Научная статья на тему 'Лингвосемиотика электорального дискурса (на материале избирательных кампаний в Испании в 2023 году)'

Лингвосемиотика электорального дискурса (на материале избирательных кампаний в Испании в 2023 году) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвосемиотика / политический дискурс / электоральный дискурс / политический слоган / хештег / твит / мемы / испанский язык / семиотические коды / избирательные кампании / политические тексты / Интернет / интернет-пространство / интернет-технологии / интернет-коммуникация / интернет-ресурсы / интер-нет-дискурс / интернет-тексты / linguosemiotics / political discourse / electoral discourse / political slogan / hashtag / tweet / memes / Spanish language / semiotic codes / election campaigns / political texts / Internet / Internet space / Internet technologies / Internet communication / Internet resources / Internet discourse / Internet texts

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марина Владимировна Ларионова

Непрерывное развитие информационно-коммуникационной среды, в которой реализуется со-временный политический дискурс, приводит к созданию новых семиотических структур и знаков, требующих самостоятельного исследования. Новые дискурсивные компоненты получают и реализуют семиотическую функцию передачи смыслов и, следовательно, отражения и конструирования реальности. Цель работы состоит в исследовании лингвосемиотической парадигмы испанского электорального дискурса как особой коммуникативной практики, которая актуализирует языковые и экстралингвистические семиотические коды для выражения смыслов, концептуализации и категоризации действительности при осуществлении речевых и социальных действий. Электоральный дискурс представляет собой неотъемлемую часть политической коммуникации, конфигурируя информационное пространство, в котором осуществляется политика как социальная деятельность. Основная задача электорального дискурса заключается не столько в описании реальности, сколько в убеждении, внушении гражданам политически правильных оценок намерений, которые проявляются через социальные действия и становятся критерием его эффективности. Прагматическая ситуация «Выборы» служит событийной рамкой, которая когнитивно конституирует дискурс с целью эффективного воздействия на широкий круг избирателей. Исследование, проводимое на основе интегрального подхода, сочетающего дискурс-анализ, отдельные методики лингвопрагматики, компонентного анализа концептуальной и прагматической нагрузки дискурсивных единиц, а также метод социолингвистической интерпретации, раскрывает лингвосемиотические механизмы превентивной актуализации смыслов в электоральном дискурсе. Изучение лингвосемиотического измерения дискурсивной реальности политики — слоганов, хештегов, твитов, мемов, концептов-антагонизмов и др. — позволяет осмыслить роль семиотических кодов как в представлении и интерпретации социальной реальности, так и в ее формировании и изменении в интересах акторов, предлагающих собственную систему значений и интерпретаций социальных фактов. Дискурс-анализ проводится на материале избирательных кампаний в Испании в 2023 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Марина Владимировна Ларионова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguosemiotics of Electoral Discourse (A Study of the Election Campaigns in Spain, 2023)

The continuous development of the information and communication environment of modern political dis-course leads to the creation of new semiotic structures and signs that require independent research. New discursive compo-nents receive and realize the semiotic function of conveying meanings and, consequently, of reflecting and constructing reali-ty. The aim of the study is to explore the lingo-semiotic paradigm of Spanish electoral discourse as a special communicative practice that actualizes linguistic and extralinguistic semiotic codes in order to express meanings and to conceptualize and categorize reality in the process of performing speech acts and social actions. Electoral discourse is an integral part of political communication, shaping the information space, where politics is carried out as a social activity. The main purpose of electoral discourse lies not so much in describing reality, as in persuading, suggesting to citizens politically correct assessments of intentions that manifest themselves through social actions and be-come criteria of its effectiveness. The pragmatic situation “Elections” serves as an event frame that cognitively constitutes political discourse with the aim to effectively influence a wide range of potential voters. The study is based on an integral approach that combines discourse analysis, some techniques of linguopragmatics, component analysis of the conceptual and pragmatic load of discursive units, as well as on the method of sociolinguistic interpretation. This approach allows the author to reveal the linguosemiotic mechanisms of preventive actualization of meanings in electoral discourse. The study of the linguosemiotic dimension of the discursive reality of politics — slogans, hashtags, tweets, memes, antagonism concepts, etc. — reveals the role of semiotic codes both in the representation and interpretation of social reality, and in its formation and transformation in the interests of the actors suggesting their own system of meanings and interpretations of social facts. The discourse analysis is carried out on the cases of the election campaigns in Spain in 2023.

Текст научной работы на тему «Лингвосемиотика электорального дискурса (на материале избирательных кампаний в Испании в 2023 году)»

Политическая лингвистика. 2024. № 3 (105). Political Linguistics. 2024. No 3 (105).

УДК 811134.242+811134.227

ББКШ147.21-51+Ш14721-55 ГРНТИ 16.21.07; 16.21.27; 16.41.21 Код ВАК5.9.8

Марина Владимировна Ларионова

Университет МГИМО МИД России, Москва, Россия, [email protected], SPIN-код: 365254, https://orcid.org/0000-0001-6466-7363

Лингвосемиотика электорального дискурса (на материале избирательных кампаний в Испании в 2023 году)

АННОТАЦИЯ. Непрерывное развитие информационно-коммуникационной среды, в которой реализуется современный политический дискурс, приводит к созданию новых семиотических структур и знаков, требующих самостоятельного исследования. Новые дискурсивные компоненты получают и реализуют семиотическую функцию передачи смыслов и, следовательно, отражения и конструирования реальности. Цель работы состоит в исследовании лингвосемиотической парадигмы испанского электорального дискурса как особой коммуникативной практики, которая актуализирует языковые и экстралингвистические семиотические коды для выражения смыслов, концептуализации и категоризации действительности при осуществлении речевых и социальных действий.

Электоральный дискурс представляет собой неотъемлемую часть политической коммуникации, конфигурируя информационное пространство, в котором осуществляется политика как социальная деятельность. Основная задача электорального дискурса заключается не столько в описании реальности, сколько в убеждении, внушении гражданам политически правильных оценок намерений, которые проявляются через социальные действия и становятся критерием его эффективности. Прагматическая ситуация «Выборы» служит событийной рамкой, которая когнитивно конституирует дискурс с целью эффективного воздействия на широкий круг избирателей. Исследование, проводимое на основе интегрального подхода, сочетающего дискурс-анализ, отдельные методики лингвопраг-матики, компонентного анализа концептуальной и прагматической нагрузки дискурсивных единиц, а также метод социолингвистической интерпретации, раскрывает лингвосемиотические механизмы превентивной актуализации смыслов в электоральном дискурсе. Изучение лингвосемиотического измерения дискурсивной реальности политики — слоганов, хештегов, твитов, мемов, концептов-антагонизмов и др. — позволяет осмыслить роль семиотических кодов как в представлении и интерпретации социальной реальности, так и в ее формировании и изменении в интересах акторов, предлагающих собственную систему значений и интерпретаций социальных фактов. Дискурс-анализ проводится на материале избирательных кампаний в Испании в 2023 году.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лингвосемиотика, политический дискурс, электоральный дискурс, политический слоган, хештег, твит, мемы, испанский язык, семиотические коды, избирательные кампании, политические тексты, Интернет, интернет-пространство, интернет-технологии, интернет-коммуникация, интернет-ресурсы, интернет-дискурс, интернет-тексты.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Ларионова Марина Владимировна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры испанского языка, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации — Университет МГИМО МИД России; 119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76; email: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ларионова, М. В. Лингвосемиотика электорального дискурса (на материале избирательных кампаний в Испании в 2023 году) / М. В. Ларионова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 3 (105). — С. 21-32.

Marina V. Larionova

MGIMO University, Moscow, Russia, [email protected], SPIN: 365254, https://orcid.org/0000-0001-6466-7363

Linguosemiotics of Electoral Discourse (A Study of the Election Campaigns in Spain, 2023)

ABSTRACT. The continuous development of the information and communication environment of modern political discourse leads to the creation of new semiotic structures and signs that require independent research. New discursive components receive and realize the semiotic function of conveying meanings and, consequently, of reflecting and constructing reality. The aim of the study is to explore the lingo-semiotic paradigm of Spanish electoral discourse as a special communicative practice that actualizes linguistic and extralinguistic semiotic codes in order to express meanings and to conceptualize and categorize reality in the process of performing speech acts and social actions.

Electoral discourse is an integral part of political communication, shaping the information space, where politics is carried out as a social activity. The main purpose of electoral discourse lies not so much in describing reality, as in persuading, suggesting to citizens politically correct assessments of intentions that manifest themselves through social actions and become criteria of its effectiveness. The pragmatic situation "Elections" serves as an event frame that cognitively constitutes political discourse with the aim to effectively influence a wide range of potential voters. The study is based on an integral approach that combines discourse analysis, some techniques of linguopragmatics, component analysis of the conceptual and pragmatic load of discursive units, as well as on the method of sociolinguistic interpretation. This approach allows the au-

© Ларионова М. В., 2024

thor to reveal the linguosemiotic mechanisms ofpreventive actualization of meanings in electoral discourse. The study of the linguosemiotic dimension of the discursive reality ofpolitics — slogans, hashtags, tweets, memes, antagonism concepts, etc. — reveals the role of semiotic codes both in the representation and interpretation of social reality, and in its formation and transformation in the interests of the actors suggesting their own system of meanings and interpretations of social facts. The discourse analysis is carried out on the cases of the election campaigns in Spain in 2023.

KEYWORDS: linguosemiotics, political discourse, electoral discourse, political slogan, hashtag, tweet, memes, Spanish language, semiotic codes, election campaigns, political texts, Internet, Internet space, Internet technologies, Internet communication, Internet resources, Internet discourse, Internet texts.

AUTHOR'S INFORMATION: Larionova Marina V., Doctor of Philology, Professor of Department of Spanish Language, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry ofForeign Affairs of the Russian Federation —MGIMO University; Moscow, Russia.

FOR CITATION: Larionova M. V. (2024). Linguosemiotics of Electoral Discourse (A Study of the Election Campaigns in Spain, 2023). In Political Linguistics. No 3 (105), pp. 21-32. (In Russ.).

Политический дискурс представляет собой неотъемлемую часть политической коммуникации, формируя информационное пространство, в котором осуществляется политика как социальная деятельность. Общественное предначертание политического дискурса ориентировано не столько на описание реальности, сколько на прагматическое стремление убедить или переубедить, внушить гражданам политически правильные, с точки зрения политика-адресанта, мнения и оценки, которые затем реализуются как социальные действия, являющие собой критерий дискурсивной эффективности [Демь-янков 2002: 32-43; Чудинов 2011: 41]. Политическая коммуникация регулируется парадигмой сложившихся в обществе социальных и политических институтов власти и служит результатом их деятельности Рук 2008; Дейк 2013]. В дискурсивном поле политики социальные институты и политические акторы в качестве субъектов дискурса интенциональ-но ориентированы на формирование определенной, отвечающей их интересам, картины мира, на стремление диктовать собственную политическую повестку, навязывая ее тем или иным способом аудитории-адресату [Блакар 1987: 88-119; Иссерс 2015; Чернявская 2014; Чудинов 2011 и др.].

В качестве инструмента политики дискурс выступает, с одной стороны, как средство вербализации, а с другой, как способ преобразования действительности через достижение политических целей [Чудинов 2003: 8; Михалёва 2009]. Функциональная особенность политики как сферы человеческой деятельности, отличающая ее от иных видов социальной активности, по мнению Е. И. Шейгал, заключается в том, что политика реализуется в информационно-коммуникативной среде через дискурс и политические действия являются по своей сути действиями речевыми [Шейгал 2004: 18].

Политический дискурс интегрирует различные виды дискурсивных практик: дипломатическую, электоральную, протестную и ряд других. Электоральный дискурс как

часть политической коммуникации когнитивно конституируется параметрами прагматической ситуации «Выборы», которая служит для него событийной рамкой. Когнитивно-прагматической целью электорального дискурса является необходимость оказывать эффективное воздействие на потенциальную аудиторию избирателей, чьи голоса стремится получить политик-адресант. Эффективность электорального дискурса, благодаря которому осуществляется взаимодействие политических партий с электоратом, определяется лингвосемиотическими механизмами превентивной актуализации смыслов [Ларионова 2023: 18] — особой дискурсивной риторикой, необходимой для концептуализации политической реальности в интересах акторов, предлагающих собственную систему значений и интерпретаций социальных фактов.

Когнитивно электоральный дискурс как продукт речевой деятельности политических акторов, вовлеченных в избирательные процессы, ориентирован на общественно значимые для электоральной политической реальности темы, смыслы, концепции и концепты, которые формируют и структурируют коммуникативное и собственно политическое пространство. Семиотически электоральный дискурс интегрирует всю совокупность знаков и текстов, вербальных и невербальных, поликодовых, через которые на этапе выборов политика реализуется как социальная практика. Прагматическая роль электоральной коммуникации заключается в оказании эффективного воздействия на мнения, убеждения и поведение широкого круга возможных избирателей, призванных обеспечить победу своего кандидата.

На современном этапе развития информационного общества электоральный дискурс включает в себя в качестве ключевых компонентов политические программы партий, лозунги, плакаты, иные агитационные материалы, телевизионные дебаты, интервью, выступления кандидатов, а также большой объем цифровых материалов,

обеспечивающих сегмент интернет-коммуникации: хештегов, твитов, видеороликов, ме-мов и пр. Новые коммуникативные единицы, наряду с традиционными, формируют функционально-смысловую семиотическую модель дискурса [Ларионова 2023: 7 и др.] и обеспечивают эффективность электоральной коммуникации в современной сетевой информационной среде, в которой цифровые реалии не только предлагают дополнительные возможности, но и имплицируют добавочные риски [Ларионова 2023: 381— 387].

ХЕШТЕГ И ТВИТ КАК МЕТАДИСКУРСИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Начиная с 2012 года испанский политический дискурс активно переместился в социальные сети, в первую очередь на платформу Х (бывший Twitter)1, где имеют собственные официальные аккаунты все политические партии Испании, их лидеры, правительство, министерства, политики и государственные функционеры. Интернет-пространство социальных сетей представляет основную коммуникационную среду, дающую возможность контролировать политическую повестку и когнитивные рамки электоральной кампании, управлять убеждениями и поведением потенциальной, и весьма многочисленной, аудитории избирателей.

Новыми дискурсивными единицами сетевой коммуникации выступают твиты — по-

ликодовое микроблоговое сообщение в политической интернет-среде — и хештеги, — слово или словосочетание, набираемое без пробелов, которому предшествует метасимвол «решетка». Хештеги интегрируются в твиты и в значительной степени сокращают время поиска требуемой информации в сетевом пространстве, что имеет особое значение для успешности политического дискурса. Однако выполняемые хештегом дискурсивные функции не ограничиваются традиционно приписываемой ему задачей играть роль тематической метки, маркирующей интернет-публикации с целью структурировать информационный поток в интернет-среде, где количество контента непрерывно увеличивается. Хештеги являются основным когнитивным инструментом категоризации и последующей концептуализации действительности в интернет-коммуникации, так как транслируют концепты, идеи и смыслы, запрограммированные адресантом, всегда заинтересованным в их предсказуемой интерпретации адресатом [Ларионова, Дем-кина 2021: 774-788; Ларионова 2023: 180229]. Как демонстрируют примеры, твит-сообщения, интегрирующие хештеги, в официальных партийных аккаунтах основных политических акторов, участвующих в выборах, служат своего рода визитной карточкой, информирующей потенциальный электорат об основных целях, задачах, социальных ориентирах, за которые борется партия (см. рис. 1)2.

Рис. 1

1 Генпрокуратура РФ решением от 24 февраля 2022 года ограничила доступ к сетевой платформе Twitter. В соответствии с указанным требованием, служба Роскомнадзора приостановила деятельность Twitter в РФ на основании статьи 15.3 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

2 При цитировании твитов автор статьи придерживается формата, предложенного Modern Language Association (MLA): MLA handbook for writers of research papers, 9th edition. New York: The Modern Language Association of America, 2021. - 465 р. Твиты воспроизводятся в том виде, в каком они опубликованы в официальных аккаунтах авторов, с указанием даты и сохранением всех орфографических, грамматических, графических и иных особенностей, свойственных этому виду поликодовых текстов интернет-коммуникации.

Практически все единицы традиционной дискурсивной коммуникации — фреймы, концепты, метафоры, политические слоганы, номинации и имена собственные политиков, политических партий, государственных институтов, парламентских фракций и пр. — хештегируются, попадая в цифровое дискурсивное пространство. Дискурсивный функционал хештегированных номинаций по сравнению с конвенциональными существенно увеличивается: хештеги дают возможность сделать номинацию «видимой» для потенциального электората, позволяют заинтересовать, привлечь и удержать внимание аудитории-адресата, включить пользователя в целевое сообщество, идеологически сфокусированное на определенной социально-политической тематике или партийных преференциях. Хештегированная номинация отличается информационной и когнитивной компрессией, т. е. обладает повышенной смысловой плотностью. Хештег ка-тегоризирует текст, создавая канал сообщений, часто превращаясь в дискурсивный тренд. С помощью хештегов в дискурсивном пространстве интернета действия нередко реализуются как перформативные речевые акты, выступая как прямой способ актуализации намерений политических коммуникантов, а это имеет особую важность во время электоральных кампаний. Х. Монедеро, один из идеологов левой испанской партии «По-демос», образно заметил, что присваивать имена означает вершить политику: nombrar es hacer política [Monedero 2011].

На примере испанских избирательных кампаний 2023 года рассмотрим подробнее функциональный потенциал электоральной коммуникации, который актуализируется благодаря лингвосемиотическим возможностям ее дискурсивных компонентов как в традиционной, так и в интернет-среде.

ДАТА КАК СОБЫТИЕ: #23-J

Социально-политическая ситуация в стране на момент избирательной кампании

определяет концептосферу электорального дискурса, которая выступает как манифестация национальной политической картины мира, мотивирующей электоральное поведение. Так, 28 мая 2023 года в Испании запланировано состоялись выборы в муниципальные и региональные органы власти, которые постулировались властью и воспринимались гражданами как своего рода репетиция всеобщих парламентских выборов, назначенных на конец года, ориентировочно на 10 декабря. Однако на следующий день после объявления итогов голосования, на которых правящая социалистическая партия потерпела заметное поражение, уступив региональное лидерство оппозиционной Народной партии, председатель правительства социалист Педро Санчес неожиданно для граждан страны и политической элиты объявил о досрочных — на пять месяцев раньше положенного времени — парламентских выборах, назначив их на 23 июля. Дискурсивно дата 23 июля стала эффективным фреймом, смыслоформирующей рамкой нового социально-политического контекста — #adelantoelectoral — #досрочныевыборы. Фрейм #23-и — #23И (23 июля — М.Л.), функционируя в качестве хештега предстоящей избирательной кампании, дискур-сивно позволил правящей коалиции изменить неблагоприятную для нее ситуацию в свою пользу: коммуникативно политический дискурс переключил внимание с обсуждения поражения блока социалистов на автономных выборах на новую реальность — близость всеобщих выборов в стране и необходимость продуманной подготовки к ним. Намеренный выбор электоральной даты, которая приходится на разгар лета, традиционно каникулярное время для испанцев, нарушил привычные национальные стереотипы политической жизни и породил дополнительные прагматические смыслы, которые с вирусной скоростью распространились через сетевые публикации благодаря твитам, мемам, хеш-тегам и видеороликам (рис. 2)1.

Прежде чем ты соберёшь свой чемодан, пусть это сделает он.

(на фотографии — председатель испанского правительства П. Санчес)

Рис. 2

1 El vídeo viral de Vox que anima a votar por correo el 23-J con mensaje final a Sánchez. URL: https://www. 20minutos.es/noticia/5138058/0/vox-pide-el-voto-por-correo-de-cara-al-23-j-antes-de-hacer-tu-maleta-deja-hecha-la-suya/ (Fecha de acceso: 23/09/2023)

ФРЕЙМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ: sanchismo vs derechizacion

Когнитивное фреймирование политического дискурса, то есть выбор общей дискурсивной рамки, является важным условием его эффективности. Фрейм определяет нужное концептуальное направление дискурса политического актора, формирует когнитивно-прагматическую структуру коммуникации с помощью ключевых концептов и метафор, является необходимым дискурсивным приемом для приоритетного представления и интерпретации социальной реальности и в значительной мере влияет на ее изменение и формирование [Дейк 1989; Арутюнова 1990: 5-32; Лакофф, Джонсон 2004; Иссерс 2008; Ларионова, Демкина 2021: 53-71]. Дискурсивный фрейм функционирует как особая прагмакогнитивная рамка, интегрирующая совокупность факторов, понятий, смысловых констант, с помощью которых структурируется политическая коммуникация. Фрейм задает когнитивно-прагматические предпосылки, побуждающие адресата действовать в заранее очерченных границах [Lakoff 2007; Иссерс 2008], что облегчает не только понимание социальной реальности, но и ее необходимую — в интересах адресата — трансформацию.

Бинарным дискурсивным фреймом электоральной кампании 23 июля стала антитеза «sanchismo vs derechizacion»^. Под термином sanchismo понимается политическая

идеология, стиль управления, не лишенный авторитаризма, а также приемы осуществления и удержания власти, которыми пользуется находящийся у власти председатель правительства Испании П. Санчес. Концепт derechización обозначает резкое смещение политического курса в сторону доктрины правых сил, в случае их победы на выборах. Дискурсивная дихотомия реализуется практически во всех публичных выступлениях партийных лидеров противодействующих сторон: левых сил во главе с П. Санчесом, которые представлены Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП), а также политическими движениями и структурами, вошедшими в политическую платформу «Сумар» (Sumar), и лагеря правых партий, от народников с их лидером А. Нуньес Фей-хоо, до более радикальных, таких, как ВОКС.

Политические соперники используют дискурсивное фреймирование как способ создания благоприятного для себя общественного мнения относительно предстоящих выборов в медийном пространстве. Фрейм наполняется ключевыми концептами, то есть наиболее часто повторяющимися идеологе-мами, оппозициями, метафорами, образами, необходимыми для максимальной актуализации понятийного содержания партийного дискурса и повышения эффективности ключевых сообщений с целью укрепления поддержки электората [Ларионова, Демкина 2021: 53-71].

НП: Мы победили 28 мая. Мы победим 23 июля2

ИСРП: Испания будет лучше

Рис. 3

1 De Cea V. El "sanchismo" frente a la "derechización" de España: PP y PSOE refuerzan sus mensajes ante el 23J. URL: https://www.lasexta.com/elecciones/generales/sanchismo-frente-derechizacion-espana-psoe-refuerzan-sus-mensajes-23j_20230603647b672221debe00019b5328.html (Fecha de acceso: 26/09/2023)

2 Castelló A. Feijóo y sus candidatos autonómicos, recibidos en Génova entre aplausos y al ritmo de Los Ramones. URL: https://www.eldebate.com/espana/20230530/feijoo-candidatos-autonoiTiicos-recibidos-genova-entre-aplausos-ritmo-ramones_118172.html (Fecha de acceso: 12/08/2023)

3 Marcos J. Pedro Sánchez reivindica sin matices su Gobierno e insta al PSOE a no rendirse: "La victoria es posible". URL: https://elpais.com/espana/elecciones-generales/2023-06-10/pedro-sanchez-reivindica-sin-matice s-su-gobierno-e-insta-al-psoe-a-no-rendirse-la-victoria-es-posible.html# (Fecha de acceso: 10/08/2023)

25

Так, на всеобщих выборах 23 июня в дискурсе Народной партии (НП), который реализуется под лозунгом Ganamos el 28M. Ganaremos el 23J — Мы победили 28 мая. Мы победим 23 июля — в рамках оппозиционного народникам фрейма «sanchismo» функционируют такие часто повторяющиеся когнитивные цепочки-комбинации, как traca final del sanchismo1 — оглушительный финал санчизма; desanchizar, derogar el sanchismo2 — искоренить санчизм; pactos con los enemigos de España3 — договоренности с врагами Испании; pactos que son ilegíti-

4

mos — незаконные договоренности, romper la política de bloques5 — покончить с блоковой политикой; pasar página al deterioro institucional, a los escándalos, chapuzas y cesiones al independentismo6— перевернуть страницу политики институционального обесценивания, скандалов, непрофессионализма, уступок индепендентистам — и др. Для дискурсивной характеристики собственной политической альтернативы — la buena política — правильной политики — народники предлагаются следующие концептуальные положения: servicio público por encima de todo — служение обществу превыше всего, mantener unida la sociedad sin fracturas7 —

поддерживать неразрывное единство общества; el único que trae una papeleta de cambio seguro, mil por cien, es el PP8— единственная партия, которая уверенно, на тысячу процентов, предлагает перемены, это НП и др. Приведем несколько дискурсивных цитат главы НП А. Нуньес Фейхоо: Hay que escoger entre Sánchez o España. (...) Sanchismo implica pactos con los enemigos de España. (...) Sánchez tiene unos pactos que son ilegítimos9 — Необходимо сделать выбор: Санчес или Испания. (...) Санчизм предполагает договоренности с врагами Испании. (...) У Санчеса есть ряд договоренностей нелегитимного характера.

Социалисты, находящиеся в момент выборов у власти и ведущие электоральную борьбу под лозунгом La mejor España — Испания будет лучше — интегрируют в концептуальное пространство оппозиционного им дискурсообразующего фрейма «dere-chización» такие концепты, как derecha trumpistaw — правые трамписты; derecha extrema — крайне правые, ultraderecha — ультраправые, derecha dura11 — жёсткие правые; ola de conservadurismo sin precedentes1 — беспрецедентная волна консерватизма; riesgo real de retroceso — реальный

1 Feijóo afirma que el sanchismo está en "la traca final" porque anticipa que el 23J es "el punto final". URL: https://www.pp.es/actualidad-noticia/feijoo-afirma-que-sanchismo-esta-traca-final-porque-anticipa-que-23j-es-punto (Fecha de acceso: 06/10/2023)

2 Del Riego C. Feijóo desgrana las leyes que cambiará para "derogar el sanchismo". URL: https://www. lavanguardia.com/politica/20230510/8955774/feijoo-desgrana-leyes-cambiara-derogar-sanchismo.html (Fecha de acceso: 04/10/2023 (Fecha de acceso: 06/10/2023)

3 De La Cuesta P. Diplomáticos también se rebelan contra Sánchez y avisan del «desprestigio» internacional de España. uRL: https://www.abc.es/espana/diplomaticos-rebelan-sanchez-avisan-desprestigio-internacional-espana-20231110152130-nt.html (Fecha de acceso: 16/11/2023)

4 Ibidem.

5 Feijóo: "Tenemos que romper la política de bloques y olvidarnos del 'conmigo o contra mí". URL: https:// www.elespanol.com/espana/politica/20230614/feijoo-romper-politica-bloques-olvidarnos-conmigo/771423277_0.html (Fecha de acceso: 16/11/2023)

6 Feijóo afirma que el sanchismo está en "la traca final" porque anticipa que el 23J es "el punto final". URL: https://www.pp.es/actualidad-noticia/feijoo-afirma-que-sanchismo-esta-traca-final-porque-anticipa-que-23j-es-punto (Fecha de acceso: 06/10/2023)

7 Puga N. Feijóo lanza la precampaña desde Galicia: "Tras el 23-J el PSOE podrá reconstruir el partido que existía antes de Sánchez". URL: https://www.elmundo.es/elecciones/elecciones-generales/2023/06/11/64 85b6e2fc6c836d608b45c5.html (Fecha de acceso: 16/11/2023)

8 Feijóo: "Ayer hubo un debate entre candidatos a líderes de la oposición". URL: https://elpais.com/ espana/elecciones-generales/2023-07-20/ultima-hora-de-la-campana-electoral-23-j-en-directo.html (Fecha de acceso: 05/10/2023)

9 De Cea V. El "sanchismo" frente a la "derechización" de España: PP y PSOE refuerzan sus mensajes ante el 23J. URL: https://www.lasexta.com/elecciones/generales/sanchismo-frente-derechizacion-espana-psoe-refuerzan-sus-mensajes-23j_20230603647b672221debe00019b5328.html (Fecha de acceso: 26/09/2023)

10 Moya Villasante C. Una derecha trumpista llama a la puerta. URL: https://www.infolibre.es/club-infolibre/librepensadores/derecha-trumpista-llama-puerta_129_1754112.html (Fecha de acceso: 21/08/2023)

11 Font M. Feijóo arranca la campaña llamando al voto útil de la derecha para gobernar "sin intermediarios". URL: https://www.publico.es/politica/feijoo-arranca-campana-llamando-al-voto-util-derecha-gobernar-intermediarios. html (Fecha de acceso: 15/08/2023)

1 Manifiesto en apoyo de Pedro Sánchez. URL: https://www.psoe.es/media-content/2023/07/200723-Manifiesto-apoyo-Pedro-Sa%CC%81 nchez-con-listado-de-firmantes.pdf (Fecha de acceso: 21/09/2023)

риск отставания, película tenebrosa de Feijóo y Abascal1 — чёрный фильм ужасов Фейхоо и Абаскаля (лидеры оппозиционных Народной партии и партии ВОКС— М.Л.); meternos en un túnel de tiempo tenebroso2 — загнать нас надолго в мрачный туннель — и др. Собственную политическую позицию социалисты репрезентируют через следующие позитивные номинации и утверждения: voto progresista — прогрессивные голоса, concentrar el voto progresista3 — собрать вместе все прогрессивные голоса; PSOE es la garantía de una España que avanza4 — ИСРП — это гарантия того, что Испания продолжит движение вперед; nuestro objetivo es hacer avanzar a nuestro país5— наша цель — заставить нашу страну двигаться вперед; PSOE la fuerza decisiva para tener un Gobierno progresista6 — ИСРП — решающая сила, способная создать прогрессивное правительство. Приведем примеры дискурса социалистов: [acudimos a] una estrategia, la del miedo a la ultraderecha, ya usada, pero que ahora podría funcionar7 — [мы придерживаемся] стратегии, которая внушает избирателям страх перед ультраправыми, стратегии не новой, но которая опять может сработать; pido el apoyo a esa amplia mayoría de españoles que quizás no hayan votado nunca al PSOE pero que no les gusta un pelo el tráiler de esta película tenebrosa de Feijóo y Abascañ — прошу поддержки у широкого большинства испанцев, которые, возможно, никогда не голосовали за ИСРП, но которым совсем не нравится трейлер этого черного фильма ужасов, который готовят Фейхоо и Абаскаль (лидеры правой оппозиции. — М.Л.); frenar a una derecha trumpista, a una derecha extrema y extrema derecha9 — остановить правых-

трампистов, крайне правых и правых крайних.

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ В ДИСКУРСЕ

В поле политической коммуникации, которая структурируется благодаря отношениям антагонизма, любой дискурс получает свою идентичность через отграничение от других дискурсов [Laclau 2004: 7-18], а его концептосфера формируется и идентифицируется благодаря позиционированию по отношению к другим концептам внутри дискурса. Представляется важным особо отметить, что избирательные кампании способствуют предельно жесткой актуализации имманентных для политической коммуникации бинарных оппозиций «свой — чужой», «правда — ложь», «хорошо — плохо», в рамках которых политические оппоненты ведут антагонистическую электоральную борьбу, поддерживая собственную доктрину и дискредитируя политических соперников. Электоральный дискурс строится на антагонистических моделях-противопоставлениях, которые функционируют как когнитивный инструмент прагматики, позволяя концептуально трансформировать дискурсивное пространство с учетом интересов политических акторов и значительных электоральных групп. Дискурсивных оппозиций может быть бесконечно много, в зависимости от того, какой концепт, признак, идея, действие соперников выбирается за основу противопоставления. При этом положительную оценку имплицируют только те концепты, которые входят в когнитивное поле «свои», в то время как когнитивное поле «чужие» преимущественно маркируется как негативное.

1 Precampaña electoral 23-J: 6 de julio | Sánchez pide el apoyo "a quienes no han votado nunca al PSOE pero no les gusta la película tenebrosa de Feijóo y Abascal". URL: https://elpais.com/espana/elecciones-gene rales/2023-07-06/ultima-hora-de-la-precampana-electoral-23-j-en-directo.html (Fecha de acceso: 20/08/2023)

2 López Macías J. Sánchez pide el voto para "demostrar a Europa que se puede parar a la derecha". URL: https://www.20minutos.es/noticia/5147345/0/sanchez-pide-voto-para-demostrar-europa-que-se-puede-parar-de recha/ (Fecha de acceso: 20/08/2023)

3 Pedro Sánchez pide concentrar el voto progresista en el PSOE porque solo los socialistas, con Gómez Besteiro, pueden gobernar el cambio en Galicia. URL: https://www.psoe.es/actualidad/noticias-actualidad/pedro-sanchez-pide-concentrar-el-voto-progresista-en-el-psoe-porque-solo-los-socialistas-con-gomez-besteiro-pueden-gobernar-el-cambio-en-galicia/ (Fecha de acceso: 20/08/2023)

4 "Adelante" el PSOE es la garantía de que España siga avanzando. URL: https://psoealmansa.com/ adelante-el-psoe-es-la-garantia-de-que-espana-siga-avanzando/ (Fecha de acceso: 12/07/2023)

5 Ibidem.

6 El PSOE hace un llamamiento a la movilización del voto progresista para garantizar los derechos y avances logrados en los últimos años. URL: https://www.diariodejerez.es/jerez/PSOE-Jerez-llamamiento-moviliza cion-progresista-garantizar_0_1813020480.html (Fecha de acceso: 22/07/2023)

7 Precampaña electoral 23-J: 6 de julio | Sánchez pide el apoyo "a quienes no han votado nunca al PSOE pero no les gusta la película tenebrosa de Feijóo y Abascal". uRL: https://elpais.com/espana/elecciones -genera les/2023-07-06/ultima-hora-de-la-precampana-electoral-23-j-en-directo.html (Fecha de acceso: 20/08/2023)

8 Ibidem.

9 Cué C. Sánchez arranca la campaña al ataque. URL: https://elpais.com/espana/2023-06-01/sanchez-arran ca-la-campana-al-ataque.html (Fecha de acceso: 20/08/2023)

27

Используя антагонизм Sánchez o España — Санчес или Испания, А. Нуньес Фейхоо дискурсивно определяет электоральную борьбу накануне всеобщих выборов 2023 года не столько как традиционное противостояние двух основных политических соперников — народников и социалистов, сколько как экзистенциальную альтернативу политическому будущему страны: Hay que escoger entre Sánchez o España\ Для того, чтобы убедить избирателей поддержать НП, ее лидер выбирает ключевые для политики концепты, намеренно противопоставляя их идеям политических конкурентов с целью продемонстрировать серьезность ответственной позиции своей партии: Cambiemos las coaliciones vergonzantes por los pactos de Estado2 — вместо постыдных коалиций мы предложим договоры на государственном уровне; Esto es lo que se vota el domingo: bloqueo o Gobierno3 — именно за это мы будем голосовать в воскресенье: заблокированное правительство или правительство, которое сможет работать.

Глава социалистической партии использует в своём электоральном дискурсе такие антагонистические оппозиции, как debates y no monólogos: la democracia son debates y no monólogos4 — демократия — это дебаты, а не монологи; la mejor España frente a la España gris y oscura — лучшая Испания, а не Испания в серых и темных тонах; en las urnas se decidirá entre la papeleta del PSOE o el papelón de un gobierno del PP con Vox6 — в день голосования придется выбирать между избирательным бюллетенем ИСРП или листком бумаги с будущим правительством НП вместе с ВОКС; el PP llega absolutamente desfondado y nosotros en la remontada7 — (к финалу выборов) НП приходит, абсолютно выбившись из сил, а мы — на пике успеха.

Антагонистические оппозиции являются прагматически эффективным дискурсивным приемом интерпретации политической действительности и ее трансформации в интересах актора-коммуниканта. В рамках электорального дискурса антагонистически сталкиваются не только концепты, но и действия, события, ситуации, даже факты истории. Приведу в качестве примера цитату из выступления лидера социалистов П. Санчеса, который обратился к истокам создания социалистической и народной партий как доказательству непримиримости их социально-политических курсов: (...) los 25 trabajadores, 16 tipógrafos, 4 médicos, un profesor, 2 artesanos, un marmolista y un zapatero (...) fundaron el partido (PSOE — М.Л.) hace 144 años. (...) Esa es la gente a quienes representamos, a quienes defendemos y de quien dependemos para ganar al PP y a Vox8 — 25 рабочих, 16 типографских наборщиков, 4 врача, преподаватель, 2 ремесленника, мраморщик и сапожник основали ИСРП 144 года назад. Именно таких людей мы представляем, мы защищаем, и от них зависит наша победа над НП и ВОКС. Этому П. Санчес противопоставляет историю создания НП, колыбелью которой стал Народный альянс (Alianza Popular), основанный siete exministros de una dictadura con la financiación de unos cuantos banqueros9 — семью бывшими министрами диктатуры, которых финансировала кучка банкиров. По мнению главы правительства социалиста П. Санчеса, отнесение политических соперников в лагерь «чужих», их исключение из круга «своих», способствует бесперспективности электоральных амбиций народников, репрезентирующих не простых испанцев, а элитарные круги испанского общества.

Использование часто повторяющихся антагонистических моделей формирует

1 De Cea V. El "sanchismo" frente a la "derechización" de España: PP y PSOE refuerzan sus mensajes ante el 23J. URL: https://www.lasexta.com/elecciones/generales/sanchismo-frente-derechizacion-espana-psoe-refuer zan-sus-mensajes-23j_20230603647b672221debe00019b5328.html (Fecha de acceso: 26/09/2023)

2 Feijóo aboga por cambiar "coaliciones vergonzantes" por pactos de Estado duraderos.

3 Alberto Núñez-Feijóo: "El domingo se vota bloqueo o Gobierno, sanchismo o cambio". URL: https:// valenciaplaza.com/alberto-nunez-feijoo-domingo-se-vota-bloqueo-o-gobierno-sanchismo-o-cambio (Fecha de acceso: 26/09/2023)

4 Pedro Sánchez: "Aquel que no quiera debatir no merece la confianza de los españoles". URL: https:// www.psoe.es/actualidad/noticias-actualidad/pedro-sanchez-aquel-que-no-quiera-debatir-no-merece-la-confianza-de-los-espanoles/ (Fecha de acceso: 23/06/2023)

5 Ibidem.

6 Sánchez abre la precampaña llamando al voto útil contra el "papelón" de un Gobierno PP-Vox. URL: https://www.cope.es/actualidad/espana/noticias/sanchez-abre-precampana-llamando-voto-util-contra-papelon-go bierno-pp-vox-20230618_2769696 (Fecha de acceso: 16/09/2023)

7 Sánchez: "Vamos a ganar. El PP llega absolutamente desfondado y nosotros en la remontada". URL: https://videos.elmundo.es/v/0_5fx1l5d1-sanchez-vamos-a-ganar-el-pp-llega-absolutamente-desfondado-y-nosotr os-en-la-remontada?count=0 (Fecha de acceso: 25/07/2023)

8 Cué C.E. Sánchez arranca la campaña al ataque. URL: https://elpais.com/espana/2023-06-01/sanchez-arranca-la-campana-al-ataque.html (Fecha de acceso: 23/07/2023)

9 Ibidem.

смысловое поле партийного электорального дискурса, когнитивно и функционально направленное на то, чтобы оказывать воздействие и манипулировать мнением и поведением аудитории электората.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СЛОГАНЫ И ЛОЗУНГИ

Опросы общественного мнения, проводимые агентством «Centro de Investigaciones Sociológicas», демонстрируют, что большинство испанских избирателей идеологически отходят от крайне левых и крайне правых взглядов, придерживаясь центристских позиций. По мнению ряда испанских политологов, в обществе преобладает ощущение неуверенности: los votantes que se autoubican en el centro ideológico pueden votar en función de la coyuntura política a un partido de izquierdas o a uno de derechas, si no hay nadie que sientan que los representa mejor1 — избиратели, кто идеологически относит себя к центристам, в зависимости от политической конъюнктуры могут проголосовать за одну из левых партий или же за какую-нибудь из правых партий, если они почувствуют, что нет иной структуры, которая лучше представляет их интересы. Именно поэтому цель электоральной пропаганды основных политических партий состоит в том, чтобы получить голоса неопределившихся испанцев, la gran incógnita, даже если для этого приходится отказаться от части собственной партийной идентичности, выбирая в качестве электорального слогана идеологически нейтральный девиз. Рассмотрим электоральные лозунги основных политических партий накануне всеобщих выборов 23 июля (рис. 4)2.

Не трудно заметить, что лозунги ориентированы не столько на привычную партийную аудиторию, сколько на более широкий, по сравнению с традиционным, круг избира-

телей. Этим обусловлена сниженная аксиологическая маркированность лозунгов и невыраженная вербально идеологическая направленность, ориентация на общечеловеческие ценности и социальные требования, значимые для большинства граждан. Если закрыть логотип партии и смотреть только на текст, то угадать, к какой политической структуре относится слоган, не представляется возможным. О партийной идентичности семиотически сообщают невербальные компоненты дискурса: фотоизображения на официальном плакате и цвет фона, ассоциирующиеся с соответствующей политической структурой.

Обращает на себя внимание эмпатий-ность партийных лозунгов, которая используется как способ продвижения новых дискурсивных смыслов через актуализацию персуазивного и суггестивного эффекта лозунгов. Эмпатийность позволяет психологически уменьшить дистанцию между партией и ее электоратом: адресность обращения к конкретной социальной группе (Es por ti), употребление местоимений и глаголов во 2 лице — por ti, decide, vota — создает эффект сопричастности, взаимной ответственности за судьбу страны. Использование эмпатии нейтрализует дистанцию, разделяющую политиков и электорат, создает необходимую в условиях избирательной кампании иллюзию того, что ожидания и потребности рядовых граждан составляют обязательную часть программной стратегии партии и определяют ее политическую идентичность. Эмпатий-ность является обязательной частью официальных плакатов партий как компонента поликодового электорального дискурса: лидеры неформально одеты, улыбаются. На плакате НП и ВОКС присутствует изображение национального флага Испании.

PSOE: Yo soy la izquierda; Adelante; España avanza. Vota PSOE — Я левый; Вперёд; Испания идёт вперёд; Голосуй за ИСРП SUMAR: Un nuevo país; Es por ti — Новая страна; Это для тебя

PP: España preparada; Es el momento — Испания готова; Момент настал VOX: Decide lo que importa; Vota VOX; #seguridad, #fronteras, #campo — Решай, что важно; Голосуй за ВОКС; #безопасность; #границы; #поле Рис. 4

1 Crespo P. ¿Ha muerto el centro político en España? URL: https://efe.com/espana/2023-03-14/ha-muerto-el-centro-politico-en-espana/ (Fecha de acceso: 02/07/2023)

2 Ruiz A. Sánchez, Feijóo, Abascal y Díaz: esto es lo que nos trasmiten los candidatos a las elecciones generales en sus carteles electorales. uRL: https://www.20minutos.es/mujer/moda/sanchez-feijoo-abascal-diaz-esto-es-que-nos-trasmiten-los-candidatos-las-elecciones-generales-sus-carteles-electorales-5146742/ (Fecha de acceso: 22/07/2023)

МЕМЫ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

В современной электоральной коммуникации особую прагматическую роль, обеспечивающую ее эффективность, играют поликодовые элементы, которые обладают собственной семиотической и символической спецификой: эмотиконы, эмодзи, фото, видеоматериалы, мемы и иные иконографические изображения. Заложенные в них адресантом национально-культурные коды ориентированы на информацию об актуальных событиях, на когнитивные пресуппозиции и значимые символьные смыслы, на представления и ожидания национальной аудитории получателей информации. Многозначность интерпретаций концептов, идей, речевых актов, дискурсивных и социальных действий в политической коммуникации заставляет адресанта, выбирающего языковую или иную знаковую форму для передачи необходимой информации, осознанно соотносить свое послание с когнитивными знаниями адресата. Национально-культурные коды, заложенные в дискурсивных единицах, в частности в мемах, и концептуализирующие какой-либо фрагмент или образ картины мира, являются особенно эффективным способом манипулирования сознанием получателей информации в интересах адресанта политического послания в условиях электоральной кампании.

В сетевом электоральном дискурсе мемы рождаются как реакция-отклик на актуальные социально-политические события, а также действия, поступки или высказывания политиков. Мемы функционируют как эффективный способ дискурсивной борьбы за получение голосов избирателей, позволяя формировать политическую повестку, выгодную для адресанта. В качестве инструмента дискурсивной прагматики мемы

транслируют значимые смыслы, которые семиотически представлены в поликодовом формате: вербально, в виде текста, а также с помощью невербальных кодов — звуковых, графических, визуальных, например, через изображения, фотографии, рисунки, или в смешанном формате, сочетающем текстовую и иконическую части. В силу заложенных в мемах прецедентных когнитивных смыслов и образов, которые взаимодействуют с реальным социально-политическим контекстом, их содержание легко считывает-ся адресатом, порождая дополнительные предзаданные смыслы. Мемы активно распространяются через социальные сети, становятся популярными, «вирусными», многократно копируются, намеренно попадая в новые контексты и функционируя как дискурсивный фактор формирования общественного мнения. Прагматический потенциал мемов объясняется злободневностью их смыслового содержания, которое через значимые символьные смыслы коррелирует с социальными ожиданиями аудитории потенциальных избирателей.

Использование мемов в качестве дискурсивного компонента электоральных кампаний определяется преимуществами электронной коммуникации перед традиционным вербальным текстом: доступностью для широкой аудитории, производимым эффектом присутствия, легкостью при создании сообщения и при его интерпретации. Не менее важным фактором использования в мемах не только вербальной, но и невербальной знаковых систем является процесс гипер-цепции — поликодового выражения действительности и ее восприятия, ставший устойчивой тенденцией современной коммуникации.

LAS ELECCIONES DE JULIO

Рис. 5

В первом из приведенных мемов-примеров1 (фото танцующего в окружении девушек популярного испанского певца Хулио Иглесиаса) высмеивается нетипичная дата выборов — июль, летний месяц, не предполагающий серьезной работы, а располагающий к отдыху и легкомыслию (название месяца звучит по-испански так же, как имя певца: julio — Julio). Второй мем c изображением П. Санчеса основан на прецедентных для испанских граждан знаниях: в качестве когнитивной основы мема используется известное фото подполковника Техе-ро с пистолетом на трибуне Конгресса депутатов в день организованного им военного путча 23 февраля 1981 года, что порождает дополнительные ассоциации с авторитарными методами правления, которые не чужды Санчесу как главе испанского правительства. Надпись под фотографией пародирует окрик путчиста: «Смирно всем! Здесь или правлю я, или вообще не будет правительства!» Третий мем повторяет официальный агитационный плакат Народной партии, с портретом ее лидера А. Н. Фейхоо и лозунгом «Момент настал», который оппозиция продолжила словами «для Фейхоо уйти на пенсию».

Таким образом, электоральный дискурс как часть политической коммуникации интегрирует семиотически поликодовые дискурсивные единицы, вербальные и невербальные, для репрезентации и трансформации действительности. Слоганы, концепты-антагонизмы, ключевые метафоры и образы, твиты, хештеги и мемы, необходимые для концептуализации политической реальности в интересах акторов, которые предлагают собственную систему смыслов и интерпретаций социальных фактов, функционируют как дискурсивные механизмы превентивной актуализации смыслов в политической коммуникации, что имеет особую важность в электоральный период, когда от эффективности ключевых сообщений зависит поддержка электората. Дискурсивные коммуниканты жестко конкурируют между собой за возможность ознáчивания необходимого объема актуального когнитивного содержания, так как именно через процесс присвоения значений происходит переосмысление реальности и создание новой, отвечающей их коммуникативным интенциям. Функция дискурсивного смыслонаделения или смыс-лоразрушения позволяет адресанту формировать смысловое поле, превращая речь в

целенаправленное действие для управления мнениями, убеждениями и поведением адресата.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова. — Текст : непосредственный // Теория метафоры. — Москва : Прогресс, 1990. — С. 5-32.

2. Блакар, Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) / Р. М. Блакар. — Текст : непосредственный // Язык и моделирование социального взаимодействия. — Москва : Прогресс, 1987. — С. 88-125.

3. Демьянков, В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии / В. З. Демьянков. — Текст : непосредственный // Политическая наука. — 2002. — № 3. — С. 31-44.

4. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. — Москва : Прогресс, 1989. — 310 с. — Текст : непосредственный.

5. Дейк, Т. А. ван. Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т. А. ван Дейк. — Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 344 с. — Текст : непосредственный.

6. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. — Изд. 5-е. — Москва : ЛКИ, 2008. — 284 с. — Текст : непосредственный.

7. Иссерс, О. С. Дискурсивные практики нашего времени / О. С. Иссерс. — Изд. 2-е, испр. — Москва : ЛЕНАНД, 2015. — 262 с. — Текст : непосредственный.

8. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живём / Дж. Ла-кофф, М. Джонсон. — Москва : УРСС, 2004. — 256 с. — Текст : непосредственный.

9. Ларионова, М. В. Политический дискурс испанской партии «Подемос» : рефреймирование как фактор дискурсивной эффективности / М. В. Ларионова, А. В. Демкина. — Текст : непосредственный // Язык и культура. — 2021. — № 53. — С. 53-71.

10. Ларионова, М. В. Хештег как лингвокогнитивная единица испанского политического дискурса / М. В. Ларионова, А. В. Демкина. — Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2021. — Т. 12. — № 3. — С. 774-788.

11. Ларионова, М. В. Лингвосемиотика испанского политического дискурса в пространстве интернет-коммуникации : дис. ... д-ра филол. наук / М. В. Ларионова. — Москва, 2023. — 459 с. — Текст : непосредственный.

12. Михалева, О. Л. Политический дискурс : специфика ма-нипулятивного воздействия / О. Л. Михалева. — Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 256 с. — Текст : непосредственный.

13. Чернявская, В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия / В. Е. Чернявская. — Москва : Директ-Медиа, 2014. — 185 с. — Текст : непосредственный.

14. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале : когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) / А. П. Чудинов ; Урал. гос. пед. университет. — Екатеринбург : [б. и.], 2001. — 238 с. — Текст : непосредственный.

15. Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации / А. П. Чудинов ; Урал. гос. пед. университет. — Екатеринбург : [б. и.], 2003. — 248 с. — Текст : непосредственный.

16. Чудинов, А. П. Современная политическая лингвистика / А. П. Чудинов ; Урал. гос. пед. университет. — Екатеринбург : [б. и.], 2011. — 252 с. — Текст : непосредственный.

17. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. — Москва : Гнозис, 2004. — 326 с. — Текст : непосредственный.

Los mejores memes de las elecciones generales anticipadas. 2023. URL: https://www.eleconomista. es/actualidad/noticias/12298965/05/23/los-mejores-memes-de-las-elecciones-generales-anticipadas-2023.html (Fecha de acceso: 23/10/2023)

18. Dijk, T. A. van. Discourse and Power / T. A. van Dijk. — New York : Palgrave Macmillan, 2008. — 308 p. — Text : un-mediated.

19. Laclau, E. Discurso / E. Laclau. — Text : unmediated // Estudios : filosofía, historia, letras. — México, D. F., 2004. — Vol. 2. — № 68. — P. 7-18.

20. Lakoff, G. No pienses en un elefante. Lenguaje y debate político / G. Lakoff. — Madrid : Foro Complutense, 2007. — 176 p. — Text : unmediated.

21. Monedero, J. C. El gobierno de las palabras. Política para tiempos de confusión / J. C. Monedero. — Madrid : Fondo de cultura económica de España, 2011. — 350 p. — Text : un-mediated.

REFERENCES

1. Arutjunova, N.D. (1990). Metafora i diskurs [Metaphor and discourse]. In Teorija metafory (pp. 5-32). Moscow: Progress. (In Russ.)

2. Blakar, R.M. (1987). Jazyk kak instrument social'noj vlasti (teoretiko-jempiricheskie issledovanija jazyka i ego ispol'zovanija v social'nom kontekste) [Language as an instrument of social power (theoretical and empirical studies of language and its use in a social context)]. In Jazyk i modelirovanie social'nogo vzaimo-dejstvija (pp. 88-125). Moscow: Progress. (In Russ.)

3. Dem'jankov, V.Z. (2002). Politicheskij diskurs kak predmet politologicheskoj filologii [Political discourse as a subject of political science philology]. In Politicheskaja nauka, (Iss. 3, pp. 31-44). (In Russ.)

4. Dejk, T. A. van. (1989). Jazyk. Poznanie. Kommunikacija [Language. Cognition. Communication]. Moscow: Progress, 310 p. (In Russ.)

5. Dejk, T. A. van. (2013). Diskurs i vlast': reprezentacija dominirovanija v jazyke i kommunikacii [Discourse and power: representation of dominance in language and communication]. Moscow: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 344 p. (In Russ.)

6. Issers, O.S. (2008). Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi [Communication strategies and tactics of Russian speech].Moscow: LKI, 284 p. (In Russ.)

7. Issers, O.S. (2015). Diskursivnye praktiki nashego vremeni [Discursive practices of our time]. Moscow: LENAND, 262 p. (In Russ.)

8. Lakoff, Dzh. (2004). Metafory, kotorymi my zhivjom [Metaphors we live by]. Moscow: URSS, 256 p. (In Russ.)

9. Larionova, M.V., & Demkina, A.V. (2021). Politicheskij diskurs ispanskoj partii "Podemos": refrejmirovanie kak faktor

diskursivnoj jeffektivnosti [Political discourse of Spanish Podemos party: reframing as a factor of discursive effectiveness]. Jazyk i kul'tura, 53, 53-71. (In Russ.)

10. Larionova, M.V. (2021). Heshteg kak lingvokognitivnaja edinica ispanskogo politicheskogo diskursa [Hashtag as a linguo-cognitive unit of Spanish political discourse]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Teorija jazyka. Semiotika. Semantika, 12(Iss. 3), 774-788. (In Russ.)

11. Larionova, M.V. (2023). Lingvosemiotika ispanskogo politicheskogo diskursa v prostranstve internet-kommunikacii [Linguosemiotics of Spanish political discourse in the space of Internet communication] [Abstract of Dis. of Doc. of Philology]. Moscow, 459 p. (In Russ.)

12. Mihaleva, O.L. (2009). Politicheskij diskurs: Specifika manipuljativnogo vozdejstvija [Political discourse: Specifics of manipulative influence]. Moscow: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 256 p. (In Russ.)

13. Chernjavskaja, V.E. (2014). Diskurs vlasti i vlast' diskursa: problemy rechevogo vozdejstvija [Discourse of power and power of discourse: problems of speech influence]. Moscow: DirektMedia, 185 p. (In Russ.)

14. Chudinov, A.P. (2001). Rossija v metaforicheskom zerkale: Kognitivnoe issledovanie politicheskoj metafory (1991—2000) [Russia in a metaphorical mirror: Cognitive study of political metaphor]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 238 p. (In Russ.)

15. Chudinov, A.P. Metaforicheskaja mozaika v sovremennoj politicheskoj kommunikacii [Metaphorical mosaic in modern political communication]. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. univer-sitet, 248 p. (In Russ.)

16. Chudinov, A.P. (2011). Sovremennaja politicheskaja lingvistika [Modern political linguistics]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univer., 252 p. (In Russ.)

17. Shejgal, E.I. (2004). Semiotika politicheskogo diskursa [Semiotics of political discourse]. Moscow: Gnozis, 326 p. (In Russ.)

18. Dijk, T.A. van. (2008). Discourse and Power. New York: Palgrave Macmillan, 308 p.

19. Laclau, E. (2004). Discurso. In Estudios: filosofía, historia, letras, 2(Iss. 68), 7-18. México, D. F.

20. Lakoff, G. (2007). No pienses en un elefante. Lenguaje y debate político. Madrid, Foro Complutense, 176 p.

21. Monedero, J.C. (2011). El gobierno de las palabras. Política para tiempos de confusión. Madrid: Fondo de cultura económica de España, 350 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.