Научная статья на тему 'Лингвометодические основы использования этнонимов на уроках русского языка в начальной школе'

Лингвометодические основы использования этнонимов на уроках русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еременко О. И., Яковлева Т. В.

Этнонимы важнейшая группа лексики русского языка, представляющая интерес в лингвистическом, воспитательном и общеобразовательном плане. Авторы предлагают различные приемы, знакомящие учащихся с этнонимами, приводят примеры упражнений, обучающих текстов, описывают фрагменты уроков с использованием этнонимов. Работа по использованию этнонимов на уроках русского языка не получила достаточного лингвистического и методического обоснования, поэтому статья представляет интерес для ученых, учителей, методистов, студентов педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Using Ethnonyms at the Russian Language Lessons in Elementary School

The use of ethnonyms at the Russian Language lessons in elementary school has not been sufficiently studied. The ethnonyms represent a major lexical group important for linguistic and general education as well as for personality development. The authors describe ways and methods of introducing this lexical group, provide excercises, special texts, and give descriptions of actual lessons implementing the methods proposed.

Текст научной работы на тему «Лингвометодические основы использования этнонимов на уроках русского языка в начальной школе»

№ 1, 2003

касаются в основном жанра трагедии. Чтение и комментирование отдельных частей отмеченной книги помогут студентам глубже понять особенности изучаемого жанра, в частности те, которые не потеряли своей актуальности в эпоху классицизма в западноевропейской и русской литературе.

В своей практической деятельности, осуществляя интеграционный подход к изучению историко-литературных и теоретико-литературных дисциплин, мы достаточно эффективно использова-

ли разные приемы активизации учебнопознавательной деятельности студентов. Анализ и оценка ответов сокурсников; краткая формулировка и запись наиболее важных положений; подведение итогов, формулировка студентами основных выводов по обсуждаемой проблеме; использование игровых форм работы (проведение викторины, подготовка и решение кроссворда) и др. способствовали более глубокой теоретико-литературной подготовке студен-тов-билингвов.

Поступила 25.02.03.

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О.И. Еременко, ст. преподаватель кафедры русского языка и методики начального образования Белгородского государственного университета,

Т.В. Яковлева, доцент кафедры русского языка и методики начального образования Белгородского государственного университета

Одна из важнейших задач современного гуманитарного образования — формирование толерантного сознания, профилактика экстремизма в межличностных отношениях. Именно дисциплины гуманитарного цикла формируют знания о культуре своего народа и культурных достижениях других стран, что способствует формированию у учащихся умения сопоставлять и оценивать эти достижения в духе объективности и толерантности. А это, в свою очередь, дает возможность воспитывать у них патриотические чувства и отношение к своей культуре и своему языку как к национальнокультурным ценностям.

Русский язык, одна из дисциплин гуманитарного цикла, является средством формирования духовного мира человека, основным каналом социализации личности, приобщения к ценностям человеческой культуры, накопленным предыдущими поколениями. Однако для того чтобы преподавание родного языка отвечало названным задачам, необходимо не только убедить учителей в необходимости рабо-

ты над формированием личности учащегося, но и предоставить материал для реализации данных направлений в области гуманитарного образования.

В рамках данной статьи мы остановимся на возможностях использования на уроках родного языка в начальной школе такой группы лексики, как этнонимы, к которой в лингвистике относят наименования по национальной и государственной принадлежности. Это названия различных видов этнических общностей: наций, народов, народностей, племен, племенных союзов, родов и т.п., изучением происхождения и функционирования которых занимается один из разделов ономастики — этнонимика.

Использование данной группы лексики в качестве речевого материала обусловлено рядом причин. Современные школьные учебники практически не содержат информации о народах, населяющих Россию и сопредельные с ней государства, ранее входившие в состав Советского Союза, о культуре, обычаях, традициях этих народов, их языках. В © О.И. Еременко, Т.В. Яковлева, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

результате школьники, да и взрослое население знают лишь те народы, о которых часто говорится на газетных страницах и с экрана телевизора (чеченцы, грузины, эстонцы), причем только по названию. Отсутствие информации о других нациях и народностях приводит к тому, что «все народы Кавказа, глубоко различные и по происхождению, и по культуре, и по языку, и по религии, и по национальной психологии, сливаются для среднего россиянина в жуткого монстра „лиц кавказской национальности14, литовцы, латыши и эстонцы становятся некими усредненными „прибалтами“, а коренные жители государств Центральной Азии и вовсе неразличимы и неотличимы от „кавказцев14» (Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. М., 1998. С. 4). Кроме того, «этнические названия являются специфически неотделимым компонентом национального самосознания того или иного народа, народности или какой-либо еще этнической общности. Это, пожалуй, сопоставимо только с личным именем человека, с той лишь разницей, что отдельно взятый человек не может испытывать коллективного чувства солидарности с одноименными ему Владимирами, Сто-янами, Збигневами или Вуками в той же степени, как он ощущает его, осмысляя себя русским, болгарином, поляком или сербом» (Ковалев Г.Ф. Этнонимия славянских языков: номинация и словообразование: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 1995. С. 4).

Специфическая особенность данной группы лексики дает возможность предположить, что работа с этническими названиями на уроках русского языка будет способствовать формированию национального самосознания, а также воспитанию интернационализма, чувства уважения ко всем остальным народам мира, что в наше время национальных войн, междоусобиц и ненависти является очень важным. Ведь о какой «дружбе народов» может идти речь, если о большинстве этих народов нам неизвестно ничего, кроме, может быть, названия. Привлечение этнических названий в качестве речевого материала даст возможность

сформировать представление о других нациях и народах, их обычаях и традициях.

Работа по использованию этнонимов на уроках родного языка в начальных классах не получила достаточного лингвистического и методического обоснования. Между тем этнонимы являются важнейшей принадлежностью словарного запаса русского языка, включают в свой состав большое количество лексем, история которых представляет значительный интерес, так как неотделима от истории самого народа. Работа с этническими названиями может проводиться на разных этапах урока русского языка, причем как с отдельными словами-этнонимами, так и с текстами, включающими этнические названия.

Приведем фрагмент урока русского языка в 3-м классе по теме «Состав слова», на котором в качестве лингвистического материала могут использоваться этнические наименования и проводится работа с такими лексемами.

Цели: 1) познакомить детей с этимологическим словарем, с происхождением слова Русь; 2) закрепить умение разбора слов по составу; развивать внимание; 3) воспитывать любовь и уважение к своей Родине и своему народу через знание обычаев, традиций русского народа.

1. Знакомство со словарем.

У ч и т е л ь: Ребята, не всегда происхождение слова бывает нам ясным и понятным. Некоторые слова возникли в языке очень давно, и мы сейчас уже не можем ответить на вопрос: почему тот или иной предмет получил такое название? Другие слова пришли к нам из иностранных языков. Чтобы узнать происхождение таких слов, нужно пользоваться специальным словарем — этимологическим. Писатель Л. Успенский написал такой словарь для школьников. Он называется «А почему не иначе?». Из него вы можете узнать о происхождении слов (учитель показывает словарь и вместе с детьми находит в нем значение нескольких слов).

2. Подбор однокоренных слов к лексеме Русь.

№ 1, 2003

У ч и т е л ь: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

У ч а щ и е с я: Россия.

У ч и т е л ь: А как называлась наша страна в стародавние времена?

У ч а щ и е с я: Русь.

У ч и т е л ь: А почему так назвали нашу страну? Не знаете? А вот послушайте, что пишет об этом писатель Романовский:

«Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает, и кто из ученых прав, а кто — нет, я не знаю. Я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: русло, т.е. ложе реки, по которому она течет; русалка — сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом; роса и производное от нее слово росяни-ца — обильная роса, лежащая поутру на травах или деревьях. Иными словами, Русь — это сторона, где много рек и озер, а русский — это человек, живущий у воды».

Теперь назовите мне семейку слов, родственных со словом Русь, и разберем слово русские по составу.

3. Работа с текстом.

Русские — один из самых многочисленных народов мира. В 1987 г. их было в мире 146 миллионов человек. В этом смысле они сравнимы только с американцами, которых насчитывается 187миллионов, и бразильцами (137 миллионов).

Русские расселены по многим странам. Но прежде всего они проживают в России. Кроме того, русские живут в Казахстане, на Украине, в Белоруссии. Примерно 1 миллион 300 тысяч русских живут в странах дальнего зарубежья. Много русских проживает в США, Бразилии, Канаде, Аргентине. Внутри русского этноса выделяют несколько историко-этнографических групп. Это поморы, которые живут по берегам Белого и Баренцева морей, полехи, проживающие

на границе с Украиной и Белоруссией, горцы, населяющие Сумскую область. В разных местах Центральной России проживают однодворцы, на Алтае — каменщики, по берегам реки Колыма — колым-чане, Камчатку населяют камчадалы.

4. Работа по тексту.

У ч и т е л ь: Ребята, а теперь скажите, о каких новых народах, относящихся к русскому этносу, вы узнали?

Учитель записывает на доске слова: поморы, полехи, горцы, колымчане, камчадалы, однодворцы, каменщики. Учащиеся записывают их в словарь.

5. Игра «С какого дерева упали листья?»

На ватманском листе изображены два дерева. Одно из них называется Русь, а другое — Беларусь. На деревьях — листья со словами. Некоторые листья осыпались, и их перемешал ветер. Детям нужно догадаться, с какого дерева упал каждый листочек. На листьях даны следующие слова: русовед, русак, русский, русалка, Беларусь, русичи, русый, белорусский, русло, белорус (учащиеся знают, что такие слова, как русак, русалка, русло, в настоящее время не являются однокоренными слову Русь, но исторически произошли от данного слова).

На дом дети получают задание: записать в словарики слова Русь и Беларусь, разобрать их по составу.

На последующих уроках можно использовать тексты, знакомящие учащихся с обычаями, традиционными занятиями русского народа. Приведем примеры таких текстов.

Т е к с т 1. Традиционным занятием русского крестьянства было земледелие. Выращивали в основном рожь. Ее сеяли всюду, кроме южных «пшеничных» черноземных районов. Пшеничный хлеб считался в России праздничным.

Важнейшими культурами издавна были лен и конопля. Животноводство носило подсобный характер. Очень развиты были кустарные промыслы. До сих пор сохранились традиции некоторых художественных промыслов: расписные жостовские подносы, дымковские глиняные игрушки, гжельский фаянс и т.д.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т е к с т 2. Традиционная русская одежда включала (у мужчин) длиннополый кафтан-сермягу или зипун. Самой распространенной обувью быгли лапти с обмотками-онучами. Одежда женщин очень разнилась в различныгх областях. В северно-русской зоне — это длинная рубашка с сарафаном, в южно-русской — рубашка с поневой, особого рода юбкой.

Пища русских крестьян быгла очень разнообразной, чему способствовала распространенность русской печи, позволявшей и варить, и жарить, и тушить, и сушить пищу. На Урале и в Сибири быгли популярныг пельмени. Очень часто употреблялись каши. Пили хлеб-ныгй квас, пиво. Из овощей популярныг быгли капуста и репа. Мясо в русской деревне обычно ели на праздник.

Поскольку этнонимы по своей частеречной принадлежности относятся к именам существительным, то наиболее удачным является использование таких лексем в процессе работы над этой частью речи. Так, при изучении темы «Изменение имен существительных по числам» можно использовать следующее задание: записать слова, диктуемые учителем, в столбик, рядом записать соотносительную форму числа. Над каждым словом указать число, поставить ударение. Выделить окончание. Например: белорус — белорусы, украинец — украинцы, чеченец — чеченцы, чуваши — чуваш, финныг — финн и т.п. Затем проводится работа с текстом, в котором рассказывается об одном из этих народов.

Чуваши — один из туркоязыгчныгх народов России. Живут в основном в Чувашии, а также Татарстане, Марийской республике, Оренбургской, Саратовской, Тюменской областях. Традиционныге занятия чувашей — пашенное земледелие, огородничество, пчеловодство, дерево-обрабатыгвающие промыслы. Развитыг различные видыг прикладного искусства: выгшивка, ткачество.

У чувашей оригинальный и очень красивый национальный костюм, который до сих пор носят сельские женщины. Это свободная рубаха (келе), украшенная вышивкой и подвесками, широ-

кие штаны (йем), шапочка особой формы, украшенная бисером и монетами, и чалма.

В процессе изучения темы «Род имени существительного» также можно использовать различные виды работ с этнонимами. Приведем фрагмент такого урока.

1. Словарная работа.

У ч и т е л ь: На доске записаны названия разных народов. Прочтите их (азербайджанцы , латы ши, канадцы , туркмены , эскимосы , кабардинцы , россияне). Определите число этих существительных. Запишите в форме единственного числа. (Учащиеся записывают этнонимы в столбик.)

У ч и т е л ь: А теперь давайте от этих слов образуем слова женского рода: азербайджанец — азербайджанка, россиянин — россиянка и т.д. (Лексемы женского рода записываются учащимися в тетрадь, расставляется ударение.)

У ч и т е л ь: Давайте попробуем определить, как образованы слова женского рода. (В словах выделяется словообразовательный аффикс.)

2. Работа с текстом.

Кабардинцыг — один из народов Северного Кавказа. В основном населяют Кабардино-Балкарию. Живут также в Краснодарском, Ставропольском краях и Северной Осетии.

Традиционныге занятия кабардинцев — скотоводство и земледелие. Особенно развито коневодство. Кабардинская порода лошадей известна во всем мире.

Традиционная пища кабардинцев — баранина, говядина, индейка, курица, паста (круто сваренная пшенная каша).

Этнонимы могут использоваться и в качестве занимательного материала на уроках родного языка. Приведем примеры таких заданий.

1. На наборном полотне даны слова без первой буквы, без первой и второй букв, без двух последних. Последовательно прикладывая недостающие буквы, например, г, ал, цыг, к недописанным словам, учащиеся должны получить названия разных народов, живущих на планете:

№ 1, 2003

(г)олландцы (ал)банцы украин(цы)

(г)рузины (ал)тайцы тувин(цы)

2. Добавить слоги, чтобы получилось название народа:

не(мцы), ин(дейцы), та(джики), ру-мы(ны), (буря)ты, лезги (ны), (яку)ты.

3. Составить из разрозненных слогов слова:

цы тай ки

После выполнения некоторых занимательных заданий можно проводить целенаправленную работу с теми или иными этническими наименованиями. Приведем фрагмент урока.

1. Словарная работа.

У ч и т е л ь: Посмотрите на доску. Вы видите два столбика. Я предлагаю вам добавить слоги из одного столбика к слогам другого, чтобы получились слова.

каза жи

эстон хи

белуд цы

Какие же слова у вас получились?

У ч а щ и е с я: Казахи, эстонцы, белуджи.

У ч и т е л ь: Откройте словарик и запишите эти слова. Поставьте ударение. Запомните их. Какие из этих слов вам не знакомы? (Большая часть детей называет этноним белуджи.)

2. Работа с текстом.

Белуджи — народ, живущий в Туркмении. Основная часть живет в других странах — в Пакистане, Иране, Афганистане.

Белуджский языгк относится к группе иранских языгков. За рубежом белуджи пользуются арабским алфавитом. В тридцатыге годыг в СССР быгл разработан алфавит белуджского языгка на основе латиницыг. Быгло вытущено несколько книг, издавались газетыг. Белуджский языгк изучался в школах. Однако вскоре

преподавание белуджского языка прекратилось, книги на нем перестали выгхо-дить. Только в 1989 г. бедуджский языгк стал снова изучаться в школах. Большинство белуджи владеют туркменским языком и пользуются им в качестве письменного и литературного. У белуджи нет письменной литературыг, но очень богатыгй фольклор: сказки, героический эпос вроде русских быглин, лирические песни. Замечательны народны е танцы белуджи.

Мы привели лишь некоторые возможные формы работы с этническими наименованиями, которые можно использовать на уроках родного языка в начальной школе. Считаем, что на таких уроках лингвистические знания, приобретаемые в процессе изучения родного языка, будут способствовать расширению научного кругозора школьников, развитию их познавательных способностей. Знакомство с этнонимами не только обогатит знания учащихся, но и может повлиять на формирование высоких гражданских и нравственных качеств подрастающего поколения, что является актуальным и своевременным. Созданная в настоящее время концепция образовательной области «Филология» для 12-летней школы предполагает определенные изменения в целях, содержании и структуре лингвистического образования. Согласно данной концепции одна из основных целей филологического образования сегодня — воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нрав-ствено-ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов.

Поступила 10.02.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.