УДК 811.161.1 '42:39
ББК Ш141.12-51+Ш141.12-006.3 ГСНТИ 16.21.29 Код ВАК 10.02.21
М. И. Девяткова
Екатеринбург, Россия
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПАЖИ «ДЗЮДОИСТ» И «БОРЕЦ» (на материале русских политических карикатур с образом Владимира Путина)
АННОТАЦИЯ. В статье проанализированы и описаны лингво-культурные типажи «дзюдоист» и «борец», выступающие в качестве невербальных компонентов в политических карикатурах с образом Владимира Путина; рассмотрен имидж президента, создаваемый в русских креолизованных текстах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: креолизованные тексты, лингвокультур-ные типажи, политический дискурс, политическая карикатура, российские президенты, языковая личность, концепты, линг-вокультурология, имидж президента.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Девяткова Марина Ивановна, аспирант кафедры английского языка, методики и переводоведе-ния; учитель английского языка МАОУ СОШ № 29 Адрес: 198511, г. Санкт-Петербург, г. Петродворец, ул. Суворовская, д. 1.
E-mail: [email protected].
М. I. Devyatkova
Ekaterinburg, Russia
LINGUO-CULTURAL TYPES OF «JUDOIST» AND «WRESTLER» (based on Russian political cartoons of Vladimir Putin)
ABSTRACT. The article analyses and describes linguo-cultural personality types «judoist» and «wrestler», used as non-verbal components in Russian political cartoons with the image of Vladimir Putin; the President's image created in Russian creolized texts is considered. KEYWORDS: creolized texts, linguo-cultural type, political discourse, political cartoon, Russian presidents, linguistic personality, concept, linguo-culturology, image of the presedent.
ABOUT THE AUTHOR: Devyatkova Marina Ivanovna, Post-graduate Student of Department of the English Language, Theory of Education and Translation Studies; English Teacher of State School № 29.
В круг интересов современных лингвистов все чаще попадают вопросы антропологии, ученые больше не изучают язык в отрыве от человека, его образования и воспитания, культуры и быта, мировоззрения и мировосприятия.
Проблемы взаимосвязи и взаимодействия языка и личности, языка и культуры освещаются в рамках лингвокультуроло-гии. Базовыми понятиями категориального аппарата этой науки являются концепт и языковая личность. Лингвокультурный концепт, содержанием которого является языковая личность, представляет собой в исследовательском плане лингвокультурный типаж (далее ЛТ), или «узнаваемый образ представителей определенной культуры, совокупность которых и составляет культуру того или иного общества» [Карасик 2005: 16].
Являясь узнаваемыми образами для представителей определенной лингвокультуры, ЛТ могут быть использованы авторами книг, статей, популярных в настоящее время креолизо-ванных текстов с целью придания тексту большей экспрессивности и информативности, при этом, не перегружая его излишними описаниями и пояснениями, напрямую обращаясь к фундаментальным знаниям и жизненному опыту читателей. ЛТ могут служить средством описания личности, характера, моральных качеств и ценностных предпочтений человека.
Настоящая статья посвящена моделированию ЛТ «дзюдоист» и «борец», выступающих в качестве невербальных компонентов в политических карикатурах с образом Владимира Путина.
Авторы карикатур нередко представляют Владимира Путина в роли дзюдоиста (рис. 1, 2), что, несомненно, связано с его увлечением этим видом спорта в школьные и студенческие годы. В этой связи представляют интерес два ЛТ — «дзюдоист» и его синоним «борец», так как их ключевые характеристики являются несомненными направляющими при создании имиджа российского президента.
© Девяткова М. А., 2016
В русском языке слово «дзюдо» и «дзюдоист» являются сравнительно недавними заимствованиями и трактуются, по данным Толкового словаря русского языка под редакцией С. И. Ожегова и более современного Большого толкового словаря русского языка, следующим образом:
Дзюдо — нескл., ср. Спортивная борьба вольного стиля, основанная на бросках, подсечках, захватах. Соответственно, дзюдоист, -а, м. Спортсмен, занимающийся дзюдо. ж. дзюдоист-ка, -и. прил. дзюдоистский, -ая, -ое [Ожегов 2006: 164].
Дзюдо — неизм.; ср. Борьба вольного стиля, возникшая на основе отбора и модернизации приёмов джиу-джитсу и ставшая особым видом борьбы. Приёмы д. [БТС 1998: 257].
Понятийные характеристики, полученные нами на основе дефиниций лексемы дзюдоист, позволяют нам выделить следующие признаки в содержании ЛТ «дзюдоист»: 1) человек, 2) спортсмен, 3) занимающийся особым видом борьбы, 4) дзюдо.
Образные характеристики данного ментального образования свидетельствуют о том, что в русском национальном самосознании дзюдоист представляется как хорошо сложенный спортсмен: Звать Георгий — почти Юрий (не говоря уж о Георгии Победоносце). Подтянут, в прошлом дзюдоист [Николай Фохт. Запасная Москва (1997) // «Столица», 1997.09.02]; не умеющий проигрывать: На литературе вызывали отвечать наизусть «Мороз и солнце», Смирнуша руку тянул и дзюдоист тоже. Вызвали Смирнушу, и на перемене дзюдоист решил разобраться [Катя Метелица. Смирнуша (1997) // «Столица», 1997.03.18]; олицетворяющий все положительные качества: Он один раз подрался с мальчиком, который был выше его на две головы, отличник был, красавец и дзюдоист [Катя Метелица. Смирнуша (1997) //«Столица», 1997.03.18].
Поскольку термин дзюдо был введен в обиход в русском языке лишь в первой четверти XX века [Шапошников 2010: 224],
понятие дзюдоист не успело закрепиться в паремиологическом фонде русского языка.
Для выявления ценностной составляющей данного ментального образования мы проанализировали шутливые изречения, а именно анекдоты, на тему дзюдо и борьбы, а также песни и стихи про дзюдо и дзюдоистов. Следует отметить, что в анекдотах дзюдоистам и борцам дается оценка со стороны, а в песнях и стихотворениях мы обнаружили оценочные характеристики, которые дзюдоисты дают себе сами. Вышеупомянутые материалы, содержащие оценочные суждения о дзюдоистах, были отобраны нами с интернет-форумов, спортивных блогов и социальной сети «ВКонтакте».
Итак, среди характеристик, данных дзюдоистам в анекдотах, мы обнаружили следующие:
Наличие недюжинной силы:
•Приходит паренек-дзюдоист домой с фингалом под глазом. Папаша подлетает:
- Сынок, кто это тебя так?
- Да трое напали, хотели часы отобрать.
- Да ты что, сынок, а увидишь, опознать сможешь?
- А чего я-то. Пускай родственники их теперь опознают (http://www.judo-zao.ru/humour/jokes.shtml).
• Борцы как дети, могут и поломать! (https://vk.com/topic-61736801_29263332).
Применение хитрости в бою:
•Путина спросили, почему НАТО расширяется на Восток, а Россия никак не может помешать.
- Каким принципом пользуется Россия в своей внешней политике?
- Основным принципом Дзюдо!
- В чем его суть?
- Сначала поддаться, а затем кинуть (http://www.judo-zao.ru/humour/jokes.shtml).
• Основной принцип дзюдо — кинь товарища (http://judo.md/judo/1246~rio-2016-protokoly-po-borbe-dzyudo-.html).
Применение находчивости при решении бытовых вопросов:
•А президент наш настоящий спортсмен! Очередным указом он запретил курить в общественных местах. Следующим указом он разрешит в общественных местах бороться (http://boevoy-dux.ru/boevos/0748801/1/Anekdoti-pro-borbu).
•Папа-дзюдоист очень спешил уложить сына спать,
чтобы посмотреть трансляцию с чемпионата мира по дзюдо. Поэтому зайчик давился, но жрал колобка (http://www.svytopolk.ru/forum/31-432-1).
Для дзюдоистов дзюдо — это дело жизни, а не хобби:
• - Ты спортсмен?
- Нет! Я Дзюдоист.
- А что Дзюдо не спорт?!
- Нет, это жизнь... (https://vk.com/judokurch).
Наличие скудных интеллектуальных возможностей:
• Приходят семь дзюдоистов в фотосалон и просят фотографа:
- Сфотографируй нас.
- Хорошо, как вас сфотографировать?
- Значит, мы, это, втроем с кулаками прем на этих четверых, а они, это, испугались и в стойке отходят.
Мужик их сфотографировал и спрашивает:
- Сколько сделать фоток?
- Две.
- Хорошо, но на хрена вам такие фотки? Тем более две.
- Тренер нам сказал — принести две фотки 3 на 4 (http://rubin-judo.narod.ru/humor/anecdot.htm).
• Сдает дзюдоист экзамен по анатомии.
- Где у человека расположен копчик?
Почесал затылок парень и честно говорит:
- Не знаю...
- Копчик — это конец позвоночника.
Все еще почесывая затылок, вполголоса дзюдоист бормочет:
- Странно, у меня здесь голова... (http://pozitiv11.ru/anekdotyi/anekdoti-pro-borcov).
• У дзюдоистов интересуются, согласны ли они с тем, что дзюдо является травмоопасным видом спорта и влияет на умственные способности. 10% опрошенных согласились с этим утверждением, 90% не поняли вопроса (http://borolka.com/blog/dzudo/1836.html).
•После окончания спортивной карьеры, два друга-дзюдоиста устроились работать в морг. Дали им носилки и бумагу, на которой написан адрес, откуда нужно забрать труп. Они долго пытались прочитать, что же на бумаге написано, но у них ничего не получилось. Тогда они позвонили в первую попавшуюся квартиру. Из-за дверей голос:
- Кто там?
Дзюдоисты отвечают:
- Мы из морга.
Из-за дверей:
- А у нас никто не умер...
Дзюдоисты:
- А нам пофиг — у нас план! (http://www.svytopolk.ru/forum/31-432-1).
Проанализировав тексты песен и стихотворений о дзюдо, мы обнаружили следующие оценочные характеристики дзюдоистов:
В занятиях дзюдо спортсмены видят свое высшее предназначение, так как этот вид спорта выбрал сам президент России:
• Старший в стране и тот в кимоно,
Видно быть борцами нам судьбою дано (http://radioforme.ru/song/dzudo_muzon-dlja-moej-trenirovki).
Важными качествами дзюдоиста являются целеустремленность, настойчивость и выносливость:
•Дзюдо — ты боль моя и пот,
Мой пьедестал, мой эшафот!
Так много сил и нервов вплетено
В распахнутые крылья кимоно!
•Он учит нас терпеть и учит побеждать,
Преодолев усталости печать.
Дзюдо — ты мой тяжёлый труд
Под знаками высоких амплитуд (Тина Миллер «Гимн дзюдо» http://www.inpearls.ru/).
• Там, где боль, я нахожусь, но ещё живой (http://radioforme.ru/song/dzudo_muzon-dlja-moej-trenirovki).
•Но дорога в дзюдо так терниста
И бывает она не проста! (http://www.budo-kai.ru/blogs/dzudo/stihi-pro-borbu.html).
•Ну а жизнь у борца — это тоже борьба! (http:/п/www.sunhome.ru/poetry/118202).
Посвятив свою жизнь дзюдо, дзюдоисты находят в нем не только боевое искусство, но и путь к гармонии и духовному совершенству:
•Согласье между телом и душой,
Дзюдо — это победа над собой!
Это не просто спорт или игра,
Дзюдо — это добро ради добра! (Тина Миллер «Гимн дзюдо» http://www.inpearls.ru/)
•Дзюдо — искусство.
Другого счастья, в жизни нет!
•Бойцам этикет, дисциплина знакомы.
•Дзюдо — это вид боевого искусства,
В нем есть философия, а не безумство.
Создатель его в девятнадцатом веке
Открыл без оружия мощь в человеке (https://vk.com/club 110285763).
•И порою об этом не знаем,
Что в дзюдо мы простились со злом.
•Да, дзюдо — это строгость в судействе
И гармония духа в душе;
•Я не знаю борьбы еще лучшей,
Здесь азарт и во всем интеллект (http://sportonline.biz/blog/ostalnie-vidi-sporta/145267.html).
•Дзюдо — ты мудрая борьба!
Моя любовь, моя судьба! (Тина Миллер «Гимн дзюдо» http://www. inpearls.ru/).
Проанализировав ценностные характеристики ЛТ «дзюдоист», мы делаем вывод, что для представителей русской линг-вокультуры спортсмен, занимающийся дзюдо, является человеком сильным, выносливым и целеустремленным. Несмотря на то, что дзюдоисты не всегда могут похвастаться высоким интеллектом, на ринге и в жизни им помогает не только физическая сила, но и смекалка, и находчивость. Дзюдо является не только одной из форм активного времяпрепровождения, но и средством воспитания и тренировки воли и духа спортсмена. Несомненно, этот вид борьбы ассоциируется в русском самосознании с именем нынешнего президента Российской Федерации, что и делает этот вид спорта важным и особенным.
Рассмотрим ментальное образование «борец». Для выявления понятийных характеристик этого ЛТ, воспользуемся определением, приведенным в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
Борец, -рца, м. 1. Человек, к-рый борется во имя защиты, осуществления чего-н. (обычно передового, прогрессивного). Б. за свободу. 2. Спортсмен, занимающийся борьбой. Б. тяжёлого веса. прил. борцовский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Б. ковёр [Ожегов 2006: 56].
Итак, на основе понятийных характеристик ЛТ «борец» мы выделили следующие признаки в его составе: 1) человек, 2) спортсмен 3) занимающийся борьбой, 4) сознательный, 5) име-
ющий обостренное чувство справедливости, 6) и активную жизненную позицию.
Проанализировав карикатуры с образом Владимира Путина в роли дзюдоиста (борца), мы отметили, что, чаще всего, авторы текстов имеют в виду именно первое значение слова борец, изображая российского президента, борющегося, за процветание России (рис. 1), с терроризмом (рис. 2), с оппонентами (рис. 4), за правду (рис. 5), с санкциями, введенными против России (рис. 6).
Рисунок 3 представляет собой обложку книги, на которой изображен Владимир Путин в дзюдоги, сражающийся в поединке на ринге, в правом верхнем углу карикатуры мы можем ви-
деть имя автора книги, а также ее название: В. В. Путин «Моя борьба». Название книги является прецедентным текстом из сферы-источника «Мировая история и политика» и отсылает нас к известному одноименному литературному труду Адольфа Гитлера, основателя тоталитарной диктатуры Третьего рейха.
Здесь автор карикатуры также использовал первое значение слова борец, проводя параллель между борьбой на ринге и борьбой политической, при этом давая понять, что Владимир Путин не брезгует жесткими и, возможно, даже безжалостными методами для достижения своих целей. Использование невербального компонента, а именно сцены поединка в дзюдо, где в роли борца выступает политик, переносит карикатуру из сферы-источника «Мировая история и политика» в сферу-мишень «Спорт», формируя при этом метафорические модели «ПОЛИТИКА — ЭТО СПОРТ» и «ПОЛИТИКИ — ЭТО СПОРТСМЕНЫ», что еще раз подчеркивает целесообразность моделирования таких ЛТ как «дзюдоист» и «борец».
Анализ образных характеристик ЛТ «борец» также свидетельствует о том, что в большинстве случаев данное ментальное образование понимается в его первом значении борца за что-то или с чем-то, нежели в своем втором значении борца-спортсмена. Именно поэтому примеры высказываний о борце-спортсмене немногочисленны:
Спортсмен-борец обладает хорошей физической формой: Влади — лысый и подтянутый, словно борец [Наталья Зайцева. Каста живых // «Русский репортер», 2012].
Спортсмен-борец имеет развитую мускулатуру и внушительный рост: Росту в ней было метра два, не меньше, а объему мог позавидовать профессиональный борец сумо [Дарья Донцова. Микстура от косоглазия (2003)].
Для победы борцу-спортсмену недостаточно одних физических данных, немалую роль играет интеллект: Можно считать, что айкидо использует свойства катастроф — борец должен победить не за счет большой физической силы или мощного удара [Владимир Горбачев. Концепции современного естествознания (2003)].
Борцы за какую-либо идею или дело оказались куда более популярными в русской лингвокультуре, чем хорошо сложенные борцы на ринге:
Человека, ставшего на тропу борьбы, ждет нелегкий путь: Этакий странствующий на метро рыцарь, борец за справедливость, защитник обиженных, утешитель сирот, а еще
больше вдов, сам неправедно гонимый и за чужую вину страдающий [Михаил Шишкин. Венерин волос (2004) // «Знамя», 2005].
Иногда самоотверженность борца может граничить с фанатизмом: Он и помещение реквизировать не хочет: не видно разве — борец, фанатик! [Дмитрий Быков. Орфография (2002)].
Борца отличает бескомпромиссность, стойкость и беспощадность: Непримиримый борец с грехами обращается к библейскому тексту: «Господь заповедь рек: научитесь от Меня, как я кроток быть и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим» [Николай Сайнаков. «Всему злу начало есть» // «Знание — сила», 2005]. На совещании группы в Москве в качестве консультанта и наблюдателя присутствовал глава WADA Ричард ПАУНД, самый бескомпромиссный борец с допингом в спорте [Анна Простякова, Андрей Митьков. Ричард Паунд: «В употреблении допинга мы подозреваем всех» (2002) // «Известия», 2002.12.10]. Может быть, даже так: тот и есть несгибаемый борец за светлое будущее человечества, кто прилежно делает свое дело и умеет наслаждаться счастьем личного бытия [Вячеслав Пьецух. Сравнительные комментарии к пословицам русского народа // «Октябрь», 2002].
Борьба за какую-либо идею требует самоотверженности и усердия от личности: Он хоть и не ярый борец за социальную справедливость, однако в протекторате бандитского либерализма замечен не был [коллективный. Форум: В России нет государства (2011)]. Пенетта для такой задачи подходит как нельзя лучше: свою политическую карьеру он начинал как рьяный борец за права человека [Павел Бурмистров. Америка. Обамов ковчег // «Русский репортер», № 1-2 (080-081), 22-29 января 2009, 2009]. Великолепная история с умирающей кошкой, которую герой, отчаянный борец за чистоту расы, самоотверженно выхаживает: натуралистично, страстно написано — не хуже, чем у Лимонова в «Укрощении тигра» история с котенком [Дмитрий Быков. Книжная полка Дмитрия Быкова // «Новый Мир», 2003]. Это был «пламенный борец с наркотиками», как его представили публике, депутат Госдумы Владимир Жириновский [Бомбы против наркотиков // «Коммерсантъ-Daily», 2003]. Юбилейный вечер в Рахма-ниновском зале спродюсировал Алексей Любимов — выдающийся исполнитель классики и неутомимый борец за современную музыку [Жалобы Щазы (2003) // «Российская музыкальная газета», 2003.03.12]. Он узнал растрепанную бороду и длинные седые космы: сомнений не осталось, ночью по городу бродил издатель
Булгаковский, бывший священник и неутомимый борец с пьянством [Дмитрий Быков. Орфография (2002)]. Даже самый сытый и гладкий врач Евразии — авторитетный санитар Онищенко, пламенный борец с пивом [Игорь Мальцев. Шоссе, фонарь, аптечка (2002) //«Автопилот», 2002.02.15].
Для борьбы необходимо мужество: Бесстрашный борец с преступностью, начальник отделения 5-го отдела МУРа Игорь Островский, только-только получивший полковничьи погоны (хоть и занимал должность на ступень ниже, слишком велики были его подвиги) [Александр Хинштейн. Бригада // «Московский комсомолец», 2003].
Благоразумие является важным качеством борца: Сначала супруги спорили, кто будет выметать окурки, а потом мудрый борец за права женщин нашел воистину остроумное и оригинальное решение проблемы равенства [Нина Воро-нель. Без прикрас. Воспоминания (1975-2003)].
Рассмотрев образные характеристики, мы отметили следующее: борцы — это статные спортсмены, отличающиеся интеллектом, безжалостностью и стойкостью; самоотдача борца нередко граничит с фанатизмом и безрассудством. В русской лингвокультуре бытует мнение о том, что у борцов нелегкая судьба, и за свой выбор им приходится платить высокую цену.
Для выявления ценностных характеристик ЛТ «борец» обратимся к паремиологическому фонду русского языка. В «Толковом словаре живого великорусского языка» (1880) и в «Словаре пословиц русского народа» (1879) В. И. Даля приведены следующие примеры речений о борьбе:
Следует знать, что для борьбы необходима физическая сила: Не силен — не борись; не богат — не сердись.
Следует знать, что для победы борцу необходим интеллект: Не тот борец, что поборол, а тот, что вывернулся. Не силой борются, а умением.
Следует знать, что человек должен бороться за лучшее существование: Не верь судьбе: спасение — в борьбе.
Бороться следует до конца: Борьба не на жизнь, а на смерть.
Следует знать, что борцы нуждаются в одобрении: Борьба любит похвальбу.
Следует знать, что борцам свойственно тщеславие:
Стрельба — похвальба, а борьба — хвастанье.
Следует знать, что любому борцу найдется замена:
Борец борца сокрушает.
Следует знать, что навыкам борьбы нужно специально обучаться: Стрельба да борьба — ученье; а конское сиденье — кому бог даст.
Следует знать, что случай борьбы не может быть единичным: Борьба родит борьбу.
Итак, ценностная составляющая ЛТ «борец» позволяет нам выделить некоторые характеристики данной типизируемой личности. Борец должен быть не только физически сильным, но и умным; целеустремленным и неунывающим. Тем не менее, борец нуждается в принятии другими людьми и даже одобрении со стороны общества. Любому борцу необходимы обучение и каждодневные тренировки, так как конкуренция высока.
Как мы отметили ранее, лингвокультурный типаж, являясь типизируемой личностью, представителем определенной этносоциальной группы, узнаваемым по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации [Карасик 2007: 309], может использоваться как инструмент для создания определенного образа описываемой личности.
Таким образом, авторы русских карикатур с образом Владимира Путина, где в качестве невербального компонента выступают ЛТ «дзюдоист» и «борец», использовали данные ЛТ как средство описания характера и моральных качеств российского президента не только как личности, но и как политика.
Смоделировав ЛТ «дзюдоист» и «борец», мы можем сделать следующие выводы о том, какой имидж российского президента формируют авторы русских карикатур, используя в них вышеупомянутые ЛТ:
• Российский президент представляется, как статный спортсмен, занимающийся особым видом борьбы — дзюдо, а также как человек с обостренным чувством справедливости, имеющий активную жизненную позицию.
• Благодаря обращению к ЛТ «дзюдоист» и «борец» авторы русских креолизованных текстов создают представление о Владимире Путине, как о человеке умном, сильном, целеустремленном, идущем до конца и не умеющем проигрывать.
Карикатуристы, используя типизируемые личности борца и дзюдоиста, а также графические метафоры, изображают Владимира Путина, как жесткого и сильного политика, способного отстоять интересы государства и каждого его гражданина в отдельности.
ЛИТЕРАТУРА
Буланов П. Г. Лингвокультурный типаж — Uncle Tom в афроаме-риканском дискурсе // Вестник чгпу. — 2010. № 8.
Даль В. И. Словарь пословиц русского народа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rodon.org/dvi/prn0.htm.
Дмитриева О. А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — Волгоград, 2007. 24 с.
Евтушенко Е. В., Прохорова Л. П. Ценностная составляющая лингвокультурного типажа kidult (на материале опроса респондентов) // Вестн. Кемер. гос. ун-та. — 2013. № 2 (54) Т. 2 Филология. С. 45-50.
Карасик В. И. Коммуникативный типаж как предмет лингвистического изучения // Лингвистика и межкультурная коммуникация. — Волгоград, 2004.
Карасик В. И. Языковая кристаллизация смысла. — Волгоград: Парадигма, 2010.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002. 477с.
Карасик В. И. Языковые ключи. — Волгоград: Парадигма, 2007.
Карасик В. И., Дмитриева О. А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. — Парадигма, 2005. 310 с.
Коровина А. Ю. Лингвокультурный типаж «английский сноб» / Известия ВГПУ. 2008.
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
Мурзинова И. А. Лингвокультурный типаж «британская королева»: Постановка проблемы // Филологические науки / Вестник ВолГУ. — 2008-2009. Сер. 9. Вып. 7.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
Русский национальный корпус [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru.
Селиверстова Л. П. Лингвокультурный типаж «звезда Голливуда»: ценностная составляющая // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. — 2006. Сер. 2. Языкознание. Вып. 5. С. 174-177.
Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 1 / сост. А. К. Шапошников. — М.: Флинта: Наука, 2010. 584 с.