Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИКА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИА: ПОДГОТОВКА ЛИНГВИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ЛИНГВИСТИКА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИА: ПОДГОТОВКА ЛИНГВИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ МЕДИА / БЛОГОСФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косиченко Е. Ф.

В статье поднимается проблема подготовки профессионалов нового поколения - специалистов лингвистики в области цифровых медиа, способных применять интернет-технологии в системе управления, в образовании, а также быть высокоэффективными специалистами в блоговой коммуникации. Отмечается, что формирование профессионального сознания инновационных кадров связано с развитием соответствующих компетенций, где важную роль приобретает овладение правовыми основами виртуального взаимодействия и этикой поведения в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTICS FOR DIGITAL MEDIA: TRAINING A NEW GENERATION OF LINGUISTS

The article looks into the problem of educating a new generation of professionals - that is - specialists in the field of digital media who are competent enough to use internet technologies in management, education and are trained to make a living as bloggers. it is stressed that the development of professional awareness of specialists in digital communication relies on a whole range of disciplines, including philosophy and law.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИКА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИА: ПОДГОТОВКА ЛИНГВИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 378

10.52070/2500-3488_2021_1_838_110

Е. Ф. Косиченко

доктор филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой общего и сравнительного языкознания Института иностранных языков им. М.Тореза Московского государственного лингвистического университета [email protected]

ЛИНГВИСТИКА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИА: ПОДГОТОВКА ЛИНГВИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье поднимается проблема подготовки профессионалов нового поколения -специалистов лингвистики в области цифровых медиа, способных применять интернет-технологии в системе управления, в образовании, а также быть высокоэффективными специалистами в блоговой коммуникации. Отмечается, что формирование профессионального сознания инновационных кадров связано с развитием соответствующих компетенций, где важную роль приобретает овладение правовыми основами виртуального взаимодействия и этикой поведения в информационном пространстве.

Ключевые слова: лингвистическое образование; цифровые медиа; блогосфера.

E. F. Kosichenko

Doctor of Philology (Dr. habil.), Assoc. Prof.

the Maurice Thorez Institute of Foreign Languages

Head of Department of General and Comparative Linguistics

Moscow State Linguistic University

[email protected]

linguistics FOR DIGITAL media: training a new generation of linguists

The article looks into the problem of educating a new generation of professionals -that is - specialists in the field of digital media who are competent enough to use Internet technologies in management, education and are trained to make a living as bloggers. It is stressed that the development of professional awareness of specialists in digital communication relies on a whole range of disciplines, including philosophy and law.

Key words: liguistic education; digital media; bolgs.

Введение

За условно короткое время интернет-технологии коренным образом изменили социальную жизнь современного человека, сформировав у него принципиально новые жизненные ориентиры и навыки социального взаимодействия, которое всё активнее перемещается в виртуальную среду; при этом речь идет не только о межличностном общении, когда человек предпочитает написать приятелю или коллеге сообщение, нежели, например, связаться с ним по телефону, но также о взаимодействии человека с различными большими группами людей или с целыми социальными институтами. В современных реалиях всё острее ощущается потребность в специалистах, которые, обладая сформированным дигитальным мышлением, были бы адаптированы к новой действительности, а также с опорой на полученные научные и профессиональные знания могли бы регулировать виртуальное пространство, ограничивая его стихийность.

Цифровое пространство многомерно, и не в последнюю очередь - это коммуникативное пространство, в связи с чем важным подходом к его изучению является лингвистический подход, опирающийся на широкий спектр методов лингвистического анализа. Цифровое пространство обладает сложной структурой, и его освоение требует наличия специалистов, способных решать профессиональные задачи с учетом социальных, этических и правовых аспектов медийной коммуникации в виртуальной среде.

Цифровая лингвистика в магистратуре МГЛУ

Проблема цифровизации затрагивает все сферы общественной жизни, но наиболее остро стоит в области педагогики и образования. В научной литературе справедливо отмечается, что «интеграция 1Т-технологий во все сферы профессиональной деятельности людей требует увеличения численности профессионалов с интегрированными знаниями в сфере высоких технологий» [Царегородцев, Цац-кина 2019, с. 197-198]. В ряде работ также подчеркивается важность формирования в процессе профессиональной подготовки студентов вузов медиакомпетенции, понимаемой как способность решать практические задачи в информационном обществе, умение пользоваться информацией в различных видах ее представления, владеть

способами общения с помощью информационных коммуникационных технологий в медиапространстве [Тархов 2016].

Требования времени послужили факторами, обусловившими открытие в МГЛУ в 2019 г. в рамках направления 45.04.02 «Лингвистика» новой магистерской программы «Лингвистика для цифровых медиа», которая направлена на подготовку кадров в областях, связанных с цифровыми коммуникациями: блогеров, влогеров, специалистов в области цифровых архивов, работников издательств, музеев, библиотек, экспертов в области PR, специалистов по дистанционному обучению. Первостепенной задачей магистратуры по данному профилю является формирование у обучающихся таких компетенций, которые позволят выпускникам системно и поэтапно формировать новую медиасреду.

Для решения поставленных задач в учебный план новой магистерской программы включены относительно традиционные для данного направления подготовки дисциплины по анализу текста и дискурса, семиотике, лексикографии и двум иностранным языкам, а также перечень специальных дисциплин по основам веб-дизайна, веб-технологиям в лингвистике, лингвистической экспертизе, корпусной лингвистике, дискурс-анализу медийной коммуникации, гражданскому праву, по проблемам этики интернет-коммуникации, межкультурной меди-алингвистики, цифровой лингвистики текста, сетевой идентичности и др. Для реализации общеобразовательной программы привлекаются математики, программисты, специалисты в области права, журналистики и лингвистической экспертизы.

Следует особо подчеркнуть разнообразие дисциплин философской направленности (например, «Инвективы в сетевой коммуникации» или «Лингвофилософия в цифровую эпоху»), основной задачей которых является формирование профессионального сознания будущих специалистов, выработка резистентности к конфликтам, агрессивному и неэтичному поведению в виртуальной среде [Радченко 2009], развитие способности адекватно реагировать, например, на такие характерные явления сетевой коммуникации, как троллинг или моббинг, нарушение прав виртуальной личности или прав аватара.

Необходимым этапом подготовки инновационных кадров является формирование у них лингводидактической компетенции, которая впоследствии позволит лингвистам, специалистам в области цифровых

медиа, осуществлять также образовательную деятельность, повышая тем самым их профессиональную и академическую мобильность. В этой связи в программу подготовки магистров включены, во-первых, дисциплины по двум иностранным языкам, которые являются, наряду с родным языком, «системообразующими средствами профессиональной подготовки» [Коряковцева 2019, с. 23], и освоение которых расширит возможности будущих магистров лингвистики в плане решения профессиональных задач в области цифровых медиа. Во-вторых, в учебный план включены дисциплины «Теория обучающей виртуальной среды общего назначения» и «Теория обучающей виртуальной среды специального назначения», которые обеспечат более глубокое понимание принципов работы с информационными системами и программным обеспечением в сфере образования, и в результате предусмотренной практической работы по анализу стратегий разработки узлов обучающей виртуальной среды дадут представление о возможностях самостоятельно создавать и модифицировать образовательные программные продукты [Горожанов 2016].

Для успешного овладения образовательной программой в учебный план включены три вида практик, которые позволяют обучающимся совершенствовать необходимые профессиональные компетенции. Обучающиеся по данному профилю имеют возможность работать с корпусами в Институте русского языка РАН в секторе, который занимается Национальным корпусом русского языка, а также проходить практику в различных отделах группы компаний «Просвещение». Подчеркнем, что государственная аттестация предполагает защиту магистерской диссертации по материалам практик.

Важное место в программе подготовки магистров по данному профилю отводится различным аспектам блоговой коммуникации. Многофункциональность блога и его всепроникающая сущность вынуждают более внимательно отнестись к вопросу подготовки инновационных кадров, способных - с опорой на полученные практические навыки, а также фундаментальные знания из области лингвистики, философии и юриспруденции - осуществлять профессиональную деятельность в блогосфере. Подчеркнем, что проблему профессиональной подготовки блогеров недостаточно рассматривать только в контексте цифровой революции, важную, если не решающую, роль здесь приобретает гуманитарное знание.

Блогосфера как область профессиональной деятельности

Термин «блогосфера» образован по аналогии с термином «семио-сфера», предложенным Ю. М. Лотманом для обозначения совокупности разнородных, но взаимодействующих между собой в процессе функционирования систем [Лотман 1992]. Данный термин широко используется в научной коммуникации и относится к совокупности всех существующих в глобальной сети блогов. Компонентами блого-сферы являются не только блоги, но и блогеры, читатели, подписчики, которые взаимодействуют по определенным правилам с соблюдение неписаных, но вполне конкретных и общепризнанных норм общения. В научной литературе отмечается, что границы блогосферы трудно определить, на что существует ряд причин, как, например, нестандартный формат некоторых блогов, замкнутость ряда блогов на себе, т. е. недостаточно активное взаимодействие их авторов с другими сайтами и блогерами [О Baoill 2004]. Трудно определимы также границы отдельных блогов, что обусловлено их нелинейной структурой, связью с огромным множеством других текстов.

Основной причиной активного развития блогосферы являются технические возможности блогов, позволяющие авторам регулировать коммуникацию в соответствии со своими задачами и интересами. Не менее важную роль играют социальный и психологический факторы: структурные характеристики блога создают возможности для подписчиков не только принимать участие в обсуждении любого события, но также способствуют быстрой интеграции человека в некоторое сообщество, позволяя ему стать полноправным членом этого сообщества, комментировать авторские интерпретации и высказывать свои мнения [Горшко 2013; Евсюкова, Гермашева 2015]. На сегодняшний день практически доказано, что в большинстве случаев ведение блогов положительно сказывается на их авторах, которые рассматривают блог как область творческой активности. В конечном счете, блоги не только меняют отношение людей к опосредованной коммуникации, но уже существенно изменили характер отношений между различными организациями и институтами, например, организации стали более оперативно реагировать на критику со стороны общественности [Wright, Hinson 2008].

Различные научные дисциплины подходят к явлению блога с разных сторон, и в журналистике блог - это, в первую очередь, источник

новостей и средство формирования общественного мнения. Информационные блоги, выполняющие функцию СМИ, могут комментировать события мировой значимости или же обсуждать локальные новости, содержать литературные или кинематографические обзоры, быть посвящены коллекционированию, публиковать сплетни о знаменитостях или забавные, с точки зрения автора блога, истории [Nowson 2006]. В психологии, социологии, педагогике и философии блог рассматривается как платформа для обмена знаниями, как средство самовыражения или способ самоутверждения.

Современные тенденции дают основания полагать, что блогер - это профессия будущего, однако на сегодняшний день не существует самостоятельных программ профессиональной подготовки блогеров, и приобрести необходимые знания и компетенции возможно на специальных курсах для представителей самых разных профессией, планирующих получать доход также от ведения блога, или в рамках различных образовательных программ, в том числе по направлению «Лингвистика». Профессионально подготовленные блогеры - это люди, которые не только знают, как вести блог, но и осведомлены в некоторой тематической области, а инновационные кадры, имеющие соответствующую общетеоретическую и правовую подготовку, а также опыт работы (в результате прохождения практики) в данной или смежных областях.

Поскольку блогосфера - это область, объединяющая людей с разным социальным и профессиональным опытом, с разными религиозными и политическими взглядами, а главное - принадлежащих разным культурам, важную роль в образовательном процессе следует отводить изучению иностранных языков и культур, этическим аспектам виртуальной коммуникации, развитию политической и социальной сознательности, воспитанию терпимости. Языковое и культурное многообразие блогосферы является важным аргументом в пользу необходимости включать дисциплины, обеспечивающие подготовку профессионалов в сфере блоговой коммуникации, в современные образовательные программы уровня магистратуры, в том числе по направлению «Лингвистика».

Выводы

Даже поверхностный анализ современного рынка образовательных услуг показывает, что в современном мире всё большую значимость

приобретает гуманитарное знание, основной задачей которого является изучение разных аспектов человеческого общества, его культуры, истории и языка. Цифровые ресурсы открывают в этой связи множество методологических возможностей, ведущая роль здесь отводится лингвистическим исследованиям, в частности в сфере цифровых медиа. Предусмотренное магистерской образовательной программой «Лингвистика для цифровых медиа» гармоничное сочетание общетеоретической подготовки с большим количеством часов, отводимых на практические занятия, и возможность проходить производственную практику в течение всего периода обучения дают основания говорить об оригинальной модели формирования нового специалиста для российской сетевой сферы, обладающего комплексом компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в Сети. После успешной апробации в течение нескольких лет данная модель может быть предложена для внедрения другим вузам России, а также экспортирована за пределы Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Горожанов А. И. Обучающая виртуальная среда для изучения иностранного языка: проблемы разработки и развития: монография. М.: МГЛУ, 2016. [Gorozhanov, A. I. (2016) Obuchayushchaya virtual'naya sreda dlya izucheniya inostrannogo yazyka: problemy razrabotki i razvitiya (Virtual learning environment for foreign language learning: issues of development). Moscow: MSLU. (In Russ.)]. Горшко Е. И. Блог как вид интернет-коммуникации: автореф. ... канд. фи-лол. наук. СПб., 2013. URL: http://cheloveknauka.com/blog-kak-vid-internet-kommunikatsii [Gorshko, E. I. (2013). Blog kak vid internet-kommunikacii (Blog as a type of Internet communication): abstract of PhD in philology). Moscow (In Russ.)].

Евсюкова Т. В., Гермашева Т. В. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, Социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Наука и образование. 2015. Вып. 11 (2). С. 234-239. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike. [Evsyukova, T. V., Germasheva, T. V. (2015). Main approaches to defining the notions blog and blogoshere. Humanitarian, Socio-economic and Social sciences. Krasnodar: Science and education, 11 (2), 234-239. (In Russ.)]. Коряковцева Н. Ф. Роль и статус иностранного языка в профессиональной подготовке инновационных кадров // Вестник Московского государственного

лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Вып. 1 (830) / 2019. С. 20-31. [Koryakovtseva, N. F. (2019). Role and status of foreign languages in professional education and training of innovative specialists. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 1 (830), 20-31. (In Russ.)].

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. URL: hrrp://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm. [Lotman, Y. M. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. (Articles on semiotics and typology of cultures). Tallin: Aleksandra (In Russ.)].

Радченко О. А. Исследование агрессивного дискурса: проблемы и перспективы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2009. Вып. 1 (3). С. 60-66. [Radchenko, O. A. (2009). Aggressive discourse research: problems and prospects. Vestnik of Moscow Pedagogical University, 1 (3), 6066. (In Russ.)].

Тархов С. В. Медиакомпетентность и электронное обучение: проблемы, задачи, пути решения // Медиаобразование. Media Education. 2016. Вып. 4. 66-80. URL: mediakompetentnost-i-elektronnoe-obuchenie-problemy-zadachi-puti-resheniya (2).pdf [Tarhov, S. V (2016). (Mediacompetence and e-learning: problems, challenges, solutions. Mediaeducation, 4, 66-80. (In Russ.)].

Царегородцев А. В., Цацкина Е. П. Влияние информационного общества на подготовку обучающихся в сфере информационной безопасности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. Вып. 4 (833). С. 191-199. [Tsaregorodtsev, A. V, Tsatskina, E. P. (2019). The impact of information society on training information security students. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 4(833), 191-199. (In Russ.)].

О Baoill A. Conceptualizing the Weblog: Understanding What it is in Order to Imagine What it Can Be // A Journal of Contemporary Media Studies. 2004. URL: download (psu.edu) (дата обращения: 07.03.2021).

Nowson S. The Language of Weblogs: A study of genre and individual differences. Doctor of Philosophy. Institute for Communicating and Collaborative Systems. School of Informatics. University of Edinburgh, 2006. URL: (4) (PDF) The Language of Weblogs: A study of genre and individual differences (re-searchgate.net) (дата обращения: 07.03.2021).

Wright Donald K., Hinson Michelle D. How Blogs and Social Media are Changing Public Relations and the Way it is Practiced. Public Relations Journal Vol. 2, No. 2, Spring 2008. URL: (4) (PDF) How Blogs and Social Media are Changing Public Relations and the Way it is Practiced (researchgate.net)(дата обращения: 07.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.