Научная статья на тему 'Листериоз у беременных: от научных исследований к практическому применению и обучению студентов'

Листериоз у беременных: от научных исследований к практическому применению и обучению студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
листериоз / беременность / диагностика / элективный цикл / листериоз / жүктілік / диагностика / элективті цикл

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е А. Славко, Н В. Зубова

Разработка и проведение элективные циклов «Невенерические заболевания, передающиеся половым путем» и «Инфекционные заболевания, влияющие на беременность и роды», рекомендуемых для формирования образовательной траектории специальности «Общая медицина» по направлениям подготовки «Акушерство и гинекология» и «Врач общей практики» является примером тесной интеграции научных исследований, внедрении полученных результатов исследования в практику здравоохранения и использовании их в образовательном процессе. Полученные результаты проведенных научных исследований были внедрены в практическое здравоохранение на базе ГКИБ для определения тактики ведения беременных с подозрением на листериозную инфекцию. С использованием материалов и результатов проведенных исследований подготовлены элективные циклы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ғылыми зерттеуден тәжірибелі қолдануға және студенттерді ҥйретуде: екіқабат әйелдердегі листериоз

Жалпы медицина» мамандығының «Акушерлік және гинекология», «Жалпы тәжірибе дәрігері» бағытындағы білім траекториясын қалыптастыру үшін ұсынылатын «Жыныс жолдары арқылы жұғатын венерологиялық емес аурулар» және «Жүктілік пен босануға әсерін тигізетін жұқпалы аурулар» элективті циклдарын дайындау және ӛткізу – ғылыми зерттеулердің, алынған зерттеу нәтижелерін денсаулық сақтау ісіне енгізудің және оларды білім үрдісінде қолданудың тығыз байланысының ықпалдастығының айқын кӛрінісі болып табылады. Жүргізілген ғылыми зерттеулердің нәтижелері листериозды жұқпаға күдікті жүкті әйелдерді бақылау түрлерін анықтау үшін денсаулық сақтау ісіне ҚКЖАА базасында енгізілді. Жүргізілген зерттеулердің нәтижелерін және материалдарды қолдана отырып элективті циклдер дайындалды.

Текст научной работы на тему «Листериоз у беременных: от научных исследований к практическому применению и обучению студентов»

сезшуше жэне шешiм кабылдауына мумшндт бар [2]. Ойын аякталганнан кейiн 6ipirin талкылау болашак дэрiгерлердiн клиникалык дагдыларын жетiлдiрyге багытталган.

Кластерлер сиякты жазба кестелердi колдану кезiнде студенттер дэптердщ ортасына 6ip жукпалы аурудын атауын жазып, онын жан-жагына шенбер туршде осы ауруга катысты бiрнеше мэлiметтердi тандап, олардын езара байланыстары туралы ауызша жариялайды. Кластердi студент алдымен жекеше, сосын жупта немесе шагын топта жалгастырады. Мысалы, брyцеллездiн ауру коздыргыштары, жру жолдары, патогенетикалык фазалары, клиникалык жiктелyi жэне т.б. мэлiметгердi алуга болады.

Дорыта айтканда, оку урд^нде колданылган интербелсендi окыту эдiстерi - жаксы нэтижелерге жеткiзетiн rai^i жуйе ретiнде саналынды, себебi катысушы релiнде болган эрбiр стyдентгiн езшщ жасаган ю-эрекетгерi, колымен жазган жазбалары эркашан есiнде калады.

Эдебиеттер

1. А.Элiмов. Интербелсендi эдiстердi жогаргы оку орындарында колдану. Алматы, 2009 ж. - 327 б.

2. Т.А.Муминов., М.И.Даулетбакова. Инновационные технологии в бразовательном процессе медицинских ВУЗов. Алматы, 2003 г. -144 с.

3. М.Мырзабеков. Элем улттарынын медициналык гибратты сездерi. Алматы, «Санат», 1998 ж. - 324 б.

Интерактивные методы обучения, на цикле «Инфекционные болезни»

Байекеева К.Т.

Интерактивные методы обучения, применяемые во время прохождения цикла «Инфекционные болезни» оказались эффективными и результативными. Обучение действием и посредством действия студенты лучше запоминают и усваивают то, что они делали своми руками.

Interactive methods of teaching using at «Infectious disease»

Baiekeeva K.T.

Interactive methods of teaching using «Infectious disease» cycle were consumed as effective and given results. This method helps students to remember better that they done by self.

УДК 616.981.136-055.26:378.147-057.875

ЛИСТЕРИОЗ У БЕРЕМЕННЫХ: ОТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ И ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ

Е.А.Славко, Н.В.Зубова

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова, г. Алматы

Разработка и проведение элективные циклов «Невенерические заболевания, передающиеся половым путем» и «Инфекционные заболевания, влияющие на беременность и роды», рекомендуемых для формирования образовательной траектории специальности «Общая медицина» по направлениям подготовки «Акушерство и гинекология» и «Врач общей практики» является примером тесной интеграции научных исследований, внедрении полученных результатов исследования в практику здравоохранения и использовании их в образовательном процессе. Полученные результаты проведенных научных исследований были внедрены в практическое здравоохранение на базе ГКИБ для определения тактики ведения беременных с подозрением на листериозную инфекцию. С использованием материалов и результатов проведенных исследований подготовлены элективные циклы.

Ключевые слова: листериоз, беременность, диагностика, элективный цикл.

Проблема листериоза определяется возрастающей ролью листерий в перинатальной и неонатальной патологии, влиянии листериозной инфекции на течение беременности с возможностью развития различных ее осложнений, способностью возбудителя вызывать тяжелую форму заболевания, нередко с летальным исходом, при снижении уровня клеточного иммунитета восприимчивой популяции.

Снижение уровня клеточного иммунитета во время беременности, особенно в поздние сроки, обусловливает повышение восприимчивости к листериозной инфекции у данной группы риска, вызывая выкидыши, мертворождение, пороки развития плода и т.д. В целом беременные заболевают листериозом в 20 раз чаще, чем остальная популяция, и около 35% всего зарегистрированного листериоза наблюдалось во время беременности [1].

Листериоз не имеет типичной клинической симптоматика, и поэтому диагностика этой инфекции только по клинико-эпидемиологическим данным практически не возможна. В связи с этим, учитывая острую необходимость своевременной диагностики листериозной инфекции у беременных, на кафедре инфекционных и тропических болезней были проведены две научно-исследовательские работы, посвященные проблеме лис-териозной инфекции: «Клинические проявления, диагностика и лечение листериоза у женщин» (ассистент Зубова Н.В., научный руководитель д.м.н. Дмитровский А.М.) и «Совершенствование диагностики и оценки

эффективности лечения листериоза» (доцент Славко Е.А., научный руководитель главный научный сотрудник Научного центра гигиены и эпидемиологии имени С.Х.Жуматова (НЦГиЭ) д.м.н. Каральник Б.В.).

В работе Зубовой Н.В. показано, что в 28% случаев манифестным проявлением листериоза у женщин были воспалительные процессы половой сферы: кольпит, эндометрит, воспаление придатков; бесплодие. У инфицированных женщин выявляется патология течения беременности: самопроизвольные аборты (61%), нераз-вившаяся беременность(17%), угроза прерывания беременности (5,7%), патология плаценты (15%).

Кроме того, было разработано стандартное определение случая генитальной формы листериоза, заключающееся в предположительном случае - любой воспалительный процесс половой сферы; вероятном случае -наличие в анамнезе патологии беременности или родов, выкидышей, мертворождений, врожденной патологии новорожденного, ранней детской смертности или - положительные агглютинационные тесты (РПГА и др.) в титре менее 1:200 или наличии у полового партнера подтвержденного листериоза; подтвержденном случае -при наличии положительных подтверждающих тестов.

Показано, что антибиотикотерапию листериоза у беременных необходимо проводить комплексно - двумя препаратами: цефалоспоринами и местно нитрофуранами [2].

Научно - исследовательская работа «Совершенствование диагностики и оценки эффективности лечения листериоза» проводится в рамках комплексного исследования «Совершенствование диагностики и оценки эффективности лечения листериоза», являющегося составной частью фрагмента Научно-технической программы НЦГиЭ «Разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию социально-гигиенического мониторинга, эпидемиологического надзора и профилактики заболеваемости населения Республики Казахстан» (номер гос.регистрации 0.0468) - «Разработка и испытание методов и иммунобиологических препаратов для диагностики, совершенствование схем лечения и профилактики актуальных инфекционных заболеваний (бруцеллез, листериоз, герпетическая инфекция)».

При сравнительном анализе частоты выявляемых симптомов в группах беременных с надежно установленным диагнозом листериоза и при его исключении было показано отсутствие достоверных различий в частоте выявляемых симптомов у данных контингентов обследованных и, следовательно, об отсутствии патог-номоничной клинической картины листериоза и неправомочности постановки диагноза «листериоз» только по клинико-анамнестическим данным.

Проведенный сравнительный анализ эффективности используемых методов диагностики листериозной инфекции показал высокую степень соответствия результатов бактериологического анализа, полимеразно-цепной реакции (ПЦР), тестов выявления антигенсвязывающих лимфоцитов (АСЛ) и иммуноферментного анализа (ИФА) 1§М, что позволяет использовать выявление АСЛ листериозной специфичности как надежный метод диагностики листериоза. Кроме того, показано, что при санации организма от возбудителя происходит быстрое исчезновение АСЛ. Поэтому тест АСЛ может быть рекомендован как приоритетный метод раннего контроля эффективности проведенной этиотропной терапии у больных листериозом беременных [3].

Полученные результаты проведенных научных исследований были внедрены в практическое здравоохранение по следующим позициям. Во-первых, учитывая отсутстствие патогномоничных симптомов для листериоза и отрицательное влияние листериозной инфекции на течение беременности и состояние плода, было рекомендовано проводить обязательное обследование беременных на листериоз при постановке беременных на учет в женскую консультацию. Во-вторых, обнаружение антител в РПГА и ИФА не может быть использовано для достоверной диагностики листериоза у беременных, беременных с положительными серологическими реакциями необходимо для верификации диагноза обследовать бактериологическим методом, ПЦР или методом АСЛ.

На базе Городской инфекционной клинической больницы имени И.С.Жекеновой (главный врач Лав-линская Е.А.) оказывается консультативная помощь по диагностике и лечению беременных с перинатальными инфекциями, в т.ч. с листериозом.

Обследование и при подтверждении диагноза лечение с последующим контролем эффективности лечения беременных с листериозом проводится согласно разработанного плана. Проведение этиотропной терапии только при верифицированном диагнозе листериоза, позволило избежать случаев неоправданного назначения антибактериальных препаратов беременным.

Согласно Рабочей программе по инфекционным болезням для студентов 4 курса специальности «Общая медицина» на тему «Листериоз» отводится только 2 часа практических занятий, что не позволяет в полном объеме раскрыть такие важные аспекты листериозной инфекции, как её влияние на течение беременности и состояние плода и новорожденных, перспективные методы диагностики, тактика ведения беременных с листе-риозной инфекцией. Поэтому для формирования образовательной траектории по направлениям подготовки «Акушерство и гинекология», «Врач общей практики» специальности «Общая медицина» были разработаны элективные циклы «Невенерические заболевания, передающиеся половым путем» и «Инфекционные заболевания, влияющие на беременность и роды».

Содержание данных элективных дисциплин включает, помимо ряда других перинатальных инфекций, листериоз. Тема листериоза раскрывается подробно с рассматриванием таких аспектов листериозной инфекции как современные методы диагностики листериозной инфекции, в т.ч. ранней, стандартное определение случая «генитального листериоза», влияние листериоза на течение беременности и состояние плода и новорожденных, тактика ведения беременных с листериозной инфекцией. Целью данных элективов является формирование у студентов опыта применения полученных знаний по этиологии, патогенезу, клинико-эпидемиологическим

данным, методам диагностики, лечения и профилактики листериоза для своевременной диагностики, выработки тактики ведения больных, проведения профилактических мероприятий в очаге инфекций с учетом действующих нормативно-правовых актов. В течение циклов студенты овладевают умением критически осмысливать полученные клинико-эпидемиологические и лабораторные данные для проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими со схожей клинической симптоматикой, правильности обоснования клинического диагноза.

Таким образом, разработка и проведение элективных циклов «Невенерические заболевания, передающиеся половым путем» и «Инфекционные заболевания, влияющие на беременность и роды», рекомендуемых для формирования образовательной траектории специальности «Общая медицина» по направлениям подготовки «Акушерство и гинекология» и «Врач общей практики» является примером тесной интеграции научных исследований, внедрении полученных результатов исследования в практику здравоохранения и использовании их в образовательном процессе.

Литература:

1. Честнова Т. В. Диагностика листериоза у новорожденных// Эпидемиол. и инфекц. б-ни, 2001; 3: 45-47.

2. Зубова Н.В. Клинические проявления, диагностика и лечение листериоза у женщин. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - Алматы, 2009.- 24с.

3. Славко Е.А., Каральник Б.В., Денисова Т.Г. и др. Эффективность различных методов диагностики листериозной (L.monocytogenes) инфекции/ЛйегпаИопа! Journal on Immunorehabilitation. - 2009. - том 11. - №1. -С.56.

Гылыми зерттеуден тэжiрибелi колдануFа жэне студенттердi уйретуде: ешкабат эйелдердеп листериоз.

Е.А.Славко, Н.В.Зубова

«Жалпы медицина» мамандыгыньщ «Акушерлж жэне гинекология», «Жалпы тэжiрибе дэр^ерЬ» багытындагы бшм траекториясын калыптастыру Yшiн ^сынылатын «Жыныс жолдары аркылы ж^гатын венерологиялык; емес аурулар» жэне «ЖYктiлiк пен босануга эсерш типзетш ж^кпалы аурулар» элективп циклдарын дайындау жэне отказу - гылыми зерттеулердщ, алынган зерттеу нэтижелерш денсаулык; сактау iсiне енгiзудiц жэне оларды бiлiм YPДiсiнде колданудыц тыгыз байланысыныц ыкпалдастыгыныц айкын корiнiсi болып табылады. ЖYргiзiлген гылыми зерттеулердiц нэтижелерi листериозды ж^кпага кYдiктi жYктi эйелдердi бакылау тYрлерiн аныктау Yшiн денсаулык; сактау iсiне ККЖАА базасында енпзвдг ЖYргiзiлген зерттеулердiц нэтижелерiн жэне материалдарды колдана отырып элективтi циклдер дайындалды.

ТYЙiндi сездер: листериоз,жYктiлiк, диагностика, элективт цикл.

Listeriosis at pregnant women: from scientific researches to practical application and training of students

Slavko E.A., Zubova N.V.

Working out and carrying out elective cycles «Non-sexual diseases, sexually transmitted» and «the Infectious diseases influencing on pregnancy and childbirth», recommended in preparation ofdirections «Obstetrics and gynecology» and "General practitioner" is an example for formation of an educational trajectory of a speciality «General med i-cine» close integration of scientific researches, introduction of the received results of research in practice of public health services and their use in educational process. The received results of the scientific researches have been introduced in practical public health services on the basis of CCIH for definition of tactics of conducting pregnant women with suspicion on listeriosis infection. With use of materials and results of the researches the Obstetrics and gynecology »and"General practitioner"are prepared elective cycles.

Key words: a listeriosis, pregnancy, diagnostics, elective cycle.

УДК 378.1(001.895)

РОЛЬ «ДЕЛОВЫХ ИГР» В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ТРУДА СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ»

К.К. Тогузбаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, Л.С. Ниязбекова, Л.Б. Сейдуанова, А.К. Сайлаубекова, А.Б.

Нуршабекова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, курс гигиены труда, г. Алматы

Сегодня в педагогический процесс высших медицинских учебных заведений Республики Казахстан все шире внедряются новые методы преподавания и обучения студентов. Вместе с ними заметно меняются роль и задачи педагога: внедряется компетентностно-ориентированный подход в обучении, совершенствуется способ взаимодействия преподавателя со студентами. Одним из эффективных методов преподавания в медицинском университете является «деловая игра».

Ключевые слова: метод обучения, компоненты компетенции, деловая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.