2012 Филология №3(19)
УДК 81'367/37
А.В. Двизова, Л.Б. Крюкова
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СИТУАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ
Б. ПАСТЕРНАКА
В статье представлен анализ лингвистических средств выражения ситуации зрительного восприятия в стихотворениях Б. Пастернака с целью выявить традиционные и индивидуально-авторские (в том числе метафорические) способы языковой репрезентации. Предметом изучения являются высказывания, представляющие ситуацию предикативным (в центре внимания базовые глаголы) и непредикативным способом. Исследование языковых единиц лексического и синтаксического уровней проводится с учетом их функциональной нагрузки и в аспекте идиостиля. Особенности вербализации предикативного компонента обусловлены авторской интенцией и тесной взаимосвязью процессов восприятия, состояния и мыслительной деятельности. Ключевые слова: лингвистическое моделирование, зрительное восприятие, предикативность, базовые глаголы.
В иерархии сенсорных модальностей, составленной на основании их значимости для человека, зрительное восприятие занимает ведущее положение. Оно квалифицируется как главный способ пространственной ориентации, осуществляющейся относительно глаз человека. Зрительный образ в сознании индивида воспринимается одновременно в нескольких направлениях: цвет, форма, свет, размер [1. С. 80-93]. Зрительное восприятие (далее ЗВ) в русской языковой картине мира является наиболее разработанным, о чем свидетельствует широкий спектр соответствующих лексических единиц и синтаксических моделей. Обращаясь «к вопросу о перцептивности», А.В. Бондарко отмечает, что в современной лингвистике особое внимание уделяется соотношению локативного и перцептивного компонентов ЗВ, ментальным операциям, сопутствующим ЗВ, понятию «наблюдаемости» и др. Перцептивность рассматривается как элемент семантики высказывания и может приобретать статус содержательной характеристики целого текста или значительных его фрагментов [2. С. 276-277].
В художественном произведении моделирование ситуации ЗВ происходит в соответствии с эстетической концепцией автора, образно воплощенной в тексте. «Изображаемая картина представлена как открывшийся взору автора образ зримого мира. Поэтический текст имплицирует потенциальную воспроизводимость этого образа в каждом акте прочтения данного произведения... Перцептивность, отражающая взаимосвязь времени, пространства и точки зрения наблюдателя, в стихотворных текстах оказывается связанной с поэтическим временем, поэтическим пространством, поэтическим «я»» [2. С. 279].
О значимости зрительного восприятия в поэтической вселенной Б. Пастернака свидетельствует большое количество стихотворений, в которых эксплицирована ситуация ЗВ (219 стихотворений из 496 исследованных). Важнейшие для творчества поэта темы - природы, любви, поэта и поэзии - ак-
туализированы на лингвистическом уровне языковыми единицами с семантикой ЗВ.
В статье представлен анализ лингвистических средств выражения ситуации ЗВ (в первую очередь предикативного компонента) в стихотворениях Б. Пастернака, включенных в основной сборник1, с целью выявить традиционные и индивидуально-авторские (в том числе метафорические) способы репрезентации.
1. Ядром исследуемой предикативной группы являются базовые глаголы (у)видеть, (по)смотреть, (по) глядеть в их основных значениях:
видеть — «1) иметь зрение, обладать способностью зрения; 2) воспринимать зрением; мысленно представлять, воображать; 3) сознавать, понимать, чувствовать; 4) считать, признавать кого-л. чем-л., принимать за кого-л.» [5. Т. 1. С. 173];
смотреть — «1) устремлять, направлять взгляд куда-л., иметь глаза направленными на кого-, что-л.; глядеть; 4) осматривать, рассматривать кого-, что-л. с целью ознакомления; 6) виднеться, выглядывать откуда-л.; 7) иметь какой-л. вид, выглядеть как-л.» [5. Т. 1. С. 158-159];
глядеть - «1) устремлять, направлять взгляд, иметь глаза направленными на кого-, что-л. или куда-л.; смотреть; 4) пристально, со вниманием смотреть на кого-, что-л.; осматривать, рассматривать; 6) быть видимым, виднеться, выглядывать; 7) иметь какой-л. вид, выглядеть как-л.» [5. Т. 1. С. 318-319].
Относительные синонимы смотреть и глядеть предполагают активное действие со стороны субъекта восприятия, в то время как видеть отражает саму способность и непроизвольное ЗВ. Необходимо отметить, что Б. Пастернак явно отдает предпочтение активному типу ЗВ, что свидетельствует о динамичности и результативности процесса мировосприятия:
(по)смотреть - 37 словоупотреблений - С порога смотрит человек, / Не узнавая дома (№» 277); Посмотрел с мольбою / Всадник в высь небес / И копье для боя /Взял на перевес (№ 274);
(по)глядеть - 18 словоупотреблений - Теперь на нас одних с печалью / Глядят бревенчатые стены (№» 273); Но в даль отбытья, в даль летейской гребли /Грустя, грустя гляжу я, блудный сын (№ 330);
(у)видеть - 27 словоупотреблений - И увидел конный, / И приник к копью, / Голову дракона, / Хвост и чешую № 274); Я видел, чем Тифлис / Удержан по откосам, /Я видел даль и близь / Кругом под абрикосом (№ 228).
Также встречаются глаголы виднеться/видеться, всматриваться/осматриваться, заглядываться/оглянуться: Внизу был винный погреб, / А из чердачных створ /Виднелся гор апокриф (№ 229); И вот ты входишь в березняк, / Вы всматриваетесь друг в дружку (№» 171); Они оглянутся на старый / Пробег знакомого пути (№ 8).
Значимым является употребление лексем взглянуть/глянуть: И я, как ты, взгляну бездонно, / И я, как ты, скажу: терпи (№ 47); Есть лица, к туману притертые / Всякий раз, как плашмя на них глянешь (№ 364).
1 Материалом для статьи послужили стихотворения, включенные в сборник «Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы в двух томах» [3, 4]. После цитирования стихотворения в скобках указывается его номер в соответствии с нумерацией в сборнике.
Вышеперечисленные глаголы вносят дополнительные оттенки в репрезентацию ситуации ЗВ, например, взглянуть свидетельствует о единовре-менности, краткосрочности перцептивного действия, а виднеться - о длительности, неясности, непроизвольности проявления признака. Базовые глаголы, функционирующие в поэтическом тексте Б. Пастернака, приобретают контекстные наращения и смысловые оттенки. Отражая индивидуальноавторское видение ситуации, они практически всегда входят в диктумную часть высказывания.
Использование нескольких глаголов ЗВ в пределах одного контекста дает определенный стилистический эффект и усложнение смысла высказывания: Он мог сказать: «Я знаю, старый друг, / Как ты дошел до этого. Я знаю, / Каким ключом ты отпер эту дверь, / Как ту взломал, как глядывал сквозь эту / И подсмотрел все то, что увидал» (№186). Окказионализм глядывал от глядеть со значением действия, которое совершается с определенной периодичностью, можно рассматривать как оценочный (ироничный). Глагол смотреть трансформируется в подсмотрел («украдкой, тайком наблюдать за кем-, чем-л., стараясь увидеть, узнать что-л.; подглядывать» [5. Т. 3. С. 218]) и в подчинительной конструкции взаимодействует с лексемой увидал, имеющей значение результата. Все эти действия совершены одним субъектом: из контекста можно предположить, что их совершает друг лирического героя, который предал его, превратив свою способность «видеть» в донос.
Ситуация зрительного восприятия и мыслительной деятельности тесно связаны между собой и представляют единый когнитивный механизм, отраженный в русском языковом сознании (ср.: видеть - предвидеть - провидец -провиденье - виденье; узреть - прозреть - прозрение и т.д.). В поэзии Б. Пастернака глагол видеть регулярно реализует значение «сознавать, понимать, чувствовать»: Будущее вижу так подробно, / Словно ты его остановил. / Я сейчас предсказывать способна / Вещим ясновиденьем сивилл (№ 284). Помимо словосочетания вижу будущее, еще 3 лексемы указывают на ситуацию предсказания, предвидения. Это же значение реализуется в следующем высказывании: Я вижу сквозь его пролеты / Всю будущую жизнь насквозь. / Все до мельчайшей доли сотой / В ней оправдалось и сбылось (№ 319). Для поэта важно, что герой может видеть даже с закрытыми глазами: Скала и — Пушкин. Тот, кто и сейчас, / Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе / Не нашу дичь: не домыслы в тупик /Поставленного грека, не загадку... (№ 104).
В стихотворении «Разлука» встречаются три базовых глагола, но если смотреть и глядеть моделируют ситуацию зрительной деятельности «устремлять, направлять взгляд куда-л.», то видеть для лирического героя -«мысленно представлять, воображать» себе любимую, и этот возникший в сознании образ ведет к эмоциональному всплеску, плачу: С порога смотрит человек, /Не узнавая дома. / Ее отъезд был как побег, / Везде следы разгрома. <...> И человек глядит кругом: / Она в момент ухода / Все выворотила вверх дном /Из ящиков комода. /И наколовшись об шитье / С невынутой иголкой, / Внезапно видит все ее /И плачет втихомолку (№ 277).
Особого внимания заслуживает репрезентация ситуации «сна», где явно проявляется связь психической и ментальной сферы. Предикат представлен глаголом видеть в одном из основных значений: Наяву ли все? Время ли раз-
гуливать? / Лучше вечно спать, спать, спать, спать / И не видеть снов (№ 96); Средь вьюг проходит Рождество. / Он видит сон: пришли и подняли (№ 111); Он видит сон. Лесное зарево / С горы заглядывает в спальню (№ 253).
Словосочетание видеть сон в контексте функционирует параллельно с глаголом сниться - на лексическом уровне они могут быть рассмотрены как синонимичные, но на синтаксическом использование личной и безличной конструкций свидетельствует в первом случае о субъекте, а во втором -лишь о носителе состояния: Льет дождь. Я вижу сон: я взят / Обратно в ад, где все в комплоте, / И женщин в детстве мучат тети, / А в браке дети теребят. / Льет дождь. Мне снится: из ребят / Я взят в науку к исполину, / И сплю под шум, месящий глину, / Как только в раннем детстве спят (№ 193).
После сна для лирического героя Б. Пастернака реальность проясняется, понимается лучше: Легко проснуться и прозреть, / Словесный сор из сердца вытрясть (№ 199) (прозреть - «понять, осознать что-л. ранее не понятое, не осознанное» [5. Т. 3. С. 488]).
Связь процесса ЗВ с ирреальным проявляется на уровне введения в контекст слов с соответствующим значением, например: Нынче в Спасском с дороги бревенчатый домик /Видит, галлюцинируя, та же тоска (№ 136).
Видеть для поэта - это не только видеть физически, но и наблюдать жизнь, фиксировать ее в своем сознании, анализировать и понимать. Так, в стихотворении «Любимая - жуть! Когда любит поэт...», в котором развивается тема поэта, глагол видеть реализует сразу два значения - «воспринимать зрением» и «сознавать, понимать, чувствовать»: Он видит, как свадьбы справляют вокруг, / Как спаивают, просыпаются. / Как общелягушечью эту икру / Зовут, обрядив ее, паюсной (№ 94).
В стихотворении «Белые стихи» глаголы видеть и понять сближаются и становятся контекстуальными синонимами: Ты видел? Понял? / Ты понял? Да? Не правда ль, это то? / Та бесконечность? То обетованье? / И стоило расти, страдать и ждать. /И не было ошибкою родиться?(№ 186). То, что поэт увидел и понял, он переносит в строки своих стихов, видеть - залог их честности и правдивости в противовес воображаемому: Вам в дар баллада эта, Гарри. / Воображенья произвол / Не тронул строк о вашем даре: / Я видел все, что в них привел (№ 192). Таким образом, способность видеть -это источник творчества.
Базовые глаголы ЗВ регулярно используются в переносном значении. О метафоризации свидетельствуют многочисленные примеры олицетворений. В поэзии Б. Пастернака «оживают» природные явления:
- север - Он весь во мгле и весь - подобье / Стихами отягченных губ, / С порога смотрит исподлобья, / Как ночь, на объясненья скуп (№ 13);
- буря - И рвутся оборки настурций, и буря, / Баллоном раздув полотно панталон, / Вбегает и видит, как тополь, зажмурясь, / Нашествием снега слепит небосклон (№ 44);
- солнце - ...и новое солнце с зенита / Смотрело, как сызнова учат ходьбе / Туземца планеты на новой планиде (№ 48);
- кручи и облака - Он шел с котомкой по дну балки, / Где кости круч и облака / Торчат, как палки катафалка, / И смотрят в клетку рудника (№ 191);
- зима - Пути себе расчистив, /На жизнь мою с холма / Сквозь желтый ужас листьев / Уставилась зима (№ 237);
- звезда - И тот оглянулся: с порога на деву / Как гостья, смотрела звезда Рождества (№ 279) и др.
Особенно часто способностью видеть наделяется растительный мир:
- цветы и кустарники - Иван-да-марья, зверобой, / Ромашка, иван-чай, татарник, / Опутанные ворожбой, / Глазеют, обступив кустарник (№ 296);
- деревья - А в городе, на небольшом / Пространстве, как на сходке, / Деревья смотрят нагишом / В церковные решетки (№» 264); Пред ним стоит на перекрестке, / Который полузанесло, / Береза со звездой в прическе / И смотрится в его стекло (№ 238); Смотрят хмуро по случаю / Своего недосыпа /Вековые, пахучие, /Неотцветшие липы (№ 267) и др.
Практически весь неодушевленный мир в стихотворениях Б. Пастернака «смотрит и наблюдает» за происходящим вокруг:
- стены и картины - Теперь на нас одних с печалью / Глядят бревенчатые стены; На дела их картины / Смотрят строго со стен (№ 273);
- булыжник на мостовой - И на небо глядел исподлобья / Булыжник (№ 376);
- временные отрезки - Гремит Шопен, из окон грянув, / А снизу, под его эффект / Прямя подсвечники каштанов, / На звезды смотрит прошлый век (№ 208); Плыла черепица, и полдень смотрел, / Не смаргивая, на кровли (№ 48);
- земля - О, в день тот, как демон, глядела земля, / Грозу пожирая, из трав и кустарника (№ 376) и др.
Отличительной особенностью употребления базовых глаголов ЗВ в поэзии Б. Пастернака является их использование и для передачи модусных смыслов (функция обращения к собеседнику или привлечения его внимания). Адресат при этом может быть любым: одушевленным или неодушевленным, конкретным или абстрактным, имплицированным или эксплицированным, а адресант, в свою очередь, призывает увидеть не только реальные предметы и явления действительности, но и то, что не имеет материального воплощения:
Видишь, полозьев чернеются швы, /Мерзлый нарыв мостовых расковырян (лирический герой обращается здесь к «олицетворенному» этим обращением двору) (№ 15);
Видишь, в высях мысли сбились в белый кипень / Дятлов, туч и шишек, жара и хвои (№ 77);
Вглядись в ту сторону, откуда / Нахлынуло все то, что есть, / Что я когда-нибудь забуду // Как разом выросшая рысь, / Всмотрись во все, что спит в тумане, / А если рысь слаба вниманьем, / То пристальней еще всмотрись (№ 178) (лексический повтор и использование синонима усиливают влияние на адресата);
Посмотри, как преображена / Огневой кожурой абажура / Конура, край стены, край окна, / Наши тени и наши фигуры (№» 291); Смотри: с тобой
объясняется знаками / Полярная швея. // Отводит глаза лазурью лакомой, / Облыжное льет стекло, / Смотри, с тобой объясняются знаками... / Так далеко зашло (№ 355). В этих примерах глагол реализует одновременно два значения - «воспринимать зрением» и «обращать внимание на что-л.». Практически все вышеперечисленные высказывания демонстрируют инициальную синтаксическую функцию, закрепленную за формой императива и вводным словом.
Базовые глаголы ЗВ, выполняя предикативную функцию, способны «инициировать» и другие ситуации. На синтаксическом уровне это представлено сложными бессоюзными и сложноподчиненными конструкциями: Он видел, вход не разрешен (№ 137); Кажется, вижу в замочною скважину: / Лампы задули, сдвинули стулья, / Пчелками кверху порх фитили, / Масок и ряженых движется (№ 24); И рвутся оборки настурций, и буря, / Баллоном раздув полотно панталон, / Вбегает и видит, как тополь, зажмурясь, / Нашествием снега слепит небосклон (№ 44); ...и новое солнце с зенита/Смотрело, как сызнова учат ходьбе / Туземца планеты на новой планиде (№ 48).
Исследуемые глаголы употребляются в составе устойчивых словосочетаний и фразеологизмов: Ни зги не видать, а ведь этот посад /Может быть в городе, в Замоскворечьи (№ 25); Мне хочется, как сон при свете солнца, / Припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо (№ 212); А сила прежняя в соблазне / В надежде славы и добра / Глядеть на вещи без боязни (№ 216); Он наших мыслей не подслушивал /И не заглядывал нам в душу (№ 254).
Высказывания, в которых предикативный компонент представлен глаголами видеть, смотреть, глядеть, объект - существительными глаза, взгляд, взор, свидетельствуют о неоспоримой значимости ЗВ для индивидуально-авторской картины мира: Таким я вижу облик ваш и взгляд (№ 162); Я не рожден, чтоб три раза / Смотреть по-разному в глаза (№ 187); В круглосуточном обстреле, / Слыша смерти перекат, / Вы векам в глаза смотрели / С пригородных баррикад (№ 249); Глаза зари в глаза воды / Глядят, зимуя в изумруде (№ 372).
II. Предикативный компонент помимо базовых глаголов ЗВ может быть представлен иными глаголами с семантикой ЗВ, а также глаголами других лексико-семантических групп (чаще всего в сочетаниях с лексемами глаза, взгляд).
1. Глаголы с семантикой ЗВ:
- замечать - «воспринять зрением, увидеть; приметить» [5. Т. 1. С. 543]:
Заметят - некуда назад: / Навек, навек заговорят (№ 81); Мы время по часам заметили / И кверху поползли по склону (№ 254);
- озираться - «бросать взгляды вокруг себя, оглядываться» [5. Т. 2. С. 602]: Метался, стучался во все ворота, /Кругом озирался, смерчом с мостовой... (№ 25);
- следить - «наблюдать за кем-, чем-л., смотреть на кого-, что-л., не отрывая глаз, взора» [5. Т. 4. С. 133]: Вот этот душный, лишний, /Вокзальный вор, валандала, / Следит с соседских вишен /За вышиваньем ангела? (№ 87);
- наблюдать - «внимательно следить глазами за кем-, чем-л.» [5. Т. 2. С. 326]: Превозмогая обожанье, /Я наблюдал, боготворя (№ 243);
- показываться - «стать видным, заметным; появиться» [5. Т. 3. С. 244]: Когда нежданно в коноплянике / Показывались мы ватагой, / Их танки скатывались в панике /На дно размокшего оврага (№ 255);
- любоваться - «рассматривать кого-, что-л. с восхищением, удовольствием» [5. Т. 2. С. 209]: Небо сверху любуется лепкой /Мертвых, крепко придавленных век (№ 316);
- мелькать - «являться, показываться на недолгое время и исчезать; появляться время от времени» [5. Т. 2. С. 250]: Мелькали косички и щелкал челнок №147; Милиция, улицы, лица / Мелькали в свету фонаря (№ 310); Беснуются цилиндр и поршень, /Мелькают гайки шатуна (№ 321).
Используются глаголы с семантикой «потери зрения»:
- слепнуть - «становиться слепым, терять способность видеть» [5. Т. 4. С. 136]: За ними в бегстве слепли следом /Косые капли (№ 81); Слепла соль. И слезы высыхали (№ 107); Лапой ели на ели слепнет снег, / На дупле - силуэт дупла (№ 113); Слабеют, слепнут, идут дни, / И в крепости крошатся своды (№ 187). Этот глагол в узусе употребляется с одушевленными существительными, обозначающими существ, имеющих глаза, у Б. Пастернака -становится основой метафоры.
- слепить - «мешать видеть, смотреть, ослепляя ярким, сильным светом» [5. Т. 4. С. 135]: «Зимы», «Зисы» и «Татры», / Сдвинув полосы фар, /Подъезжают к театру /И слепят тротуар (№ 317).
- ослепить - «лишить зрения, сделать слепым» [5. Т. 2. С. 648] - используется и в значении слепить: Ты дома подымешь пюпитр, / И, только коснешься до клавиш, / Попытка тебя ослепит, / И ты ей все крылья расправишь (№» 214); Одних это все ослепляло (№ 48); Его попутчиц ослепит / Огонь восьми ночных зениток (№ 248).
2. Глаголы других лексико-семантических групп в сочетании с существительными ЗВ глаза, взгляд, взор:
1) глаголы со значением других видов восприятия:
- слухового (звукового) - лепетать: Я знал, что прелесть путешествий / И каждый новый женский взгляд /Лепечут о его соседстве /И отрицать его велят (№» 43); прохрипеть: Гость еще сдержан, / Но очи очам прохрипели: «Открой!» (№ 357);
- тактильного - пробивать: Но спокойный глаз стрелка, / Как картонные мишени, / Пробивал врагу бока (№» 249). Сочетания данных глаголов с существительными ЗВ демонстрируют явление синестезии;
2) глаголы движения и физического действия:
- упереть: Как воды набрала в рот, /Взор уперла в потолок (№ 85); сновать: Очам и снам моим просторней / Сновать в туманах без меня (№ 336);
- обводить: Разбужен чудным перечнем / Тех прозвищ и времен, / Обводит день теперешний / Глазами анемон (№ 56);
В данную группу входит большое количество устойчивых словосочетаний и фразеологизмов:
- окинуть взглядом: Когда рассвет столичный хаос / Окинул взглядом торжества, / Уже, мотая что-то на ус, / Похаживали пристава (№ 182);
- резать глаза: По рельсам плыли, прорезая мглу, / Столбы сигналов, ударяя в тучи, / И резали глаза (№ 186);
- отрывать глаза: Мы от толпы в ракетном пламени / Горящих глаз не отрываем (№ 253);
- приковывать взор: И осень, ясная как знаменье, / К себе приковывает взоры (№ 275);
- вперить взор: Когда за лиры лабиринт / Поэты взор вперят, /Налево развернется Инд, /Правей пойдет Евфрат (№ 328);
- мозолить глаза: Левкой и млечный путь / Одною лейкой полит, /И близостью чуть-чуть /Ему глаза мозолит (№ 224);
3) глаголы разных лексико-семантических групп, отражающие индивидуально-авторское моделирование ситуации ЗВ:
- ночевать: И вдруг - из садов, где твой / Лишь глаз ночевал, из милого / Душе твоей мрака, - плотвой / Свисток расплескавшийся выловлен (№ 680);
- сдаваться: И где привык сдаваться глаз /На милость засухи степной, / Она, туманная, взвилась / Революционною копной (№ 78);
- бурлить: В глазах бурлят луга, как медь / В отеках белого каленья (№ 180);
- осилить: Собьются тучи в ком, /Глазами не осилишь (№ 229);
III. Предикативный компонент в высказываниях ЗВ в поэзии Б. Пастернака может быть выражен краткими прилагательными и страдательными причастиями (предикативами):
- видно (виден, видна): Виден еще, еще виден /Берег, еще не без пятен / Путь, но уже необыден /И, как беда, необъятен (№ 168); Обнявший, как поэт в работе, / Что в жизни порознь видно двум, / Одним концом - ночное Поти, / Другим - светающий Батум (№ 191); За снежной густой занавеской / Какой-то сторожки стена, / Дорога, и край перелеска, / И новая чаща видна (№ 239);
- (не) замечен: Я чувствовал, он будет вечен, / Ужасный, говорящий сад. / Еще я с улицы за речью / Кустов и ставней - не замечен (№ 81);
- ослеплен: Вихрь, что как кучер, облеплен; как он, / Снегом по горло набит и, как кучер, / Взят, перевязан, спален, ослеплен, / Задран и к тучам, как кучер, прикручен (№ 349).
Таким образом, анализируя способы языковой репрезентации ситуации ЗВ в поэтических текстах Б. Пастернака, можно сделать вывод о том, что авторский отбор лексических, синтаксических и изобразительно-выразительных средств свидетельствует, с одной стороны, об универсальности модели зрительного восприятия в русском языковом сознании, с другой - об индивидуально-авторских особенностях и «контекстных наращениях», формирующих идиостиль поэта.
В высказываниях с семантикой ЗВ предикативный компонент представлен широким спектром языковых единиц, среди которых количественно доминируют базовые глаголы ЗВ. Преобладает метафорический способ репрезентации ситуации ЗВ. Субъектом восприятия (на семантико-синтаксическом уровне) наряду с человеком выступает «неодушевленный» природный мир. Представляется возможным трактовать этот факт как отражение мировоззренческой концепции поэта: природа является одухотворенным носителем истины, она способна «видеть» и понимать гораздо больше человека. Лири-
ческий герой же чаще всего не видит, а воображает (во сне или наяву) или призывает увидеть кого-то другого.
Литература
1. Рузин И.Г. Когнитивные стратегии именования. Модусы перцепции (зрение, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994. №6. С. 80-93.
2. Бондарко А.В. К вопросу о перцептивности // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М., 2004. С. 276-282.
3. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: в 2 т. Т. 1. Л.: Сов. писатель, 1990. 504 с.
4. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: в 2 т. Т. 2. Л.: Сов. писатель, 1990. 368 с.
5. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999.