ЛИНГВИСТИЧСЕКИЕ КОНЦЕПЦИИ И.А. БОДУЭНА ДЕ КУРТЕНЭ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Фахрутдинова Р.А.
д.п.н., профессор
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Чупакова Э.А.
Магистр 2 курса
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
JAN BAUDOIN DE COURTENAY'S LINGUISTIC CONCEPT LIKE THE CONCEPTUAL BASIS OF TEACHING FOREIGN
LANGUAGE
Fahrutdinova R.A.
Candidate of Pedagogic Sciences, Professor Kazan Federal University Russia, Kazan Chupakova E.A. Master's degree student Kazan Federal university Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются лингвистические концепции И.А. Бодуэна де Куртенэ, представителя казанской лингвистической школы, который внес огромный вклад в языкознание, что нашло отражение и в современности. Ученый много внимания уделял актуальным вопросам языкознания, проводя научные исследования касающихся вопросов статики и динамики языка, взаимоотношения речи и мозговой деятельности, а также фонетики.
ABSTRACT
The article deals with Baudoin de Courtenay's linguistic concept. He is a representative of the Kazan linguistic school, who made a great contribution to linguistics, which is reflected in modern times. The scientist paid a lot of attention to the actual issues of linguistics, conducting scientific research on the issues of statics and dynamics of language, the relationship between speech and brain activity, as well as phonetics.
Ключевые слова: концепция, иностранный язык, лингвистика, динамика и статика, нейролингви-стика.
Keywords: the concept, foreign language, linguistics, dynamics and statics, phonology, neurolinguistics.
За время существования лингвистических учений понятие о языке многократно трансформировалось, так как представители различных школ не могли придти к единому мнению о том, что же такое язык. Ими были высказаны различные мнения, относящиеся к гуманитарным или естественным наукам образуя сложность понимания смысла языка.
Языкознание исследует жизнь во всех ее проявлениях, связывает явление языка, обобщает их сведения. Определяет законы развития и существования языка и отыскивает действующие при этом силе.
Некоторые ученые считали язык явлением биологическим. Таким образом, получается, что язык якобы наследуется и заложен в самом биологическом существе человека. Такой взгляд на природу языка не мог выдержать критики фактов и научных знаний. Однако известно, что язык не наследуется, подобно признаку расы. Ребёнок
начинает говорить на языке окружающих его людей, а не на языке родителей. [3, а115]
Другие ученые сочли язык явлением психологическим. Этот взгляд на язык также противоречит науке. Если бы это было так, то он бы развивался и возникал у каждого человека в отдельности, независимо от речевого влияния окружающих людей, что противоречит действительности.
Были ученые которые относили язык сразу к нескольким наукам, соприкасая с различными аспектами развития истории и науки. Одним из таких деятелей является лингвист И.А. Бодуэн де Кур-тенэ, представитель казанской лингвистической школы. Внесший огромный вклад в языкознание.
И.А. Бодуэн де Куртенэ начал свою научную деятельность в ту эпоху, когда в области гуманитарных наук происходила сложная дифференциация. В сфере языкознания тогда ярко выступали противоречия между тремя мнениями на язык как объект научного познания: естественнонаучной, психологической и исторической. Следовательно,
перед Бодуэном де Куртенэ стояла задача установления понятия о языке согласно требованиям научного познания. Он рассматривал язык как психологическое явление. Ученый установил связь языковых особенностей с мировоззрением и настоянием людей, говорящих на определенных языках. Во всех явлениях он старался видеть говорящих и слушающих людей в реальном взаимодействии. Боду-эен ле Куртенэ совершил переворот в науке о языке: до него о лингвистике главенствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Он доказал, что сущность языка заключается в речевой деятельности и что важно изучать живые языки и диалекты для понимания внутреннего функционального языка. Он также ввел принцип экспериментальной проверки, с помощью которого можно доказывать или опровергать истинность лингвистических описаний. [4, а 57].
И.А. Бодуэн де Куртенэ являлся оппонентом млодограмматического направления лингвистики в вопросах универсально-исторического похода к изучению языка и выступал за «описательное» исследование языка, ставя грань между статикой и динамикой. Бодуэн признавал самостоятельность этих двух явлений и различал их особенности. Ученый в своей работе писал: «Нет неподвижночти в языке.. .В языке, как и вообще в природе, все живет, все движется, все изменяется. Спокойствие, остановка, застой - явление кажущееся; это частный случай движения при условии минимальных изменений. Статика языка есть только частный случай его динамики или скорее кинематики». Невозможно не согласиться с ученым, ведь динамика является неотъемлемой частью развития жизни языка, так как если взглянуть на современную ситуацию, мы увидим что язык развивается только в обществе.
Следует отметить, что работы ученого посвященные статике и динамике нашли свое дальнейшее отражение у поздних ученых, а также были рассмотрены и на современном этапе жизни и по сей день являются актуальными темами, взявшие новый виток в языкознании. Одним из таких ученых является Фердинанд де Соссюр, который ввел понятие синхронии и диахронии, что у Бодуэна де Куртенэ является статикой и динамикой. Популярность исследования этой теории обусловлено тем, что все больше растет интерес ученых к динамике как к науке, так как если посмотреть нынешний мир, то мы увидим высокие темпы развития информационных технологий и стремительное развитие жизни. Все это не проходит бесследно и по отношению к языку
Нынешний этап развития языкознания, где самым многочисленными исследованиями в области динамики является изучение языковых явлений, особенно лексических изменений в структуре языка, что обусловлено тем , что лингвистика это отражение жизни людей и общества, которые также подвержены изменениям. За последнее время, колоссально вырос интерес к различным изменениям,
касающиеся не только слов или предложений, но и литературные жанры и стили речи. [4, а 105].
Также следует отметить что И.А. Бодуэн де Куртенэ являясь ярким новатором в языкознании также рассматривал взаимоотношения языка и мышления. КЛШ занималась многими научными проблемами, которые сейчас активно разрабатываются. Исследованиям КЛШ посвящено большое количество историографических работ, однако ряд направлений, в которых работали представители школы, на данный момент не освещен в достаточной степени. В частности, это касается анализа нейролингвистических идей у представителей КЛШ.
Современная лингвистика показывает большой интерес к природе языковой деятельности человека. Бодуэн де Куртенэ в своих исследованиях обращал внимание на то, что язык является сложным сочетанием физического, физиологического и психического, общественного и индивидуального, подготавливая тем самым почву для современного язгляда на феномен языка.
В своих исторических исследованиях И.А. Бодуэн Де Куртене старался выявить общее направление развития зыков. Также следует отметить, что Бодуэн обратил внимание на живые языки, доступные для наблюдения: возросло значение эксперимента, языкознание все больше сближается с психологией и социологией. Наконец, как и а прогнозировал И.А. Бо-дуэн де Куртенэ, лингвистика превратилась в «более точную науку», в которой теперь все чаще применяется «количественное, логическое мышление».
Казанская лингвистическая школа занималась исследованием различных научных проблем, которые к данному этапу сформулировали фундамент для дальнейших лингвистических учений. Одно из таких учений является нейролингвистика. И.А. Бо-дуэн де Куртенэ рассматривал язык многогранно с различных сторон включая внешнюю, внутреннюю, центральную, духовную и мозговую. Растолковывая стадии зарождения и развития речи он не разделял эти понятия, а рассматривал как общее единство. [11, а98].
Однако, следует отметить что наибольшее признание И.А. Бодуэн де Куртенэ поучил благодаря своим достижениям в области фонологии, на тему которой было написано много работ. Можно с уверенностью сказать, что он положил начало учению о фонеме. Фонема определяется И.А. Бодуэном де Куртенэ как «сумма обобщенных антропо-фонических свойств известной фонетической части слова, неделимая при установлении коррелятивных связей в области одного языка и корреспондентских связей в области нескольких языков. При этом в области нескольких языков между звуками одной и той же фонемы устанавливаются корреспондент-ные связи. И.А. Бодуэн де Куртенэ не создал фонологической концепции, базирующейся на «корреспондентах» при сравнении нескольких языков .тем не менее пролегомены для ее создания в фонологических воззрениях И.А. Бодуэна де Куртенэ
имеются, например, в работе «Опыт теории фонетических альтернаций». Термин «корреспондент» или «альтернант корреспонденции» фактически передает понятие о генетической фонеме, то есть ге-нетофонеме. В той же работе находится определение, от которого И.А. Бодуэн де Куртенэ не отступает до конца жизни: «Фонема - единственное представление, принадлежащее миру фонетики, которое возникает в душе посредством слияния впечатлений, полученных от произношения одного и того же звука - психический эквивалент звуков языка».
В целом науку о звуковом строе языка И.А. Бо-дуэн де Куртенэ подразделяет на антропофонику, изучающую акустические и физиологические свойства звуков речи; психофонетику, иначе этимологическую фонетику, изучающую «функциональные представления, т.е. представления фонетико-аку-стические как сами по себе, так и в связи с другими представлениями не только в точном смысле языковыми, т.е. морфологическими, но и внеязыко-выми, т.е. «семасиологическими», и историческую фонетику. Термины «фонетика» и «фонология», видимо, Бодуэн употреблял как синонимы. Второй аспект фонетики - «психофонетика», выделяемый И.А. Бодуэном де Куртенэ, явился прообразом современной фонологии. [2, с. 17].
Теоретические мысли И.А. Бодуэна де Куртенэ оказали заметное влияние на все последующее развитие науки о языке как у нас, так и на Западе. В его общефонологической теории можно найти истоки всех трех крупнейших европейских школ, созданных российскими учеными: Московской школы Н.Ф. Яковлева, Петербургской школы Л.В. Щербы (возможно, ее следует отделять от Ленинградской, так как в ленинградский период Л.В. Щербу сформировал уже другую - не психофонетическую школу) и Пражской школы Н.С. Трубецкого и Р.О. Якобсона.
В работах представителей Казанской лингвистической школы предвосхищаются многие идеи структурной лингвистики, фонологии, морфонологии, типологии языков, артикуляционной и акустической фонетики. Они ясно представляли себе идею системности языка. Сам учитель и его продолжатели серьезно воздействовали на формирование языкознания 20 в. Идеи и концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ имеют продолжение и в современных фонологических изысканиях, а структурализм, еще совсем недавно подвергавшийся жесткой критике, получил свое развитие в междисциплинарных исследованиях звукового строя языка.
Выводы: И.А. Болуэн де Куртенэ внес огромный вклад в языкознание, а также провел исследования, которые являются актуальными вопросами для дальнейшего изучения а будущем. В статье были рассмотрены три основные концепции языковедческого учения главного представителя казанской лингвистической школы.
Во-первых, главным образом хочется отметить, что в языкознании существует понятие статики и динамики. Это означает, что язык находится в постоянном развитии и движении а также языку свойственно статическое поведение. Эти два понятия самостоятельны но в то же время они находятся в тесном взаимодействии. Это приводит к тому, что необходимо изучать только живые языки функционирующие в современном мире, что подтверждается достоверными доводами И.А. Бодуэна де Кур-тенэ
Во-вторых, казанская лингвистическая школа знаменитая новаторскими идеями, занималась исследованиями взаимодействия языка и мышления. Позже этому направлению в языкознании было присуще название «нейролингвистика», являющиеся интересной и актуальной темой для научного исследования.
В-третьих, нельзя не отметить главное достижение казанской лингвистической школы в сфере фонологии где И.А. Бодуэн де Куртенэ достиг наибольшего достижения став основоположникам понятия фонемы и морфемы.
Литература
1. Богородицкий В.А. Лекции по общему языкознанию.—изд. 3-е. - М. Книжный дом «Либро-ком», 2014, - 312 с.
2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Фонология. Перевод с польского. Избранные труды по языкознанию. Т1 - М.: Издательство Академии наук СССР»
3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые из общих положений: Избранные работы по общему языкознанию. - М.: Издательство АН СССР, 2015. - 384 с.
4. Бодуэн де Куртенэ И. А. Язык и языки / И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Издательство АН СССР, 2016. -Т. 2. - 391 с.
5. Бодуэн де Куртенэ И.А. Резьянский катехизис как приложение к «Опыту фонетикирезьянских говоров», с примечаниями и словарем. - Варшава; Петербург, 1875. 48 с.
6. Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языковедение. С приложением: Сборник задач по "Введению в языковедение". - М.: УРСС, 2004.
7. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1963. - Т.1. - 384 с.
8. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. - М.: Издательство АН СССР, 1963.
9. Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языковедение. С приложением: Сборник задач по "Введению в языковедение". - М.: УРСС, 2004.
10. Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М, 2016.
11. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. - М.: Прогресс, 2016. - 250 с.