ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 95-98.
© Омский государственный университет УДК 050
ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕРИОДИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ФИЛОЛОГОВ
Е.В. Андрейченко
Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографии
644077, Омск, пр. Мира, 55А
Получена 10 июня 2003 г.
A choice of rational ways of access to the necessary information, activization of information resources by expansion of information production and services, preparation of traditional and new kinds of information production - success of professional work of the teacher.
В настоящее время происходят принципиальные изменения в информационном сопровождении учебного процесса, связанные с изменением и самого процесса. Сложившаяся система образования описывает и изучает не только целостную естественно-научную картину мира, но и информационную среду человека. Особенности новых информационных потребностей педагогов являются на сегодня малоизученными, требуют систематического исследования, и должны лежать в основе всех форм информационно-библиотечного обслуживания.
Реформирование образования, отход от унификации обусловливают высокие требования к современному специалисту-педагогу, его профессиональной мобильности, творческому потенциалу, профессиональному росту. Данная статья посвящена информационным потребностям педагогов-филологов, которым необходимо своевременное использование нужной, достоверной, достаточно полной информации в удобной для них форме.
В рамках исследования, проведенного Санкт-Петербургской академией культуры и искусств в 1997 году, педагогами активно используются новые виды информационной продукции - дайджесты, содержащие библиографическую, фактографическую информацию и фрагменты текстов, которые можно использовать в учебном процессе без привлечения первоисточника [7].
Главная задача литературной периодики -отражение литературного процесса, его положительных и негативных явлений. Литературные журналы публикуют новые произведения как отечественных, так и зарубежных авторов, помещают материалы литературно-критического характера, а также публицистику по современ-
ным актуальным темам. Разрабатывая данные направления, литературные журналы становятся весьма значительными, необходимыми в получении библиографической информации [7].
Библиографическая информация (БИ) - это информация о документах, требующаяся для их индентификации и использования. Очень важной частью потока художественной литературы и литературоведения является библиографическая информация на страницах филологических журналов. В пользу филологических журналов как важнейшего канала информации можно привести множество факторов: оперативность, широта охвата явлений литературного процесса, постоянный контингент потребителей, актуальность предлагаемой информации, простота слежения за отраслевой информацией, наличие стабильного коллектива редколлегии и рецензентов и т.
С точки зрения внешней структуры составной частью БИ является библиографическое сообщение, которое вмещает организованные по определенным правилам сведения о документе, его части или группе документов. Библиографическое сообщение может передаваться в недокументальной и документальной форме. Библиографическое сообщение, зафиксированное в документальной форме, называется библиографической записью, состоящей из библиографического описания, аннотации либо реферата и других сведений о документе.
БИ может занимать целые разделы, посвященные критике, библиографии, а также быть составной частью других разделов (ссылки в тексте, в подстрочных данных, в примечаниях, пристатейных списках литературы). БИ на страницах периодических (филологических) изданий
имеет свою специфику: отделы критики и библиографии призваны дополнять существующую систему текущей библиографии перечнями наиболее актуальной литературы, являясь естественным дополнением к другим отделам данного периодического издания и вместе с ними образуя логически законченную систему. Ценность подобной библиографии обусловливается двумя ее важнейшими функциями: информационной (списки новой литературы) и оценочной (в виде рецензий, обзоров). Основными жанрами БИ являются следующие.
Рецензии - отзыв, критический разбор, письменная оценка какого-то произведения. В рецензии одновременно даются библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, критический разбор и оценка книги, ее темы, языка и стиля. Распространены рецензии в виде небольших критических или публицистических статей, развернутых аннотаций, авторецензий, эссе. Систематически публикуются научно-теоретические статьи по актуальным проблемам литературы и литературоведения, обобщается опыт развития отечественной литературы и литературы зарубежных стран в журнале «Вопросы литературы». Стабильна БИ в рубриках «Обзоры. Рецензии. Аннотации», «Мозаика», содержащих обзоры дневников известных личностей, рецензии, а также обзоры-путеводители «По страницам литературоведческих и литературно-критических изданий», «Среди журналов и газет», где сообщается о 100-155 новинках за год. Так, например, в 2001 году количество рецензий увеличивается до 12. Рецензии - на монографии, сборники статей, мемуарную литературу и др. Если говорить о критериях отбора рецензируемых документов, то следует отметить, что выносятся материалы дискуссионного содержания. Подавляющее большинство рецензий освещают какой-либо аспект жизни и творчества известных литературоведов, поэтов и писателей (Д. Андреев, И. Бродский и др.), причем рецензии не ограничены только положительными характеристиками. В целом редакция этого журнала умело сочетает различные виды и формы БИ для информирования специалистов и выступает трибуной для профессиональных литераторов.
Обзоры литературы - эта форма информации весьма эффективна. Она позволяет на сравнительно небольшой площади журнала дать оценку значительному числу изданий, сопоставив и сравнив их.
Информационные сообщения о новых книгах - это перечни новой литературы, представляют собой наиболее оперативную информацию. В журнале «Новое литературное обозрение» в рубрике «Книги с лотка» представлена инфор-
мация о новой продукции от 25-35 названий с алфавитной группировкой материала, а также по жанрам произведений.
Хроникальные заметки. Сложно установить причины появления БИ в таких разделах, они более или менее случайны. Например, в журнале «Новое литературное обозрение» приводятся сообщения о планируемых к изданию книгах какого-либо издательства [6, с. 34].
По своей многоаспектности интересен журнал «Филологические науки», который рассчитан на филолога-специалиста. Издание хорошо известно за рубежом. Большой тематический диапазон публикаций по различным направлениям филологического знания позволяет получить исчерпывающее представление о развитии филологических наук в вузах России, о состоянии научно-исследовательской работы и т. д. Библиографической информации посвящена рубрика «Критика и библиография», где опубликуется 15-20 рецензий в год, преимущественно на новые издания. Типы рецензируемой литературы различны. В основном представлена научная литература. На первый взгляд абсолютно все рецензируемые произведения - сугубо научные, совершенно далеки от интересов неспециалистов и по тематике и по стилю написания материала. Но встречаются научные издания, интересные и широкому кругу читателей. Например, Е.А. Ильюшина и Н.И. Миронова опубликовали рецензию на книгу Н.И. Ленской «Язык ребенка» (Онтогенез речевой коммуникации). Вопросы, связанные с формированием у ребенка речевых навыков и освоением им системы родного языка, в последнее время стали актуальны не только для психологов, но и для лингвистов, т.к. такие исследования помогают ответить на вопрос, что дает людям возможность понимать друг друга, как формируется арсенал необходимых для этого средств. Это изменило научный статус детской речи и позволило включить ее в область как прикладного, так и теоретического языкознания. Задачей работы Н.И. Ленская считает анализ формирования триады аспектов, форм и средств коммуникации в онтогенезе, т. е. предметно-содержательный, фактический и эмоциональный аспекты коммуникации.
Кроме научной литературы рецензируется справочная и учебная (Энциклопедия литературных произведений. М., 1998; Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов: Рассказывают современники, архивы, музеи: Справочник / Сост. A.C. Мелкова. М.,1998; Хализеев В.Е. Теория литературы. М., 1999). Тематика рецензируемых изданий - филология и ее аспекты: лингвистика, семиотика, фольклористика.
Стоит отметить, что за 1999-2001 гг. кроме
Литературная периодика для специалистов-филологов
97
рубрики «Критика и библиография» в одном из номеров (Филологические науки. 1999. № 6) появилась рубрика «Коротко о книгах», которая в 80-90-е гг. была постоянной, затем исчезла и вместо нее появилась «Критика и библиография». Отличие этих рубрик - в объеме библиографической информации. Если в «Критике и библиографии» публикуются объемные рецензии, с оценками авторов, то в рубрике «Коротко о книгах», в соответствии с ее названием печатаются небольшие информационные сообщения (1-2) о вновь вышедших изданиях. Несомненно, что «Критика и библиография» дает более обширную информацию об изданиях и полнее отвечает потребностям профессионалов.
Научным журналом, предназначенным для специалистов (исследователей, научных работников, преподавателей, аспирантов) является «Новое литературное обозрение: Теория и история литературы, критика и библиография». Достаточно объемный ежеквартальный журнал с неплохим полиграфическим оформлением. В разделах журнала «Теория заговора», «Проза философа», «Прочтения», в текстах имеются ссылки на различные отечественные и зарубежные издания, приводящиеся в круглых скобках с указанием выходных данных. Ссылка на первоисточник и документ, где позднее упоминается и анализируется цитата, значительно расширяет поисковые возможности педагога.
Библиографическую информацию можно найти в примечаниях к статьям, где количество библиографических описаний доходит до 100 документов на различных языках. В примечаниях в последнее время появляются ссылки не только на библиографическое описание документа, но и на адреса в Интернет ( Текст сделаного Эрвином Алленом Шерманом в 1883 году перевода на английский язык см. на http: //www. infidels, org /librari / modern /).
В «Новом литературном обозрении» существуют разделы, полностью посвященные БИ. Раздел «Библиография» представляет до 37 документов в год по литературоведению с ретроспекцией до 2 лет. Представлены рецензии различных видов, обзоры изданий, выполнены качественно, полно, отзывы достаточно оригинальные, индивидуальные, разработана система ссылок. Раздел «Новые книги» включает информацию о 110-120 документах в год, в основном информируя о произведениях художественной литературы за последние 2 года.
Насыщенностью библиографической информацией отличаются «Известия Академии наук. Серия литературы и языка», «Вестник МГУ. Серия Филология». Журналы продолжают традиции отечественной филологии и призваны отра-
жать современное ее состояние, публикуя статьи по проблемам лингвистики, истории русской и зарубежной литературы, теории литературы, фольклористики, языкознанию и искусствознания.
«Известия Академии наук. Серия литературы и языка» очень полно отвечают критерию научности. В журнале есть специальная библиографическая рубрика «Рецензии», в одном номере количество рецензий колеблется от 1 до 5. Рецензируемые материалы - научные монографии, сборники научных трудов (Рецензия Е.В. Клобукова на книгу Панова М.В. «Позиционная морфология русского языка». М., 1999). Встречаются рецензии на справочную литературу (Словарь европейских литературных направлений и групп XX века. Варшава, 2000) .Четверть рецензий приходится на издания, посвященные известным личностям или материалам, выходящим к юбилейным датам (Рецензия: Опульская ЛД. Литературные памятники 1948-1998. Аннотированный каталог. М., 1998). Рецензируемая книга выпущена в связи с 50-летнем знаменитой серии РАН «Литературные памятники». Отметим, что треть рецензентов приводят после рецензий список использованной литературы, списки включают до 15 названий, причем количество литературы на русском и иностранном языках в равнозначных пропорциях. Большинство статей в журнале сопровождаются библиографическими списками.
«Вестник Московского Университета. Серия 9: Филология» - научный журнал, отражающий научные события из жизни Московского университета и материалы российских и международных конференций по различным вопросам филологии. Библиографической рубрикой является «Критика и библиография» (до 25 рецензий). По типам литературы доминирует научная (монографии, сборники статей, трудов, материалы конференций и т. д.): Рецензия И.М. Солнцевой на монографию Сахно И.М. «Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика». М., 1999; Зыкова Г. Журнал Московского Университета - «Вестник Европы» (1805-1830) - разночинцы в эпоху дворянской культуры». Монографии подобного рода, дающие фундаментальный анализ периодического издания, встречаются нечасто, и автор рецензии отмечает это обстоятельство. В ней дается анализ деятельности журнала, его состояния, содержания, назначения, перспектив и т. д. Книга издана в Москве в 1998 году. Второй тип литературы, отражающийся в рецензиях рубрики «Критика и библиография», - учебная литература. Например, рецензия С.И. Кормилова на учебное пособие Чернец Л.В. «Введение в литературоведение. Литературное
произведение: основные понятия и термины». М., 1999. Отметим, что половину рецензируемых изданий составляют книги, изданные за пределами России. Большинство из них вышли в Польше, Болгарии, Варшаве, Словении и т.д. Например, рецензия H.A. Ганиной и Т.Л. Шенявской на «Конкорданс готского языка», появившаяся в издательстве Университета Исландии в 1998 году. Его автор - доцент кафедры языкознания филологического факультета Магнус Снайдаль.
Особенность рецензирования иностранной литературы присуща «Известиям АН» и «Вестнику МГУ». В списках литературы к рецензиям в «Известиях... » и в примечаниях к рецензиям в «Вестнике МГУ» достаточное число иностранных источников литературы, на что желательно обратить внимание специалистов, глубоко изучающих литературный процесс.
В целом библиографическая информация в журналах представлена на высоком профессиональном уровне и успешно решает задачи информирования специалистов-филологов. Изучение использования различных форм библиографической информации позволяет сказать, что филологические журналы используют их неравномерно. Одни журналы («Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Новая русская книга», «Континент») отдают предпочтение рецензиям и обзорам, посвящая им целые разделы , другие тяготеют к пристатейным спискам литературы («Известия АН», «Вестник МГУ»). Наиболее разнообразно и полно информируют своих читателей о новинках литературы, используя перспективную БИ, журналы «Новое литературное обозрение», «Литературная учеба», «Континент». Положительным моментом в филологических журналах стали ссылки на адреса в Интернет, что значительно расширяет поисковые возможности специалистов в научно-исследовательской работе.
Таким образом, несмотря на разные подходы к решению информирования специалистов научные журналы являются ценными источниками информации для специалистов [6, с. 48].
Обновление содержания и методов образования осуществляется, как правило, путем гуманитаризации обучения и интеграции знаний, а это требует наличия у специалистов специальных, дополнительных для самостоятельного поиска, анализа, переработки информации, использования рациональных приемов работы с текстом, а также владения методами передачи знаний и умений. Иными словами, профессиональная деятельность современного педагога-филолога требует высокого уровня информационной культуры, которая относится как к категории личностно значимых, так и к категории профессионально
значимых качеств [9, с. 15].
Содействовать повышению уровня информационной культуры может: предоставление сведений о всей совокупности существующих информационных ресурсов, в том числе о базах и банках данных, компьютерных сетях, интеллектуальной продукции (неопубликованной или малотиражной) педагогических вузов и центров; оказание помощи в выборе рациональных путей доступа к необходимой информации; активизация использования информационных ресурсов путем расширения рынка информационной продукции и услуг, в том числе создание интегрированных АБД, подключение к отечественным и зарубежным специализированным компьютерным сетям, подготовка традиционных и новых видов информационной продукции.
[1] ГОСТ 7.0 - 99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения: Межгосударственный стандарт// Стандарты по биб. делу: Сб. / Сост. Т.В. Захарчук и др. СПб.: Профессия, 2000. С. 14-50.
[2] Галкина H.H. Цитирование электронных публикаций // Мир библиографии. 1999. № 4. С. 21-24.
[3] Кампфенс Н. Настоящее и будущее электронных изданий // Информ. ресурсы России. 2000. № 4. С. 20-23.
[4] Костырко С. Сетевая литература // Новый мир. 2000. № 10. С. 251-255.
[5] Кузнецова И. П. Литературно-художественные журналы как источник библиографической и фактографической информации // Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради. Вып. 1. СПб., 1996. С. 77-91.
[6] Лауфер Ю.М. Характерные черты литературной библиографической информации / / Современные проблемы библиографии и библиотековедения: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1985. С. 4-56.
[7] Соколова Н.Ю. Типология журнальных литературоведческих публикаций // Библиогр. 2000. № 2. С. 32-36.
[8] Соколова Н., Рябев В. Цифровые библиотеки наших университетов: Планы и реалии // Библиотека. 1999. № 5. С. 59-62.
[9] Позднякова Г.И., Лебедев М.О., Старовойтова O.P. Концепция информационного обеспечения учителей на базе автоматизированного центра коллективного пользования: Результаты исследования / М-во культуры РФ, СПбГАКИ. СПб., 1997. С. 10-17.