Научная статья на тему 'Лингвистические методы анализа звучащей речи в криминалистике'

Лингвистические методы анализа звучащей речи в криминалистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2079
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвистические методы анализа звучащей речи в криминалистике»

Л.А. Рычкалова

Саратовский юридический институт МВД РФ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ В КРИМИНАЛИСТИКЕ

Задачей исследования звучащей речи в криминалистической фоноскопической экспертизе является выявление

интеллектуального функционально-динамического речевого комплекса устойчивых навыков и умений индивида при реализации им высказываний в устной форме.

Естественно-научной предпосылкой такого выявления служит прежде всего индивидуальность речи человека, ее относительная устойчивость и неповторимость, а также однозначность отображения идентификационных и диагностических элементов и признаков устной речи на фонограмме.

Речевая информация, зафиксированная на фонограмме, исследуется в фоноскопической экспертизе с помощью различных общенаучных и специальных методов, объективность результатов которых проверяется современной акустической анализирующей аппаратурой и компьютерными технологиями. Сочетание методов криминалистики и других наук позволяет экспертам дать объяснение и толкование природы языка интеллектуального действия человека, закономерностей изменения языка под влиянием ситуативных и других факторов, а также трактовать язык как относительно устойчивую для каждого говорящего совокупность свойств речи и звуков, отражающих индивидуальные способности личности. Поэтому предметом изучения каждого метода является языковой материал, в котором в процессе экспертизы выявляются индивидуализирующие признаки человека.

За признаком (свойством) стоит индивидуальная личность, признак - это источник информации о говорящем, средство его опознания.

Относительная стабильность признаков устной речи человека обусловлена устойчивостью анатомических и функциональных характеристик его речевого аппарата, индивидуальностью типа высшей нервной деятельности, мыслительной деятельности, психики. На языковую / речевую индивидуальность человека значительное влияние оказывают такие факторы: возраст,

образование, воспитание, окружающая среда, знания, социальный и профессиональный опыт, культура, мораль, идеология, религия и

др.

Таким образом, устная речь, зафиксированная на фонограмме, предстает перед экспертом-фоноскопистом как сложнейшая система взаимосвязанных речевых и неречевых характеристик, которые отражаются и воспроизводятся в виде единой электромагнитной модели. Поэтому общая методика криминалистической фоноскопической экспертизы

предусматривает использование инструментальных и лингвистических методов анализа устной речи на всех стадиях экспертного исследования.

В методике фоноскопической экспертизы принято выделять субъективные и объективные методы. Одним из субъективных методов является слуховой (аудитивный) метод исследования устной речи, которая анализируется экспертом по слуху. Хотя фоноскопическое исследование стало более совершенным в связи с внедрением компьютерных систем, слуховой анализ по-прежнему выступает в качестве основного метода экспертизы фонограмм. К тому же данные для ЭВМ отбираются экспертом на основе слухового анализа всех прослушанных фонограмм.

В специальной литературе (например, [Грановский, Коблякова, 1985]) отмечается, что слуховой анализ может охватить всю совокупность явлений и черт, присущих как самой звучащей речи, так и сопутствующим им явлениям (фонетического, синтаксического, лексического,

семантического, психологического порядка и т.п.).

Исходя из теории речевой деятельности, слушание понимается как вид рецептивной деятельности человека, которая связана с восприятием и пониманием звучащей речи. Слушание -это индивидуальная способность человека, которая представляет собой сложный процесс, состоящий из анализа звукового сигнала, его перекодирования в психические явления (образы, процессы, состояния), существующие в реальной действительности, а также смысловой (лингвистической) интерпретации (расшифровка смысла и его понимание).

По своей сути слуховой метод является лингвистическим, так как предполагает знание механизма произнесения звуков, системы произносительных навыков, их формирования и закономерностей

индивидуальности произношения. Следует отметить, что научные данные физиологии, психологии, психолингвистики, психоакустики, лингвистики др. наук позволяют совершенствовать слуховой анализ эксперта, изменив требования к его объему, который стал более многомерным, включив совершенно иные виды анализа устной речи: анализ смысловых элементов, стиля речи, синтаксического строя фраз, выбора слов, словарного запаса, ритмико-интонационных особенностей разновидностей устной речи, влияния среды, диалектов, других языков, а также дефектов речи.

Исследуя комплексную (речевую и неречевую) информацию, которая содержится в фонограмме, эксперт устанавливает содержание и смысл высказывания. По структуре речевого акта определяется информация, связанная с партнерами коммуникации, их число и индивидуальные особенности каждого, конкретная ситуация: присутствие посторонних при разговоре, частотность конситуации, связь речи с данной ситуацией, место коммуникации и др., эмоциональное состояние говорящего, особенности темы и формы диалога, наиболее информативные фрагменты высказывания и отдельные слова.

При слуховом анализе устной речи эксперт постоянно сталкивается с ее вариативностью, которая обусловлена разными причинами. Так, определены следующие признаки, влияющие на вариативность речи: внешние-внутренние, искусственные-естественные, умышленные-неумышленные, спорадические-ординарные (спорадические - это единичные, непостоянные признаки устной речи, возникающие под воздействием случайных факторов: болевых, алкогольных, наркотических, простудных заболеваний т.д.; ординарные - признаки, отражающие нормальное состояние артикуляционной базы индивида).

Оценивая значимость слухового метода анализа, нельзя не отметить, что успешное использование в производстве фоноскопической экспертизы автоматизированных методов опознания личности говорящего пока не в состоянии заменить слуховой опыт эксперта, его избирательность и чувствительность при оценке индивидуализирующих признаков человека. Это особенно важно при выявлении маскировки или имитации речи.

Поэтому слуховой метод по достоинству занимает свое место среди других методов в комплексном фоноскопическом

исследовании. Не случайно, что только эксперт может определить на слух важность тех или иных элементов речевой информации для объективного анализа, проводимого инструментальными методами исследования.

Существенно отличается от слухового метода лингвистический, с помощью которого изучаются собственно языковые особенности устной речи. По ним производится отождествление личности говорящего, определяется его групповая принадлежность.

Вопросам использования лингвистического метода в криминалистической фоноскопической экспертизе посвящены работы Г.Л. Грановского, В.А. Снеткова, Г.С. Рамишвили, Е.И. Галяшиной, А.М. Шахнаровича, М.В. Хитиной и др.

Лингвистический метод анализа заимствован из языкознания, где разработан комплекс экспериментально-фонетических методов, позволяющих проводить объективные исследования устной речи. В криминалистических исследованиях лингвистический метод подвергся «существенной трансформации в соответствии со специфическими задачами и объектами исследования» (см. об этом, например, [Россинская, 1996, с. 7]), пополнился системой научно обоснованных криминалистических методов, использованием своеобразных приемов и технических средств. При идентификационных и диагностических экспертных исследованиях лингвистический метод обычно входит в общую комплексную систему изучения речевой информации, содержащейся в фонограмме.

Естественно-научной основой его применения в криминалистическом исследовании устной речи является ее лингвистическая индивидуальность и относительная устойчивость. Необходимость использования этого метода в фоноскопической экспертизе обусловлена возможностью его применения при анализе фонограмм с низким качеством записи, так как это трудно сделать методами инструментального анализа.

Основной задачей лингвистического анализа является выявление в устной речи лингвистических индивидуализирующих признаков говорящего, которые способствуют решению криминалистических задач.

Владение устной речью можно понимать как умение понять и сказать нужные слова в нужное время и в нужной ситуации, что

требует от говорящего значительных усилий и связано с формированием у него речевых навыков. Навыки входят в состав умений в качестве их компонентов. Так, умение говорить предполагает, что говорящий владеет лексическими, грамматическими, фонетическими и другими навыками. Принято выделять собственно речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические) и двигательные (обеспечивающие произнесение звуков). Произносительные навыки обеспечивают звуковое оформление устной речи; лексические - выбор говорящим лексических единиц, их правильное сочетание друг с другом; грамматические - правильное оформление сочетаний слов и предложений. На основе умений говорить решаются коммуникативные задачи, связанные с получением и передачей информации говорящими.

С учетом этих навыков и умений в фоноскопической экспертизе используется специальная классификация криминалистически значимых для идентификации и диагностики лингвистических признаков устной речи. В классификации наряду с понятием «признаки устной речи» приведены понятия признаков соответствующих навыков и умений, таких как артикуляционного - согласованных движений органов речи; произносительного -умения произносить звуки речи, присущие конкретному языку; интонационного - умения использовать ритмико-интонационные средства устной речи; орфоэпического - соблюдение норм литературного языка; лексического - умения применять семантические и грамматические нормы словоупотребления; стилистического - умения употреблять слова, выражения, устойчивые речевые конструкции, наиболее ярко выражающие смысл высказывания.

Признаки устной речи в криминалистике подразделяются на общие и частные. Общие отражают самые существенные свойства устной речи, присущие ей в целом, а частные - отдельные стороны элементов устной речи. Поэтому определяющими являются общие признаки.

Так, общие фонетические признаки отражают степень развития артикуляционных навыков, которая обозначается (высокая, средняя, малая). В основе этих признаков лежит характеристика темпа движения артикуляционного аппарата (темп

быстрый, средний, медленный, патологически замедленный). При этом темп и степень координации определяются по ряду признаков:

- четкость и ясность артикуляционной связности произносимых звуков;

- рациональность дыхательных движений в процессе говорения;

- ритмичность - устойчивость артикуляционного навыка при произнесении одинаковых звуков.

Классификация частных фонетических признаков устной речи включает:

- признаки артикуляционных навыков - произношение звуков гласных и согласных (место и способ их образования); по участию в образовании звуков речевых органов (активные, пассивные, внешние, внутренние);

- интенсивность функционирования артикуляционных органов при произнесении звуков (мышечная интенсивность); особенности произнесения звуков, обусловленные дефектами речевого аппарата (дефекты дикции) - шепелявость, картавость, гнусавость.

При анализе звуков речи в классификацию включены общие и частные признаки фонологических навыков. Так, общие признаки определяются степенью развитости орфоэпических (произносительных) навыков, которая оценивается в зависимости от числа произносительных ошибок. Различают высокоразвитый навык, развитый, слаборазвитый и неразвитый. Качественные показатели навыка: правильно - неправильно, нормативно -ненормативно; степень ритмической организованности речи (расстановка ударений, пауз), которая определяется как высокая, средняя, низкая.

Частные признаки фонологических навыков представлены следующими нарушениями: неправильным, ненормативным произнесением звуков, слов.

В классификации общих идентификационных и диагностических признаков устной речи, так называемого речевого ядра, выделяется уровень владения устной речью, который оценивается (высокий, средний, низкий), что свидетельствует о развитости / неразвитости мыслительной деятельности говорящего. Так, скудость словарного запаса, стереотипные, краткие, неполные,

а порой невразумительные фразы говорят о низком уровне владения устной речью.

Уровень владения устной речью оценивается и степенью развитости грамматических навыков. Естественно, что показателем данного навыка является наличие или отсутствие грамматических ошибок и их количество, т.е. используются при оценке качественные и количественные критерии.

Степень развитости стилистических навыков позволяет оценить индивидуальный стиль говорящего, который представляет собой совокупность языковых средств, отражающих выработанные в процессе обучения и речевой практики навыки и умения использовать речь для выражения своих мыслей. Степень развитости стилистических навыков может быть высокой, средней, малой.

Уровень владения устной речью включает идентификационную и диагностическую значимость своеобразия навыков использования говорящим языковых средств. К ним относятся навыки использования предложений определенного типа (простых и сложных), союзной либо бессоюзной связи, употребление обособлений, различных фразеологических оборотов.

При их оценке используются качественные и количественные критерии.

Свойства навыков устной речи проявляются в лексических навыках и в словарном запасе говорящего. Словарный запас может быть значительным (большим) или ограниченным (малым). О большом словарном запасе свидетельствует свободное использование говорящим синонимов, антонимов, сравнений, определений. Так, к общим признакам лексических синонимов относится использование профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов, арготизмов, использование лексики других языков, просторечных выражений, а также лексические ошибки, связанные с индивидуальным словотворчеством.

Стереотипные свойства навыков речи проявляются в определенных ситуациях, которые могут быть привычными, когда говорящий в нормальном психическом состоянии, и непривычными - при наличии каких-то раздражителей. Поэтому свойства рассматриваемых навыков и умений в зависимости от условий могут быть вариативными (подвижными), что учитывается

при оценке их значимости и меры совпадения. Это особенно должно быть учтено в случаях имитации признаков речи и в целях умышленного их искажения, т.е. в качестве маскировки. Обычно это связано с изменением стилистических и лексических признаков речи, а также за счет нарочитого снижения грамотности и отказа от сложных языковых средств.

Таким образом, классификация лингвистических признаков устной речи, используемая в процессе криминалистической фоноскопической экспертизы, способствует выделению смысловой и личностной информаций. Под смысловой информацией понимается совокупность сведений, содержащихся в данном сообщении, а под личностной - языковое выражение содержания и структуры устного выступления. Однако и смысловая, и личностная информации в звучащей речи, зафиксированные на фонограмме, выступают нерасчлененно, и вычленить их параметры представляет значительную трудность для эксперта. Особенно трудно это бывает тогда, когда на экспертизу поступают тексты малого объема (длительность звучания 1 минута и менее), например, телефонные. В таких случаях анализ речевых единиц проводится на акустическом и фонетическом уровнях.

По мере становления и совершенствования методов исследования криминалистической фоноскопической экспертизы в процессе ее производства стала широко применяться компьютерная техника, которая обеспечивает быстрый и удобный доступ эксперта к различного рода справочному материалу. Однако никакая автоматизированная система пока не в состоянии заменить слуховой и лингвистический методы анализа устной речи., особенно при определении вариабельности речевого сигнала, которым говорящий может осознанно / неосознанно управлять, скрывая свои намерения и эмоциональное состояние, что оказывается важным при решении экспертных задач. Кроме того, автоматизированная система рассчитана на обработку звукового сигнала с нормальной коррекцией акустических параметров, т.е. фонограмм высокого качества изготовления, а в случаях некачественного изготовления, наличия искажений, помех, замены оригинала копией главным становится слуховой опыт эксперта-фоноскописта.

Достоинство лингвистических методов анализа заключается в том, что эксперт с их помощью способен улавливать тончайшие

нюансы звучания речи, оценивать их различия, не поддающиеся в настоящее время инструментальным исследованиям. К тому же эксперт сравнительно легко адаптируется к достаточно высокому уровню помех и искажений, которые зачастую имеют место в исследуемых фонограммах. Не случайно, что все автоматизированные системы распознавания речевого сигнала предназначены для работы в диалоге с экспертом. Главное назначение всех систем - помочь эксперту проверить правильность / неправильность выдвинутых им гипотез, сформировать совокупность индивидуализирующих признаков говорящего, а в целом облегчить трудоемкую процедуру фоноскопической экспертизы и сократить ее сроки.

Литература

Некоторые положения методики экспертного исследования общих признаков разговорной речи // Экспертная техника. М., 1985. №84.

Российская Е.Р. Профессия - эксперт. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.