срока уменьшает количество обращений к нам. Но имеется достаточно предпринимателей, которые меняют адреса своих объектов, и обращаются к нам. Второй фактор - это ужесточение законодательства в плане требований к розничной реализации алкогольной продукции. В частности, после выхода изменений к 171-му закону появились ограничения по реализации алкогольной продукции свыше 13%, определен минимум площадей, требования к сигнализации объектов. Все это снижает количество предпринимателей, которые могут оформить лицензию законным путем. Кроме того, в последнее время ужесточили контроль за оформлением документов на право владения и пользования помещением и землей.
ВОПРОС: А можно ли реально проследить, как выполняется закон о лицензировании?
ТОЛСТОВА Т.П.: В соответствии с действующим федеральным законодательством в понятие лицензирования входят оформление лицензий и контроль за соблюдением их условий. То есть при осуществлении нами контроля за лицензиатом при выявлении отсутствия лицензии мы обращаемся в правоохранительные органы.
ВОПРОС: Скажите пожалуйста, а сколько в 2003 г. было отозвано лицензий, какие выявлены правонарушения ?
ТОЛСТОВА Т.П.: В 2003 г. приостановлено более 90 лицензий. Кроме того, у нас есть лицензии, которые лицензиаты сами попросили прекратить в связи с тем, что у них были выявлены какие-то правонарушения, и они признались, что не смогут их устранить.
ПОПКОВ С.Ф.: Татьяна Петровна сказала, что приостановлено более 90 лицензий. По окончании шести месяцев с момента приостановки дей-
ствия лицензии будут приняты дальнейшие меры. Или они устранят выявленные нарушения, или будут подготовлены материалы в суд для аннулирования данных лицензий. В 2003 г. значительно больше приостановлено лицензий, чем в предыдущем.
По вопросам, которые поступили из Интернета. Вот один из них: хочу открыть небольшой магазин розничной торговли алкогольной продукцией, какой будет стоимость лицензии? По новому Положению предусмотрено, что рассмотрение заяввления, выдача и переоформление лицензии идет на платной основе в соответствии с законодательством РФ и города Москвы. Но, поскольку в настоящее время законодательно размер платы не предусмотрен, то лицензия будет бесплатной. При выдаче оформления лицензии мы проводим обследование. На сегодняшний день наше обследование стоит 5 тыс. руб. Но, вероятно, пока оно будет бесплатным.
Следующий вопрос из Интернета не совсем касается Комитета лицензирования, но мы ответим. Итак: какого мнения о качестве хлебобулочных изделий в Москве? Хлебо-булочные изделия мы не лицензируем — ни реализацию, ни производство. Ранее лицензировали. Мое мнение: качество в последнее время занчительно ухудшилось. На сегодня нормальный хлеб купить очень сложно, тем более что хлебные магазины буквально исчезают. Улучшать, наверное, нужно хлеб.
Очередной вопрос: какая организация осуществляет государственный контроль за соблюдением требований технических регалментов, заменивших устаревшие ГОСТы? Какую ответственность несет производитель? ГОСТы отменены с 1 июля 2003 г. Проверяет их Госстандарт, в Москве еще проверяет Горторгинспекция. Применяются штрафные санкции, проводятся аресты на продукцию, закрытие предприятия через суд.
Еще вопрос: какие меры включает в себя надзор за лицензиатами?
Основной задачей Комитета лицензирования является контроль за соблюдением лицензионных условий. В 2003 г. мы провели более 10 тысяч обследований лицензиатов и соискателей. Естественно, все эти обследования и результаты являются основанием для решения о приостановлении лицензии, предписаний по устранению нарушений, а если нарушения не устраняются, мы передаем дело в суд об аннулировании лицензии.
ВОПРОС: Меня интересует вопрос лицензирования реализации пива. Какие будут требования?
ПОПКОВ С.Ф.: Если пиво будет лицензироваться, будут точно такие требования, как к алкогольной продукции.
ВОПРОС: Простите, но московский проект, он же называется...
ПОПКОВ С.Ф.: Он уже не называется, насколько я знаю.
ПАВЛОВ И.Р.: Совершенно верно. Законопроект был назван в разработке именно так. Но этот вопрос уже при первом чтении обсуждался, пиво было выведено Законом РФ из состава алкогольной продукции. Раньше пиво было в алкогольной продукции, мы этим занимались. Сейчас этого нет. В соответствии со ст. 49 ГК, вид деятельности, который подлежит лицензии, может вводиться только Законом РФ, никакими нормативными актами субъектов РФ и постановлениями Правительства РФ они вводиться не могут. Мы понимаем, что выводить пиво из состава алкогольной продукции было неправильно. Потому что по всем требованиям и канонам пиво всегда входило не только у нас, но и за рубежом в алкогольную продукцию. К сожалению, это вопрос законодателей РФ. Мы можем идти на такие изменения только путем введения изменений в закон о принадлежности пива к алкогольной продукции.
Здесь был вопрос по хлебу. Люди преклонного возраста тоскуют по ситникам, бородинскому хлебу, который был раньше. Но вы понимаете, что проблема касается не только хлеба. Это качество любого продукта. Деньги, несоизмеримые по трудозатрам и себестоимости продукции. Магазин, занимающийся только хлебом, не может выдержать ни аренды, ни различных накладных расходов. Либо нужно повышать стоимость хлеба в несколько десятков раз. Кто из вас ходил в «Калинку- стокман», мог увидеть, там хлеб стоит 3,6 евро, это порядка 120 руб. Тогда, наверное, можно выпекать хлеб, можно торговать, рентабельным будет производство. Качество хлеба - это не только то, что предприниматель не хочет выпускать ту или иную продукцию. Вопрос в том, созданы ли условия для этого. Рынок действительно диктует многие вещи.
В Интернете есть вопросы, связанные с лицензированием риэлторской деятельности. Эта
сфера давно уже не подлежит лицензированию, как и многие другие. Было 38 видов деятельности по 158-му закону, потом осталось 24 по деятельности Лицензионнной палаты, сейчас осталось по нашей деятельности четыре вида деятельности. То есть, к сожалению, тенденция идет к уменьшению лицензионной деятельности. Причем непонятная идеология, когда мы ведем лицензирование сбора трав, а лицензирование хлеба, продуктов питания, минеральной и питьевой воды остается вне ведения государства.
УТКИНА H.H.: Я хочу уточнение небольшое сделать. Здесь прозвучала фраза, что с 1 июля отменены ГОСТы. Действительно, с 1 июля вступил в силу Федеральный закон о применении технических стандартов. На разработку технических регламентов выделено 7 лет, до 2010 г. они будут разрабатываться. На сегодняшний день ни одного технического регламента не принято. Продукты питания, к коим относится и алкогольная продукция, должны обязательно проходить процедуру подтверждения соответствия - либо путем сертификации, либо декларированием продукта. Поэтому принято решение: для продукции, на которую необходимо подтверждение соответствия, распространяется требование ранее действовавших технических стандартов.
ВОПРОС: Вы назвали цифру - 11 тысяч проверок. В то же время речь идет об их сокращении, Правительство добивается того, чтобы была согласованная единая проверка. Как у вас планируются посещения для обследований?
ПОПКОВ С.Ф.: Вы совершенно правы, что Правительство Москвы стремится уменьшить проверки на предприятиях Москвы. Но проверка и обследование - это большая разница. Обследование проводится по выполнению лицензионных требований и условий. В Положении оговорено, что при выдаче лицензии мы должны провести обследование, выяснить, есть ли соответствующие условия. Количество лицензий, как уже говорила Татьяна Петровна, снижается и, естественно, будет снижаться число обследований.
ВОПРОС: Можно подробнее о том, как приводилось Положение в соответствие с Федеральным законом?
ТОЛСТОВА Т.П.: Постановление, по которому мы сейчас действуем, было принято в 1996 г. До настоящего времени мы брали усеченный вариант документов, которые были определены постановлением Правительства Москвы, а остальные документы мы проверяли при выходе на место для обследования. Это вызывало у предпринимателей шоковое состояние. Потому что заявление принято, а когда приходим на место, выясняется, что не оформлены документы на право пользования помещением, или же земельные отношения, нет охранной сигнализации. Все это вызывает у нас необходимость либо отказывать в лицензии, либо ограничивать по крепости реализуемые напитки.
ВОПРОС: А вот каков перечень должностных лиц в управах, префектурах для согласования при получении лицензии?
ТОЛСТОВА Т.П.: В соответствии с действующим законодательством при получении лицензии лицензиат должен согласовать размещение своего объекта с префектурой или районной управой. Но не было раньше определения состава должностных лиц, которые должны это делать. В новом постановлении более жестко прописано, кто это должен делать, и прописаны сроки.
ВОПРОС: Вы сказали, предприниматель может выбирать, получать единую лицензию или на каждый объект?
ТОЛСТОВА Т.П.: В единой лицензии прописаны все объекты, которые реализуют алкогольную продукцию. Но представьте себе крупные фирмы, как «Перекресток», «Седьмой континент», «Пятерочка», у которых 30 и более объектов розничных продаж. У таких фирм при расширении или уменьшении, закрытии нерентабельного объекта, любом происходящем изменении будет необходимость переоформить лицензию. Следующий немаловажный вопрос - это контроль за соблюдением лицензионных условий. Ведь при выявлении недостатков на одном из объектов может быть приостановлена вся лицензия. Это не очень удобно. Сейчас предприниматель становится свободным. С одной стороны, он может оформить несколько лицензий. Это увеличивает трудозатраты, а с другой стороны, он получает независимость каждого объекта. Что касается оформления, для предпринимателя процедура одинакова, он
обязан предоставить пакет документов по каждому объекту, оформляет единовременно. Если учесть, что есть очень прогрессивно развивающиеся структуры, то понятно, что невыгодно, допустим, менять лицензию пять-шесть раз в году.
ВОПРОС: К Игорю Рюриковичу вопрос. Вы сказали, что у Комитета лицензирования остались четыре вида деятельности. Помимо розничной реализации алкогольной продукции, какие это виды деятельности?
ПАВЛОВ И.Р.: Есть у нас в Комитете еще ветеринарная деятельность, заготовка лома черных и цветных металлов, кино- и и видепрокат.
ВОПРОС: А что нового в городском законе?
ПАВЛОВ И.Р.: Некоторые несоответствия с федеральным законодательством мы постарались снять. Депутаты, четко понимая главенство Федерального закона, пошли на это. Разработчики хотели того, что считали нужным, а не того, что законно. Поэтому мы эти вещи поправили и в основном сняли эти разночтения. Сейчас начнется постатейное рассмотрение. Мы написали 108 страниц своих замечаний и трактовок. При первой прикидке председатель Мосгордумы В.М.Платонов сказал, что полностью с ними согласен. Стараемся с Минэкономразвития найти компромисс. Нужно отдать должное смелости нашего министра В.И.Малышкова, который борется за различные вещи. Естественно, мэр оказывает всемерную поддержку.
Хочу сказать, что ряд вопросов по Интернету нам задан по общему порядку лицензирования. Так, спрашивают: лицензирование игорного бизнеса было передано Госкомспорту, который, не справляется с этой задачей, Правительство Москвы боролось за право лицензирования игорного бизнеса, есть ли результаты? Я бы не сказал, что Госкомспорт не справляется с своими задачами. Хотя ситуация абсурдная. Когда орган один даже не на Москву, а на РФ, происходит выдача здесь, в Москве, лицензий на регионы. А как же проверять? А как же контролировать? Хочу сказать вам, что Закон «Об игорном бизнесе» рассматривается. Он будет рассмотрен, очевидно еще до выборов Президента, в первом квартале. Предполагается делегирование прав по части игорного бизнеса, контроль, конечно, остается за субъектами Федерации. Мы всегда предполага-
ли, что это должно проводиться следующим образом. Даже если федеральный орган выдает лицензии, то поступательные действия, сбор документов, проверка предприятий на предмет готовности должны проходить в субъекте Федерации. Тогда, наверное, будут соблюдены все нормы и правила. Потому что вряд ли здесь, в Москве, Гос-комспорту видно, что происходит там, как работают в Туруханском крае, не видя ни сути, ни предприятий. И естественно, с такой позиции они не могут провести разные контрольные и надзорные действия.
Могу добавить, что в декабре прошлого года в выставочном комплексе на Красной Пресне проходила международная конференция Российской ассоциации развития игорного бизнеса, где вот эта позиция была озвучена. Там было порядка 350 представителей игорного бизнеса, и эта позиция была всеми воспринята как позиция Правительства Москвы.
Есть вопрос следующий: почему, несмотря на обязательное лицензирование риэлторских услуг, там много недобросовестных структур работает на этом рынке? В частности, широко практикуется такая форма обмана, когда клиенту продают списки несуществующего жилья в аренду?
Хочу сказать, что риэлт тоже выведен из обязательного лицензирования. Естественно, я полностью согласен с теми, кто говорит, что это один из основных видов деятельности для потребителя. Потому что жилье всегда было и будет в цене. Здесь ущерб колоссальный можно причинить незаконными действиями. А главное, что государство не регулирует эту деятельность, допускает на рынок недобросовестных предпринимателей. Бороться с этим можно только одним путем. Везде публикуются списки фирм, которые уже достаточное количество времени, на протяжении десяти лет на рынке. Они на слуху у всех. Обращаясь к ним, мы, наверное, не будем обмануты. Это касается и других видов деятельности.
ОТ РЕДАКЦИИ. Наверняка, применение нового Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции вызовет ряд вопросов, пожеланий и предложений у наших читателей. Все их можно сообщить по телефону прямой связи Правительства Москвы с жителями города: 200-67-30.