Научная статья на тему 'Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников'

Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRE-SCHOOL CHILDREN / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / SPEECH CREATIVITY / ЛИТЕРАТУРНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / LITERARY CREATIVE WORKSHOP / ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ / FIGURATIVE SPEECH / ПРЕЕМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА / ПОЭЗИЯ / POETRY / ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА / CHARACTER EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / SUCCESSIVE DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF SPEECH CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева М. В.

В статье рассматривается проблема преемственного развития речевого творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи эффективной и обладающей большим воспитательным потенциалом педагогической технологии литературной творческой мастерской. Для литературных творческих мастерских, которые регулярно проводились автором статьи в дошкольной образовательной организации и начальной школе, были разработаны авторские методики. В результате данной экспериментальной работы с детьми были получены значимые педагогические результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of successive development of speech creativity in preschool and primary school children with the help of an effective and educational technology with a great educational potential a literary creative workshop. For literary creative workshops, which were regularly conducted by the author of the article in the pre-school educational organization and primary school, author's techniques were developed. As a result of this experimental work with children, significant pedagogical results were obtained.

Текст научной работы на тему «Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 373.2/3 : 808.1

М. В. Груздева

Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников

В статье рассматривается проблема преемственного развития речевого творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи эффективной и обладающей большим воспитательным потенциалом педагогической технологии - литературной творческой мастерской. Для литературных творческих мастерских, которые регулярно проводились автором статьи в дошкольной образовательной организации и начальной школе, были разработаны авторские методики. В результате данной экспериментальной работы с детьми были получены значимые педагогические результаты.

The article is devoted to the problem of successive development of speech creativity in preschool and primary school children with the help of an effective and educational technology with a great educational potential - a literary creative workshop. For literary creative workshops, which were regularly conducted by the author of the article in the pre-school educational organization and primary school, author's techniques were developed. As a result of this experimental work with children, significant pedagogical results were obtained.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, младшие школьники, речевое творчество, литературная творческая мастерская, образная речь, преемственное развитие, развитие речевого творчества, поэзия, воспитание характера, национальные ценности, духовно-нравственное воспитание.

Key words: pre-school children, junior schoolchildren, speech creativity, literary creative workshop, figurative speech, successive development, development of speech creativity, poetry, character education, national values, spiritual and moral upbringing.

В современной России востребованы выпускники средних школ с развитыми лидерскими, коммуникативными, организаторскими способностями, с грамотной и выразительной устной и письменной речью. Рынок труда приветствуют молодых людей, обладающих высокими речевыми навыками и творческим потенциалом. Однако творческие умения, тем более художественно-речевые, как это ни парадоксально, современная общеобразовательная школа у детей и

© Груздева М. В., 2018

подростков полноценно не развивает. Это связано с рядом причин: и с мировым процессом глобализации в духовной сфере, ориентирующим подрастающее поколение на шаблонность и отсутствие глубины в мышлении, а не на индивидуальное творчество в рамках национально-культурной традиции, и с общей прагматизацией, а также компьютеризацией российского общества, с введением в образовательных учреждениях формальных тестовых систем проверки знаний.

Приходится констатировать: великая речевая и литературная культура российского народа, которую создавали поэты, писатели, учёные, педагоги «золотого» и «серебряного» веков, а также советского периода отечественной культуры, постепенно начинает уходить в прошлое. Современная молодёжь в стране часто не справляется даже с элементарной грамотностью, тем более не выходит на уровень интересного речевого творчества. Знание и восприятие подрастающим поколением великих произведений народной и классической литературы также оставляют желать лучшего. Для того чтобы остановить эту негативную тенденцию, стоит заново переосмыслить и отечественное, и зарубежное психолого-педагогическое наследие, в котором отмечается: дети, как правило, одарены в речевом творчестве, если с ними проводить профессиональную и творческую педагогическую работу.

Мы считаем, что в современном образовании необходимо реа-лизовывать систему преемственного развития речевого творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно эти возрастные периоды являются сензитивными для развития как речи ребёнка и его языковых навыков, так и его моральных чувств, нравственного поведения, характера. Причём при отсутствии такой преемственности, по нашим наблюдениям, ребёнку либо тяжело даётся выход на речевое творчество в младшем школьном возрасте, а затем и в дальнейшие школьные периоды, и он получает менее значимые творческие и личностные результаты, либо радующие педагогов результаты, достигнутые в дошкольный период, не становятся условием успешности развития ребёнка в начальных и последующих классах. Причиной этого является тот факт, что именно развитию речевого творчества младшего школьника первый учитель не уделяет должного внимания.

Творческое проникновение в тайны языка формирует у детей лучшие качества характера народа, который подарил ему из глубины веков этот язык. Заинтересованное литературное творчество на родном языке формирует у человека-творца отражающие базовую духовно-нравственную культуру народа, позитивные качества национального характера.

Проанализируем значение развития речевого творчества в процессе образования дошкольников и младших школьников, а также выделим ведущую по результативности технологию, реализуемую в такой углублённой педагогической работе.

Надо отметить: уникальные возможности развития речевого творчества в дошкольном детстве далеко не всегда учитываются педагогами современных дошкольных образовательных организаций. Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста, как предписывает ФГОС, помимо углубления в развитие речевого творчества, включает в себя обязательные компоненты: овладение речью как средством общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря детей; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство детей с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетиче-ской активности. Среди различных задач речевого развития, которые предписано решать педагогам в современном детском саду, задача развития речевого творчества, к сожалению, ставится воспитателями на второстепенное место или игнорируется. В результате возникает ситуация, когда ребёнок, возможно, будет говорить правильно, различать звуки, понимать различные тексты - и этим будут ограничены его достижения. А ведь он мог бы говорить талантливо! Уникальная природа детского ума, восприятия или будет способствовать развитию речевой одарённости и чуткости ребёнка дошкольного возраста, или, при неумелом педагогическом подходе, останется невостребованной.

В предыдущих статьях мы охарактеризовали педагогический инструментарий, используемый при целенаправленном и систематическом развитии речевого творчества у детей дошкольного возраста [2]. Как нами отмечалось, помимо каждодневного пристального внимания к детской речи, к развитию речевого творчества детей методом бесед, экскурсий, регулярного ведения дневника интересных детских высказываний, существует второй путь закрепления их природной речевой одарённости - систематически организуемые для дошкольников литературные творческие мастерские.

По мнению исследователя О.Н. Хижняковой, как технология, педагогическая мастерская реализовывает развивающую, личностно ориентированную модель образования; целевые ориентации названной технологии могут быть сформулированы следующим образом: «предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей» [3, с. 46-47]. Большое значение имеет в творческой мастерской «самостроительство» младшим школьником своих

знаний через самостоятельное решение творческих задач. Можно выделить семь этапов, из которых состоит технология педагогических мастерских: индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию, афиширование, разрыв, рефлексию. Каждый из данных этапов решает определённые задачи на содержательном, коммуникативном, личностном уровнях и связан с последующим этапом логически.

Творческая мастерская является востребованной технологией в начальной школе. Однако методика проведения творческой мастерской для детей дошкольного возраста, безусловно, имеет свои специфические особенности. Прежде всего, мы уходим в данном педагогическом процессе от понятия «обучение», заменяя его игровой, ведущей, деятельностью детей на основе раскрытия их эмоциональной сферы, что соответствует положениям ФГОС дошкольного образования. Необычная, привлекающая детей игра со словом, образом, в результате которой ребёнок с интересом осваивает процесс речевого творчества, - центральная часть такой работы. Данную игровую деятельность дошкольников педагог организует, вкладывая в неё различные образовательные задачи - развивающие, воспитательные, обучающие.

Литературная творческая мастерская для дошкольников шестого и седьмого годов жизни - это погружение чувств и мыслей детей на 15-25 минут в раскрепощённую, дружелюбную и психологически комфортную атмосферу словесного фантазирования в диалоге с воспитателем, такого фантазирования, которое соединяется с искусством и природой - поэзией, живописью, музыкой, песнями птиц, шёпотом и шелестом трав, звуками озера или моря. Мастерская непременно должна обставляться игровой атрибутикой: можно какую-либо игрушку превратить в «поэта» с пером и тетрадью в руках, открывающего мастерскую подбадривающими и дружелюбными словами, рядом поместить символы поэтического творчества (лучше всего, сделанные или нарисованные детьми - свечу, перо, Пегаса). Педагог выстраивает тематическое взаимодействие с детьми, используя интеграцию искусств, музыку родной природы, а также постоянно использует эмоциональное стимулирование дошкольников, поощряет их любые, даже самые небольшие творческие успехи. Все речевые удачи детей сразу же записываются воспитателем или его помощником. В подготовительной к школе группе допустимо разрешить детям самим что-то аккуратно написать, если они просят об этом и имеют навыки письма. В середине образовательного мероприятия обязательна физкультурная пауза под музыку или с проговариванием поэтического текста.

Важным условием успешности речевого развития дошкольников выступает организация их творческой работы под руководством педагога в небольших подгруппах - по 5-6 человек (в особых случаях -не более 10 детей). Это в полной мере соответствует взглядам современных учёных на специфику обучения в дошкольном детстве, исключающей школьную фронтальную форму проведения занятий, а также ФГОС дошкольного образования. Литературная творческая мастерская для детей дошкольного возраста предполагает уютную, психологически комфортную и эмоционально привлекательную игровую обстановку, когда каждый ребёнок имеет возможность поочерёдно высказать своё мнение воспитателю, предложить свой речевой экспромт или задать вопрос. При этом каждый ребёнок должен быть уверен, что будет услышан и при необходимости ему будет оказана как дополнительная эмоциональная поддержка, так и творческая помощь (чего, конечно же, все дети часто не могут ожидать от педагога за 15-25 минут, когда их более десяти). Значимым для успешности непростой деятельности ребёнка, речевого творчества, становится

и ^ и ^ и и

постоянный невербальный, доброжелательный зрительный контакт с ним воспитателя, улыбка и выразительная интонация педагога. Небольшая подгруппа детей и педагог во время проведения литературной творческой мастерской могут расположиться за одним столом, при этом физкультурную паузу с поэтическим текстом или под музыку по мере утомления детей можно комфортно проводить на ковре.

Перед проведением литературной творческой мастерской детей следует эмоционально подготовить. Как рекомендует в ряде своих работ исследователь Д. И. Воробьёва, предложившая модель ступенчатой интеграции видов деятельности детей для подготовки их к успешному творчеству, сначала лучше всего организовать яркое эмоциональное общение дошкольников с объектами природы и реальности в процессе прогулок или экскурсий, чтобы дети учились «оживлять» эти объекты. Данное умение по сути является игровым, активно развивает воображение, творческое мышление, внимание, память ребёнка и служит накоплению его эмоционально-интеллектуальных впечатлений для последующего активного погружения в творческую деятельность. Увидеть объект будущего творчества ещё и на живописном полотне художника, а затем услышать его в музыкальных произведениях, в стихотворении, сказке, притче или рассказе -это следующие ступени подготовки ума и души ребёнка к активному и продуктивному речевому творчеству. (Необходимо отметить, что речевое творчество современная наука относит, наряду с рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием, к продуктивному виду детской деятельности. Несмотря на то, что продукт речевого творчества нематериален и его нельзя ощутить как материальный объект, это всё же именно продукт оригинального творчества детей,

который фиксируется и доступен для воспроизведения). После того, как дошкольник соприкоснулся с объектом будущего (а, отчасти, уже и начавшегося) творчества в природе, живописи и музыке, воспитателем организуется его ведущая, игровая, деятельность. Это может быть любой вид игровой деятельности - сюжетно-ролевая, режиссёрская, театрализованная, подвижная, дидактическая игра, игра с правилами, либо интеграция данных видов игровой деятельности. Например, перед литературной творческой мастерской на тему весны дошкольники, побывав на прогулке в парке и набравшись там положительных эмоциональных впечатлений, рассматривают с воспитателем в группе репродукции с картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели», «Весна», слушают стихи С.А. Есенина о весне («Черёмуха душистая с весною расцвела...» и др.), музыку П.И. Чайковского из произведения «Времена года», затем играют в подвижные народные игры «Перепрыгни ручей», «Идёт матушка Весна». Можно с уверенностью сказать, что подобная подготовительная работа, ориентированная как на раскрытие эмоциональной сферы ребёнка, так и на его познавательное развитие, будет способствовать глубокому интересу и продуктивности творческой деятельности детей в процессе специально организованной впоследствии литературной творческой мастерской.

Автором данной статьи на протяжении одиннадцати лет проводились литературные творческие мастерские для дошкольников, и продукты детского речевого творчества, собранные по результатам мастерских, а также наблюдения за детьми свидетельствуют об успешности проводимых образовательных мероприятий. Вот некоторые образные высказывания детей седьмого года жизни: «Поёт мама моя, словно птичка. Любимая, хорошая ... А глаза у неё - как васильки в поле! А лицо у неё - как солнышко. Руки у неё - просто золотые! А волосы у неё, как музыка, сияют! А сама она - как сердце!», «Мама -ты ангел, который однажды прилетел с неба и подарил мне жизнь», «Звёзды, как русалки, расчёсывают свои золотые волосы», «Море -бурная пора! Шумит, как плачущий ребёнок!», «Луна, Луна, серебряное чудо, сверкает в небе» (приведены образные высказывания дошкольников в частном детском саду «Первые шаги» г. Санкт-Петербурга, которые записаны по результатам литературных творческих мастерских, проведенных с детьми в 2010 г.). Дошкольники, регулярно посещавшие литературные творческие мастерские, выходили и на значимые личностные образовательные результаты: у них сохранялся живой интерес к творчеству и художественной литературе, повышалась эмоциональная устойчивость, наблюдалось также постепенное повышение коммуникативной культуры. Дети становились спокойными, более дружелюбными и оптимистичными, реже огорчались из-за каких-либо небольших ситуативных неудач.

Рассмотрим значение развития речевого творчества детей посредством литературной творческой мастерской в образовательной практике начальной школы.

В пространстве современной российской школы учебные предметы, ориентированные на художественно-творческое развитие и на воспитание учащихся посредством творчества, как правило, единообразны: это музыка и рисование (изобразительная деятельность). Обучение искусству слова как обязательный школьный предмет отсутствует. Но, если лет 25-30 назад роль главного транслятора речевой и словесно-образной, литературной культуры выполнял обычный урок литературы, насыщенный у лучших педагогов-филологов именно элементами творческого усвоения материала, неравнодушного и внимательного проникновения учащимися в тайны мастерства отечественных и зарубежных художников слова, что способствовало и собственному успешному творчеству школьников, то теперь, к сожалению, ситуация изменилась. Не ограниченные в объёме и по-настоящему творческие сочинения учащихся, многие из которых овладевали грамотной, выразительной устной и письменной речью, в большинстве современных школ уступили место формальному «натаскиванию» на сдачу ЕГЭ. Излишняя формальность требований к ответам на вопросы, касающиеся художественных произведений, строгая регламентация лишают учащихся творческой реализации. Мы считаем, что отчасти смягчить данную негативную тенденцию возможно, если истинная творческая реализация в области речевого, словесного, творчества будет доступна для каждого учащегося начальной школы, который начнёт эту реализацию не с нуля, а преемственно продолжит её после дошкольной образовательной организации.

Школы России, работающие по экспериментальным моделям (например, по модели культуротворческой или русской национальной школы), частные православные школы призваны, наряду с решением других созидательных учебно-воспитательных задач, транслировать учащимся словесно-речевую культуру родного языка, добиваться при помощи этой культуры и иных средств творческого и духовно-нравственного роста детей. Конечно, такие школы являются редкостью, но происходящие в их стенах интеллектуальные процессы не разрушения, а возрождения лучших отечественных образовательных традиций вселяют надежду на тиражирование этого опыта в пространстве массовой российской школы.

Автором данной статьи с 2000 по 2008 гг. проводился педагогический эксперимент в средней общеобразовательной школе № 411 Санкт-Петербурга (Петергофа), работающей по культуротворческой

модели. В учебную сетку вторых и третьих классов был введён факультативный курс «Поэзия», представляющий собой интеграцию идей основного и дополнительного образования - урока литературы и поэтической студии.

Драматический кружок, литературный клуб или студия, клуб выразительного чтения - вот те островки дополнительного образования, которые существуют в некоторых современных школах и несут детям языковую культуру. Но это, действительно, небольшие островки воспитания через родной язык и творчество, так как посещают их только отдельные способные дети. Наш курс «Поэзия» был введён как факультативный, но фактически регулярно посещался полным составом класса и был воспринят младшими школьниками как обязательный предмет.

Именно в младшем школьном возрасте как наиболее благоприятном для воспитательных воздействий, ориентированных на формирование характера, целесообразно погружать душу ребёнка в захватывающий мир отечественного и мирового искусства. Младший школьник, если педагогически верно осуществлять его воспитание, будет воспринимать возможность творческого развития и творческой реализации на уроке как праздник, с устойчивым интересом и нескрываемой радостью. На лидирующие позиции при этом будет выходить воспитательная роль каждого урока. Непреходящая ценность воспитания в образовательном процессе - это одна из важнейших особен-

www w ш т

ностей российской педагогической традиции. Как считают современные исследователи, российская педагогическая традиция, в своём содержании концентрирующая значимые явления педагогического опыта России (систему сложившихся исторически ценностей, идей, значений, норм и знаний отечественной педагогической теории и практики), подразумевает воспитание у младших школьников нравственного поведения на основе формирования позитивных качеств русского национального характера [1].

Педагогическими задачами курса «Поэзия» являлись развитие у учеников речевого творчества и формирование у них наиболее ценных качеств русского национального характера. Поскольку это сложные процессы, подразумевалось постоянное сотрудничество учителя, ведущего экспериментальный курс, с родителями учащихся, классным руководителем и школьным психологом.

Перед введением в учебную сетку курса «Поэзия» проводилась психолого-педагогическая диагностика сформированности качеств характера учащихся начальных классов. Была разработана авторская методика ведения курса. В силу своеобразия вложенных в данную методику основных педагогических идей и технологических этапов проведения занятий, каждый урок по курсу целесообразно

www n

называть литературном творческой мастерской. В ходе эксперимента было дано десять открытых уроков на региональных и всероссийских педагогических семинарах на базе школы. Результаты открытых уроков, получившие высокую оценку на семинарах, показали значительную педагогическую ценность введения такого творческого предмета в учебное расписание учеников вторых и третьих классов.

Центральной идеей нового предмета стала идея творческой и деятельной любви к Родине, формирующая у школьника целостную и ценностную картину мира, общественный идеал. Идея проходила через все уроки курса и определяла внешкольную деятельность. В соответствии с программой курса темы уроков должны были знакомить учеников с сокровенной духовностью России, эмоционально погружать в неё. «Вся семья вместе - и душа на месте», «Святое и главное слово «мама», «Поэзия подвига», «Мир на всей Земле», «Прелесть малой Родины», «Загадка русского леса», «Чудеса старины», «Нет краше в мире Родины моей», «Раздолье русского поля», «Берёза- России краса», «Тайна звона колокольного», «Осенняя пора - очей очарованье», «Улыбка весны», «Сказка русской зимы», «Душевные звуки русской песни», «Мудрость народной пословицы»... - всё это темы для творческого осмысления младшими школьниками и создания литературных произведений.

Экспериментальный курс «Поэзия» призван влиять на духовно-эмоциональную сферу учеников. Воспитательные цели уроков являются приоритетными, основными. Они определяют и подход к выявлению итогов обучения. Педагог судит об уровне своей работы не по формальным показателям успеваемости, а по фактическому продвижению учащихся в духовно-нравственном развитии. Является важным, что отметки выставляются ученикам по прошествии длительного времени. Это формирует подлинную мотивацию учения, снимает психологическое напряжение. Как показывают данные проведённого эксперимента, удовлетворённость работой и учеников, и учителя при таком подходе значительно возрастает. Необходимо отметить, что подобной системы отметок придерживался талантливый отечественный педагог Л.В. Занков.

Уроки по предмету «Поэзия» - это диалог ребёнка с разными видами искусства - с поэзией, музыкой, живописью, а также интерактивное общение учителя и учеников. Используемая интеграция искусств -эффективное средство воспитания и развития. Учащиеся постигают образцы народной и русской классической поэзии. Произведения выдающихся художников используются для соответствующего оформления класса по теме каждого урока. Классическая и народная музыка, различная по настроению, звучит во время чтения литературных произведений и в процессе работы малых творческих мастерских на завершающем этапе урока.

В творческих мастерских в наибольшей степени раскрывается духовный и эмоциональный потенциал ребёнка, накопленный в моменты соприкосновения с искусством. Результативным воспитательным и обучающим средством является чтение детьми поэтических или прозаических произведений, написанных на занятии. При грамотном построении урока число желающих познакомить одноклассников с результатами своего творчества обычно велико, что говорит о психологической раскрепощённости детей и продуктивности урока.

Необходимое условие успешности занятий по курсу «Поэзия» -комфортная, доброжелательная атмосфера творческого общения, создаваемая в классе учителем. Уважение к личности ученика и к его мнению, искренняя вера в способности детей формируют у них внутреннее побуждение к учению, самовоспитанию, самообучению. На уроках класс собранно работает в непринуждённой обстановке, но при этом соблюдая дисциплину, которая создаётся как увлечённостью процессом познания и творчества, так и глубокой занятостью детей.

Умело организованная учителем игровая деятельность младших школьников - это педагогически обоснованное средство, обеспечивающее успешность воспитательного процесса. Нами используются различные литературные игры. Их может придумывать и сам ребёнок совместно с одноклассниками или родителями. При этом школьник будет открывать в себе новые грани интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.

На уроках как средство воспитания и обучения используется интересный литературный материал: это фольклорные произведения (тексты русских народных песен, пословицы и поговорки, сказки), стихотворения отечественных поэтов-классиков ХУШ-ХХ вв., классические прозаические произведения с яркой образностью, произведения современных литераторов о России. Поэтические произведения подбираются в соответствии с темой каждого урока. Примечательно, что иногда используются художественные тексты повышенной сложности. Если отдельные слова или средства художественной выразительности детям непонятны, они задают вопросы педагогу и друг другу, уточняя совместно неясные места стихотворения и приучая свой ум к серьёзной творческо-аналитической работе. Даже не рассчитанный на восприятие ребёнком младшего школьного возраста художественный текст, как показывает практика, часто «задевает» детскую душу, вызывает и положительные эмоции, и живой интерес. Яркая образность, музыкальность, живописность стиха находят сильный отклик у ребёнка, даже если интеллектуально он постигает поэтическое произведение не сразу. Такое восприятие школьниками 8162

10 лет отечественного поэтического наследия, подчас несколько опережающего их развитие, мобилизует умственные и душевные силы детей, а позже положительно влияет на их литературное творчество, помогает создавать самобытные произведения.

Творческие мастерские, занимающие 20-25 минут урока, целесообразно открывать литературной игрой «Найдём поэта»: дети сначала устно создают поэтические образы на заданную учителем тему. Этот процесс плавно переходит в письменное творчество. Для обогащения творческого процесса на доске можно написать ключевые слова, «копилку» поэтических образов, придуманных самими детьми. Несмотря на возникающее у школьников воодушевление, перед мастерской учитель настраивает класс на серьёзную, вдумчивую работу над словом. Надо отметить, что авторские зачёркивания, переделывания, усовершенствование текстов не осуждаются. Так дети с интересом и увлечённостью постигают азы литературной работы, что воспитывает в них одновременно и трудолюбие, и ответственность за каждое написанное слово.

Домашние задания по курсу даются в небольшом объёме и не на каждом уроке. Это становится возможным благодаря высокой продуктивности работы класса. Задание часто предлагается в следующей альтернативной форме: «Если хотите, творческую работу по теме сегодняшнего урока можете продолжить дома».

Результаты многолетнего эксперимента по изложенной выше методике впечатляют. По наблюдениям педагогического коллектива школы, на уроках поэзии младшие школьники не просто научились сочинять талантливые литературные произведения (сказки, стихотворения в прозе, белые и рифмованные стихи), но и стали душевно тоньше, добрее, искреннее, дружелюбнее, приветливее. Дети стали духовнее. А ведь глубинная духовность, религиозная и светская, считается неотъемлемым качеством русского национального характера.

Результаты поэтического и прозаического творчества младших школьников, собранные по итогам реализации курса «Поэзия», были оформлены нами в компьютерные и типографские книги небольшого формата, к изданию которых с энтузиазмом подключились родители учеников. Авторами являлись почти все дети, посещавшие занятия. Вот некоторые опубликованные литературные произведения третьеклассников: «Волшебница - это, конечно же, весна. Она снимает шубы, накидки и платки с берёз, осин и елей. А кафтаны и пиджаки -с дубов, клёнов и тополей. Весна одевает все деревья и поляны в красивые зелёные костюмы для солнечной погоды»; «Весенняя фея летает весной. Вот ёлки коснулась: «Ты стань золотой!»; «Солнышко, ты чудо! Ты рожок румяный. Вечер наступил. Солнышко, прощай!»;

«Весна пришла, и дуб расцвёл. Набухли почки на ветвях, и распустились листья. И стали все букашки и малявки по дубу ползать.»; «Луна блестит холодным шаром, и звёзды сахаром блестят. И белый снег валит клоками, и ветер свищет у ворот!»; «Сижу я дома и смотрю в окно, в окне, я вижу, снег идёт: снежинка в белом платьице танцует и поёт!»; «Пощады люди наши не просили -и умирали за Россию!»; «Серебристые воды в каскадах шумят, вниз летят они с плеском тихим. Несравнимый ни с чем и любимый каскад серебрится, играя легко!»; «Чудо-чудо-чудеса! На земле стоит лиса. А на следующий день на бугре стоит медведь!»; «Ветер-ветер-ветерок, ты куда летишь, милок?»; «Кот-проказник, кот-ворюга, съел сметану на окне! Распугал соседских кур и мурлыкает: «Мур-мур!»; «Была зима, и падал снег. Одна снежиночка по имени Белянка кружилась в воздухе и радость всем несла»; «Зима. Пурга всё снежная, холодная пора. И ручейки замёрзшие у снежного ковра»; «Жук, ты маленький красавец, чёрный маленький жучишка! Жук, ты чёрный коротышка, жук, ты малая малышка!»; «Жил-был человечек по имени Берёза, и нравилось ему гулять! Гулял он здесь, гулял он там - и по лесам, и по лугам! Он, словно птица в небе, пел, и очень он любил конфеты!»; «Эй, ручей, куда бежишь, в речку или в море? Ручеёчек мне в ответ: «А плыву я в речку». Ты, как резвый жеребёнок, по полю несёшься! А вокруг тишина, только птиц я слышу. Ты похож на мою маму. Я люблю тебя, ручей!»; «Заснул весь лес, и птиц не слышно. И иней ветки все прикрыл. И реки лёд сковал недвижно. На мир спустилась тишина.»; «Солнце где-то пропадает. Месяц на небе сияет. Месяц вдруг упал и встать не может. Ждёт он: кто в беде поможет? Он лежит, лежит и плачет, плачет долго, тяжело. А потом! Солнце тихо улыбнулось, Солнце в небе потянулось, засияло-засверкало в небесах!».

Отметим важную особенность проведения литературных творческих мастерских как в дошкольной образовательной организации, так и в начальной школе. Воспитатель или учитель, развивающий у детей речевое творчество и ставящий перед собой задачу раскрытия их уникальной речевой, литературной, одарённости, - это тот авторитетный для каждого ребёнка человек, который постоянно транслирует воспитанникам в своей педагогической деятельности искреннюю любовь к родному языку и к традиционной речевой культуре народа, с глубоким уважением относится к России. Пренебрежение родным языком, использование в работе с детьми «мусорных» слов и вульгаризмов, а также систематические речевые ошибки недопустимы. Более того, дети с большим интересом и с благодарностью отнесутся к педагогу, который, овладев умениями творческой литературной импровизации, будет предлагать им образцы собственного речевого творчества.

Литературная творческая мастерская является ценной педагогической технологией, мотивирующей на творчество дошкольников и младших школьников, преемственно реализуемой сначала в дошкольной образовательной организации, а затем в начальной школе. Экспериментальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показала, что регулярно проводимые педагогом литературные творческие мастерские являются ведущим фактором успешности развития у детей самобытного речевого творчества.

Список литературы

1. Груздева М.В. Воспитание у школьников нравственного поведения на основе российской педагогической традиции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 26 с.

2. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста // XVIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 2122 апр. 2015 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - Т. II. - С. 31-35.

3. Хижнякова О.Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 46-50.

Статья поступила: 09.04.2018. Принята к печати: 25.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.