Научная статья на тему 'Литературно-тематические отели в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга'

Литературно-тематические отели в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2472
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературно-тематические отели в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга»

Например: «Милый, дорогой и высокочтимый «Маэстро» [В.В. Ястребцев -Н. А.Римскому-Корсакову. 23.06.1906]; «Дражайший, милейший и превосходнейший Василий Васильевич, ужасно был рад вчера, получив ваше письмо» [H.A. Рим-ский-Корсжов - В.В.Ястреб-цеву. 18.06.1899]; «Дорогой, любимый и высокочтимый Вячеслав Иванович!» [К.С. Станиславский - В.И.Суну. 20.09.1922];

2) эмоционально-оценочные прилагательные, выражающие чувства, в сочетании с оценочными прилагательными, выражающими уникальность адресата (оценку личности адресата) .

Например: «Саша, бесконечно милый,

бесконечно ценный мне друг, прости, прости, прости!» [А.Н. Белый - A.A. Блоку. 23.08.1906]; «Милая Книппуша, драгоценная моя, не сердись, что пишу тебе не каждый день» [А.П. Чехов - О.Л. Книппер. 21.11.1901].

Необходимо подчеркнуть, что обращения в дружеском письме творческой интеллигенции настолько разнообразны, оригинальны и нестандартны, что в одном обращении довольно часто совмещаются различные типы коннотаций.

Таким образом, лексико-тематические группы обращений, представленные оценочными и эмоционально-оценочными прилагательными, выражают отношение и различные чувства автора к адресату, комплиментарно подчеркивают определенную

особенность, черту характера адресата. ЛИТЕРАТУРА

1. Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка.М.: Изд-во: Флинта, 2003. С.465.

2. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1927. Вып.2. С.6.

3. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т.З, Харьков, 1899. С.92.

4. Максимов Л.Ю. Обращение в стихотворной речи II Уч. зап. МГПИ. Т.236. Современный русский язык (синтаксис и морфология). М., 1965. С. 66-88.

ББК 65.432 УДК 640.41:821.161.1

ЛИТЕРАТУРНО-ТЕ^ТИЧЕСКИЕ ОТЕЛИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

С.Г. Шкуропат

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит. А

«Культурное наследие - своего рода первопричина и залог устойчивого развития туризма в Петербурге» [1, с. 131]. Это та основа, на которой должно и возможно выстраивать туристский бренд Санкт-Петербурга. Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Санкт-Петербурга и перспективы его развития. Санкт-Петербург является не только городом, где творили известные писатели и поэты,но и сам город является «героем» многих литературных произведений, составивших часть мирового культурного насле-

дия. Невозможно создать уникальный образ Санкт-Петербурга без опоры на культурные бренды, чье использование позволяет городу предлагать на международном туристском рынке поликультурные события как всероссийского так и мирового масштаба. Несомненно, что магия известного имени не могла не найти отражения в появлении различных туристских брендов: один из самых узнаваемых - «Петербург Достоевского», а в перспективных планах Комитета по культуре - «Петербург Чайковского».

Ориентация города на иностранный

въездной туризм не могла не повлиять на появление тематических литературных заведений индустрии гостеприимства. Не случайно первые такие заведения были связаны с именем Достоевского. Еще в 1990-е гг. появились первые гостиницы, рестораны, магазины, в названии которых использовались известные имена. Среди них ресторан-библиотека «Идиот», открывшийся в середине 1990-х гг., а среди отелей - «Достоевский», «Братья Карамазовы», Sonya Revival (сегодня Sonya Radisson).

В «море» спроса и предложения известное имя всегда играет роль маяка, позволяющего предприятию выделиться на фоне других конкурентов. Городские предприниматели давно поняли магию воздействия имени известного человека на потребителей.

Одной из первопричин появления тематических отелей можно считать «усталость» современного туриста от стандартности. Современный человек, «homo nervous», уставший от стрессов, склонен к частой перемене мест в погоне за впечатлениями. Путешествуя по миру в поисках ярких впечатлений, люди осознанно готовы платить больше за удовольствия и впечатления от отпуска. Современный отель стал не просто местом, где турист может остановиться для ночлега. Это место, где он может получить новый чувственный опыт через впечатление. Отсюда желание отель-еров экспериментировать с гостиничным дизайном, стремление к созданию нестандартных вариантов размещения. В зависимости от интересов современного путешественника появляются различные «тематические путешествия»: гастрономические, литературные, связанные с искусством, хобби и др. В результате на рынке активно развивается новый формат отелей - тематические отели, и этот формат все более востребован у современных искателей впечатлений. Тематические отели становятся важным компонентом развития тематических путешествий - арт-туризма, литературных путешествий и др.

Однако обращение к данной теме имеет ряд нюансов. Во-первых, данное работа обладает новизной, так как в научной литературе фактически нет исследований, посвященных феномену тематического отеля. Исключение составляют узкоспециализированные публикации И.Л. Гольдман, посвященные проблемам развития в Санкт-Петербурге художественного туризма и типологии городских арт-отелей, и работы В. Литвинова о типологии дизайнерских отелей, в частности бутик-отелей. В основном публикации на эту тему можно отнести к рекламно-обзорным [2]. Во-вторых, изучение нового всегда предполагает необходимость совершенствования современного туристского словаря, введение новой терминологии. В-третьих, возникает необходимость систематизации эмпирического материала посредством изучения современного гостиничного рынка Санкт-Петербурга.

Необходимо уточнить понятийный аппарат. Тематический отель — это гостиница, дизайн и сервисная концепция которой подчинены определенной теме. В зависимости от типа отеля они могут быть посвящены, например, видам искусства (кино, живопись, музыка, синтез искусств), хобби (кулинария, автомобили, гаджеты), известные личности (из мира искусства, политики и пр.), литературные/музыкальные произведения и т.п. [3].

Из приведенного выше определения можно вывести следующую «формулу» успеха тематического отеля: Тематический отель = Концепция +Дизайн + Сервис

Типология тематических отелей может быть представлена в следующем виде:

Тематические отели:

1. Арт-отели

• «СепШгу»-отели, воссоздающие историко-культурную обстановку конкретной эпохи;

• Лофт-отели, являющиеся частью лофт-^ос^шютва [4];

• Бутик-отели - «сценографические

отели», где средствами дизайна отельное пространство театрализуется, подчиняясь некой ведущей идее дизайнера-режиссера отельного «спектакля»;

• Fashion-отели - с дизайном от модного дома или fashion-диз^нера;

• Creative arts-отели - неординарные отели, чья концепция рассчитана на клиентов, не ориентированные на стандартность или комфортность проживания.

2.Биографические отели

• Отели, концепция которых выстроена в связи с жизнью и творчеством известных людей.

3.Hobby-oтeли

• Отели, концепция которых связана с разнообразными увлечениями туристов.

3. «Оас^еЪьотели

• Отели, концепция которых ориентирована на поклонников разнообразных технических новинок.

4.Литературные отели

• Литературно-био^афические - отели, названные в честь известных литераторов; в концепции отеля четко прослеживается связь с литературным наследием писателя/поэта, его жизнью и творчеством;

• Сюжетные -отели, концепция ко-орых, посвящена литературному произведению / персонажу;

• Отели, связанные с литературой как видом искусства, ведущие активную культурную деятельность; обычно в таких отелях организуются литературные салоны, проводятся концертные мероприятия, встречи с известными поэтами/писателями и т.п.

Поскольку тематические отели - очень разностороннее явление, целесообразно избрать для исследования более узкий объект и проанализировать современное состояние в Санкт-Петерб^ге литературно-тематических отелей, исходя из предложенной типологии. Автором была проанализирована гостиничная база Санкт-Петербурга [5]. Результатом сравнительного исследования стала следующая типоло-

гия литературно-тематических отелей Санкт-Петербурга.

Литературно-биографические

Надо отметить, что это одна из наиболее многочисленных групп литературных отелей в городе. Большинство из литературно-биографических отелей открыты в зданиях, о которых доподлинно известно, что в них проживали A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и др. Все лите-ратурно-био^афические отели - это либо малые гостиницы, либо мини-отели. В среднем номерной фонд составляет от 8до 50 номеров. Однако степень «прикосновения» к личности и творчеству известного писателя или поэта различны.

Самый распространенный и простой вариант, когда отель называется в честь известного человека и открывается в доме, где он проживал и работал. Таковы отели «Гоголь», «Счастливый Пушкин», «Дом Достоевского», «HERZEN House».

При этом не всегда концепция отеля выглядит целостной по воплощению, например, есть некоторые не состыковки в концепции отеля «Гоголь», его дизайне и сервисе. Гостиница была открыта в доме Зверкова (адрес канал Грибоедова, 69), это не просто исторический адрес Н.В. Гоголя. Здесь был написан «Вечер накануне Ивана Купала», упоминается дом и в «Записках сумасшедшего». При создании этого красивого современного отеля авторы не смогли избежать противоречий. Например, ресторан отеля называется «Корчма», но по дизайну ресторан - это городской петербургский ресторан, выполненный в классическом стиле, и он не связан тематически ни с названием, ни с концепцией отеля. Меню ресторана предполагает завтрак -шведский стол и европейскую кухню. Таким образом, гоголевская тематика, заданная самим домом, не прозвучала в сервисе отеля как могла бы [6].

Малый отель «Счастливый Пушкин» был открыт в доме Брискорн, в особняке, построенном в XVIII в. (Галерная, 53). Название отеля связано с именем A.C.

Пушкина, так как здесь была первая семейная квартира поэта, «первые счастливые месяцы его супружества» в Санкт-Петербурге, дом даже отмечен мемориальной доской [7]. Всего в гостинице 40 номеров, и они «названы женскими именами современниц Пушкина, так или иначе оставившими свой след в жизни, творчестве великого русского поэта» [8]. Среди имен друзей Пушкина встречается имя няни поэта (так назван одноместный номер «Арина»), в честь соседки по Михайловскому «Зизи» (Вревской) - номер «Евпраксия», в честь друга по Лицею - полулюкс «Дельвиг» и др. Хотя дизайн неплох и авторам явно удалось совместить «требования исторического интерьера» с планировкой и оформлением современной гостиницы и, судя по отзывам на сайте гостиницы и указанных выше сайтах бронирования, добиться высокого уровня сервиса. Однако нельзя без легкой иронии воспринимать названия номеров в гостинице, посвященной «семейному счастливому Пушкину». Далее номера названы именами из «донжуанского списка» Пушкина: есть двухместный номер «Елизавета» (Воронцова), «Аграфена» (Закревская), «Аннет» (Оленина), «Элиза» (Хитрово), одноместные номера «Екатерина» (Бакунина), «Калипсо» (Полихрони) и др.

Хотя номера «полулюкс» часто встречаются в отечественных гостиницах, но формально, в официальной системе классификаций гостиниц, принятой в РФ, такая категория отсутствует [9]. Трудно не согласиться с мнением А. А. Мусакина, директора филиала Российской гостиничной ассоциации в Санкт- Петербурге и сопредседателя Клуба отелей Санкт-Петербурга: «Меня пугает российское изобретение -номер "полулюкс". Нет таких номеров. Полулюкс - это примерно то же самое, что полу-отель, т.е. ни то ни се» [10, с.46]. Да и режет слух сочетание «полулюкс " Дельвиг"». Сам отель позиционирует себя как бутик-отель. Однако, по мнению автора

статьи, исходя из концепции дизайна и сервиса эту гтстиницу уместнее включить именно в группу литературных тематических отелей. По сравнению с рестораном отеля «Гоголь» концепция ресторана «Натали» воплощена более удачно и отражает историческую направленность отеля, поэтому в меню присутствуют многие традиционные блюда русской кухни, «приготовленные с французским гастрономическим акцентом, так популярным в пушкинскую эпоху» [11]. Таким образом, и здесь концепция, сервис и практическое воплощение идеи не обошлись без противоречий.

Конечно, в Санкт-Петербурге не могли не появиться заведения гостеприимства, связанные с именем Ф.М. Достоевского. Например, «Дом Достоевского» (современный адрес: наб. канала Грибоедова, дом 61/1). Район, где находится «Дом Достоевского», является частью литературно-исторического Петербурга - здесь происходит действие романа «Преступление и наказание». Однако далее «привязки» к историческом адресу и местонахождению отеля в «Петербурге Достоевского» авторы концепции не пошли. Кроме того, сайт «Дома Достоевского» содержит ряд ошибок биографического и фактического характера. Например, в информационной статье «Отель "Дом Достоевского"» сообщается, что в здании, где сейчас расположена гостиница, Ф.М. Достоевский проживал с 1864 по 1867 гг. [12]. «Именно здесь были написаны "Преступление и наказание" и " Игроки" (правильное название романа «Игрок»), здесь он впервые познакомился со своей будущей женой Анной Григорьевной Сниткиной-Достоевской» [13]. Однако исследователь Е. Саруханян в монографии «Достоевский в Петербурге» указывает иные данные, связанные с петербургскими адресами писателя [14, с.270-273]. Таким образом, к недостаткам концепции отеля «Дом Достоевского» можно отнести досадные фактические ошибки, а в дизайне, концепции и сервисе никак не реализована

связь с именем и творчеством писателя.

Отель «HERZEN House» был открыт в доме, где проживал известный политический деятель, писатель, философ и публицист Александр Иванович Герцен, но к услугам гостей из «традиций» только «русское чаепитие по средам» [15]. Более нет никакой привязки к имени Герцена, его жизни и творчеству или эпохе.

К этой же категории отелей можно отнести гостиницы «Достоевский» (Владимирский пр., 19) и «Чехов». «Чехов» -это мини-отель, открытый в д. 6 по ул. Чехова - «собственный дом издателя А. С. Суворина (1888-90, арх. В. Ф. Харламов, Ф. С. Харламов), в котором останавливался Чехов во время приездов в Санкт-Петербург» [16]. Кроме названия, связанного с историческим адресом писателя, чеховская тема не нашла больше отражения в концепции отеля, за исключением дизайна лобби отеля, который выполнен в стилистике петербургской квартиры конца XIX -начала XX вв. Гостиница «Достоевский» расположена рядом с музеем-квартирой Ф.М. Достоевского. Это современный отель, оформленный в классическом стиле. Тема связи имени отеля с Достоевским и его творчеством нашла воплощение только в названии ресторана - «Достоевский» и бара «Раскольников». По своей сути наименование гостиницы и ее концепция построены на географической близости к местам Достоевского.

Таким образом, в городе был открыт целый ряд гостиниц, где имя литератора послужило скорее поводом для названия отеля. Но в большинстве случаев серьезно на концепции дизайна и сервисе отеля эта взаимосвязь не отразилась.

Более удачным вариантом создания литературно-биографического отеля является мини-отель «Заповедник», который входит в гостиничную сеть «Былой Петербург». Сама концепция мини-отеля связана с именем и творчеством Сергея Довлатова. Отель расположен в историческом районе Санкт Петербурга, в доме, где знаменитый писатель прожил с 1944 по 1975 годы.

«Многочисленные фотоматериалы и экспозиции, живописные работы и коллажи переносят гостей мини-гостиницы в 60-80-е годы прошлого столетия, в мир Довлатова и героев его произведений» [17]. В свободном доступе библиотека из произведений Сергея Довлатова и воспоминаний его друзей. Это одна из необычных мини-гостиниц города. Каждый номер отеля имеет индивидуальное оформление [18]. В отеле предлагают прикоснуться к миру Довлатова, узнать о Ленинграде Довлатова и ленинградском этапе его жизни.

Сюжетные отели

Особенность концепции такого рода отелей заключается в том, что она связана с литературным произведением. К этой категории в городе можно отнести такие гостиницы, как: «Братья Карамазовы»; «Холсто-меръ; «Sonya Radisson».

Гостиница «Братья Карамазовы» в 28 номеров открылась в 2004 году и получила свое название по одноименному роману Ф.М. Достоевского, музей-квартира которого находится неподалеку от нее. Интерьер отеля соответствует стилистике оформления внутренних помещений жилых домов Петербурга второй половины XIX века. Меню ресторана поддерживает лучшие традиции кухни XIX и начала XX веков. Правда, хотя название отеля связано с романом Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», «каждая из комнат [отеля] названа именами женщин - персонажей и из других произведений Ф.М. Достоевского: «Гру-шенька» и «Катерина» из романа «Братья Карамазовы», «Настасья Филипповна» и «Аглая» - из «Идиота», «Неточка Незванова» [19]. Авторы концепции отеля полагают, что это можно считать ее «изюминкой», однако, по мнению автора статьи, такой подход скорее «размывает» целостный образ отеля, делая его более мозаичным. Хотелось бы, чтобы и сервис отеля включал в себя услуги, например, экскурсионные, информационные, связанные с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского.

Более целостное впечатление как сю-жетно-литературный отель создает «Sonya Radisson» (ранее Revival). Отель назван в честь героини романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского - Сонечки

Мармеладовой. «Radisson Sonya Hotel» -результат сотрудничества со шведскими архитекторами и дизайнерами Stylt Trampoli. Идея романа «Преступление и наказание» отражена в дизайне отеля: цитаты из произведения на коврах, табличках у входа в номера, выполненных в виде корешков книг. В лобби отеля гости могут найти роман Достоевского на разных языках мира. Ведущая в романе тема преображения легла в основу интерьерного решения и концепции «Radisson Sonya Hotel». Дизайн-концепция отеля базируется на трех «Д»: «Дизайн, Душа и Драма» и представлена как отдельная воодушевляющая история, интригующая и непредсказуемая, удивляющая и вдохновляющая [20]. Предметы мебели и декора, цветовое и орнаментальное решение материалов тщательно подбирались, чтобы передать особую русскую атмосферу и вместе с тем создать ощущение комфорта и радушия. «Причем степень погружения в атмосферу романа на время своего пребывания гость определяет сам,...[выбирая] номер "Осознание" или " Великодушие", "Возрождение". В номере " Эго" дается возможность почувствовать особенности характера главного героя романа Родиона Раскольникова, его мечту стать "сверхчеловеком", живущим с полным ощущением собственного превосходства над окружающими» [21, с. 8]. Отель является партнером дома-музея Ф.М. Достоевского и примером бережного обращения с именем и творчеством известного писателя. Однако сервис отеля не имеет «изюминки», которая выигрышно могла бы подчеркнуть тему Достоевского и его литературный характер в концепции отеля.

Такое же целостное впечатление создает отель «Холстомеръ», интерьеры которого воссоздают «неповторимую атмосферу Санкт- Петербурга начала XX века. Своим названием отель обязан знаменитому спектаклю БДТ "История лошади" по повести JI. Толстого "Холстомер". Гости отеля могут посмотреть интересную экспозицию, посвященную спектаклю и легендарному актеру Евгению Лебедеву, сыгравшему в спектакле одну из лучших своих работ» [22]. Украшением экспозиции также является бюст актера работы Ф.М. Городкова

(ученика М. Аникушина) и графический автопортрет самого Е. Лебедева. В интерьере отеля использованы фотографии знаменитого петербургского фотографа - К. Буллы. При этом отель предлагает демократичные цены, и его можно отнести к сегменту «бюджет».

Отели, связанные с литературой как видом искусства

Наиболее ярким примером такого рода гостиниц является мини-отель «Старая Вена». В мини-отеле четырнадцать номеров. Особенность гостиницы заключается в том, что он открыт на месте знаменитого ресторана «Вена», места, где собиралась петербургская богема начала XX века. Многочисленные фотоматериалы и экспозиции отеля рассказывают об истории русской богемы начала XX века. В отеле восстановлена знаменитая литературная гостиная, где когда-то собирались А. Куприн, 3. Гиппиус, А. Блок, И. Северянин, Вс. Мейерхольд, А. Аверченко и др. Известны эпиграмма на завсегдатаев «Вены»:

Ах, в «Вене» множество закусок и вина,

Вторая родина она для Куприна... [23, с.222].

С 2005 г. в отеле стали опять проводить литературные «Венские вечера» в гостиной. Экспозиция и интерьеры отеля оформлены известным художником Михаилом Едомским. «Каждый номер гостиницы посвящен наиболее ярким личностям русской культуры и Санкт-Петербурга, бывавшим в начале прошлого века в этих стенах. К услугам гостей великолепная библиотека из мемуаров и произведений авторов, чьи имена были связаны с литературным рестораном «Вена» [24]. Мини-отель «Старая Вена» - это цельная концепция литературного тематического отеля, где концепция, сервис и дизайн составляют единое органичное целое.

Таким образом, культурная среда города, его наследие не могли не повлиять на появление такого типа отелей, как литературно тематические. При этом в городе развиваются одновременно разные варианты литературно-тематических отелей. Итогом исследования базы данных гостиниц города стала типология литературных те-

магических отелей, также были предложе- туристские термины, ны для введения в научный оборот новые

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Шарова Ю.О. Тенденции и проблемы развития туристской индустрии Санкт-Петербурга в современной городской среде // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VIII Междунар. науч.-^акт. конф. факультета туризма и гостиничного хозяйства (2 марта 2012). Спб., 2012. С.131

2. См. Литвинов В. Дизайн: отель, ресторан. 2008. М.:Рудизайн,2007; Гольдман И.Л. Петербургские арт-отели: искусство в гостиничном пространстве II Культура и сервис: технологические перспективы и гуманитарные риски: Сб. мат-лов II Межрегиональной научно практической конференции 24 сентября 2010 г./ СПбГУСЭ. СПб., 2010.С.152.

3. Определение тематического отеля разработано автором.

4. Лофт - это переоборудованное под жилое помещение здание фабрики, завода и других промышленных зданий и сооружений. Само слово «лофт» с английского языка переводится как «чердак», так как лофтом называется и верхний этаж над магазином, складом или офисом.

5. Была проанализирована база данных с сайтов бронирования отелей, таких как сайт «В гости 24». URL: http://www. в гости24.рф; сайт «Ostrovofo>.URL: http://www.ostrovok.ru: сайт «City hotels». URL: http://www.city-spb.com сайт «Мини-отели Петербурга». URL: http://www.minihotel-spb.ru: сайт «В Питер». URL: http://vpiter.com: сайт «At LetsBookHotel». URL: http://www.letsbookhotel.com: сайт «Booking.com B.V». URL: http: //www.booking.com

6. Отель «Гоголь» .URL: http://www.hotel-gogol.ru. (дата обращения 1.11.13).

7. Отель «Счастливый Пушкин». URL:http:// happypushkin.com (дата обращения 1.11.13).

8. См. п. 7.

9. Приказ Минкультуры России от 3 декабря 2012 г. N 1488 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146619. (дата обращения 4.11.13).

10. Мусакин A.A. Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим /А.Мусакин. Спб.: Питер, 2007. С.46.

11. См.п.7.

12. Здесь на сайте отеля указываются ошибочные сведения. Так как Ф.М. Достоевский проживал по адресу: Малая Мещанская, дом А. Астафьевой (современный адрес: Казначейская, д.1 ) с сентября 1861 г. по август 1863 г.; с апреля 1864 - Малая Мещанская, дом Еврейнова (современный адрес: Казначейская, д.9), с августа 1864 по январь 1867 - Малая Мещанская, дом И. Олонкина (современный адрес: Казначейская, д.7). Знакомство писателя с будущей второй женой произошло по другому адресу: в квартире в доме Олонкина. Неверно указаны и литературные вехи творчества писателя. Так, по мнению исследователя, здесь были написаны «Записки из мертвого дома», ряд фельетонов и полемических статей. При этом в другой статье «Федор Михайлович Достоевский и район Сенной площади» указываются правильные даты (1861-1863). См. Сайт отеля «Дом Достоевского». URL:http://www.ddspb.ru (дата обращения 3.11.13).

13. Отель «Дом Достоевского» . URL:http://www.ddspb.ru (дата обращения 3.11.13).

14. Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1970. С.270-273.

15. Отель «Herzen house». URL: http://www.herzen-hotel.ru /exclusive/tea_party(flaTa обращения 3.11.13).

16. Отель «Tchékhov hotel». URL: http://tchekhov-hotel.ru (дата обращения 3.11.13).

17. См. сайт компании «Былой Петербург». URL: http://www.old-spb.ru/zapovednik.html (дата обращения 3.11.13).

18. См. п. 17.

19. Отель «Братья Карамазовы». URL: http://www http:// karamazovhotel.ru/rooms. (дата обращения 3.11.13).

20. Отель Sonya Radisson. URL: http://www http://www.radisson.ru/en/sonyahotel-stpetersburg/rooms. (дата обращения 3.11.13).

21. Норвежская сеть Reval Hotels открыла свой отель в России в «стиле Достоевского» II Турбизнес на Северо-Зшаде. 2009. №11. С.8.

22. Сайт отеля «Холстомер». URL: http://www.old-spb.^^olstomer.htal. (дата обращения 5.11.13).

23. Десятилетие ресторана «Вена» II Петербургские трактиры и рестораны. Спб.: Азбука-классика,2006. С.222.

24. Сайт мини-отеш «Старая Bern» [Электронный ресурс]. URL: http://www.old-spb.ru/vena.html. (дата обращения 4.11.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.