ЛИРИКА С. ЕСЕНИНА В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Есенин и революция - одна из сложных и малоизученных тем отечественного есениноведения. И в советский период, и сегодня исследователями жизни и творчества поэта ведутся споры о том, как политический и общественный переворот страны повлиял на личность Есенина, его поэзию и взгляды на мир. Почему, сначала приняв революцию, к концу жизни поэт разочаровывается в её идеях и лидерах? Последние десятилетия - время новых подходов в изучении творчества Сергея Есенина.
Творчество поэта и его драматический жизненный путь вплотную соприкоснулись с эпохой становления нового социально-экономического и политического строя. Две войны (Первая мировая и гражданская) и две революции (Февральская и Октябрьская) не могли не повлиять на творческую и жизненную позицию Есенина. Исторические события находят непосредственный отклик в его поэзии:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь («О Русь, взмахни крылами...»).
Восторженно встретив революцию и воспевая её в своих поэмах, Есенин искренне верит ей и её вершителям. По воспоминаниям современников, поэт «принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрём» [7:1; 267]
В Февральских и Октябрьских событиях Есенин видит осуществление близких ему идей патриархального социализма. Долгожданная свобода деревни и крестьянства и так называемый «мужицкий рай» - то, ради чего живёт и творит поэт. Ринувшись навстречу революции, Есенин переживает невероятный поэтический взлёт. Мечты и надежды поэта, связанные с Родиной, выливаются в строки поэм и стихотворений. Воспеванием революции большевиков Есенин подчёркивает свою причастность к новому времени и новым идеям.
Небо как колокол
Месяц-язык.
Мать моя, Родина,
Я - большевик («Иорданская Голубица»).
Однако многое в том, что Есенин видит вокруг себя, вызывает в нём глубокое, неосознанное беспокойство и тягостные предчувствия. Видя, как революция разрушает истинные ценности и идеалы, поэт многое переоценил, его мировоззрение со временем меняется.
Следует особо подчеркнуть, что в произведениях Есенина мы не найдём столь характерного и абсолютно естественного для поэзии зазора между человеческой и поэтической сущностью автора. Автопсихологизм - важнейшее качество художественного мира лирики Есенина, биографический автор и лирический герой максимально приближены. Особенно чётко это проявляется в октябрьском и по-революционном творчестве поэта
После событий февраля 1917 года идеи обновлённой, очищенной Родины начинают занимать основное место в поэзии Сергея Есенина. На смену ранней лирике поэта, в основе которой лежали образы природы, животных, религиозные мотивы, приходит лирика социально-исторической тематики - с её глобальностью и космизмом. Дореволюционный стиль поэзии Есенина, насыщенный элементами древнерусской речи, диалектной и религиозной лексикой, после событий семнадцатого года заметно меняется.
Диалектизмы и архаизмы отходят на второй план - поэт всё чаще использует яркие, экспрессивные слова и выражения. Спустя два месяца после Февральского переворота Есенин напишет следующие строки:
Радуйтесь!
Земля предстала Новой купели!
Догорели Синие метели,
И змея потеряла Жало («Инония»).
Первые поэтические отклики Есенина, приветствующего новое время, были наполнены восторгом, восхищением и пафосом. Нельзя усомниться в том, что за их внешней искренностью скрывались какие-либо иные, тайные мотивы. Не верить его поэзии нельзя. Есенин не делал себе имени за счёт революции и не пытался её восхвалением добиться признания у новой политической власти. Выходец из села, он искренне надеялся на построение так называемого «мужицкого рая» в деревне. Об этом Есенин говорит в своих «маленьких» поэмах «Певучий зов», «Октоих», «Отчарь».
Под впечатлением февральских событий и после окончательной победы новой власти в октябре 1917 года Есенин продолжает писать поэмы о революции: «Пришествие», «Преображение», «Иорданская голубица», «Инония», «Пантакратор» и другие. Яркая отличительная особенность этих работ - бунтарские мотивы, в которых молодой поэт отвергает традиционные идеалы и устои патриархальной Руси. Окрылённый революцией, Есенин дерзко заявляет о себе, по-хулигански отрицает старую патриархальную Россию, стремясь показать значимость настоящего времени. Есенин выдвигает своего - «мужичьего бога», свой иной Град, свою, есенинскую идеологию:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, -Так говорил по Библии Пророк Есенин Сергей.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас
Наша вера - в силе
Наша правда - в нас! («Инония»).
Период 1917-1918 для поэта был наполнен активной литературной и общественной деятельностью. Есенин почти ежедневно читает свои произведения на встречах с представителями новой интеллигенции, принимает участие во многих поэтических вечерах, является членом множества творческих союзов и организаций Советской России. То время, насыщенное надеждами и мечтаниями, справедливо можно назвать самым ярким и плодотворным в творчестве поэта. Однако романтика и воодушевление сопровождают Есенина не долго. Уже к девятнадцатому году, многие из тех, кто изначально был на стороне Октября, начинают задумываться над глубинной сутью событий, происходящих в России. И хотя, конечно, истинное осознание значения исторических и социальных перемен в жизни народа приходит к поэту далеко не сразу, уже летом 1918 года, когда начинается планомерное наступление большевистской власти на основы крестьянской общины, Есенина посещают первые тревожные мысли:
Тяжко и горько мне...
Кровью поют уста...
Снеги, белые снеги -Покров моей родины -Рвут на части.
На кресте висит
Ее тело,
Голени дорог и холмов
Перебиты... («Сельский Часослов»).
Многие события 1918-1919 годов были восприняты миллионным крестьянством протестно. Видя, что ради мировой революции большевики готовы пожертвовать святой Русью, Есенин противится происходящему, приходит разочарование в революции. Наступал новый период в мировоззренческой и творческой эволюции поэта. Стремительно проходят романтические порывы, в есенинской поэзии появляются ноты горькой обиды, отчаяния и грусти. В августе 1920 года Сергей Есенин пишет поэму «Сорокоуст», в которой отразился трезвый взгляд лирического героя (и автора) на происходящие события:
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог? («Сорокоуст»).
В этой поэме Есенин объективен в изображении России новой эпохи и прежде всего деревни. «Сорокоуст» - поэма о гибели родного деревенского мира, о том, как жестокая современность побеждает старый уклад жизни. Символично название поэмы, подчёркивающее основную авторскую идею. Сорокоуст - это молитвы, читаемые по усопшему в течение сорока дней после смерти. Поэт с горечью и болью отпевает деревенскую Россию.
Поэма состоит из четырёх маленьких глав. Первая начинается восклицанием, растерянным и беспомощным вопросом: «Как же быть, как же быть теперь нам?». Есенин кричит о трагической гибели всего живого, беззащитного перед неравной схваткой с наступающим железным веком. Далее описывается поход страшного вестника, чьей волей под жалостный плач гармоники деревню охватывает стальная лихорадка.
Центральным конфликтом произведения является противопоставление живого и железного - села и города.
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Или он не знает, что живых коней
Победила стальная конница? («Сорокоуст»).
Поэт противопоставляет два мира: Русь уходящую, и Русь советскую. Приём антитезы здесь чётко проявляется на лексическом уровне: железный поезд и живой конь: у поезда - «железная ноздря», поезд «бежит» - жеребенок «скачет, по степям, по большой траве», «лапы чугунные» - «тонкие ноги». В основу этой части поэмы лёг эпизод, рассказанный Есениным в одном из своих писем 1920 года:
«Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни»[1; 114-116].
В начале двадцатых годов Есенин с литературной группой имажинистов активно разъезжает по городам России. Наблюдая за жизнью в столице и на периферии, он осознаёт всю глубину трагизма происходящего. Именно тогда поэт окончательно убеждается в порочности реальных действий новой власти, ведущей страну к гибели. Тема борьбы живого и железного вновь возникает в стихотворении «Песнь о хлебе».
До отъезда за границу 10 мая 1922 года, Есенин создаёт целый цикл стихотворений и поэм, которые отражают противоречивую гамму чувств поэта, его сложное отношение к современности: «Мир таинственный, мир мой древний.», «Сторона ль ты моя, сторона!..», «Не жалею, не зову, не плачу.», «Я обманывать себя не стану» и др. Лирический герой произведений переживает душевный кризис, он вязнет в кабацком мире, пытаясь спрятаться от тяжёлых размышлений и дум.
Настойчивый поиск ответа на главный вопрос того времени - куда несёт революционный «вихрь» крестьянскую Русь? - определил обращение Есенина к теме
героического прошлого России - он пишет поэму «Пугачёв». Главный герой передает ощущения самого поэта:
Боже мой!
Неужели пришла пора?
Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?
А казалось... казалось еще вчера...
Дорогие мои... дорогие... хор-рошие... («Пугачёв»).
10 мая 1922 года Сергей Есенин вместе со своей женой отправляется за границу. Болея душой за многомиллионный русский народ, он читает стихи о России, делится наболевшим с интеллигенцией Запада, в том числе и русской эмиграции. Поэзия Есенина, как и советская литература в целом, вызывала у многих эмигрантов неприятие. Критически настроенные, они не желали ничего слышать и знать о Советской России, воспринимая в штыки просоветские и большевистские лозунги из уст приезжих. К сожалению, в отечественном есениноведении почти полностью отсутствуют материалы, которые могли бы восстановить многие события, связанные с пребыванием поэта за границей. Лишь в конце XX столетия критика и мемуаристика русского зарубежья, обращённая к творчеству Есенина, пришла к российскому читателю. Только сегодня мы узнаем о том, что эмиграция, в основном, с теплотой и нежностью относилась к молодому поэту из России. Многие литераторы, знакомые Есенину с дореволюционных лет, с радостью принимали его на своих вечерах, искренне почитая его талант и его необыкновенно русскую поэзию. Русское литературное зарубежье первой волны ставило молодого поэта в один ряд с лучшими представителями русской культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы, рецензии и работы критиков русской эмиграции.
Самого же Есенина, который являлся частичкой России в далёкой Европе и Америке, не отпускают горестные и печальные мысли о Родине. В своём письме из-за границы в феврале 1923 года он напишет: «Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестер, то плюнул на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь. Тошно мне законному сыну российскому в своем государстве пасынком быть» [1; 153-155].
Поездка по загранице оказала сильное влияние на мировоззрение поэта. Сравнивая всё то, что он увидел в Европе, Америке, с разрухой и нищетой на родине, Есенин с болью говорит, что «разлюбил нищую Россию». С этого времени он начинает осознавать всю историческую неизбежность новой, «железной» эпохи.
В «маленьких» поэмах 1924 года «Русь Советская», «Русь уходящая» и «Возвращение на родину» образ родины становится более конкретным, наполнен большим социальным содержанием. Здесь - и критический взгляд в прошлое Руси, и вера в силы Руси настоящей, в её завтра, в её будущее:
Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом («Русь уходящая»).
Таким образом, пережив эволюцию во взглядах на действительность, к концу жизни поэт оценивает Советскую Россию объективно. Это не громогласное воспевание и не
откровенная критика. Лирический герой Есенина двойственно относится к наступившей эпохе. В его стихах мы одновременно можем найти как грустные, печальные ноты, так и радость, и приветствие новой жизни. Поэт подвергает глубокому пересмотру собственные утверждения о путях развития России. Тема Родины оставалась актуальной в творчестве Есенина до самых последних дней его жизни.
Литература
1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002.
2. Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008.
3. Есенин С. Собр. соч. в 5-ти томах. - Т.2 - М.: ГИХЛ, 1966.
4. Есенин С.Стихотворения. Поэмы. - М.: АСТ, 2006.
5. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д . Н. Ушакова . - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940
6. Занковская Л. В. Новый Есенин. - М.: Флинта, 1997.
7. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. - М.: Моск. рабочий, 1975.
8. С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2т. - М.: Художественная литература, 1986.
9. Юшин П.Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. - М.: Издательство Московского университета, 1966.