Культурная жизнь региона
ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА КУБАНИ
В конце декабря 2010 года после четырехлетнего перерыва вновь открылся Литературный музей Кубани, который расположен в одном из самых старых зданий нашего города, памятнике архитектуры первой четверти XIX века. Этот прекрасно отремонтированный дом знаменит тем, что в нем жил со своей семьей исполняющий должность Наказного атамана Черноморского казачьего войска, генерал-майор Яков Герасимович Кухаренко - друг Тараса Григорьевича Шевченко, один из первых писателей, историков, этнографов края.
Мероприятие было красочным и торжественным: в присутствии множества гостей звучали казачьи песни, украинская бандура, стихи кубанских поэтов.
Однако музей - это не только здание, но и полноценная экспозиция. Пока что ее строительство не завершено в полном объеме. Еще предстоит сбор экспонатов, знакомящих с историей книги и литературной жизнью края с момента заселения до современности, работа над электронными презентациями. Тогда посетители смогут не только увидеть подлинные уникальные экспонаты (книги, документы, фотографии, личные вещи деятелей культуры), но и услышать голоса писателей, чьи судьбы связаны с Кубанью, арии из оперы Я. Г. Ку-харенко, песни донских и кубанских казаков и т. д.
«Не вмре, не загине...»?
Десятого марта исполнилось 150 лет со дня кончины Тараса Григорьевича Шевченко, поэзия которого на дореволюционной Кубани была горячо любима и ценилась наравне с пушкинской, ведь кто как не Шевченко ярче всех воспел запорожскую вольницу, вековую мечту казачества о жизни вольной и сытой, без панов и шпицрутенов?
Всю жизнь мечтал Тарас Григорьевич побывать на Кубани, своими глазами увидеть, как живут наследники былой ратной славы. Да не привелось. За гневные стихи в защиту обездоленных забрили его в солдаты, услали в далекую Азию без права писать и рисовать. Лишь из писем Кобзаря черноморскому атаману Я. Г. Кухаренко наши земляки узнавали, что поэт еще жив и в нем по-прежнему теплится искра божья.
После смерти Шевченко на Кубани сложился настоящий культ его поэзии. А с 1895 года в Ека-теринодаре проводились «роковыны». Традиция ежегодного празднования дней его рождения прервалась в 1933 году, когда многие казачьи семьи были под корень вырублены страшным голодом.
В 1980 году на пересечении улиц Ставропольской и Шевченко был установлен бюст Тараса Григорьевича (скульптор - И. П. Шмагун, архитектор - В. Т. Головеров). С тех пор в дни юбилеев несли кубанцы к подножию монумента цветы -дань уважения великому художнику от краевых
и городских властей, от общественных организаций, от собратьев по писательскому ремеслу; несли до тех пор, пока Украина не стала независимым государством... И хотя нынешний год -юбилейный в судьбе поэта-горемыки, в день его рождения, к по-весеннему скромным букетикам почитателей шевченковского таланта добавился лишь один официальный венок. На его шелковой ленте была надпись: «Певцу трудового народа от ЛДПР».
А где же венки от приватизировавших когда-то мятежную музу поэта коммунистов? От толерантных единороссов? Или от тех же казаков, неустанно декларирующих свою историческую преемственность с Запорожьем?
Вспомним добрым словом
Сто пятьдесят лет назад появился на свет Яков Васильевич Жарко (1861-1933). Этот кубанский поэт и прозаик, автор сатирических стихов и басен блистал незаурядными актерскими способностями на сцене украинского театра, ему довелось быть вторым по счету директором Краснодарского художественного музея. Талантливый литератор поселился в Екатеринодаре в 1904 году. Здесь вышли его книги «Пюш», «Катеринодарцям», «На Кубани», «Балади та легенди», второе издание сборника басен, а также ряд просветительских брошюр («Птицы Кубани», «Про горилку i лихо вщ не!», «Про холеру i як вщ не! берегтися»). Его украинские <шрши», еженедельно украшавшие страницы дореволюционных кубанских газет, пользовались неизменным успехом у читателей.
Более 10 лет в предреволюционные годы Яков Васильевич возглавлял Екатеринодарский комитет трезвости, а в суровые годы Гражданской войны после смерти Ф. А. Коваленко возложил на себя обязанности по спасению коллекций Ека-теринодарской картинной галереи. Будучи страстным коллекционером, писатель передал в дар кубанским музеям принадлежавшие ему древние рукописи, свое собрание икон, значительную часть личной библиотеки. К сожалению, современники отплатили бескорыстному подвижнику черной неблагодарностью. В 1928 году он был изгнан из музея, несколько раз его арестовывали и бросали в подвалы ОГПУ-НКВД по обвинению в шпионаже. Из-за «политической неблагонадежности» автора томик его избранных стихов, подготовленный в харьковском издательстве «Лтера-тура i мистецтво», так и не был опубликован.
Могила Я. В. Жарко на Всесвятском кладбище затерялась среди непритязательных безымянных захоронений лихого 1933-го. На месте дома по ул. Кирова, где жил поэт, высится современная школа. К юбилею про забытого казачьего литератора вспомнило лишь краевое радио, обнаружившее в
114 "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (41), 2011
своих запасниках случайно уцелевшую, чудом не размагниченную часовую радиопередачу об этом, в общем-то, удивительном человеке. По многочисленным просьбам слушателей ее неоднократно повторяли в эфире.
Виктору Ивановичу Лихоносову — 75!
О том, что в Краснодаре «главным писателем» является В. И. Лихоносов, известно всякому. Главным, потому что именно ему было суждено создать лучший роман о Кубани - «Ненаписанные воспоминания (Наш маленький Париж)», вобравший в себя всю боль казачьего края, испытанную в XX столетии. Последователь Бунина, он рассказал о времени и судьбах так, словно каждый персонаж рожден не его воображением (собран не из черт и черточек множества встреченных на пути людей), а появился на свет во плоти и крови - жил, живет и теперь уже, славу Богу, будет жить в веках.
Приучившийся смолоду слушать и различать гул истории, Виктор Лихоносов стал признанным мифотворцем кубанского поэтического пространства, летописцем его многовековых напластований, открывшихся ему во всей своей глубине на древней таманской земле, которой посвящены самые трепетные и возвышенные слова писателя (повесть «Осень в Тамани»).
Виктор Иванович опекает и поддерживает многочисленную армию кубанских краеведов, считая, что каждый уголок нашего края достоин своего рачительного летописца. Приверженец классической традиции в литературе, Лихоносов, подобно своим великим учителям, не чужд публицистике, но никогда не опускается до ее газетной разновидности, упирающей на злободневность. Идет ли речь о спасении исторического облика нашей казачьей столицы, сбережении ее архивных и музейных сокровищ и самой исторической памяти, письменной и изустной, - каждый значимый факт текущего дня дает ему повод для глубоких размышлений, прихотливых ассоциаций, ненавязчивых обобщений.
Еще одной неповторимой творческой гранью писатель раскрылся как главный редактор литературно-исторического журнала «Родная Кубань». Журнал существует с 1998 года, учит трепетному отношению к казачьей старине, наставляет, как жить в согласии с совестью, с каким духовным багажом идти в будущее. На его страницах опубликован огромный массив мемуаров и весомых изысканий в области культуры и искусства, воскрешены имена и произведения незаслуженно забытых авторов.
«Звать меня Кузнецов. Я один...»
К сожалению, центром празднования 70-летней годовщины со дня рождения еще одного выдающегося нашего земляка - поэта Юрия Поликарповича Кузнецова (1941-2003), стал не Краснодар, а Москва, где в Институте мировой литературы состоялась научная конференция «Юрий Кузнецов и мировая литература» (9-10 февр.). В день рождения поэта, 11 февраля, после литургии в
Церкви Вознесения у Никитских ворот, прошел вечер памяти в Литературном институте им А. М. Горького, где Юрий Поликарпович с 1990-х годов вел творческие семинары. А 17 февраля многочисленных почитателей таланта Юрия Кузнецова собрал Юбилейный вечер-концерт «Черты родные узнавая...» в Большом зале Центрального Дома литераторов.
А что же Кубань? Начавшаяся было традиция проводить Кузнецовские чтения у нас, в столице Кубанского края, практически, прервалась. Первое такое мероприятие в октябре 2006 года, организованное на базе тогдашнего Литературного музея, прошло масштабно. Кроме литературно-художественной части, оно включало в себя конференцию, встречи писателей с молодежью, завершилось выпуском сборника научных трудов о творчестве Ю. П. Кузнецова. Тогда было решено проводить подобные мероприятия раз в два года.
Вторые литературные Кузнецовские чтения состоялись осенью 2008 года в Тихорецке - городе детства и юности поэта. Однако выглядели гораздо скромнее первых. Серьезный уровень -осмысление творчества поэта в формате научной конференции запланирован не был. В программу входил только конкурс на лучшее чтение лирики Ю. П. Кузнецова «Большой поэт из маленького города», проведенный среди школьников. Церемония награждения его победителей проходила в Центральном доме культуры. Для тихоречан прозвучали песни Кубанского казачьего хора (сочинения В. Г. Захарченко на стихи Юрия Кузнецова), студенты Краснодарского государственного университета культуры и искусств (участники «Лаборатории живой речи») прочли малые поэмы «Сказка гвоздя», «Сказание о Сергии Радонежском», «Цветы» под музыку Шостаковича, Рахманинова и других композиторов (классические музыкальные произведения исполнил ансамбль «Благовест»).
Согласно календарю, Третьи литературные Кузнецовские чтения должны были прийтись на осень 2010 года, но ни тогда, ни в 2011 году они не объявлены.
Попробуйте-ка заставить отказаться Шахмато-во от Блока, Константиново - от Есенина. Поэты такого масштаба, как Юрий Кузнецов, появляются не часто. Он имел право с горечью написать: «Звать меня Кузнецов. Я один...», поскольку в поколении семидесятых-девяностых не было ему равных. Для потомков тропы к нему рано или поздно сойдутся, конечно, на родине выдающегося человека. Вот почему не стоит отодвигать полноценное освоение кузнецовского наследия на завтра и послезавтра, довольствуясь принципом «сегодня - что подешевле».
Не чтить память творческих личностей такого масштаба - большой урон для культуры края.
«Души огонь уйдет в простор небесный...»
Так назвали научные сотрудники Литературного музея Кубани выставку и литературный вечер к 70-летию со дня рождения кубанского поэта Вадима Неподобы - автора сборников
«Уголок земли», «Гроза над домом», «Крылатый свет», «Вербное утро», «Горсть земли» и других, издававшихся не только в Краснодаре, но и в Москве. Атмосфера светлой грусти, сердечного тепла, доброй памяти царила 26 февраля в музее. В экспозиции, подготовленной к этой дате, были представлены фотографии, документы, личные вещи и книги поэта. В зале собрались родные, друзья, ученики и коллеги по литературному цеху, начинающие и авторитетные краснодарские писатели.
Вадим Неподоба всегда поддерживал молодых литераторов, многим из них помог стать настоящими профессионалами. Со словами благодарности о своем наставнике вспомнили детский поэт Любовь Мирошникова, известный в стране поэт Николай Зиновьев. Теплыми воспоминаниями о юбиляре поделился хорошо знакомый жителям края певец - бас Вадим Евдокимов, исполнивший песню на его стихи. Искренно и сердечно говорили о своих встречах с поэтом председатель правления Краснодарского отделения СП России С. Макарова, поэт В. Архипов, прозаик Г. Поша-гаев ветеран краснодарского радиовещания Л. А. Якимова и др.
О временах, когда Вадим Петрович работал учителем-словесником, рассказал выпускник 1969 года Зареченской средней школы А. Лилит-ко. Очерк «Поэт и кошка» - смешной эпизод из жизни семьи - прочитала родная сестра В. П. Не-подобы Любовь Кушнир.
На вечере прозвучал голос поэта - радиозапись авторского чтения стихов.
«Учитель, перед именем твоим...»
Март 2011 года был ознаменован еще одним важным для краснодарской интеллигенции событием - 100-летием со дня рождения выдающегося деятеля науки, образования и культуры Кубани, участника Великой Отечественной войны Всеволода Альбертовича Михельсона.
В. А. Михельсон - доктор филологических
наук, профессор, автор множества книг, десятков статей в научных изданиях, один из основателей альманаха «Кубань» и журнала «Филология-РЫ1о^юа».
В связи с юбилеем патриарха кубанского литературоведения кафедрой истории русской литературы КубГУ, с которой были связаны более 60 лет творческого пути ученого, проведен ряд мероприятий совместно с научной библиотекой университета и Литературным музеем.
29 марта прошли «Первые Михельсоновские чтения», на которых с обстоятельными докладами о жизни и деятельности ученого выступили доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы Л. А. Степанов, доктор филологических наук, профессор Л. Н. Рягузова, а также студенты старших курсов. Конференция сопровождалась демонстрацией кино- и фотодокументов.
31 марта, в день рождения В. А. Михельсона, в Литературном музее Кубани на вечере его памяти состоялось открытие выставки «Учитель, перед именем твоим.» (из фондов музея). Звучали слова признательности выдающемуся педагогу, был поднят вопрос о создании научной биографии и публикации его избранных трудов. В этом благородном деле предстоит принять непосредственное участие не только университету, но и музею, поскольку после смерти ближайших родственников - жены и дочери - Литературный музей Кубани стал хранилищем личных вещей, документов, фотографий, наград и рукописей В. А. Михельсона.
А пока силами преподавателей КубГУ издана коллективная монография «Классическое наследие русской литературы и современность: концепции, опыты анализа текста», посвященная 100-летнему юбилею ученого. В первой ее части, мемуарной, опубликованы воспоминания коллег и учеников Всеволода Альбертовича (Л. А. Степанова, Л. Н. Рягузовой, А. Л. Факторовича, В. Н. Рябова, Ф. П. Куценко, Е. П. Горбенко, В. К. Чума-ченко, Н. В. Ламосовой и др.).