Н.А. Бакши
ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ Программа спецкурса для специальности № 021700 - Филология
Данный спецкурс рассчитан на студентов-филологов и историков историкофилологического факультета, предмет специализации которых как швейцарская, так и немецкая литература и культура. Предметом спецкурса «Литература Швейцарии» является литература и культура Швейцарии как комплексный историко-культурный феномен, рассматриваемый в диахронном аспекте - с XVIII в. до наших дней.
Ключевые слова: Швейцария; литература; Г. Келлер; И. Готхельф; Роберт Вальзер; М. Фриш; Фр. Дюрренматт.
Предисловие
Учебно-методический комплекс «Литература Швейцарии» является составной частью блока предметов, входящих в специализацию «Страноведение. Швейцария», и рассчитан на студентов-филологов и историков историко-филологического факультета. Наряду с программой и тематическим разделом курса в учебно-методический комплекс включен также план семинарских занятий, которые служат неотъемлемой частью обучения и выработки практических навыков у студентов, а также примерные темы письменных работ, которые студенты начинают писать после второго года обучения. Кроме того, в учебно-методический комплекс входят контрольные вопросы по курсу.
Программа спецкурса Пояснительная записка
Данный спецкурс рассчитан на студентов-филологов и историков историко-филологического факультета и является предметом их специализа-
ции. Поскольку он представляет собой составную часть комплексного изучения немецкоязычного пространства, параллельно этому курсу рекомендуется прослушивание курса литературы Г ермании. Постоянное присутствие немецкой составляющей дает возможность более широкой и полной перспективы и позволяет выпускать не только специалистов-гельветистов, но германистов со специализацией в области гельветистики.
Предметом спецкурса «Литература Швейцарии» является литература Швейцарии как комплексный историко-культурный феномен. Принципиальная особенность построения этого курса, как и всех страноведческих курсов, - органическое совмещение филологических, культурологических, исторических, географических, политико-экономических и лингвистических знаний.
Исходной служит идея, что немецкоязычное пространство не является однородной культурой, а состоит как минимум из трех различных, непохожих культур: немецкой, австрийской и швейцарской. При этом культура Швейцарии в свою очередь существенно связана с культурами Германии, Франции и Италии.
В современной культурной и политической ситуации, когда пересматривается роль Швейцарии в мировой истории, в частности во время Второй мировой войны, возникает необходимость дополнения новым культурно-историческим материалом, сложившимся в отдельный курс исторического развития Швейцарии, который органически дополняет данный спецкурс.
Курс рассчитан на 34 часа. По окончании спецкурса проводится контрольный коллоквиум.
Цель спецкурса: подготовить квалифицированного специалиста-филолога, готового к профессиональной работе с литературными текстами, а также специалиста-культуролога, способного отмечать и прослеживать культурные феномены в их развитии. Кроме того, целью курса является
формирование представления о месте и роли Швейцарии в мировой литературе, введение студентов в своеобразную литературу Швейцарии. Курс ставит целью показать специфику развития швейцарских кантонов (как французских, так и немецких), отнюдь не совпадающих друг с другом.
Задачи спецкурса: поскольку Швейцария - чрезвычайно удобный материал для компаративного изучения литературы, так как здесь в тесном единстве соседствуют разные культуры, задачей спецкурса является выработка у студентов навыка компаративного и культурологического анализа с помощью разбора текстов. В задачи спецкурса входит формирование у студентов знаний о стране специализации, о ее связях с остальным европейским регионом и прежде всего с немецкоязычным пространством, а также о роли Швейцарии в европейской и всемирной литературе и истории.
Требования к уровню освоения дисциплины состоят в выработке у студентов знаний о литературе страны специализации, о ее своеобразии по сравнению с остальным немецкоязычным пространством и ее связях с другими странами Европы, а также в овладении навыками литературоведческого, компаративного, культурологического и семиотического анализа. Кроме того, важным является умение студента ориентироваться в литературной проблематике и пользоваться необходимой литературой вопроса.
Курс тесно связан с литературой и историей Германии, Франции и Италии, а также с читающимся параллельно в рамках специализации «Страноведение. Швейцария» курсом по истории Швейцарии.
Методология курса: историко-филологический, историко-
культурный и компаративный метод. При этом количество лекций едва превышает количество семинаров, что ориентирует студента не столько на получение информации, сколько на совместную работу, более творческий и вместе с тем практический подход к материалу. Курс читается на русском языке.
Формы контроля. Проверка прочности знаний студентов, уровня сформированности у них навыков и умений анализа художественных текстов осуществляется по 100-бальной шкале в форме текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в устном виде (беседа, опрос) и имеет целью проверить у студентов степень усвоенности изучаемого материала, а также ход формирования у них навыков анализа.
Промежуточный контроль осуществляется в конце цикла занятий, посвященного определенной теме, в форме контрольного опроса или письменного творческого задания на пройденную тему. Данные формы контроля призваны проверить степень усвоения фоновых страноведческих знаний.
Итоговый контроль проводится в конце спецкурса в форме итоговых опросов по различным аспектам обучения. Итоговая оценка по результатам всех форм контроля составляет до 100 баллов. В зависимости от общего количества баллов, набранных за работу на спецкурсе, студенты получают следующие итоговые оценки:
90-100 - отлично;
75-89 - хорошо;
55-74 - удовлетворительно;
до 55 - неудовлетворительно.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1
Начало складывания идеализированного образа Швейцарии в XVIII в.
Тема 1
Швейцарский вариант классицизма и его просветительские задачи. А. фон Галлер. Стиль его поэмы «Альпы» (1729). Метафизические поэмы Галлера.
Тема 2
Руссо и Швейцария. С. Гесснер и проблема идиллии. И.К. Лафатер и его физиогномика. И.Я. Бодмер, И.Я. Брайтингер и цюрихское Просвещение.
Тема 3
Швейцарский «роман воспитания»: Ульрих Брекер «Жизнь и безыскусные приключения бедного человека в Токкенбурге» (1788). Педагогические идеи И.Г. Песталоцци. Швейцарские писатели в русском восприятии. Н.М. Карамзин.
РАЗДЕЛ 2
Швейцарская классика и нравственная проблематика
в литературе Тема 4
Споры о Келлере романтике или реалисте. Поэзия Келлера. Много-слойность повествования: современность и вечность, мифологический слой, интертекстуальность. Роль предметного мира. Принципы композиции. Гармония и дисгармония в его творчестве. Смысл юмора у Келлера и иронии у романтиков. Биографический и психоаналитический метод в
приложении к его творчеству. Роман «Зеленый Генрих» в контексте «романа воспитания» XIX в.
Тема 5
Особенности литературного развития в романдской литературе. «Кружок Копе»: г-жа де Сталь, Б. Констан. Р. Тепфер и его «Женевские новеллы» (1841). «Дневники» Фр. Амьеля (1883).
Тема 6
И. Готхельф. «Черный паук» и нравственная проблематика швейцарской литературы. Религиозная концепция истории у Готхельфа. Новый характер конфликтов и конец классического реализма.
Тема 7
Творчество К.Ф. Майера - предвестие литературы XX в. Исторические новеллы К.Ф. Майера. Исторический пессимизм Я. Буркхарда и философия истории И.Я. Бахофена.
РАЗДЕЛ 3
Швейцария первой половины XX в.
Тема 8
Швейцарская литература и Первая мировая война. Карл Шпиттелер и его речь «Наша швейцарская точка зрения» (1914) как выражение интернационализма и солидарности с франкоязычными кантонами. Роман Шпиттелера «Имаго» в контексте рубежа веков.
Тема 9
Роберт Вальзер - классик швейцарской литературы первой половины XX в. Роман «Якоб фон Гунтен» и проблема «маленького человека». Стихи Роберта Вальзера. Беньямин о Вальзере.
Тема 10
Х. Моргенталер, Ф. Глаузер и А. Цоллингер как типичные представители швейцарской литературы 20-30-х годов, аутсайдеры и отщепенцы.
Тема 11
«Швейцарское зеркало» М. Инглина как швейцарский эпос XX в. Переосмысление швейцарцами событий Первой мировой войны.
Тема 12
Творчество Ш.Ф. Рамю в контексте романдской литературы. Местный патриотизм и проблема ориентации на «великого соседа».
РАЗДЕЛ 4
Швейцария второй половины XX века
Тема 13
Творчество Макса Фриша. Проблема отчуждения личности и ее идентичности. Учителя и предшественники Фриша.
Тема 14
Творчество Ф. Дюрренматта в контексте европейской драматургии. Гротеск как способ схватить существо действительности. Своеобразие поэтики Дюрренматта.
Тема 15
«Цюрихский литературный спор» и творчество Отто Ф. Вальтера. Петер Биксель и «малая проза».
Тема 16
Творчество современных швейцарских писателей: Герхарда Майера, Курта Марти, Томаса Хюрлиманна и Хуго Летчера.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ Источники: Обязательные
Dtirrenmatt Fr. Theaterprobleme // Dtirrenmatt Fr.Gesammelte Werke: in 7 Bd. Bd. 7. Zurich, 1996. S. 28-70.
Gessner S. Idyllen; Kritische Ausgabe / Hg. E.T. Foss. Stuttgart, 1973. Gotthelf J. Die Schwarze Spinne // Gotthelf J. Ausgewahlte Werke: in 12 Bd. Bd. 10. Basel, 1978. S. 3-102.
Haller A. Die Alpen. Bern, 1959.
Keller G. Romeo und Julia auf dem Dorfe // Keller G. Werke. Bd. 1. Zurich, 1984.
Keller G. Der grune Heinrich // Keller G. Werke. Bd. 3. Zurich, 1984. Meyer C.F. Die Richterin // Meyer C.F. Novellen. Leipzig, 1924.
Meyer C.F. Jurg Jenatsch // Meyer C.F. Werke: in 2 Bd. Berlin; Weimar,
1970.
Бахофен И.Я. Материнское право // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 214-227.
Брекер У. История жизни бедного человека из Токкенбурга. М., 2003. Буркхард Я. О счастье и несчастье в мировой истории // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 199-214.
Вальзер Р. Помощник; Якоб фон Гунтен; Миниатюры. М., 1987.
Дюрренматт Фр. Ромул Великий; Старая дама; Физики // Дюрренматт Фр. Комедии. М., 1969.
Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 106112, 119-127. (Литературные памятники).
Келлер Г. Политические стихотворения // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 142-145.
Песталоцци И.Г. Отрывок из истории низов человечества // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 73-79.
Рамю Ш. Ф. Великая весна (фрагмент) // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 252-268.
РуссоЖ.Ж. Об общественном договоре. Кн.1: гл. 7-9; кн. 2: гл. 1-4 // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.
Фриш М. Штиллер; Homo Faber; Назову себя Гантенбайн; Из дневников // Фриш М. Избранные произведения: в 3 т. М., 1991.
Швейцарские писатели о своей стране, 1291-1991: антология. М., 1992. С. 73-79.
Шпиттелер К. Наша швейцарская точка зрения // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 227-238.
Дополнительные
Bichsel P. Eigentlich mochte Frau Blum den Milchmann kennenlernen. Olten, 1964.
Hurlimann T. Fraulein Stark: Novelle. Zurich: Ammann, 2001.
Keller G. Die drei gerechten Kammacher; Das Fahnlein der sieben Auf-rechten // Keller G. Werke. Bd. 1. Zurich, 1984.
Loetscher H. Noah. Roman einer Konjunktur. Zurich: Arche, 1967.
Meier G. Land der Winde. Frankfurt a.M., 1990.
Walter Otto F. Zeit des Fasans. Reinbek, 1988.
Вальтер О.Ф. Немой; Фотограф Турель. М., 1974.
Дюрренматт Фр. Правосудие; Авария; Зимняя война в Тибете; Получение // Дюрренматт Фр. Избранное. М., 1990.
Научная литература: Обязательная
Данилевский Р.Ю. Россия и Швейцария: литературные связи XVIII-XIX веков. Л., 1984. С. 38-51.
История швейцарской литературы: в 3 т. М., 2002, 2005.
Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 2. Таллин, 1992. С. 40-100.
Лотман Ю.М. Куда может завести физиогномика // Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997. С. 82-94.
Павлова Н. Человек и история в творчестве К.Ф. Майера // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 109-138.
Павлова Н.С. О Якобе Буркхарде // Arbor Mundi. 1997. № 5.
Седельник В.Д. Что такое швейцарская литература? // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 3-23.
Седельник В.Д. Споры о своеобразии швейцарской литературы // Литература Швейцарии: очерки. М., 1969. С. 7-38.
Седельник В.Д. Поэзия и правда Готфрида Келлера // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 31-109.
Седельник В.Д. Шарль Фердинанд Рамю: величие и трагедия художника // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 169204.
Дополнительная
Banziger H. Gottfried Keller und Jeremias Gotthelf: Versuch einer Ge-genuberstellung. Bern, 1943.
Boning H. Ulrich Bracker. Konigstein, 1985.
Faesi R. Conrad Ferdinand Meyer. Frauenfeld, 1948.
Heinrich-Korpys M. Tagebuch und Fiktionalitat: Signalstrukturen des lite-rarischen Tagebuchs am Beispiel der Tagebucher von Max Frisch. Rohrig, 2003.
Muschg A. Gottfried Keller. Munchen, 1977.
Zech A. Conrad Ferdinand Meyer: Sein Leben und seine Werke. Stuttgart; Berlin, 1925.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задача семинарских занятий - закрепление и углубление знаний, полученных в лекционном курсе, и выработка навыков самостоятельной работы с художественными текстами. В соответствии с этим на семинарские занятия вынесены наиболее важные темы курса. План семинарских занятий составлен на основе программы и принятой ею логики хронологического изложения. Принципиально важным остается внимание к широко понимаемой культуре страны. На семинарах проводятся сопоставления с другими литературами мира, прежде всего русской. План семинарских занятий охватывает все разделы курса.
Планы к каждому семинарскому занятию включают вопросы по теме, сформулированные так, что ответы на них требуют самостоятельной творческой ориентации в материале; указание текстов, на основе которых должен строиться анализ; список основной и дополнительной литературы по теме.
Выбор текстов обусловлен необходимостью знакомства с главными художественными достижениями швейцарской литературы, а также их репрезентативностью для данной эпохи.
Отбор научной литературы обусловлен необходимостью представить прежде всего отечественную литературу по теме, достижимую в условиях наших библиотек, и наиболее важные работы зарубежных исследователей.
СЕМИНАР № 1 Особенности швейцарского «романа воспитания»
Вопросы по теме:
1. Пространство в романах У. Брекера и И.Г. Песталоцци.
2. Значение семьи и дома как начальной ячейки государственного общежития.
3. Особый характер швейцарского «романа воспитания» в сравнении с «романами воспитания» немецкой классики («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете) и романтизма («Генрих фон Офтердинген» Нова-лиса).
4. Политические и этические идеи швейцарского Просвещения. Тексты:
Брекер У. История жизни бедного человека из Токкенбурга. М., 2003. Песталоцци Г. Избранные педагогические сочинения Генриха Песталоцци. Т.1. Лингард и Гертруда. Ч. 1 и II / пер. с нем. В. Смирнова. 2-е изд. М., 1899. 443 с., портр. (Пед. б-ка / Изд. К. Тихомировым и А. Адольфом).
Обязательная литература:
Песталоцци И.Г. Отрывок из истории низов человечества // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 73-79.
Дополнительная литература:
Boning H. Ulrich Bracker. Konigstein, 1985.
СЕМИНАР № 2 Г армония и дисгармония в творчестве Келлера, композиция его новелл
Вопросы по теме:
1. Светлый Келлер и его солнечные пейзажи. «Круглый» мир.
2. Закругленные концовки, гармонические разрешения его новелл. Возвращения блудного сына домой.
3. Юмор как примирение противоречий, гармонизация.
4. Как Келлер понимает время?
5. Образ Зельдвилы и его антипод.
6. Превращения и ненадежность жизни. Мнимость идеи бессмертия. Видимость и реальность.
7. Симметрия.
8. Новелла как жанр. Обнаруживаются ли у Келлера общие жанровые законы новеллы? Какие? Все ли совпадает с каноном? Характер конфликта - прямое столкновение?
9. Циклы новелл у Келлера. Композиция - мысль о смысле целого.
10. Замедление и убыстрение рассказа, повторы как возвращения подобного. Их смысл.
Тексты:
Keller G. Landfogt von Greifensee; Dietegen; Pankraz der Schmoler; Die arme Baronin; Romeo und Julia auf dem Dorfe // Keller G. Werke. Bd. 1. Zurich, 1984.
Обязательная литература:
Wiese B. von. Keller - Der Landfogt von Greifensee // Wiese B. von. Die deutsche Novelle von Goethe bis Kafka. Bd. 2. Dusseldorf, 1962. S. 173-197. ErmatingerE. Gottfried Kller. Eine Biographie. Zurich, 1950. S. 1-43.
Menning W. Artistische Schrift: Studien zur Kompositionskunst bei G. Keller. Frankfurt a. M., 1982.
СЕМИНАР № 3 Амбивалентность оценок в романе К.Ф.Майера «Юрг Йенач»
Вопросы по теме:
1. «Юрг Йенач» как исторический роман о борьбе за политическую независимость Швейцарского союза в XVII в.
2. «Юрг Йенач» - национальный герой?
3. Цель и средства в политической борьбе.
4. Кругозор автора и кругозор героя.
5. Сильная личность. Майер-Ницше-Достоевский.
Текст:
Майер К.Ф. Юрг Йенач. М., 1970.
Обязательная литература:
Павлова Н. Человек и история в творчестве К.Ф. Майера // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 109-138.
Дополнительная литература:
Faesi R. Conrad Ferdinand Meyer. Frauenfeld, 1948.
Zech A. Conrad Ferdinand Meyer: Sein Leben und seine Werke. Stuttgart; Berlin, 1925.
СЕМИНАР № 4 Роберт Вальзер и проблема «маленького человека»
Вопросы по теме:
1. Как соотносится фигура Якоба фон Гунтена с фигурой «маленького человека» в русской литературе - в социальном, моральном, религиозном плане?
2. Истоки фигуры Якоба фон Гунтена. Как Вы понимаете утверждение В. Беньямина о том, что фигуры Вальзера «вышли из сказок», «они излечились от безумия»?
3. Стиль романа «Якоб фон Гунтен» - где кончается серьезность и начинается ирония?
4. Сны Якоба: как характеризуют героя и какую роль играют в структуре романа.
5. Какие классические повествовательные жанры можно обнаружить в романе?
Тексты:
Walser Robert. Jacob von Gunten. Zurich, 1985.
Гоголь Н.В. Шинель.
Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные.
Обязательная литература:
Benjamin W. Robert Walser. // Benjamin W. Illuminationen. Ausgewahlte Schriften 1. Frankfurt a. Main, 1977. S. 324-328.
Манн Ю.И. Метаморфозы литературного героя: от Акакия Акакиевича Башмачкина к Макару Девушкину // Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб., 2007. С. 616-642.
Паульс А. Меньше нуля. // Textonly. 2006. № 15. ЦКЪ:
http://www.textonly.m^ase/?issue=15&artide=5780 (дата обращения
31.10.2009).
СЕМИНАР № 5 Макс Фриш и традиция
Вопросы по теме:
1. Фриш - швейцарский писатель?
2. Современная критика о Фрише. Две позиции: 1) Фриш как пи-
сатель мирового значения не может рассматриваться в узком контексте швейцарской литературы; 2) Фриш как гражданин Швейцарии должен рассматриваться в контексте литературы своей страны. «Мировая» и «региональная» перспектива: «за» и «против».
3. Периодизация творчества Фриша.
4. Что такое «традиция»? Традиция и заимствование. Традиция и
преемственность. Традиция и новаторство.
5. Учителя и предшественники Фриша: Альбин Цоллингер и Людвиг Холь.
6. Влияние литературного дневника на роман и драму Фриша. Эффект очуждения.
Тексты:
Холь Л. Поскольку все - иначе...// Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 352-361.
Цоллингер А. Русские лошади // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 327-337.
Фриш М. Листки из вещевого мешка. Художественная публицистика. М., 1987.
Фриш М. Дон Жуан, или любовь к геометрии: комедия в пяти актах. М., 1967.
Обязательная литература:
Keiser R. Max Frisch: Das literarische Tagebuch. N.Y., 1971.
Архипов Ю. Макс Фриш в поисках утраченного единства // Фриш М. Пьесы. М., 1970. С. 514-573.
Дополнительная литература:
Heinrich-Korpys M. Tagebuch und Fiktionalitat: Signalstrukturen des literari-schen Tagebuchs am Beispiel der Tagebucher von Max Frisch. Rohrig, 2003
СЕМИНАР № 6 Творчество Дюрренматта в контексте европейской драматургии: Брехт-Сартр-Дюрренматт
Вопросы по теме:
1. «Мухи» Сартра - «Мамаша Кураж» Брехта - «Ромул Великий» Дюрренматта: парабола - «вторая» действительность, комментирующая первую.
2. Своеобразие поэтики Дюрренматта. Непредсказуемое и неуправляемое на сцене. Иная роль сюжета. Темп пьесы.
3. Значение поступка. Значение свободного выбора. Роль случая.
4. Богатство действительности, быстро опровергающей все возможные предположения и расчеты.
5. Роль зрелищности, шутовства, юмора, игры.
6. Можно ли изменить мир? У Сартра? У Брехта? У Дюрренматта? Комедия или трагедия - жанр, подобающий современной пьесе? Гротеск как способ схватить существо действительности.
Тексты:
Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети // Брехт Б. Театр: в 5 т. Т. 1. М., 1963. СартрЖ.П. Мухи // СартрЖ.П. Пьесы. М., 2008.
Дюрренматт Фр. Ромул Великий // Дюрренматт Фр. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4. М., 1998. С. 5-74.
Обязательная литература:
Павлова Н. Концепция современной пьесы у Дюрренматта // Литература Швейцарии: очерки. М., 1969. С. 230-274.
Dtirrenmatt Fr. Theaterprobleme // Dtirrenmatt Fr.Gesammelte Werke: in 7 Bd. Bd. 7. Zurich, 1996. S. 28-70.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА
Тема Лекции Семинары Всего
А.фон Галлер. Стиль его поэмы «Альпы» (1729). Метафизические поэмы Г аллера. 2 2
Особенности Просвещения в Швейцарии: Руссо, Лафатер, Бодмер и Брайтингер. 2 2
Швейцарский «роман воспитания»: У. Бре-кер, И.Г. Песталоцци. 2 2
Споры о Келлере. 2 2 4
Особенности литературного развития в ро-мандской литературе. 2 2
«Черный паук» И. Г от-хельфа и религиознонравственная проблематика швейцарской литературы. 2 2
Исторические сочинения Майера. «Юрг Йе-нач». 2 2
Швейцарская литература и Первая мировая война. К. Шпиттелер. 2 2
Творчество Роберта Вальзера. «Якоб фон Г унтер» и проблема «маленького человека». 2 2
Швейцарские писатели 20-30-х гг. - аутсайдеры и отщепенцы. 2 2
«Швейцарское зеркало» М. Инглина как швейцарский эпос XX в. 2 2
Творчество Ш.Ф. Рамю в контексте романд- 2 2
ской литературы.
Творчество Макса Фриша и его предшественники. 2 2
Творчество Фр. Дюрренматта в контексте европейской драматургии. 2 2
«Цюрихский литературный спор». Отто Ф. Вальтер. 2 2
Современные швейцарские писатели -тенденции развития. 2 2
ИТОГО: 22 12 34
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1. Швейцарский вариант классицизма. Ф. фон Галлер и его поэма «Альпы». Галлер и Державин.
2. С. Г есснер и проблема идиллии.
3. Руссо - швейцарец?
4. Швейцарский «роман воспитания»: У. Брекер, И.Г. Песталоцци.
5. Лафатер и следствия его «Физиогномических фрагментов» для русской литературы.
6. Г. Келлер. Новелла «Сельские Ромео и Джульетта».
7. Композиция новелл Келлера.
8. Характер пространства и проблема границы в творчестве И. Гот-хельфа.
9. Особенности исторического романа К.Ф. Майера «Юрг Йенач».
10. Г отхельф и Майер: от нравственной твердости к амбивалентности.
11. К.Ф. Майер и Ф.М. Достоевский.
12. К. Шпиттелер - Ш.Ф. Рамю: проблема единства конфедерации.
13. Р. Вальзер - классик швейцарской литературы XX в.
14. М. Фриш и швейцарская традиция.
15. Зрелое творчество Фриша.
16. Концепция современной пьесы у Дюрренматта.
17. «Цюрихский литературный спор» и участие в нем М. Фриша и Отто Ф. Вальтера.
18. Современные швейцарские писатели - перспективы развития.