УДК 911.3.001
ЛИТЕРАТУРНО - ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РЕГИОН И ПРОЦЕССЫ МЕМОРИАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА (на примере Орловской области)
М.М. Морозова, В.П. Калуцков
[email protected]; [email protected]
МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения Кафедра региональных исследований г. Москва, Россия
Аннотация: Выявлены этапы формирования литературного региона на основе соотношения двух важнейших регионообразующих процессов — художественного освоения и мемориализации пространства. В основе первого лежит создание ассоциативных литературных мест и формирование регионального текста — системы литературных и внелитературных (природных и культурных) компонентов. Мемориальное освоение пространства представляет собой процесс его насыщения мемориальными литературными местами.
Орловский край связан с именами более, чем 20-ти авторов, включая И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и Л.Н. Андреева. На основе анализа произведений писателей-орловцев были выделены ассоциативные литературные места Орловской области. Мемориальные места, связанные с орловскими писателями, обозначены на карте — это музеи, памятники и организации, которым присвоены имена писателей.
Ключевые слова: литературная география, культурная география, литературное пространство, литературный регион, литературное место, Орловская область.
Для цитирования: Морозова М.М., Калуцков В.Н. Литературно-географический регион и процессы мемориализации пространства (на примере Орловской области). Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2019;2(1):79-93.
Исходная авторская гипотеза
Литературный, точнее литературно-географический, регион -фрагмент литературно-географического пространства, устойчиво связанный с определенными литературными именами. Исследование современных процессов развития литературных регионов, создание новых памятников и музеев требует понимания системы формирования литературного региона и ключевых регионообразующих процессов. Двумя важнейшими процессами, в результате взаимодействия которых происходит формирование литературного региона, являются художественное освоение пространства и его мемориализация. Под освоением литературного пространства исследователями нередко
понимается лишь его художественное освоение, в то время как мемориальное освоение зачастую играет не меньшую, а иногда даже большую роль в формировании культурного пространства региона.
Художественное освоение пространства - это литературное описание пространства, создание ассоциативных литературных образов мест. Ассоциативные литературные места - локусы, в которых разворачивается сюжет произведения, места, в которые автор помещает своих героев, и в ряде случаев топонимы, упоминаемые автором [1]. Автору доступно не только акцентировать внимание на уже существующих важных региональных локусах, таких как, например, тургеневский «Бежин луг», превращая их в литературные, но и создавать новые литературные места, описывая реально существующие фрагменты географического пространства и придумывая для них названия. Описывая свое видение определенного фрагмента географического пространства, писатель участвует в формировании ноосферы, превращающая фрагмент пространства в ассоциативное литературное место.
Важным результатом художественного освоения региона является формирование регионального текста в понимании В.Н. Топорова [2]. Региональный текст Топорова представляет собой сверхтекст, включающий систему литературных и внелитературнъх (природных и культурных) компонентов, которая аккумулирует характерные региональные литературные образы. Выделяется два уровня регионального сверхтекста - литературно-языковой (типичные сюжеты, выражения и литературные образы) и внелитературный (особенности природы, сообщества, важнейшие пространственные локусы, характерные топонимы); второй уровень сверхтекста практически совпадает с региональным культурным ландшафтом [3, с. 77].
Вслед за художественным освоением регионального пространства следует его мемориальное освоение. Мемориальное освоение литературного пространства представляет собой процесс насыщения культурного пространства мемориальными литературными местами -музеями, памятниками и литературными топонимами, вызванный желанием общества сохранить память о великом писателе-земляке и о его творчестве. Мозаика ассоциативных и мемориальных литературных мест образует ткань литературно-географического региона.
Для каждого этапа развития литературного региона присуще преобладание определенного регионообразующего процесса. На ранних этапах развития литературного региона преобладают процессы художественного освоения пространства, на поздних - мемориального освоения. По соотношению двух важнейших процессов образования литературного региона выделяется пять основных этапов его развития: этап первичного литературно-художественного освоения про-
странства; этап художественного освоения пространства ключевыми региональными писателями; этап первичного литературно-мемориального освоения пространства; этап массового литературно-мемориального освоения пространства и современный (постсоветский) этап литературного освоения пространства.
Орловская область как литературно-географический регион
Орловская область по праву называется третьей литературной столицей России. Многие исследования и путеводители по Орловскому краю начинаются с цитаты Н.С. Лескова: Орел «.вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины ни один другой русский город» [4]. Жизнь и творчество более двадцати писателей связана с Орловским краем, это А.Д. Кантемир, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой, К.Г. Паустовский и другие [5]. Однако наиболее полно особенности края отразились в творчестве ключевых писателей-орловцев И.С. Тургенева, А.А. Фета, Н.С. Лескова и Л.Н. Андреева, память о них сохраняется в названиях улиц и организаций городов Орловской области. Исследование творчества этих писателей и связанных с ними литературных мест позволяет проследить процесс развития Орловского литературного региона и рассмотреть его по этапам.
1 этап. Первичное литературно-художественное освоение Орловщины (1840-е - 1860-е гг.). За начало художественного освоения литературного региона были приняты даты первых публикаций ключевых писателей региона, в которых дается подробное описание населенных пунктов и других местных географических объектов. Их появление является важным маркером начала первичного художественного освоения края. С публикацией произведений появляется первая реакция критики на них. На этапе первичного литературно-художественного освоения в произведениях отсутствуют отсылки к ранее созданным образам литературных мест, так как устоявшиеся образы на этом этапе литературного освоения территории отсутствуют. С увеличением числа произведений, посвященных краю, растет число ассоциативных литературных мест и связанных с ними образов (рис. 1). В текстах авторов появляются первые описания природных и культурных особенностей края - начало формирования регионального текста. В Орловском литературном регионе ключевыми авторами данного этапа являются И.С. Тургенев и Н.С. Лесков (с 60-х годов XIX века).
Началом литературно-художественного освоения Орловщины следует считать 1840-е годы: 1847 год - дата публикации рассказов И.С. Тургенева «Ермолай и Мельничиха», «Хорь и Калиныч», «Льгов», «Однодворец Овсянников» и «Мой сосед Радилов». В этом же году появляется реакция критики на рассказы цикла «Записки
охотника». В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» об изображении природы в «Записках охотника» пишет: «Он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу...» [6]. В 1848 году появляется повесть «Петушков», публикуются рассказы «Бирюк», «Ле-бедянь», «Малиновая вода» и «Татьяна Борисовна и её племянник».
Рис. 1. Памятный камень на Висельной горе, город Мценск (фото М.М. Морозовой)
Формирование образа Орловщины продолжается в 50-е годы. Публикуются Тургеневские рассказы «Бежин луг» и «Певцы», повесть «Дневник лишнего человека». В формировании Орловского литературного пространства важной датой является 1859 г. - год публикации романа «Дворянское гнездо», создавшего со временем образ Орла как дворянского гнезда.
Образы Орловщины, созданные Тургеневым, дополняются образами других писателей в 60-е годы, публикуется серия произведений Н.С. Лескова. С 1863 по 1866 гг. публикуются произведения Лескова «Житие одной бабы», «Овцебык», романы «Некуда» и «Островитяне», в которых Н.С. Лесков упоминает Мценск и Орловский край. Наиболее важным произведением этого периода, формирующим образ Мценска, а вместе с ним и образ Орловщины, является повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В 1869 году начало второго этапа истории формирования Орловского литературного региона предвещает публикация «Русских общественных заметок», в заметках Лесков критикует работы своего современника - И.С. Тургенева.
2-й этап. Литературно-художественное освоение Орловщины ключевыми региональными писателями (1870-е гг. - конец XIX в.). Появление в литературных произведениях основных региональных писателей отсылок к произведениям друг друга, упоминание имен писателей региона в произведениях и воспроизведение ранее созданных другими авторами образов ассоциативных литературных мест являются свидетельствами начала нового этапа формирования литературного региона.
В 1870-м году появляются первые отсылки орловских писателей друг к другу - Н.С. Лесков в повести «Загадочный человек» пишет о жизни И.С. Тургенева в его имении. В 1879 году публикуются «Мелочи архиерейской жизни», а в 1882 - «Несмертельный Голован», в них Лесков фиксирует образ Орла как дворянского гнезда, то есть обращается к образу, ранее созданному И.С. Тургеневым.
Перекрестные ссылки писателей дополняются формированием регионального текста (в понимании В.Н. Топорова). Важнейшую роль в этом процессе играют произведения Н.С. Лескова: к 1880 году опубликовано пятнадцать орловских произведений автора, в 80-е публикуется еще двенадцать. Параллельно в 1882 году появляется публикация нескольких работ И.С. Тургенева - рассказ «Отчаянный» и повесть «Постоялый двор». На данном этапе созданные ранее произведения И.С. Тургенева и Н.С. Лескова дополняются произведениями Л.Н. Андреева, в которых появляются новые образы Орловщины (рис. 2). В 1898 году - публикация орловских рассказов «Баргамот и Гараська» и «Алеша-дурачок». К 1903 году опубликовано еще четыре рассказа автора - «На реке», «Гостинец», «Буяниха» и «Весенние обещания». Последнее произведение Л.Н. Андреева, дающее подробное описание орловских литературных мест, написанное в дореволюционный, губернский период, было опубликовано в 1903 году (дальнейшие публикации рассказов Андреева в 1908 и 1916 годах содержат лишь упоминание орловских мест и не вносят в них новые смыслы).
Исследование творчества И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и Л.Н. Андреева позволяет выделить ключевые компоненты Орловского регионального текста, к которым относятся следующие.
1. Особенности природы (чернозем, лесостепь, поля, вальдшнепы, туман, застилающий луга и леса).
2. Особенности хозяйства (высокая стоимость леса и соломенные крыши, мельницы).
3. Важнейшие пространственные локусы (Орел, Мценск, Пуш-карная улица, Стрелецкая слобода, орловская гимназия, Ильинская площадь, Волховская (Болховская) улица).
4. Особенности географического местоположения (Орловская губерния в окружении соседних губерний, Орловская губерния на границе Великороссии и Малороссии).
5. Региональные сообщества (пушкари, стрельцы, старообрядцы, полехи).
6. Социальные характеристики (охота, воровство).
7. Имена региональных акторов (граф С.М. Каменский, А.П. Ермолов, князь П.И. Трубецкой, архиерей Никодим Быстрицкий, епископ Смарагд Крыжановский, И.С. Тургенев, П.И. Якушкин).
8. Знаковые события региональной истории (приезды императоров, пожары, голод 1840 г., эпидемия холеры 1848 г.).
Рис. 2. Ассоциативные литературные места Орловской области
3-й этап. Первичное литературно-мемориальное освоение Орловского края (конец XIX в. - 1950-е гг.). Создание первых обществ по сохранению памяти о писателях региона, начало работы по переименованию улиц и открытию памятников писателям предвещают качественно новый этап формирования литературного региона. Начало этого этапа определяется по датам открытия первых памятников, улиц, экспозиций и литературных музеев, посвященных писателям региона.
В 1893 году объявляется подписка на сооружение в Орле памятника И.С. Тургеневу, в 1897 году открывается Орловский краеведческий музей. А.В. Гольцова пишет: «открытие музея явилось значи-
84
тельным событием в жизни губернии <...> Дары в музей поступали отовсюду. <...> артистка М.Г. Савина прислала бюст И.С. Тургенева работы Полонской» и «Экспозиция музея имела двенадцать разделов: <...> этнографический, литературный и т.д.» [7, с. 105]. Таким образом, в Орловском краеведческом музее начинают формироваться первые коллекции, посвященные писателям-орловцам.
Исходной точкой литературно-мемориального освоения Орловской губернии (позже области) является активное формирование мемориального пространства И.С. Тургенева. В честь двадцатилетия со дня смерти писателя в Орле в 1903 году открыт парк «Дворянское гнездо» (рис. 3), установлен первый памятник И.С. Тургеневу и переименована улица Борисоглебская в улицу Тургенева1. В 1918 году в Орле создается музей писателя.
Рис. 3. Бюст И.С. Тургенева. Сквер «Дворянское гнездо» в Орле (фото М.М. Морозовой)
Начиная с 1913 года литературные места, связанные с писателями-орловцами, появляются и в других городах края: во Мценске в честь 95-летия со дня рождения Тургенева его имя присваивается библиотеке. Еще одним важным тургеневским мемориальным локусом, формирующимся в это время, является музей-заповедник Спасское-
'Но уже через пять лет духовенство поддержало предложение председателя городской думы о возвращении улице прежнего названия. Второй раз улица Тургенева появилась на карте Орла уже в 1930-е годы [8].
Лутовиново (рис. 4). Статус государственного заповедника Спасское получает в 1921 г., средства на его восстановление выделяются в 1937 г. [9]. Далее происходит расширение орловского мемориального пространства Тургенева: в 1949 году Орловскому государственному академическому театру присваивается имя писателя, а в 1956 году на фасаде Дома Книги в Орле открывают горельеф-бюст И.С. Тургенева [10].
(фото М.М. Морозовой)
Отметим, что мемориализация пространства жестко корреспондирует с изменением административных границ Орловщины - преобразованием губернии в область. Однако, в связи с административной чехардой первой половины XX века, территориальные границы Орловского литературного региона на данном этапе еще неустойчивы.
Одной из форм сохранения литературного пространства региона и распространения региональных литературных образов, появляющейся в этот период, являются первые экранизации произведений писателей региона (1914 г. - «Дворянское гнездо», 1918 г. - «Постоялый двор», 1924 г. - «Рассказ о семи повешенных», 1926 г. - «Катерина Измайлова» (Леди Макбет Мценского уезда) и 1935 г. - «Бежин луг»).
4-й этап. Массовое литературно-мемориальное освоение Орловского региона (1950-е - 1990-е гг.). Четвертый этап обладает двумя основными характеристиками - массовым формированием мемориальных литературных мест (открытие памятников, создание музеев
86
и наименование улиц, посвященных выдающимся региональным писателям), с одной стороны, и оформлением устойчивых границ литературно-географического региона, с другой.
В Орловском литературном регионе данному этапу присущ быстрый рост числа литературных мемориальных объектов, достигающий своего пика в постсоветское время. Начало этапу положено в 1956 году с присвоением образованной в Заводском районе города Орла улице имени Л.Н. Андреева (рис. 5). В 1957 году происходит открытие музея писателей-орловцев с экспозициями, посвященными И.А. Бунину, Л.Н. Андрееву и Н.С. Лескову. Отдельный музей последнего открывается в Орле в 1974 году. В 1950-1970-е годы продолжает расширяться литературно-географическое пространство И.С. Тургенева, в частности, открывается восстановленный усадебный дом в Спасском (рис. 6). В 1980-е годы в мемориальном пространстве Орловского края появляются мемориальные места, связанные с А.А. Фетом, И.А. Новиковым и М.М. Пришвиным.
Рис. 5. Формирование мемориальных литературных мест Орла в XIX-XXI веках
Рис. 6. Дом-музей И.С. Тургенева. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»
(фото М.М. Морозовой)
Благодаря стабилизации границ административных единиц, областей и районов в середине XX века Орловский литературный регион приобретает устойчивые границы, совпадающие с границами Орловской области. Границы региона начинают «работать» как содержательный фильтр: именно в их пределах происходит дальнейшая мемо-риализация культурного пространства. Мемориализации «подлежат» только «свои» писатели, деятельность которых вписывается в новые (в данном случае областные) границы.
Однако в процессе мемориального освоения пространства нередко возникают ситуации, когда одного писателя «своим» считают в нескольких регионах. К примеру, музей Бунина есть в Орле и Ельце; такая же ситуация отмечается и с памятниками Бунину и названными в честь писателя улицами. Это связано с тем, что мемориализация пространства автора, родившегося на территории Орловской губернии, в Ельце, происходит позже, в тот период, когда Орловщина существует уже в областных, а не губернских границах (ныне Елец входит в состав Липецкой области).
Иначе обстоит с мемориальным пространством Ф.И. Тютчева, родившегося в Брянском уезде Орловской губернии. Его можно было бы по месту рождения отнести к орловским писателям, однако музей-усадьба Овстуг был открыт в советское время, когда территория Брянского уезда уже отошла к Брянской области, так что к Орловскому ли-
тературно-географическому региону отнести автора уже нельзя. Это подтверждается отсутствием в Орле памятников и музеев Ф.И. Тютчева, а также организаций, носящих его имя.
Выявление «своих» региональных писателей возможно также на основе существующих мемориальных мест. Ряд писателей устойчиво связан лишь с одним из населенных пунктов области, к примеру, А.Н. Апухтин - с Болховом, а Денис Давыдов - с селом Давыдово и расположенным рядом Мценском. Одним из объяснений этого является тот факт, что в творчестве этих авторов отсутствуют образы края, соответственно, отсутствуют ассоциативные литературные места, а сохраняются лишь места мемориальные.
На четвертом этапе продолжается сохранение литературных образов посредством экранизации произведений региональных авторов. В 1960-е годы идёт активная экранизация произведений Лескова -«Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» и «Очарованный странник». В 1970-е и 1980-е годы экранизируются произведения Тургенева и Лескова, главным местом действия которых выступают Орел и Мценск. Наибольшее количество экранизаций наблюдается в 19601970 годы, что соотносится с ростом числа памятников в регионе в послевоенное время.
5-й этап. Современный этап литературного освоения Орлов-щины (1990-е гг. по настоящее время). Для данного этапа литературного освоения Орловского края характерны не только активные процессы мемориализации, но и вторичное художественное освоение пространства (напомним, что вторичным литературно-художественным освоением края, интерпретируя тургеневские образы, занимался уже Н.С. Лесков).
Активный процесс мемориализации выражается в появлении новых памятных объектов, связанных с «региональными» писателями, происходит формирование авторских литературно-географических пространств посредством создания интерактивных программ в литературных музеях. Присваиваются имена «региональных» писателей организациям, а литературные герои и произведения писателей составляют основу новых брендов региона.
В 1990-е гг. в центре Орловского литературного региона - в Орле, было создано девять мемориальных объектов, имена «региональных» писателей присвоены пяти организациям. Орловским объединенным государственным литературным музеем И.С. Тургенева в 2010-е годы были созданы детские образовательные программы, посвященные изучению связи Орловщины и писателей края; проведены специальные мероприятия, в том числе празднование Пасхи в доме Л.Н. Андреева; созданы интерактивные приложения для изучения авторского литературно-географического пространства, например, аудиогид
89
«Орел Леонида Андреева», созданного на платформе 171^гауе1. В созданных Тургеневым ассоциативных местах продолжают формироваться места памяти, вблизи национального парка «Орловское Полесье» в описанном Тургеневым селе Льгов ведется работа по созданию народного музея И.С. Тургенева (рис. 7).
Процесс мемориализации мощного художественного образа - Орла как дворянского гнезда, начинается в 1903 году: к 20-летию со дня смерти Тургенева в Орле рядом с «домом Калитиных» открывается парк «Дворянское гнездо» [11]. Тем самым, образ «приземляется» и локализуется. До начала первой мировой войны в саду ставились любительские спектакли. К 150-летию писателя в 1967 году в саду была сооружена ротонда, ныне ставшая одним из символов Орла, а в 1987 году сквер и прилегающие территории получили правовой статус - они были объявлены охранной зоной.
Однако процесс дальнейшего литературного освоения данного места на этом не заканчивается: в 2003 году к 100-летию со дня открытия парка в Орле выходит антология стихотворений, посвященных Дворянскому гнезду. Таким образом, происходит новое (вторичное) художественное освоение мемориального литературного места. Данный пример ярко иллюстрирует, как процессы художественного и мемориального освоения пространства усиливают друг друга.
I
Рис. 7. Троицкий храм в селе Льгов. Орловская область (фото М.М. Морозовой)
Рис. 8. Тургеневская беседка. Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» в Орле
(фото М.М. Морозовой)
Основные выводы
Итак, в основе формирования литературно-географического региона находятся два важнейших регионообразующих процесса литературного освоения пространства - художественный и мемориальный. Процесс художественного освоения пространства - это не только его литературное описание, но создание литературных образов мест и формирование регионального текста. Мемориальное освоение заключается в локализации литературных образов (создание памятников и музеев), формировании литературных ландшафтов и оформлении границ литературного региона. Важно подчеркнуть, что литературный регион без мемориального освоения полноценно не может существовать, так как будет представлять собой лишь фрагмент литературного, авторского пространства. Мозаика ассоциативных и мемориальных литературных мест образует ткань литературно-географического региона.
Это позволяет выделить «формулу» литературно-географического региона, которую можно представить следующим образом: региональный текст + система региональных литературных мест (ассоциативных, мемориальных и комплексных). При этом важно, что регион четко вписывается в устойчивые (в данном случае областные) культурные границы.
На основе соотношения основных процессов образования литературного региона выделяется пять этапов его формирования, что позволяет объяснить особенности мемориализации его литературного наследия, в частности, объяснить наличие «своих» и «чужих» авторов региона. Наряду с теоретическим, понятие литературно-географического региона имеет и прикладное значение, в том числе в сфере наследия и охраны литературных ландшафтов, позволяя проектировать новые литературные места, способствуя развитию культурно ориентированного туризма.
Литература
1. Веденин ЮА. Литературные ландшафты как объекты наследия // География в школе. 2006. №8. С. 15-21.
2. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифоэти-ческого: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. 624 с.
3. Калуцков В.Н. Культурная география России. Часть 1. Теоретический и специальный разделы: учебное пособие. М.: факультет иностранных языков и регионове-дения МГУ, 2016. 140 с.
4. Новости и биржевая газета. 1883. № 104. 16 июля.
5. Полынкин А.М. История Орловского края в лицах. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2011. 248 с.
6. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т.3. Под общ. ред. Ф.М. Го-ловенченко. М.: ОГИЗ Гослитиздат, 1948. 928 с.
7. Гольцова А.В. Покажите свой город. Орёл: ООО ПФ «Картуш», 2016. 296 с.
8. По тургеневским местам Орловщины: информационно-библиографическое краеведческое пособие. / сост. Е.Г. Аболмазова. Орёл: БУКОО «Библиотека им. М.М. Пришвина», 2016. 67 с.
9. Громов В.В. В тургеневском лукоморье: [О доме-музее в Спасском-Лутовинове] // Огонек. 1976. № 46. C. 25-26
10. История Орловского театра. // Сайт Орловского Государственного Академического театра им. И.С. Тургенева. URL: http://theaterorel.ru/about/istoriya_orlovskogo_teatra1/ (Дата обращения: 17.10.2018) 11. Вокруг Дворянского гнезда. Поэтическая Тургениана. XX век / сост. Г.А. Тюрин; ред. А.В. Воробьев. Орел: Орлик, 2003. 39 с.
GEOLITERARY REGION AND MEMORIZATION PROCESSES (CASE STUDY
OF THE ORYOL REGION)
М. Morozova, V. Kalutskov
The Moscow State University, Faculty of Foreign languages and Area Studies Department of Area Studies Moscow, Russia
Abstract: The article analyzes geoliterary regions development stages, determined on the basis of the examination of correlation of a literary region formation two major processes: literary depiction and memorization. Depiction process is based on the establishment of places associative literary images and formation of regional text, which embodies a system of literary and non-literary (natural and cultural) components. The memorization of space is the process of cultural space saturating with memorial literary places. The Oryol region is associated with more than 20 writers, including Ivan Turgenev, Nikolai Leskov and Leonid Andreev. Associative places were determined in the region on the
basis of the study of Oryol writers works. The memorial landmarks, such as literary museums, monuments and organizations, named after the authors, were mapped.
Keywords: literary geography, cultural geography, geoliterary space, geoliterary region, literary place, Oryol region.
For citation: Morozova M., Kalutskov V. Geoliterary region and memorization processes (case study of the Oryol region). Heritage and Modern Times. 2019;2(i):79-93.
References
1. Vedenin Yu.A. Literaturnyve landshaftyv kak obvvektyv naslediya // Geografiya v shkole. 2006. № 8. S. 15-21.
2. Toporov V.N. Mif. Ritual. Simvol. Obraz: Issledovaniya v oblasti mifoevticheskogo: Izbrannoe. M.: IzdateFskaya gruppa «Progress» - «KuTtura», 1995. 624 s.
3. Kaluczkov V.N. KuTturnaya geografiya Rossii. Chastv 1. Teoreticheskij i spe-cialvnyvj razdely\ Uchebnoe posobie. M.: fakuTtet inostrannyvx yazyvkov i regionovedeni-ya MGU, 2016. 140 s.
4. Novosti i birzhevaya gazeta. 1883. № 104. 16 iyulya.
5. Poly*nkin AM. Istoriya Orlovskogo kraya v liczax. Orel: OOO PF «Kartush», 2011. 248 s.
6. Belinskij V.G. Sobranie sochinenij v trex tomax. T.3. Pod obshh. red. F.M. Golo-venchenko. M.: OGIZ Goslitizdat, 1948. 928 s.
7. GoVczova A.V. Pokazhite svoj gorod. Oryol: OOO PF «Kartush», 2016. 296 s.
8. Po turgenevskim mestam Orlovshhinyv: informacionno-bibliograficheskoe kraevedcheskoe posobie. / sost. E.G. Abolmazova. Oryol: BUKOO «Biblioteka im. M.M. Prishvina», 2016. 67 s.
9. Gromov V.V. V turgenevskom lukomorve: [O dome-muzee v Spasskom-Lutovinove] // Ogonek. 1976. №46. C. 25-26
10. Istoriya Orlovskogo teatra. // Sajt Orlovskogo Gosudarstvennogo Akad-emicheskogo teatra im. I.S. Turgeneva. URL: http: //theaterorel.ru/about/istoriya_orlovskogo_teatral/ (Data obrashheniya: 17.10.2018)
11. Vokrug Dvoryanskogo gnezda. Poevticheskaya Turgeniana. XX vek / sost. G.A. Tyurin; red. A. V. Vorobvev. Orel: Orlik, 2003. 39 s.
Сведения об авторах
Морозова Милена Максимовна, аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Калуцков Владимир Николаевич,
доктор географических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регио-нове-дения МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Authors of the publication
Milena M. Morozova, post-graduate student at the Moscow State University, Faculty of Foreign languages and Area Studies, the Department of Area Studies. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Vladimir N. Kalutskov, Doctor of Geography, Professor of the De-partment of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, the Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Дата поступления 02.11.2018