Научная статья на тему 'Лингвистические особенности учебных мультимедийных материалов (электронных учебников)'

Лингвистические особенности учебных мультимедийных материалов (электронных учебников) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуксина И. Г.

В данной статье обосновываются преимущества эффективного использования электронного учебника в обучении русскому языку как иностранному в силу ряда его особенностей (по сравнению с печатным учебником), являющихся уникальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic features educational multimedia of materials (electronic tutorials)

This article is devoted to an effective use of e-book as a tutor of Russian as foreign are concerned because of its advantages in comperison with printing books.

Текст научной работы на тему «Лингвистические особенности учебных мультимедийных материалов (электронных учебников)»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ)

И.Г. ЧУКСИНА

Балтийская государственная академия, г. Калининград

В данной статье обосновываются преимущества эффективного использования электронного учебника в обучении русскому языку как иностранному в силу ряда его особенностей (по сравнению с печатным учебником), являющихся уникальными.

Компьютерные технологии позволяют в настоящее время решать задачи создания учебников нового типа - электронных учебников /1,3,6/. В научной литературе выделяются следующие преимущества учебников на электронных носителях /4/:

- комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса, учета индивидуальных способностей обучающегося;

- простота хранения больших информационных массивов (справочная информация на диске занимает существенно меньше места, чем несколько томов энциклопедии);

- машинная имитация реальных объектов (систем) с образно-художественным представлением результатов моделирования;

- использование гипертекстового и мультимедийного представления информации и др.

Выделяются группы функциональных, технических, организационных, гигиенических характеристик, учет которых должен привести к эффективному использованию электронного учебника в учебном процессе. Так, например, функциональные условия рассматриваются с позиций соответствия электронного учебника его назначению:

- соответствие содержательного наполнения учебника требованиям действующих образовательных стандартов;

- построение учебного материала в соответствии с действующими дидактическими принципами;

- возможностью осуществления основных педагогических функций (справочная, контролирующая, тренажерная и т.п.);

- создание комфортных условий работы (дружественный интерфейс, возможность психологической разгрузки и др.

Технические условия эффективного использования обеспечиваются за

счет:

- механических манипуляций (клавиатура, мышь);

- акустических воздействий (микрофон, динамики); механи

- аппаратных средств (видеокамера, сканер, принтер и др.).

Некоторые методические задачи, решаемые в ходе самостоятельного изучения языка, могут быть поставлены и решены только в электронном учебнике:

- обеспечение понимания устной речи, звучащей в нормальном темпе, интонационно маркированной;

- моделирование искусственной речевой среды с заранее запрограммированной структурой, в которой происходит общение и адаптация к ней;

- управление процессом обучения путем создания проблемных ситуаций с помощью видеоряда и предложение условий и способов их решения;

- включение в процесс спонтанного говорения, решение на этой основе речевых и поведенческих задач;

- формирование четкого и живого зрительного образа страны и людей.

Создание электронного учебника требует решения новых методических задач (формирование банков данных, их взаимодействия, обеспечение обучающего воздействия разных способов демонстрации учебного материала, создание эталонов ответов, подготовка банков реплик, гипертекстовых ссылок, организация различного рода функциональных кадров и др.), а также и традиционных - способы формирования коммуникативной компетенции путем презентации и тренировки, отбор и организация учебного материала и др.

В электронных учебниках наиболее последовательно реализуются следующие виды действий:

- зрительное и слуховое восприятие;

- повторение фонограммы или чтение текста;

- варьирование слов и структур на основе заданий;

- проигрывание учебных речевых ситуаций на основе опор (визуальных, слуховых);

- вопросы ответы на основе изученного материала (в основном с помощью упражнений на множественный выбор, подстановку);

- выполнение тренировочных упражнений.

Создание электронного учебника сложный, многофакторный процесс. Выделяются следующие основные технологические этапы проектирования и создания электронных учебников /5/:

аналитический этап, включающий разработку общего замысла учебника, построение модели изучаемой дисциплины, формулировку основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение содержания учебника;

- стратегический этап, на котором определяется образ контингента учащихся, описание технологии обучения, методов и приемов обучения;

- тактический этап, на котором разрабатывается композиция и общий план построения электронного учебника, создается его детальный сценарий;

- технолого-конструкционный этап включает формирование авторского коллектива, реализацию сценария в виде программного продукта, внесение уточнений и корректив в сценарий;

внедренческий этап предусматривает апробацию готового продукта в реальном учебном процессе;

прогностический этап, который является завершающим, предполагает анализ результатов обучения, совершенствование электронного учебника с учетом внедренческого этапа.

Нами были проанализированы различного рода мультимедийные учебные материалы по русскому языку как иностранному и английскому языку как иностранному для выявления общих и специфических черт электронных

учебников (не всегда, правда, удается разграничить учебник или учебное пособие перед нами). В каждом из описанных курсов (из было около двадцати) мы по мере возможности пытались рассмотреть три группы характеристик:

- общая характеристика учебника (цели, предполагаемый уровень владения языком, содержание, способы взаимодействия с пользователем),

- особенности методического обеспечения,

- решение технических (программных) задач.

Была проанализирована, в частности, серия дисков по обучению языкам «Golden Russian», «Goldenes Russisch» (производство фирмы «Мультимедиа Технологии»), «Русский с самого начала» (Республиканский мультимедиа центр), RUSLAN 1 (автор Дж. Лонегран, Великобритания), «Деловой английский» («Business English»)(KOMnaHM МедиаХауз), «Английский язык для общения» (автор Т.Н.Игнатова, фирма «Диск-Т»), «Профессор Хиггинс» (ИнтраСофт), REWARD и др.

В основе курса по русскому языку «Русский клуб» (Финляндия), например, лежит анимационное моделирование типовых ситуаций общения (знакомство, представление, устройство в гостинице и др.). Моделируется интерактивная среда общения (клуб), в которой общаются люди разных профессий и национальностей. В курсе используются игры со словами (рулетки, кроссворды и др.). Тренировочный этап сведен к минимуму. Главное презентация -диалогов, выбор тех или иных реплик и ситуаций общения, в которых принимают участие персонажи.

В основе курса «Русская разговорная речь» (для иностранцев продвинутого этапа, авторы М.М.Одесская, Р.А.Харитонова) лежат фрагменты художественных фильмов, в которых представлены образцы разговорной речи. Эти видеофрагменты сопровождаются лексико-грамматическим и лингвострановедческим комментарием, которые дополняются серией тренировочных упражнений. Главная цель курса - научить понимать аутентичную разговорную речь. Диск сопровождается печатным пособием, в котором есть тексты для чтения и упражнения.

Типичными в описанных курсах являются следующие особенности:

выделение различного рода программных модулей - видеофрагменты, озвученные диалоги (обычно со зрительной поддержкой - фотографии, рисунки), автоматический словарь, грамматический комментарий, тренировочный модуль, модуль записи и воспроизведения речи (фонетический аспект), базы данных текстов, типичных ошибок и др.;

ставится задача обучения разным аспектам речи, но прежде всего аудированию, чтению и письму. Говорение активизируется только на уровне воспроизведения (нет обратной связи, взаимодействия с говорящим или слушающим) с анализом (путем сравнения с эталоном) фонетикоинтонационных параметров записанной с помощью микрофона речи речи;.

презентация учебного материала осуществляется прежде всего в форме озвученных диалогов (сопровождаются видеозаписью, картинками) или озвученных текстов для чтения;

активно используются различные виды тренировочных упражнений (подстановка, множественный выбор, поиски соответствий, реконструкция текста, перевод, конструирование по моделям), которые основаны на

предсказуемости ответа учащегося (анализ ответов осуществляется в основном путем сравнения с эталонами, хранящимися в банке данных);

осуществляется запись, анализ и воспроизведение речи пользователя, сопровождаемые информационной поддержкой - осциллограммами, таблицами;

весь информационный массив, в том числе и справочный материал, организован в гипертекстовой форме, что позволяет быстро переходить от одного раздела к другому, от одного типа информации к другой, осуществлять поиск информации на основе гипертекстовых ссылок или ключевых слов;

анализ письменных сообщений, реплик пользователя проводится с помощью сравнения с эталонами, которые хранятся в базах данных, а звуковое сообщение проверяется на основе цифрового распознавания речи;

в компьютерных курсах есть анимационное представление работы голосового аппарата, что помогает в правильной постановке органов артикуляции;

демонстрация видеофргаментов, аудиотекстов сопровождается презентаций печатных (текстовых) материалов, используются озвученные картинки, фотографии, это облегчает восприятие и запоминание информации;

широко используются разного рода диктанты (прослушивание текста, его запись в режиме текстового редактора, затем осуществляется автоматическая проверка записанного пользователем текста на основе сравнения с эталоном);

как правило, функционирует автоматический словарь с толкованием, переводом, зрительной семантизацией и аудиозаписью слова;

выделяются несколько уровней обучения - от простого к более сложным (выбор уровня сложности осуществляется самим пользователем);

активно используются в качестве средства семантизации перевод и зрительная семантизация (рисунки, фотографии) слов;

в особом буфере (банке данных) сохраняются сведения о ходе взаимодействия компьютерной системы с пользователем, об ошибках при выполнении упражнений, о времени, затраченном на выполнение упражнений, для последующей корректировки и исправления;

активно используются различного рода компьютерные эффекты (световое выделение, анимации, звуковые сигналы и др.) для подсказки, выделения информации;

функционируют системы поиска информации по ключевым словам и словосочетаниям;

- в тренировочной части активно используются различного рода игровые задания, например, заполнение анкет, решение кроссвордов, игры со словами и др.;

в некоторых курсах есть Интернет поддержка, которая обеспечивает пользователя дополнительными учебными материалами, методическими рекомендациями.

Как видно из проведенного анализа, ряд особенностей электронных учебников (по сравнению с печатным учебником) являются уникальными, это касается прежде всего способов презентации учебного материала (видео или аудиотекст), упражнений, которые особенно активно используются в курсах, возможности сохранения сведений о ходе учебного диалога (об ошибках, времени, уровне сложности) и др.

Одним из самых больших недостатков всех описанных курсов является недостаточная коммуникативная практика. Основной обучающий упор делается на восприятие, на демонстрацию речевого поведения носителей языка, а также манипулирование различными лексико-грамматическими конструкциями (нередко, правда для решения тех или иных задач общения). Активная коммуникативная практика реализуется в анализируемых курсах очень слабо. Это, прежде всего, обусловлено слабыми возможностями современных компьютер в анализе и распознавании речи.

Специфическими программными компонентами в описанных курсах являются:

экранный кадр (структура интерфейса);

система презентации аудиовизуальной информации;

наличие разных функций (например, выбор модулей), осуществляемых с помощью функциональных клавиш или пиктограмм на экране; система анализа ответа; система гипертекстовых связей;

организация баз данных и доступа к ним с помощью ссылок, ключевых слов.

Необходимо рассмотреть и такую характеристику электронного учебника как реализацию режимов (принципов) a) off-line и б) on-line. Анализ показывает, что большинство учебников использует первый принцип (т.е. без использования средств компьютерной связи и Интернета). Специалисты считают, что будущее принадлежит учебникам, работающим во втором режиме

- on-line. Преимуществом сетевых электронных учебников является их мобильность, интерактивность, которая осуществляется при помощи обратной связи «пользователь - авторский коллектив», «пользователь - преподаватель», а также посредством предусмотренной возможности оперативного обновления содержания учебника. На наш взгляд, обратная связь не должна ограничиваться сбором пожеланий и рекомендаций посредством e-mail, а также проведением разнообразных опросов, осуществляемых авторскими коллективами.

Что касается методической оценки рассмотренных курсов, то некоторые типы электронных учебников реализуют идеи аудиовизуальных учебников, согласно которым учебный процесс состоит из определённых стадий: введение нового материала - имитация - манипулирование - речь. Содержанием обучения является обучение языку как средству общения в ограниченном числе ситуаций.

Учебники такого типа нередко отражают модели обучения, построенные по схеме «стимул - реакция», реализуют следующие стратегии обучения: образец

- имитация - коррекция - тренировка (замены, подстановки) - трансфер умений.

Что касается содержания и целей обучения, представленных в рецензируемых курсах, то следует выделить следующие недостатки:

- нет ориентации на четко выраженные уровни обучения, а цели обучения, заявленные авторами, носят слишком расплывчатый характер;

- задачи обучения реальному общения остаются невыполненными;

- нет четко выраженной связи с существующими традиционными формами обучения и др.

В электронных учебниках овладение лингвистической компетенцией достигается путем выполнения тренировочных упражнений по отработке определенного грамматического явления, например, с помощью имитативных упражнений, упражнений на подстановку, перестановку, трансформацию. Но до формирования подлинной коммуникативной компетенции дело не доходит. Эта задача реализуется пока только в учебниках коммуникативного типа, в которых на первый план выводится активная речевая практика с опорой на реализации коммуникативных потребностей, изучение иноязычной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин Д.В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий // Мир русского слова, 2001, 2. - С. 106 - 109.

2. Аверин Д.В. Размышление об электронных учебниках // Мир русского слова, 2002, 1. - С. 99 - 101.

3. Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного. М.: Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2000. - 149 с.

4. Аленичева Е., Монастырев Н. Этапы создания электронных учебников// Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 103 - 105.

5. Аленичева Е., Монастырев П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 121

- 123.

6. Руденко-Моргун О.И. Компьютерный языковой курс как учебное пособие нового типа. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 1994.

LINGUISTIC FEATURES EDUCATIONAL MULTIMEDIA OF MATERIALS

(ELECTRONIC TUTORIALS)

I.G. CHUKSINA.

The Baltic state academy, Kaliningrad

This article is devoted to an effective use of e-book as a tutor of Russian as foreign are concerned because of its advantages in comperison with printing books.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.