Научная статья на тему 'Лирический сюжет в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Это было давно»'

Лирический сюжет в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Это было давно» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
1356
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / ЛИРИКА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ / ЗАБОЛОЦКИЙ / ЭПИСТОЛЯРИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малкина Виктория Яковлевна

В статье анализируется стихотворение Н.А. Заболоцкого «Это было давно» (1957) с точки зрения лирического сюжета и поэтики высказывания, а также функционирование события в эпистолярном и лирическом сюжете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Lyrical Plot in Nikolai Zabolotskys Poem It was Long Ago

The article studies Nikolai Zabolotskys poem It was long ago (1957) as to its lyrical plot and poetics and analyses the function of an event in an epistolary and lyrical text.

Текст научной работы на тему «Лирический сюжет в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Это было давно»»

В.Я. Малкина

ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО «ЭТО БЫЛО ДАВНО»

В статье анализируется стихотворение Н.А. Заболоцкого «Это было давно» (1957) с точки зрения лирического сюжета и поэтики высказывания, а также функционирование события в эпистолярном и лирическом сюжете.

Ключевые слова: лирический сюжет, лирика как род литературы, Заболоцкий, эпистолярий.

ЭТО БЫЛО ДАВНО

Это было давно. Исхудавший от голода, злой, Шел по кладбищу он И уже выходил за ворота. Вдруг под свежим крестом, С невысокой могилы, сырой Заприметил его И окликнул невидимый кто-то.

И седая крестьянка В заношенном старом платке Поднялась от земли, Молчалива, печальна, сутула, И, творя поминанье, В морщинистой темной руке Две лепешки ему И яичко, крестясь, протянула.

И как громом ударило В душу его, и тотчас Сотни труб закричали И звезды посыпались с неба.

И, смятенный и жалкий, В сиянье страдальческих глаз, Принял он подаянье, Поел поминального хлеба.

Это было давно. И теперь он, известный поэт, Хоть не всеми любимый, И понятый также не всеми, Как бы снова живет Обаянием прожитых лет В этой грустной своей И возвышенно чистой поэме.

И седая крестьянка, Как добрая старая мать, Обнимает его... И, бросая перо, в кабинете Всё он бродит один И пытается сердцем понять То, что могут понять Только старые люди и дети.

19571

Это стихотворение на первый взгляд может показаться нехарактерным для лирического рода литературы, часто считающегося бессюжетным2: в нем есть не только сюжет, но и фабула.

Первые две строфы этого стихотворения представляют собой изложение фабульного ряда, где главным событием (внешним) является встреча на кладбище со старушкой. Третья строфа соединяет в себе внутреннюю реакцию лирического субъекта на изложенные ранее фабульные события и продолжение фабульного ряда. Четвёртая и пятая строфы отграничены от первых трёх во времени, причем отграничены как семантически и вербально -повтором строки «это было давно», так грамматически - время и вид глаголов меняются: в первых трех строках употреблены глаголы в прошедшем времени совершенного вида, в последних двух - в настоящем времени и несовершенного вида. Они содержат уже только реакцию (внутреннюю, в настоящем) на события начала стихотворения (внешние, в прошлом). То есть композиционно стихотворение Заболоцкого организовано таким образом, что событие из внешнего мира перетекает в событие мира

внутреннего; эпический план по ходу стихотворения престаёт быть эпическим, не просто уступая место плану лирическому, а являясь, как становится ясно уже в начале третьей строфы, лирическим от самого начала. Проще говоря, фабульный ряд первых двух строф перерастает в событие лирического свойства -прозрение поэта.

Между тем известно, что «история», изложенная в первых двух строфах стихотворения Заболоцкого, была описана им ещё в 1944 году - в письме к сыну Никите, которое датировано 6 июня:

«Недавно произошел со мной любопытный случай, о котором я хочу тебе написать.

Я шел на работу, один, мимо кладбища. Задумался и мало замечал, что творится вокруг. Вдруг слышу - сзади меня кто-то окликает. Оглянулся, вижу - с кладбища идет ко мне какая-то старушка и зовет меня. Я подошел к ней. Протягивает мне пару бубликов и яичко вареное.

- Не откажите, примите.

Сначала я даже не понял, в чем дело, но потом сообразил.

- Похоронили кого-нибудь? - спрашиваю. Она объяснила, что один сын у нее убит на войне, второго похоронила здесь две недели тому назад и теперь осталась одна на свете. Заплакала и пошла.

Я взял ее бублики, поклонился ей, поблагодарил и пошел дальше.

Видишь, сколько горя на свете у людей. И все-таки они живут и даже как-то умеют другим помогать. Есть чему поучиться нам у этой старушки, которая, соблюдая старый русский обычай, подала свою поминальную милостыню мне, заключенному писателю.

Весь день я ходил, вспоминая эту старушку, и, вероятно, долго ее не забуду» [С. 374.].

Как видим, фабульный ряд стихотворения 1957-го года и событие, рассказанное в письме 1944-го года, совпадают, но только осмысливаются они по-разному. От чего это зависит? Напрашивается ответ, что зависит от времени: по горячим следам (заметим, что сегмент письма начинается слова «недавно», а стихотворение - словами «это было давно») встреча со старушкой на кладбище стала поводом для размышлений о трудных годах войны, о человеческом горе, о том, что люди должны друг другу помогать, а в конечном итоге - для наставлений сыну. Спустя годы, реакция на встречу со старушкой стала иной - теперь

это повод для рефлексии о сущности поэтического творчества. Однако с не меньшей долей уверенности можно утверждать, что различие в автоинтерпретациях зависит и от видовой принадлежности текстов: эпистолярий и лирическое стихотворение. Контекст эпистолярного высказывания предполагает самоценность рассказанной истории, выводы к которой неизбежно напрашиваются, тем более, когда это письмо отца к сыну. Контекст лирического стихотворения превращает рассказанную историю в повод для важных и значительных размышлений поэта. Именно лирическое стихотворение способствует перелицовке фабульного ряда в то, что принято называть лирическим сюжетом в строгом смысле3.

Как это ни странно, ещё большей экспликации именно лирического сюжета способствует смена субъекта высказывания с «я» в письме к сыну на «он» в стихотворении. В письме история описана от первого лица. В стихотворении - от третьего, причем первое лицо не появляется вообще, не только, когда описывается фабульный ряд - но и когда речь идет о прозрении поэта (третья строфа) и о природе поэзии (две последние строфы). По классификации лирических субъектов, разработанной Б.О. Корманом и дополненной С.Н. Бройтманом4, тип лирического субъекта этого стихотворения можно определить как автора-повествователя или (по более поздней терминологии) -как внесубъектные (внеличные) формы выражения авторского сознания»5, когда «высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выражен»6. С.Н. Бройтман замечает (как ни парадоксально это звучит), что «если представить себе субъектную структуру лирики как некую целостность, двумя полюсами которой являются авторский и "геройный" планы, то ближе к авторскому будут располагаться автор-повествователь и "собственно автор"»7. И далее: «Именно в стихотворениях, в которых лицо говорящего прямо не выражено, в которых он является лишь голосом ("Анчар" А.С. Пушкина, "Предопределение" Ф.И. Тютчева, "Девушка пела в церковном хоре..." А.А. Блока) создается наиболее полно иллюзия отсутствия раздвоения на автора и говорящего, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении»8. Думается, к перечисленному ряду можно добавить и анализируемое стихотворение Н.А. Заболоцкого9, где употребление третьего лица позволяет достичь таких глубин интериоризации, каких не было в написанном от первого лица письме, и развернуть фабульный ряд событий в лирический сюжет.

При анализе лирического сюжета необходимо учитывать не только субъектную структуру, но и ситуацию, пространственно-временную организацию, мотив10 и событие11. При этом ситуация понимается нами как врйменное статическое положение12, только не действующих лиц (как в эпосе и драме), а лирического субъекта, а событие - как «перемещение персонажа через границу семантического поля»13. В лирическом стихотворении обычно есть только одно событие, но несколько лирических ситуаций, связанных с субъектом, именно поэтому его роль является ключевой: специфические субъектные отношения - отсутствие четких границ между субъектами - являются определяющими для лирики как рода литературы14, а в зависимости от типа субъекта меняются границы семантического поля. Лирическая ситуация может быть единичной, может варьироваться, переосмысливаться, перетекать в другую ситуацию и в событие, но так или иначе она присутствует. Таким образом, лирический сюжет разворачивается в пространстве и/или во времени при помощи мотивов как предикатов темы от одной ситуации, связанной с лирическим субъектом, к другой и, в свою очередь, к лирическому событию.

В стихотворении Заболоцкого лирический сюжет в таком понимании эксплицируется на нескольких уровнях. Во-первых, композиционном: сопротивопоставление первых двух и последних двух строф с промежуточным положением третьей строфы; данное сопротивопоставление актуализируется как семантически (фабульный ряд - образ чувства), так и в аспекте художественного времени («это было давно»- «теперь»). Во-вторых, на уровне фабульном: событие встречи со старушкой перерастает в событие осознания поэтом себя. В-третьих, на субъектно-объектном уровне: включение в текст наиболее близкого биографическому автору типа субъекта - автора-повествователя. В-четвёртых, на уровне пространственно-временном: локус кладбища в фабульном ряду события прошлого трансформируется в настоящем в художественно осмысленную вселенную, центром которой является поэт15.

Таким образом, пример соотнесения письма Заболоцкого и его стихотворения позволяет сделать вывод не просто о возможности появления в особых условиях такого специфического явления как лирический сюжет, но и об обязательности экспликации в лирическом роде сюжета именно лирического, нетождественного сюжету в эпике, драме или, скажем, в таком парахудожественном явлении как эпистолярий.

Примечания

1 Заболоцкий Н.А. Избранный сочинения / Составление, вступ. статья и примечания Никиты Заболоцкого. М.: Художественная литература, 1991. С. 197-198. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера страницы.

2 См., например: «В полной мере сюжетны лишь эпос и драма. В лирике сюжет встречается, но играет служебную роль» (Кормилов С.И. Сюжет // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 1049).

3 См. обзор работ по проблеме лирического сюжета: Копылова Н.И. О многозначности термина «сюжет» в современных работах о лирике (к историографии вопроса) // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. Воронеж, 1981. С. 107-121; Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990. С. 387-393, а также: Альми И.Л. Стихотворение Н.А. Некрасова «Похороны». Лирический сюжет и жанровая форма // Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002. С. 247-251; Альми И.Л. О лирических сюжетах Пушкина в стихотворениях Анны Ахматовой // Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002. С. 260-275; Бройтман С.Н. Лирика // Филологический журнал. 2006. № 1(2); Гаркави А.М. Лирическая ситуация и лирический сюжет // Гаркави А.М. Лирика Некрасова и проблемы реализма в лирической поэзии. Калининград, 1975; Грехнев В.А. Лирический сюжет // Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994; Заманский Л.А. К вопросу о сюже-тостроении в лирике // Вопросы теории и истории лирики. Воронеж, 1988. С. 58-69; Каминский В.И. О структуре лирического сюжета в русской романтической поэзии // Эволюция жанрово-композиционных форм. Калининград, 1987. С. 11-20; Кулешов В.И. О сюжетостроении в гражданской лирике // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. М., 1982. С. 34-41; Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосло-жение в русской литературе. Даугавпилс, 1980. С. 90-97; Тамарченко Н.Д. Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжет // Теория литературы: В 2 т. Т. 1. М., 2004; Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996; Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006 и др.

4 Дифференцированное описание лирических субъектов было впервые проделано Б.О. Корманом (см., например: Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. С. 42-115), затем дополнено С.Н. Бройтманом. В статье «Лирический субъект», написанной для учебника «Введение в литературоведение» 1999 г., он выделяет следующие типы лирического субъекта: автор-повествователь (высказывание принадлежит третьему лицу, субъект речи грамматически не выражен), собственно автор («я» грамматически выражено, но в центре внимания не сам переживающий, а некая картина и ее переживание), лирическое «я»

(носитель речи становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом), лирический герой (носитель речи становится субъектом-для-себя, т.е. своей собственной темой), герой ролевой лирики (субъект открыто выступает в качестве «другого») (См.: Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999. С. 141-153).

5 См. более поздний вариант статьи: Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учебное пособие. М., 2004. С. 310-322). В этом варианте, однако, классификация лирических субъектов была слегка урезана, поэтому пользоваться мы будем в первую очередь вариантом 1999 года.

6 Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999. С. 145.

7 Там же. С. 144.

8 Там же. С. 145.

9 Темой для отдельной статьи могло бы стать сопоставление этого стихотворения Н.А. Заболоцкого со стихотворением А.С. Пушкина «Пророк». Тематические переклички третьей строфы «Это было давно» и «Пророка» очевидны: в обоих случаях описывается преображение человека в Поэта, употребляется высокая лексика, есть и текстуальная близость - роль звука, высоты и т.п. (к тому же нет сомнений, что Заболоцкий это стихотворение Пушкина знал), но вот типы субъектов различаются. В «Пророке» присутствует лирическое «я», выраженный грамматически субъект (первое лицо), который рассказывает о себе, т.е. он становится своим собственным образом, субъектом-в-себе, и событие преображения, прозрения - главное и единственное в стихотворении.

10 «Всякий мотив в лирике исключительно тематичен, и любому мотиву здесь можно поставить в соответствие определенную тему. И наоборот, лирическая тема как таковая исключительна мотивна по своей природе, и мотивы как предикаты темы развертывают ее через действие -конечно, применительно к лирическому субъекту. <...> В целом же лирическая тема принципиально и предельно рематична, и в этом отношении она функционально сливается с лирическим мотивом» (Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004. С. 87-88).

11 Подробнее об этом см. в нашей работе: Лирический сюжет у В. Маяковского и А. Галича: «Кемп "Нит гедайге"» и «Засыпая и просыпаясь» // Искусство поэтики - искусство поэзии. К 70-летию И.В. Фоменко: Сб. научн. трудов. Тверь: Лилия-Принт, 2007. С. 342-356.

12 Определение Н.Д. Тамарченко (Теория литературы. Т. 1. С. 190).

13 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 223.

14 С.Н. Бройтман пишет, что «специфика конститутивных для лирики эпохи синкретизма отношений между автором и героем состоит в том, что в ней между субъектами сохраняются субъект-субъектные связи.

Плата за них - отсутствие между субъектами четкой внешней границы: это генетический код лирики, в разных формах воспроизводящийся на протяжении всей будущей истории» (Теория литературы. Т. 2. С. 98).

15 Подобное сочетание вообще характерно для поздней лирики Н.А. Заболоцкого, где достаточно часто фабульно-природно-бытовой ряд ситуаций перерастает в лирическое событие размышления о поэзии, ее сущности, роли поэта в мире и т.п., иё соответственно, лирический сюжет разворачивается во многом аналогично сюжету в этом стихотворении (см., например, «Приближался апрель к середине», «Поздняя весна», «Лебедь в зоопарке», «Ночное гулянье» и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.