Лицензирование и аккредитация - особенности государственного регулирования в
странах Организации экономического сотрудничества и развития Каракчиева И. В.1, Южакова Т. А.2
1Каракчиева Инна Викторовна / Karakchieva Inna Viktorovna -старший научный сотрудник;
2Южакова Татьяна Александровна / Yuzhakova Tatyana Aleksandrovna - ведущий научный сотрудник, Управление научно-исследовательских работ Федерального государственного учреждения «Аналитический центр при
Правительстве Российской Федерации», г. Москва
Аннотация: в статье представлен аналитический обзор применения механизмов лицензирования и аккредитации на всех уровнях образования, используемых для государственного регулирования сферы образования, в странах Организации экономического сотрудничества и развития. В ходе работы проанализирован опыт 34 стран мира по допуску к осуществлению образовательной деятельности (лицензирование образовательной деятельности), контролю качества образования (государственный контроль в сфере образования), подтверждению соответствия уровня образовательной деятельности (государственная аккредитация образовательной деятельности) и подготовке обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по национальным образовательным стандартам или иным регламентирующим документам (федеральные государственные образовательные стандарты). Abstract: the paper presents an analytical review of the licensing and accreditation mechanisms application at all levels of education usedfor state regulation of the education sector in the countries of the Organization for Economic Cooperation and Development. The work analyzed the experience of 34 countries on access to implementation of educational activities (licensing of educational activities), on monitoring of the education quality (state control in the field of education), on conformity of educational activity level (state accreditation of educational activities) and on training of students in educational organizations using national educational standards or other regulations (federal state educational standards).
Ключевые слова: лицензирование, аккредитация, контроль качества образования, образовательная деятельность, образовательный стандарт.
Keywords: licensing, accreditation, education quality control, educational activity, educational standard.
Система механизмов и инструментов, регламентирующих деятельность организаций, предоставляющих образовательные услуги в странах мира, позволяет государству не только выявить позитивный опыт, накопленный образовательным сообществом, но и определить позиции страны на международном рынке образовательных услуг, выявляя точки дальнейшего (стратегического) развития.
Бурный рост рынка образовательных услуг на международной арене сопровождается как формированием рынка услуг в сфере гарантий качества образования, так и устойчивым спросом на независимую внешнюю оценку качества данных услуг.
Анализ практик применения механизмов лицензирования и аккредитации на всех уровнях образования, используемых для государственного регулирования данной сферы, в странах Организации экономического сотрудничества и развития показал, что данные механизмы имеют черты сходства с механизмами, применяемыми в Российской Федерации.
В России для осуществления образовательной деятельности необходимо пройти процедуру допуска -лицензирование [1]. Для получения лицензии необходимо соблюдение ряда требований, в том числе к пожарной и физической безопасности, санитарным нормам, материально-техническому оснащению и укомплектованности штата [2].
Прохождение процедуры лицензирования с получением единого обязательного документа характерно для Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Испании, Канады, Мексики, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Эстонии, Южной Кореи (14 из 34 стран ОЭСР). При этом самый приближенный к Российской Федерации механизм допуска к осуществлению образовательной деятельности у Южной Кореи, где право на ведение образовательной деятельности предоставляется по образовательным программам, указанным в лицензии.
В Германии, Греции, Израиле, Канаде, Турции, Франции, Чехии, Чили данная процедура предусматривает получение лицензии на создание организации, осуществляющей образовательную деятельность (8 из 34 стран ОЭСР).
Получение допуска к осуществлению образовательной деятельности частными образовательными организациями характерно для Австрии, Великобритании, Исландии, Италии, Норвегии, Японии (6 из 34 стран ОЭСР). Наличие данного допуска определяет возможность получения государственного финансирования.
Прохождение процедуры лицензирования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по общеобразовательным программам (обязательное образование), характерно для Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Израиля, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии,
США, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи (29 из 34 стран ОЭСР).
Допуск к осуществлению образовательной деятельности в Германии, Израиле, Испании, Мексике, Южной Корее (5 из 34 стран ОЭСР) представляет собой достаточно сложную процедуру.
Процедура допуска к осуществлению образовательной деятельности носит разрешительный характер в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, Швеции, Японии (6 из 34 стран ОЭСР). Данная процедура предусматривает ведение Единого государственного реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В указанных странах, за исключением Великобритании, лицензию получают на создание организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Процедура допуска к осуществлению образовательной деятельности в Австралии, Словакии и Словении не предусмотрена (3 из 34 стран ОЭСР).
Основными критериями допуска к осуществлению образовательной деятельности в странах ОЭСР являются безопасность условий, квалификация педагогического состава и соответствие уровня образовательной деятельности утвержденным образовательным стандартам. Кроме того, в Финляндии, Норвегии, Германии, Португалии и Испании важнейшим критерием является обоснование целесообразности создания организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом демографической ситуации.
Вместе с тем в ряде стран имеются индивидуальные особенности, например:
- в Греции для общеобразовательных организаций, деятельности по репетиторству и домашнего обучения лицензируется образовательная деятельность, колледжи, центры, институты повышения квалификации; частные мастерские лицензируются как образовательные организации;
- в Японии получению лицензии предшествует создание образовательной корпорации, представляющей собой коллективный орган, входящий в состав объединения (хартия) образовательных корпораций страны; таким образом, образовательная организация создается образовательной корпорацией, а лицензия является коллективной;
- в Бельгии, Германии, Испании, Канаде, Норвегии, Франции, Чехии, Швейцарии, Южной Корее возможность допуска к осуществлению образовательной деятельности рассматривается совместно с профессиональными сообществами.
Кроме того, в Норвегии и Японии используется механизм лицензирования учительского состава, т. е. допуск (лицензия, сертификат) к преподаванию только сертифицированных специалистов, через подачу заявки. При этом школы сами определяют кандидатуры из утвержденного перечня кандидатов, прошедших лицензирование.
В Российской Федерации проводить государственную итоговую аттестацию и выдавать документы установленного образца об уровне образования и (или) квалификации по реализуемым образовательным программам возможно только после прохождения государственной аккредитации соответствующей образовательной программы.
Аналогичная процедура, подтверждающая соответствие уровня образовательной деятельности образовательным стандартам, предусмотрена в 26 из 34 стран ОЭСР. В Греции, Исландии, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Турции, Финляндии, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции, Южной Корее, Японии — по всем уровням образования, Австралии и Австрии — по всем уровням образования (кроме дошкольного), Дании, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Чехии, Эстонии — для школьного и профессионального образования, Мексике — для школьного и профессионального образования (в отношении технологических и педагогических институтов), Словакии — для школьного образования, Израиле — для дошкольного и школьного, а также среднего профессионального образования, Испании — для дошкольного и школьного образования.
Данная процедура в Израиле, Ирландии, Испании, Канаде, Норвегии, Франции, Швеции носит комплексный характер (аккредитация организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательных программ и проч.).
Действующие аккредитационные механизмы можно сгруппировать по структуре и аккредитующему субъекту:
- по структуре аккредитации выделяются институциональная аккредитация1, характерная для Великобритании, Дании, Израиля, Канады, Словакии, Словении, Эстонии, Южной Кореи, Японии, программная аккредитация2 — для Германии, Испании, Ирландии, Нидерландов, Финляндии, квалификационная аккредитация3 — для Мексики, Новой Зеландии, США, Швеции;
- по аккредитующему субъекту выделяются государственная аккредитация, характерная для Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Греции, Израиля, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Словакии,
1 Аккредитация образовательной организации.
2 Аккредитация образовательной программы.
3 Аккредитация квалификации персонала.
Словении, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Южной Кореи, и общественная аккредитация — для Германии, Дании, Израиля, Канады, Польши, США, Японии.
Процедура, подтверждающая соответствие уровня образовательной деятельности образовательным стандартам, в большинстве стран ОЭСР носит заявительный характер и включает три этапа: подача заявления и соответствующего пакета документов, рассмотрение, принятие решения. Аккредитация действует чаще всего пять-шесть лет (Австрия, Венгрия, Нидерланды, Португалия, Словакия, Мексика, Франция, Чехия), далее предусмотрена процедура переаккредитации.
Вместе с тем в ряде стран имеются индивидуальные особенности, например:
- в Дании, Польше, Швеции при условном допуске выдается аккредитационное разрешение на один год;
- в Люксембурге аккредитация бессрочная;
- в Словении в любое время без предварительного уведомления возможна инспекция ранее аккредитованной организации;
- в Дании, Израиле, Испании, Словении, Люксембурге, Швеции, Швейцарии, Франции, Финляндии аккредитация является наиболее распространенной моделью обеспечения качества в высшем образовании. Обеспечение качества определяет содержание высшего образования в целом и основывается на Европейской системе качества высшего образования.
Таким образом, система аккредитации и лицензирования, как в России, так и за рубежом направлена на решение задач, связанных с защитой интересов потребителей образовательных услуг и снижению репутационных, организационно-правовых рисков и рисков, связанных с приобретением образовательных услуг низкого качества.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».